Программа для будущих первоклассников "АБВГДейка"
рабочая программа

Гарбузюк Юлия Александровна

Современная социально – экономическая ситуация ставит перед образовательными учреждениями ряд задач в подготовке детей к школе. Они предопределены неполным охватом детей дошкольными учреждениями, недостаточной компетентностью родителей в вопросах предшкольной подготовки,  разным уровнем личностного развития и мотивации детей к школьному обучению.

Особого внимания заслуживает  низкий потенциал физического и психического здоровья будущих школьников. Все эти проблемы осложняют процесс вхождения ребенка в новые социальные условия, влияют на ситуацию успеха и формируют личностные образования,  препятствующие формированию нового статуса ребенка 6 – 7 лет.

Вместе с тем, педагогу начальной школы, чрезвычайно важен опыт работы с детьми дошкольного возраста. Комплекс знаний по физиологии и психологии, педагогике и   гигиене, умение увидеть и понять в каждом то особенное, индивидуальное, что отличает его от всех, и то общее, что характеризует его возрастные особенности,  умение понять и принять ребёнка таким, какой он есть помогут педагогу ввести ребенка в школьную жизнь.  Кроме того, важно знать и учитывать степень готовности малыша к обучению, особенности его возрастного развития. Решению этих задач способствует организация группы предшкольной подготовки, в нашем варианте  это группа «Школа АБВГДейка».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon abvgdeyka.doc166.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя  школа № 21»

Программа

предшкольной подготовки

детей 5,5 – 6,5 лет

(авторская)

Школа «АБВГДейка»

                                                                                                         

   

                                                                                           Авторский коллектив:

                                                                                           учителей начальных классов

 

 Пештерян С.Н., Зятина Л.С., Юркевич О.Н.,

 Мельник Л.В., Григорова Т.В.,Гарбузюк Ю.А.,

2013

 Введение

Современная социально – экономическая ситуация ставит перед образовательными учреждениями ряд задач в подготовке детей к школе. Они предопределены неполным охватом детей дошкольными учреждениями, недостаточной компетентностью родителей в вопросах предшкольной подготовки,  разным уровнем личностного развития и мотивации детей к школьному обучению.

Особого внимания заслуживает  низкий потенциал физического и психического здоровья будущих школьников. Все эти проблемы осложняют процесс вхождения ребенка в новые социальные условия, влияют на ситуацию успеха и формируют личностные образования,  препятствующие формированию нового статуса ребенка 6 – 7 лет.

Вместе с тем, педагогу начальной школы, чрезвычайно важен опыт работы с детьми дошкольного возраста. Комплекс знаний по физиологии и психологии, педагогике и   гигиене, умение увидеть и понять в каждом то особенное, индивидуальное, что отличает его от всех, и то общее, что характеризует его возрастные особенности,  умение понять и принять ребёнка таким, какой он есть помогут педагогу ввести ребенка в школьную жизнь.  Кроме того, важно знать и учитывать степень готовности малыша к обучению, особенности его возрастного развития. Решению этих задач способствует организация группы предшкольной подготовки, в нашем варианте  это группа «Школа АБВГДейка».

Пояснительная записка к программе «Школа АБВГДейка».

           Образовательный процесс в группах предшкольной подготовки включает в себя все виды деятельности для дошкольников: игровую деятельность, продуктивную деятельность (изобразительную, конструктивную), восприятие художественной литературы, музыки, двигательную деятельность, познавательную деятельность, элементарную математику.

           Специфика групп предшкольного образования в отличие от детского сада,  является следующей ступенью детской жизни  предшествующей обучению в школе, к которому ребёнок  должен быть подготовлен всей системой сложившихся у него представлений о мире, объёмом практических умений.

Первое место, среди них занимают умения следовать правилам поведения, принятым в школе. Поэтому результатом предшкольного образования должно быть, прежде всего, умение ребёнка ориентироваться в мире человеческих отношений, выполнять правила поведения и только потом стремление проявлять определённую сумму знаний и умений по всем показателям, которые являются базовыми для перехода к новой ведущей деятельности – учебной.

Характеристика  особенностей ребёнка

старшего дошкольного возраста

 

          Физическое развитие ребёнка – это то, что наглядно показывает динамику возрастных изменений. В дошкольном возрасте происходит первое изменение пропорций тела, интенсивно идёт развитие опорно-двигательной системы. Поэтому понятно, почему малышу так трудно сидеть неподвижно, а неправильная поза приводит к нарушениям осанки.

Не закончены у детей в этом возрасте рост, окостенение и формирование костей грудной клетки. Поэтому учитель обязан обращать внимание на то, как сидит ребёнок за партой: облокотился на парту, искривил спину во время занятий. Не замеченные вовремя нарушения могут достаточно быстро привести к грубым изменениям, которые нарушат  рост ребёнка, дифференцировку всех его структурных элементов.

Кроме того, в этом возрасте слабо развиты мелкие мышцы рук, ещё не закончено окостенение костей запястья и фаланг пальцев, несовершенна нервная регуляция движений.  Несовершенство нервной регуляции движений объясняет недостаточную точность и быстроту выполнения движений, трудность завершения движений по сигналу.

Это должно учитываться учителем при методике обучения письму.

Продолжается развитие и совершенствование сердечно-сосудистой системы, повышаются её надёжность, резервные возможности, совершенствуется регуляция кровообращения. В то же время этот возраст является периодом качественного скачка в совершенствовании регуляции кровообращения, а это значит, что система становится более уязвимой, то есть организм более остро будет реагировать на малейшие неблагоприятные воздействия внешней среды, которыми могут быть чрезмерные статистические и умственные нагрузки.

Ведущая роль во взаимодействии организма с окружающей средой принадлежит центральной нервной системе. Ещё до школы происходят интенсивный рост и дифференцировка её различных отделов, а степень их зрелости определяет в значительной степени особенности сложных форм поведения и психической деятельности ребёнка. Изучение функциональной зрелости мозга и других отделов центральной нервной системы показало, что дети дошкольного возраста уже готовы к восприятию и переработке значительного потока информации. Они могут подчинять свои действия речевой словесной инструкции. Слово может направить внимание ребёнка на определённый объект и его свойства.

Психическое развитие: 

В дошкольном возрасте достаточно чётко выражены индивидуальные особенности высшей нервной деятельности ребёнка, которые проявляются в темпераменте. В основе этих индивидуальных особенностей – свойства нервных процессов возбуждения, торможения и их различных сочетаний.

Ведь темперамент – это совокупность индивидуальных особенностей личности, характеризующих динамическую и эмоциональную стороны её деятельности и поведения. Именно эти свойства личности не только наиболее устойчивы, но и достаточно чётко проявляются в виде таких основных характеристик, как общая психологическая активность, моторика, эмоциональность. Эти свойства определяют общую активность ребёнка, темп его деятельности, интенсивность, способность переключаться на новый вид работы, его реакцию.

На основе этих характеристик должен будет строиться подход к обучению дошкольника. К концу дошкольного возраста формируется стремление к общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности, которое и является предпосылкой к обучению.

 Постепенно малыш начинает нуждаться в новых источниках знания, в новых отношениях, его уже не удовлетворяет обычный статус ребёнка – он хочет учиться, особенно тогда, когда это желание поддерживается. Вот эта способность понимать и устойчиво удерживать особую роль ученика и является одним из показателей возможности принять вместо игры новый вид деятельности – учёбу – и подчиниться её требованиям, необходимым условиям. Далеко не все дети обладают этой способностью, и,  несмотря на достаточный объём знаний и хорошую память, многие с трудом адаптируются в школе.

Всё большую роль в жизни и деятельности ребёнка играет слово. Идёт дальнейшее накопление и совершенствование словарного запаса, развивается и совершенствуется грамматический строй речи, усваивается морфологическая система языка. Дети этого возраста могут осознанно анализировать речь, но этому нужно научить, могут проводить звуковой анализ, очень любят играть « в слова», «ловить» звуки, рифмовать, придумывать новые слова. Ребёнок дошкольного возраста может пересказывать прочитанную сказку, рассказ, в состоянии вести диалог, может составить простой рассказ по картинкам, уловить и объяснить смысл прочитанного. Дети этого возраста любят слушать речь взрослых, поэтому темп речи должен быть доступен и понятен.

В старшем дошкольном  возрасте внимание, как правило, становится устойчивым, однако по его объёму, уровню, по способности к его распределению дошкольники немного отличаются от младших школьников. Необходимо помнить, что произвольное внимание непрочно, и если появляется что-то интересное, то внимание тут же переключается. Именно поэтому такое большое значение имеет для дошкольников не словесное объяснение, а показ, яркая картина, действие, которые запомнятся гораздо чётче, сильнее, чем просто рассказ учителя. 

Для деятельности ребёнка дошкольного возраста характерна высокая эмоциональность.  Дети этого возраста не могут длительно сохранять и удерживать внимание в процессе деятельности, лишённой непосредственного интереса. Попытка долго удерживать внимание - безуспешна, так как высокая истощаемость нервных клеток коры головного мозга, малая устойчивость внимания, эмоциональность и быстроразвивающееся, так называемое «охранительное торможение», приводят к отвлечениям, «двигательному беспокойству» уже после 10-15 минут интенсивной работы.

        Изменение социального статуса и нормальная адаптация в новых условиях во многом определяется уровнем волевого развития. У разных детей этот уровень оказывается различным, но для успешной учёбы необходимо, чтобы ученик сумел безболезненно принять новые требования, понять и принять специфику учебной ситуации, требования учителя. Ребёнок должен быть готов понять и принять относительную условность общения, правила и нормы поведения. Малышу необходимо будет включаться в новые отношения со сверстниками, научиться работать коллективно и в определённом темпе. Коллективная деятельность в классе предполагает интенсивное общение и совместную работу, как с другими учениками, так и с учителем. Не все дети готовы к такой работе.

Умение сосредоточиваться, удерживать своё внимание на определённой деятельности, умение слушать учителя, не отвлекаясь, также различно. Важно помнить, что причины такого невнимания могут быть самыми разными: это и особенности высшей нервной деятельности ребёнка, что может быть и результатом быстрой утомляемости из-за плохого состояния здоровья, но может быть результатом и собственно психологической неготовности – слабого развития произвольного внимания, недостаточного уровня волевой готовности. Между тем функциональное развитие и состояние здоровья являются факторами, во многом определяющими успешность обучения в школе.

Память ребёнка пяти – шести лет непроизвольна: он достаточно хорошо запоминает происходящие с ним события, особенно важные для него, имеющие ярко выраженную положительную или отрицательную эмоциональную окраску, запоминает сведения, факты, стихи.

Характер мышления наглядно – образный или чувственный, то есть при анализе события, ситуации, явления дети опираются на реальные события, предметы, а выводы делают, как правило, схватывая какой-то единичный внешний признак. Они не могут оценивать, хотя уже умеют сравнивать, не умеют классифицировать, но умеют выделять общее и различное, правда, по одному наиболее яркому признаку.

Дошкольный возраст – это период формирования психологических механизмов личности ребёнка. Сущность личности человека связана с его творческими возможностями, с его способностью созидать новые формы общественной жизни, а «творческое начало в человеке, его потребность в сознании и воображении как психологическое средство их реализации возникают и начинают развиваться в дошкольном возрасте благодаря игровой деятельности» (В.В. Давыдов).

-3-

Творчество ребёнка в игре, творческое отношение к определённым задачам и может быть одним из показателей становления личности. Нельзя недооценивать эту особенность развития психики, нельзя не считаться с ребёнком, с его интересами, потребностями, наоборот, необходимо поощрять и развивать творческие способности.

Психическое развитие и становление личности тесно связаны с самосознанием, а наиболее явно самосознание проявляется в самооценке, в том, как малыш оценивает себя, свои качества, свои возможности, свои успехи и неудачи. Постоянная неудовлетворённость собой, неверие в возможный успех очень быстро приводят к апатии, нежеланию учиться.

Задача учителя с первых дней занятий в группе предшкольной подготовки – показать ребёнку не столько его неудачи, трудности, сколько помочь увидеть свои возможности, пусть ещё не реализованные, создать условия, в которых он сможет поверить в себя, в свои силы.

Дошкольник может сознательно управлять своим поведением, но ещё легко отвлекается, не может чётко ставить цель.  Ребёнок этого возраста уже знает и понимает разницу между «хочу» и «могу», «хочу» и «надо», но может подчиняться только требованиям взрослого.  Заставить себя самого отказаться от «хочу» ради «надо» ему ещё трудно.

 Он умеет строить отношения с взрослыми и сверстниками, умеет жить и работать в коллективе, подчиняться его требованиям. Многое умеет этот маленький человек, который очень хочет, чтобы его любили и уважали, ценили в нём его самого, а значит, укрепляли в нём уверенность, что он личность.

        Знание основных закономерностей функционального и психического развития дошкольника значимо для учителя. Без такого знания невозможно дифференцировать обучение, осуществить индивидуальный подход, найти наиболее адекватные средства и методы обучения.

   

 Программа подготовки дошкольников к школе построена с учетом следующих    направлений:

1.  Формирование учебной мотивации.

2.  Развитие психических процессов: памяти, внимания, мышления.

3.  Развитие речи и фонематического слуха.

4.  Развитие математических представлений.

5.  Расширение знаний об окружающем мире.

6.  Развитие мелкой мускулатуры руки и пальцев.

7.  Развитие коммуникативных способностей ребенка.

Программа рассчитана на детей 5,5 – 6,5 лет. Она определяет те знания и умения, которыми должен овладеть каждый ребёнок для успешного интеллектуального и социального развития, адаптации к школьному обучению.

Основной метод развития дошкольников – проблемно – поисковый, а основная форма его организации – игра.

Цель программы:  обеспечение  общего развития ребёнка; выявление индивидуальных особенностей будущих первоклассников и формирование готовности к школьному обучению; коррекция познавательных и коммуникативных способностей ребенка.

Задачи

1.  Формировать предпосылки учебной деятельности:

  • выполнять действия по словесной инструкции,
  • планировать и комментировать действия,
  • анализировать качество выполнения и результат,
  • видеть и исправлять ошибки,
  • работать в коллективе сверстников,
  • организовывать продуктивное общение в рамках заданных целей.

2. Способствовать возникновению мотивации   перехода на новую образовательную ступень;

3. Создать условия для эффективного развития общеучебных умений (развитие речи, математических  и интеллектуальных способностей; подготовка к обучению грамоте; формирование мелкой моторики и графических навыков и др.);

4. Повысить заинтересованность и педагогическую осведомленность родителей в оказании помощи детям в вопросах подготовки к школе.

Структура программы

В программе три раздела, отражающих основные направления развития дошкольника в результате его обучения.

1) Раздел «Обучение грамоте и развитие речи»

2) Раздел «Математика и конструирование»

3) Раздел «Я и мир вокруг. Учимся рисовать»

4) Раздел «Игры народов Севера»

  1. Продолжительность обучения: 3 месяца (12 недель по 4 занятия)
  2. Режим дня:  1 занятие 10.00-10.30

                              2 занятие 10.35-11.05

                                    3 занятие 11.10-11.40

                                    4 занятие 11.45-12.15

      3. Режим занятий: по субботам 4 занятия в неделю

            Занятия проводятся по субботам, так как рассчитаны на детей не только

            «домашних», но и посещающих дошкольные учебные заведения, а также с учётом

            возможностей образовательного учреждения, школа работает в две смены.

      4. Длительность занятий: 30 минут.

       5. Перерыв между занятиями: 5 минут.

           

Учебный план.

Объём программы - 48 часов

№ п/п

Наименование курса

Количество часов

1

Обучение грамоте и развитие речи.

12

2

Математика и конструирование.

12

3

Я и мир вокруг. Учимся рисовать.

12

4

Игры народов Севера

12

 Учебно – тематический план

№ п/п

1

Содержание курса

2

Количество часов

3

                     Обучение грамоте и развитие речи.                                            12

1

Речь. Предложение.  

2

Слово. Слог.

3

Звуковая культура речи.

4

Гласные звуки а, о, у, ы, э, и.

5

Гласные звуки а, о, у, ы, э, и.

6

Буквы, обозначающие два звука.

7

Согласные звуки.

8

Согласные звуки.

9

Буквы, не обозначающие звуков.

10.

Обогащение словарного запаса.

11

Формирование грамматических навыков.

12

Развитие связной речи.

                       Математика и конструирование.                                              12

                                                                                                   

1

Множество. Сравнение множеств.

2

Пространственные отношения.

3

Геометрические понятия и фигуры.

4

Логические упражнения и игры.

Игры «Танграм», «Пифагор», «Колумбово яйцо», «Монгольская игра», «Вьетнамская игра», оригами.

Загадки, задачи – шутки.

5

Количество и счёт. Представление о действиях сложения и вычитания.

6

Количество и счёт. Представление о действиях сложения и вычитания.

7

Знакомство с числами и цифрами (от 0 до 10).

8

Знакомство с числами и цифрами (от 0 до 10).

9

Величина.

10

Задача. Структура задачи.

11

Логические задачи. Задачи в стихотворной форме.

12

Логика и математика.

Логические блоки Дьенеша. Палочки Х. Кюизенера

                          Я и мир вокруг. Учимся рисовать.                                            12

1

Природа.

2

Царство растений.

3

Царство растений.

4

Царство животных

5

Царство животных

6

Моторика. Выполнение штриховки.

7

Знакомство с волшебными красками.

8

Лепка.

9

Уроки здоровья.

10

Общество.

11

Познаём других людей и себя.

12

Про всё на свете.

                       Игры народов Севера        12

1

«Хейро».   « Каюр и собаки»

2

«Олени и пастухи».       « Ловля оленей»

3

«Куропатки и охотники»

«Льдинки, ветер и мороз»

4

«Ручейки и озера»    «Рыбаки и рыбки»

5

«Здравствуй, догони!»     «Смелые ребята»

6

«Отбивка оленей»    «Полярная сова и евражки»

7

«Бег в снегоступах»   « Оленьи упряжки»

8

«Важенки и оленята»     «На новое стойбище»

9

«Перетягивание каната»    «Волк и олени»

10

«Белый шаман»        «Солнце»

11

«Рыбаки»       «Тройной прыжок»

12

«Охота на волка»       «Охота на куропаток»

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Раздел «Обучение грамоте и развитие речи» обеспечивает:

  •  Развитие фонематического слуха детей; узнавание и выделение звуков, умение давать им характеристику; правильное произношение гласных и согласных звуков (Г.А. Тумакова); совершенствование дикции.

             Для выработки у детей умений достаточно устойчивого  произношения звуков  необходимо обратить внимание на правильность дыхания, на увеличение подвижности языка, губ ребёнка. При развитии у  детей эмоциональной, выразительной речи на занятиях можно использовать шумовые  игры и  скороговорки на заданный  звук. Подобные упражнения  дети  выполняют  с радостью. А положительные эмоции при обучении – это  всегда  хороший результат.    

  •  Приобретение умений проводить анализ и синтез предложения. Предусматривается обучение членению предложений на слова и составлению предложений из слов. Дети должны осознать, что наша речь состоит из отдельных слов, которые следует одно за другим.  Особое внимание уделяется игровым приёмам и дидактическим играм (Л.Е. Журова, И.А. Агапова), которые составляют специфику обучения дошкольников и являются существенным компонентом этого обучения.
  •  Обучение детей первоначальному чтению, используя технологию раннего и интенсивного обучения грамоте. Становление речи и обучение грамоте должны идти параллельно (Н.П. Зайцев). Обучение грамоте носит также общеразвивающий характер, способствует развитию активной мыслительной деятельности, работоспособности, нравственно-волевых и эстетических качеств личности ребёнка. ( Л.Е. Журова, Н.В. Дурова).
  •  Пополнение активного словаря детей словами, характеризующими качества и свойства предметов, обобщающими словами, подбираются слова, сходные и противоположные по значению. Большую ценность для речевого развития представляют загадки (М.А. Давыдова). Они не только уточняют, расширяют представления детей о каком-то предмете или явлении, но и развивают наблюдательность, учат думать, отвлечённо мыслить, подмечать характерные признаки предметов, то есть способствуют речевому развитию.
  •   Понимание смысла слов, внимание качественной стороне развития словаря. Педагогу важно  работать над правильным пониманием; расширять запас синонимов и антонимов; формировать умение употреблять слова, правильно сочетая их по смыслу; активизировать в речи детей такие части речи, как прилагательные и глаголы.
  •  Представления об особенностях литературы и искусства разных народов (устное народное творчество).  В процессе слушания  литературных произведений, знакомства с книгой, рассматривания иллюстраций у детей формируется интерес к книге, с многообразием литературных жанров, побуждение к речевому творчеству.  Не менее полезными для речевого развития являются упражнения по воспитанию звуковой культуры речи, связанные с заучиванием пословиц и поговорок. В процессе высказывания они обогащают речь говорящего. Стихи на занятиях используются в качестве упражнений для выработки чёткой дикции. Обладая хорошей механической памятью, дети легко запоминают их.
  •  Формирование диалогической и монологической речи, коммуникативной культуры. Дети учатся понимать окружающих, говорить перед товарищами, отвечать на  вопросы, спрашивать, пересказывать прочитанное взрослым; рассказывать содержание отдельных иллюстраций, репродукций. Развитие связной речи является одной из центральных задач речевого воспитания детей дошкольного возраста.

Требования к связному высказыванию детей дошкольного возраста предполагают владение лексикой, грамматикой, стилистикой, нормами звуковой культуры речи. Упражнения по активизации словаря во время занятий проводятся на основе анализа литературного произведения, рассматривания картины или игрушки.

  • Формирование грамматического строя речи. Понимание грамматического строя речи находится в тесной связи с развитием связной речи, особенно с лексической работой. Доступно детям  при анализе литературного произведения, на занятиях по пересказу. Во время рассматривания картины дети учатся не только распознавать смысловые оттенки слов, но и ставить их в нужный падеж, род, число. Такие упражнения помогают детям осознавать грамматические формы и при составлении рассказов правильно их использовать.

Занятия по обучению грамоте носят комбинированный характер, каждое включает в себя несколько программных задач. На занятиях детям предлагается как новый материал, так и материал для повторения и закрепления усвоенных знаний.

Основные знания и умения обучающихся по окончании курса.

  • Правильно произносить все звуки.
  • Определять место звука в слове, давать им характеристику (гласный-согласный, твёрдый - мягкий, звонкий - глухой).
  • Делить слова на слоги.
  • Членить простые предложения на слова.
  • Составлять предложение из 4-5 слов.
  • Составлять рассказ по картинке из 5-6 предложений.
  • Пересказывать небольшие тексты.

Раздел «Математика и конструирование» представлен содержанием, которое формирует у дошкольников знания и умения, необходимые в школе при изучении математики.

  • Знать числовой ряд, прямой и обратный счёт в пределах 10. Используя карточки, составлять и читать числовые равенства и неравенства.
  • Измерять величины, выбирать меры для измерения, сравнивать величины. Уметь называть основные геометрические фигуры (С.И. Волкова). Особое место среди математических развлечений занимают игры на составление плоскостных изображений предметов, животных, птиц, домов, кораблей из специальных наборов геометрических фигур. Наборы фигур при этом подбираются непроизвольно, а представляют собой части разрезанной определённым образом фигуры: квадрата, прямоугольника, круга или овала («Танграм», «Пифагор», «Колумбово яйцо», «Монгольская игра», «Вьетнамская игра»). Детей увлекает результат – составить увиденное на образце или задуманное.
  • Выполнять несложные задания, связанные с ориентировкой и перемещением в пространстве, определением пространственных отношений между предметами в процессе дидактических игр. Дидактические игры (Т.К.Жикалкина) обеспечивают  уровень умений  детей в различении, выделении, назывании множеств   предметов, чисел, геометрических фигур, направлений. Каждая из игр решает конкретную задачу совершенствования математических представлений детей (количественных, пространственных, временных).
  • Решать задачи в одно действие на сложение и вычитание. Решать задачи – шутки, задачи в стихотворной форме, отгадывать загадки (И.Г. Сухин, Михайлова).

Назначение их состоит в приобщении детей к активной умственной деятельности, выработке умения выделять главные свойства, математические отношения, замаскированные внешними несущественными данными.

        В процессе математических занятий с детьми формируются интеллектуальные способности (внимание, память, логическое мышление, воображение) и мелкая моторика руки.

Для этого можно использовать игры и различные упражнения  (З.А. Михайлова, Т.А. Лавриненко), которые помогут развить эти психические   процессы.

С помощью развивающих игр В.В. Воскобовича, логических блоков Дьенеша и палочек Кюизенера можно развить ум, сформировать мыслительные и математические умения и способности ребёнка, которые позволят ему легко осваивать программный материал.

Для развития мелкой моторики и координации движений рук на занятиях можно использовать графические узоры, диктанты по клеточкам (Т.С. Голубина), оригами, рисунки по трафаретам и шаблонам.

Основные знания и умения обучающихся по окончании курса.

  • Составлять множества из отдельных предметов и сравнивать их.
  • Уметь различать правую, левую руку и пространственную ориентировку от себя: справа – налево, впереди – сзади, вверху – вниз.
  • Называть числа в пределах 10 в прямом и обратном порядке.
  • Соотносить цифру и число предметов.
  • Знать состав чисел из двух меньших чисел в пределах 10.
  • Пользоваться арифметическими знаками действий.
  • Называть геометрические фигуры, уметь распознавать их в пределах окружающего мира.
  • Измерять длину предметов с помощью условной меры.
  • Составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание.
  • Ориентироваться в пространстве и времени.
  • Ориентироваться на листе бумаги и копировать в точности узор.

Раздел «Я и мир вокруг. Учимся рисовать» направлен на:

1. Расширение знаний об окружающем мире – знакомство с явлениями живой и неживой природы, сезонными изменениями, с деятельностью людей, экологическими правилами. Ознакомление  с природой – важное средство всестороннего воспитания детей дошкольного возраста. При правильной организации педагогической работы оно способствует развитию восприятия, мышления, речи и тем самым обеспечивает более качественную подготовку детей к   школе. (Программа «Юный эколог» С. Николаева).

В процессе расширения представлений о мире природы дети получат знания, познавательные умения:

  •   знать название и последовательность времён года, называть основные признаки сезона;
  • соотносить природные явления с погодными условиями;                
  •   наблюдать различные живые объекты природы (растения, животных);
  • показывать части растения;
  • сравнивать и различать деревья, кустарники, травы, хвойные и лиственные деревья;
  •   узнавать, называть и давать краткую характеристику некоторых животных;
  • знать и соблюдать правила поведения в природе;  
  • отражать в изобразительной деятельности (рисунках, лепке) результаты наблюдений в природе   (Н.П. Костерин).

              В хорошую погоду  занятия можно проводить на улице. Существенное внимание следует уделять организации практической деятельности детей с различными природными объектами.

2. Обогащение социальных представлений, коммуникативных умений.

  • Знать своё имя, отчество, фамилия, день рождения, домашний адрес, выполнять поручения в семье, проявлять заботу о близких людях. У ребят воспитываются доброжелательное, внимательное отношение к другим, развиваются навыки общения.
  • Ознакомление детей со своим организмом, навыками личной гигиены, режимом дня. Знать некоторые элементарные способы снятия усталости, напряжения. («Здоровьесберегающие технологии», В.Н. Ковалько.). Уроки здоровья пройдут интереснее, если использовать на занятиях   «Уроки здоровья» В.В. Ветровой, цикл бесед «Я расту, я развиваюсь»; Л.А. Обуховой «135 уроков здоровья».
  • Знать название страны, столицы, города. На основе опыта или наглядного материала познакомиться с картинами природы и жизни людей своего края, с достопримечательностями посёлка, в котором дети живут. Если в окрестностях школы есть какие-нибудь достопримечательности, можно в ясный день сводить туда детей на экскурсию.
  • Проявлять внимательность и осторожность на улицах, знать некоторые знаки дорожного движения. Уметь вести себя в транспорте. (Программа «Я – человек», С. Козлова.)

     При изучении данного блока можно использовать коррекционные сказки М.А. Панфиловой «Лесная школа». (Например, сказки «Игры в школе», «Школьные правила», «Госпожа Аккуратность», «Жадность» и др.), а также систему работы по ознакомлению детей с конвенцией о правах ребёнка, авторов Н.С.Голицыной, Л.Г. Огневой («Я и моё имя», «Моя семья»). Занятия по разделу «Познаём других людей и себя» можно построить, используя коррекционно – развивающие занятия С.И. Семеняко «Уроки добра». Развить коммуникативные способности у детей поможет «Страна Понимания»  В. Петченко, в  пособии представлена  программа «Тренинг общения для дошкольников».

Учитель должен помнить и о том, что при планировании занятий надо сделать так, чтобы оставалось больше времени на активную деятельность детей. Они должны не только смотреть и слушать, но и отвечать на вопросы, задавать вопросы сами, рассказывать о том, что им известно об этих предметах или явлениях. Беседу можно завершать дидактической игрой, позволяющей обеспечить лучшее усвоение материала.

    3. Расширение, обогащение и обобщение представлений об окружающем мире включает в себя художественно эстетическую деятельность: рисование, рассматривание живописи, освоение  различных художественных техник, способствующих развитию воображения, творчества, символизации знаний и подготовке руки к письму. Дети учатся помощью рисования и лепки:

  • создавать различные контуры и изображения, выполнять разнообразные виды штриховки;
  • использовать цвет для передачи настроения в рисунке.
  • ориентироваться в пространстве листа.

Раздел «Игры народов Севера»  направлен на:

- реализацию принципа вариативности, обосновывающего планирование учебного материала в соответствии с половозрастными особенностями дошкольников, региональными климатическими условиями;

- реализацию принципа достаточности и сообразности, определяющего распределение учебного материала в конструкции основных компонентов двигательной (физкультурной) деятельности, особенностей формирования познавательной и предметной активности дошкольников;

- соблюдение дидактических принципов «от известного к неизвестному» и «от простого к сложному», ориентирующих выбор и планирование учебного содержания в логике поэтапного его освоения, перевода учебных знаний в практические навыки и умения, в том числе и в самостоятельной деятельности;

- расширение межпредметных связей, ориентирующих планирование учебного материала на целостное формирование мировоззрения учащихся в области физической культуры, всестороннее раскрытие взаимосвязи и взаимообусловленности изучаемых явлений и процессов;

- усиление оздоровительного эффекта, достигаемого в ходе активного использования дошкольниками освоенных знаний, способов и физических упражнений в физкультурно-оздоровительных мероприятиях, режиме дня, самостоятельных занятиях физическими упражнениями.

Основные знания и умения обучающихся по окончании   курса.

  • Знать и называть своё имя, фамилию, отчество и родителей.
  • Называть свой родной город (село), столицу, родину.
  • Называть последовательность времён года, называть весенние, летние, осенние, зимние месяцы, дни недели.
  • Отличать хищных животных от травоядных, перелётных птиц от зимующих, садовые цветы от полевых, деревья от кустарников.
  • Называть явления природы.
  • Уметь разделять предметы на группы в зависимости от их назначения.
  • Свободно владеть карандашом при разных приёмах рисования.
  • Изображать в рисунке несколько предметов, объединяя их единым содержанием.
  • Штриховать или раскрашивать рисунки, не выходя за контуры.
  • Передавать в рисунке точную форму предмета, пропорции, расположение частей.
  • Знать о народах ханты и манси, их быте, обычаях.
  • Знать традиционные игры и уметь в них играть.

МЕТОДИЧЕСКИЕ (ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ) ОСОБЕННОСТИ  

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

   1. Организация восприятия ребенком материала:

       -  педагогическая техника воспитателя (искусство педагогического общения);

       - организация физического и психологического пространства (конструирование  

 развивающей  среды);

       - выбор средств  и способов познавательной деятельности, включение в познавательный процесс различных   анализаторов,  освоение культуры использования технических средств;

       - использование  личного опыта  ребенка, создание мотивации активного участника  образовательной  деятельности;

       -  проектирование с ребенком перспективы познания и  деятельности.

   2. Осмысление и осознание информации:

     - новый уровень  работы с материалом, уточнение деталей, обобщение представлений,  интерпретация образа, создание новых знаний о признаках, свойствах и функциях предмета, объекта,  постановка  ребенком  вопросов, выделение главного и второстепенного,  установление   ассоциативных и причинно - следственных связей.

        3. Обобщение и озарение (элементарная эвристика):

     - присвоение знаний и возможность новых открытий для самого ребенка; творческое решение изобретательских задач, решение проблемных  ситуаций.

  4. Развитие самостоятельности и творчества:

     - совместное проектирование деятельности, индивидуальные и коллективные проекты и их творческое воплощение, содержательная организация развивающей среды.

  5. Рефлексия по поводу общения, деятельности,   ее результатов:  вариативность оценок, развитие самооценки как фактора саморазвития и становления самосознания ребенка.

  6. Отражение обобщенных представлений:

     -  практическое применение для решения жизненных ситуаций (игровых, бытовых,  социальных), расширение образовательного пространства и обогащение функций ребенка в нем, становление статуса личности на основе актуализации личных знаний и умений.

  7. Триединство образовательных задач (развитие, воспитание, обучение) на основе принципов интеграции и дифференциации с учетом разносторонней информации о ребенке: формирование целостного образа мира, воспитание личностной культуры.  

Начало систематического обучения в школе, связанное с изменением социальной ситуации, социального статуса, а также изменением ведущей деятельности, требует определённой психологической готовности ребёнка к школе. Известна роль ведущей деятельности – ролевой игры в психическом развитии дошкольника. Под этим развитием подразумевается и уверенность в себе, и способность управлять эмоциями, и быстрота реакции, и повышение коммуникабельности. Игры помогут подготовить ребёнка к отношениям в школе, развивая с их помощью внимание, память и воображение.   Познавательная активность, воображение, стремление к общественной оценке – всё направлено на игру, совершенствуется в игре.

Играя, малыш учится осмысленно ориентироваться в переживаниях, оценивать их, и благодаря этому у него возникает новое отношение к самому себе, формируется самооценка. В игре воспитывается коллективизм, умение и желание делать вместе, помогать товарищу. Именно игра создаёт благоприятные условия для развития интеллекта ребёнка.  Игровая  технология образовательной деятельности в группе предшкольной подготовке залог успешного перехода к учебной деятельности школьника.

Обязательными условиями проведения занятий являются:

  1. Использование игровых методов преподавания.
  2. Смена видов деятельности.
  3. Проведение физминуток, гимнастики для глаз.
  4. В начале занятия разминка (пальчиковые упражнения, артикуляционная гимнастика, гимнастика для ума).
  5. Положительная оценка учителем личных достижений каждого ребёнка.

Мониторинг результатов

             В реализации программы предполагается  три этапа психолого – педагогической диагностики (подготовительный, процессуальный и итоговый).

             Первый этап предполагает:

-  знакомство с ребенком, его психологическими особенностями,

-  диагностику уровня познавательных интересов, умений;

-  распознавание  эмоционального отношения к общению с взрослым и сверстниками;

-  изучение отношения семьи к проблемам предшкольной подготовки.

            Второй этап направлен на изучение эффективности методик программы в развитии и обучении детей. Включает наблюдение и анализ результатов деятельности детей.

            Третий этап изучает уровень готовности ребенка к школе.

В мониторинге используются методики:

  1. М. А. Давыдовой, И. А. Агаповой.
  2. М.Г. Князева, В.Ю. Вильдавского.
  3. Л.Е. Журовой, Е.Э. Кочуровой, М.И. Кузнецовой.
  4. Л.А. Венгера, А.Л. Венгера.
  5. Тесты Керна – Иразека, Векслера, Кеэса.
  6. М.М. Безруких, С.П. Ефимова.
  7. Н.И. Гуткина.
  8. О.М. Дьяченко.
  9. А. Назаровой.
  10. Й. Ирасека.

Литература.

  1. Агапова И., Давыдова М. «Игры со словами», Москва 2007.
  2. Безруких М.М. «Знаете ли вы своего ребёнка?», Москва 1991.
  3. Волкова С.И., Пчёлкина О.Л. «Альбом по математике и конструированию»,

            Москва 1993.

  1. Воскобович В.В. «Технология интенсивного интеллектуального развития детей дошкольного возраста», Санкт- Петербург 2000.
  2. Голубина Т.С. «Чему научит клеточка», Москва 2006.
  3. Давыдова М.А. «Как правильно подготовить ребёнка к школе», Москва 2006.
  4. Жикалкина Т.К. «Игровые и занимательные задания по математике», Москва 1989.
  5. Житникова Л.М. «Учите детей запоминать», Москва 1985.
  6. Жукова Н.С. «Учимся говорить правильно», Москва 2004.
  7. Журова Л.Е., Дурова Н.В. «Обучение дошкольников грамоте», Москва 2000.
  8. Журова Л.Е., Комарова Т.С. «Мир детства. Дошкольник», Москва 1987.
  9. Завьялова Н.А. «Справочник завуча по начальной школе», Волгоград 2006.
  10. Зинкевич-Евстигнеева «Практикум по сказкотерапии», Санкт- Петербург 2002.
  11. Костерин Н.П. «Учебное рисование», Москва 1980..
  12. Лавриненко Т.А. «Задания развивающего характера», Саратов 2001.
  13. Максимук Н.Н. «Игры по обучению грамоте», Москва 2004.
  14. Марцинкевич Г.Ф.«Обучение грамоте детей дошкольного возраста», Волгоград 2000.
  15. Михайлова З.А. «Игровые задачи для дошкольников», Санкт- Петербург 2001.
  16. Носова Е.А. «Логика и математика для дошкольника», Санкт- Петербург 2000.
  17. Обухова Л.А., Лемяскина Н.А. «135 уроков здоровья», Москва 2004.
  18. Образцова Т.Н. «Психологические игры для детей», Москва 2005.
  19. Светлова И.Е. «Познаём окружающий мир», Москва 2005.
  20. Светлова И.Е. «Завтра в школу», Москва 2005.
  21. Светлова И.Е. «Логика», Москва 2005.
  22. Светлова И.Е. «Укрепляем память», Москва 2005.
  23. Светлова И.Е. «Развитие речи», Москва 2005.
  24. Сухин И.Г. «Занимательные материалы», Москва 2004.
  25. Тумакова Г.А. «Ознакомление дошкольника со звучащим словом», Москва 1991.
  26. Управителева Л.В. Педагогический практикум «Скоро в школу»,  Москва

 30. Фалькович Т.А., Барылкина Л.П. «Формирование математических  представлений»,  Москва 2007.

             31.Чекмарёв Я. «Учимся считать», Москва 2004.

             32. Школьник Ю. «Учимся читать», Москва 2004.