Каргопольская игрушка
презентация к уроку

Трофимова Виктория Александровна

Контрольная работа + презентация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kargopolskaya_igrushka.pptx1.11 МБ
Файл istoriya_kargopolskoy_igrushki.docx29.32 КБ
Файл kargopolskie_igrushki.docx14.11 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Каргопольская игрушка Выполнила студентка НФ МГОУ 4 курс НО Трофимова Виктория

Слайд 2

История возникновения Из глины гончары лепят горшки и другую посуду. А коли останется приготовленная глина от горшков и мисок, так лепят из неё игрушки – фигурки баб, домашних и лесных животных, петушков, уточек, свистульки и гримелки разные.

Слайд 3

Глиняные каргопольские игрушки представляют собой фигурки в виде собак, медведей, сказочных героев, приземистых мужиков с бородами-лопатами, баб с новорождёнными малышами, птиц и других живых существ. Несмотря на такое широкое разнообразие форм, старинная каргопольская глиняная игрушка не обладала яркой расцветкой, ведь в качестве красок использовали мел, сажу и цветную глину.

Слайд 4

Мастера Каргопольской игрушки В 1930 гг. изготовлением игрушек занималось лишь несколько мастеров. В 1950 гг. остался лишь один мастер, и им была легендарная мастерица Ульяна Ивановна Бабкина (1889 – 1977 гг.).

Слайд 5

Особенности Каргопольской игрушки Одеты игрушки, как правило, в нарядные народные костюмы.

Слайд 6

Сарафаны на крестьянках пышные. В руках женщины держат детей, блюда с яствами или птиц.

Слайд 7

Условно все сюжеты игрушек можно поделить на несколько категорий: к первой категории относятся такие типы, как Берегиня – женщина, которая в руках держит голубей, а также лошади, Полкан и другие животные. ко второй категории относятся сюжетные изделия, которые демонстрируют сцены из деревенского быта.

Слайд 8

Орнамент Каргопольской игрушки Элементы орнамента – круги с пятнами другого цвета или крестами внутри, «ёлочки», «гребёнки» – сходны с орнаментами на глиняных черепках каргопольской культуры четырёх тысячелетней давности.

Слайд 9

Символика Каргопольской игрушки Берегиня – знак Земли. Слепленная из глины баба с головой, увенчанной «солнцем», воздетыми к небу руками и сидящими в них птицами, которые символизируют моление «матери сырой земли» о вешних лучах солнца, о свете и тепле, так необходимых для её плодородия.

Слайд 10

Медведь – знак Плодородия. У славянских народов «медведко» считается подателем плодородия земли.

Слайд 11

Олень. Лось. Баран – знаки Неба С ними было связано представление о довольстве и благе, а само слово «рогато» значило на севере жить в изобилии и богатстве.

Слайд 12

Полкан – знак Солнца Полкан в каргопольской игрушке – это образ неодолимо могучего богатыря. Очень редко лепили Полкана удалым и молодцеватым, обычно он статный «стар матёр человек».

Слайд 13

«Тяни-толкай»: свет и тьма Всадник на тяни-толкае , олицетворяющий собой постоянную борьбу между светлой и тёмной сторонами человеческой души. Сидящего между чёрным и белым конём всадника стараются перетянуть на свою сторону светлые и тёмные силы.

Слайд 14

Изготовление Каргопольской игрушки Фигурка лепится из одного куска глины, налепных деталей немного. Детали обозначаются острой палочкой. Игрушку лепят частями: торс с головой, юбку-колокол, руки, головной убор. Торс соединяли с юбкой, две руки-колбаски сдавливали, сгибали калачиком, и присоединяли к торсу. В последнюю очередь надевают головной убор – шляпу или кокошник.

Слайд 15

Для обжига игрушку ставят на ночь в протопленную печь, поближе к углям, где температура достигает 800 – 900 градусов Цельсия. Расписывают игрушку неяркими, блеклыми красками.

Слайд 16

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБЛАСТНОЙ УНИВЕРСИТЕТ (МГОУ)

Факультет психологии

Кафедра начального образования

Контрольная работа по методике преподавания изобразительного искусства на тему: «Каргопольская игрушка»

Трофимовой Виктории Александровны

по направлению подготовки  44.03.01 – «Педагогическое образование»

профиль – Начальное образование

Москва

2016

ИСТОРИЯ КАРГОПОЛЬСКОЙ ИГРУШКИ

История возникновения каргопольской игрушки уходит корнями в историю гончарного промысла Архангельской области, в которой гончары Каргопольского уезда  из местной красной глины изготавливали различные предметы обихода. Мастера из окрестных деревень Печникова, Гринева, Токарева в свободное от полевых работ время крутили всякую посуду: горшки с кровлей, кринки и миски-латки, рукомои и роговики для топлёного масла. Гончары работали в небольших избах – «зимниках», где и жили. Крутили-приговаривали: «Не боги обжигают горшки, а мужики». Но работали не только мужики крестьянские, работали и бабы и дети 8– 9 лет, которые добывали и готовили глину к работе. Сначала глину просушивали в печи, затем её толкли, заливали кипятком и выдерживали около двух дней, мешая лопаткой. 
После этого её мяли на полу голыми ногами, выбирая попавшиеся камешки и прочий сор, пока глина не становилась тягучей. Тогда глину резали на полосы и с помощью ручного гончарного круга лепили горшки и другую посуду. 
А коли останется приготовленная глина от горшков и мисок, так лепят из неё игрушки  – фигурки баб, домашних и лесных животных, петушков, уточек, свистульки и гримелки разные. Уложат потом посуду в солому на сани-розвальни или на телегу, так и везут на ярмарку в город. По пути и в деревнях хозяйки прознают про товар, выменяют кринку на меру жита или пшеницы. Сколько в посудину войдёт, такова и цена. 
Гончарный ряд на каргопольской ярмарке располагался посреди площади, под самой соборной колокольней. Его можно было узнать без ошибки по переливчатому свисту незатейливых глиняных утушек, что служили мастерам и как превосходная реклама. Какой ребёнок не притянет к прилавку родителя: 

«Купи, тятя, коня!» 


После того, как гончарное производство постепенно сошло на нет, и стало невостребованным в связи с появлением новых материалов и технологий,  перестали изготавливать и игрушки. Хотя остались гончарные мастера, которые все же  продолжали их лепить и передавали свое мастерство из поколения в поколение. Так на протяжении всей истории каргопольской игрушки становятся известны имена гончаров и целые семейные династии, которые славились изготовлением игрушек и продолжали сохранять традиции.

МАСТЕРА КАРГОПОЛЬСКОЙ ИГРУШКИ

У.И. Бабкина: сохранила и передала промысел

В 1930 гг. изготовлением игрушек занималось лишь несколько мастеров. А в 1950 гг. и вовсе остался лишь один мастер, и им была легендарная мастерица Ульяна Ивановна Бабкина (1889 – 1977 гг.).
Ульяна Ивановна Бабкина  род. в 1888 г. Жила в покинутой всеми деревне Гринево, расположенной в 17 км. от Каргополя.
Лепить игрушки стала с пятнадцати лет. В семье все занимались гончарством: и отец и сёстры её в былое время тоже лепили к базару всякую глиняную мелочь. На игрушки шла местная красная глина. Обжигала свои игрушки Ульяна Ивановна «по-домашнему»: после того, как 2 – 3 дня слепленные игрушки сохли, укладывала их в русскую печь вокруг поленьев. Когда дрова прогорят, то  засыпала игрушки углями и держала так, пока не прокалятся.
Старые каргопольские игрушки отличались  архаичностью, наивной условностью лепки, раскраской в 2 – 3 цвета. Это, в основном, одиночные фигурки, сделанные из одного куска глины с минимальным количеством налепных деталей. Формы упрощены предельно, но именно в лепке заключена выразительность каргопольских игрушек. 
Игрушки, как и посуду, «обваривали»: разводили в корыте болтушку из овсяной или гороховой муки и окунали туда раскалённое изделие. Запекшаяся мука оставляла чёрный, словно кружевной, рисунок.
Более дорогие горшки и игрушки покрывали свинцовой поливой: пережжённый свинец растирали в «мучку», обожжённые горшки обмазывали дегтем и посыпали этой «мучкой». После второго обжига получалась красивая блестящая поверхность.
Любимые темы Бабкиной: баран, медведко, баба, мужик в лодке, утушка, собака.  Размер игрушек невелик – сантиметров восемь – девять. Раскраска (из-за нехватки красок) самая простая – кирпично-красным, зелёным, чёрным.
Позже, когда мастерица стала широко известна любителям народного искусства,  ей стали присылать разные краски. Игрушки стали ярче. Но орнамент их не изменился. Элементы орнамента – круги с пятнами другого цвета или крестами внутри, «ёлочки», «гребёнки» – сходны с орнаментами на глиняных черепках каргопольской культуры четырех тысячелетней давности.
Ульяна Ивановна любила изображать сцены деревенских будней: всадники («вершники»), охотник с собакой, кузнец. Крестьянок она лепила то с ребёнком, то с птицей, то с блюдом, полным пирогов. Делала также свистульки. Свистульки существовали на русской земле с языческих времен. Свистом наши предки отгоняли «нечистую силу». Позже свистульки превратились в детскую игрушку. Отголоски деревенских верований сохранились в форме свистулек Ульяны Бабкиной. Наряду с утушками она лепила и птицу с женской головой – птицу Сирин. Лепка простейшая: лапы и хвост обозначены тремя выступами, голова человеческая с рельефным носом и глазами-дырочками. На голове – крестьянский кокошник. 

ОСОБЕННОСТИ КАРГОПОЛЬСКОЙ ИГРУШКИ

Бросается в глаза  сходство каргопольской игрушки  с подмосковными богородскими деревянными игрушками и особенно с излюбленными для богородцев очеловеченными медведями. Отчётливы и различия. Несомненно, своеобразие каргопольских глиняных фигурок и в подходе к теме и, особенно, в раскраске и орнаменте. Возьмем, например, барынь. У «дымок» барыня либо с зонтиком, либо с собакой. Если женская фигура  вместе  с ребёнком, то это уже не барыня, а «кормилка»,  она несёт не своё, а «господское дитё». 
Символична здесь каждая деталь, а потому пластика отмечает лишь самое главное. Руки у баб выполнены схематично. Кисти рук  детально  не проработаны и даже не подчёркнуты орнаментально, их украшают лишь несколько поперечных мазков, и часто окрашены  зелёным или буро-красным цветом. Лицо редко прорабатывается, черты является условным отображением физиономии человека. Часто обнажена грудь, или сквозь одежду намечены ярко-красные соски. На шее у баб нарисованы «цепи» или мониста с подвесками подобие лучей. В убранстве юбки подчёркнут передник, плотно забитый орнаментом. 
Одеты игрушки, как правило, в нарядные народные костюмы. Сарафаны на крестьянках пышные. В руках женщины держат детей, блюда с яствами или птиц. Птицы всегда считались в народе предвестницами тепла и весны. Своим громким щебетом они «прогоняли» с земли силы тьмы, несли свет, радость и счастье. И именно поэтому большинство глиняных русских игрушек, в свое время тесно связанные с весенними обрядами, воспроизводило изображения птиц и делалось со свистком «голосом». 
Каргопольская игрушка отличается от игрушки любой из областей России и образным строем, и кругом сюжетов, и эмоциональным фоном. Она совершенно чужда городского влияния в отличие, например, от дымковской. Игрушки каргопольских мастеров в большинстве своём  –  одиночные фигурки, иногда два – три персонажа, связанные единым сюжетом, каким-то несложным действием. Обычно изображение строится фронтально, причём, поверхность скульптуры более насыщена орнаментом спереди, в расчёте на рассматривание игрушки в фас. Они прекрасны уже и до того, как мастер распишет глиняные фигурки. Именно в лепке, прежде всего, лежит секрет выразительности каргопольской игрушки. 

ОРНАМЕНТ КАРГОПОЛЬСКОЙ ИГРУШКИ

Орнамент  каргопольской игрушки практически  не изменился. Элементы орнамента – круги с пятнами другого цвета или крестами внутри, «ёлочки», «гребёнки» – сходны с орнаментами на глиняных черепках каргопольской культуры четырёх тысячелетней давности. Символичной была каждая деталь. Запечатлённый в игрушке образ – отголосок древних представлений о небесном огне, дающем плодородие земле. Изображённое на переднике «бабы» огненно-красное солнце словно согревает распаханное поле с зёрнами яровых посевов.
Раньше мастера подмешивали пигмент в мел, поэтому цвет каргопольской игрушки разбавлен белилами, приглушён. По подолу платьев, забеленных известкой, глиняных каргопольских «баб» изображают круги, символизирующие солнце, или геометрические узоры, напоминающие полосы вспаханной нивы. Эта древняя символика, связанная с культом плодородия. Предпочтительны розовые, зелёные, сиренево-синие, жёлто-оранжевые краски неярких оттенков. На нём нехитрый узор: полоски, волнистые линии, точки, кресты, штрихи. Этот узор очень древний, и каждый знак имеет определённый смысл, который сейчас многими забыт, а мастера рисуют его так, как изображали когда-то предки. Например –  крест  символ солнца, означает землю, засеянное поле, –  ростки, изображение растительности. Волнистая линия изображает речку, воду, влагу, которой надо напоить растения.
Орнамент каргопольской игрушки простой, стилизованный, напоминающий северную вышивку. В цветовой гамме глиняной игрушки Каргополя преобладают белый, зелёный, голубой, красный, чёрные цвета. Белый цвет в древности понимался как «сияющий белизной» и сравнивался со светом, но не отражённым, а излучаемым изнутри. Красный, «жаркий» цвет символизировал не только солнце, но и небесный огонь: солнце есть круг, наполненный огнём, пристрастие к сочетанию блеклого охристо-жёлтого и серого тонов, иногда он применяет розовый и совсем редко зелёный. 
Магическое содержание знаков-символов со временем утратилось и глиняные игрушки превратились в обычную глиняную забаву – «бобки». 
Появились новые бытовые мотивы. Фигурка, олицетворяющая прежде женское божество с крестами и кругами-солнцами, уподобилась простой крестьянке и держала в руках младенца, хозяйственную сумку или корзину. В росписи возникли детали праздничного народного костюма. Расписывают игрушку неяркими, блёклыми красками. 

СИМВОЛИКА КАРГОПОЛЬСКОЙ ИГРУШКИ

Берегиня – знак Земли

Появление игрушки в языческие дохристианские времена даёт основание видеть в ней отголоски древних представлений и практически ныне не сохранившейся рунической культуры, существовашей ещё за 6 – 7 тысяч лет до Кирилла и Мефодия.
Образы традиционной Каргопольской игрушки наполнены скрытым смыслом: «Берегиня» – знак Земли. Образ женщины с обнажённой грудью связан с важнейшей обрядовой темой, слитой с образами животворящих сил «матери-сырой земли» и солнца.
Земля для крестьянина была словно живое существо. Она «засыпала» на зиму и «присыпалась» от горячих лучей солнца. Пила воду и родила урожай, нежно, по-матерински заботилась о людях: кормила, поила и одевала их, сохраняла от бед. И в глазах народа была она чистой и светлой. Поэтому фигурки глиняных каргопольских баб закрашивались белой краской.
Слепленная из глины баба с головой, увенчанной «солнцем», воздетыми к небу руками и сидящими в них птицами, которые символизируют моление «матери сырой земли» о вешних лучах солнца, о свете и тепле, так необходимых для её плодородия. Птицы издавна считались в народе предвестницами тепла и весны. Своим громким щебетом они «прогоняли» с земли силы тьмы, несли свет, радость и счастье.

Медведь – знак Плодородия

Медведь» – знак Плодородия. У славянских народов «медведко» считается подателем плодородия земли. Существовало поверье о связи медвежьего культа с плодородием женщины. После венца молодых встречали в медвежьей шкуре и желали им счастья, богатства и деторождения. Медведь у большинства гончаров – добрый «хозяюшко леса». Он выходит на встречу к людям, полным пирогов. Балагур, весело играет на гармошке. Иногда изображали медведя с птицей в лапах, и украшали большим крестом. Этот образ был, возможно, отголоском каких-то далёких воспоминаний о связи медведя с культом огня и солнца. Медведи нередко задирали кормилиц-коров, вытаптывали крестьянские посевы – всё это не могло не отразиться на деревенской игрушке, питавшейся особенно в последнее время, впечатлениями современной мастеру деревенской жизни. Так нашли здесь место и сцены борьбы мужика с медведем.

Олень. Лось. Баран – знаки Неба

«Олень. Лось. Баран» – знаки неба. Об олене сложены былины, песни и предания, где рассказывалось, что копыта у него серебряные, а рога «красна-золота» и освещал он ими всё вокруг. Шерсть оленя бурая (коричнево-красная), почему, в частности, он и был одним из древних образов солнца. И, возможно, в память об этом каргопольским глиняным оленям, лосям и баранам ставили на боках большие буро-красные круги, (либо золотили), которые символизировали бесконечный бег солнца. С ними было связано представление о довольстве и благе, а само слово «рогато» значило на севере жить в изобилии и богатстве. То же сулил людям и образ барана-солнца, потому-то, верно, и сложенный в снопы урожай овса – одной из плодородных в Каргополе культур – называли «бараном».

Полкан – знак Солнца

«Полкан» – знак Солнца. Полкан, огромный и добрый богатырь, защитник людей от сил зла. Он наполовину бравый генерал: грудь у него крепкая, лицо круглое с большой окладистой бородой, а туловище-как у коня, и на ногах копыта. На груди Полкана–лучистое солнышко.
Жило в народе представление о солнце в виде красного юноши, оттого и в русских сказках всадник на белом или рыжем коне символизировал день и солнце. Бородатый Полкан с лучистым солнцем на груди яркий образ Ярилы–бога Солнца.
В те далёкие времена любого рослого мужика могли назвать Полканом. Для того чтобы земля дала обильный урожай, перед посевной выбирали в деревне «богатыря-Полкана», тормошили и «роняли» его на землю, пели обрядовые песни.
Таким же крепким, полным сил и здоровья выбирали и засевальщика. За день до посева он парился в бане, ведь потом мыться ему уже нельзя, иначе в колосьях будет «бель» – пустота.
В ночь перед севом и в продолжение всей работы он не должен был спать с женой. Проснувшись, надевал на себя всё чистое, чтобы и всходы были чисты, скидывал штаны и в одной длинной, до колен, рубахе приступал к работе.
Человек здесь–образ большого мира, и его поведение оказывают прямое воздействие на природу, на плодородие земли.
Полкан в каргопольской игрушке – это образ неодолимо могучего богатыря. Очень редко лепили Полкана удалым и молодцеватым, обычно он статный «стар матёр человек».

«Тяни-толкай»: свет и тьма

«Тяни-толкай». Фигурка тяни-толкая состоит из двух коней – чёрного и белого. Конь (комонь, клюся, тарпан) – одно из самых почитаемых у славян животных. Белые и рыжие кони считались посланниками тепла, солнечного света и всякого блага. Если светлый конь олицетворяет собой радость солнечного света, то конь чёрный несёт саму Смерть. Всадник на коне – символ сам по себе многогранный, а тем более всадник на тяни-толкае, олицетворяющий собой постоянную борьбу между светлой и тёмной сторонами человеческой души. Сидящего между чёрным и белым конём всадника стараются перетянуть на свою сторону светлые и тёмные силы. Интересно положение всадника – на одних фигурках он ещё держится руками за обоих коней, как бы ни определившись в своей судьбе.  А на других он уже прильнул к светлому коню.

ИЗГОТОВЛЕНИЕ КАРГОПОЛЬСКОЙ ИГРУШКИ

Современные мастера используют при росписи темперу или гуашь на клею, но орнамент по традиции остаётся прежним – простой, стилизованный, напоминающий северную вышивку. Подготовка глины, технология изготовления каргопольских игрушек такая же, как и везде.
Каждый мастер выбирает свой способ приготовления глины: кто-то сначала подсушивает кусочки глины, затем толчёт ее до состояния порошка, затем замачивает и замешивает, словно тесто. Кто-то, наоборот, сначала её заливает водой, перемешивает. Весь мусор –  камешки, травинки – осядет на дно, тогда жидкую глиняную массу сливают и дают отстояться ещё. Можно её затем пропустить через сито и дать подсохнуть, тогда лишняя влага испарится. Глина готова для лепки, если хорошо отстаёт от рук. Рука мастера служит своеобразным мерилом, эталоном пропорций – средний размер игрушки не превышает длины кисти руки. Вот почему игрушки получаются ровными, одинаковыми.
Но именно в лепке, прежде всего, лежит секрет выразительности каргопольской игрушки. Игрушка делается с помощью приёма вытягивания из целого куска глины без налепов. Детали обозначаются острой палочкой.
Игрушке, несмотря на небольшие размеры, свойственна монументальность. Фигурка лепится из одного куска глины, налепных деталей немного. Для каргопольских игрушек характерна очень условная, обобщённая передача образа. Формы предельно упрощены. Окраска у большинства фигурок строгая – белая, чёрная, да редкие мазки киновари. Простота, даже примитивность выразительных средств, выступает в игрушке не в отрицательном качестве. У лучших народных мастеров в этом и состоит особенность творческого метода – умение выразить существо с помощью нескольких важных и точных деталей. Иногда степень обобщения доведена до предела: сани сливаются в одно целое так, что получаются сани с головой коня. 
Первоначально игрушки, как и посуда, были «обварными». После обжига раскалённое изделие погружается в «болтушку» – густой мучной раствор. Пригоревшая мука оставляет на светлой поверхности сосуда или игрушки чёрный кружевной узор. Украшенные процарапанным архаичным орнаментом, своей безыскусностью такие игрушки напоминают скорее произведения художников каменного века. Изготавливаются и более дорогие поливные посуда и игрушки, покрытые глазурью.
Расписывают игрушку неяркими, блеклыми красками. Цвет соответствует крестьянскому костюму в реальной обстановке, который избегал ярких красок. Раньше мастера подмешивали пигмент в мел, поэтому цвет каргопольской игрушки разбавлен белилами, приглушён. Предпочтительны розовые, зелёные, сиренево-синие, жёлто-оранжевые краски неярких оттенков.



Предварительный просмотр:

Каргопольские игрушки. Их так называют, потому что мастерят их в далёком северном городе Каргополе Архангельской области.

Давным-давно, из местной красной глины в Каргополе начали делать посуду, а из остатков глины стали делать игрушки. С давних времен жители этого города и ближайших окрестных деревень летом держали скот, занимались земледелием, выращивали хлеб, а осенью, зимой и весной делали глиняную посуду, а так как жили крестьяне очень бедно, то своим детям они мастерили игрушки из остатков глины.

Изготавливали их особым – «обварным» способом:

  1. лепили фигурку;
  2. обжигали;
  3. погружали в густой мучной раствор – болтушку. Мука пригорала и оставляла на светлой игрушке чёрный кружевной узор. 

Каргопольские игрушки были очень простые.

Современные каргопольские игрушки сохранили те, простые формы, но стали более изящные. В них чётко прорисованы детали. Основные цвета росписи: чёрный, красный, жёлтый, бледно-зелёный, синий. Основной узор – это крупные круги и овалы с обводкой другим цветом, так же используются точки, линии, разноцветные чёрточки.

Основные виды каргопольской игрушки - это люди, животные (кони, медведи, олени, сказочные герои.

Самая популярная каргопольская игрушка – это Полкан – получеловек-полуконь.

Каргопольские игрушки не спутаешь ни с какими другими. Размером они с ладонь, но если на них долго смотреть, то они кажутся огромными великанами.

  * * *

Велика Россия наша
И талантлив наш народ
О Руси родной умельцах
На весь мир молва идёт. 

Каргопольская игрушка
Ей не налюбуешься
И в Париже и в Нью-Йорке
Наш Полкан красуется.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игрушки из ниток

Игрушки Гномик и Девочка  из ниток и пуговицЦель:- научиться изготавливать поделки из бросового материала;- развивать творческое конструкторское  мышление...

Игрушки - марионетки

Работа с бросовым материалом позволяет развивать  абстрактное мышление, фантазию, воображение, используя ненужные клубки ниток можно создать игрушки - марионетки. Данный вид работы может быть инт...

Игрушки из помпонов

данный материал научит работать с бросовым материалом и создавать интересные поделки...

Конкурсный проект "ПРАВОСЛАВНАЯ ИГРУШКА"

«Православная инициатива 2012»Образование и воспитание Творческий проект «Православная игрушка»Над созданием проекта работали: заместитель директора МБОУСОШ №2 Е. Н. Пономарева, педагог дополнит...

ПЛАН – КОНСПЕКТ Мастер - класс «Каргопольская ярмарка»

Познакомить детей с ТМНР с историей, образами и особенностями лепки каргопольской глиняной игрушки....

Мастер-класс "Изготовление каргопольской куклы"

Мастер-класс "Изготовление каргопольской куклы"...