ДОКЛАД ДЛЯ ТРЕНЕРСКОГО СОВЕТА
материал

Жиделева Наталья Владимировна

Хореография в спорте как средство специализированной подготовки спртсменок к виртуозному исполнению.

Понятие "Хореография в спорте" и методические рекомендации"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_1.docx26.07 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад

Хореография в спорте как средство специализированной подготовки спортсменок к виртуозному исполнению.

Понятие «Хореография в спорте» и методические рекомендации.

Термин «Хореография» обобщает как искусство создания танца, так и все разновидности танцевального и мимического искусства. Именно в процессе занятий хореографией гимнастки ближе всего соприкасаются с искусством. У занимающихся хореографией гимнасток формируется способность передавать движениями тела определенные эмоциональные состояния, различные настроения, переживания, чувства, а также способность создавать яркий и выразительный образ, что делает композицию оригинальной и зрелищной.

Задачи хореографии в гимнастике – заключаются в следующем: это развитие профессиональных танцевальных навыков, музыкальности и выразительности исполнения, воли, характера учениц; формирование культуры движений, умение творчески мыслить; укрепление опорно-двигательного аппарата; воспитание художественно-эстетических качеств спортсменок.

Цель хореографической подготовки - состоит в том, чтобы путем обучения специально разработанных форм разминок, включающие в себя обучение основным элементам четырех танцевальных систем: классической, народно-характерной, историко-бытовой, современной, подготовить гимнастку к высшим спортивным достижениям.  

Основой хореографии в гимнастике, так же как и в подготовке артистов балета, является классический танец. В структуре классической хореографии  можно выделить академический классический танец, неоклассический и модерн. Основой основ в системе обучения остается академический стиль. Именно он позволяет сохранить чистоту, пластику, мастерство танца. Занятия хореографией у спортсменок развивают навыки, без которых невозможно овладеть танцевальной техникой – такие как выворотность, устойчивость, отталкивание, приземление, динамическая осанка, вращение на опоре, координация движений, силовые способности, гибкость, вестибулярная устойчивость. Наряду с этим на уроках хореографии воспитывается музыкальная культура, культура исполнения: выразительность и артистичность.

Уроки хореографии в гимнастике должны в первую очередь учитывать практическую целесообразность каждого задания. Особенности художественной гимнастики вносят в урок хореографии свою специфику. Каждое упражнение в учебном процессе должно нести конкретную смысловую нагрузку (техническую, воспитательную и т.д.).

Специальные движения и элементы образуют рационально построенный экзерсис, служащий в первую очередь для целей тренировки. Необходимо учитывать, что программа по художественной  гимнастике значительно опережает требования к изучению многих элементов в сравнении с методикой преподавания школы классического танца. Например: добиваться сильной выворотности ног в гимнастике не целесообразно, так как многие движения: опорные прыжки, акробатические элементы и соединения, требуют параллельной постановки стоп. Поэтому в гимнастике применяют позиции ног: выворотные, свободные, прямые. В классическом танце приняты четыре основные позиции рук: подготовительная, I, II, III,однако в гимнастике движения руками по канонам хореографии чередуется с гимнастической формой – прямые руки, вытянутые пальцы.  Уроки хореографии включают в себя движения свободной пластики: волны, полуволны и т.д.  

 Поэтому с первых шагов обучения классическому тренажу пристальное внимание обращается на постановку частей тела. Ноги, корпус, руки, голова являются теми элементами, работа над которыми протекает на уроках постоянно. Эффективность воздействия элементов классического танца зависит от правильной технике исполнения.  Подготовительные упражнения являются основным средством хореографической подготовки на этапе отбора и начальной подготовки, затем по мере освоения сложных упражнений они начинают нести вспомогательную функцию. В уроке подготовительные движения все чаще выполняются в различных сочетаниях друг с другом, а также с равновесиями, поворотами, прыжками, движениями свободной пластики, общеразвивающими упражнениями, элементами акробатики.

К основным упражнениям хореографии относятся движения, разучивание которых связанно с формированием сложного двигательного навыка, развитием специальных физических качеств. К ним относятся: равновесия, повороты, прыжки.

Я хочу остановиться более подробно на следующих классических определениях, которые закладывается классическим тренажем, такие как Aplomb - это способность удерживать равновесие, даже стоя неподвижно на одной ноге, поднявшись на полупальцы опорной ноги, в то время как другая поднята на предельную высоту на воздух, или же в момент вращения и т.п. Исполнитель может сохранять равновесие лишь в том случае, если у него сильная, хорошо поставленная спина. Помимо стопы (подъема) и мышц голени, очень большое значение имеет бедро. Основная силовая нагрузка при выполнении преобладающего количества движений падает на него. От тазобедренного сустава зависит выворотность, подвижность всей ноги в целом, вращательные движения ногой, шаг.  Большой шаг, т.е. способность поднимать ногу на 90` и выше, является очень важным качеством в гимнастике и хореографии. Однако далеко не у всех эта способность легко развивается.  

Корпус должен быть весь собран и составлять с опорной ногой единое целое. С начала обучения у учащихся вырабатывается строго вертикальное положение корпуса, прямая спина, раскрытая грудная клетка, отсутствие напряжения в плечах и шее. Кроме того, вырабатывается предельная гибкость спины.

Руки помимо технической выполняют пластическую функцию. Руки должны быть выразительными и ненапряженными. Не допускается прямая жесткая или ломаная линия рук, провисание локтей или кистей ладонями вниз, неточные и неопределенные положения и позиции рук, рефлекторное подрагивание руками одновременно с работой ног. В движениях рук при переходах их из позиции в позицию, при открывании и закрывании ведущая роль принадлежит кисти. Она окрашивает все движение, направляет его, в ней сосредоточена  жизнь всей руки.

Голова помимо функции технического порядка (при вращении) также играет очень важную пластическую роль. Незначительный наклон, подъем  или поворот ее сообщают различную окраску всей позе, всему телу в целом. Важное значение имеет координация движения головы, рук и корпуса.

Методика проведения занятий строится на основе классического танца с учетом индивидуальных способностей учащихся и программы гимнастической тренировки. Урок состоит из классического экзерсиса, в котором отрабатывается элементарная техника танцевального мастерства; адажио - овладение позами классического танца и разнообразием их связей, аллегро - освоение и отработка малых, средних и больших прыжков. Работая над экзерсисом, все движения выполняются как у станка, так и на середине зала, с двух ног, что в равной мере развивает и укрепляет двигательный аппарат учащегося. Адажио развивает физическую выносливость, устойчивость, координацию, пластичность, а также музыкальную выразительность при исполнении движений. В аллегро развиваются такие элементы прыжка, как элевация и баллон, отрабатываются различные формы, приемы и темпы исполнения прыжков. Завершающая часть урока - выполнение различных форм port de bras - нацелена на приведение организма учащихся в состояние покоя.

Занятия с самыми младшими учениками начинаются с музыкально-ритмического воспитания, в ходе которых усваиваются такие понятия, как музыкальный размер произведения или его части, ритм, такт, затакт, части произведения, музыкальные фразы. Используются различные виды движения - ходьба, бег, прыжки, сгибание и разгибание корпуса, движения рук в различных комбинациях. Обращается внимание учащихся на эмоциональное восприятие музыки, вырабатывается умение сознательно передавать характер музыки в пластике заданного движения.

Используются разнообразные композиционные построения движение по линии, диагонали, кругу, позволяющие приобретать навыки ориентировки в пространстве, умение видеть и рассчитывать пространство, удерживать  определенные интервалы.  Параллельно с музыкально-ритмическим воспитанием происходит работа над постановкой корпуса, изучение позиций ног и рук, развитие элементарных навыков координации движений, которые составляют содержание начального этапа обучения и являются той первоосновой, без которого невозможно профессиональное развитие учащегося. Приобретенные танцевальные навыки закрепляются в разучивании небольших  этюдов или несложных танцах, которые могут быть вынесены на показательные выступления.

Старшим возрастным группам, освоившим основы классической хореографии, полезно знакомство с различными современными танцевальными направлениями: jazz, modern, hip-hop и др. Современная хореография не ограничивает исполнителя в формах выражения, тем самым, помогая развить и усовершенствовать танцевальную технику, координацию, пластику учащихся. Успешно усвоенный и отработанный материал гимнастки используют в исполнении своих композиций на соревнованиях, а также в  показательных выступлениях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на педагогическом совете "Реализация компетентностного подхода на уроках информатики"

Тема педсовета: «Качество образования как результат сформированности компетенций участников образовательного процесса»...

Реферат-доклад (на педагогический совет школы) "Что такое гравюра?" предлагается по следующим предметам: история искусств, рисунок.

Что такое гравюра? Немного истории о происхождении гравюры. Какая бывает гравюра ВИДЫ и техника выполнения гравюр....

Доклады на педагогические советы

Представлены доклады на темы: "Модульные технологии в самостоятельной работе студентов в процессе изучения информатики", "Применение технологии портфолио как эффективной формы оценивания образовательн...

Доклад для методического совета колледжа на тему: Формирование в рамках ФГОС фондов оценочных средств по общепрофессиональным дисциплинам и профессиональным модулям.

ФГОС СПО формулируют приоритеты подготовки специалиста, усиливая ориентацию на конечные результаты, в частности на формирование профессиональных и общих компетенций, необходимых для будущей трудовой д...

Доклад к педагогическому совету «Формирование профессиональной компетенции студентов среднего профессионального образования»

В настоящее время формирование профессиональной компетентности выпускника приобретает особую актуальность. Мировая образовательная практика рассматривает понятие «компетентность» в качестве ос­новного...

Доклад к педагогическому совету «Дистанционные образовательные технологии в профессиональном образовании»

В современном обществе при бурном информационном росте  специалисту требуется учиться практически всю жизнь. Раньше можно было позволить себе обучиться один раз и навсегда. Этого запаса знаний хв...

Доклады на педагогических советах и советах мастеров

Мастер!Он всегда в дороге - в заботах, поисках, тревоге,И никогда покоя нет.И сто вопросов на пороге, и нужно верный дать ответ.Он сам себя всех строже судит.Он весь земной, но рвется ввысь.Не счесть,...