Система патриотического воспитания студентов СПО.
статья

Уробушкина Галина Юрьевна

Сущностные характеристики системы патриотического воспитания студентов в образовательной организации СПО.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сущностные характеристики системы патриотического воспитания студентов в образовательной организации СПО.

Молодое поколение несёт ответственность за настоящее и будущее своего государства. Ответственность молодёжи реализуется через освоение и преобразование системы ценностей и норм. Становление системы  патриотического воспитания является одной из актуальных задач современной системы образования, в частности, среднего профессионального образования, от эффективного решения которой во многом зависит обеспечение национальных интересов Российской Федерации и её граждан.

Рассмотрим основные сущностные характеристики системы патриотического воспитания:

1.Многофакторность системы. Она определяется наличием многочисленных факторов внутренней и внешней среды: семья, формальные и неформальные контакты студента с другими людьми, его обращение к литературе, искусству, средствам массовой информации, которые разнонаправлено - целенаправленно и стихийно влияют на процесс его патриотического воспитания.

2.Систематичность и длительность - предполагает осуществление воспитательных воздействий в определенном порядке и системе:

– целеполагание и планирование процесса патриотического воспитания, его основных стадий и этапов его реализации;

– отбор содержания процесса патриотического воспитания: форм, методов, средств;

– организацию процесса патриотического воспитания;

– контроль над ходом процесса патриотического воспитания;

– определение основных направлений коррекции процесса патриотического воспитания студентов;

– принятие управленческих решений;

– прогнозирование дальнейшего хода процесса патриотического воспитания студентов и динамики патриотической воспитанности.

Длительность, как сущностная характеристика, реализуется как целесообразная, плановая, комплексная реализация процесса патриотического воспитания, с учетом возрастных, индивидуальных, национальных и конфессиональных особенностей в условиях непрерывного изменения личности студента и образовательной среды, коррекции и прогнозирования хода процесса патриотического воспитания  и динамики патриотической воспитанности.

3.Перспективность - определяет возможную успешность развития процесса патриотического воспитания, основные факторы (внутренние и внешние) и условия успешности этого процесса.

Данная характеристика отражает необходимость и возможность ставить отдаленные и близкие цели, планировать процесс патриотического воспитания студентов и прогнозировать его результаты.

4. Комплексность - позволяет увидеть педагогический процесс как единое целое, объединяющее в себе отдельные направления реализации его воспитательных функций. Эта характеристика отражает взаимосвязанность и полноту различных типов, направлений, форм, методов, средств патриотического воспитания.

5.Ступенчатость характеризует последовательность патриотического воспитания студентов, как процесса перехода от элементарных представлений о патриотизме - к высшему ценностно-смысловому проявлению патриотизма: служению Отечеству. В связи с этим происходит последовательное построение процесса патриотического воспитания от знаний о патриотизме и создания мотивации патриотически-ориентированного поведения до формирования опыта собственно патриотической деятельности.

6.Целостность  патриотического воспитания студентов - означает завершенность, тотальность, цельность и собственная закономерность.

Опираясь на определение философского словаря, мы рассматриваем целостность системы патриотического воспитания студентов как важнейшую сущностную характеристику, обеспечивающую цельность и завершенность процесса патриотического воспитания в единстве всех его стадий и этапов.

7.Активность характеризует деятельность педагогов как целенаправленную, мотивированную, осознанную, эмоционально-окрашенную, инициативную и ситуативную при высоком уровне владения педагогом способами и приёмами действий. Активно включаемый субъектами в различные виды деятельности студент сам постепенно становится активным участником и субъектом этого процесса.