Конспект познавательного занятия с элементами экспериментирования в старшей группе «Свойства камней».
план-конспект занятия

Малыш – природный исследователь окружающего мира. Мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, общительными, самостоятельными, умеющими решать возникающие проблемы.  Огромное значение в развитии личностных качеств дошкольников имеет поисково-исследовательская деятельность, которая понимается нами как процесс поиска знаний, приобретения знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе сотрудничества, сотворчества. «Расскажи – и я забуду,

 
"Покажи – и я запомню, 
дай попробовать – и я пойму». 
(Китайская пословица) 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_kamni_novyy.docx131.07 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект познавательного занятия с элементами экспериментирования в старшей группе «Свойства камней».

Цели:

Образовательные:

  • Расширять знания детей о профессии геолога.
  • Формировать представление о камнях, как части неживой природы, о их роли в жизни человека.
  • Продолжать формировать умение исследовать неживую природу, выделять особенности разных камней, описывать их и сравнивать, делать элементарные выводы.
  • Пополнить лексический запас словами, обозначающие предметы, действия, признаки.

Развивающие:

  • Развивать мыслительные процессы: внимание, мышление, память.
  • Учить работать с таблицей
  • Познакомить со свойствами камней (легкий-тяжелый, мягкий-твердый, тонет-плавает, имеет цвет и др.)
  • Развивать эмоциональную отзывчивость, любознательность, интерес к разнообразным природным ресурсам, экологическую культуру дошкольников.

Воспитательные:

  • Воспитывать желание достигать цели в проблемной ситуации.
  • Воспитывать желание помогать друг другу в выполнении коллективного задания.
  • Воспитывать бережное отношение к природе.

Методы и приемы:

  • Словесные: вопросы, художественное слово.
  • Наглядные: иллюстрации, схема-таблица, шкатулка с камнями.
  • Практические: физминутка, исследование предметов.

Словарная работа: обогащать словарь новыми словами: геолог, экспедиция

Предварительная работа: чтение художественных произведений о камнях Н.А.Рыжова “О чем шептались камушки”, рассматривание различных иллюстраций гор, камней. Сбор камней с участка детского сада, пополнение уголка экспериментирования различными камнями (привезенными детьми и родителями из разных мест)

Оборудование:

Демонстрационный материал:

- Таблица свойства камней

- колокольчик

Раздаточный материал:

- камни по количеству детей,

- таблица свойства камней

- простые карандаши

- оборудование для проведения исследовательской деятельности (лупа, вата, пробка)

Ход занятия

Воспитатель
- (воспитатель стоит у окна) и звенит колокольчиком: 
- Мой звоночек звенит, заливается,
И ребята вокруг собираются.
Собрались все дети вкруг
Ты мой друг и я твой друг
Вместе за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.

К нам сегодня пришли гости, поздороваемся с ними.
(закройте глазки 1,2,3 – волшебство скорей приди!!!)
В сережках у мамы огнем он горит.
В пыли на дороге ненужным лежит.

Меняет он форму, меняет он цвет,

А в стройке годится на тысячу лет.

Кто, ребята, отгадал мою загадку? (Ответы детей).

Воспитатель достает и показывает камни в мешочке.

Воспитатель: Да, это действительно камень.

. А кто знает, как называют людей, которые ищут и изучают камни?

Дети: Геологи.

(На доске иллюстрации с изображением геологов).

Воспитатель: Вот мы с вами и пришли к горе, и теперь, юные геологи, пойдем добывать камни. Я тоже вам предлагаю отправиться в экспедицию. Закройте глаза. (С закрытыми глазами выполняют имитацию движений геолога по добыче камней.

Дети добывают камни в горе.

Воспитатель: Какие интересные камни вы нашли. Они разные или одинаковые? (Ответы детей). Да, верно, все камни разные и каждый несет в себе свою тайну. Давайте присядем уза столы и постараемся открыть тайны камней, которые мы нашли.

Исследовательская деятельность.

ОПЫТ №1. Цвет.

Воспитатель: Рассмотрите свой камень,  какого он цвета? (Ответы детей).

Вывод: камни разного цвета. (Запись в таблице)

ОПЫТ №2. Определение температуры.

Воспитатель: Теперь прислоните камень к щеке. Какой он, теплый или холодный? (Холодный) а вот камни которые постояли на солнце

Что изменилось? (Камни стали теплыми)

Значит, что мы можем сказать?

Вывод: камни могут быть холодными и теплыми (Запись в таблице)

ОПЫТ №3. Определение характера поверхности.

Воспитатель: Потрогайте свои камни  и скажите, какие они на ощупь, гладкие или шероховатые? (Воспитатель спрашивает несколько детей, у всех камни гладкие). А посмотрите, какой камень я нашла, потрогайте его. Какой он, гладкий или шероховатый? (У воспитателя – другой камень) Какой вывод мы можем сделать?

Вывод: камни бывают гладкие и шероховатые. (Запись в таблице)

ОПЫТ №4. Определение размера. У меня по размеру какой камень? А у вас?

Вывод: Камни бывают большие и маленькие.  (Запись в таблице)

ОПЫТ №5 Определение формы.  Посмотрите они все одинаковые или разные по форме? Вывод: камни разной формы. (Запись в таблице)

ОПЫТ №6. Положите перед собой камень и рассмотрите его под лупой. Он прозрачный? Можем ли мы через него увидеть свою ладонь?

(Дети рассматривают,воспитатель индивидуально спрашивает: Какой камень прозрачный или нет? (Занесите в таблицу).

Воспитатель сейчас мы с вами немножко поиграем и отдохнём. (Проводится физкультминутка “Гора”)

Физкультминутка:

Стоит гора – старушка, (поднимают руки вверх)
До небес макушка (тянутся на цыпочках)
Её ветер обдувает, (обмахивают себя кистями рук)
Её дождик поливает, (встряхивают кистями рук)
Стоит гора, страдает, камешки теряет (руки на поясе, наклоны туловища в сторону)
И каждый день, и каждую ночь  (руки на плечах, круговые движения вперёд).
Катятся, катятся камешки прочь  (руки на плечах, круговые движения назад)

 Раскатились камешки, и с той самой поры (шаг на месте)

Ничего не осталось от нашей горы! (поворот вокруг себя).

– Пройдите за рабочие места, продолжим работу.

ОПЫТ №7. Определение твердости-мягкости.

Воспитатель Возьмите в одну руку кусочек ваты, а в другую любой камешек. Сожмите обе руки сильно- сильно. Откройте ладони, посмотрите, что произошло? (вата изменила форму, а почему (потому, что она мягкая, а камень нет, потому, что он твердый). Ребята, вы определили еще одно свойство  камней. Камни твердые. Занесите результаты в таблицу.

Вывод: камни бывают твердые и мягкие. (Запись в таблице)

ОПЫТ №8. Плавучесть.

Воспитатель: А как вы думаете, что произойдет с камнем, если мы его опустим в воду? (Ответы детей: он утонет). Давайте проверим. (Опускают камень в стакан с водой и камень тонет). А почему камень утонул? (Ответы детей) Да,  вы правы, камень тонет в воде, потому что он тяжелый.  А сейчас достаньте камень из воды. Что с ним произошло? (Камень стал мокрым и цвет камня – более ярким). Какие камни вам нравятся больше, мокрые или сухие? (Ответы детей).(Запись в таблице)

Рассматривание камней через лупу.

Чтобы еще лучше увидеть поверхность камней мы воспользуемся лупами.

(Дети рассматривают все свои камни.)

Воспитатель: что интересного вы увидели? (Крапинки, дорожки, углубления, ямочки, узоры и т.д.).

 Молодцы, вы очень внимательные дети.

Воспитатель: Сегодня нам открылись многие тайны камней. Кто из вас о них еще раз скажет? (Ребенок обобщает свойства камней: камни бывают разные по форме и цвету, их очень много,  все камни твердые, тяжелые и холодные, но их можно нагреть, бывают гладкие и шероховатые камни). Скажите, а вам понравилась наша экспедиция?

Если понравилось поднимите красный кружок.

А если нет или вы что- нибудь еще хотели узнать о камнях то поднимите желтый кружок. (Ответы нескольких детей).

Свойства камней.

Свойства

символ

  + или -

1.

Цвет

nature_weather_rainbow_arc_2

2.

 

Прозрачность

sun_15

3.

Форма

4.

Размер

5.

Поверхность

    F:\камни\hello_html_3c287412.gif

6.

Твёрдость

           pcqjBGEc9

7.

Плавучесть

  318-54254

8.

Температура

hello_html_m63199467


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по математике для детей старшей группы «Занимательная математика»

Конспект занятия по математикедля детей старшей группы«Занимательная математика»подготовила воспитательБайбара Е.Н. г. Троицк2017 г.Программное содержание:Продолжать учить понимать от...

Конспект занятия по математике для детей старшей группы «Занимательная математика»

Конспект занятия по математикедля детей старшей группы«Занимательная математика»подготовила воспитательБайбара Е.Н. г. Троицк2018г.Программное содержание:Продолжать учить понимать отн...

конспект занятия по развитию речи в старшей группе составление рассказа по картине "Лиса с лисятами"

задачи занятия  развитие звуковой культуры речи, продолжать учить детей составлять рассказы по картине, самостоятельно задавать друг другу вопросыРазвивать фонематический слух, находить в тексте ...

Конспект занятия по познавательному развитию с элементами экспериментирования "Радуга в стакане"

Даже если на улице пасмурно и сыро, в нашей группе всегда светло и весело! А весело от наших светлых улыбок, ведь каждая улыбка - это маленькое солнышко, от которой становится тепло и хорошо. Но солны...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Посуда»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Посуда»...