Работа школьного музея
статья

Осколова Любовь Петровна

Работа по самообразованию "Новые технологии в работе школьного библиотекаря" Программа работы школьного музея

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_shkolnogo_muzeya.docx25.69 КБ

Предварительный просмотр:

МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА.

 Слово «музей» происходит от греческого «museion» и латинского «museum» - «храм». Музей - место, посвященное наукам и искусствам. Музей - учреждение, которое занимается собиранием, изучением, хранением и показом предметов и документов, характеризующих развитие природы и человеческого общества и представляющих историческую, научную или художественную ценность.  

Детская  аудитория традиционно является приоритетной категорией музейного обслуживания. Кроме того, сейчас уже ни у кого не вызывает сомнения, что приобщение к культуре следует начинать с самого раннего детства, когда ребенок стоит на пороге открытия окружающего мира.  

Работу нашего музея, безусловно, можно отнести к одной  из замечательных находок  духовно-нравственного воспитания и образования школьников. Музей возник  при библиотеке для хранения пособий по истории и природе родного края: собрания оформленных учащимися краеведческих материалов: поделок, старых книг, фотографий, воспоминаний и других предметов и документов. Школьный музей в течение сравнительно короткого времени получил широкое распространение в педагогической практике как эффективное средство обучения и воспитания  школьников.

Актуальность музейной темы определяется современной социально-экономической и образовательной реформой школы, её значимостью в возрождении и развитии духовно - нравственных ценностей, необходимостью формирования высоких морально - этических принципов учащихся, подготовкой молодёжи к активному участию в развитии гражданского общества и российской государственностью. Роль и значение школьных музеев возрастает в связи с необходимостью реализации государственной и региональной программы по духовно- нравственному воспитанию молодёжи.  

Научная новизна работы заключается в обстоятельном анализе главных функций, содержания форм и методов деятельности школьного музея.  Проект « Школьный музей»  нацелен на решение проблем совершенствования образовательного процесса, интегрированного в комплексе музейной работы, направленной на развитие творческих способностей учащихся, аналитического мышления, индивидуализации в изучении школьной программы в тесной связи с практикой и определением профессионального интереса. сохранение лучших школьных традиций

                 В проекте отображён опыт работы музея и его Совета. Рассмотрены формы участия школьников в работе музея, пути сотрудничества с другими музеями и учреждениями культуры.

Работа школьного музея основана на проектной деятельности классов по воспитательной программе «Я - планета». Программа «Я – Планета» стала основой для работы школьного музея по нравственно-духовному воспитанию детей на базе школьной библиотеки.

Школьный музей в нашей школе был создан как форма образовательной и воспитательной работы по инициативе выпускников, родителей, учащихся и педагогов школы. Он возник как ответ на социальный заказ, который поступает образовательному учреждению от представителей ученической, родительской или педагогической общественности и как результат собственной поисково-собирательной и исследовательской деятельности. В музее школы учащиеся занимаются поиском, хранением, изучением и систематизацией подлинных документов об истории школы, природы родного края, различных предметов и документов о деятельности педагогов, выпускников школы. На базе музея работает клуб «Содружество», который объединяет учащихся ,педагогов и ветеранов труда ,находящихся на заслуженном отдыхе, благодаря которому ветераны педагогического труда чувствуют свою нужность и значимость, а дети приобщаются к великой профессии педагога, учатся ценить и уважать людей этой профессии .В клубе состоятся встречи  , дискуссии, вечера воспоминаний, совместная подготовка к знаменательным датам, концерты, конкурс «Мир моих увлечений», где ветераны представляют свои творческие работы. Традиционно проводится вечер памяти  , вспоминаются те педагоги МОСШ №1, кого уж нет на этой земле.

Музей стал не просто особым учебным кабинетом школы, но  и одним  из воспитательных центров открытого образовательного пространства.

Цель музейной деятельности - формирование чувства ответственности  и гордости за историю родной школы, художественной культуры края, гордости за свое Отечество, педагогов-ветеранов, школу, семью, т.е. чувства сопричастности к прошлому и настоящему малой Родины осуществляется через проектную деятельность на базе музея.

Школьный музей, являясь частью открытого образовательного пространства, призван быть координатором духовно -нравственной деятельности образовательного учреждения, связующей нитью между школой и другими учреждениями культуры, общественными организациями, между учащимися и педагогами.

Стержнем любого музея является история. Стержнем нашего музея является история семьи, школы, отдельного   выпускника,   педагога.   В   каждом  из   таких свидетельств отражается какая - то частица истории. Из таких фрагментов в конечном итоге складывается история человеческого общества.

 Постоянное увеличение потока информации требует такой организации познавательного процесса, при котором учащиеся параллельно с освоением определенного запаса знаний, удовлетворяют потребности в самостоятельном «написании» истории.  

Такую уникальную возможность представляет работа над проектами по программе «Я - Планета». Каждый класс в начале учебного года выбирает проект над которым работает. Проект может быть одногодичным или двухгодичным. Заместитель директора школы контролирует работу над школьными проектами. Классные руководители организуют работу с классом по проектной деятельности. Тематика проектов соответствует планированию воспитательного процесса в школе, календарным  знаменательным датам. Например:  в  2010 году удачно прошла работа над проектами,  приуроченными к году Учителя, к 80 - летию со дня основания ХМАО,  к 65 летнему юбилею со Дня Победы в ВОВ.

Музей обладает огромным образовательно – воспитательным потенциалом, так как он сохраняет и экспонирует подлинные исторические документы. Эффективное использование этого потенциала для воспитания учащихся в духе патриотизма, гражданского самосознания, высокой нравственности является одной из важнейших задач школьного музея.  

Участие детей в поисково-собирательной работе, изучении и описании музейных предметов, создании экспозиции, проведении экскурсий, встреч с ветеранами педагогического труда, вечеров, конференций способствует заполнению их досуга. В процессе исследовательской деятельности учащиеся овладевают различными приемами и навыками краеведческой и музейной профессиональной деятельности, а в ходе краеведческих изысканий - основами многих научных дисциплин, не предусмотренных школьной программой. В зависимости от профильной тематики школьного музея дети знакомятся с основными понятиями и методиками генеалогии, археологии, источниковедения, этнографии, музееведения и т.п.

Кроме того, учащиеся постигают азы исследовательской деятельности. Они учатся выбирать и формулировать темы    исследования,    производить    историографический    анализ    темы, заниматься поиском и сбором источников, их сопоставлением и критикой, составлением научно-справочного аппарата, формулированием гипотез, предположений, идей, их проверкой, оформлением выводов исследования и выработкой рекомендаций по использованию достигнутых результатов. В итоге у детей формируется аналитический подход к решению многих жизненных проблем, умение ориентироваться в потоке информации, отличать достоверное от фальсификации, объективное от субъективного, находить взаимосвязи между частным и общим, между целым и частью и т.п.

Знакомясь с документальными, вещевыми,  изобразительными объектами наследия в среде их бытования, в музеях и архивах, учащиеся получают более конкретные и образные представления по истории, культуре и природе своего города; учатся понимать, как история малой Родины связана с историей России, как различные исторические, политические и социально - экономические процессы, происходящие в государстве и в мире, влияют на развитие этих процессов в родном городе, школе.  

Таким образом, конкретизируются и расширяются знания и представления детей, почерпнутые при изучении школьного курса истории и обществоведения, реализуется региональный компонент образовательных стандартов, то есть изучается история Сибири.

Школьный музей имеет ряд признаков:

1.Основной признак нашего музе, - наличие фонда  подлинных  материалов,   представляющих  собой  первоисточники сведений об истории школы.. Эти предметы и документы составляют основу музея.

2.Школьный музей предполагает наличие экспозиции. Экспозиционные материалы музея с достаточной полнотой и глубиной раскрывают содержание избранной темы. Материалы экспозиции выставляются в определенной системе - в соответствии с логикой разделов музея.  

3.Музей имеет необходимое помещение и оборудование, обеспечивающее хранение и показ собранных коллекций.  

4.Обязательное условие функционирования школьного музея – постоянный актив учащихся – у нас работает Совет музея, способных вести под руководством педагога систематическую поисковую и исследовательскую работу, участвует в комплектовании, учете и хранении фондов, в показе и пропаганде собранных материалов.  

5.В деятельности нашего  музея прослеживаются элементы социального партнёрства.

Все эти признаки говорят о достаточно эффективной работе Школьного музея.

   Главное отличие образовательно-воспитательного эффекта в деятельности школьного музея от музея государственного заключается в том, что ребенок выступает здесь не как потребитель продукта музейной деятельности, а как активный его создатель. Участвуя в поисково – собирательной работе, учащиеся постоянно соприкасаются с историей школы, города независимо от того, какую тему они изучают.  

Феномен школьного музея состоит в том, что его образовательно-воспитательное влияние на детей наиболее эффективно проявляется в процессе их участия в осуществлении различных направлений музейной деятельности, в  частности- проектная деятельность по различным поисковым материалам по истории школы.

Школьный музей обладает практически неограниченным потенциалом воспитательного воздействия на умы и души детей и подростков. Участие в поисково-собирательной работе, встречи с интересными людьми, знакомство с историческими фактами помогают учащимся узнать историю и проблемы родного края изнутри, понять, как много сил и души вложили их предки в экономику и культуру края, частью которого является семья и школа. Это воспитывает уважение к памяти прошлых поколений, бережное отношение к культурному и природному наследию, без чего нельзя воспитать патриотизм и любовь к своему Отечеству, к малой Родине.

Школьный музей дает возможность детям попробовать свои силы в разных видах научной, технической и общественной деятельности. Школьный музей - это сложный организм. Его жизнеспособность целиком зависит от слаженной,  творческой работы   коллектива педагогов и учащихся. Школьный музей позволяет репетировать социальные роли, у ученика возникает возможность выступать попеременно и в роли лидера, и в роли исполнителя. Работа в составе Совета школьного музея, являющегося органом ученического соуправления, прививает участникам навыки управленческой деятельности, воспитывает чувство сопричастности с происходящими событиями.  

Важным направлением работы школьного музея является документирование истории школы, при которой функционирует музей, а именно документирование наиболее интересных и значимых событий, происходящих в ее стенах. Таким образом, школьный музей берет на себя «летописную функцию», чем целенаправленно не занимается практически ни одно государственное учреждение. Создавая летопись школы, школьный музей ликвидирует «белые пятна» в ее истории.

Овладение основами музейного дела, знакомство со спецификой различных профессий, ремесел, народных промыслов в процессе краеведческих изысканий оказывают определенное влияние на профессиональную ориентацию учащихся.         Принципы работы школьного музея заключаются в следующем:

  -систематическая связь с уроками, со всем учебно-воспитательным процессом;

-проведение научного и учебно-исследовательского поиска, включающего в себя краеведение как базу развития и деятельности школьного музея;

  -использование в учебно-воспитательном процессе разнообразных приемов и форм учебной и внеурочной работы музейных уроков, школьных лекций, семинаров, научно-практических конференций, поисковой и проектной деятельности, шефской помощи ветеранам и др.;

-опора музейной деятельности на предметные кружки и факультативы, элективные курсы, проектную деятельность по программе «Я - Планета»;  

-самостоятельность, творческая инициатива учащихся, выступающая важнейшим фактором создания и жизни музея;

-помощь руководителю музея, Совету музея со стороны учительского коллектива, ветеранов педагогического труда;

  -связь с общественностью, с ветеранами войны и труда, ветеранами локальных войн, ветеранами педагогического труда;

-обеспечение единства познавательного и эмоционального начал в содержании экспозиций, проведении экскурсий, во всей деятельности музея;

-строгий учет, правильное хранение и экспонирование собранных материалов;

-организация постоянных связей с государственными музеями и архивами, их научно-методическая помощь школьным музеям.

В музее создается медиатека, основное назначение которой заключается в  дублировании хранящихся в музейных фондах подлинных исторических документов.

Наш Музей имеет ряд тематических картотек, в которых музейные предметы систематизируются по самым разным признакам. Они помогают ориентироваться в материале, связанном с конкретными деятелями, а также хронологические, географические и другие картотеки.  

На основе музейных фондов строятся постоянные экспозиции и выставки музея.

Создать школьный музей, обеспечить выполнение им своих образовательно-воспитательных и памятнико - охранных функций можно лишь при условиях достаточно серьезной  работе педагогов и актива школьного музея, глубокого понимания ими целей и методов поиска, собирания, учета, научного описания и использования объектов наследия -музейных предметов.

В основе деятельности нашего музея лежит социальное проектирование. Проекты являются объектом комплектования, научного изучения и описания, использования в экспозиционной, выставочной, образовательно-воспитательной и других формах музейной деятельности. Главная функция музейного  проекта заключается в том, чтобы быть источником информации о тех процессах, событиях и явлениях, с которыми был связан данный  проект. Краеведов и актив школьного музея  особенно интересуют раритеты и реликвии, и самые обычные, достаточно широко распространенные предметы, если они каким-либо образом связаны с изучаемым событием или явлением. Это могут быть предметы школьного инвентаря - старые карты, глобусы, энциклопедии. Это могут быть предметы, необходимые в повседневной учебной деятельности прошлых лет - ручки, чернильницы, тетради, дневники. Это могут быть предметы, относящиеся к значимым общешкольным событиям и явлениям - альманахи, знамена, кубки, медали, ценные подарки.  

Эта проблема так же решается через социальное проектирование. Например, через проект «Старой книге - вторую жизнь», «По этим книгам училась моя мама», «История пионерского галстука», «Жизнь октябрятского значка».  Конечно, сами предметы, если это не письменные документы, звукозаписи, кино - фотодокументы и т.п., мало что могут поведать нам о событии, однако их принадлежность, причастность к конкретному историческому эпизоду, зафиксированная в музейной документации, делает эти предметы артефактами истории - историческими источниками.

Площади для хранения школьных музейных фондов не безграничны, ограничены и возможности самого музея в экспонировании музейных предметов, поэтому перед нами встала дилемма: как в меньший объем источников вместить максимум информации об изучаемом событии или явлении. Может быть поэтому в нашем школьном музее в основном хранятся письменные и изобразительные исторические источники, оформленные в виде социальных проектов. Жизнь нашего школьного музея началась с социального проекта «Школьный музей» который занял 1 место в районном конкурсе социальных проектов.

Фонды школьного музея постоянно пополняются, так как музей не только аккумулирует документальные свидетельства прошлого, но и создает летопись сегодняшнего дня школы, сотрудничая с участниками клуба ветеранов педагогического труда МОСШ №1 «Содружество» при библиотеке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы школьного семейного клуба "Диалог" МОУ "СОШ №4" г. Железногорска Курской области ( руководитель Е.Н. Чернухина) : От монолога к диалогу

Данный опыт является актуальным в современных условиях и имеет большое практическое значение для совершенствования образовательного процесса в образовательном учреждении, поскольку роль семьи в воспит...

Статья "Гражданское и патриотическое воспитание школьников на базе школьного музея"

Статья о роли школьного музея в образовательном учреждении...

Отчет о работе школьного научного общества «Поиск»

Отчет о работе школьного научного общества «Поиск»  МБОУ «Учхозская СОШ» за 2016-2017 г....

План работы школьной библиотеки 2018-2019 учебный год

В плане отражены основные мероприятия работы педагога-библиотекаря...

Перспективный план работы мини-музея «Воздух - невидимка»

Перспективный план работы мини-музея «Воздух - невидимка»...

Деятельность школьного музея «Возрождение» в рамках реализации Программы воспитания школы в период 2017-2022гг.

В данной презентации представлена деятельность школьного музея "Возрождение" по трем направлениям:1. Создание экспозиций2. Проектная деятельность3. Участие в конкурсах и мерпориятиях различн...

Уголок Боевой Славы школьного музея

В презентации представлен уголок Боевой Славы, принимавший участие  в смотре- конкурсе школьных музеев Боевой Славы в 2018 году и ставший победителем в номинации "Маршруты Боевой памяти"...