ПЛАН – КОНСПЕКТ Мастер - класс «Каргопольская ярмарка»
методическая разработка

Колупаева Анжела Станиславовна

Познакомить детей с ТМНР с историей, образами и особенностями лепки каргопольской глиняной игрушки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mk_kargopolskaya_igrushka_kolupaeva.docx25.16 КБ

Предварительный просмотр:

Федеральное государственное бюджетное учреждение

«Сергиево-Посадский дом-интернат слепоглухих для детей и молодых инвалидов»

Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации

ПЛАН – КОНСПЕКТ

Мастер - класс «Каргопольская ярмарка»

Объединение «Керамическая мастерская»

возраст обучающихся 10-18 лет

Педагог дополнительного образования

Колупаева Анжела Станиславовна

2018 год

Тема: Каргопольская ярмарка

Место проведения: ФГБУ «Сергиево-Посадский дом-интернат слепоглухих для детей и молодых инвалидов» Минтруда и соцзащиты РФ, ул. Пограничная 20.

Цель:

  1. Познакомить с историей, образами и особенностями лепки каргопольской глиняной игрушки.

Задачи.

  1. Воспитывать любовь и интерес к традиционной русской культуре, своей Родине и ее истории.
  2. Формировать навыки работы с глиной.
  3. Развивать творческую и познавательную активность, художественную фантазию и вкус.

Сценарий занятия посвящен замечательному мастерству и искусству народа России, он поможет лучше понять культуру народов нашей страны.

Оборудование и материалы:

  1. Для учащихся:
  • Фартук;
  • Коврик для лепки;
  • Ткань;
  • Глина;
  • Стеки.
  1. Для учителя:
  • Глиняные Каргопольские игрушки;
  • Плакаты «Каргопольская игрушка»;
  • Таблички.

Словарь:

Лошадь, крестьянин, крестьянка, охотник, Полкан, олень, Тяни-толкай, тройка, Кадриль, лапти, мужик, баба, лодка, Каргопольская игрушка, город Каргополь, гончар, мастер, горшок, миска, кринка, ярмарка.

План занятия:

  1. Организационный момент.
  2. Беседа об истории, отличительных особенностях Каргопольской игрушки
  3. Практическая часть. Поэтапная демонстрация последовательности лепки игрушки.
  4. Заключительная часть. Подведение итогов.

Ход мастер-класса

  1. Этап. Организационный момент.

Мастерская оформлена для проведения мероприятия «Каргопольская ярмарка». Рабочие места подготовлены для работы детей в «Художественных мастерских»:

1-я группа – мастера по лепке фигурок животных;

2-я группа – мастера по лепке фигурок крестьян;

3-я группа – мастера по лепке медведя и Полкана.

На доске висят таблицы с изображением каргопольской игрушки и используемый словарь: Каргопольская ярмарка, крестьянин, крестьянка, рыбак, Полкан, тяни-толкай, лапти, птичница. На подиуме стоит русская гончарная посуда.

Дети заходят в мастерскую, подходят к учителю, здороваются.

Учитель: Здравствуйте, заходите, пожалуйста, надевайте фартуки. Сегодня у меня много работы. Скоро будет ярмарка, а игрушек мало! Помогите мне! Мы вместе быстро слепим много игрушек.

Педагоги: Мы пришли помочь. Верно, ребята? (дети отвечают) Будем лепить.

Дети делятся на 3 группы и занимают свои рабочие места.

  1. Этап. Беседа об истории, отличительных особенностях Каргопольской игрушки

Учитель: Далеко, на севере, в старом русском городе Каргополе Архангельской области живёт много гончаров. Летом каргопольские гончары работали в поле, а зимой лепят посуду: горшки, миски, кринки. Лепить посуду гончарам помогали и женщины, и дети.

Учитель демонстрирует русскую посуду.

Учитель: Посуду возили продавать на Ярмарку в город Архангельск. Детям из глины лепили игрушки. Игрушки делали разные: свистульки, фигурки, лепили то, что видели.

Учитель показывает плакаты «Каргопольская игрушка», каргопольские игрушки. Обращает внимание на особенности изображения каргопольской игрушки.

  • Вот крестьянин с бородой. Он много работал и сел отдохнуть. Вот рыбак в лодке. Вот охотник в лесу. Людей лепят крепкими и сильными. У мужчин лепят бороду.
  • Вот каргопольская крестьянка встречает гостей с хлебом и солью. Эта крестьянка стирает бельё. Все крестьянки работают.
  • Лепят и праздники. Вот «кадриль» - крестьяне танцуют, этот крестьянин играет на гармошке.
  • Есть игрушки из сказки. Каргопольские мастера лепят разных животных. Вот Полкан-богатырь, медведь с гармошкой, птица Сирин, тяни-толкай.

Физическая разминка.

Мы топаем ногами,

Мы хлопаем руками,

Киваем головой.

Мы руки поднимаем,

Мы руки опускаем,

Мы кружимся потом.

Мы топаем ногами: топ, топ, топ.

Мы хлопаем руками: хлоп, хлоп, хлоп.

Мы руки разведем,

И побежим кругом.

  1. Этап. Практическая часть. Поэтапная демонстрация последовательности лепки игрушки.

Учитель: Сейчас мы будем лепить каргопольские игрушки.

На столе размещены технологические карты поэтапной лепки каргопольской игрушки. В процессе лепки учитель предоставляет детям полную творческую свободу, оказывая индивидуальную помощь. Можно включить негромкую народную музыку.

  1. Этап. Заключительная часть. Подведение итогов.

В конце занятия устраивается выставка. Учитель хвалит каждого ученика, отмечает в игрушке то, что лучше всего удалось.

Учитель: Спасибо ребята. Много игрушек налепили! Все игрушки разные и красивые. Молодцы!