План-конспект мастер- класса по МДК "Швейное дело"
план-конспект занятия

Иванова Марина Владимировна

План-конспект мастер- класса по МДК "Швейное дело" в ПМ 05 "выполнение работ по профессии портного" раздел МДК "Ручные работы" Тема урока " Использование мережки в русском народном традиционном костюме"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskie_rekomendatsii_k_mk.doc84 КБ

Предварительный просмотр:

Комитет по образованию

ГБОУ СПО Российский Колледж Традиционной Культуры Санкт-Петербурга

Ресурсный центр

ПЛАН-КОНСПЕКТ МАСТЕР-КЛАССА

Преподавателя Ивановой Марины Владимировны

Специальность:     29.02.04  «Конструирование, моделирование и технология швейных изделий»  

по МДК «Швейное дело» в ПМ. 05. «Выполнение работ по профессии портного»

Группа:     3-219 К                  Курс, семестр:     2 курс, 3 семестр

Методическая тема: «Использование технологии личностно-ориентированного обучения»

Раздел МДК № 1.3. «Ручные работы»

Тема урока: «Использование мережки в русском народном традиционном костюме»

Тип уроку: изучение нового материала, формирование умений и навыков

Вид урока: практическое занятие

Цели:

1) Образовательная:

- организовать деятельность студентов по изучению нового материала;

- содействовать развитию умений осуществлять самоконтроль, самооценку и взаимокоррекцию профессиональной деятельности;

- организовать деятельность студентов по самостоятельному применяю знаний в моделируемой ситуации

- способствовать развитию у студентов навыков художественно-декоративного оформления народного костюма с использованием вида вышивки – мережки, умению оценивать качество выполненной работы.

2) Развивающая:

- способствовать развитию у студентов принятия самостоятельных решений при выборе материалов для декорирования, интереса к выбранной специальности, мотивации к получению новых знаний и умений;

- помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость изучаемого материала;

3) Воспитательная:

- способствовать воспитанию у студентов творческого отношения к будущей профессии, художественно-эстетического вкуса, самоорганизации, ответственности, аккуратности, коммуникативной культуры;

- способствовать развитию личностно-смыслового отношения к получаемой специальности;

                                                             

Задачи:

1) Выполнение декорирования с использованием вышивки – мережки.

2) Обобщение и систематизация новых знаний и умений.

3) Использование метода работы в малых группах.

4) Создание условий для включения приглашенных преподавателей в активную деятельность.

Методы обучения:

1. По источнику знания:

- наглядные (компьютерная презентация);

- словесные (комментирование, дополнение);

- практические (приобретение новых умений и навыков в декорировании с использованием вышивки – мережки).

2. По виду деятельности:

- репродуктивные;

- частично-поисковые.

Материально-техническое оснащение урока:

- столы, стулья, мультимедиа проектор, компьютер                                                                                                                                                                                                                                                  

 Инструменты и приспособления:

- булавки, иглы швейные, нитки, ножницы, мел портновский

- детали кроя, материалы для вышивки

Дидактическое оснащение занятия:

- методические рекомендации  к практическому занятию;

- инструкционные карты.

                               

                             СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ МАСТЕР-КЛАССА

Этапы урока

Время в мин.

Цель этапа

Приемы, методы обучения

Что делает преподаватель

Что делают

 студенты

Что делают приглашенные

Организацион-ный

5 мин.

Настроить студентов на деловой ритм.

Получение мотивации на углубление знаний по теме мастер-класса.

Методы обучения:

- словесный

 

- Приветствует студентов,  

- принимает раппорт у старосты,

- объявляет тему мастер-класса,

- тему изучаемого раздела МДК,

- объявляет цель проведения  мастер-класса.

- Знакомятся с темой мастер-класса,

- знакомятся с целью проведения мастер-класса,

- включаются в деловой ритм.

- Знакомятся с темой мастер -класса,

- знакомятся с целью проведения мастер – класса.

Актуализация знаний и личностного опыта студентов

10 мин.

1. Повторить основные приемы выполнения вышивки - мережки.

2. Кратко ознакомить с художественными приемами декорирования вышивкой  традиционной и современной одежды.

3. Установление взаимосвязи содержания обучения с будущей профессиональной деятельностью.

Методы обучения: 

- словесный

- проблемный

- информационно-компьютерных технологий

- рефлексивный

Приемы обучения: 

- наглядный

- Комментирует выступления студентов.

- Оценивает выступления студентов.

- Рассказывают и показывают технику выполнения и использование традиционной русской вышивки -  мережки.

- Показывают художественные приемы декорирования вышивкой  традиционной и современной одежды.

- Студенты слушают выступающих.

- Знакомятся с техникой выполнения и использования традиционной русской вышивки -  мережки.

- Знакомятся с художественными  приемами декорирования вышивкой  традиционной и современной одежды.

Проведение практического занятия

Задание №1

 40 мин.

Освоение техники выполнения вышивки - мережки

Методы обучения: 

- практический

- творческий

Формы организации деятельности

- индивидуальная деятельность

- деятельность в малых группах

- Постановка проблемы.

- Распределяет задание по группам.

- Инструктирует.

- Сообщает нормы времени на выполнение задания.

- Рассказывает о самоконтроле в процессе выполнения задания, о критериях оценки качества выполнения задания.

- Оказывает помощь студентам, имеющим затруднения в процессе работы.

- Проводит промежуточный контроль на различных этапах выполнения задания.

- Студенты знакомятся с инструкционной картой.

- Самостоятельно выполняют практическое задание поэтапно соответственно инструкционной  карте.

- Знакомятся с инструкционной картой по выполнению вышивки – мережки.

- Выбирают материалы, инструменты и приемы декорирования вышивкой - мережкой подготовленных заранее салфеток.

- Самостоятельно выполняют вышивку – мережку на салфетках.

Проведение практического занятия

Задание №2

10 мин.

Использование мережки в декорировании  костюма

Методы обучения: 

- практический

- творческий

- частично-поисковый

Формы организации деятельности

- деятельность в малых группах

- Инструктирует.

- Оказывает помощь группам студентов, имеющим затруднения в процессе работы.

- Проводит промежуточный и итоговый контроль на заключительном этапе выполнения задания.

- Собирают комплект из элементов, выполненных в малых группах.

- Заканчивают выполнение  вышивки – мережки на салфетках.

Подведение итогов занятия, анализ и самооценка работы студентов в группах

15 мин.

1. Оценка и анализ степени овладения  навыками работы в технике мережки.

2. Оценка умения работы в коллективе.

3. Оценка овладения  приемами анализа художественно-декоративного оформления костюма.

Методы обучения:

- словесный  

- наглядный

- рефлексивный

Приемы обучения: 

- индивидуальная деятельность

- работа в малых группах

- аналитический

Прием:

- независимой экспертизы

- Предлагает студентам обсудить получившийся детский ансамбль в народном стиле

- Предлагает студентам провести самооценку по предложенным критериям

- Предлагает независимому эксперту оценить работу студентов

- Подведение общих итогов

- Студент участвует в обсуждении работ, заполняет таблицу самооценки по предложенным критериям

- Анализируют работу студентов.

- Участвуют в независимой экспертизе.

Инструктаж по выполнению домашнего задания

5 мин.

Получение мотивации на углубление зданий по теме урока.

Методы обучения: 

- словесный

Задает домашнее задание, разъясняет методику его выполнения

Слушают инструктаж по выполнению домашнего задания.

- Анализируют результаты проведенного мастер - класса.

И Н С Т Р У К Ц И Я

 К практическому занятию № 2 «Использование мережки в русском народном традиционном костюме»

по МДК «Швейное дело» в ПМ. 05. «Выполнение работ по профессии портного»

Раздел МДК № 1.3. «Ручные работы»

Цель работы:

- познакомиться с декорированием костюма вышивкой – мережкой                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        

- научиться выполнять определенный вид ручных работ – вышивку – мережку

- научиться проверять наличие деталей кроя в соответствии с эскизом

- осуществлять выбор материалов, инструментов, приспособлений для выполнения мережки

Пояснения:

     - Понятие костюма.

Костюм определенная система предметов и элементов одежды, объеденных единым замыслом и назначением, отражающая социальную, национальную, региональную принадлежность человека, его пол, возраст, профессию. Костюм тесно связан с бытовой традицией, характеризуя обычаи и нравы определенного региона.      

     - Русский народный традиционный костюм.

Русский народный традиционный костюм-это бесценное неотъемлемое достояние культуры народа, накопленная  веками. Народный костюм не только яркий самобытный элемент культуры, но и синтез различных видов декоративного творчества. Народный костюм является ярким определителем национальной принадлежности. Его стиль, образ складывались в ходе многовековой истории.

     - Ручные работы.

Ручные разнообразны они могут быть самостоятельным видом работ при изготовлении одежды (подшивание низа изделия) или украшения ее (отделка вышивкой) ,а также дополнением к машинной работе.

     - Вышивка и ее виды.

Вышивка широко распространенный вид декоративно- прикладного искусства, в котором узор и изображения выполняются вручную. Существуют различные виды вышивки: крест, гладь, тамбур,

мережка.

     - Материалы, инструменты и приспособления для выполнения мережки.

Материалы: миткаль, узорчатая ткань, ткань полотняного переплетения, канва. Крученная хлопковая нить, крученная шелковая нить, ирис, жемчужный хлопок, мулине.

Инструменты: ножницы, иглы для вышивания, пяльцы, лупа.

     - Приемы и техника выполнения мережки.

Мережка-это ажурное вышивание, выполняемое по продернутым нитям в ткани в виде полосы. Нити выдергиваются только в одном направлении.

 Мережечная дорожка   может быть  практически любой ширины.

Узор образуется за счет собирания отдельных нитей в пучки. По способу стягивания нитей в пучки различают различные виды мережки: сновочные, простые, многорядные, мережки с настилом, комбинированные. Разновидностей  мережек  множество. Основные  виды мережек - это кисточка, столбик, столбик в раскол, панка, жучок, козлик.

Инструменты, приспособления, материалы,  к  занятию:

- булавки, иглы швейные, нитки, ножницы, мел портновский;

- детали кроя, материалы для вышивки мережкой;

- утюг, стол утюжильный парогенератор.

Пособия, раздаточный материал к занятию:

1. Инструкционная карта (приложение 1)

2. Выписка из инструкций по охране труда (приложение 2)

3. Схемы выполнения различных вариантов мережки (приложение 3)

4. Карта самооценки (приложение 4)

Порядок выполнения практического задания:

1. Ознакомиться с инструкционной  картой.

2. Ознакомится с индивидуальным вариантом задания в группах, обсудить проблемную ситуацию и принять решение по выбору варианта декорирования костюма.

3. Выполнить вышивку мережкой на деталях кроя согласно индивидуальному варианту задания и схемам выполнения мережки.

4. Собрать детали кроя изделий костюма булавками согласно индивидуальному варианту задания.

5. Проверить правильность выполнения задания у преподавателя.

Контрольные вопросы:

1) Виды вышивки – мережки.

2) Особенности и приемы выполнения мережки.

3) Особенности декорирования костюма мережкой.

Учебная литература:

1) Блохина И.В.  Всемирная история костюма, моды и стиля. - Минск: Хрвест,2009.-400с.: ил.

2) Ермилова В.В. Моделирование и художественное оформление одежды: Уч . пос. для СПО.- М.: Издательский центр « Академия»,2007.-184с.: ил.

3) Ивановская В.И. Русские орнаменты .- М.: Издательство «В. Шевчук», 2006.-224с.

4) Иванова А.А. Ручная вышивка .- М.: Академия , 2007.- 64с.

5) Калашникова Н.М. Народный костюм. Уч. пос. –М. : Издательство «Сварог  и  К.», 2002.-374 с.

6) Плаксина - Флеринская Э.Б. История  костюма. Стили и направления : Уч. пос. для СПО.-М.: Академия,2010.- 240с., ил.

7) Сидоренко В.И. История стилей  в искусстве и костюме.- Ростов н /Д: Феникс , 2004.- 480 с.

8) Шенер Ф. Кружево. Технология ручного и машинного изготовления . - М.: Легпромбытиздат, 1990.- 288с.: ил.

9) Юруть Н.А. Рукоделие . - Минск: ООО «Харвест», 2004.- 464с.: ил.

Критерии оценки выполненного практического задания:

     Согласно предложенной карте самооценки студент сам может оценить свою работу, а также взаимодействие в группе.

    Оценка «отлично» ставится, если группа набрала  13-15 баллов, и полностью уложилась в указанное время

     Оценка «хорошо» ставится, если группа набрала 12-10 баллов, и выполнила 80-90% необходимого объема работы

     Оценка «удовлетворительно» ставится, если группа набрала  от 9 баллов и ниже, и выполнила 50-70% необходимого объема работы

Задание для студентов, работающих в быстром темпе:

     Выберите материалы и варианты оформления мережкой столовых салфеток. Выполните вышивку на салфетке. Работу закончите дома и проверьте у преподавателя.

(приложение 4)

ГРУППА (название) _______________________________

1) ______________________________

2) ______________________________

3) ______________________________

4) ______________________________

Карта самооценки

Виды деятельности

Критерии

Самооценка

Оценка эксперта

Качество выполнения работы

от 0 до 5 баллов

Взаимодействие в группе

от 0 до 5 баллов

Соблюдение правил и приемов безопасного труда

от 0 до 5 баллов

ИТОГО

баллов

баллов

 

Оценка «отлично» - 13-15 баллов

Оценка «хорошо» - 12-10 баллов

Оценка «удовлетворительно» - от 9 баллов и ниже

___________________________________________________________________________________________

ГРУППА (название) _______________________________

1) ______________________________

2) ______________________________

3) ______________________________

4) ______________________________

Карта самооценки

Виды деятельности

Критерии

Самооценка

Оценка эксперта

Качество выполнения работы

от 0 до 5 баллов

Взаимодействие в группе

от 0 до 5 баллов

Соблюдение правил и приемов безопасного труда

от 0 до 5 баллов

ИТОГО

баллов

баллов

 

Оценка «отлично» - 13-15 баллов

Оценка «хорошо» - 12-10 баллов

Оценка «удовлетворительно» - от 9 баллов и ниже

Приложение 2

 БЕЗОПАСНЫЕ УСЛОВИЯ ТУДА

 ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ № 3

 по теме:

«Ручные работы»

По МДК «Швейное дело»

  2 курс, 4 семестр

Выписка из инструкции № 131 по охране труда при работе с тканью

Работа с электроутюгом

     До начала работы:

1. Проверить отсутствие оголенных проводов на шнуре.

2. Установить подставку.

3. Поставить утюг на подставку, переключить утюг на нужную температуру, а затем включить в сеть.

     Во время работы:

1. Запрещается работать, стоя на влажном полу.

2. Следить, чтобы шнур не касался утюга, и утюг не перегревался.

3. Утюг ставить на асбестовую, керамическую или мраморную подставку.

4. Брать утюг только за ручку.

5. Включать и выключать утюг сухими руками и только вилкой (тянуть за шнур запрещается).

6. Не оставлять включенный утюг без надзора.

7. Не работать утюгом, имеющим поврежденный или перекрученный шнур, не устранять самостоятельно неисправности.

8. В помещении с бетонными полами во время утюжки обязательно стоять на резиновом коврике.

9. Не пользоваться розетками вблизи водопроводных, канализационных и других труб.

     По окончании работы:

1. Отключить утюг, поставить его на подставку в безопасном в пожарном отношении месте.

2. Убрать рабочее место.

Работа с иголками и булавками

     Во время работы:

1. Хранить иглы в определенном месте (в игольнице, в подушечке, на магните).

2. Обязательно найти потерянную иглу.

3. Во время работы иголки и булавки вкалывать в игольницу или подушечку.

4. Кусочки сломанной иглы или булавки немедленно убрать и выбросить.

5. Запрещается брать иглы и булавки в рот, вкалывать в одежду, стены, бумаги, занавески, мебель.

6. Перед работой на машине проверить, не осталось ли в изделии на линиях швов иголок или булавок.

7. Плотные и толстые ткани шить только с наперстком.

8. Выкройки и ткани прикреплять острыми концами булавок в направлении от себя.

9. По окончании работы проверить наличие на месте игл.

Работа с ножницами

     Во время работы:

1. Использовать для работы ножницы с тупыми концами.

2. Класть ножницы справа от себя с сомкнутыми лезвиями.

3. Не оставлять ножницы около вращающихся частей машины и на краю стола.

4. Передавать и переносить ножницы только кольцами вперед и с замкнутыми лезвиями.

5. Следить за тем, чтобы ножницы не оказались под изделием, бумагой, тканью, т.к. взяв изделие, бумагу, ткань со стола, их можно уронить и пораниться.

6. Во время раскроя не подходить к работающему с ножницами, т.к. он может этого не заметить и поранить себе или другого человека.

7. По окончании работы привести рабочее место в порядок, ножницы убрать в чехол или коробку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект мастер-класса. Тема: « Создай свой образ».

План-конспект мастер-класса. Тема: « Создай свой образ».Методы проведения занятия: беседа, имитационная игра «Дамский мастер», практическая работа с применением компьютера.Объект труда: выполнение мод...

План-конспект урока по слесарному делу специальной (коррекционной) школе VIII вида, 8 класс, тема "Инструменты для паяния"

P { margin-bottom: 0.21cm; } План-конспект урока по слесарному делу специальной (коррекционной) школе VIII вида, 8 класс, тема урока"Инструменты для паяния"...

план-конспект мастер-класса на 20 минут по теме "Части тела"

План-конспект мастер-класса на 20 минут по теме "Части тела". Занятие проводилось в группе 5-го класса. Основной задачей занятия является повторение и закрепление лексики по теме "Части тела"....

План- конспект. Программа Мастер класса игрушка - сувенир "Снеговик из фоамирана"

Тема, цель и задачи данного мастер класса рассчитаны на аудиторию педагогов УДОД и могут быть успешно реализованы участниками с различным уровнем подготовки....

Отзыв на Студенческий мастер – класс «Делай как мы, делай лучше нас» для обучающихся первого курса под девизом «Делай как мы, делай лучше нас».

Студенческий мастер – класс «Делай как мы, делай лучше нас»21 декабря 2018 года в МК №2 студенты 3 курса совместно с преподавателями ПМ 04. Кудлаевой Т.М., Кузнецовой И.Н., Тернавско...

ПЛАН – КОНСПЕКТ Мастер - класс «Каргопольская ярмарка»

Познакомить детей с ТМНР с историей, образами и особенностями лепки каргопольской глиняной игрушки....

План-конспект практического занятия в формате мастер-класса. Тема занятия: Построение графиков.

План-конспект практического занятия в формате мастер-класса. Тема занятия: Построение графиков....