Игра по русскому языку
методическая разработка

Мещерякова Людмила Витальевна

Внеурочное занятие по предмету -русский язык для начальной школы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vneur_meropr._po_rus._yaz.igra_.doc68 КБ

Предварительный просмотр:

Внеурочное мероприятие по русскому языку для начальной школы

( игра для детей по основам родного языка)

Всему название дано    

И зверю , и предмету,

Вещей вокруг- полным полно

А безымянных нету!

И всё, что может видеть глаз, -

Над нами и под нами-

И всё что в памяти у нас

Означено …….СЛОВАМИ

Ведущий: Сегодняшняя  игра  посвящена родному русскому языку. Как вы думаете, зачем его нужно знать?

                - Русский язык – самый красивый, самый богатый язык в мире. Познавая тайны русского языка, становишься умнее, добрее, мудрее. Зная его, можно прочитать много интересных, умных книг, стать образованным человеком.

               - А кто из вас знает как появилась речь?

               - Давным –давно люди не умели разговаривать, хотя у них  для этого было всё.

               - Удивительно, не правда ли?

               - Даже птицы и разные другие существа, едва появившись на свет, умели изъясняться по-своему. Но  у человека всё по-другому. Только что родившийся не умеет говорить, каждого ребёнка надо этому учить.

              - Но кто же обучал речи самых первых детей, если сами взрослые не умели говорить?

              - Никто точно не знает, но предполагают, что 25 тысяч лет назад, люди научились говорить, потому что остро нуждались в общении и очень зависели друг от друга. И мы тоже должны любить и беречь наш родной язык. И сегодня здесь собрались знатоки русского языка. Вперёд к открытию тайн русского языка.

 

 ПРИСУТСТВУЮТ ТРИ КОМАНДЫ, ЗРИТЕЛИ, СОВЕТ МУДРЕЙШИХ(УЧИТЕЛЯ)    

     

   ФОНЕТИКА

Он бывает тихим, громким,

А ещё глухим и звонким.

Может быстро проскочить,

А захочет – будет жить

До тех пор, пока звонок

Не  отмерит ему срок.

Он всегда везде дрожит

И по воздуху бежит

Рот ему, как дом родной,

Из него летит волной.

Любит с эхом подразниться,

В барабане схорониться.

Если где услышишь стук,

Значит, к нам добрался …….(ЗВУК)

1 ЗАДАНИЕ КОМАНДАМ.

1. Прочитайте стихотворение. Подчеркните слова, в которых слышится жужжание осы – звук - Ж

Напиши в квадратике, сколько слов вы нашли.

 – Я знаком с одним моржом.
Ест он кашу, пьет боржом,
Очень любит эскимо,
Вместе ходим мы в кино.
Он среди моржей один
Не видал огромных льдин,
Не видал он даже моря.
Этот морж – Морковин Боря,
Он спортсмен, приятель мой,
Он купается зимой.


О ком идет речь в стихотворении?

Д. О мальчике.

У. Как его называет автор стихотворения?

Д. Моржом.

У. Кто такой морж?

Дети отвечают. Учитель записывает на доске объяснение смысла слова.

Морж – северное животное.

Морж – человек, который не боится холода, закален, купается зимой.

– Что вы можете сказать об этом слове?

Д. Оно многозначное.

 ЗАДАНИЕ ЗРИТЕЛЯМ---НАЗВАТЬ МНОГОЗНАЧНЫЕ СЛОВА,ОБЪЯСНЯТЬ ЗНАЧЕНИЯ

( ОТВЕЧАЮЩИМ-ЖЕТОНЫ)

ОРФОЭПИЯ

  1. Песенка об орфоэпии

Не зная орфоэпии

Во всем великолепии.

Не ощутишь ее волшебных чар.

Жизнь кажется кошмаром,

Когда одним ударом

Не то, что нужно, ставят под удар.

2 ЗАДАНИЕ КОМАНДАМ

Возил не шофер, а шофер

Не фарфор, а фарфОр.

Был оглашен не прИговор —

Судебный приговОр.

Ушел шофер на многие

Не лЕта, а летА,

И дверь за ним не зАперта

Была, а запертА.

 Стихи-запоминалки .(ДЛЯ ЗРИТЕЛЕЙ)

- Очень часто дети и даже взрослые  неправильно   выделяют  ударный слог.

Слово произносится смешно.  А ведь очень важно произносить слова правильно В этом нам помогут стихи-запоминалки: Поиграем?

Помогает нам читать

Учит буквы различать,

Он известен, знаменит

Нужный всем нам … алфавИт!

                                                         

                                                          Этот камень очень сильный,

И достаточно красивый.

Бей его хоть целый день

Не расколется …кремЕнь.

Срубили ель

Сорвали ….щавЕль!

                                                        Мой сосед-незнайка стонет,

Телефон его не звонит,

Аппарат-хитрец молчит-

Ждёт, когда кто позвонИт!

- А вот следующее задание вам. Прочитайте стихи и в выделенном слове, поставьте ударение.

  • Не налезли шорты,

    Долго ели  тОрты!

  • Наша бабка Фёкла

    Красная,  как  свЁкла!

  • Как у нашей Марфы

    Все в полоску  шАрфы!

  • Красит стены нам маляр,

    Полки делает столЯр.

  • Он начальник и в момент

    Он подпишет … докумЕНТ

  1. ЗАДАНИЯ  ЗРИТЕЛЯМ И КОМАНДАМ(СКАЖИ СЛОВА НАОБОРОТ)

НА  СЛАЙДАХ

ПУНКТУАЦИЯ

Раздел науки о языке, которая изучает знаки препинания и правила их постановки. Достойны внимания – знаки препинания

Знак вопроса - самый классный!

Для меня он всех прекрасней.

И мне с детства он знаком:

Почемучки я и он!

НА СЛАЙДЕ ДЛЯ ЗРИТЕЛЕЙ:

 Расставьте знаки препинания так, чтобы смысл предложения оказался верным:

Пальцев у него двадцать пять на каждой руке десять на ногах.

4. ЗАДАНИЕ КОМАНДАМ ( ПРЕВРАТИ МАЛЬЧИКА В ДЕВОЧКУ)НА СЛАЙДЕ

СИНТАКСИС

Раздел русского языка, изучающий предложение и словосочетания.

5. ЗАДАНИЕ ДЛЯ КОМАНД

 А вот какие предметы можно увидеть на кухне. Отыщи внутри предложений.

  • Инна пыталась разбудить Жанну, но Жанна крепко спала.
  • Гриша выловил карпа.
  • Ой, неспроста канитель эта!
  • Сначала мы долго спорили, а потом стали молча шкаф двигать.
  • Выручай, Николай!

ЛЕКСИКА

Раздел науки о языке, который изучает значение слов,  многозначные слова, синонимы, антонимы , устаревшие слова т. д.

   6. ЗАДАНИЕ КОМАНДАМ:

Прочитайте пары словосочетаний.

 Раскрасьте из них те,

где слова употреблены в переносном значении.

Головка ребёнка- головка лука

Спелое яблоко – глазное яблоко

Лисий хвост – хвост поезда

Модная шляпка- шляпка гриба

Золотые руки – золотые серьги

ЭТИМОЛОГИЯ

Этимология – происхождение слов.

ЗАДАНИЯ ЗРИТЕЛЯМ: ПРЕДПОЛОЖИТЬ ПРОИСХОЖДЕНИЕ СЛОВ(ЖЕТОНЫ)

Перчатка – из славянского языка: от слова перст – палец.

Коричневый – из славянского языка: цвета коры корuчного дерева.

Карандаш – из тюркского языка: «кuра» – черный, «даш» – камень.

Футбол – из английского языка: «фут» – нога, «бол» – мяч.

Велосипед – из латинского языка: «вeлос» – быстрый, «пед» – нога.

Астроном – из греческого языка: «aстро» – звезда, «нoмос» – закон.

Конфета – из итальянского языка: «сваренный из сахара».

Слово

Происхождение

 капкан

из тюркского языка: от «кап» – хватать, буквально – «ловушка»

 каракули

из тюркского языка: от «кaра» – черная, «кул» – рука – «дурная рука» – плохой почерк

 генерал

из немецкого и французского:
от «
джeнерал кэпитан» – главный полководец

 карусель

из французского: «каролла» – хоровод, «села» – седло – хоровод в седле (на лошади)

 помидор

из итальянского: «пoми» – золотое, «дoро» – яблоко

ДЛЯ команд:

А _ _ Я (Самая большая часть света)

А_ _ _ Я( Вооруженная защитница страны)

А_ _ _ _Я (Проишествие на дороге)

А _ _ _ _ _ _ _ _ Я (Поделка из бумаги)

   ЗАДАНИЕ КОМАНДАМ

Я _ А ( Злая сказочная старуха)

Я _ _ А (Парусная лодка)

Я _ _ _А ( Плод с куста)

Я _ _ _ _ _А (Праздничный базар)

«Нам дан во владение самый богатый, меткий и поистине волшебный

русский язык»   К.Паустовский    ( ПОСЛЕДНИЙ СЛАЙД)  

 

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ МЕЖДУ КОМАНДАМИ, ВЫЯВЛЕНИЕ ЛУЧШИХ ЗНАТОКОВ ИЗ БОЛЕЛЬЩИКОВ( ПО КОЛИЧЕСТВУ ЖЕТОНОВ)

НАГРАЖДЕНИЕ ГРАМОТАМИ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательная игра по русскому языку для 6 класса

Данную познавательную игру по русскому языку можно провести в   6 классе при проведении Недели русского языка и литературы в школе....

лингвистическая игра «Час занимательного русского языка»

Лингвистическая игра «Час занимательного русского языка»Цели: показать величие и красоту русского языка и литературы, обобщить знания о нём; научить правильно пользоваться языком, совершен...

Игра по станциям "Путешествие в страну Русского языка"

Внеклассное мероприятие по русскому языку для 6 класса "Путешествие в страну Русского языка"....

В ВОРОНЕЖЕ ПРОЙДЕТ ПРАКТИЧЕСКИЙ СЕМИНАР «ОСВОЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РУССКОГО ЯЗЫКА И РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК РОДНОГО, НЕРОДНОГО, ИНОСТРАННОГО В УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

15 ноября 2019 года в Воронеже пройдет практический семинар «Освоение особенностей русского языка и русской культуры в процессе изучения русского языка как родного, неродного, иностранного в уро...

В ЯРОСЛАВЛЕ ПРОЙДЕТ ПРАКТИЧЕСКИЙ СЕМИНАР «ОСВОЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РУССКОГО ЯЗЫКА И РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК РОДНОГО, НЕРОДНОГО, ИНОСТРАННОГО В УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

18 ноября 2019 года в Ярославле пройдет практический семинар «Освоение особенностей русского языка и русской культуры в процессе изучения русского языка как родного, неродного, иностранног...