Познавательная игра по русскому языку для 6 класса
план-конспект занятия на тему

Данную познавательную игру по русскому языку можно провести в   6 классе при проведении Недели русского языка и литературы в школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon poznavatelnaya_igra_6_klass.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:

Познавательная игра по русскому языку для 6 класса

Цель:

  • привить любовь к великому русскому языку;
  • повысить общую языковую культуру.

Задачи:

  • обогатить словарный запас учащихся;
  • развивать устную и письменную речь учащихся;
  • развить интерес к русскому языку как учебному предмету.

Ход игры

I. Вступительное слово учителя

        Дорогие ребята! Мы рады приветствовать вас на нашей игре. Предметная неделя в школе - это особое событие.

        Мы желаем каждому из вас, дорогие ребята, оказаться самым знающим, эрудированным, настоящим филологом! За право оказаться лучшим сегодня сражаются 2 команды.

        Мы представляем вам членов жюри (учащиеся старших классов).

II. Правила игры:

Время для подготовки задания – 3-5 минут.
Готовность к ответу команда демонстрирует поднятым флажком.
За каждый правильный ответ команда получает 1- 3 балла.
        Сегодня мы будем разумно общаться и познавать богатый русский язык. И начнем мы нашу игру с приветствия команд.

III. Приветствие команд.

Оценивается название команды, эмблема, девиз.

Команда 1.

Мы отвечаем дружно,
И здесь сомнений нет:
Сегодня будет дружба
Владычицей побед.

Команда 2.

И пусть острей кипит борьба,
Сильней соревнование:
Успех решает не судьба,
А только наши знания.

Команды отдают жюри свои эмблемы, произносят названия и девизы.

IV. Разминка.

Для начала предлагаю шутливую, но хитрую разминку.

(Вопросы задаются командам по очереди.)

  1. Какой остров сам признает себя принадлежностью одежды? (Ямайка)
  2. Как большой дом превратить в маленький? (Дом + Ик)
  3. Название какой единственной в мире национальности является прилагательным,         которое употребляется в роли существительного? (Русский)
  4. Кто говорит на всех языках? (Эхо)
  5. Какое государство в Европе оканчивается на три "я"? (Австрия)
  6. Что находится между речкой и полем? (И)
  7. Каких камней в море нет? (Сухих)
  8. В каком слове сорок гласных? (Сорока)
  9. В каких словах по сто согласных? (Стог, Стол)
  10. За каким звуком спрятано большое, просторное помещение? (Зал)

Итак, переходим к конкурсным заданиям.

1. Конкурс знатоков ударений.

        В словах нужно правильно расставить ударение.

Вахтёр, столЯр, положИть,сИлос жалюзИ, баловАть, квартАл, мЕльком,тОрты, красИвее, звонИт, щавЕль, киломЕтр, каталОг, бАнты,свёкла.

2. Конкурс знатоков лексики

Сейчас мы проверим богатство вашего словарного запаса. Назови слово по его лексическому значению.

  1. Торжественное открытие художественной выставки. (Вернисаж).
  2. Отрезок времени, равный десяти дням. (Декада).
  3. Нелепость, бессмыслица. (Абсурд).
  4. Составная часть какого-либо соединения, смеси. (Ингредиент).
  5. Человек, выдающий себя за другого, скрывающий своё настоящее имя. (Инкогнито).
  6. Небольшое лирическое стихотворение, посвящённое даме, восхваляющее её. (Мадригал).
  7. Растительный мир. (Флора).
  8. Животный мир. (Фауна).
  9. Наружная сторона здания. (Фасад).
  10. Степень отчётливости произношения. (Дикция).
  11. Акустическая окраска голоса, музыкального инструмента. (Тембр).
  12. Специальное устройство в местах большого скопления людей для прохода по одному. (Турникет).
  13. Объявления о том, что все билеты (на спектакль, концерт) проданы. (Аншлаг).
  14. Театральная кукла, приводимая в движение при помощи нитей. (Марионетка).
  15. Перерыв между действиями спектакля или отделениями концерта. (Антракт).
  16. Литературное произведение в форме воспоминаний. (Мемуары).
  17. Тоска по Родине. (Ностальгия).

3. Конкурс знатоков фразеологии

        Русский язык очень богат фразеологизмами. Их источники различны. Одни возникли на основе наблюдений человека над природными явлениями, другие появились в связи с историческими событиями, третьи вышли из сказок, легенд, песен.

        Правило в игре такое. Я подхожу по очереди к каждой команде и читаю первое высказывание. Если вы отгадываете, то получаете 3 балла, если нет, то я читаю следующую подсказку. Но вы получите уже 2 балла. Итак, начинаем 

  • Его вешают, приходя в уныние.
  • Его задирают, зазнаваясь.
  • Его суют, вмешиваясь не в свое дело. (нос) 
  • Не цветы, а вянут.
  • Не ладоши, а ими хлопают.
  • Не белье, а их развешивают чрезвычайно доверчивые и любопытные. (уши)

  • Он в голове у легкомысленного, несерьезного человека.
  • Его советуют искать в поле, когда кто-либо бесследно исчез.
  • На него бросают слова и деньги те, кто их не ценит. (ветер)

  • Ее заваривают, затевая какое-нибудь неприятное, хлопотливое дело, а потом                 расхлебывают, распутывая это дело.
  • Ее не сваришь с тем, с кем трудно сговориться.
  • Ее просит рваная обувь. (каша)

  • Ее толкут в ступе или носят в решете те, кто занимается бесполезным делом.
  • Ее набирают в рот, когда молчат.
  • Ей нельзя разлучить неразлучных друзей. (вода)

 

  • Его проглатывают, упорно не желая говорить.
  • Он хорошо подвешен у человека, который говорит легко и бойко.
  • Его держат за зубами, когда не хотят говорить лишнего. (язык)

4. Конкурс знатоков пословиц и поговорок

Сейчас мы посмотрим, насколько хорошо вы знаете пословицы.

"Ведь пословица недаром молвится". Мы вправе гордиться пословицами, которые создал наш народ, и продолжаем употреблять их в своей речи. А сможете ли вы определить, о какой поговорке идёт речь?

(Отвечает вся команда) 

– В какой поговорке утверждается, что можно определить цену и вес горя?

 (Узнать, почём фунт лиха).
– Согласно какой поговорке слова находятся в кармане?

 (За словом в карман не полезешь).
– Согласно какой поговорке зубы могут находится не во рту?

 (Положить зубы на полку).
– Плеваться вообще некрасиво, но когда из-за плевка можно умереть от жажды?

 (Не плюй в колодец: пригодится воды напиться).
– Какая поговорка говорит нам о каком-либо событии, которое неизвестно, когда было и было ли вообще?

(После дождичка в четверг)
– О какой пословице вспоминают, когда хотят сказать: рано вставший успевает больше сделать за день? (Кто рано встаёт, тому Бог даёт).

Продолжите поговорку. (Отвечает вся команда).

– Сам пропадай… (а товарища выручай).
– По одёжке встречают…
(по уму провожают).
– Семь раз отмерь… (один раз отрежь).
– Глаза страшатся… (а руки делают).
– С кем поведёшься… (от того и наберёшься).
– Грамоте учиться… (всегда пригодится).
– Любишь кататься…
(люби и саночки возить).
– Не зная броду… (не суйся в воду).
– Что посеешь… (то и пожнёшь).
– Кто не работает…
(тот не ест).

5. Конкурс знатоков грамматики

Грамматика, грамматика – наука очень строгая.
Учебник по грамматике всегда беру с тревогой я.
Она трудна, но без неё плохое было бы житьё!
Не составить телеграмму и открытку не отправить,
Даже собственную маму с Днем рожденья не поздравить!

Вас ждут грамматические загадки.

Что такое метаграмма?

        Задача, для решения которой в зашифрованном слове нужно одну из букв заменить другой, чтобы в итоге получить новое слово. Именно метаграмма вызывает вас сейчас на бой. За каждое расшифрованное слово команда получает очко.

(Каждая команда пишет ответы в столбик по порядку)

1. Я с буквой "в" – угрюмая, ночная птица,
А с буквой "д" – в воде сумею раствориться.

(сова – сода)

2. Известное я блюдо,
Когда ж прибавить "м"
Летать, жужжать я буду,
Надоедая всем.

(уха – муха)

3. Мне не пройти ветвистый лес, -
Мои рога в ветвях застрянут,
Но обменяй мне "л" на "с",
И листья леса все завянут.

(олень – осень)

4. Меня вы в сказках отыщите, -
Я в сказке Пушкина герой.
Но "л" на "н" лишь замените,
Сибирской стану я рекой.

(Елисей – Енисей)

        Что такое шарада?

        Загадка, в которой искомое слово делится на несколько частей, имеющих самостоятельное значение. За каждое расшифрованное слово команда получает очко.

1. Три буквы облаками реют,
Две видно на лице мужском.
А целое порой белеет
"В тумане моря голубом. (Парус)

2. Мой первый слог – число с нулями,
У всех людей – последних два,
А вместе – догадайтесь сами:
Всем городам она глава. (Столица)

3. Первый слог – последняя буква алфавита,
Второй – детская заразная болезнь,
А в целом – то, что выбрасывают, когда он нужен,
И поднимают, когда не нужен. (Якорь)

4. Мой первый слог на дереве,
Второй мой слог – союз,
А в целом я материал,
И на костюм гожусь. (Сукно)

5. Из писка птиц мой первый слог возьмите,
Второй – с бараньей головы.
Откройте печь и там найдете
То, что не раз едали вы. (Пирог)

6. Конкурс “Домашнее задание”.

Заслушаем небольшие рассказы, в которых слова начинаются с одной буквы “К”.

V. Подведение итогов.

Жюри подводит итоги игры.


VI. Награждение

VII. Заключительное слово учителя

Определена команда, которая получила звание "Победитель".

        Но, как мне кажется, важнее всего было то, что мы еще раз прикоснулись к удивительным тайнам русского языка. Обогащайте свой лексический запас. Читайте больше книг. И не забывайте заглядывать в словарь! В "умелых руках и опытных устах русский язык становится красивым, певучим, послушным и выразительным".

Список литературы.

  1. Александрович Н.Ф. Занимательная грамматика. – М.: Просвещение, 1964
  2. http://www.mista.ru/pogovorki.htm
  3. Григорян Л.Т. Язык мой – друг мой. – М., 1988.
  4. light.lifeisphoto.ru
  5. Водолазькая С.В. Конкурсы, викторины, олимпиады. – М., 2006.
  6. www.sprinter.ru
  7. Ашукин Н.С., Ашукина М.Г. Крылатые слова. – М., 1999.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Школьный этап V Республиканской олимпиады 6-8 классов. Русский язык, 6 класс.

Школьный этап V Республиканской олимпиады 6-8 классов. Русский язык, 6 класс....

Школьный этап V Республиканской олимпиады 6-8 классов. Русский язык, 7 класс

Школьный этап V Республиканской олимпиады 6-8 классов.Русский язык, 7 класс...

Школьный этап V Республиканской олимпиады 6-8 классов. Русский язык, 8 класс

Школьный этап V Республиканской олимпиады 6-8 классов.Русский язык, 8 класс...

Урок русского языка: «Работа окончаний слов, называющих предметы» (3 класс) Русский язык – 3 класс. По системе Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова

: «Работа окончаний слов, называющих предметы» (3 класс) Русский язык – 3 класс. По системе Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова...

Игра по русскому языку

Внеурочное занятие по предмету -русский язык для начальной школы...

Рабочая программа по русскому языку СПО. Русский язык 11 класс

Рабочая программа учебной дисциплины ОУД 01 Русский язык для специальности 35.02.16 Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования разработана на основе примерной рабочей программы ...