Опыт применения поискового и проблемного методов обучения при изучении темы «Временные формы глагола».
статья

Дугаева Наталья Ивановна

Опыт применения поискового и проблемного методов обучения при изучении темы  «Временные формы глагола».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_dugaevoy_n.i.docx21.89 КБ

Предварительный просмотр:

Дугаева  Наталья Ивановна, преподаватель иностранных языков,

              высшей  квалификационной категории, город Новосибирск.

       Опыт применения поискового и проблемного методов обучения при изучении темы  «Временные формы глагола».

       Ведущей  целью обучения иностранному языку является формирование коммуникативной компетенции через организацию речевой практики рецептивного и продуктивного характера, а так же получение основных языковых, речевых и социокультурных знаний, умений и навыков.

      Многоплановость цели показывает необходимость системного подхода к изучению языка. Обучение всем видам речевой деятельности без исключения напрямую взаимосвязано не только с лексической, но и с грамматической стороной речи.

          Практический  опыт моей педагогической деятельности показал, что  на начальной ступени обучения учащиеся   с удовольствием составляли предложения и свои высказывания на иностранном языке с опорой на  грамматические модели.

 При переходе на основную ступень обучения, когда расширяется набор высказываний и необходимо запоминать большой объём  грамматических правил,  у большинства обучающихся  снижается интерес  к изучению  теоретической  грамматики , и как следствие, желание  работать с грамматическими правилами.

      Работая над проектированием и планированием уроков , я задалась целью –найти те методы   организации учебной деятельности ,которые позволят повысить мотивацию обучающихся и  получить положительный эффект по применению грамматических правил в языковой практике. 

     Источником  творческого мышления и его началом является  создание проблемной ситуации, которая является  сложным материалом, либо  теоретическим, либо  практическим, и  требует поиска решения и, конечно,  исследования.  Она побуждает обучающегося к  проявлению познавательной потребности, позволяющей усвоить учебный материал в процессе разрешения специально создаваемых проблемных ситуаций.

     Понимание  этого , что поисковый и проблемный методы обучения дают большой процент усвоения материала ,мною был  разработан следующий алгоритм работы при закреплении полученных знаний на уроках иностранного языка  по теме  «Временные формы глагола».

1этап.

Обучающимся предлагается вниманию  повествовательное предложение  и  ставится задача, содержащая проблемный вопрос : « Прочитай, подумай, обозначь главные и второстепенные члены предложения. Скажи,  какая временная форма употреблена в предложении и в соответствии с  этим сформулируй перевод  предложения »

На данном этапе обучающиеся выдвигают  гипотезы – предположения  по определению  временной формы сказуемого  и   о  возможностях  перевода , что требует умения  зрительно при чтении выделить главный признак  образования той или иной временной формы, а так же   активизации всех знаний и лексического и грамматического материала .

2 этап.

Все  гипотезы  принимаются, фиксируются  и  перед обучающимися ставится следующая задача :

«Обоснуйте  и докажите  правильность выдвинутого вами  предположения»

    Обучающиеся с интересом  начинают доказывать правильность своих предположений . В результате совместно   приходим к осознанию истинности только одного варианта. Доказательство каждой, даже не верно выдвинутой гипотезы , даёт возможность ещё и ещё раз повторить правила образования и особенности употребления той или иной видо-временной формы.

3 этап.

На этом этапе я предлагаю обучающимся следующие задания:

«1.Задайте к предложению общий , специальный и разделительный виды вопросов.

2.Преобразуйте данное повествовательное предложение в отрицательное предложение.

3.Поставьте  данное сказуемое в предложении  во все изученные временные формы.

4.Перестройте   данное предложение (если это возможно) из действительного залога в страдательный  залог или наоборот. Преобразуйте данное предложение во все изученные времена страдательного залога или соответственно действительного»

     На данном этапе  работа  носит  ,как правило, самостоятельный, индивидуальный  и исследовательский  характер, активизируя при этом  весь потенциал  знаний  и умений. Задания такого вида  позволяют осуществлять одновременно  индивидуализацию и дифференциацию обучения . С заданием такого типа  в полном объёме справляются успешно только  обучающиеся с высоким уровнем обученности, поэтому для обучающихся с низким уровнем обученности создаётся ситуация успеха путём поощрения промежуточных действий  .

       Предлагаемое мною применение поискового и проблемного методов обучения позволяет изучающим язык    как  усвоить образцы употребления предложения  в различных временных формах и залогах,  так и   дает возможность составлять предложения по образцу с другим лексическим наполнением.

Акцент делается на то, что одно предложение при преобразовании во множество других отличных по категориям времени и залога даёт возможность вырабатывать навык использования широкого спектра предложений в иноязычной речи   как в устной , так и в письменной.

       Анализ результативности применения вышеизложенных методических приёмов  на протяжении нескольких лет работы показал , что при чётком   осознании грамматических категорий на родном языке и при установлении соответствия их перевода на иностранный язык обеспечивается грамматическая правильность речи обучающихся  на иностранном языке, что соответственно обеспечивает понимание собеседника. В конечном счёте, это ведёт к достижению главной цели обучения  -- формированию  речевой готовности на иностранном языке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект на тему: «Применение активных и интерактивных методов обучения при формировании общих и профессиональных компетенций»

  В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существующими изменениями в п...

Применение инновационных методов обучения при изучении

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"12268328","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"339"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"12268332","...

Доклад "Поддержание внимания студентов при применении разнообразных средств и методов обучения"

Доклад включает в себя следующие вопросы: что такое внимание, основные функции и свойства внимания, характеристика непроизвольного, произвольного и постпроизвольного внимания. Также описано применение...

Использование активных методов обучения при изучении профессионального модуля «младшая медицинская сестра»

Активные методы обучения должны вызывать у обучаемых стремление самостоятельно разобраться в сложных профессиональных вопросах и на основе глубокого системного анализа имеющихся факторов и событий выр...

Доклад - презентация «Проблемные методы обучения при проведении практических занятий по профессиональным модулям»

Выступление на заседании «Школы педагогического мастерства» 24.02.2021.Тема выступления: ««Проблемные методы обучения при проведении практических занятий по профессиональным мо...

Доклад на ЦМК - Применение интерактивных методов обучения при изучении клинических дисциплин

Интерактивное обучение – это специальная форма организациипознавательной деятельности, способ познания, осуществляемый в формесовместной деятельности студентов, при которой все участники взаимод...