Профориентационный квест для учащихся 8-9 классов по технологии
методическая разработка

Складанная Дина Алексеевна

Для того, чтобы провести с учащимися одного класса игру, в которой речь пойдет о профессиях, удобно использовать данную разработку. Учащиеся приобретают в процессе игры новые знания о профессиях, продуктивно работают в командах, используют новые технологии: мозговой штурм, ТРИЗ технологию, мою авторскую технологию быстрого реагирования. В квесте есть задания как интелектуального уровня, так и практического исполнения. Практическое задание - это проект по выполнению декоративного панно. Данный квест легко подкорректировать и использовать для учащихся любых возрастов, хотя он и разработан для учащихся 8-9 классов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Профориентационный квест для учащихся 8-9 классов по технологии                                     

                                            Автор квеста - Складанная Дина Алексеевна ,

                                                                        учитель ИЗО и технологии,

                                                                        МБОУ «ООШ № 2» пос. Ханымей

                                                                        Пуровского района, ЯНАО

   «В том, что касается будущего, я повторяю одно: за  

 что бы вы ни взялись, главное — будьте преданны

своему делу до конца. Не обязательно достигать  

    какого-то звездного успеха, но быть честным перед

              самим собой в выбранной профессии — обязательно»    Де Ниро

Цель игры: способствовать приобретению учениками знаний о профессиях, закреплению знаний о типах профессий, развивать умения определять профессию, специальность, должность, составлять формулы профессий, воспитывать творческое отношение к учебной деятельности.

Основная идея квеста: продолжить знакомство с профессиями, развивать логику и интуицию, развивать коммуникативные навыки, научить  продуктивно работать в команде, приобретать навыки работы с информационными технологиями. 

Ход игры

Звучат фанфары.

Ведущий предлагает учащимся самостоятельно разбиться в команды по 3 или 4  человека – это зависит от количества игроков и количества команд. Каждая команда придумывает для себя название и выбирает капитана. На маршрутном листе капитан прописывает название своей команды и фамилии участников, входящих в эту группу. Каждая команда занимает свой столик, выбирая любой из специально отведенных для игры.

Члены жюри приглашаются из числа учителей, родителей, учащихся других классов. Маршрутные листы, после того как команды напишут на них свои названия и состав игроков, передаются членам жюри и те оценивают их участие после каждого задания. Той команде, которая первой успевает ответить правильно, выставляется дополнительно балл, если ответ был верным. Это относится и к одиночным вопросам и к вопросам для команд. Удобно подводить итоги, подсчитывая по баллу в каждой графе с верными ответами в маршрутных листах.

Данный квест удобен тем, что проводится внутри одного кабинета и не требует охвата различных кабинетов и помещений.

Задания для квеста

1. Повар

Из списка предложенных продуктов составить рецепт из 3 блюд.

Яйцо

мука

картофель

масло

молоко

лук

мясо

морковь

Соль, сахар, перец – вкусовые добавки

2. Мастер по маникюру

Обрисовать ладонь руки на листе бумаги, а затем фломастерами  «сделать» маникюр. Можно как вариант, подготовить цветную фольгу, клей и ножницы для аппликации для ногтей.

 3. Учитель литературы

Составить правильно фразу из фрагментов предложения: «Цветы, как люди, на добро щедры и, людям нежность отдавая, они цветут, сердца обогревая,  как маленькие, тёплые костры". Разрезать  фразы до запятых, см. пример внизу в таблице.

«Цветы, как люди,

они цветут,

на добро щедры и,

людям нежность отдавая,

как маленькие,  теплые костры»

сердца обогревая,

4. Профессии из  «Ключевых слов»

Я  предлагаю вам определить, к каким профессиям относятся те группы слов, которые я вам сейчас буду зачитывать. Вы должны назвать, к какой профессии можно отнести эти слова:

1-а. Рисунок, проект, план, город, гармония, чертеж, конструкции, строительство, здания, памятники. 

Архитектор

2-а.  Ткань, раскрой, лекало, костюм, ножницы, ателье.

Портной

3-а. Белый халат, больной, поликлиника, диагноз. 

Врач

4-а. Верстак, рубанок, станок, древесина, мебель, мастерская.  

Столяр

5-а.  Газета, новости, современность, люди, оперативность, редакция, факты. 

Журналист

6-а. Земля, природа, поле, теплица, сад, сорта, растения, уход, плоды, зерно, удобрения, урожай. 

Агроном

5. «Профессии в пословицах и поговорках»

 О какой профессии говорят эти пословицы и поговорки?

1.      Не игла шьет, а руки.

2.      Где шьют, там и порют.

3.      Как скроишь, так и тачать станешь.

Портной.   

1.      Тяжело молоту, тяжело и наковальне.

2.      Куй железо, пока горячо.

3.      Не огонь железо калит, а мех.

Кузнец

1.      Что в котел положишь, то и вынешь.

2.      Кашу маслом не испортишь.

3.      Не котел варит, а стряпуха.

Повар 

1.      Береги землю родную, как мать любимую.

2.      Жить – Родине служить.

3.      Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.

Военнослужащий.    

6. О какой профессии идет речь?

Это слово пришло к нам из французского языка и в переводе имеет одно из значений «акробатическая имитация падения в цирке». Работа человека этой профессии – это не только падения, но и масса других сложных и опасных действий, которые выполняются на лошади или в автомобиле, в самолете и поезде.

Каскадер

По определению толкового словаря В.И.Даля «…этот человек-купец, торгующий деньгами и денежными бумагами, занимающийся учетом векселей и переводом платежей из одного места и государства в другое и удерживающий за такую услугу оговоренный процент в свою пользу». О ком идет речь?

Банкир

Название этой профессии происходит от имени древнеримской богини цветов и весеннего цветения. Искусство составлять букеты и цветочные композиции известно с давних времён. Одно из первых руководств по составлению букетов, гирлянд и венков на русском языке было опубликовано в 1913 году. В настоящее время эта профессия является одной из самых востребованных.

Флорист

Его профессия – оставлять следы: линии и росчерки, буквы и виньетки. Он пишет не на бумаге, его материал: стекло, камень, металл, дерево, линолеум. В переводе с французского это слово означает «художник или мастер, занимающийся вырезанием изображений на пластинах из разных твердых материалов».

Гравер

Первый после царя» - так говорили о людях этой профессии великий Фаберже. Профессия эта дошла до нас из далекой древности; и сегодня, как и много веков назад, она приносит творческое наслаждение, стабильный доход и известность. Золотые руки мастера оживляют холодные камни и равнодушный металл.

Ювелир

7. «Пойми меня»

Капитан команды должен показать пантомимой  4 профессии, которые ему предлагает ведущий на листе бумаги и тот жестами изображает так, чтобы можно было догадаться , что это за профессия. Чем больше профессий команда отгадает за 5 минут, тем больше баллов набирает в этой игре.

Профессии для конкурса

Кузнец

Парикмахер

 Дрессировщик

Водитель

Учитель

Фотограф

Повар

Строитель

Полицейский

Клоун

Экскурсовод

Фармацевт

Пианист

Продавец

Стоматолог

Водолаз

Артист

Спортсмен

Кондитер

Рыболов

Шахтер

Дегустатор

Металлург

Художник

8. Цепочка профессий

Команда должна написать профессию на каждую букву алфавита, например, А-актер Б – банкир, Г – грузчик, Д – дегустатор, Е –егерь, Ж – жестянщик и т.д. Чем больше будет букв, на которую названа профессия, тем больше баллов получает команда.

А

Б

О

В

П

Г

Р

Д

С

Ж

У

З

Т

И

Ф

К

Х

Л

Ц

М

Ч

Н

Ш

Э

Ю

9. «Группы профессий»

Все профессии, как известно, принято подразделять на 5 категорий в зависимости от типа взаимоотношений человека и объекта действия: «человек - природа»,  «человек – человек», «человек – техника», человек – художественный образ», «человек – знаковая система». Задание состоит в следующем. Названные профессии необходимо правильно отнести  к одному из перечисленных типов.  

(Ведущий называет профессию из этого списка вразнобой, обращаясь к командам по очереди. Участники должны говорить, к какому типу относится названная профессия).

 Группы профессий по типу взаимоотношения человека и объекта действия.

1)     Скульптор, художник-живописец, искусствовед, гравер, портной, кружевница, стеклодув, гончар, паркетчик, фотограф, композитор, пианист, артист, дирижер. 

«Человек – художественный образ»

2)      Инженер-геолог, взрывник, метеоролог, техник-топограф, мастер-сыродел, тестовод, пекарь, вальцовый (мукомольное производство), лесник, эколог, микробиолог, зоотехник, животновод, охотовед-зверовод, садовод. 

«Человек – природа»

3)     Электромонтер, машинист экскаватора, монтажник железобетонных  конструкций, слесарь-сантехник, каменщик, арматурщик, техник-строитель, столяр, машинист локомотива, техник-путеец, водитель троллейбуса, моторист-рулевой, бортинженер, пилот. 

«Человек – техника»

4)     Секретарь, проводник пассажирского вагона, официант, парикмахер, контролер-кассир, гид-переводчик, методист музейной работы, адвокат, участковый инспектор, юрисконсульт, врач-эпидемиолог, санитарка, патронажная сестра, пионервожатый.

«Человек – человек»

5)       Оператор ЭВМ, программист, техник-математик, штурман гражданской авиации, аэрофотосъемщик, чертежник, картограф, экономист, астроном, оператор связи, химик, фармацевт и провизор, радиооператор, стенографистка, машинистка, телефонист.

 «Человек – знаковая система» 

10. «А у Вас, а у нас»

В конвертах имеются ненецкие пословицы по 5 штук в каждом. Надо подобрать русский эквивалент пословиц, подходящих по смыслу. Ответы нарезаны на отдельных листочках, тоже 5 штук. Их надо приложить в нужной строке.

№ п/п

Ненецкие пословицы

Русский эквивалент или сравнимая по заложенному смыслу пословица (правильный ответ)

1

Всё соответствует своему времени.

Всякому овощу свое время. Всему свое время.

2

Любое начало трудное.

Лиха беда — начало.

3

Все имеет свою меру.

Всему своя мера.

4

Тот законы тундры изведал, кто пояс украсил зубами волка и медведя

Труд красит человека

5

Негодяя выдает лицо.

На воре шапка горит.

6

Достаточно стар, но, несмотря на это, неумен.

До седых волос дожил, а ума не нажил.

7

Старых ворон трудно поймать.

Старого (вариант: стреляного) воробья на мякине не проведешь.

8

Старость – тяжелая плата.

Старость – не радость.

9

Ворону купание не поможет.

Чёрного кобеля не отмоешь добела.

10

Дурака узнают по тому, что он много смеется.

Смех без причины – признак дурачины.

11

По поступкам узнают об образе жизни.

По поступкам узнают человека. По делам судят о человеке.

12

По гнезду видно, что за птица в нем  живет.

Какова обитель, таков и строитель.

13

Работа приносит хлеб, а лень голод.

Работа кормит, а лень портит.

14

Ошибки других (чужие ошибки) – хорошие учителя.

На чужих ошибках учатся.

15

Бедность не бесчестит.

Бедность – не порок.

16

Нужда научит всяким искусствам.

Голь на выдумки хитра. Бедность научит играть на скрипке.

17

О человеке складывается мнение по упряжке его оленей.

Встречают по одежке, а провожают по уму.

18

И у искусного ткача хоть раз да порвется нить.

И на старуху бывает проруха.

19

Оставленный в тундре запас - и для нас, и для вас.

Запас карман не тянет.

20

На лежачем не должно сидеть.

Лежачего не бьют.

11. «Упакуй подарочный товар»

Продавец обслуживает покупателя, купившего «картину на выставке – продаже». Упаковывает ее в красивую бумагу и оформляет декоративным бантом так, чтобы покупатель был доволен. (Атрибуты для работы приготовлены заранее).

12. «Художник-декоратор»

Изготовь декоративное панно из аппликационного материала по образцу. Заранее готовится образец панно на предложенную тему. Раздаются файлы с подготовленным материалом из вырезанных шаблонов. Участники только выкладывают на свой вкус композицию и с помощью клея крепят детали на цветной лист картона. Темы  для изготовления панно: «Ваза с ромашками», «Аквариум с рыбками», «Орнамент в бордюрной полосе из растительного мотива» и др.

Финал игры

Каждая команда, пройдя все этапы, ждет подведения итога игры.

В это время демонстрируется любой фрагмент фильма, где говориться о человеке труда в определенной профессии.

 После обработки  маршрутных листов объявляется итоговый результат.

Рефлексия

Какие новые профессии вы сегодня открыли для себя?

Какой этап вызвал у вас затруднения? Почему? Что показалось сложным?

Какой этап требовал от вас размышления при поиске ответов?

Довольны ли вы своей работой?

Чему вы научились сегодня на игре?

За что ты хочешь похвалить себя или кого-то из одноклассников?

Д/З  Подготовить проект на тему: «Моя будущая профессия или профессия, которая мне нравится».

Итог игры

Участие в профориентационном квесте дает возможность учащимся получить новые знания о профессиях, приобрести коммуникативные навыки (эффективного общения в разных формах и условиях), умения продуктивно работать в команде, находить компромиссы для достижения общей цели, использовать новые технологии: мозговой штурм, ТРИЗ технологию, технологию быстрого реагирования.

Принципы организации профориентационных квестов:

Для того, чтобы эффективно организовать детские профориентационные квесты, следует придерживаться определенных принципов и условий:

-все игры и задания должны быть безопасными;

-задачи, поставленные перед детьми, должны соответствовать возрасту участников и их индивидуальным особенностям;

-в содержание сценария требуется внедрить разные виды деятельности, так как выполнять однообразные задания дети указанного возраста, согласно психолого-возрастным особенностям, не могут;

-задания необходимо продумать таким образом, чтобы они были последовательными, логически взаимосвязанными;

-игра должна быть эмоционально окрашена с помощью декораций, музыкального сопровождения, костюмов, инвентаря;

-школьники должны четко представлять цель игры, к которой они стремятся;

-следует продумать временные интервалы, во время которых дети смогут выполнить ----задание, но при этом не потеряют к нему интерес;

-роль педагога в игре — направлять детей, «наталкивать» на правильное решение, но окончательные выводы дети должны делать самостоятельно. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружка по технологии «Мастерица- рукодельница» для учащихся 6-8 классов

программа кружка для внеклассного занятия по технологии содержит:Вязание крючком.Вязание спицами.Вышивание. Аппликация на ткани. Кулинария....

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ

а последние годы сложился и продолжает развиваться рынокобразовательных услуг. В этой сфере стали действовать законы рыночнойэкономики, появилась конкурентная среда, существенно изменилисьтребов...

Сценарий Профориентационного квеста "Город Мастеров"

Участникам квеста предстоит посетить город Мастеров. Жители города  Крокодил Гена, Баба Яга, Русская красавица и Цветочная Фея познакомят юных путешественников с профессиями Дизайнер, Садовник, Ф...

«Профориентационной квест»

Данная разработка может быть использована для организации профориентационной работы с обучающимися 7-9 классов.АктуальностьПрофессиональная ориентация - это не только приобщение школьников к миру проф...

Профориентационный квест "Зонтик Амофомы"

Наш квест – это попытка донести до потенциальных абитуриентов главное: все в жизни и человеческом организме взаимосвязано, лишнего знания не бывает. Но те знания и умения, которые составляют осн...

Профориентационная работа с учащимися специальных коррекционных школ 8 вида. Опыт, проблемы и пути решения.

Выбор профессии. Каким огромным смыслом наполнено, казалось бы, привычное словосочетание, сколько в нем скрыто эмоций, тревог, ожиданий, проблем! Ведь это не просто удачно или неудачно принятое в юнос...

Профориентационный материал для учащихся

Поговорим о профориентации......