Применение современных компьютерных технологий на занятиях по спецдисциплинам в рамках реализации ФГОС СПО
методическая разработка

Велиева Залина Сейрановна

Доклад содержит материал о том, каким образом можно использовать современные компьютерные технологии на занятиях по спецдисциплинам в рамках реализации ФГОС СПО, на примере дисциплины МДК.01.06 "Методика обучения продуктивным видам деятельности с практикумом".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx38.58 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

ИНЖЕНЕРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ

ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

«КРЫМСКИЙ ИНЖЕНЕРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ДОКЛАД

Применение современных компьютерных технологий на занятиях по спецдисциплинам в рамках реализации ФГОС СПО

Выполнила:  

преподаватель методик

начального образования

Велиева Залина Сейрановна

СИМФЕРОПОЛЬ, 2018

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

  1. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИКТ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ…………………………………………………………………5
  2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ НА РАЗЛИЧНЫХ ЭТАПАХ УРОКА ТЕХНОЛОГИИ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ………………………….10

ВЫВОДЫ………………………………………………………………………...16

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….18

ВВЕДЕНИЕ

Сложившаяся в настоящее время социально-экономическая обстановка требует от будущих специалистов наличия не просто знаний в будущей профессиональной деятельности, а сформированности наиболее необходимых умений и профессиональных качеств личности. Приоритетом среднего профессионального образования провозглашаются развитие общего интеллектуального потенциала и универсальных умений будущих специалистов. Как показывает международный опыт, такие качества, как самостоятельность, мобильность, личностная и профессиональная самореализация, способность к самостоятельной постановке задачи и творческому решению проблем - наиболее активно проявляются и развиваются в контексте внедрения ФГОС.

В условиях динамично меняющегося мира, постоянного совершенствования и усложнения технологий информатизация сферы образования приобретает фундаментальное значение. Данное направление развития образовательной отрасли, как подчёркивается в государственных документах, признаётся важнейшим национальным приоритетом.

Одним из главных направлений процесса информатизации современного общества является информатизация образования – процесс обеспечения сферы образования методологией и практикой разработки и оптимального использования современных информационных технологий, ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения, воспитания. В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из них, которые формируют практические навыки анализа информации, самообучения, стимулируют самостоятельную работу обучающихся, формируют опыт ответственного выбора и ответственной деятельности. Отсюда возникает необходимость в появлении новой модели обучения, построенной на основе современных информационных технологий, реализующей принципы личностно-ориентированного  образования.   Важнейшее из условий, которое способствует возникновению заинтересованного отношения к любому изучаемому предмету— мотивация учебно-познавательной деятельности обучающихся, а также их активные и сознательные действия, направленные на освоение материала.

  1. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИКТ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

Информационные технологии, рассматриваемые как один из компонентов целостной системы обучения, не только облегчают доступ к информации, открывают возможности вариативности учебной деятельности, ее индивидуализации и дифференциации, но и позволяют по-новому организовать взаимодействие всех субъектов обучения, построить образовательную систему, в которой обучающийся был бы активным и равноправным участником образовательной деятельности.  Внедрение новых информационных технологий в учебный процесс позволяет активизировать процесс обучения, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп занятия, увеличить объем самостоятельной работы обучающихся. Поэтому использование информационно- коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе является актуальной проблемой современного  образования. Сегодня необходимо, чтобы каждый преподаватель по любой дисциплине мог подготовить и провести занятие с использованием ИКТ, которое будет более яркое и увлекательное.  Особую роль в управлении качеством образования могут сыграть именно современные информационные технологии, основой которых являются компьютеры и компьютерные системы, различные электронные средства, аудио- и видеотехника. Также, внедрение компьютерных технологий на занятиях  позволяет повышать интерес обучающихся, развивать творческое мышление, формировать целостное отношение к информационным знаниям и навыкам информационной деятельности, к образованию и самообразованию с использованием информационных технологий и мультимедиа – и  Интернет-ресурсов.

Использование ИКТ в процессе обучения способствует: осуществлению индивидуального и дифференцированного подхода к обучающимся; повышению эффективности учебного процесса в области овладения умениями самостоятельного извлечения знаний; развитию личности обучающегося; подготовке его к комфортной жизни в условиях информационного общества.

ИКТ позволяют оптимизировать занятие, сделать его более ярким, запоминающимся и выразительным, более грамотно и доступно объяснить материал и, главное, сделать работу всей учебной группы одновременной.

Для реализации идеи информатизации в нашем колледже оборудован кабинет компьютерных технологий для проведения занятий по учебным дисциплинам с использованием информационных технологий, компьютерного тестирования, индивидуальных работ обучающихся и преподавателей.

Преподаватели Инженерно-педагогического колледжа используют информационные технологии:

• в учебно-воспитательном процессе:

• в изучении дисциплин информационного блока;

• при компьютерном сопровождении уроков по различным дисциплинам;

• при компьютерном тестировании;

• при подготовке творческих, научно-исследовательских работ;

• при обращении к информационным ресурсам учебного заведения;

• при посещении сайта учебного заведения;

• при обращении к сети Интернет;

• при организации и проведении внеклассных мероприятий;

• в управлении:

• для оформления документации;

• для создания и обращения к информационным ресурсам колледжа;

• для разработки и обновления сайта учебного заведения.

Изучение вопроса программной поддержки образовательного процесса в колледже позволило выявить и охарактеризовать наиболее часто используемые программные продукты. Среди них:

• компьютерные презентации занятий или их фрагментов;

• видеоматериалы, учебные кинофильмы;

• электронные словари, справочники, энциклопедии, пособия и учебники;

• тестовые и контролирующие программы.

Компьютерные презентации занятий или их фрагментов являются наиболее распространенным способом использования преподавателями колледжа информационных технологий при проведении занятий. Широкое использование мультимедийных презентаций в учебном процессе можно объяснить легкостью освоения программы MS PowerPoint, необходимой для их разработки, и большим количеством возможностей этой программы таких как, размещение текста, таблиц, схем, диаграмм, рисунков, фотографий, видео, которые можно сопроводить звуком и анимационными эффектами. Использование мультимедийных презентаций позволяет сделать урок более наглядным, повысить уровень восприятия материала, сконцентрировать внимание обучающихся  на важных моментах изучаемой темы, тем самым повысить качество усвоения материала.

Оценивая эффективность применения ИКТ в колледже, можно отметить существенные преимущества:

  • формирование у обучающихся исследовательских способностей, готовности принимать оптимальные решения, основных способов работы с информацией;
  • развитие коммуникативных способностей, личностных качеств для продуктивного сотрудничества в условиях информационного общества;
  • повышение уровня знаний студентов, ускорения и улучшения подачи материала, активизации обучения, что позволяет повысить эффективность обучения в случае, если требуется подача большого и достаточно трудного для усвоения студентами материала;
  • разнообразие форм учебной деятельности;
  • комфортность работы с материалом;
  • повышение мотивации обучения;
  • усиление наглядности занятия;
  • эффективность усвоения материала;
  • оптимизация процесса обучения.

Использование ИКТ позволяет проводить занятия:

  • на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (музыка, анимация);
  • обеспечивает наглядность;
  • привлекает большое количество дидактического материала;
  • повышает обьем выполняемой работы на занятии в 1,5 – 2 раза;
  • обеспечивает высокую степень дифференциации обучения (применение разноуровневых заданий).

Основные направления использования компьютерных технологий на занятиях:

  • визуальная информация (иллюстративный наглядный материал);
  • интерактивный демонстрационный материал (упражнения, опорные схемы, таблицы, понятия);
  • тренажер;
  • контроль за умениями и навыками обучающихся;
  • самостоятельная поисковая, творческая работа обучающихся.

В процессе преподавания с использованием ИКТ педагоги учитывают ряд принципиальных требований:

  • применять наглядные способы представления учебного материала с использованием мультимедиа, обеспечивать доступ к необходимым информационным ресурсам;
  • использовать компьютерные технологии на всех изучаемых дисциплинах и МДК в течение всего учебного процесса;
  • обеспечивать свободу выбора методики, стиля и средств обучения с целью выявления творческих индивидуальных способностей обучаемого в сочетании с возможностью их коллективной деятельности на основе информационных технологий и телекоммуникационных систем;
  • создавать и применять на занятиях научно и методически обоснованные системы преподавания дисциплин (МДК) с использованием компьютерных технологий.

  1. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ НА РАЗЛИЧНЫХ ЭТАПАХ УРОКА ТЕХНОЛОГИИ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

Наличие современного компьютерного и программного обеспечения, оптимальная и рациональная организация учебной и учебно-методической работы позволяют повышать мотивацию и качество подготовки обучающихся нашего колледжа, так как теоретическая подготовка преподавателей в области применения ИКТ в обучении повышается, а также совершенствуются практические навыки владения прикладным программным обеспечением. Следовательно, круг приобретенных компетенций студентов становится шире и соответствует требованиям современного образования.

Исходя из  вышесказанного, нами, преподавателями  информатики и методик начального образования Инженерно-педагогического колледжа, было решено поделиться опытом применения  современных компьютерных технологий на занятиях по спецдисциплинам в колледже.  Таким образом, цель нашей работы: показать практическое применение  ИКТ технологий на занятиях по спецдисциплинам в колледже, а затем, использование полученных  знаний и умений, нашими обучающимися на практике, при проведении уроков в школе. В нашем колледже, безусловно, все преподаватели широко применяют на своих занятиях  междисциплинарую связь, которая помогает обучающимся закрепить знания, полученные на различных дисциплинах.

В данной работе, на примере проведенного бинарного занятия по дисциплинам «Информатика» и «Методика обучения продуктивным видам деятельности», будет показано, каким образом обучающиеся могут применять знания и умения, полученные на «Информатике», в процессе закрепления и повторения проведения урока «Технология».

Тема занятия:  Методика использования ИКТ на различных этапах урока технологии в начальных классах.

Цели: закрепление знаний обучающихся об особенностях построения урока «Технология» и методике использования ИКТ на различных его этапах; сформировать специальные умения и навыки по предметам «Информатика», «Методика обучения продуктивным видам деятельности»; развитие умений обучающихся обобщать полученные знания, проводить анализ и сравнения, делать необходимые выводы; воспитание интереса к своей будущей профессии; воспитание творческого отношения к учебной деятельности; развитие умения работать в команде и брать на себя ответственность за работу команды и результат выполнения задания.

Профессиональные  компетенции  (ПК):

ПК 1.1 Определять цели и задачи, планировать уроки.

ПК 1.2 Проводить уроки.

ПК 1.3 Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты обучения.

ПК 4.4 Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов,

выступлений.

ПК 4.5 Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования.

Общие компетенции (ОК):

ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2 Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3 Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

ОК 4 Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5 Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

ОК 6 Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.

Цель бинарного урока – создать условия мотивированного практического применения знаний, навыков и умений, дать студентам возможность увидеть результаты своего труда и получить от него радость и удовлетворение. Бинарный урок по своей природе является одной из форм проекта. Обычно это межпредметный внутренний краткосрочный или средней продолжительности проект. Поэтому для того, чтобы обучающиеся увидели эти результаты,  а также получили опыт подготовки уроков с использованием ИКТ, мы  выбрали данный вид учебного занятия. Хочется отметить, что данное занятие являлось  авторской разработкой. Все материалы, использованные  на нашем занятии и которые можно использовать при проведении урока технологии, разработаны и созданы студентами самостоятельно и совместно с преподавателями. Начиная с задумки сюжетной линии, заканчивая реализацией с помощью различных программ. Программное обеспечение, используемое для создания материалов (видео – фрагменты из мультфильмов, аудио сопровождение – озвучивание героев мультфильмов, презентации) представлено было  в буклетах с методическими рекомендациями. Все изделия, которые были  представлены на этих уроках, выполнены студентами самостоятельно.

Предмет «Технология» имеет особенности в структуре.

  1. Организационный момент.
  2. Постановка учебной задачи.
  3. Вводная беседа.
  4. Демонстрация изделия.
  5. Анализ изделия.
  6. Инструктаж техники безопасности.
  7. Физкультминутка.
  8. Практическая часть. Творческий вклад обучающихся в изделие.
  9. Выставка работ. Рефлексия.
  10. Итоги урока.
  11. Оценивание.
  12. Уборка рабочих мест.

Первый этап – организационный момент. Это необходимый структурный элемент урока любого вида. Организация урока начинается чаще всего с проверки присутствующих учащихся, готовности их к уроку, наличия необходимых инструментов и материалов.

Второй этап – постановка учебной задачи. Это структурный элемент урока, на котором учитель ставит перед учащимися учебную задачу, которую необходимо решать на протяжении всего урока, а также предлагает им сформулировать тему и цели.

Третий этап – вводная беседа. Это структурный элемент урока, на котором учитель проводит беседу по теме урока, подводя учащихся к формулированию названия изделия.

Четвёртый этап – демонстрация изделия. Это структурный элемент урока, на котором учитель демонстрирует готовое изделие-образец.

Пятый этап – анализ изделия. Это структурный элемент урока, на котором, учитель вместе с учащимися анализируют изделие-образец по плану.

Шестой этап – инструктаж техники безопасности. Это структурный элемент урока, на котором, учитель вместе с детьми повторяют правила техники безопасности при работе с инструментами и материалами, которыми будут пользоваться во время практической части.

Седьмой этап – физкультминутка. Это структурный элемент урока, на котором, учитель, вместе с детьми, снимают мышечное напряжение организма.

Восьмой этап – практическая часть и творческий вклад учащихся в изделие. Это структурный элемент урока, на котором, учитель показывает, как необходимо выполнять изделие пошагово, а затем объясняет учащимся об их творческом вкладе. После чего учащиеся выполняют самостоятельно изделие.

Девятый этап – выставка работ и рефлексия. Это структурный элемент урока, на котором, учитель с учащимися проводят выставку своих работ и оценивают друг друга и себя.

Десятый этап – итоги урока. Это структурный элемент урока, на котором, учитель подводит итоги урока, делает выводы.

Одиннадцатый этап – оценивание. Это структурный элемент урока, на котором, учитель выставляет оценки учащимся. Но в 1 классе отметки отсутствуют, поэтому учитель должен вербально оценить учащихся.

Двенадцатый этап – уборка рабочих мест. Это структурный элемент урока, на котором, учитель говорит учащимся о выполнении уборки на рабочих местах и помогает им.

На этом занятии обучающиеся продемонстрировали два урока «Технология» с применением ИКТ. Теперь мы хотим представить вам, уважаемые преподаватели, каким образом можно использовать ИКТ на различных этапах урока «Технология» в начальной школе. Самое главное, на что прошу обратить ваше внимание, это то, что демонстрация уроков наших студентов с использованием ИКТ, носит рекомендательный характер.

Не обязательно на каждом этапе урока применять все те виды использования ИКТ, которые мы с вами сейчас увидим. Это не рассчитано на весь урок, а можно использовать лишь на нескольких его структурных элементах. Так как, показывать презентации детям в начальной школе более 10 – 15 минут в течение урока запрещено.

Демонстрация презентации урока «Технология» по теме «В море. Какие цвета и формы у морских обитателей?», проводимого в 1 классе.

Демонстрация презентации урока «Технология» по теме «Оригами. Как сгибать и складывать бумагу? Обитатели пруда», проводимого в 1 классе.

Обучающиеся нашего колледжа на бинарном занятии проводили уроки, используя прикладное программное обеспечение:

  • Microsoft Office  Word - создание текста;
  • Microsoft Office  PowerPoint - создание презентации;
  • Microsoft Office  Publisher - создание информационного буклета;
  • Voice Changer - запись звука (изменение голоса);
  • Sony Vegas Pro12 - монтаж видео.

После того, как обучающиеся получают и закрепляют знания и умения на занятиях в колледже по всем дисциплинам, они продолжают применять их на практике. Таким образом, нами было решено провести уроки «Технологии» с применением ИКТ  в 1 и 4 классах. На уроках обучающиеся показали великолепные результаты практики использования компьютерных технологий на своих занятиях, а также учили применять ИКТ учащихся начальной школы. Студенты методически грамотно и плавно переходили от одного этапа урока к другому, поясняя детям каждую деталь новой темы. Это было очень интересно, весело и гармонично.

Демонстрация фрагментов урока «Технология» по теме «Оригами. Как сгибать и складывать бумагу? Обитатели пруда».

Просмотрев эти фрагменты уроков, мы, преподаватели колледжа, смело можем сказать, что наши цели по формированию у обучающихся профессиональных и общих компетенций,  осуществились. Мы выпускаем достойных, конкурентноспособных, мобильных и всестороннеразвитых личностей. А в этом нам помогают различные новые методы и технологии в обучении.

ВЫВОДЫ

Таким образом, бинарные уроки служат средством повышения мотивации изучения предмета, так как создают условия для практического применения знаний; развивают аналитические способности и изобретательность; обладают огромным воспитательным потенциалом. Мы надеемся, что всё вышесказанное получилось осуществить, и наши гости и обучающиеся уходят с мероприятия, получив массу впечатлений и полезного для своей будущей профессии.

Для эффективности процесса обучения с использованием ИКТ:

- Не рекомендуется использовать ИКТ на всех этапах урока в одном занятии, так как это может занять много времени урока.

- Все фрагменты (разработки) должны быть заранее подготовлены, и проверены на работоспособность и правильность воспроизведения.

- А также нельзя использовать ИКТ редко, потому что каждое применение превращается в чрезвычайное событие, возбуждает эмоции, мешающие восприятию учебного материала.

- В то же время слишком частое его использование  приводит к потере у ученика интереса к ИКТ.

- И, конечно же, учитель должен быть готов работать без применения ИКТ, если возникнут технологические трудности.

Таким образом, мы убедились, что использование  ИКТ  на уроках  и  во внеурочное время  дает высокие результаты: развивает творческие, исследовательские способности учащихся, повышает их активность; способствует интенсификации учебно-воспитательного процесса, более осмысленному изучению материала, приобретению навыков самоорганизации, превращению систематических знаний в системные; помогает развитию познавательной деятельности учащихся и интереса к предмету; развивает у учащихся логическое мышление, значительно повышает уровень рефлексивных действий с  изучаемым материалом.

Уроки  становятся яркими, эмоциональными, с привлечением большого иллюстрированного материала, с использованием  аудио- и видео - сопровождений. Всё это  обеспечивает компьютерная техника с ее мультимедийными возможностями, которые позволяют увидеть мир глазами живописцев, услышать актерское прочтение стихов, прозы и классическую музыку. Современный педагог должен уметь работать с новыми средствами обучения хотя бы ради того, чтобы обеспечить одно из главнейших прав ученика – право на качественное образование. При этом следует твердо усвоить, что информационно-образовательные ресурсы не должны заменять педагогических технологий. Они призваны оптимизировать затраты педагога, разгрузить его и помочь сосредоточиться на индивидуальной и наиболее творческой работе – отвечать на непростые вопросы любознательных учеников и, наоборот, пытаться расшевелить пассивных. И, конечно, учить ребят видеть красоту слова, красоту окружающего мира, воспитывать гражданина, востребованную личность.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Н.В. Конышева. Теория и методика преподавания технологии в начальной школе/Н.В. Конышева/Учебное пособие для студентов пед. вузов и колледжей. — Смоленск: Ассоциация XXI век, 2006. — 296 с.
  2. Лутцева Е.А., Зуева Т.П. Технология. 1 класс/ Лутцева Е.А., Зуева Т.П./ Учебник для общеобразовательных учреждений. ФГОС. – Москва: Просвещение, 2016. – 96 с.
  3. Селевко Г. К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств. //Москва, НИИ школьных технологий. – 2005. – с. 54 – 112.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ СТАТЬЯ «Применение современных информационных технологий на занятиях творческого объединения «Серебряная нить» с детьми с ОВЗ»

Характеристика авторской дополнительной общеразвивающей программы «Дизайн трикотажной одежды – машинное художественное вязание», реализуемой в детском творческом объединении «Серебряная нить»Анализ не...

МЕТОДИЧЕСКАЯ СТАТЬЯ «Применение современных информационных технологий на занятиях творческого объединения «Серебряная нить» с детьми с ОВЗ»

Вводная часть1Характеристика авторской дополнительной общеразвивающей программы «Дизайн трикотажной одежды – машинное художественное вязание», реализуемой в детском творческом объединении «Серебряная ...

Применение современных технологий обучения на уроках биологии в условиях реализации ФГОС СПО (из опыта работы).

Современная система образования не возможна без применения современных информационных технологий. Развитие качеств личности зависит от разнообразия видов деятельности. В статье приводится описание лич...

Игровые квест - технологии в рамках реализации ФГОС СПО как средство активизации познавательной деятельности обучающихся

В статье рассмотрены новые подходы к организации процесса обучения, к выбору педагогических технологий в условиях реализации Федеральных государственных образовательных стандартов СПО нового поколения...

Доклад выступления на методическом объединении" Технология проблемно-диалогического обучения истории в рамках реализации ФГОС СПО"

Доклад выступления на методическом объединении" Технология проблемно-диалогического обучения истории в рамках реализации ФГОС СПО"...