План мероприятий по формированию основ Этикета для дошкольного возраста
календарно-тематическое планирование

Нечаева Елена Валериевна

План мероприятий по формированию основ Этикета в дошкольной группе  для социально - реабилитационных центров для несовершеннолетних 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_etiketu1.odt24.77 КБ

Предварительный просмотр:

               Государственное казённое учреждение Республики Коми                                             «Социально реабилитационный центр для несовершеннолетних г. Сыктывкара»

Программа по формированию                                                                 основ Этикета у дошкольников 

                                                                       составила: воспитатель Нечева Е,В

сыктывкар

                                              Пояснительная записка.   

                                                                                                                                       Культура поведения предполагает различные аспекты поведения человека в обществе: это поведение в семье, в коллективе, в общественных местах и на улице. Через игру, в процессе общения с окружающими, участвуя в любых видах деятельности, ребенок получает первые уроки культурного поведения в обществе.

                                                                                                                                                                                       Сегодня в условиях стремительно меняющегося мира, назрела необходимость в активизации художественно-эстетического воспитания. Переход на стандарты нового поколения придает особое значение многим процессам и явлениям социокультурной жизни, по-новому освещает их, выявляя их более глубинные сущности основания. Эстетическое воспитание является неотъемлемой частью в формировании всесторонне развитой гармоничной личности. Начавшись в раннем возрасте, оно в дальнейшем содействует человеку в развитии его способностей: замечать прекрасное в окружающих предметах и явлениях, постигать посредством собственной изобразительной деятельности их сущность, выражать свои чувства от общения с искусством, а иногда и самому создавать художественные произведения. Художественно-эстетическое воспитание, осуществляемое систематически на всех этапах дошкольного возраста, позволяет предупредить и устранить появление недостатков такого рода, а в дальнейшем оптимальными средствами формировать личность ребенка. Являясь частью всей воспитательной работы, проводимой с детьми в семье и в детском саду, художественно-эстетическое воспитание развивает не какое- то отдельно взятое качество в личности ребенка, а формирует ее в целом.

              Немаловажным аспектом данной проблемы является воспитание культуры поведения, общения, то есть привития ребенку определенных этикетных навыков. Стержнем основой истинной культуры общения является гуманное отношение человека к человеку. Поэтому формирование у детей позиции открытости, доверия, дружелюбия - непременное условие воспитания культуры общения. Доброе отношение к людям должно проявляться в понятной для всех форме.

            Такой формой, качеством общения человека с человеком является вежливость. В обществе существуют принятые формы приветствия, обращение друг к другу, оказание некоторых услуг, формулы благодарности и извинений. Культура общения не исчерпывается только одной лишь вежливостью. Её непременный атрибут - тактичность, одно из самых симпатичных и привлекательных человеческих качеств, которое состоит в умении понять чувства и настроение окружающих, поставить себя на их место, представить, какую эмоциональную реакцию вызывают у других те или иные поступки.  

             Главным средством общения является язык, речь, слово. Потому как владеет человек этим средством коммуникации, нередко судят о его культуре и воспитанности. Воспитание культуры речи органически входит в формирование культуры общения. От того, какую речь слышит ребёнок, во многом зависит его речевое развитие. Ведь первоначальное овладение человеческой речью основано на подражательности. Дети удивительно чутко улавливают, как разговаривают взрослые и, подражая, копируют услышанное.

       Говоря о соотношении этикетного, этического и эстетического в поведении можно выделить три основных поведенческих критерия: как вести себя правильно, т.е. в соответствии с принятым в обществе порядком поведения; как вести себя хорошо, т.е. в соответствии с нравственными нормами; как вести себя красиво, т.е. получая от своего поведения и эстетическое наслаждение.

       Одной из профессиональных обязанностей воспитателя является обучение ребенка правилам поведения за столом. Ведь умение вести себя за столом - одна из характерных черт культурного человека. Не владея навыками культуры еды, никогда не сумеешь красиво выглядеть за столом.

       Овладение ими следует начать как можно раньше. Ребенку постепенно внушают разумность этих правил, а с пяти-шести лет преступают к их осознанному обучению, постепенно, в игровой форме с помощью различных методов доводят их до сознания дошкольников. И если к двум годам для детей «высшим пилотажем» считается научиться правильно держать ложку, то с возрастом еда становится более «утонченной». Малыш начинает пользоваться вилкой, есть с бокового края ложки, есть-пить с закрытым ртом и беззвучно, пользоваться салфеткой по правилам, дети учатся сами сервировать стол. И к пяти-шести годам основные правила культуры еды должны быть усвоены.

     Актуальность программы по этикету - в создании условий для развития личности ребенка, развитии мотивации к познанию и творчеству, приобщении к общечеловеческим ценностям, для социального и культурного самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, укреплении психического и физического здоровья детей, взаимодействии педагога дополнительного образования с семьей.

    Программа составлена на основе знаний возрастных, психолого- педагогических, физических особенностей детей среднего дошкольного возраста. Работа с детьми строится на взаимосотрудничестве, на основе уважительного, искреннего, деликатного и тактичного отношения к личности ребенка.

       Важный аспект в обучении - индивидуальный подход, удовлетворяющий требованиям познавательной деятельности ребёнка. Дети знакомятся с правилами этикета; учатся правилам поведения за столом, в гостях, в общественном месте.

Дети учатся различать посуду по назначению: кухонная, столовая, чайная. Дети знакомятся с правилами сервировки стола, использованием столовых приборов по назначению

     Цель: Воспитание хороших манер у детей, как часть общей культуры личности: Усвоение правил культуры еды; Усвоение правил и норм поведения в гостях. Развитие эстетических чувств и желание всё делать красиво (сервировать стол, следить за столом)

     Наша задача - воспитать ребенка так, чтобы он в дальнейшем чувствовал себя комфортно в любых жизненных ситуациях, т.е., привить ему определенные этикетные нормы. Воспитанность человека полно и ярко проявляется в том, как он удовлетворяет свои обыденные, бытовые потребности. Правила и нормы бытовой культуры во многом определяются эстетическими воззрениями общества, поэтому формирование развитого вкуса и эстетического отношения к предметам и явлениям повседневной жизни составляет важную задачу воспитания.

              За основу своей работы мы берем три основных раздела:

     культура еды, культура быта и культура общения

      методы и приемы воспитания этикетных норм у дошкольников:

  • Общение со сказочным персонажем (подсказать, найти ошибки, научить чему-либо.)
  • Словесные приемы (рассказ взрослого и ребенка из личного опыта, вопросы, беседа.)
  •   Игровые приемы (занятие-игра, игровые упражнения, игры- путешествия, игры-соревнования, путаница кроссворды.)
  •    Наглядные приемы (картинки, видеоматериалы, иллюстрации, схемы.)          
  •    Использование театрализации (кукольного, настольного, театра фланелеграфе, этюды, сцены.)
  •   Художественное слово (стихи, сказки, рассказы, загадки, пословицы, басни.)
  •   Музыка
  •   Практические действия (сервировка стола, разбор ситуаций из жизни.)
  •   Наблюдение (за действием взрослого и ребенка, любование красотой эстетического оформления: стола, букета, подарка, салфетки.)

      В программе участвуют все дошкольники.

Данная программа рассчитана на 1 год обучения (Смешанный  возраст)

                Тема

                          Цели и задачи

Беседа «Что такое этикет»

Познакомить детей с понятием этикет, общими правилами этикета и для чего он нужен людям

Беседа«Кто я такой».Чтение стихотворения А. Барто «Имя и фамилия». Игра «Кто позвал» (назови ласково, строго по-домашнему)

Знать полное имя, отчество, фамилию, адрес, телефон, страну и сведения о родителях, развивать самосознание детей.

Беседа: «Зачем нужен друг?»

Разучить песню Шаинского «Дружба». Художественное творчество. Рисование «Мой друг»

Воспитывать и развивать осознанные взаимно доброжелательные отношения с ровесниками, понятия о дружбе, друзьях.

Тема «ДРУЖБА» (давай никогда не ссориться) Д/и «Не забывай о товарищах»

Игра формирует положительные взаимоотношения между детьми, побуждает их к добрым поступкам.

Беседа: «С чего начинается утро или слово «здравствуй»». Чтение книги С. Козлова «Трям! Здравствуй»

Закреплять в речевом обиходе вежливые формы приветствия. Словарная работа: здравствуй, доброе утро, добрый день, добрый вечер

Беседа: «Вежливая просьба».

Познакомить детей с различными формами выражения просьбы, адресованной кому-либо (близкому человеку, незнакомцу, ровеснику) в разных ситуациях: дома, на улице, в общественных местах.

Беседа «Что значит -заботится о малышах» Поведенческий тренинг. «Кукла Даша упала и разбила нос. Ей больно и обидно. Утешь её».

Познакомить детей о том, что к младшим нужно относиться с заботой и вниманием: ввести в речевой обиход некоторые слова и выражения.

Беседа о том, как дети помогают дома, есть ли у них свои обязанности.На примере рассказа В. Осеевой «Волшебное слово»

Закрепить правила вежливости.

Чтение произведения В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо» Игра «Плохо- хорошо» Чтение отрывок из сказок. Оценить поступки героев (плохо или хорошо поступили)

Поговорить о хороших и плохих поступках. Ввести правило: «Не перенимай дурных поступков, старайся сам подать хороший пример другим».

Беседа: «Зачем уступать друг другу?» Ситуативная игра: в группе появилась новая машина. Все мальчики хотят с ней поиграть, как им поступить?

Объяснить детям, как важно в игре и в серьёзных делах не быть грубым, уступать друг другу.

Побеседовать на тему: «Что может показать наше лицо» Игра «Найди жильцов» (домиков радости, печали, нежности)

Попросить детей определить настроение друга.

Познакомить детей с понятием «комплимент». Игра. «Сделаем по кругу друг другу подарок».

Учить детей говорить друг другу комплименты.

Беседа: «У тебя в гостях подруга». Чтение рассказа Н. Носова «Бобик в гостях у Барбоса»

Научить ребенка вежливо беседовать со своим гостем; дать представление о правилах начала разговора с гостем, вежливых выражениях приветствий. Словарь: проходите, пожалуйста; как приятно, очень рады, всего хорошего. Закрепить правила поведения в гостях.

Беседа о правилах культурного поведенияза столом. С. р. игра «День рождение»

Учить детей правильному поведению за столом. Дать понятия о хороших манерах.

Беседа: «Для чего нужны столовые приборы: вилка, ложка, нож?» Игра-лото «Пользование столовыми приборами»

Научить детей, как правильно пользоваться столовыми приборами, для чего они нужны.

Игровая ситуация «Обед для Незнайки»

Познакомить детей с правилами сервировки стола. Какие приборы и посуда для этого используются. Уточнить правила поведения за столом

Беседа «Как помочь птицам зимой». Чтение стихотворения Е. Благиной «Мороз». Предложить дома сделать кормушку для птиц

Поговорить с детьми о том, что такое доброе отношение к птицам, объяснить детям, сто в отношении к животным и птицам проявляется культура человека

Беседа на тему: «Волшебные слова – наши верные друзья»

Закрепить представление о том, что вежливые слова помогают человеку, вызывают добрые чувства к тем, кто говорит их

Беседа: «Поведение в общественном транспорте». С.р.игра «В автобусе».

Показать ребёнку, как принято вести себя в общественном транспорте.

Беседа: «Вежливыйразговор по телефону». Чтение художественной литературы: «Телефон» К. Чуковский.

Сформировать навыки вежливого разговора по телефону. В процессе игры добиваться автоматической реализации в речи ребёнка этикетных выражений, которые сопровождают телефонный разговор

Тренинг: «Учимся мириться».

Научиться сдерживать негативные побуждения, избегать конфликтов, находить слова для оценки поведения, развивать чувство юмора.

Индивидуальные беседы на тему: «Тебя пригласили в гости».

Закрепить правила поведения в гостях.

Беседа о добрых и злых людях.Посмотреть мультфильм «Приключение кота Леопольда». Тренинг эмоций (показать шаловливых мышат, сердитых, весёлых).

Раскрыть сущность полярных понятий «добро» и «зло». Подвести к выводу, что добрым быть лучше.

Тренинг эмоций. Изобразить с помощью лица и движений тела подружек, которые поссорились. Разучить песню «Улыбка».

Познакомить с ещё одним правилом примирения: «Дружба начинается с улыбки».

Беседа: «Поведение в кафе». С. р. игра «Кафе»

Познакомить детей с правилами речевого общения в кафе, научить: вежливо беседовать с официантом.

Беседа о том, как дети помогают взрослым дома, какие у них есть обязанности.

Вспомнить правило: «Любое задание нужно выполнять старательно, аллуратно». Хорошо выполненное задание доставит удовольствие и тебе и взрослому.

Беседа: «Наши верные друзья». Рисование на тему: «Мой верный друг – собака».

Продолжить разговор о добром и внимательном отношении к животным, учить правильно к ним относится.:

Беседа «Мои умные помощники» (глаза, уши, рот, нос, руки) Д/и «Посылка от обезьянки».

Дать детям представление: - о различных средствах и способах коммуникации с окружающим внешним миром; - о важности и значительности органов чувств, памяти, внимания, эмоций, жестов и движений в процессе общения

Поведенческий тренинг: «Учимся справляться с гневом».

Предложить детям способы помогающие «выпустить из себя злого дракона»:

• Потопать ногами.

• Надуть воздушный шарик злостью.

Беседаоб  поведении в природе. Чтение рассказа Н. Надеждиной «Секреты полевых цветов». Инсценирование стихотворения: «Мы приехали на речку Воскресенье провести… »

Показать детям, как люди заботятся о природе. Воспитывать бережное отношение к природе, желание оказывать ей посильную помощ

Беседа: «Убирай за собой мусор». Художественное творчество. «Чем больше в мире красоты, тем счастливее я и ты».

Закрепить правило поведения в природе.

Итоговое развлечение: «В гостях у феи Вежливости».

Применять все правила этикета.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста. Оздоровительные интегрированные занятия. (из опыта работы).

В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения. Формирование здорового образа жизни должно начинаться с...

План мероприятий по профилактике детского травматизма для дошкольного возраста на летний период

План мероприятий по профилактике детского травматизма в дошкольной группе на летний период  для социально - реабилитационных центров...

Проект: «Формирование основ здорового образа жизни у детей школьного возраста через речевое развитие».

Проект: «Формирование основ здорового образа жизни у детей школьного возраста через речевое развитие»....

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Актуальные вопросы дошкольного образования...

Реализация методической темы самообразования: «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения»

Для успешной реализации задачнеобходимо создание соответствующейпредметно-развивающейсреды и её умелое использование в процессе интеграции образовательных областей....