Учебное пособие по философии "МИРОВОЗЗРЕНИЕ" для студентов СУЗОВ
учебно-методическое пособие

Сметанин Константин Юрьевич

Приложение __________к Программе подготовки специалистов среднего звена

по специальности 44.02.01 Дошкольное образование

 

Комитет по образованию

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение педагогический колледж № 1 им. Н.А. Некрасова Санкт-Петербурга

(ГБПОУ Некрасовский педколледж № 1)

 

 

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

по курсу

 

ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ

 

по специальности среднего профессионального образования

49.02.02 Адаптивная физическая куультура

 

 

 

Квалификация: адаптивная физическая культура                                                                                

Форма обучения: очная

Нормативный срок обучения – 2 года и 10 месяцев

На базе среднего общего образования

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2019

 

 

СОДЕРЖАНИЕ:

Раздел 1.

1.1 Понятие мировоззрения…

1.2 Структура мировоззрения

1.3 Виды мировоззрения

1.4 Типы мировоззрения по принципу целеполагания

Раздел 2.

2.1 Особенности философского мировоззрения

2.2 Отличие философского мировоззрения  от мифа, религии и науки

Раздел 3. Список используемой литературы

Раздел 4. Структуры темы в схемах

Раздел 5. Контрольный тест

 

МИРОВОЗЗРЕНИЕ КАК «СОМООПРЕДЕЛЕНИЕ»

Цель данной работы — в простой и краткой форме предоставить студентам Некрасовского колледжа наглядное пособие о научном представлении о мировоззрении в целом, его структуре, о его исторических типах, аспектах и формах, а также о философском мировоззрении как особой, специфической форме мировоззрения.

Указать основные проблемы множественности и смешанности мировоззрений в рамках отдельной личности.  Особое внимание уделено теме значимости выбора мировоззрения для студентов педагогического колледжа, в свете понимания значимости мировоззрения педагога в его работе.

Материал распределен по логически законченным группам, основные идеи которых отражены в заглавиях. В конце помещен список использованной и рекомендуемой литературы, наглядные схемы и задания для проверки знаний.

Раздел 1: ПОНЯТИЕ МИРОВОЗЗРЕНИЯ, ЕГО СТРУКТУРА И ВИДЫ

1.1. ПОНЯТИЕ МИРОВОЗЗРЕНИЯ

Человек разумное социальное существо. Его деятельность целесообразна. И чтобы действовать целесообразно в сложном реальном мире, он должен не только много знать, но и уметь. Уметь выбрать цели, уметь принять то или иное решение. Для этого ему необходимо, в первую очередь, глубокое и правильное понимание мира – мировоззрение.

Человек всегда задумывался над тем, каково его место в мире, зачем он живет, что является смыслом его жизни, почему существует жизнь и смерть. Каждая эпоха и общественная группа имеют какое-либо представление о решении этих вопросов. Сумма всех этих вопросов и ответов образуют мировоззрение. Оно играет особую, очень важную роль во всей деятельности людей.

Существует два способа освоения мироздания:

1)путем психологических ассоциаций, через образы и представления;

2)путем логической системы понятий и категорий.

Существует 2 уровня мировоззрения:

1) эмоционально-образный — связан с миром ощущений(искусство, мифология и религия);

2) логико-рассудочный (философия и науки образующие мировоззрение).

Мировоззрение – система представлений о мире и месте в нем человека, об отношении человека к окружающей действительности и самому себе, а также обусловленная этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, ценностные ориентации. Это способ освоения мира человеком, в единстве теоретического и практического подхода к действительности. Следует выделить три основных типа мировоззрения:

— бытовое (обыденное) порождается непосредственными условиями жизни и передающимся с поколениями опытом,

— религиозное – связано с признанием сверхъестественного мирового начала, выражается в эмоционально-образной форме,

— философское – выступает в понятийной, категориальной форме, в той или иной мере опираясь на достижения наук о природе и обществе и обладая определенной мерой логической доказательности.

Мировоззрение есть система обобщенных чувствований, интуитивных представлений и теоретических взглядов на окружающий мир и место человека в нем, на многосторонние отношение человека к миру, к самому себе и к другим людям, система не всегда осознанных основных жизненных установок человека определенной социальной группы и общества, их убеждений идеалов, ценностных ориентаций, нравственных, этических и религиозных принципов познания и оценок. Мировоззрение — это своего рода каркас структуры личности, класса или общества в целом. Субъект мировоззрения — личность, социальная группа и общество в целом.

Основа мировоззрения — знания. Всякое познание формирует мировоззренческий каркас. Наибольшая роль в формировании этого каркаса принадлежит философии, так как философия возникла и сформировалась как ответ на мировоззренческие вопросы человечества. Любая философия выполняет мировоззренческую функцию, но не всякое мировоззрение философично. Философия — это теоретическое ядро мировоззрения.

В структуру мировоззрения входят не только знания но и их оценка. То есть мировоззрению присуща не только информационная, но и ценностная (аксиологическая) насыщенность.

Знания входят в мировоззрение в виде убеждений. Убеждения — это та призма через которые видится действительность. Убеждения — не только интеллектуальная позиция, но и эмоциональное состояние, устойчивая психологическая установка; уверенность в правоте своих идеалов, принципов, идей, взглядов, которые подчиняют себе чувства, совесть, волю и поступки человека.

В структуру мировоззрения входят идеалы. Они могут быть как научно обоснованными, так и иллюзорными, как достижимыми, так и нереальными. Как правило, они обращены в будущее. Идеалы — основа духовной жизни личности. Наличие идеалов в мировоззрении характеризует его как опережающее отражение, как силу не только отражение действительность, но и ориентирует на ее изменение.

Мировоззрение складывается под воздействием социальных условий, воспитания и образования. Его формирование начинается с детства. Оно определяет жизненную позицию человека.

Следует подчеркнуть особо, что мировоззрение – это не только содержание, но и способ осознания действительности. Важнейший компонент мировоззрения представляет собой идеалы как решающие жизненные цели. Характер представления о мире способствует постановке определенных целей, из обобщения которых складывается общий жизненный план, формируются идеалы, которые и придают мировоззрению действенную силу. Содержание сознания превращается в мировоззрение тогда, когда оно приобретает характер убеждений, уверенности в правоте своих идей.

Мировоззрение имеет огромное практическое значение. Оно влияет на нормы поведения, на отношение к труду, к другим людям, на характер жизненных стремлений, на вкусы и интересы. Это своего рода духовная призма, через которую воспринимается и переживается все окружающее.

1.2. СТРУКТУРА МИРОВОЗЗРЕНИЯ

Структура мировоззрения включает в себя:

1)Знания — совокупность сведений об окружающем мире. Они являются исходным звеном, «клеточкой» мировоззрения. Знания бы­вают научными, профессиональными (военными), повседнев­но-практическими. Чем солиднее запас знаний у человека, тем более серьёзную опору может получить его мировоззрение. Однако в мировоззрение входят не все знания, а лишь те из них, которые нужны человеку для ориентации в мире. Если нет знаний, то нет и мировоззрения.

2)Ценности — это особое отношение людей ко всему происходяще­му в соответствии с их целями, потребностями, интересами, тем или иным пониманием смысла жизни. Ценности характеризу­ются такими понятиями, как «значимость», «полезность» или «вредность». Значимость показывает степень интенсивности нашего отношения — что-то трогает нас больше, что-то мень­ше, что-то оставляет нас спокойными.

Полезность показывает нашу практическую нужду в чём-то. Ею могут характеризоваться материальные и духовные ценнос­ти: одежда, кров, орудия труда, знания, умения и т.д.

Вредность — это наше негативное отношение к какому-то яв­лению.

3)Эмоции — это субъективная реакция человека на воздействие внутренних и внешних раздражений, проявляющихся в виде удо­вольствия или неудовольствия, радости, страха и т.д.

Жизнь постоянно рождает в людях сложную гамму эмоций. Среди них могут быть «мрачные» эмоции: неуверенность, бес­силие, печаль, горе и т.д.

Вместе с тем, людям присущ целый спектр «светлых» эмоций: радость, счастье, гармония, удовлетворённость жизнью и др.

Мощный импульс мировоззрению дают нравственные эмоции: стыд, совесть, долг, милосердие. Ярким выражением влияния эмоций на мировоззрение служат слова знаменитого философа И. Канта: «Две вещи наполняют душу всегда новым и всё более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжи­тельнее мы размышляем о них, — это звёздное небо надо мной и моральный закон во мне».

4)Воля — способность к выбору цели деятельности и внутренним усилиям, необходимым для её осуществления.

Это придаёт всему составу мировоззрения особый характер, позволяет человеку своё мировоззрение претворять в жизнь.

5)Убеждения — взгляды, активно принимаемые людьми, соответс­твующие их жизненным интересам. Во имя убеждений люди порой рискуют жизнью и даже идут на смерть — так велика их побу­дительная сила.

Убеждения — это знания, соединённые с во­лей. Они становятся основой жизни, поведения, действия лич­ности, общественных групп, наций, народов.

6)Вера — это степень доверия человека к содержанию имеющихся у него знаний. Диапазон человеческой веры весьма широк. Он простирается от практической очевидности до религиозных ве­рований или даже легковерных принятий нелепых вымыслов.

7)Сомнение — критическое отношение к каким-либо знаниям или ценностям.

Сомнение — обязательный элемент самостоятельного мировоззрения. Фанатичное, безоговорочное принятие ка­ких-либо взглядов без собственного критического осмысления называют догматизмом.

Но нельзя здесь переходить определённую меру, ибо можно впасть в другую крайность — скептицизм, или нигилизм — не­верие ни во что, утрату идеалов.

Таким образом, мировоззрение — это сложное, противоречивое единство знаний, ценностей, эмоций, воли, убеждений, веры, и сомнений, позволяющее человеку ориентироваться в окружающем мире.

Ядром, основой мировоззрения являются знания. В зависимости от этого мировоззрение подразделяется на обыденное, профессиональ­ное и научное.

1)Обыденное мировоззрение — это совокупность взглядов, осно­ванных на здравом смысле, повседневном жизненном опыте. Это стихийно складывающееся мировоззрение охватывает самые ши­рокие слои общества, имеет очень важное значение, оно явля­ется реально «работающим» мировоззрением многих миллионов людей. Однако научный уровень этого мировоззрения не высок.

2)Более высокой разновидностью мировоззрения является профес­сиональное, формирующееся под влиянием знаний и опыта людей в различных сферах деятельности и т.д. Это может быть миро­воззрение учёного, писателя, политического деятеля и т.д.

Мировоззренческие идеи, возникающие в процессе научного, художественного, политического, и др. творчества, могут в определённой степени воздействовать и на мышление професси­ональных философов. Яркий приме тому — огромное влияние творчество Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского на отечественную и мировую философию, но и на этом уровне человек не застрахован от ошибок.

3)Высший уровень мировоззрения — теоретическое мировоззрение, к которому принадлежит и философия. В отличие от других ви­дов мировоззрения философия не только является творцом ми­ровоззрения, но и профессионально занимается анализом миро­воззрения, подвергает его критическому осмыслению.

Понятие структуры мировоззрения предполагает выделение его структурных уровней: элементного, концептуального и методологического.

Элементный уровень представляет собой совокупность мировоззренческих понятий, идей, взглядов, оценок, которые складываются и функционируют в обыденном сознании.

Концептуальный уровень включает различные мировоззренческие проблемы. Это могут быть различные концепции мира, пространства, времени, общественного развития человека, его деятельности или познания, будущего человечества и т.п.

Методологический уровень- высший уровень мировоззрения- включает основные понятия и принципы, составляющие ядро мировоззрения. Особенностью этих принципов является то, что они вырабатываются не просто на основе представлений и знаний, а с учетом ценностного отражения мира и человека.

Включаясь в мировоззрение знания, ценности, поведение окрашиваются эмоциями, сочетаются с волей и формируют убеждение личности. Обязательным компонентом мироощущения является вера, это может быть как рациональная, так и религиозная вера.

Итак, мировоззрение- сложное, напряженное, противоречивое единство знаний и ценностей, интеллекта и эмоций, миропонимания и мироощущения, разумного обоснования веры.

Жизненно- практическое мировоззрение неоднородно, оно складывается в зависимости от характера образования, уровня интеллектуальной, духовной культуры, национальных, религиозных традиций его носителей.

 1.3 ВИДЫ МИРОВОЗЗРЕНИЯ

1) мифологическое,

2) религиозное

3) философское.

4) научное

5) бытовое

Исторически первым был мифологический взгляд на мир (миф — предание, сказание; логос — слово, учение, понятие, закон) продукт воображения, попытка людей объяснить мир, происхождение земли, рек, озер, тайны рождения и смерти и т. д. Психика человека требует мифа. Это основной способ понимания мира в первобытном обществе — мироощущение.

Мифологическому мировоззрению присуще неотчетливое разделение субъекта и объекта, неспособность человека выделить себя из окружающей среды. В процессе познания неизвестное постигается через известное; известно же человеку его собственное бытие и бытие рода, из которого он первоначально себя не выделяет.

Основной принцип решения мировоззренческих вопросов в мифе–генетический, то есть происхождение мира, природы объяснялось тем происхождением. Миф совмещает 2 аспекта: диахронический (рассказ о прошлом) и синхронический (объяснение настоящего и будущего). Прошлое связывалось с будущим, что обеспечивало связь поколений. Люди верили в реальность мифа, миф определял нормы поведения в обществе, систему ценностей, устанавливал гармонию между миром и человеком. Это одушевление мифа выражается в первобытных формах религии фетишизме, тотемизме, анимизме, первобытной магии. Эволюция представлений о духовных силах, лежащих в основе явлений природы, принимает классическую форму религии.

Религия (от лат. religio —восстановление связи) есть фор­ма мировоззрения, фундаментом которого служит вера в нали­чие тех или иных высших сил, которые играют ве­дущую роль в окружающем человека мире и конкретно в судьбе каждого. На ранних этапах развития общества мифология и религия составляли единое целое. Так основными элементами религии являлось: мировоззрение(в виде древних преданий и представлений), религиозные чувства(в виде мистических опытов и переживаний) и культ в форме традиций и обрядов. Религия как мировоззрение- это вера в высшие силы, в основе любой религии лежит упорядоченные представления, базирующиеся именно на вере.

Основная функция религии–помочь человеку преодолеть трудности бытия и возвысить его до вечного. Религия придает смысл и устойчивость человеческому бытию, культивирует вечные ценности(любовь, доброта, терпимость, сострадание, дом, справедливость, связывая их со священным, сверхъестественным). Духовным началом мира, его центром, специфической точкой отсчета среди относительности и текучести мирового многообразия является Бог. Бог придает целостность и единство всему миру. Он направляет ход мировой истории и устанавливает нравственную санкцию человеческих поступков. И наконец, в лице Бога мир источник силы и помощи, дающий человеку возможность быть услышанным и понятым.

Проблема Бога, в переводе ее на язык философии, — есть проблема существования абсолюта, надмирового разумного начала, актуально-бесконечного во времени и пространстве. В христианстве, исламе и иудаизме  (в основных теистических мировых религиях) это начало не абстрактно- «безличностное» (как в философии), а личностное, выраженное в Боге.

Мифологическое и, отчасти, религиозное мировоззрение носило духовно-практический характер и было связано с сугубо практическим уровнем освоения действительности, зависимостью человека от природы. В дальнейшем, с развитием цивилизации и накоплением практических знаний о действительности, древние мыслители все чаще стали подни­маться к теоретическому осмыслению мировоззренческих проб­лем. Результатом этого явилось создание философских систем.

Философия — это предельно обобщённое, теоретическое видение мира. Появление слова «философия» в древней Греции, тесно связана с понятием «ищущего мыслителя», «человека в поисках мудрости».

Само понятие мудрости несло в себе возвышенный смысл, мудрость понималась как глубочайшее, «окончательное постижение мира», основанное на бескорыстном служении истине.

В основе философии как деятельности, лежало представление о возможности с помощью длительных размышлений обрести  божественное свойство, а именно мудрость. Мудрость понималась не как что-то готовое, что можно выучить зат­вердить и использовать. Мудрость осознавалась древними философами как  поиск, требующий напряжения ума и всех духовных сил человека.

Результатом этого нового типа мышления, появилась самостоятельная область знания – философия, которая со временем все дальше отдаляется от мифологии и религии, а также выходит за рамки обыденного сознания.

Философия и религия как мировоззрение часто решают сход­ные задачи по объяснению мира, а также воздействия на соз­нание и поведение человека.

Их коренное отличие состоит в том, что религия в решении мировоззренческих задач опирается на веру, а философия есть отражение мира в теоретической, рационально проверяемой «рассудочной» форме.

 

1.4 ТИПЫ МИРОВОЗЗРЕНИЯ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ, СМЕШАННОСТЬ ТИПОВ МИРОВОЗЗРЕНИЯ

  1. Аскетизм (от греческого слова ἄσκησις) — «упражнение», впервые появляется в спортивной терминологии. В этику слово попадает уже из религии со значением «отказ от чего либо ради достижения высшей цели».

 

  1. Гедонизм (от греческого слова удовольствие) В этику данное мировоззрение в развитом виде приходит из учения древнегреческого философа Эпикура как учение, утверждающее наслаждение, удовольствие высшим благом и целью жизни.

 

  1. Этика долга в философию пришла благодаря работам немецкого философа Иммануила Канта, в отличие от античных философов, Кант считал, что достижение какой либо одной цели недостаточно для обретения счастья. В основе идеи долга человека, лежит суждение о том, что каждый должен относиться к другим также, как желает, что бы относились к нему. Именно отношение и необходимо в себе воспитывать и практиковать.

 

 

  1. Утилитаризм пришел в этику из работ английских философов Иеремии Бентама и Джону Стюарту Милю(от лат. utilis,e — полезный) — направление в этике (этическая теория), согласно которому моральная ценность поведения или поступка определяется его полезностью.

 

  1. Прагматизм от греческого слова πράγματος — «дело, действие».  Данное понятие пришло в философию из работ английского философа Джона Пирса, основной смысл, заложенный в данное понятие, это видение практической пользы от любого действия и вещи, то есть «применение» и «возможность», рассматриваются как основные критерии выбора смысла жизни. 

 

  1. «Оптимистичный агностицизм», это словосочетание созданное на основании учения русского философа Николая Бердяева. Бердяев в своей работе «Сомопознание», настаивает на том, что нельзя выбирать некий смысл жизни до момента абсолютной убежденности, до точки уверенности, основой которой должен стать путь самопознания.

 

  1. Эвдемонизм, понятие известное еще со времен греческого философа Сократа. Происхождение данного слова возвращает нас к незапамятным мифологическим временам античной религии. Именно в древней Греции зародилось представление о счастье как «исполнение подсказок» светлого духа, приставленного к каждому человеку от рождения. Эвдемонизм буквально означает «с демоном», то есть иметь «связь» и знание от некоего духовного существа.  В христианской культуре мы все знаем о представлении, об ангеле-хранителе, по содержанию повторяющему греческое представление о «демоне-хранителе». В современной этике эвдемонизм это направление, признающее критерием нравственности и основой поведения человека его стремление к достижению счастья. Согласно приверженцам эвдемонизма, наивысшим благом для человека является именно счастье, в том контексте, как каждый его понимает.

 

Важно запомнить, что как при анализе собственного мировоззрения, так и при попытке осмыслить мировоззрение «другой» личности, всегда, или очень часто, мы столкнемся со смешанностью вышеперечисленных типов мировоззрения. 

 

Раздел 2. ОСОБЕННОСТИ ФИЛОСОФСКОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ, ЕГО ОТЛИЧИЕ ОТ МИФА, РЕЛИГИИ И НАУКИ

2.1. ОСОБЕННОСТИ ФИЛОСОФСКОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ

Мировоззрение формируется не только философией, но и научными (естественными, техническими, общественными) дисциплинами, а также различными формами общественного сознания — политическим, религиозным и другими…. Однако целостный и завершенный вид ему придает только философия, которая интегрально объединяет и обобщает все мировоззренческие установки, формирующиеся в сознании человека из различных источников. Мировоззрение существует на двух уровнях:

1) чувственном как мироощущение, стихийное восприятие окружающей действительности и

2) рациональном — на уровне разума как миропонимание, логическое обоснование процессов и явлений. Мировоззрение на рациональном уровне является самым глубоким пониманием мира. Оно основывается на теоретическом обосновании законов развития объективных процессов. Но оно может осуществляться только на основе их чувственного восприятия (своего собственного или других людей), поэтому мировоззренческое понимание мира необходимо рассматривать в единстве и взаимодействии чувственного и рационального уровней.

Философское мировоззрение формировалось исторически в связи с развитием самих философских знаний. Мировоззренческие установки на до философском уровне у первобытного человека были представлены в форме мифов, преданий, сказаний и т. д. В поздний период первобытного общества возникает религия, которая со своих позиций формировала мировоззренческие установки в связи с представлениями о сотворении мира, происхождении людей и животных, жизни и смерти и т. д. И мифы, и религия не ушли в историю вместе с первобытным обществом, когда еще не было науки, а существовали лишь практические навыки и иллюзорные представления о них. Мифологическо-религиозное мировоззрение продолжало сопутствовать общественному развитию на всех его последующих этапах, но уже в качестве не единственных форм мировоззрения, а как оставшиеся от прошлого воззрения, сосуществующие наряду с философской формой.

Кроме того, философское мировоззрение как высший тип мировоззрения представляет собой рациональное объяснение мира, основанное на теоретическом и логическом анализе.

Основной же особенностью философского мировоззрения является его критичность по отношению даже к собственным исходным тезисам.

Философское мировоззрение выступает в понятийной, категориальной форме, в той или иной мере опираясь на достижения наук о природе и обществе и обладая определенной мерой логической доказательности.

Основные черты философского мировоззрения:

— концептуальная обоснованность;

— систематичность;

— универсальность;

— критичность.

В центре внимания стоит человек с его отношением к миру и отношение мира к этому человеку.

2.2. ОТЛИЧИЕ ФИЛОСОФСКОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ ОТ МИФА, РЕЛИГИИ И НАУКИ

Истоками философии явились мифология и религия , но в отличии от последних, философия в объяснении мира и человека опирается не на веру, а на мощь разума , на способность его к научному исследованию реальности, в результате чего становится основой научного мировоззрения .

В отличие от других типов мировоззрения для философии характерны доказательность, логическая обоснованность, аргументированность, системный характер знаний.

Поэтому философия, формируя целостное понимание мира, является

ядром мировоззрения, его теоретической основой.

В отличие от науки, религии и искусства, которые также формируют определенную систему мировоззрения, философское мировоззрение обладает рядом отличительных черт.

Место философии в духовной культуре общества. Специфика философского мировоззрения и философский способ решения вечных проблем человеческого бытия становятся очевидными при сравнении философии с наукой, религией и искусством.

Философия и наука. Связи между наукой и философией фундаментальны и многие крупнейшие философы были одновременно и выдающимися учеными. Достаточно вспомнить имена Пифагора и Фалеса, Декарта и Лейбница, Флоренского и Рассела. Науку и философию роднит то, что они являются сферами рациональной и доказательной духовной деятельности, ориентированными на достижение истины, которая в ее классическом понимании есть «форма согласования мысли с действительностью». Однако между ними есть по меньшей мере два серьезных различия:

1). любая наука имеет дело с фиксированной предметной областью и никогда не претендует на формулировку универсальных закономерностей бытия. Так, физика открывает законы физической реальности; химия — химической, психология — психологической. При этом законы физики весьма опосредованно связаны с психической жизнью, а законы психической жизни, в свою очередь, не работают в сфере физических взаимодействий. Философия же, в отличие от науки, выносит универсальные суждения и стремится открыть законы всего мирового целого. Более того, если какая-нибудь философская школа отказывается от такой задачи построения универсальных «миросхематик», — она должна привести универсальное обоснование своего нежелания заниматься подобными проблемами;

2). наука традиционно абстрагируется от проблемы ценностей и от вынесения ценностных суждений. Она ищет истину — то, что есть в самих вещах, не обсуждая, хорошим или плохим является то, что она нашла, и есть ли во всем этом какой-то смысл. Иными словами, наука отвечает преимущественно на вопросы «почему?» «как?» и «откуда?», но предпочитает не задаваться метафизическими вопросами типа «зачем?» и «для чего?». В отличие от науки, ценностная компонента знания неустранима из философии. Она, претендуя на решение вечных проблем бытия, ориентирована не только на поиск истины, как формы согласования мысли с бытием, но также на познание и утверждение ценностей, как форм согласования бытия с человеческой мыслью. В самом деле, имея представления о добре, мы стараемся перестроить в соответствии с ними как свое собственное поведение, так и окружающие обстоятельства жизни. Зная, что в мире есть нечто прекрасное и сформировав систему соответствующих идеальных представлений, мы творим в соответствии с ней прекрасное художественное произведение, изменяем в лучшую сторону материальную действительность или устраняем безобразные вещи.

В трактовке взаимоотношений с наукой у философии есть две тупиковых крайности. Это, с одной стороны, натурфилософия, как попытка строить универсальные картины мира без опоры на данные науки, а, с другой — позитивизм, призывающий философию отказаться от обсуждения метафизической (прежде всего ценностной) проблематики и сосредоточиться исключительно на обобщении положительных фактов науки. Прохождение между Сциллой натурфилософии и Харибдой позитивизма подразумевает постоянный творческий и «взаимообогащающий» диалог между наукой и философией: внимание конкретных наук к универсальным философским моделям и схемам объяснения и, обратно, учет философской мыслью теоретических и экспериментальных результатов, полученных в современных научных исследованиях.

Философия и религия. Как и философия, религиозное мировоззрение предлагает человеку систему ценностей — норм, идеалов и целей деятельности, в соответствии с которыми он может планировать свое поведение в мире, совершать акты оценки и самооценки. Как и философия, религия предлагает свою универсальную картину мира, в основе которой лежит акт божественного творчества. Ценностный и универсальный характер религиозного мировоззрения сближают его с философией, однако между двумя этими важнейшими сферами духовной культуры существуют принципиальные отличия. Дело в том, что религиозные идеи и ценности принимаются актом религиозной веры — сердцем, а не разумом; личным и внерациональным опытом, а не на основе рациональных аргументов, как это свойственно философии. Система религиозных ценностей носит трансцендентный, т. е. сверхчеловеческий и «сверхрациональный», характер, исходя или от Бога (как в христианстве) или от его пророков (как в иудаизме и исламе), или от святых подвижников, достигших особой небесной мудрости и святости, как это характерно для многих религиозных систем Индии. Верующий может при этом и вовсе рационально не обосновывать своего мировоззрения, в то время как процедура логического обоснования своих идей обязательна для человека, претендующего на философский характер мировоззрения.

Возможна собственно религиозная философия, как свободная от догматических церковных шор, рациональная попытка построения целостного религиозного мировоззрения. Блестящие образцы подобной философии, в частности, дала отечественная философская традиция на рубеже веков (см. В.С.Соловьев, П.А.Флоренский, Н.О.Лосский, С.Л.Франк, братья С.Н и Е.Н.Трубецкие). От религиозной философии следует отличать теологию (или богословие). Последняя в ряде своих разделов может использовать язык, методы и результаты философии, однако всегда в рамках признанных церковных авторитетов и выверенных догматических определений. Раздел философии, который занимается изучением природы религиозного опыта, его места в культуре и человеческом бытии, носит название философии религии. Ясно, что философией религии может заниматься не только верующий человек, но и философ-атеист.

Взаимоотношения между философией и религией меняются от эпохи к эпохе, от культуры к культуре, варьируясь от состояния мирного сосуществования и почти что растворения друг в друге (как в раннем буддизме) до непримиримой конфронтации, как это было свойственно Европе 18 века. В настоящее время набирает силу тенденция к диалогу между философией, религией и наукой с целью формирования синтетического мировоззрения, гармонично синтезирующего современные научные факты и теоретические обобщения с проверенными веками религиозными ценностями и фундаментальными ходами систематической философской мысли.

Философия и миф. Многое сближает миф с философией, точнее сказать миф был основой философии

Однако несмотря на всю близость, между философией и мифом все же пролегает межа. Дело в том, что язык философии — это язык философских категорий и по возможности строгих доказательств. Эмоции, апелляции к личному опыту, фантазии и воображение — здесь скорее исключение, чем правило. Но без этого-то как раз не может существовать миф. Его стихия — личностное переживание и сопереживание, исповедь и страсть, полет фантазии и эмоциональный катарсис (очищение). Конечно, и в философии могут существовать глубочайшие символы и образы, однако они — всегда лишь исходный объект для последующей рациональной интерпретации; как бы образно-смысловой «ген» для последующего разворачивания цельного философского мировоззрения.

Таким образом, философия в чем-то схожа, а в чем-то различна со всеми другими важнейшими сферами духовной культуры (или сферами духовного творчества) человека. Это обусловливает ее «центрально-связующее» положение в духовной культуре человечества, не позволяющее этой культуре распасться в дурную множественность враждующих между собой идей, ценностей и мировоззрений. Здесь мы выходим на проблему многообразных функций, которые выполняет философия в человеческом культурном бытии.

Отличие от религиозно-мифологического и обыденного типов мировоззрения?

Во-первых, происходит отход от антропоморфизма: философское мировоззрение уже не пытается переносить свойства человека и человеческих взаимоотношений на мир в целом.

Во-вторых, философское мировоззрение постепенно заменяет чувственные образы, на которых покоится миф, абстрактными понятиями, а ассоциативные связи образом мифа – логическими связями понятий.

Наконец, в третьих, философское мировоззрение излагается не как догма, которую следует принимать, не рассуждая, а как один из возможных способов понимания и объяснения мира, допускающих критику и замену лучшими способами. Это стимулирует разработку обоснования философских систем и служит основой изменения и совершенствования философского мировоззрения.

Конечно, все эти особенности философского мировоззрения формировались постепенно. Первые философские построения еще наполнены элементами мифологии. У Фалеса мир все еще полон богов. Гераклит говорит о Солнце как о живом существе, за которым присматривает богиня справедливости Дике и ее слуги Эринии. У Эмпедокла все процессы в мире обусловлены борьбой любви и ненависти. Однако постепенно все эти мифологические и антропоморфные элементы исчезают. Вода Фалеса, воздух Анаксимена, огонь Гераклита и земля Ксенофана заменяются у Парменида абстрактным понятием бытия. Если до Парменида философы лишь провозглашали свои тезисы, то Парменид впервые прибегает к логическому доказательству, которое у его ученика Зенона приобретает уже отчетливую форму доказательства от противного, опирающееся на закон исключенного третьего.

Так постепенно формировалось философское мировоззрение – философия,- включавшее в себя на первых порах и известные научные знания – математические, астрономические, медицинские. Оно было столь же целостным, как и миф, но в отличие от мифа абстрактным, рациональным и критичным.

3. ЛИТЕРАТУРА

  1. Горелов, А.А. Основы философии (спо) / А.А. Горелов, Т.А. Горелова. - М.: КноРус, 2017. ... - Рн/Д: Феникс, 2019.
  2. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2003.
  3. Шрейдер Ю.А. Лекции по этике: Учебное пособие. М., 1995
  4. Кононович Л.Г., Медведева Г.И. Философия: учебник для высших учебных заведений. – Ростов н/Д.: изд-во «Феникс», 2000
  5. Обществознание. Учебное пособие для полготовки к ЕГЭ 100 баллов. Лазебникова А.Ю., Рутковская Е.Л. и др. М.: 2019.

 

ТЕСТ ПО ТЕМЕ «МИРОВОЗЗРЕНИЕ»

 

1.Установите соответствие между характеристиками и соответствующими видами мировоззрения:

ХАРАКТЕРИСТИКИ

ВИДЫ МИРОВОЗЗРЕНИЯ

А) Уподобление природного мира миру человеческому

Б) интуитивное понимание реальности

В)  рациональное осмысление мира

Г) опора на проверенные и подтверждённые истины

Д) единство (нерасчленённость) знаний и верований

1) мифологическое

2) научное

 

А

Б

В

Г

Д

     

 

2. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда,

и запишите цифру, под которой оно указано:

1) знания 2) мировоззрение 3) ценности 4) установки 5) убеждения

 

3. Верны ли следующие суждения о мировоззрении?

А. Мировоззрение даёт человеку ориентиры и цели для его практической и теоретической деятельности.

Б. Мировоззрение представляет собой взгляд на какую-то отдельную сторону мира.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

 

4.  Назовите любые три типа мировоззрения.

1)житейское (обыденно-практическое)     2)мифологическое (религиозное)    3) научное

 

5. Гедонизм это…

1) Стремление к удовольствию ради высшей цели

2) Мировоззрение, согласно которому удовольствие является высшей целью и ведет к счастью

3) Мировоззрение, согласно которому исполнение долга является главным удовольствием

 

6. Эвдемонизм это…

1) Одержимость

2) Мировоззрение, согласно которому счастье является высшей целью жизни человека

3) Философское мировоззрение, согласно которому необходимо всегда слушать своего «Ангела Хранителя»

 

7.Это мировоззрение вырастает на базе мифологического и продолжать олицетворять силы природы в виде богов.

 Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что речь идёт о религиозном мировоззрении?

1) определяет общую направленность личности

2) утверждает первенство духовного начала над естественным бытием

3) обладает эмоциональной окраской

4) даёт возможность определить истинные ценности жизни и культуры

 

8. Обобщённая система взглядов человека на мир в целом, на своё собственное место в нём, понимание и оценка смысла своей жизни и деятельности называется:

1) мироощущением 2) миросозерцанием 3) мировоззрением 4) мышлением 

 

9. К признакам научного мировоззрения не относится:

1) прочная обоснованность 2) реальность содержащихся целей и идеалов

3) художественная образность 4) органическая связь с социальной и практической направленностью деятельности

 

10. Прочитайте текст. Вставьте слова на месте пропусков.

«Мировоззрение – это совокупность представлений, ____________(А) и взглядов на мир и место человека в этом мире. Оно определяет принципы поведения и _____________(Б) человека, формирует его идеалы, моральные нормы, политические ориентации. Мировоззрение – это основной _____________(В), мерило мыслей и поступков человека.

  В структуре мировоззрения выделяют два уровня. Конкретно-образный уровень соответствует _______ (Г). Это эмоционально-психологическая основа мировоззрения. Рациональный уровень связан с наличием у человека ___________(Д), источником которого является рассудок и разум. На этом уровне формируется ____________(Е).

Это познавательно-интеллектуальная сторона мировоззрения».

Список терминов:

1) миропонимание

2) врождённые инстинкты

3) понятийное мышление

4) чувственное постижение

5) представление

6) критерий

7) оценка

8) суждение

9) деятельность

А

Б

В

Г

Д

Е

      

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchebnoe_posobie_po_teme_mirovozzrenie_smetanin_k.yu_.docx102.99 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение __________к Программе подготовки специалистов среднего звена

по специальности 44.02.01 Адаптивная физкультура

Комитет по образованию

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение педагогический колледж № 1 им. Н.А. Некрасова Санкт-Петербурга

(ГБПОУ Некрасовский педколледж № 1)

УЧЕБНО МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

ПО КУРСУ

ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ

«МИРОВОЗЗРЕНИЕ. СТРУКТУРА, ТИПЫ И ВИДЫ»

по специальности среднего профессионального образования

49.02.02 Адаптивная физическая культура

Квалификация: адаптивная физическая культура                                                                                

Форма обучения: очная

Нормативный срок обучения – 2 года и 10 месяцев

На базе среднего общего образования

Санкт-Петербург

2019


СОДЕРЖАНИЕ:

Раздел 1.

1.1 Понятие мировоззрения…

1.2 Структура мировоззрения

1.3 Виды мировоззрения

1.4 Типы мировоззрения по принципу целеполагания

Раздел 2.

2.1 Особенности философского мировоззрения

2.2 Отличие философского мировоззрения  от мифа, религии и науки

Раздел 3. Список используемой литературы

Раздел 4. Структуры темы в схемах

Раздел 5. Контрольный тест

МИРОВОЗЗРЕНИЕ КАК «СОМООПРЕДЕЛЕНИЕ»

Цель данной работы — в простой и краткой форме предоставить студентам Некрасовского колледжа наглядное пособие о научном представлении о мировоззрении в целом, его структуре, о его исторических типах, аспектах и формах, а также о философском мировоззрении как особой, специфической форме мировоззрения.

Указать основные проблемы множественности и смешанности мировоззрений в рамках отдельной личности.  Особое внимание уделено теме значимости выбора мировоззрения для студентов педагогического колледжа, в свете понимания значимости мировоззрения педагога в его работе.

Материал распределен по логически законченным группам, основные идеи которых отражены в заглавиях. В конце помещен список использованной и рекомендуемой литературы, наглядные схемы и задания для проверки знаний.

Раздел 1: ПОНЯТИЕ МИРОВОЗЗРЕНИЯ, ЕГО СТРУКТУРА И ВИДЫ

1.1. ПОНЯТИЕ МИРОВОЗЗРЕНИЯ

Человек разумное социальное существо. Его деятельность целесообразна. И чтобы действовать целесообразно в сложном реальном мире, он должен не только много знать, но и уметь. Уметь выбрать цели, уметь принять то или иное решение. Для этого ему необходимо, в первую очередь, глубокое и правильное понимание мира – мировоззрение.

Человек всегда задумывался над тем, каково его место в мире, зачем он живет, что является смыслом его жизни, почему существует жизнь и смерть. Каждая эпоха и общественная группа имеют какое-либо представление о решении этих вопросов. Сумма всех этих вопросов и ответов образуют мировоззрение. Оно играет особую, очень важную роль во всей деятельности людей.

Существует два способа освоения мироздания:

1)путем психологических ассоциаций, через образы и представления;

2)путем логической системы понятий и категорий.

Существует 2 уровня мировоззрения:

1) эмоционально-образный — связан с миром ощущений(искусство, мифология и религия);

2) логико-рассудочный (философия и науки образующие мировоззрение).

Мировоззрение – система представлений о мире и месте в нем человека, об отношении человека к окружающей действительности и самому себе, а также обусловленная этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, ценностные ориентации. Это способ освоения мира человеком, в единстве теоретического и практического подхода к действительности. Следует выделить три основных типа мировоззрения:

— бытовое (обыденное) порождается непосредственными условиями жизни и передающимся с поколениями опытом,

— религиозное – связано с признанием сверхъестественного мирового начала, выражается в эмоционально-образной форме,

— философское – выступает в понятийной, категориальной форме, в той или иной мере опираясь на достижения наук о природе и обществе и обладая определенной мерой логической доказательности.

Мировоззрение есть система обобщенных чувствований, интуитивных представлений и теоретических взглядов на окружающий мир и место человека в нем, на многосторонние отношение человека к миру, к самому себе и к другим людям, система не всегда осознанных основных жизненных установок человека определенной социальной группы и общества, их убеждений идеалов, ценностных ориентаций, нравственных, этических и религиозных принципов познания и оценок. Мировоззрение — это своего рода каркас структуры личности, класса или общества в целом. Субъект мировоззрения — личность, социальная группа и общество в целом.

Основа мировоззрения — знания. Всякое познание формирует мировоззренческий каркас. Наибольшая роль в формировании этого каркаса принадлежит философии, так как философия возникла и сформировалась как ответ на мировоззренческие вопросы человечества. Любая философия выполняет мировоззренческую функцию, но не всякое мировоззрение философично. Философия — это теоретическое ядро мировоззрения.

В структуру мировоззрения входят не только знания но и их оценка. То есть мировоззрению присуща не только информационная, но и ценностная (аксиологическая) насыщенность.

Знания входят в мировоззрение в виде убеждений. Убеждения — это та призма через которые видится действительность. Убеждения — не только интеллектуальная позиция, но и эмоциональное состояние, устойчивая психологическая установка; уверенность в правоте своих идеалов, принципов, идей, взглядов, которые подчиняют себе чувства, совесть, волю и поступки человека.

В структуру мировоззрения входят идеалы. Они могут быть как научно обоснованными, так и иллюзорными, как достижимыми, так и нереальными. Как правило, они обращены в будущее. Идеалы — основа духовной жизни личности. Наличие идеалов в мировоззрении характеризует его как опережающее отражение, как силу не только отражение действительность, но и ориентирует на ее изменение.

Мировоззрение складывается под воздействием социальных условий, воспитания и образования. Его формирование начинается с детства. Оно определяет жизненную позицию человека.

Следует подчеркнуть особо, что мировоззрение – это не только содержание, но и способ осознания действительности. Важнейший компонент мировоззрения представляет собой идеалы как решающие жизненные цели. Характер представления о мире способствует постановке определенных целей, из обобщения которых складывается общий жизненный план, формируются идеалы, которые и придают мировоззрению действенную силу. Содержание сознания превращается в мировоззрение тогда, когда оно приобретает характер убеждений, уверенности в правоте своих идей.

Мировоззрение имеет огромное практическое значение. Оно влияет на нормы поведения, на отношение к труду, к другим людям, на характер жизненных стремлений, на вкусы и интересы. Это своего рода духовная призма, через которую воспринимается и переживается все окружающее.

1.2. СТРУКТУРА МИРОВОЗЗРЕНИЯ

Структура мировоззрения включает в себя:

1)Знания — совокупность сведений об окружающем мире. Они являются исходным звеном, «клеточкой» мировоззрения. Знания бывают научными, профессиональными (военными), повседневно-практическими. Чем солиднее запас знаний у человека, тем более серьёзную опору может получить его мировоззрение. Однако в мировоззрение входят не все знания, а лишь те из них, которые нужны человеку для ориентации в мире. Если нет знаний, то нет и мировоззрения.

2)Ценности — это особое отношение людей ко всему происходящему в соответствии с их целями, потребностями, интересами, тем или иным пониманием смысла жизни. Ценности характеризуются такими понятиями, как «значимость», «полезность» или «вредность». Значимость показывает степень интенсивности нашего отношения — что-то трогает нас больше, что-то меньше, что-то оставляет нас спокойными.

Полезность показывает нашу практическую нужду в чём-то. Ею могут характеризоваться материальные и духовные ценности: одежда, кров, орудия труда, знания, умения и т.д.

Вредность — это наше негативное отношение к какому-то явлению.

3)Эмоции — это субъективная реакция человека на воздействие внутренних и внешних раздражений, проявляющихся в виде удовольствия или неудовольствия, радости, страха и т.д.

Жизнь постоянно рождает в людях сложную гамму эмоций. Среди них могут быть «мрачные» эмоции: неуверенность, бессилие, печаль, горе и т.д.

Вместе с тем, людям присущ целый спектр «светлых» эмоций: радость, счастье, гармония, удовлетворённость жизнью и др.

Мощный импульс мировоззрению дают нравственные эмоции: стыд, совесть, долг, милосердие. Ярким выражением влияния эмоций на мировоззрение служат слова знаменитого философа И. Канта: «Две вещи наполняют душу всегда новым и всё более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них, — это звёздное небо надо мной и моральный закон во мне».

4)Воля — способность к выбору цели деятельности и внутренним усилиям, необходимым для её осуществления.

Это придаёт всему составу мировоззрения особый характер, позволяет человеку своё мировоззрение претворять в жизнь.

5)Убеждения — взгляды, активно принимаемые людьми, соответствующие их жизненным интересам. Во имя убеждений люди порой рискуют жизнью и даже идут на смерть — так велика их побудительная сила.

Убеждения — это знания, соединённые с волей. Они становятся основой жизни, поведения, действия личности, общественных групп, наций, народов.

6)Вера — это степень доверия человека к содержанию имеющихся у него знаний. Диапазон человеческой веры весьма широк. Он простирается от практической очевидности до религиозных верований или даже легковерных принятий нелепых вымыслов.

7)Сомнение — критическое отношение к каким-либо знаниям или ценностям.

Сомнение — обязательный элемент самостоятельного мировоззрения. Фанатичное, безоговорочное принятие каких-либо взглядов без собственного критического осмысления называют догматизмом.

Но нельзя здесь переходить определённую меру, ибо можно впасть в другую крайность — скептицизм, или нигилизм — неверие ни во что, утрату идеалов.

Таким образом, мировоззрение — это сложное, противоречивое единство знаний, ценностей, эмоций, воли, убеждений, веры, и сомнений, позволяющее человеку ориентироваться в окружающем мире.

Ядром, основой мировоззрения являются знания. В зависимости от этого мировоззрение подразделяется на обыденное, профессиональное и научное.

1)Обыденное мировоззрение — это совокупность взглядов, основанных на здравом смысле, повседневном жизненном опыте. Это стихийно складывающееся мировоззрение охватывает самые широкие слои общества, имеет очень важное значение, оно является реально «работающим» мировоззрением многих миллионов людей. Однако научный уровень этого мировоззрения не высок.

2)Более высокой разновидностью мировоззрения является профессиональное, формирующееся под влиянием знаний и опыта людей в различных сферах деятельности и т.д. Это может быть мировоззрение учёного, писателя, политического деятеля и т.д.

Мировоззренческие идеи, возникающие в процессе научного, художественного, политического, и др. творчества, могут в определённой степени воздействовать и на мышление профессиональных философов. Яркий приме тому — огромное влияние творчество Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского на отечественную и мировую философию, но и на этом уровне человек не застрахован от ошибок.

3)Высший уровень мировоззрения — теоретическое мировоззрение, к которому принадлежит и философия. В отличие от других видов мировоззрения философия не только является творцом мировоззрения, но и профессионально занимается анализом мировоззрения, подвергает его критическому осмыслению.

Понятие структуры мировоззрения предполагает выделение его структурных уровней: элементного, концептуального и методологического.

Элементный уровень представляет собой совокупность мировоззренческих понятий, идей, взглядов, оценок, которые складываются и функционируют в обыденном сознании.

Концептуальный уровень включает различные мировоззренческие проблемы. Это могут быть различные концепции мира, пространства, времени, общественного развития человека, его деятельности или познания, будущего человечества и т.п.

Методологический уровень- высший уровень мировоззрения- включает основные понятия и принципы, составляющие ядро мировоззрения. Особенностью этих принципов является то, что они вырабатываются не просто на основе представлений и знаний, а с учетом ценностного отражения мира и человека.

Включаясь в мировоззрение знания, ценности, поведение окрашиваются эмоциями, сочетаются с волей и формируют убеждение личности. Обязательным компонентом мироощущения является вера, это может быть как рациональная, так и религиозная вера.

Итак, мировоззрение- сложное, напряженное, противоречивое единство знаний и ценностей, интеллекта и эмоций, миропонимания и мироощущения, разумного обоснования веры.

Жизненно- практическое мировоззрение неоднородно, оно складывается в зависимости от характера образования, уровня интеллектуальной, духовной культуры, национальных, религиозных традиций его носителей.

 1.3 ВИДЫ МИРОВОЗЗРЕНИЯ 

1) мифологическое,

2) религиозное

3) философское.

4) научное

5) бытовое

Исторически первым был мифологический взгляд на мир (миф — предание, сказание; логос — слово, учение, понятие, закон) продукт воображения, попытка людей объяснить мир, происхождение земли, рек, озер, тайны рождения и смерти и т. д. Психика человека требует мифа. Это основной способ понимания мира в первобытном обществе — мироощущение.

Мифологическому мировоззрению присуще неотчетливое разделение субъекта и объекта, неспособность человека выделить себя из окружающей среды. В процессе познания неизвестное постигается через известное; известно же человеку его собственное бытие и бытие рода, из которого он первоначально себя не выделяет.

Основной принцип решения мировоззренческих вопросов в мифе–генетический, то есть происхождение мира, природы объяснялось тем происхождением. Миф совмещает 2 аспекта: диахронический (рассказ о прошлом) и синхронический (объяснение настоящего и будущего). Прошлое связывалось с будущим, что обеспечивало связь поколений. Люди верили в реальность мифа, миф определял нормы поведения в обществе, систему ценностей, устанавливал гармонию между миром и человеком. Это одушевление мифа выражается в первобытных формах религии фетишизме, тотемизме, анимизме, первобытной магии. Эволюция представлений о духовных силах, лежащих в основе явлений природы, принимает классическую форму религии.

Религия (от лат. religio —восстановление связи) есть форма мировоззрения, фундаментом которого служит вера в наличие тех или иных высших сил, которые играют ведущую роль в окружающем человека мире и конкретно в судьбе каждого. На ранних этапах развития общества мифология и религия составляли единое целое. Так основными элементами религии являлось: мировоззрение(в виде древних преданий и представлений), религиозные чувства(в виде мистических опытов и переживаний) и культ в форме традиций и обрядов. Религия как мировоззрение- это вера в высшие силы, в основе любой религии лежит упорядоченные представления, базирующиеся именно на вере.

Основная функция религии–помочь человеку преодолеть трудности бытия и возвысить его до вечного. Религия придает смысл и устойчивость человеческому бытию, культивирует вечные ценности(любовь, доброта, терпимость, сострадание, дом, справедливость, связывая их со священным, сверхъестественным). Духовным началом мира, его центром, специфической точкой отсчета среди относительности и текучести мирового многообразия является Бог. Бог придает целостность и единство всему миру. Он направляет ход мировой истории и устанавливает нравственную санкцию человеческих поступков. И наконец, в лице Бога мир источник силы и помощи, дающий человеку возможность быть услышанным и понятым.

Проблема Бога, в переводе ее на язык философии, — есть проблема существования абсолюта, надмирового разумного начала, актуально-бесконечного во времени и пространстве. В христианстве, исламе и иудаизме  (в основных теистических мировых религиях) это начало не абстрактно- «безличностное» (как в философии), а личностное, выраженное в Боге.

Мифологическое и, отчасти, религиозное мировоззрение носило духовно-практический характер и было связано с сугубо практическим уровнем освоения действительности, зависимостью человека от природы. В дальнейшем, с развитием цивилизации и накоплением практических знаний о действительности, древние мыслители все чаще стали подниматься к теоретическому осмыслению мировоззренческих проблем. Результатом этого явилось создание философских систем.

Философия — это предельно обобщённое, теоретическое видение мира. Появление слова «философия» в древней Греции, тесно связана с понятием «ищущего мыслителя», «человека в поисках мудрости».

Само понятие мудрости несло в себе возвышенный смысл, мудрость понималась как глубочайшее, «окончательное постижение мира», основанное на бескорыстном служении истине.

В основе философии как деятельности, лежало представление о возможности с помощью длительных размышлений обрести  божественное свойство, а именно мудрость. Мудрость понималась не как что-то готовое, что можно выучить затвердить и использовать. Мудрость осознавалась древними философами как  поиск, требующий напряжения ума и всех духовных сил человека.

Результатом этого нового типа мышления, появилась самостоятельная область знания – философия, которая со временем все дальше отдаляется от мифологии и религии, а также выходит за рамки обыденного сознания.

Философия и религия как мировоззрение часто решают сходные задачи по объяснению мира, а также воздействия на сознание и поведение человека.

Их коренное отличие состоит в том, что религия в решении мировоззренческих задач опирается на веру, а философия есть отражение мира в теоретической, рационально проверяемой «рассудочной» форме.

1.4 ТИПЫ МИРОВОЗЗРЕНИЯ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ, СМЕШАННОСТЬ ТИПОВ МИРОВОЗЗРЕНИЯ

  1. Аскетизм (от греческого слова ἄσκησις) — «упражнение», впервые появляется в спортивной терминологии. В этику слово попадает уже из религии со значением «отказ от чего либо ради достижения высшей цели».

  1. Гедонизм (от греческого слова удовольствие) В этику данное мировоззрение в развитом виде приходит из учения древнегреческого философа Эпикура как учение, утверждающее наслаждение, удовольствие высшим благом и целью жизни.

  1. Этика долга в философию пришла благодаря работам немецкого философа Иммануила Канта, в отличие от античных философов, Кант считал, что достижение какой либо одной цели недостаточно для обретения счастья. В основе идеи долга человека, лежит суждение о том, что каждый должен относиться к другим также, как желает, что бы относились к нему. Именно отношение и необходимо в себе воспитывать и практиковать.

  1. Утилитаризм пришел в этику из работ английских философов Иеремии Бентама и Джону Стюарту Милю(от лат. utilis,e — полезный) — направление в этике (этическая теория), согласно которому моральная ценность поведения или поступка определяется его полезностью.

  1. Прагматизм от греческого слова πράγματος — «дело, действие».  Данное понятие пришло в философию из работ английского философа Джона Пирса, основной смысл, заложенный в данное понятие, это видение практической пользы от любого действия и вещи, то есть «применение» и «возможность», рассматриваются как основные критерии выбора смысла жизни.  

  1. «Оптимистичный агностицизм», это словосочетание созданное на основании учения русского философа Николая Бердяева. Бердяев в своей работе «Сомопознание», настаивает на том, что нельзя выбирать некий смысл жизни до момента абсолютной убежденности, до точки уверенности, основой которой должен стать путь самопознания.

  1. Эвдемонизм, понятие известное еще со времен греческого философа Сократа. Происхождение данного слова возвращает нас к незапамятным мифологическим временам античной религии. Именно в древней Греции зародилось представление о счастье как «исполнение подсказок» светлого духа, приставленного к каждому человеку от рождения. Эвдемонизм буквально означает «с демоном», то есть иметь «связь» и знание от некоего духовного существа.  В христианской культуре мы все знаем о представлении, об ангеле-хранителе, по содержанию повторяющему греческое представление о «демоне-хранителе». В современной этике эвдемонизм это направление, признающее критерием нравственности и основой поведения человека его стремление к достижению счастья. Согласно приверженцам эвдемонизма, наивысшим благом для человека является именно счастье, в том контексте, как каждый его понимает.

Важно запомнить, что как при анализе собственного мировоззрения, так и при попытке осмыслить мировоззрение «другой» личности, всегда, или очень часто, мы столкнемся со смешанностью вышеперечисленных типов мировоззрения.  

Раздел 2. ОСОБЕННОСТИ ФИЛОСОФСКОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ, ЕГО ОТЛИЧИЕ ОТ МИФА, РЕЛИГИИ И НАУКИ

2.1. ОСОБЕННОСТИ ФИЛОСОФСКОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ

Мировоззрение формируется не только философией, но и научными (естественными, техническими, общественными) дисциплинами, а также различными формами общественного сознания — политическим, религиозным и другими…. Однако целостный и завершенный вид ему придает только философия, которая интегрально объединяет и обобщает все мировоззренческие установки, формирующиеся в сознании человека из различных источников. Мировоззрение существует на двух уровнях:

1) чувственном как мироощущение, стихийное восприятие окружающей действительности и

2) рациональном — на уровне разума как миропонимание, логическое обоснование процессов и явлений. Мировоззрение на рациональном уровне является самым глубоким пониманием мира. Оно основывается на теоретическом обосновании законов развития объективных процессов. Но оно может осуществляться только на основе их чувственного восприятия (своего собственного или других людей), поэтому мировоззренческое понимание мира необходимо рассматривать в единстве и взаимодействии чувственного и рационального уровней.

Философское мировоззрение формировалось исторически в связи с развитием самих философских знаний. Мировоззренческие установки на до философском уровне у первобытного человека были представлены в форме мифов, преданий, сказаний и т. д. В поздний период первобытного общества возникает религия, которая со своих позиций формировала мировоззренческие установки в связи с представлениями о сотворении мира, происхождении людей и животных, жизни и смерти и т. д. И мифы, и религия не ушли в историю вместе с первобытным обществом, когда еще не было науки, а существовали лишь практические навыки и иллюзорные представления о них. Мифологическо-религиозное мировоззрение продолжало сопутствовать общественному развитию на всех его последующих этапах, но уже в качестве не единственных форм мировоззрения, а как оставшиеся от прошлого воззрения, сосуществующие наряду с философской формой.

Кроме того, философское мировоззрение как высший тип мировоззрения представляет собой рациональное объяснение мира, основанное на теоретическом и логическом анализе.

Основной же особенностью философского мировоззрения является его критичность по отношению даже к собственным исходным тезисам.

Философское мировоззрение выступает в понятийной, категориальной форме, в той или иной мере опираясь на достижения наук о природе и обществе и обладая определенной мерой логической доказательности.

Основные черты философского мировоззрения:

— концептуальная обоснованность;

— систематичность;

— универсальность;

— критичность.

В центре внимания стоит человек с его отношением к миру и отношение мира к этому человеку.

2.2. ОТЛИЧИЕ ФИЛОСОФСКОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ ОТ МИФА, РЕЛИГИИ И НАУКИ

Истоками философии явились мифология и религия , но в отличии от последних, философия в объяснении мира и человека опирается не на веру, а на мощь разума , на способность его к научному исследованию реальности, в результате чего становится основой научного мировоззрения .

В отличие от других типов мировоззрения для философии характерны доказательность, логическая обоснованность, аргументированность, системный характер знаний.

Поэтому философия, формируя целостное понимание мира, является

ядром мировоззрения, его теоретической основой.

В отличие от науки, религии и искусства, которые также формируют определенную систему мировоззрения, философское мировоззрение обладает рядом отличительных черт.

Место философии в духовной культуре общества. Специфика философского мировоззрения и философский способ решения вечных проблем человеческого бытия становятся очевидными при сравнении философии с наукой, религией и искусством.

Философия и наука. Связи между наукой и философией фундаментальны и многие крупнейшие философы были одновременно и выдающимися учеными. Достаточно вспомнить имена Пифагора и Фалеса, Декарта и Лейбница, Флоренского и Рассела. Науку и философию роднит то, что они являются сферами рациональной и доказательной духовной деятельности, ориентированными на достижение истины, которая в ее классическом понимании есть «форма согласования мысли с действительностью». Однако между ними есть по меньшей мере два серьезных различия:

1). любая наука имеет дело с фиксированной предметной областью и никогда не претендует на формулировку универсальных закономерностей бытия. Так, физика открывает законы физической реальности; химия — химической, психология — психологической. При этом законы физики весьма опосредованно связаны с психической жизнью, а законы психической жизни, в свою очередь, не работают в сфере физических взаимодействий. Философия же, в отличие от науки, выносит универсальные суждения и стремится открыть законы всего мирового целого. Более того, если какая-нибудь философская школа отказывается от такой задачи построения универсальных «миросхематик», — она должна привести универсальное обоснование своего нежелания заниматься подобными проблемами;

2). наука традиционно абстрагируется от проблемы ценностей и от вынесения ценностных суждений. Она ищет истину — то, что есть в самих вещах, не обсуждая, хорошим или плохим является то, что она нашла, и есть ли во всем этом какой-то смысл. Иными словами, наука отвечает преимущественно на вопросы «почему?» «как?» и «откуда?», но предпочитает не задаваться метафизическими вопросами типа «зачем?» и «для чего?». В отличие от науки, ценностная компонента знания неустранима из философии. Она, претендуя на решение вечных проблем бытия, ориентирована не только на поиск истины, как формы согласования мысли с бытием, но также на познание и утверждение ценностей, как форм согласования бытия с человеческой мыслью. В самом деле, имея представления о добре, мы стараемся перестроить в соответствии с ними как свое собственное поведение, так и окружающие обстоятельства жизни. Зная, что в мире есть нечто прекрасное и сформировав систему соответствующих идеальных представлений, мы творим в соответствии с ней прекрасное художественное произведение, изменяем в лучшую сторону материальную действительность или устраняем безобразные вещи.

В трактовке взаимоотношений с наукой у философии есть две тупиковых крайности. Это, с одной стороны, натурфилософия, как попытка строить универсальные картины мира без опоры на данные науки, а, с другой — позитивизм, призывающий философию отказаться от обсуждения метафизической (прежде всего ценностной) проблематики и сосредоточиться исключительно на обобщении положительных фактов науки. Прохождение между Сциллой натурфилософии и Харибдой позитивизма подразумевает постоянный творческий и «взаимообогащающий» диалог между наукой и философией: внимание конкретных наук к универсальным философским моделям и схемам объяснения и, обратно, учет философской мыслью теоретических и экспериментальных результатов, полученных в современных научных исследованиях.

Философия и религия. Как и философия, религиозное мировоззрение предлагает человеку систему ценностей — норм, идеалов и целей деятельности, в соответствии с которыми он может планировать свое поведение в мире, совершать акты оценки и самооценки. Как и философия, религия предлагает свою универсальную картину мира, в основе которой лежит акт божественного творчества. Ценностный и универсальный характер религиозного мировоззрения сближают его с философией, однако между двумя этими важнейшими сферами духовной культуры существуют принципиальные отличия. Дело в том, что религиозные идеи и ценности принимаются актом религиозной веры — сердцем, а не разумом; личным и внерациональным опытом, а не на основе рациональных аргументов, как это свойственно философии. Система религиозных ценностей носит трансцендентный, т. е. сверхчеловеческий и «сверхрациональный», характер, исходя или от Бога (как в христианстве) или от его пророков (как в иудаизме и исламе), или от святых подвижников, достигших особой небесной мудрости и святости, как это характерно для многих религиозных систем Индии. Верующий может при этом и вовсе рационально не обосновывать своего мировоззрения, в то время как процедура логического обоснования своих идей обязательна для человека, претендующего на философский характер мировоззрения.

Возможна собственно религиозная философия, как свободная от догматических церковных шор, рациональная попытка построения целостного религиозного мировоззрения. Блестящие образцы подобной философии, в частности, дала отечественная философская традиция на рубеже веков (см. В.С.Соловьев, П.А.Флоренский, Н.О.Лосский, С.Л.Франк, братья С.Н и Е.Н.Трубецкие). От религиозной философии следует отличать теологию (или богословие). Последняя в ряде своих разделов может использовать язык, методы и результаты философии, однако всегда в рамках признанных церковных авторитетов и выверенных догматических определений. Раздел философии, который занимается изучением природы религиозного опыта, его места в культуре и человеческом бытии, носит название философии религии. Ясно, что философией религии может заниматься не только верующий человек, но и философ-атеист.

Взаимоотношения между философией и религией меняются от эпохи к эпохе, от культуры к культуре, варьируясь от состояния мирного сосуществования и почти что растворения друг в друге (как в раннем буддизме) до непримиримой конфронтации, как это было свойственно Европе 18 века. В настоящее время набирает силу тенденция к диалогу между философией, религией и наукой с целью формирования синтетического мировоззрения, гармонично синтезирующего современные научные факты и теоретические обобщения с проверенными веками религиозными ценностями и фундаментальными ходами систематической философской мысли.

Философия и миф. Многое сближает миф с философией, точнее сказать миф был основой философии

Однако несмотря на всю близость, между философией и мифом все же пролегает межа. Дело в том, что язык философии — это язык философских категорий и по возможности строгих доказательств. Эмоции, апелляции к личному опыту, фантазии и воображение — здесь скорее исключение, чем правило. Но без этого-то как раз не может существовать миф. Его стихия — личностное переживание и сопереживание, исповедь и страсть, полет фантазии и эмоциональный катарсис (очищение). Конечно, и в философии могут существовать глубочайшие символы и образы, однако они — всегда лишь исходный объект для последующей рациональной интерпретации; как бы образно-смысловой «ген» для последующего разворачивания цельного философского мировоззрения.

Таким образом, философия в чем-то схожа, а в чем-то различна со всеми другими важнейшими сферами духовной культуры (или сферами духовного творчества) человека. Это обусловливает ее «центрально-связующее» положение в духовной культуре человечества, не позволяющее этой культуре распасться в дурную множественность враждующих между собой идей, ценностей и мировоззрений. Здесь мы выходим на проблему многообразных функций, которые выполняет философия в человеческом культурном бытии.

Отличие от религиозно-мифологического и обыденного типов мировоззрения?

Во-первых, происходит отход от антропоморфизма: философское мировоззрение уже не пытается переносить свойства человека и человеческих взаимоотношений на мир в целом.

Во-вторых, философское мировоззрение постепенно заменяет чувственные образы, на которых покоится миф, абстрактными понятиями, а ассоциативные связи образом мифа – логическими связями понятий.

Наконец, в третьих, философское мировоззрение излагается не как догма, которую следует принимать, не рассуждая, а как один из возможных способов понимания и объяснения мира, допускающих критику и замену лучшими способами. Это стимулирует разработку обоснования философских систем и служит основой изменения и совершенствования философского мировоззрения.

Конечно, все эти особенности философского мировоззрения формировались постепенно. Первые философские построения еще наполнены элементами мифологии. У Фалеса мир все еще полон богов. Гераклит говорит о Солнце как о живом существе, за которым присматривает богиня справедливости Дике и ее слуги Эринии. У Эмпедокла все процессы в мире обусловлены борьбой любви и ненависти. Однако постепенно все эти мифологические и антропоморфные элементы исчезают. Вода Фалеса, воздух Анаксимена, огонь Гераклита и земля Ксенофана заменяются у Парменида абстрактным понятием бытия. Если до Парменида философы лишь провозглашали свои тезисы, то Парменид впервые прибегает к логическому доказательству, которое у его ученика Зенона приобретает уже отчетливую форму доказательства от противного, опирающееся на закон исключенного третьего.

Так постепенно формировалось философское мировоззрение – философия,- включавшее в себя на первых порах и известные научные знания – математические, астрономические, медицинские. Оно было столь же целостным, как и миф, но в отличие от мифа абстрактным, рациональным и критичным.

3. ЛИТЕРАТУРА

  1. Горелов, А.А. Основы философии (спо) / А.А. Горелов, Т.А. Горелова. - М.: КноРус, 2017. ... - Рн/Д: Феникс, 2019.
  2. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2003.
  3. Шрейдер Ю.А. Лекции по этике: Учебное пособие. М., 1995
  4. Кононович Л.Г., Медведева Г.И. Философия: учебник для высших учебных заведений. – Ростов н/Д.: изд-во «Феникс», 2000
  5. Обществознание. Учебное пособие для полготовки к ЕГЭ 100 баллов. Лазебникова А.Ю., Рутковская Е.Л. и др. М.: 2019.

СХЕМЫ

СТРУКТУРА И СОСТАВЛЯЮЩИЕ ЧАСТИ МИРОВОЗЗРЕНИЯ

«САМОИДЕНТИФИКАЦИЯ» В ПРОЦЕССЕ САМОПОЗНАНИЯ

ВИДЫ МИРОВОЗЗРЕНИЯ И ОСНОВНЫЕ КРИТЕРИИ ИХ СОДЕРЖАНИЯ

ТИПЫ МИРОВОЗЗРЕНИЯ

ТЕСТ ПО ТЕМЕ «МИРОВОЗЗРЕНИЕ»

1.Установите соответствие между характеристиками и соответствующими видами мировоззрения:

ХАРАКТЕРИСТИКИ

ВИДЫ МИРОВОЗЗРЕНИЯ

А) Уподобление природного мира миру человеческому

Б) интуитивное понимание реальности

В)  рациональное осмысление мира

Г) опора на проверенные и подтверждённые истины

Д) единство (нерасчленённость) знаний и верований

1) мифологическое

2) научное

А

Б

В

Г

Д

11221

2. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда,

и запишите цифру, под которой оно указано:

1) знания 2) мировоззрение 3) ценности 4) установки 5) убеждения

3. Верны ли следующие суждения о мировоззрении?

А. Мировоззрение даёт человеку ориентиры и цели для его практической и теоретической деятельности.

Б. Мировоззрение представляет собой взгляд на какую-то отдельную сторону мира.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

4.  Назовите любые три типа мировоззрения.

1)житейское (обыденно-практическое)     2)мифологическое (религиозное)    3) научное

5. Гедонизм это…

1) Стремление к удовольствию ради высшей цели

2) Мировоззрение, согласно которому удовольствие является высшей целью и ведет к счастью

3) Мировоззрение, согласно которому исполнение долга является главным удовольствием

6. Эвдемонизм это…

1) Одержимость

2) Мировоззрение, согласно которому счастье является высшей целью жизни человека

3) Философское мировоззрение, согласно которому необходимо всегда слушать своего «Ангела Хранителя»

7.Это мировоззрение вырастает на базе мифологического и продолжать олицетворять силы природы в виде богов.

 Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что речь идёт о религиозном мировоззрении?

1) определяет общую направленность личности

2) утверждает первенство духовного начала над естественным бытием

3) обладает эмоциональной окраской

4) даёт возможность определить истинные ценности жизни и культуры

8. Обобщённая система взглядов человека на мир в целом, на своё собственное место в нём, понимание и оценка смысла своей жизни и деятельности называется:

1) мироощущением 2) миросозерцанием 3) мировоззрением 4) мышлением 

9. К признакам научного мировоззрения не относится:

1) прочная обоснованность 2) реальность содержащихся целей и идеалов

3) художественная образность 4) органическая связь с социальной и практической направленностью деятельности

10. Прочитайте текст. Вставьте слова на месте пропусков.

«Мировоззрение – это совокупность представлений, ____________(А) и взглядов на мир и место человека в этом мире. Оно определяет принципы поведения и _____________(Б) человека, формирует его идеалы, моральные нормы, политические ориентации. Мировоззрение – это основной _____________(В), мерило мыслей и поступков человека.

  В структуре мировоззрения выделяют два уровня. Конкретно-образный уровень соответствует _______ (Г). Это эмоционально-психологическая основа мировоззрения. Рациональный уровень связан с наличием у человека ___________(Д), источником которого является рассудок и разум. На этом уровне формируется ____________(Е).

Это познавательно-интеллектуальная сторона мировоззрения».

Список терминов:

1) миропонимание

2) врождённые инстинкты

3) понятийное мышление

4) чувственное постижение

5) представление

6) критерий

7) оценка

8) суждение

9) деятельность

А

Б

В

Г

Д

Е

796431


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое пособие и задания для домашней контрольной работы по учебной дисциплине "Математика" для студентов заочного отделения специальности 080110 «Экономика и бухгалтерский учёт».

Данное методическое пособие содержит примерный тематический план учебной дисциплины, общие рекомендации по выполнению контрольной работы, краткие теоретические сведения, необходимые для выполнения кон...

Microsoft Publisher 2003 учебное пособие по выполнению практических работ по учебной практике для студентов дневного отделения

Цель учебного пособия Microsoft Publisher 2003 – формировать умение работать с программой Microsoft Publisher 2003.Содержит необходимую информацию для выполнения практических заданий студе...

УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ Учебное пособие для студентов среднего профессионального образования по профессиям: 120703 «Информационное обеспечение градостроительной деятельности», 270802 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений»

Данное учебное пособие составлено в соответствии с Государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по профессиям: 120703 «Информационное обеспечение градостроительной...

Электронное учебное пособие для студентов специальности "Теплоснабжение и теплотехническое оборудование"

Электронное учебное пособие  представляет значительно более широкие возможности, как для обучения в рамках существующих программ, так и для развития и оптимизации учебного процесса. При работе с ...

учебное пособие по итоговой государственной аттестации студентов специальности 140448 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)

Данное пособие предназначено для обучающихся по специальности 140448 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям) и окажет помощь при выполн...

Учебно-методическое пособие "Рекомендации для студентов медицинского колледжа по написанию учебной истории болезни ребёнка".

Методические рекомендации "Написание учебной истории болезни ребёнка" имеют своей целью обучение студентов медицинского колледжа ведению медицинской документации в условиях практического здравоохранен...

БАСКЕТБОЛ. Организация и проведение учебно-тренировочных занятий со студентами (учебно-методическое пособие)

Учебное пособие предназначено для преподавателей и специалистов в области физической культуры и спорта. В учебном пособии представлены: история развития баскетбола, правила игры в баскетбол, перечень ...