учебный элемент по теме "Боевой стресс и военные действия"
методическая разработка

Учебный элемент предназначен для организации самостоятельной работы студентов на уроке

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchebnyy_element.docx356.92 КБ

Предварительный просмотр:

http://xn--80aicfrgaekl2ax5j.xn--p1ai/wp-content/uploads/2014/10/b5105-933x559.jpg

Государственное образовательное бюджетное

профессиональное образовательное учреждение

«Усманский многопрофильный колледж»

Учебный элемент

Наименование: Боевой стресс и военные действия

Специальность:20.02.02 Защита в чрезвычайных ситуациях

Составил: преподаватель ГОБПОУ

 «Усманский многопрофильный колледж»

Зелепукина О.Н.

2019 г.

https://donpress.com/files/images/news/1608/160818143500.jpg

Наименование: Боевой стресс и военные действия

Стр.1

УЭ- 0

Изучив данный элемент, вы освоите:

- сущность, виды и симптомы боевого стресса;

- значение психологической готовности военнослужащих.

Литература:

  1. Одинцова М.А. Психология экстремальных ситуаций.- М.: Издательство Юрайт, 2017.

  1. Караяни А. Г. Военная психология.- М.: Издательство Юрайт, 2016.

https://donpress.com/files/images/news/1608/160818143500.jpg

Наименование: Боевой стресс и военные действия

Стр.2

УЭ- 1

Актуализация знаний

Цель: выявить уровень усвоения изученного материала.

  1. Психологическое лото

Проверь по образцу

  1. Ассоциативные ряды

Представь характеристику ключевого понятия, на основе возникающих ассоциаций с предложенными  вопросами

  1. подгруппа

Работа в подгруппах

 

  1. подгруппа

https://donpress.com/files/images/news/1608/160818143500.jpg

Наименование: Боевой стресс и военные действия

Стр.3

  1. подгруппа

  1. подгруппа

https://donpress.com/files/images/news/1608/160818143500.jpg

Наименование: Боевой стресс и военные действия

Стр.4

  1. подгруппа

  1. подгруппа

https://donpress.com/files/images/news/1608/160818143500.jpg

Наименование: Боевой стресс и военные действия

Стр. 5

УЭ- 2

Первичное усвоение новых знаний

Цель: изучить сущность боевого стресса, психологические последствия, особенности психологической готовности военнослужащих.

1) ситуации, угрожающие жизни и физической целостности военнослужащего;

2) ранения, контузии, увечья и дозы облучения;

3) гибель близких людей и сослуживцев;

4) ужасающие картины смерти и человеческих мучений;

5) случаи гибели сослуживцев, мирных граждан, ответственность за которые военнослужащий приписывает себе;

6) события, в результате которых пострадали честь и достоинство военнослужащего

1) повышенный уровень потенциальной угрозы для жизни;

2) длительное выполнение напряженной деятельности;

3) длительная депривация (лишение возможности удовлетворять потребности) основных биологических и социальных потребностей;

4) резкие и неожиданные изменения условий службы и жизнедеятельности;

5) тяжелые экологические условия жизнедеятельности;

6) отсутствие контактов с близкими;

7) невозможность изменить условия своего существования;

8) интенсивные и длительные межличностные конфликты;

9) повышенная ответственность за свои действия;

10) возможность погибнуть, получить ранения или попасть в плен в бессмысленной, по мнению военнослужащего, войне

https://donpress.com/files/images/news/1608/160818143500.jpg

Наименование: Боевой стресс и военные действия

Стр. 6

Факторы, способствующие развитию боевого стресса:

1) ясно осознаваемое чувство угрозы для жизни, так называемый биологический страх смерти, ранения, боли, инвалидизации;

http://preview.photoxpress.ru/preview/photoxpress_ru/news_info/3218872377.jpg

2) ни с чем не сравнимый стресс, возникающий у непосредственного участника боя; наряду с этим появляется психоэмоциональный стресс, связанный с гибелью товарищей по оружию или с необходимостью убивать;

https://horoshiy-text.ru/media/cache/cb/ad/cbadb4be705d9a24b7f71710d4b84405.jpe

3) воздействие специфических факторов боевой обстановки (дефицит времени, ускорение темпов действий, внезапность, неопределенность, новизна);

https://static.nahnews.org/uploads/2016/12/09/orig-img8-1481269742.jpg

4) невзгоды и лишения (нередко отсутствие полноценного сна, дефицит воды и питания);

Афганский партизан с американским переносным зенитно-ракетным комплексом Стингер в 1987 году.

5) необычный для участника войны климат и рельеф местности (гипоксия, жара, повышенная инсоляция и др.)

Афганский партизан с американским переносным зенитно-ракетным комплексом Стингер в 1987 году.

https://donpress.com/files/images/news/1608/160818143500.jpg

Наименование: Боевой стресс и военные действия

Стр. 7

Боевой стресс - это совокупность психических состояний, переживаемых воинами в процессе адаптации к условиям боевой обстановки (стрессорам), неблагоприятным для их жизнедеятельности или угрожающим их здоровью и жизни.

Виды боевого стресса

https://donpress.com/files/images/news/1608/160818143500.jpg

Наименование: Боевой стресс и военные действия

Стр. 8

Травматический стресс – это переживание особого рода, результат особого взаимодействия человека и окружающего мира. Это нормальная реакция на ненормальные обстоятельства. 

Посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР, «вьетнамский синдром», «афганский синдром» и т. п.) — тяжёлое психическое состояние, которое возникает в результате единичной или повторяющихся психотравмирующих ситуаций. 

Посттравматический рост-это рост осознанности. Травматическое событие встряхивает жизнь людей, выбивает их из сытой созерцательности повседневной жизни и в результате люди становятся чрезвычайно чувствительными к самому жизненному процессу.

Стресс-девиации военного времени- отклоняющееся поведение, вызванное стрессовой ситуацией военного времени: как насилие над женщинами и детьми; издевательства над трупами солдат противника, самоубийство, нанесение себе самоповреждений, самовольное оставление воинской части.

https://donpress.com/files/images/news/1608/160818143500.jpg

Наименование: Боевой стресс и военные действия

Стр. 9

Негативные психологические последствия боевого стресса

Формы проявления:

- в потере смысла жизни;

- в ощущении нереальности своего существования;

- в возникновении чувства приближения катастрофических изменений в жизни, скорой смерти;

- в неадекватном снижении или завышении самооценки;

- в переживании необъяснимого и не всегда обоснованного чувства вины за свои действия в пережитой психотравмирующей ситуации боевой деятельности или, наоборот, в неадекватной идеализации этих действий;

- в возникновении чувства беспомощности или, напротив, в неадекватной субъективной переоценке своих возможностей влиять на ход происходящих в жизни событий;

- в ощущении отчуждения от самого себя, своих близких родственников и своего прошлого;

- в постоянном стремлении переосмысливать свой опыт боевых действий в психотравмирующих ситуациях и др.;

- резкие колебания настроения отповышенно- приподнятого до подавленно-тоскливого;

- неконтролируемые вспышки гнева и злобно-агрессивные реакции;

- «застревание» на определенных мыслях, переживаниях, действиях,

- возникновением головной боли и головокружений;

- болевыми или неприятными ощущениями в области сердца, желудка;

- повышенной потливостью;

- резким снижением или повышением аппетита, половой активности;

- ощущением разбитости;

- неконтролируемым дрожанием рук, ног, головы, век и других частей тела, а также обострением имевшихся ранее соматических заболеваний.

https://donpress.com/files/images/news/1608/160818143500.jpg

Наименование: Боевой стресс и военные действия

Стр.10

Типология участников боевых действий

http://expert.ru/data/public/119522/119523/rep_32_060_2.jpg

Л. Китаев- Смык

1. «Надломившиеся», которым присущи постоянное переживание страха, неполноценности и неуравновешенность, склонность к жесткости. Часто они стремятся к уединению и употребляют алкоголь и наркотики. 

http://retina.news.mail.ru/pic/16/d3/image19009063_e5134e7133a9298e7102302969f9cbd5.jpg

2. «Дурашливые», склонные к инфантильным поступкам, неуместным шуткам. Как правило, они недооценивают реальную угрозу для собственной жизни.

https://www.tovima.gr/wp-content/uploads/2011/05/01/shutterstock_75499639-768x512.jpg

3. «Остервеневшие», которые за время боевых действий выработали в себе гиперагрессивность. Они опасны и для себя, и для окружающих, особенно когда в руках у них оружие.

https://gdb.rferl.org/2E0BF142-1C22-4B65-8B54-80D430A4E7D8_w1200_r1_s.jpg

https://donpress.com/files/images/news/1608/160818143500.jpg

Наименование: Боевой стресс и военные действия

Стр.11

 

Стадии проявления психических реакций

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА С УЧЕБНИКОМ, с. 121

Задание: выпиши характеристику типы профилей психологической готовности военнослужащих. Приведи пример.

https://donpress.com/files/images/news/1608/160818143500.jpg

Наименование: Боевой стресс и военные действия

Стр.12

УЭ- 3

Первичная проверка понимания и закрепление материала

Цель: оценить уровень полученных знаний.

Задания для закрепления

Используя матричный контроль, оцени уровень полученных знаний.

  1. Вы согласны с тем, что современные боевые действия сопровождаются повышенным стрессогенным воздействием?

да; 2) нет; 3) не могу точно сказать.

  1. Специалисты выделяют боевые стрессоры:

только специфические; 2) специфические и неспецифические; 3) только неспецифические.

  1. Ясно осознаваемое чувство угрозы для жизни, стресс, дефицит времени, отсутствие полноценного сна, воды, питания, необычный климат, рельеф местности- это всё относится к:

характеристикам боевой деятельности; 2) боевым стрессорам; 3)факторам, приводящим к боевому стрессу.

  1. У военнослужащего «срабатывает» инстинкт самосохранения во всех случаях, когда:

боевая ситуация квалифицируется как новая, неожиданная, внезапная, неопределенная; 2)присутствует напряженность боевых действий; 3)проявляется высокая степень боевой активности военнослужащего.

  1. Совокупность психических состояний, переживаемых воинами в процессе адаптации к условиям боевой обстановки (стрессорам), неблагоприятным для их жизнедеятельности или угрожающим их здоровью и жизни- это:

стресс; 2) боевой стресс; 3) военные действия.

  1. В типологии Л. Китаева- Смыка данная категория участников военных действий характеризуются как личности, которым присущи постоянное переживание страха, неполноценности, стремятся к уединению и употреблению алкоголя и наркотиков:

«надломившиеся»; 2) «дурашливые»; 3) «остервеневшие».

  1. На данной стадии проявления психической реакции у людей, переживших военную ситуацию, проявляется чувство гордости за то, что выжил и преодолел все опасности:

стадия «героизма»; 2) стадия «медовый месяц»; 3) стадия восстановления.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методический материал учебного элемента по учебной практике для специальности 080114 "Эконмика и бухгалтерский учет"

Представленный учебный элемент предназначени для формирования профессионалдьных компетенций по специальности 080114 "Экономика и бухгалтерский учет" в ходе учебной практики по профессиональному модулю...

Учебный элемент "Ремонт основных элементов силового трансформатора"

Характерные повреждения силового трансформатора; ремонт основных элементов: переключателя напряжения ПТС,   магнитопровода, расширителя, бака, вводов, пробивного предохранителя, термосифонного фи...

Медицинская и социальная реабилитация инвалидов, одиноких лиц, участников военных действий, лиц с профессиональными заболеваниями и лиц из группы социального риска.

Инвалиды составляют особую категорию населения, численность которой постоянно увеличивается. Мировым сообществом социальная защита инвалидов рассматривается как проблема первостепенной важности...

Учебный элемент занятия учебной практики. Тема: «Обвязка и зацепка груза»

Цель обучающая: Научиться выполнять обвязку и зацепку грузов...

Вторая Мировая война: военные действия в Северной Африке и на Тихом океане.

Данную презентацию можно использовать на уроках истории для 2 курса при изучении темы: "Вторая Мировая война". В презентации представлены военные действия в Северной Африке и на Тихом океане...

Презентация по учебной дисциплине "Уголовный процесс" по теме "Следственные действия: допрос и очная ставка"

Учебная презентация по дисциплине ОП.08 Уголовный процесс. Тема :"Следственные действия: допрос и очная ставка"...