Рабочая программа дисциплины "Информатика и ИКТ в профессиональной деятельности" для специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах
рабочая программа на тему
Рабочая программа дисциплины "Информатика и ИКТ в профессиональной деятельности" для специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
en.02.ikt_v_pd.doc | 209.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
Белинский филиал Государственного автономного профессионального образовательного учреждения Пензенской области
«Каменский техникум промышленных технологий и предпринимательства»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ЕН.02. ИНФОРМАТИКА И ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ (ИКТ) В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
44.02.02 «Преподавание в начальных классах»
2014 г.
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальностям среднего профессионального образования 050146 «Преподавание в начальных классах»
Организация-разработчик:
Белинский филиал Государственного автономного профессионального образовательного учреждения Пензенской области «Каменский техникум промышленных технологий и предпринимательства»
Разработчик:
Сидоркина Т.Г., преподаватель информатики
Рекомендована на заседании предметно-цикловой комиссии общеобразовательных дисциплин
Протокол №____________ от «____»__________20__ г.
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 4 |
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 5 |
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 12 |
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 14 |
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Информатика и информационно-коммуникационные технологии
в профессиональной деятельности
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности СПО 44.02.02 «Преподавание в начальных классах»
1.2. Место учебной дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена: математический и общий естественнонаучный цикл
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
- соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ в профессиональной деятельности;
- создавать, редактировать, оформлять, сохранять, передавать информационные объекты различного типа с помощью современных информационных технологий для обеспечения образовательного процесса;
- осуществлять отбор обучающих программ в соответствии с возрастом и уровнем психического развития обучающихся/воспитанников;
- использовать сервисы и информационные ресурсы сети Интернет в профессиональной деятельности;
Вариатив:
- использовать возможности СУБД для организации хранения и управления большими массивами данных;
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
- правила техники безопасности и гигиенические требования при использовании средств ИКТ в образовательном процессе;
- основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи и поиска информационных объектов различного типа (текстовых, графических, числовых и т.п.) с помощью современных программных средств;
- возможности использования ресурсов сети Интернет для совершенствования профессиональной деятельности, профессионального и личностного развития;
- аппаратное и программное обеспечение ПК, применяемое в профессиональной деятельности;
Вариатив:
- теоретические основы, виды и структуру баз данных.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 114 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 76 часов;
самостоятельной работы обучающегося 38 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 114 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 76 |
В том числе: | |
практические занятия | 75 |
контрольные работы | 1 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 38 |
В том числе: | |
Реферирование по проблеме | 18 |
Выполнение индивидуального задания | 20 |
Итоговая аттестация в форме | дифференцированного зачёта |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Информатика и информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 1. Введение в предмет | 2 | ||
Тема 1.1 Введение | Лабораторные работы 1. ИКТ. Базовые понятия 2. Информатизация образования | 2 | |
Раздел 2. Гигиена и охрана труда при использовании средств ИКТ в образовательном процессе | 10 | ||
Тема 2.1. Физиолого-гигиенические основы трудового процесса на рабочих местах | Лабораторные работы 1. Компьютер и здоровье человека. 2. Федеральные санитарные правила, нормы. 3. Техника безопасности при использовании средств ИКТ в образовательном процессе 4. Здоровье сберегающие технологии | 4 | |
Практические занятия
| 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся: реферирование по проблеме «Охрана здоровья как приоритетное направление деятельности учителя начальной школы», «Оздоровительные моменты на занятии» | 4 | ||
Раздел 3. Технические и программные средства информационных технологий | 95 | ||
Тема 3.1. Аппаратное обеспечение компьютера | Лабораторные работы 1. Состав и структура ПК. Процессор и внутренние устройства. 2. Устройства ввода, вывода и хранения информации | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся: реферирование по проблеме «Архитектура современного компьютера» | 2 | ||
Тема 3.2. Создание, набор и редактирование текста средствами текстового процессора. | Лабораторные работы 1. Создание и сохранение текстового документа. Подготовка документа к печати. Печать документа. 2. Проверка правописания. Использование шаблонов при оформлении документов. | 2 | |
Практические занятия
| 5 | ||
Самостоятельная работа обучающихся:
| 4 | ||
Тема 3.3. Настольная издательская система как инструмент создания публикаций. | Практические занятия
| 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся: реферирование по проблеме «Создание различных типов публикаций средствами настольной издательской системы». | 2 | ||
Тема 3.4. Создание, набор и редактирование электронной таблицы средствами табличного процессора. | Лабораторные работы 1. Состав электронной таблицы. Работа с данными. Оформление таблицы. 2. Выполнение вычислений в электронной таблице: абсолютная и относительная адресация ячеек. 3. Подготовка документа к печати. Печать документа. | 3 | |
Практические занятия
| 6 | ||
Самостоятельная работа обучающихся:
| 8 | ||
Тема 3.5. Создание и редактирование базы данных средствами СУБД. | Лабораторные работы 1. Создание БД средствами СУБД. Ввод и редактирование данных. 2. Создание связей между таблицами. 3. Поиск данных в БД: запросы на выборку, на изменение, добавление, удаление данных, на создание таблицы. 4. Сортировка данных в БД. Создание и использование отчёта и формы. | 4 | |
Практические занятия
| 6 | ||
Самостоятельная работа обучающихся:
| 3 | ||
Тема 3.6. Система создания и демонстрации презентаций | Лабораторные работы Алгоритм создания презентации. Создание слайда. | 1 | |
Практические занятия
2. Применение шаблона оформления слайда. 3. Вставка графических объектов. Вставка видео, звука. 4. Настройка параметров смены слайдов. Установка автоматического и непрерывного показа слайдов. 5. Настройка анимационных эффектов. 6. Добавление гиперссылок 7. Настройка параметров демонстрации презентации | 8 | ||
Самостоятельная работа обучающихся: выполнение индивидуального задания по теме «Создание и настройка тематической презентации». | 2 | ||
Тема 3.7. Создание изображений средствами векторного графического редактора. | Лабораторные работы 1. Интерфейс и принципы работы векторного графического редактора. Использование основных инструментов редактора. | 1 | |
Практические занятия
| 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся: реферирование по проблеме «Дополнительные возможности векторного редактора по созданию и редактированию изображений». | 2 | ||
Тема 3.8. Создание изображений средствами растрового графического редактора. | Лабораторные работы 1. Основные параметры работы растрового графического редактора. | 1 | |
Практические занятия
| 3 | ||
Самостоятельная работа обучающихся: реферирование по проблеме «Дополнительные возможности растрового редактора по созданию и редактированию изображений» | 2 | ||
Тема 3.9. Программные средства защиты информации | Лабораторные работы 1. Вирусы. Виды вирусов. Способы защиты от вирусов. Программные средства защиты информации от вирусов. | 1 | |
Самостоятельная работа обучающихся: реферирование по проблеме «Защита информации в ПК. Способы защиты информации в ПК». | 2 | ||
Тема 3.10. Архивация данных | Лабораторные работы 1. Архивация данных. Программы архивации данных. Алгоритм архивации и разархивации данных средствами ПО. | 1 | |
Самостоятельная работа обучающихся: реферирование по проблеме «Различные виды программ архивации данных». | 2 | ||
Тема 3.11. Электронные образовательные ресурсы | Лабораторные работы 1. Игровые обучающие программы: назначение, классификация, возрастные особенности. Ресурсы сети Интернет. 2. Учебные программы: назначение, классификация, возрастные особенности. Ресурсы сети Интернет. 3. Электронные учебники и энциклопедии: назначение, классификация, возрастные особенности. Ресурсы сети Интернет. | 3 | |
Практические занятия
| 10 | ||
Самостоятельная работа обучающихся:
| 4 | ||
Раздел 4. Телекоммуникационные технологии | 9 | ||
Тема 4.1. Глобальная сеть Интернет. Информационные ресурсы и сервисы Интернет. | Лабораторные работы 1. Основные понятия Internet: сервер, протоколы Internet. 2. Основные службы Internet. Всемирная паутина. Средства просмотра WorldWideWeb. Поиск информации в сети | 2 | |
Практические занятия
| 2 | ||
Тема 4.2. Электронная почта. Работа с Web-почтой | Лабораторные работы 1. Электронная почта. Принципы работы. Создание почтового ящика. Создание сообщения. | 1 | |
Практические занятия
| 1 | ||
Самостоятельная работа обучающихся: реферирование по проблеме «Использование информационных ресурсов и сервисов Интернет в деятельности воспитателя» | 2 | ||
Контрольная работа «Глобальная сеть Интернет» | 1 | ||
Всего: | 114 |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия лаборатории информатики и информационно-коммуникационных технологий.
Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории: посадочные места по количеству обучающихся; компьютерные столы; аудиторная доска для письма маркером с магнитной поверхностью; рабочее место преподавателя; УДМК: программы, календарно-тематические планы, поурочные планы, лекционный материал, задания для самостоятельной работы обучающихся, задания для практических занятий, требования к написанию докладов, рефератов, сообщений, рекомендации к составлению и оформлению презентаций, раздаточный материал; устройства и средства, обеспечивающие технику безопасности при работе в лаборатории.
Технические средства обучения: компьютерный класс в локальной сети, обеспечивает функционирование телекоммуникационной сети, дающей выход в Интернет, периферийное, демонстрационное оборудование, сопрягаемое с ПК (принтер, сканер, модем, проектор, веб-камера, акустические колонки, наушники, микрофон); отраслевое оборудование.
Программное обеспечение: операционная система, антивирусная программа, программа-архиватор, система оптического распознавания текстов, офисный пакет программ, программы обработки растровой и векторной графики.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, дополнительной литературы, Интернет-ресурсов
Основные источники:
Михеева Е.В., Титова О.И. Информатика. Учебник для студ. сред. проф. образования - 2-е изд.,испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 352 с.. Гриф Минобр
Михеева Е.В. Практикум по информационным технологиям в профессиональной деятельности. - М.: Академия, 2012. – 198 с. Гриф Минобр
Фуфаев Э.В., Фуфаева Л.И. Пакеты прикладных программ: учебное пособие для студентов среднего профессионального образования. - М.: Академия, 2010- 352 с. Гриф Минобр
Гохберг Г.С., Зафиевский А.В., Короткин А.А. Информационные технологии: учебник для студентов среднего профессионального образования. – М.: Академия, 2010. – 208 с. Гриф Минобр
Могилев А. В. Практикум по информатике: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А.В.Могилев, Н.И.Пак, Е.К.Хеннер; Под ред. Е.К.Хеннера. — 3-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2012. — 608 с. Гриф Минобр
Могилев А.В., Пак Н.И., Хённер Е.К. Информатика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А.В.Могилев, Н.И.Пак, Е.К.Хеннер; Под ред. Е.К.Хеннера. — 3-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 848 с. Гриф Минобр
Дополнительные источники:
Безручко В.Т. Информатика (курс лекций): учебное пособие. – М.: ИД «Форум»: ИНФРА-М, 2011. – 432 с.
Колмыкова Е.А., Кумскова И.А. Информатика: учебное пособие для студ. сред. проф. образования. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2011. – 416 с.
Вонсовский С.В. Современная естественно-научная картина мира. - Екатеринбург: Изд-во Гуманитарного ун-та, 2010. - 680 с.
Безручко В.Т. Информатика (курс лекций): учебное пособие. – М.: ИД «Форум»: ИНФРА-М, 2011. – 432 с.
Тимошок Т.В., Microsoft Access 2009. Краткое руководство.: - М.: Издательский дом «Вильямс», 2009. – 272с.
Дмитриев В.В., Дмитриев Ю.В. Векторная и растровая графика: Методические указания. - Новокузнецк: СибГИУ, 2009. - 40 с.
Интернет-ресурсы:
Википедия – свободная энциклопедия. http://ru.wikipedia.org/.
Яндекс.Словари. http://slovari.yandex.ru/.
Журнал "Мир ПК". http://www.pcworld.ru/
Журнал "Компьютерра". http://www.computerra.ru/
Журнал "Домашний ПК". http://www.dpk.com.ua/
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, контрольных работ, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Освоенные умения: | |
соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ в профессиональной деятельности; | наблюдение за деятельностью студента на практических занятиях |
создавать, редактировать, оформлять, сохранять, передавать информационные объекты различного типа с помощью современных информационных технологий для обеспечения образовательного процесса; | практическая работа |
осуществлять отбор обучающих программ в соответствии с возрастом и уровнем психического развития обучающихся/воспитанников; | наблюдение за деятельностью студента на практических занятиях |
использовать сервисы и информационные ресурсы сети Интернет в профессиональной деятельности; | практическая работа |
использовать возможности СУБД для организации хранения и управления большими массивами данных; | практическая работа |
Усвоенные знания: | |
правила техники безопасности и гигиенические требования при использовании средств ИКТ в образовательном процессе; | контрольная работа |
основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи и поиска информационных объектов различного типа (текстовых, графических, числовых и т.п.) с помощью современных программных средств; | контрольная работа |
возможности использования ресурсов сети Интернет для совершенствования профессиональной деятельности, профессионального и личностного развития; | контрольная работа |
аппаратное и программное обеспечение ПК, применяемое в профессиональной деятельности; | контрольная работа |
теоретические основы, виды и структуру баз данных. | тестирование |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа дисциплины «Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия » для специальности 44.02.02 "Преподавание в начальных классах"
Аннотация рабочей программы дисциплины «Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия »по специальности 44.02.02 Преподавание в началь...
Рабочая программа дисциплины «Математика» для специальности 44.02.02 "Преподавание в начальных классах" 2 курс
Аннотация рабочей программы дисциплины «Математика»для специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах Рабочая про...
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС МДК 01.01 Теоретические основы организации обучения в начальных классах ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 01 Преподавание по программам начального общего образования по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах
Составлен в соответствиис Федеральным государственным образовательным стандартомдля специальности «Преподавание в начальных классах»,программой МДК 01.01 Теоретические основы организ...
Методическая разработка. Рабочая программа профессионального модуля ПМ. 03 Классное руководство для СПО по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах
Рабочая программа профессионального модуля ПМ. 03 Классное руководство (МДК. 03.01 Теоретические и методические основы деятельности классного руководителя) для СПО по специальности 44.02.02 Преп...
Рабочая программа учебной дисциплины «Иностранный язык» для специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах
Программа дисциплины ОГСЭ.04 Иностранный язык (немецкий) разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по сп...
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.09.А.01 Иностранный язык (немецкий) по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах
Рабочая программа учебной дисциплины разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 44.02.02...
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.09.А.02 Методика преподавания иностранного языка по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах (немецкий язык) вариативная часть
Программа учебной дисциплины разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 44.02.02 Препода...