Главные вкладки

    Конспект занятия по МДК.01.04. ТОНКМ с методикой преподавания
    план-конспект занятия

    Бутова Валентина Леонидовна

    На данном уроке предусмотрена индивидуальная работа со студентами, испытывающими трудности в обучении

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл urok_tonkm.docx32.85 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект  занятия  по теоретическим основам начального  курса математики с  методикой преподавания  

     

    Специальность: 44.02.02     Преподавание в начальных классах

    Курс: 2      

    Тема:  Арифметические задачи

    Цели занятия:  

    Дидактическая (обучающая): систематизации и обобщения знаний об арифметических задачах.  

    Воспитательная: поддержания интереса к учению; формирования профессиональной направленности, способствующей расширению  педагогического  кругозора; воспитания сознательности;

    Развивающая:   развития познавательной активности;   внимания, памяти, воображения, логического мышления.

    Вид занятия:  практическое занятие

    Тип урока:  урок обобщения и систематизации полученных знаний.

    Методы:   

    - информационно-развивающие (рассказ, беседа (проблемная, эвристическая) метод дедукции, метод индукции),

    - наглядные (показ, демонстрация);

    -практические (упражнения (тренировочные, творческие), решение проблемных ситуаций,   метод исследования)

    Межпредметные связи:

    обеспечивающие: связь теории с УП.01, ПП.01 по ПМ 01 «Преподавание по программам начального общего образования»

    обеспечиваемые: предметными курсами математика (ЕН.01), педагогика, психология, МДК 01.01

     Студент должен в соответствии с ФГОС СПО:

    Знать: классификацию простых задач и приёмы  работы с ними

    Уметь:  использовать  изученные способы и формы записи при решении рассматриваемых на занятии арифметических задач.

    Формирование компетенций:

    ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса.

    ПК 1.1. Определять цели и задачи, планировать уроки.

    Литература:

    1. Калинченко А.В. Методика преподавания начального курса математики: учеб. пособие для студ.учреждений сред. проф. образования / А.В.Калинченко, Р.Н.Шикова, Е.Н.Леонович, под ред. А.В.Калинченко. – 2-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 208 с., гриф Минобр.
    2. Бантова М. А., Бельтюкова Г. В.,

    Методика преподавания математики в начальных классах

    Оборудование: интерактивный стол, документ – камера, интерактивная доска

    Ход урока

    Этапы урока

    Содержание урока

    Методические указания

    1. Организационный момент.

    Приветствие. Проверка готовности к занятию

    2.Актуализация опорных знаний.

    3.Формулировка цели урока

    Прием «Верите ли Вы?»

    Да

    Нет

    1.Что задачи решаются только на уроках математики?

    2.Что задачи делятся на простые и сложные?

    3.Что это задача? « У Оли было 15 марок. А у Коли 5 машин. Сколько было марок у Оли?

    4.Каждая задача содержит условие и требование?

    Один студент выполняет работу на интерактивной столе.

    Проверка осуществляется с использованием документ – камеры.  

    Оценивание (лист оценки) самооценки) (Приложение4)

    -Кто сможет сформулировать тему занятия (урока)?

    - Какие цели поставим на урок?

     - Повторить виды простых задач;

    - Закрепить умения анализировать, определять способ и форму записи  решения  арифметических задач..

    Самостоятельная индивидуальная работа студентов

    4. Повторение

    1. Что такое задача?

    (Задача – это жизненная ситуация, в которой необходимо установить связи между данными и искомыми величинами, на основании которых выбрать и выполнить арифметические действия).

    2.В чем отличие требования от вопроса задачи?

    3.На какие группы делим простые задачи?

    (1. Задачи, формирующие понятие конкретного смысла арифметического действия.
    2. Задачи, раскрывающие связь между компонентами и результатом арифметического действия.
    3. Задачи, связанные с понятием разностного и кратного отношения.)

    Фронтальная работа

    5.Самостоятельная работа обучающихся

    1. Инструктаж по выполнению задания

    Уважаемые студенты, вам необходимо определить группу и вид простой задачи.

    Например. Задача: Сережа поймал 13 рыб, а Толя 10 рыб. Сколько рыб поймали мальчики?

    Эта задача относится к первой группе «Усвоение смысла арифметического действия» и к первому виду «Нахождение суммы 2-х слагаемых».

    Ответ запишем так: 1.1.

    (используется элемент программированного опроса)

    2.Самостоятельное выполнение задания студентами ( по карточкам)

    (Приложения 1,2)

    Самостоятельная работа

    Студенты используют классификацию простых задач и тексты с задачами.  

      Работа по индивидуальным карточкам.

    Некоторые студенты получат индивидуальные карточки, в которых необходимо ответить на поставленные вопросы.

    (Приложение 3)

    Выдаются карточки.    

    5.1. Проверка задания

    ( определение вида задачи)

    Поменяйтесь работами в парах и проверьте их.

    (Занесение результатов выполненной работы в лист самооценки)

    Предлагается ключ с ответами.  

      Проверка работ по индивидуальным карточкам

    (задания дифференцированы по уровню сложности)

    Отчёт студентов – ответы на поставленные вопросы. Дополнение и уточнение ответов.

    Нужно ли начинающему учителю знать вид простой арифметической задачи?

    (Нужно знать, чтобы определить методику работы с ней).

    Фронтальная беседа.

    6. Выбор приёма работы с задачей.

    Рассмотрите следующие задачи.

    Задача 1. Из первого улья взяли 24 кг мёда, а из второго на 5 кг больше, чем из первого. Сколько килограммов мёда взяли из второго улья?

    Задача 2. Из первого улья взяли 24кг мёда, что на 5 кг больше, чем из второго. Сколько килограммов мёда взяли из второго улья?

    Какой приём обучения лучше использовать, работая с текстами данных задач?

    Какой из вариантов организации работы выберете и почему?

    Вариант 1. Фронтально разобрали и решили первую задачу. Вторую задачу ученики решали самостоятельно.

    Вариант 2. Первую задачу решили в классе, вторую задачу учитель задал на дом.

    Вариант 3. Учащиеся прочли сразу обе задачи. Учитель предложил уточнить их сходство и различие. Учащимся были заданы вопросы: «Можно ли получить одинаковые ответы? В какой задаче ответ получится больше? Почему?»

    Какую подготовительную работу целесообразно провести перед решением этих задач?

    Коллективная работа.

    7. Способы и формы записи решения задач.

    Каким способом решена предыдущая задача? (Арифметическим способом).

    Какую форму записи решения использовали? (Выражение в одно действие).

    Какие ещё способы решения задач знаете? (Алгебраический, практический, графический, схематическое моделирование, комбинированный).

    Какие формы записи решения задач знаете? (По действиям, по действиям с пояснением, по действиям с вопросами, выражением, уравнением).

    Фронтальная беседа.

    8. Практическая работа по решению задач разными способами.

    Решите задачу разными способами.

    Вариант 1.

    Задача. Два участка имеют одинаковую площадь. Ширина первого участка 20 м, ширина второго – 40 м. Найди длину первого участка, если известно, что длина второго – 75 м.

    Вариант 2.

    Задача. Из куска ткани длиной 24 м cшили 8 одинаковых костюмов. Сколько потребуется ткани на 32 таких же костюма?

    Проверка решения задач.

    -Каким способом решали задачи?

    -Какую форму записи решения использовали?

    - Какие пропорциональные величины встретились в задачах? Почему их называют пропорциональными?

    (Выставление оценок в лист самооценки)

    Практическая работа выполняется по вариантам.

    Индивидуальная работа (для слабых) студентов

    Прочитайте задачу и решите ее: «Одна обезьяна съела 8 бананов, вторая — в 3 раза больше, а третья — на 6 бананов меньше, чем вторая. Сколько бананов съели две обезьяны? Три обезьяны?»

    • Опишите, как вы организуете деятельность учащихся на уроке при решении задачи. • Почему решение этой задачи не следует включать в домашнюю работу?

    В ходе выполнения работы студентам оказывается направляющая помощь

    7. Итог урока.

    - Удалось добиться поставленных целей?

    -Что должен уметь будущий учитель начальных классов, чтобы успешно обучать младших школьников решению задач?

    Фронтальная беседа.

    8. Рефлексия

    На сегодняшнем уроке я понял, я узнал, я разобрался…";

    "Я похвалил бы себя…";

    "Сегодня мне удалось…";

    "Я научился…"

    Выставление отметок за урок по результатам анализа заполненных листов самооценки.

    Самооцена

    8. Домашнее задание.

    Подобрать   арифметические задачи и показать приемы работы с ними: подбор схемы, данных, вопроса; изменения вопроса, данных; объяснение или выбор решения.

     

     

                                                                                                                                                              Приложение1

    Классификация простых задач

    1 ГРУППА. УСВОЕНИЕ СМЫСЛА АРИФМЕТИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ

    1.1.Нахождение суммы 2-х слагаемых.

    1.2. Нахождение остатка.

    1.3. Нахождение суммы одинаковых слагаемых (произведения)

    1.4. Деление на равные части.

    1.5.Деление по содержанию.

    2 ГРУППА. УСВОЕНИЕ СВЯЗИ МЕЖДУ КОМПОНЕНТАМИ И РЕЗУЛЬТАТОМ ДЕЙСТВИЯ

    2.1     Нахождение первого (второго) слагаемого.

    2.2     Нахождение уменьшаемого.

    2.3.    Нахождение вычитаемого.

    2.4     Нахождение первого (второго) множителя.

    2.5.    Нахождение делимого.

    2.6.    Нахождение делителя.

    3 ГРУППА. РАСКРЫТИЕ ПОНЯТИЯ РАЗНОСТНОГО И КРАТНОГО ОТНОШЕНИЯ

    1. Разностное сравнение чисел.
    2. Увеличение числа на несколько единиц (прямая форма).
    3. Увеличение числа на несколько единиц (косвенная форма)
    4. Уменьшение числа на несколько единиц (прямая форма).
    5. Уменьшение числа на несколько единиц (косвенная форма).
    6. Кратное сравнение двух чисел.
    7. Увеличение числа в несколько раз (прямая форма).
    8. Увеличение числа в несколько раз (косвенная форма).
    9. Уменьшение числа в несколько раз (прямая форма).
    10. Уменьшение числа в несколько раз (косвенная форма).

                                                                                                                                                           Приложение2

    Вариант 1

     1. В саду растёт 16 груш и 12 яблонь. Каких деревьев в саду больше и на сколько?
    2. Володе 15 лет. Сколько лет будет Володе через 4 года?
    3. Вася живёт на 19 этаже, а Петя живёт на 5 этажей ниже, на каком этаже живёт Петя?
    4. В саду растут 14 яблонь и несколько кустов малины, причём кустов малины на 3 штуки больше. Сколько кустов малины растёт в саду?
    5. В вагоне едут  офицеры: четверо из них – майоры, а 9 из них  капитаны. Сколько  офицеров едет в вагоне?

     6.  В одной вазе 7 цветков. Сколько цветков в 3 таких же вазах?

    7. 24 марки расклеили поровну в 3 альбома. Сколько марок в одном альбоме?

     8. 18 ножей разложили в коробки по 6 ножей в каждую. Сколько коробок вышло?

    Вариант 2

       1. На рубашке было пришито 11 пуговиц. 2 пуговицы оторвались. Сколько пуговиц осталось на рубашке? 
    2. Петя съел 9 помидор и 3 огурца. Сколько всего овощей съел Петя? 
    3. Полина живёт на 15 этаже, а Валя живёт на 2 этаж ниже. На каком этаже живёт Валя? 
    4. Вася поймал в пруду 12 щук и несколько карасей, причём карасей на 3 штуки меньше, чем щук. Сколько карасей поймал Вася в пруду? 
    5. Настя купила книгу за 65 рублей, после этого у неё осталось еще 6 рублей. Сколько денег было у Насти? 
    6. У Васи есть 8 рублей, у Саши есть 3 рублей. У кого больше денег и на какую сумму? 

    7. На одном диване 4 подушки. Сколько подушек на 3 таких же диванах?

    8. 24 карандаша  разложили в коробки по 6 карандашей в каждую. Сколько коробок вышло?

    Приложение 3

    Индивидуальные карточки

     

    КАРТОЧКА 1

    Сделай краткую запись задачи: «Блокнот, линейка и карандаш стоят 27 рублей. Линейка стоит 8 рублей, а карандаш 3 рубля. Сколько стоит блокнот?

    Подумай, с какой целью учитель после решения задачи поставил перед учащимися вопрос: «Что означает выражение 27-3? 27-8? (27-8)-3?

    КАРТОЧКА 2

    Рассмотри различные варианты разбора задачи: «12 кг варенья разложили в 6 банок поровну. Сколько надо таких банок, чтобы разложить 24 кг варенья?

    Вариант 1. Что означает число 12? Что сделали с вареньем? Что можно узнать, пользуясь этими данными? Что спрашивается в вопросе задачи? Можно ответить на этот вопрос?

    Вариант 2. Прочтите задачу и заполните данную таблицу:

    Масса одной банки

    Количество банок

    Общая масса

    Одинаковая

    6

    ?

    12 кг

    24 кг

    1. Что нужно знать, чтобы ответить на вопрос задачи?
    2. Какие данные из условия задачи помогут найти вместимость одной банки?
    3. Теперь можно ответить на вопрос задачи?

    КАРТОЧКА 3.

    Учитель предложил задачу: «Из пачки взяли 18 тетрадей. После этого в пачке осталось в 2 раза меньше тетрадей, чем было. Сколько тетрадей было в пачке сначала?

    Некоторые ученики решили задачу так: 1) 18:2=9(т.); 2) 18+9=27(т.). Ответ: 27 тетрадей.

    Как провести проверку, чтобы учащиеся убедились в неправильном решении задачи? Как наглядно интерпретировать задачу, чтобы помочь ученикам решить её верно?

     

    Приложение 4

    Задание

    Выполнено верно «+»

    Допущена 1ошибка (полу плюс вверх )

    Допущено 2 ошибки

    (полу плюс вниз)

    Не справился с заданием

    «-»

    1

    2

    3

    4

    5

    ИТОГО


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТОВ на занятиях по дисциплине Методика преподавания технологии (труда) с практикумом

    Метод проектов - один из наиболее приближенных к реальной практике, позволяет формировать не просто умения, а компетенции, то есть умения, непосредственно сопряженные с опытом применения их в практиче...

    Тест по ТОНКМ с методикой преподавания математики в начальных классах

    Данный тест составлен по теме «Итоговое повторение» и предназначен для студентов педагогических колледжей. Он может быть использован на уроках обобщающего повторения и  при подготовке к итоговой ...

    Методика преподавания физики по опорным конспектам

    Представляемая работа предлагает методику преподавания физики с применением опорных конспектов, фонотеки лекций и физического домино. Данная методика апробирована в течение более десяти лет на обычных...

    Конспект занятия по МДК.01.04 по теме МЕТОДИКА РАБОТЫ НАД ПРОСТЫМИ ЗАДАЧАМИ, РАСКРЫВАЮЩИМИ ПОНЯТИЕ КРАТНОГО ОТНОШЕНИЯ

    Занятие встроено в систему работы над отдельными видами простых задач. Включает в себя как подробное описание хода занятия, так и методического сопровождения, а именно: презентации и приложений с тест...

    Теоретические основы начального курса математики с методикой преподавания (ТОНКМ)

    Данный список вопросов предназначен для проведения промежуточного контроля по предмету.Тема: Математические предложеня. Высказывания...

    Теоретические основы начального курса математики с методикой преподавания (ТОНКМ)

    Данный материал предназначен для промежуточного контроля знаний по теме: Отношения и соответствия....

    План – конспект занятия по МДК 03.02. "Теория и методика развития речи у детей" тема: «Методика развития речевого слуха, дыхания, голоса и дикции»

    В предствленном плане конспекте по МДК 03.02 "Теория и методика развития речи у детей" по теме "Методика равзития речевого слуха, дыхания, голоса и дикции" для студентов 3 курса пе...