Педсовет. Патриотического воспитания как систематическая и целенаправленная деятельность ДДТ по формированию у учащихся гражданского сознания
рабочая программа


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение

 дополнительного образования

«Дом детского творчества»

   

Педсовет.

Патриотического воспитания как систематическая и целенаправленная деятельность ДДТ по формированию у учащихся гражданского сознания.

Подготовил: Копарник Юлия Юрьевна,

методист МБУ ДО ДДТ

Киселёвск

Введение

      Патриотическое воспитание – это систематическая  целенаправленная деятельность по формированию у учащихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Овладение теорией и практикой патриотического воспитания учащихся - одна из актуальных задач педагогического коллектива, направленная на создание системы патриотического воспитания в Доме детского творчества.  Представленный опыт работы предусматривает формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения, направленных на формирование и развитие личности гражданина и защитника Отечества.

        Составной частью патриотического воспитания является военно-патриотическое воспитание в соответствии с Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе". Оно направленно на формирование готовности к военной службе как особому виду государственной службы, что определяет новизну представленного педагогического опыта. Военно-патриотическое воспитание характеризуется специфической направленностью, глубоким пониманием каждым гражданином своей роли и места в служении Отечеству, высокой личной ответственностью за выполнение требований военной службы, убежденностью в необходимости формирования необходимых качеств и навыков для выполнения воинского долга в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации. Именно эта работа реализуется в процессе деятельности творческого объединения городской «Пост №1», православного военно – патриотического лагеря «Витязь», развития городского юнармейского движения.  Перечисленные педагогические практики представлены в докладе.

      Таким образом, система патриотического воспитания, созданная в нашем учреждении, помогает управлять процессом подготовки учащихся к защите Родины, придает всей проводимой работе системность, последовательность и целенаправленность, обеспечивает преемственность в организации и развитии  гражданско - патриотической и военно-патриотической деятельности  в рамках взаимодействия всех участников образовательного процесса в сфере дополнительного образования.

Цель, работы педагогического совета: развитие системы патриотического воспитания в учреждении, посредством  обобщения и распространения педагогического опыта.

Реализуемые задачи:

  • представить собственный опыт профессиональной деятельности;
  • способствовать обмену эффективными педагогическими практиками, результативными методиками и технологиями.

Система патриотического воспитания в  муниципальном бюджетном

учреждении дополнительного образования «Дом детского творчества»

Киселёвского городского округа.

      Дом детского творчества выполняет роль  городской инструктивно – методической площадки, осуществляющей  руководство и координацию  процессом патриотического воспитания среди общеобразовательных учреждений Киселёвского городского округа в пределах своих полномочий, способствует  обеспечению эффективного функционирования системы патриотического воспитания в городе в  целом. Большую популярность в городе приобрело развитие юнармейского движения  среди 16 общеобразовательных учреждений. Дом детского творчества координирует работу 41 городского  военно - патриотического объединения,  сплотив в своих рядах юнармейские отряды, отряды командиров юнармейских команд школ города,  армейцев – инструкторов из числа активистов городского юнармейского движения, воспитанников творческого объединения «ПОСТ №1». Сегодня, в рядах юнармейцев, Дом детского творчества объединил 690 человек, обучающихся разного возраста,  от 7 до 18 лет.

       Наиболее значимые мероприятия военно-патриотической направленности – ежегодные  3 этапа городских смотров – конкурсов юнармейских  команд, которые приобрели широкий масштаб среди разной возрастной категории учащихся. Городские  смотры - конкурсы обеспечивают: возможность на деле проверить себя, свою готовность стать защитником своих родных, своего Отечества; возродить лучшие традиции военно-спортивных игр; сохранить спортивный азарт и рыцарский дух бескорыстного поединка, стремление к объединению усилий во имя достижения обшей цели и овладению военно-прикладными навыками, необходимыми для будущего защитника России. Военно-спортивная игра — это ролевая игра с элементами «военизации», в которой присутствуют термины и понятия, применяемые в военном деле. Каждое объединение ребят  имеет свою форму одежды,  шеврон. В своих взаимоотношениях члены объединения используют элементы, взятые из «Устава внутренней службы Вооружённых Сил Российской Федерации» и «Строевого устава Вооружённых Сил Российской Федерации».

        Как результат проведения городских смотров – конкурсов юнармейских команд - отличные знания юнармейцев в различных областях: теоретической, строевой, физической, тактической, начальной военной, огневой, медико - санитарной подготовки. Армейцы владеют топографическими знаниями, общевоинскими знаниями, начальными навыками ведения рукопашного боя.                                              

     Высокую оценку своей деятельности  получило творческое объединение  городской «Пост №1» - структурное подразделение Дома детского творчества. Деятельность творческого объединения «Пост №1» реализуется на основании Программы, концепции, локальных актов.

       «Пост № 1» у Вечного огня – своеобразный центр практической реализации системы героико – патриотического, интернационального, духовно - нравственного воспитания подростков и молодёжи города, что особенно актуально в этом году: ежедневные Минуты Памяти, Уроки мужества и Славы, вечера встреч и воспоминаний с ветеранами войны и труда, изготовление сувениров, оказание шефской помощи и поисковая работа, конкурсы рисунков и поделок «Великой Победе посвящается» вот неполный список мероприятий, в которых воспитанники не только принимают  участие, но и сами являются  организаторами.

        Комплексная подготовка учащихся в творческом объединении «Пост №1» включает в себя изучение учебных циклов:

- «Организация караульной службы»;

- «Строевая подготовка»;

- «История воинской Славы России»;

- «Основы военной службы»;

- «Основы огневой и тактической  подготовки»;

- «Военная топография»;

- «Медико – санитарная подготовка»;

- «Основы ведения рукопашного боя»;

- поисковую, проектную и исследовательскую деятельность.

     Реализуется система знаний, умений и навыков в процессе  практической деятельности обучающихся.

    Творческое объединение «Пост №1» организует и проводит  ежегодно «Вахту памяти» у Вечного огня,  осуществляет шефскую помощь ветеранам войны и труда, ведёт поисковую работу; участвует в подготовке и проведении Дней Воинской славы России.

         В результате деятельности: совершенствуется год от года  организация патриотического воспитания. Возросли уровень и эффективность мероприятий патриотической направленности, используется потенциал  традиционной народной культуры,  библиотек, школьных и городского музеев, взаимодействие с общественными организациями (Совет ветеранов, ДОСААФ, Региональное отделение совет ветеранов Афганистана), муниципалитет, управление образования, военный комиссариат.  

        Духовно – нравственное воспитание – неотъемлемая часть патриотического воспитания. Ярким примером духовно – нравственного воспитания детей и подростков является деятельность православного военно - патриотического лагеря «Витязь». В процессе  профильных учебных занятий по огневой, строевой, тактической, медицинской, начальной военной, общественно – государственной подготовке и  духовно - нравственного воспитания на православных уроках при поддержке священнослужителей храма Божией матери «Скоропослушница» происходит формирование личности юнармейца.

      Юнармейцы  включаются в активную деятельность, посредством которой формируется система взаимодействия, происходит накопление опыта в организации подросткового досуга, в развитии лидерского потенциала и социальной активности. На сегодняшний день православный военно-патриотический лагерь «Витязь», сохраняя  лучшие традиции, большое значение при организации профильной смены отводит реализации принципа самоуправления. Самоуправление, вызывая к жизни инициативу, открывает неограниченные возможности для постоянного совершенствования детского коллектива и социальной активности каждого армейца. Командирами взводов, отделений, инструкторами – армейцами  в лагере являются активисты юнармейского движения из числа обучающихся творческого объединения «Пост №1» и городской юнармейской команды Дома детского творчества.

     Основной состав  – 50 человек - активисты городского юнармейского движения в возрасте от 7 до 17 лет.

     При комплектовании особое внимание уделяется детям из малообеспеченных, неполных семей, а также детям, находящимся в трудной жизненной ситуации и опекаемым.

     В результате деятельности православного военно – патриотического лагеря  «Витязь» значительно повышается уровень гражданско – патриотического, духовно - нравственного воспитания учащихся,  социальной активности, развитие силы, выносливости, координации движений в соответствии с их возрастными и физическими возможностями. 

    И как показатель эффективного развития   патриотического  воспитания - ежегодное  участие  юнармейцев  Поста и городской юнармейской команды  в областных Спартакиадах школьников Кемеровской области по военно - прикладным и техническим видам спорта, военно – спортивных играх «Победа», «Во славу Отечества».

Заключение

       В ходе реализации патриотического воспитания стоит отметить: учреждению удалось добиться определённых положительных результатов в создании эффективных условий  социализации подростков  и межведомственного взаимодействия на примере организации деятельности профильного православного военно – патриотического лагеря «Витязь», творческого объединения «Пост №1», городского юнармейского движения.

  1.  В  плане обеспечения инструктивно – методической помощи, изучения и обмена передового опыта в области патриотического воспитания осуществляется сотрудничество с областным Центром военно – патриотического воспитания.
  2. Для проведения эффективной  воспитательной работы патриотической направленности в течение учебного года и в летний период  налажено взаимодействие  с общественными организациями (Совет ветеранов,  Региональное отделение совет ветеранов Афганистана),  военный комиссариат, с представителями православной церкви.
  3. С целью  практического обучения детей и подростков основам безопасного жизнеобеспечения, действиям при возникновении  ГО и ЧС, оказанию первой медицинской помощи (на примере лагеря «Витязь») осуществляется межведомственное взаимодействие со службами экстренного реагирования: ГО  и ЧС, скорой помощи, службой спасения, городским отделом внутренних дел.
  4.  В рамках духовно – нравственного воспитания (на примере лагеря «Витязь») налажено взаимодействие с представителями православной церкви (знакомство с православной культурой, традициями русского народа, святынями и святыми России).
  5. Педагогический опыт отмечен «Золотой медалью» Кузбасского образовательного форума «Экспо – Сибирь», 2015, в конкурсе «Инновации в образовании».

     В результате такого рода деятельности, направленной на межведомственное взаимодействие всех участников образовательного процесса в сфере дополнительного образования, создаются эффективные условия социализации подростков, наблюдается положительная динамика роста патриотического воспитания в учреждении и  городе в целом, возрастание социальной активности детей,  и молодежи, преодоление экстремистских проявлений, возрождение духовности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОКЛАД ДЛЯ ВЫСТУПЛЕНИЯ НА ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОВЕТЕ Современные аспекты патриотического воспитания как основа формирования гражданской идентичности

Доклад  для  выступленияна  Педагогическом  советеСовременные аспекты патриотического воспитания как основа формирования гражданской идентичности...

Педагогический проект "Гражданско-патриотическое воспитание учащихся в детской школе искусств"

Проект рассчитан на реализацию силами коллектива преподавателей школы искусств, учащихся с привлечением родителей, других образовательных учреждений поселения....

взаимодействие семьи и школы в гражданско-патриотическом воспитания, как части духовно- нравственного воспитания учащихся

Мы уверены, что  родители, работа с семьей поможет осуществить  воспитание нравственности, духовности, гражданственности и патриотизма у подрастающего поколения, что даст новый импульс духов...

Доклад «Роль изучения истории родного края в гражданско – патриотическом воспитании учащейся молодежи»

Россия… Родина… С чего начинается? Где заканчивается? Или у нее вообще нет ни границ, ни пределов? Может, она живет в нас всегда, до тех пор, пока живем мы, где бы ни были, далеко ли, близко ли от дом...

Формирование навыков безопасного поведения в контексте гражданско-патриотического воспитания.

Гражданско-патриотическое воспитание - это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общест...

Гражданское и патриотическое воспитание обучающихся как условие формирования компетенций будущего специалиста

Гражданское и патриотическое воспитание обучающихся как условие формирования компетенций будущего специалиста...

Описание опыта работы на тему:«Патриотическое воспитание старших дошкольников средствами продуктивной деятельности»

Описание опыта работы на тему: «Патриотическое воспитание старших дошкольников средствами продуктивной деятельности»...