Рабочая программа дисциплины ОУД.09 (п) Информатика и ИКТ
рабочая программа

Хиндогина Мария Григорьевна

Рабочая программа составлена на основе требований Федерального образовательного стандарта среднего общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413 (зарегистрирован Минюстом России от 07 июня  2012г., рег. № 24480),  в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования  (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-59).

 

Примерная программа общеобразовательной учебной дисциплины «Информатика» для профессиональных образовательных организаций рекомендована «Федеральный институт развития образования» (ФГАУ «ФИРО») протокол № 3 от 21 июля 2015г. Регистрационный номер рецензии 375 от 23 июля 2015 г. ФГАУ «ФИРО».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл oud.09_p_informatika_i_ikt.docx100.69 КБ

Предварительный просмотр:

Бюджетное учреждение профессионального образования

Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

«Нижневартовский политехнический колледж»

Рассмотрено и одобрено  на заседании кафедры

«Естественнонаучные и математические  дисциплины»

Протокол №        .
от «
          »                        2018 г.

Утверждено

педагогическим советом

Протокол № ._________
от «____» _____________
 2018 г.

Утверждено

приказ  № ______
от «»
 ____________ 2018 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Дисциплины

ОУД.09 (п)

ИНФОРМАТИКА и ИКТ

индекс

наименование учебной дисциплины

специальность/ профессия

13.02.11

Техническая эксплуатация и обслуживание

электрического и электромеханического

оборудования  (по отраслям)

код

наименование

наименование учебного цикла

общеобразовательный

(согласно учебному плану)

группа

112

Максимальная учебная нагрузка обучающихся

           95 ч

Обязательная учебная нагрузка (всего)

           95 ч

в том числе:

теоретическое обучение

           45 ч

практические занятия

           10 ч

лабораторные занятия

           40 ч

курсовая работа (проект)

Форма промежуточной аттестации                                                                                                        

             0 ч

2 семестр  – ДЗ

г. Нижневартовск
2018

Рабочая программа составлена на основе требований Федерального образовательного стандарта среднего общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413 (зарегистрирован Минюстом России от 07 июня  2012г., рег. № 24480),  в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования  (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-59).

Примерная программа общеобразовательной учебной дисциплины «Информатика» для профессиональных образовательных организаций рекомендована «Федеральный институт развития образования» (ФГАУ «ФИРО») протокол № 3 от 21 июля 2015г. Регистрационный номер рецензии 375 от 23 июля 2015 г. ФГАУ «ФИРО».


СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

7

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

16

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

19


1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ИНФОРМАТИКА И ИКТ

1.1. Область применения рабочей программы учебной дисциплины

Рабочая программа учебной дисциплины  составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования с учетом требований к результатам освоения основной образовательной программы, является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС СПО по специальности 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям), входящей в состав укрупненной группы 13.00.00 ЭЛЕКТРО- И ТЕПЛОЭНЕРГЕТИКА.

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общеобразовательный учебный цикл.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

Предметные результаты  освоения ориентированы на обеспечение общеобразовательной и общекультурной подготовки.

Изучение предметной области должно обеспечить:

  • сформированность представлений о социальных, культурных и исторических факторах становления математики и информатики;
  • сформированность основ логического, алгоритмического и математического мышления;
  • сформированность умений применять полученные знания при решении различных задач;
  • сформированность представлений о роли информатики и ИКТ в современном обществе,
  • понимание основ правовых аспектов использования компьютерных программ и работы в Интернете;
  • сформированность представлений о влиянии информационных технологий на жизнь человека в обществе; понимание социального, экономического, политического, культурного, юридического, природного, эргономического, медицинского и физиологического контекстов информационных технологий;
  • принятие этических аспектов информационных технологий; осознание ответственности людей, вовлечённых в создание и использование информационных систем, распространение информации.

Требования к предметным результатам освоения базового уровня дисциплины «Информатика и ИКТ» должны отражать:

  • сформированность представлений о роли информации и связанных с ней процессов в окружающем мире;
  • владение навыками алгоритмического мышления и понимание необходимости формального описания алгоритмов;
  • владение умением понимать программы, написанные на выбранном для изучения универсальном алгоритмическом языке высокого уровня; знанием основных конструкций программирования; умением анализировать алгоритмы с использованием таблиц;
  • владение стандартными приёмами написания на алгоритмическом языке программы для решения стандартной задачи с использованием основных конструкций программирования и отладки таких программ; использование готовых прикладных компьютерных программ по выбранной специализации;
  • сформированность представлений о компьютерно-математических моделях и необходимости анализа соответствия модели и моделируемого объекта (процесса); о способах хранения и простейшей обработке данных; понятия о базах данных и средствах доступа к ним, умений работать с ними;
  • владение компьютерными средствами представления и анализа данных;
  • сформированность базовых навыков и умений по соблюдению требований техники безопасности, гигиены и ресурсосбережения при работе  со средствами информатизации; понимания основ правовых аспектов использования компьютерных программ и работы в Интернете.

Метапредметные результаты ориентированы на освоение обучающимися межпредметных понятий и универсальных учебных действий, способность  их использования в познавательной и социальной практике, овладение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности.

Метапредметные результаты должны отражать:

  1. умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
  2. умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
  3. владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
  4. готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
  5. умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
  6. умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
  7. владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
  8. владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.

Требования к личностным результатам включают готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению,  сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской гражданской идентичности в политкультурном обществе.

Личностные результаты обучающихся в полном соответствии с требованиями ФГОС СПО не подлежат итоговой оценке.

1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки студента 95 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки студента 95 часов;

обязательной аудиторной лабораторной работы студента 40 часов;




2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Распределение по семестрам

Максимальная учебная нагрузка (всего)

95

1

2

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

95

51

44

в том числе:

     лабораторные  работы

40

20

20

     практические занятия

10

5

5

     контрольные работы

5

3

2

Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета

ДЗ


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Информатика и ИКТ

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа студентов

 Домашние задания

Тип занятия

(Т, ЛЗ, ПЗ, КР)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

5

6

1 семестр

№ урока

Раздел 1. Информация и информационные процессы

1-2

Введение в дисциплину

Требования техники безопасности и санитарно-гигиенические нормы при работе с компьютером.

Основные подходы к определению понятия «информация». Свойства информации (понятность). Полезность, достоверность, актуальность, точность, полнота). Информационные процессы.

§2.1

Эссе по одной из тем: «Информационная культура», «Информационная война»  (5 ч)

Т

2

1

3

Техника безопасности и правила поведения в КВТ

отчет

ЛЗ

1

2

4-5

Определение количества информации как меры уменьшения неопределённости знаний

Информация и знания. Единицы измерения количества информации (бит, байт, Кб. Мб. Гб).

Формула, связывающая количество возможных событий и количество информации (N=2'). Алфавитный подход к определению количества информации. Вероятностный подход к определению количества информации.

Решение задач на определение количества информации как меры уменьшения неопределенности знаний, определение количества информации, содержащейся в сообщении, с использованием алфавитного подхода.

§2.2

Т

2

1

6-7

Представление числовой информации с помощью систем счисления.

Система счисления. Позиционная система счисления. Перевод чисел в позиционных системах счисления. Решение задач на перевод в системах счислении. Арифметические операции в позиционных системах счислениях. Решение задач на арифметические операции в ПСС. Компьютерное представление чисел. Представление чисел в формате с фиксированной запятой. Представление

чисел в формате с плавающей запятой.

§2.6-2.8

Т

2

1

8-9

Решение задач на перевод в системах счислении. Решение задач на арифметические операции в ПСС.

Задачи 2.6-2.21

ПЗ

2

2

10-11

Представление чисел в различных системах счисления

отчет

ЛЗ

2

2

12

Контрольная работа №1 (К.т.1)

Правила перевода чисел в ПСС. Арифметические операции

тест

КР

1

3

13-14

Кодирование информации

Представление информации. Кодирование и декодирование. Двоичное кодирование текстовой информации в компьютере. Кодовые таблицы. Два подхода к представлению графической информации. Представление звуковой информации

§2.5

Составление опорно-логической схемы в тетради

(1 ч)

Т

2

1

15-16

Решение задач на кодирование, декодирование информации

Задачи

ПЗ

2

2

17-18

«Двоичное кодирование текстовой информации в компьютере. Кодовые таблицы».

отчет

ЛЗ

2

2

Итого по разделу лекций

лабораторных занятий

практических занятий

проверочных работ

внеаудиторная самостоятельная работа

8

5

4

1

6

Раздел 2. Компьютер и программное обеспечение

19

Аппаратная реализация ПК.

Магистрально-модульный принцип построения ПК. Принцип открытой архитектуры ПК. Магистраль. Процессор, его характеристики. Виды  памяти. Устройства ввода-вывода. Выбор конфигурации ПК в зависимости от его назначения.

§1.1-1.2

Конспект по темам: Внешняя память. Устройства ввода информации. Устройства вывода информации (4 ч).

Т

1

1

20-21

Программное обеспечение ПК.

Назначение операционной системы. Составные части ОС. Загрузка операционной системы. Системный диск. Bios. Этапы процесса загрузки операционной системы. Графический интерфейс Windows. Программная обработка данных: данные, программа, программное обеспечение. Структура ПО (системное ПО, прикладное ПО). Файл. Имя файла. Типы файлов. Файловая система. Файловые менеджеры.  Операции над файлами и каталогами. Логическая структура дисков. Форматирование дисков. Файловые системы (FАТ 16, FАТ 32.NTFS).

§1.3-1.8

Т

2

1

22

Архиваторы. Компьютерные вирусы и антивирусные программы

Архиваторы и антивирусные программы

§1.9-1.10

Реферат по темам:

Архивация. Программы-архиваторы. Функции программ-архиваторов. Самораспаковывающиеся архивы, архивы с паролем, распределенные архивы      (4 ч).

Т

1

1

23-24

Компьютерные вирусы и антивирусные программы

отчет

ЛЗ

2

2

25

Контрольная работа №2 (К.т.2)

 «Компьютер и программное обеспечение»

тест

КР

1

3

Итого по разделу лекций

лабораторных занятий

практических занятий

проверочных работ

внеаудиторная самостоятельная работа

4

2

-

1

8

Раздел 3. Информационные технологии

26-27

Технология создания и обработки графической информации.

Растровая графика. Векторная графика. Графические редакторы

§7.1-7.2

Т

2

1

28-29

«Создание растровых изображений»

отчет

ЛЗ

2

2

30-31

Технология создания и обработки текстовой информации

Средства обработки текстовой информации: простейшие текстовые редакторы, их основные возможности.

Создание и редактирование документов. Форматы текстовых файлов. Форматирование текстовых документов. Элементы текстового документа (символ, абзац, страница). Параметры страницы (формат бумаги, ориентация страницы, поля, нумерация страниц). Форматирование абзацев, форматирование символов. Вставка рисунков. Многоколоночная верстка. Оформление буквицы. Вставка объектов WordArt. Многоуровневые списки. Таблицы.

§9.1-9.3

Подготовка учебного проекта «Журнальная статья» (4 ч)

Т

2

1

32-33

 «Создание и редактирование текстовых документов»

отчет

ЛЗ

2

2

34-36

«Форматирование текстовых документов».

отчет

ЛЗ

3

2

37

Контрольная работа №3 (К.т.3)

 «Технология обработки текстовой информации»

тест

КР

1

3

38-39

Гипертекст

Гипертекст. Гиперссылка. Указатель ссылки. Адрес ссылки. Автоматизация ввода -информации. Программы автоматического распознавания. Компьютерные словари. Компьютерные переводчики.

§9.4

Реферат «Компьютерные словари и системы машинного перевода текстов» (4 ч)

Т

2

1

40

Программы автоматического распознавания. Компьютерные словари. Компьютерные переводчики.

отчет

ПЗ

1

2

41-42

 «Создание гипертекстовых документов»

отчет

ЛЗ

2

2

43-44

Технология создания и обработки числовой информации.

Электронные таблицы. Основные элементы: ячейка, строка, столбец, лист, книга. Типы данных: число, текст, формула. Относительные и абсолютные ссылки. Автозаполнение.

§10.1-10.2

Т

2

1

45--48

«Создание, редактирование и форматирование документов в электронных таблицах»

отчет

ЛЗ

4

2

49-50

Функции в электронных таблицах.

Встроенные математические функции. Встроенные статистические функции. Встроенные логические функции. Типы диаграмм и графиков. Мастер диаграмм. Создание диаграмм. Форматирование диаграмм

§10.3-10.5

Т

2

1

51

Контрольная работа №4 

«Технология обработки текстовой и числовой информации»

тестирование

КР

1

3

2 семестр

52-53

«Табулирование функций. Статистическая обработка данных».

отчет

ЛЗ

2

2

54-55

Компьютерные презентации.

Слайд. Структура слайда. Оформление слайда. Вставка графических и звуковых объектов в презентацию. Использование анимации в презентациях. Интерактивная презентация. ' Переходы между слайдами при помощи ссылок. -Демонстрация презентации.

§ 8.1-8.4

Подготовка учебного проекта «Музыкальная открытка» [«Эскиз и чертёж»] (6 ч)

Т

2

1

56-59

 «Создание презентаций. Создание анимации в презентациях»

отчет

ЛЗ

4

2

Итого по разделу лекций

лабораторных занятий

практических занятий

проверочных работ

внеаудиторная самостоятельная работа

12

19

1

2

14

Раздел 4. Информационные модели

60-61

Моделирование как метод познания.

Моделирование как метод познания. Модель. Информационные и материальные модели.

Формализация. Описательные информационные модели. Формальные информационные модели. Визуализация формальных моделей. Системный подход в моделировании. Понятие о системе. Статические информационные модели. Динамические информационные модели.

§ 5.1-5.3

Т

2

1

62-63

Информационные модели.

(К.т.4)

Типы информационных моделей: табличные, иерархические, сетевые. Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере. Компьютерная модель. Компьютерный эксперимент. Математические модели. Имитационное моделирование. Биологические модели развития популяций (модель неограниченного роста, модель ограниченного роста, модель хищник-жертва). Геоинформационные модели. ГИС.

§ 5.4-5.10

Тест

Реферат «Моделирование процессов оптимального планирования» (4 ч)

Т

КТ

2

1

Итого по разделу лекций

лабораторных занятий

практических занятий

проверочных работ

внеаудиторная самостоятельная работа

4

-

-

-

4

Раздел 5. Хранение, поиск и сортировка информации в базах данных.

64-65

Понятие и типы информационных систем.

Понятие и типы информационных систем. База данных. Табличные базы данных, Иерархические и сетевые базы данных.

§11.1

Т

1

1

66-67

Системы управления базами данных (СУБД).

СУБД Access. Создание структуры табличной БД. Формы представления данных.

§11.2-11.4

Т

2

1

68-69

Создание структуры табличной БД. Формы представления данных.

отчет

ПЗ

2

2

70-71

Реляционные БД.

Многотабличные БД. Связывание таблиц в многотабличных базах данных. Типы связей. Упорядочение данных в среде системы управления базами данных. Применение фильтров. Формирование запросов

§11.5-11.6

Реферат «Использование системы управления базами данных для выполнения учебных заданий из различных предметных областей» (4 ч)

Т

2

1

72-73

Создание многотабличной БД

отчет

ЛЗ

2

2

74-75

Поиск и сортировка данных

отчет

ЛЗ

2

2

76-77

Создание запросов

отчет

ЛЗ

2

2

78-79

Создание отчетов

отчет

ЛЗ

2

2

80

Контрольная работа №4 (К.т.5)

Тест «Базы данных»

тестирование

КР

1

2

Итого по разделу лекций

лабораторных занятий

практических занятий

проверочных работ

внеаудиторная самостоятельная работа

5

8

2

1

4

Раздел 6. Коммуникационные технологии

81-82

Передача информации. Локальные компьютерные сети.

Возможности и преимущества сетевых технологий. Локальные сети. Глобальная сеть Интернет. Адресация в Интернете. Протокол передачи данных ТСР/IР. IР-адрес. Доменная система имен.

§12.1-12.7

Т

2

1

83-84

Локальные сети. Глобальная сеть Интернет.

Построить схему

ПЗ

2

2

85-86

WWW. Электронная почта и телеконференции.

Электронная почта, адрес электронный почты, функционирование электронной почты. Почтовые программы. Телеконференции. WWW. URL-адрес. Браузеры. Файловые архивы. РТР. Поисковые информационные системы. Организация поиска информации. Описание объекта для его последующего поиска.

§12.8-12.9

Сообщение на тему: Правовая охрана программ и данных. Защита информации (4 ч).

Т

1

1

87

(К.т.6)

Поисковые информационные системы. Организация поиска информации.

отчет

ПЗ

1

2

88-89

Основы HTML. Разработка Web-сайта

Гипертекст. Язык разметки гипертекста НТМГ.

Структура HTML-документа. Теги. Атрибуты. Создание заголовков, параграфов, списков, размещение рисунков на странице, форматирование текста, связывание страниц при помощи ссылок. HTML-редакторы.

§13.1-13.7

Подбор материала для своего сайта.

Формы на Web-страницах Тестирование и публикация Web-сайта (8 ч)

Т

2

1

90-92

«Форматирование текста и размещение графики»

отчет

ЛЗ

3

2

93-95

«Гиперссылки, ссылки, формы»

отчет

ЛЗ

3

2

Итого по разделу лекций

лабораторных занятий

практических занятий

проверочных работ

внеаудиторная самостоятельная работа

5

6

3

-

12

Дифференцированный зачет

2

Всего

143

Характеристики уровня освоения учебного материала:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия лаборатории информационно-коммуникационных систем.

Оборудование учебного кабинета:

1. посадочные места по количеству обучающихся;

2. рабочее место преподавателя;

3.комплект сетевого оборудования, обеспечивающий соединение всех компьютеров, установленных в кабинете в единую сеть, с выходом через прокси-сервер в Интернет;

4. аудиторная доска для письма;

5. компьютерные столы по числу рабочих мест обучающихся;

6.вентиляционное оборудование, обеспечивающие комфортные условия проведения занятий.

Технические средства обучения:

1. мультимедиа проектор; интерактивная доска;

2. персональные компьютеры с лицензионным программным обеспечением;

3. автоматизированные рабочие места обучающихся;

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы:

Основная литература:

  1. Астафьева Н.Е., Цветкова М.С. Информатика и ИКТ. Практикум для профессий и специальностей технического и социально-экономического профилей : учеб. пособие для нач. и сред. проф. образования. – М.: Издательский центр «Академия», 2014. 272 с.
  2. Ляхович В.Ф., Молодцов В.А., Рыжикова Н.Б.  Основы информатики (СПО)
    Учебник
     — М.: КноРус, 2016. — 348 с. — (Среднее профессиональное образование).
  3. Поляков К.Ю. Информатика. 10-11 классы. Углубленный уровень. Программа для старшей школы. ФГОС. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014. – 150 с.
  4. Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика и ИКТ. Базовый уровень. Учебник для 10-11 классов. 8-е изд. - М.: 2016. – 246 с.
  5. Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. 10 класс. Базовый уровень. Учебник. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014. – 212 с.
  6. Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. 11 класс. Базовый уровень. Учебник. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014. – 187 с.
  7. Цветкова М.С. Великович Л.С. Информатика и ИКТ : учебник для нач. и сред проф. образования. – М.: Издательский центр «Академия»,  2014. – 352 с.

Дополнительная литература:

  1. Белоусова Л.И. Сборник задач по курсу информатики. – М.: Издательство «Экзамен», 2008. – 253 с.
  2. Лапчик М.П. Методика обучения информатике. Учебное пособие. – М.: Лань, 2015. – 384 с.

  3. Сафронов И.К. Задачник-практикум по информатике. – СПб: БХВ-Петербург, 2002. – 432 с.

  4. Шелепаева А.Х. Поурочные разработки по информатике: базовый уровень: 10–11 классы. Издательство «Вако», 2011 г. – 289 с.

Интернет-источники:

  1. Сайт учителя информатики Полякова К.Ю.- http://kpolyakov.narod.ru/
  2. Курс лекций по ИКТ- http://videouroki.net/filecom.php?fileid=98660342
  3. Тесты по информатике - http://testedu.ru/test/informatika/

3.3. Межпредметные связи

Рабочая программа осуществляет межпредметные связи со следующими учебными дисциплинами: математика, экономика.

3.4. Применяемые педагогические технологии

Программа предполагает использование элементов следующих педагогических технологий:

  • Технологии развивающего обучения.
  • Технология информационно – коммуникативного обучения.
  • Технология игрового обучения.
  • Технология решения проблем.

3.5. Методы и формы работы

Методы организации и осуществления образовательной деятельности.

Методы стимулирования и мотивации учебной деятельности.

Методы контроля и самоконтроля образовательной деятельности.

Используются такие формы обучения, как лекция, диалог, беседа, семинар, консультация, зачет, практикум. Применяются варианты индивидуального, индивидуально-группового, группового и коллективного способа обучения.

3.6. Спецификация учебно-методического комплекса

Наименование

Количество

Тип носителя

1

Комплект для промежуточной аттестации

25

бумага

2

Комплект для итоговой аттестации

25

бумага

3

Комплект контрольных работ

25

бумага

4

Комплекты проверочных работ

200

бумага

5

Рабочая  программа

1

бумага, электронный вариант

6

Список литературы (основной, дополнительной, факультативной)

1

бумага

7

Опорный конспект лекций

10

бумага

8

Тесты (входные, промежуточные, итоговые)

25

бумага

3.7. Требования к квалификации педагогических кадров

Реализация программы учебной дисциплины «Информатика и ИКТ» обеспечивается педагогическими кадрами, имеющими высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки "Образование и педагогика" или в области, соответствующей преподаваемому предмету, без предъявления требований к стажу работы, либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательном учреждении без предъявления требований к стажу работы в соответствии с Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Mинздравсоцразвития России) от 26 августа 2010 г. N 761н г. Москва "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования".


4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Контрольная оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения студентами индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Раздел/

тема

Результаты обучения

(предметные и метапредметные результаты)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

Тип и вид контроля

№ контрольной точки

Способ оценки

Инструментарий контроля

подход

шкала

1. Информация и информационные процессы

1.Сформированность умений оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники; распознавать информационные процессы в различных системах;

  1. Умение решать задачи на определение количества информации;
  2. Умение переводить числа в позиционных системах отчета; пользоваться кодовыми таблицами;
  3. Понимание различных подходов к определению понятия «информация»;
  4. Знание методов измерения количества информации: вероятностный и алфавитный подходы. Знание единицы измерения информации;

способов представления графической, звуковой информации;

  1. Владение знаниями об арифметических операциях в позиционных системах счисления

Изложение усвоенного материала, навыки работы с техническими средствами и информационными ресурсами. Выполнение перевода чисел в различных системах счисления по заданному алгоритму

Самостоятельная работа, контрольная работа, тестирование,  защита сообщений, докладов, рефератов, выполнение практических работ.

входящий;

промежуточный;

обобщающий.

1

критериальный

бальная

Образцы материалов, задания к самостоятельным и контрольным работам;

Тестирование,

устный опрос, работа с карточками,

лабораторные работы

2. Компьютер и программное  обеспечение

  1. Умение пользоваться системным и прикладным программным обеспечением;
  2. Сформированность навыков  совершать операции над файлами и каталогами; пользоваться архиваторами и антивирусными программами;

3.Владение знаниями о магистрально-модульном принципе построения ПК;

4.  Знание назначения и состава ОС, структуры ПО, логической структуры дисков; виды архиваторов, вирусов, антивирусных программ

Изложение усвоенного материала, знание структуры ПО; выполнение операций над файлами по заданному алгоритму

Самостоятельная работа, тестирование, экспертная оценка выполнения лабораторных работ

входящий;

промежуточный;

обобщающий.

2

критериальный

бальная

Образцы материалов, задания к самостоятельным и контрольным работам;

Тестирование,

устный опрос, работа с карточками,

лабораторные работы

3. Информационные технологии

  1. Умение иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;
  2. Умение создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые;
  3. Сформированность навыков создавать, редактировать, форматировать текстовые документы, электронные таблицы;
  4. Умение использовать встроенные статистические, математические и логические функции; использовать мастер диаграмм

5. Знание назначения наиболее распространенных средств автоматизации информационной деятельности текстовых редакторов, текстовых процессоров, графических редакторов, электронных таблиц;

6. Владение знаниями об основных элементах текстовых документов: символ, строка, абзац;

7. Понимание способов форматирования; основных элементов электронных таблиц: ячейка, строка, столбец, лист, книга.

8.Понимание типов ссылок: относительные, абсолютные;  способов создания и редактирования диаграмм и графиков.

Изложение усвоенного материала, выполнение форматирования текстовых документов и электронных таблиц по заданному алгоритму

Самостоятельная работа, тестирование, экспертная оценка выполнения лабораторных работ

входящий;

промежуточный;

обобщающий.

3

критер

бальная

Образцы материалов, задания к самостоятельным и контрольным работам;

Тестирование,

устный опрос, работа с карточками,

лабораторные работы

4. Информационные модели

1.Умение использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования;

2.  Сформированность навыков осуществлять выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей;

3.  Сформированность навыков использовать ПК для построения компьютерной модели

4. Знание типов информационных моделей; основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере;

Изложение усвоенного материала, построение различных моделей разными способами по заданному алгоритму.

Самостоятельная работа, тестирование

входящий;

промежуточный;

обобщающий.

4

критериальный

бальная

Образцы материалов, задания к самостоятельным и контрольным работам;

Тестирование,

устный опрос, работа с карточками.

5. Хранение, поиск и сортировка информации в базах данных

1. Сформированность навыков просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных;

2. Умение осуществлять поиск информации в базах данных, компьютерных сетях и пр.;

3.  Сформированность навыков применять фильтры, формировать запросы, создавать связи между таблицами.

4. Понимание назначения средств автоматизации информационной деятельности с помощью баз данных;

5. Знание понятия и типов информационных систем; основных элементов баз данных: поле, запись, таблица, форма, отчет, запрос;

6. Знание  способов сортировки и фильтрации.

Изложение  усвоенного материала, способы работы с базами данных по заданному алгоритму.

Самостоятельная работа, тестирование, экспертная оценка выполнения лабораторных работ

входящий;

промежуточный;

обобщающий.

5

критериальный

бальная

Образцы материалов, задания к самостоятельным и контрольным работам;

Тестирование,

устный опрос, работа с карточками,

лабораторные работы

6. Коммуникационные технологии

  1. Умение пользоваться поисковыми браузерами;
  2. Сформированность навыков форматировать текст и размещать графику на Web- страницах; использовать гиперссылки, формы;
  3. Умение разрабатывать Web- сайты.
  4. Знание типов компьютерных сетей; протоколов передачи данных;
  5. Владение знаниями об основных понятиях и структуре HTML-документа: теги, атрибуты;
  6. Знание способов создания заголовков, параграфов, списков, форматирование текста

Изложение усвоенного материала. умения  создавать структуру HTML-документа по заданному алгоритму.

Самостоятельная работа, тестирование, экспертная оценка выполнения лабораторных работ

входящий;

промежуточный;

обобщающий.

6

критериальный

бальная

Образцы материалов, задания к самостоятельным и контрольным работам;

Тестирование,

устный опрос, работа с карточками,

лабораторные работы

Дифференцированный зачет

Умение использовать изученные прикладные программные средства; создавать и редактировать базы данных;

Владение знаниями понятия информации и информационных процессов; общих принципов организации и работы компьютеров; информационных моделей; назначение средств автоматизации информационной деятельности с помощью баз данных; коммуникационные технологии.

Формулирование основных понятий; знание формул;

точность выполнения работ с помощью изученных программных средств, прикладных программ.

Тестирование

Итоговый

критериальный

бальная

Образцы тестовых заданий


Шкала оценивания

При оценивании знаний студентов используется фиксированная  форма для устных, письменных и лабораторных работ. Для тестовых заданий используется рейтинговая система.  Данная система выбрана с учетом используемых педагогических технологий.

Фиксированная оценка отражает промежуточные или завершенные успехи студента, его прилежание на занятии. Обычно выражается количественно в одном из ранговых значений 5-балльной шкалы:

   «5» – владеет в полной мере (отлично); 

   «4» – владеет достаточно (хорошо); 

   «3» – владеет недостаточно (удовлетворительно); 

   «2» – не владеет (неудовлетворительно).

При оценке знаний необходимо учитывать основные качественные характеристики овладения учебным материалом: имеющиеся у студентов фактические знания и умения, их полноту, прочность, умение применять на практике в различных ситуациях, владение терминологией и специфическими способами обозначения и записи.

Результат оценки зависит от наличия и характера погрешностей, допущенных при устном ответе или в письменной работе. Среди погрешностей можно выделить ошибки, недочеты и мелкие погрешности. Погрешность считается ошибкой, если она свидетельствует о том, что студент не овладел основными знаниями и умениями и их применением. К недочетам относятся погрешности, свидетельствующие о недостаточно прочном усвоении основных знаний и умений или отсутствии знаний, которые в соответствии с программой не считаются основными. Недочетом также считается погрешность, которая могла бы расцениваться как ошибка, но допущена в одних случаях и не допущена в других аналогичных случаях. К недочетам относятся погрешности, объясняемые рассеянностью или недосмотром, небрежная запись. 

К мелким погрешностям относятся погрешности в устной и письменной речи, не искажающие смысла ответа или решения, случайные описки и т.п.

Зачеркивания и исправления ошибкой считать не следует.  Задание считается выполненным безупречно, если содержание ответа точно соответствует вопросу, указывает на наличие у студента необходимых теоретических знаний и практических навыков, окончательный ответ дан при правильном ходе решения и аккуратном оформлении.  Задание считается невыполненным, если студент не приступил к его выполнению или допустил в нем погрешность, считающуюся в соответствии с целью работы ошибкой.

Оценка «5» выставляется, если студент: 

  • безошибочно излагает материал устно или письменно; 
  • обнаружил усвоение всего объема знаний, умений и практических навыков в соответствии с программой; 
  • сознательно излагает материал устно и письменно, выделяет главные положения в тексте, легко дает ответы на видоизмененные вопросы; 

точно воспроизводит весь материал, не допускает ошибок в письменных работах; 

  • свободно применяет полученные знания на практике. 

Оценка «4» выставляется, если студент: 

  • обнаружил знание программного материала; 
  • осознанно излагает материал, но не всегда может выделить существенные его стороны; 
  • обладает умением применять знания на практике, но испытывает затруднения при ответе на видоизмененные вопросы; 
  • в устных и письменных ответах допускает неточности, легко устраняет замеченные учителем недостатки.

Оценка «3» выставляется, если студент: 

  • обнаружил знание программного материала, но испытывает затруднения при его самостоятельном воспроизведении и требует дополнительных уточняющих вопросов преподавателя; 
  • предпочитает отвечать на вопросы воспроизводящего характера; 
  • испытывает затруднения при ответе на видоизмененные вопросы; 
  • в устных и письменных ответах допускает ошибки. 

Оценка «2» выставляется, если студент: 

  • имеет отдельные представления о материале; 
  • в устных и письменных ответах допускает грубые ошибки.

Оценивание тестовых заданий производится по рейтинговой системе. Перевод рейтинговой шкалы в отметку производится по правилу: полученные баллы за каждый ответ суммируются и высчитывается максимально возможное количество баллов.

90–100% «5» отлично;

80–89% – «4»хорошо;

70–79% – «3» удовлетворительно;

менее 70% – «2» не удовлетворительно.

Промежуточная аттестация осуществляется в форме дифференцированного зачета.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Перечень вопросов для промежуточной аттестации

  1. Дать понятия (определения, термины) «Информатика», «Компьютерной грамотности» и «Информационная культура».
  2. Что называется» Информацией». Свойства информации.
  3. Назовите и опишите три основных этапа развития общества, информационного общества.
  4. Понятие «Информационные процессы»  и «Информационных технологий», требования к информационным технологиям.
  5. Поколения ЭВМ.
  6. Описать классификацию ЭВМ по назначению. Описать классификацию компьютеров по уровню специализации. Описать классификацию компьютеров по типоразмерам.
  7. Авторское право. В чем состоит авторское право на программные средства и базы данных?
  8. Имущественные права. В чем состоят имущественные права на программные средства и базы данных?
  9. Единицы измерения данных. Единицы хранения данных.
  10. Что называется алгоритмом?  Понятие алгоритмического языка.
  11. Свойства алгоритмов. Способы описания алгоритмов.
  12. Описать виды алгоритмов. Графически изобразить алгоритмы: процесса, решения, ввода-вывода, документа и дать описание их функций.
  13. Базовая аппаратная конфигурация персонального компьютера.
  14. Материнская плата. Микропроцессор. Разрядность. Тактовая чистота.
  15. Память. Оперативная и постоянная память, кэш-память.
  16. Внешние устройства персонального компьютера.
  17. Устройства ввода информации. Устройства вывода информации.
  18. Понятие (определение программного обеспечения). Основные понятия файловой системы.
  19. Базовый и служебный уровень программного обеспечения.
  20. Системный и прикладной уровни программного обеспечения.
  21. Классификация прикладного программного обеспечения (программных средств).
  22. Классификация служебных программного обеспечения (программных средств).
  23. Понятие (определение) локальной сети. Понятие (термин) топология сети. Возможные варианты топологии сети.
  24. Что называется компьютерным вирусом?  Какие типы компьютерных вирусов существуют?
  25. Каковы принципы функционирования загрузочных вирусов? Каковы принципы функционирования файловых вирусов?
  26. Охарактеризуйте известные типы антивирусных программ.  Перечислите меры защиты информации от компьютерных вирусов.
  27. Общие сведения о текстовом процессе Word. Базовые приемы работы с текстом в текстовом процессе Word.
  28. Что называется автосохранением? Какие виды форматирования позволяет использовать редактор MSWord?
  29. Что называется страницей, полем, отступом, красной строкой, стилем, кернинг ?
  30. Что такое шаблон, макрос, автотекст, автозамена, колонтитул, форматирование, интерлиньяж?
  31. Основные понятия электронных таблиц: рабочий лист, рабочая книга, ячейка, адрес ячейки.
  32. Понятия «Стандартные функции»  и «Мастер функций» в электронных таблицах.
  33. Диаграммы и графики в MSExcel. Как построить график с помощью MSExcel?
  34. Что называется ссылкой, диапазоном ячеек? Что называется функцией?
  35. Приведите примеры констант. Что называется константами?
  36. Опишите пользовательский интерфейс MSExcel.
  37. Что называется абсолютной ссылкой?  Что называется относительной ссылкой?
  38. Какие программы входят в состав MSOffice?
  39.  Понятие о телекоммуникационных технологиях.
  40. Понятие (определение) локальной сети. Понятие (термин) топология сети. Возможные варианты топологии сети.
  41. Интернет. Принципы работы Интернета.
  42. Варианты адресации в Интернете.Что называют «IP-адресом». 
  43. Понятие «Онлайновые технологии (Online)»
  44. Понятие (определение) электронной почты. Возможности электронной почты.
  45. Классификация компьютерных сетей.
  46. Что называется браузером? Что такое гиперссылка?
  47. На каких языках составляют Web-страницы?
  48. Для чего служат Главное меню, Панель инструментов, Адресная строка и Строка состояния?
  49. Что такое физический и доменный адреса?
  50. Какие службы (услуги, протоколы) существуют в Интернет?
  51. Что называется поисковой системой? Какие синонимы есть у термина «поисковая система»?
  52. Перечислите отечественные поисковые системы. Перечислите зарубежные поисковые системы.

Составитель: Хиндогина М.Г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа дисциплины ЕН.02 "Информатика и ИКТ в профессиональной деятельности"

Рабочая программа дисциплины ЕН.02 "Информатика и ИКТ в профессиональной деятельности" разработана для группы специальностей 050000 Образование в соответствие с ФГОС нового поколения....

Рабочая программа дисциплины "Информатика"

Дисциплина «Информатика» относится к общеобразовательному циклу учебного плана ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования. Учебная дисциплина «Информатика» ...

Рабочая программа дисциплины "Информатика и ИКТ в профессиональной деятельности" для специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах

Рабочая программа дисциплины "Информатика и ИКТ в профессиональной деятельности" для специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах....

Рабочая программа дисциплины "Информатика и ИКТ в документационном обеспечении управления и архивоведении"

Рабочая программа дисциплины "Информатика и ИКТ в документационном обеспечении управления и архивоведении" для специальности 46.02.01 Документационное обеспечение управления и архивоведение"...

Рабочая программы дисциплины БД.10 Информатика для специальности СПО 35.02.07 Механизация сельского хозяйства

Рабочая программы дисциплины БД.10 Информатика для специальности СПО 35.02.07 Механизация сельского хозяйства....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «МАТЕМАТИКА И ИНФОРМАТИКА»

Рабочая программа дисциплины разработана на основе образовательной программы среднего профессионального образования в области искусств, интегрированной с образовательными программами основного общего ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дисциплины «Информатика» для 1 курса специальности: 23.02.07 Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММАдисциплины «Информатика» для 1 курса специальности: 23.02.07  Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем  и агрегатов автомобилей...