Гражданское воспитание личности в теории и практике А.С. Макаренко
статья

Токарева Анна Сергеевна

Особую актуальность сегодня приобретает проблема гражданского воспитания. Сейчас эта проблема стоит особенно остро, поскольку в обществе ощущается «дефицит нравственности». Одним из характерных проявлений духовной опустошенности и низкой культуры является утрачивание гражданственности и патриотизма как главных ценностей нашего народа. 

Неоценимый вклад в создание теории и практики гражданского и патриотического воспитания внес выдающийся педагог A.C. Макаренко: он впервые в мировой истории осуществил грандиозный эксперимент по гражданскому воспитанию личности. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Гражданское воспитание личности в теории и практике А.С. Макаренко

Социально-экономические и политические преобразования в России последних лет привели к противоречивым процессам в духовной жизни общества, изменили содержание общественных ценностей, определяющих мировоззрение и поведение молодого поколения. Дальнейшее развитие России в направлении свободного, демократического и социально-ответственного государства, формирование в стране гражданского общества, является приоритетной политико-идеологической задачей. 

Особую актуальность сегодня приобретает проблема гражданского воспитания. Сейчас эта проблема стоит особенно остро, поскольку в обществе ощущается «дефицит нравственности». Одним из характерных проявлений духовной опустошенности и низкой культуры является утрачивание гражданственности и патриотизма как главных ценностей нашего народа. 

Воспитание гражданина - одна из краеугольных задач образовательного учреждения. Основная цель гражданского воспитания состоит в формировании гражданственности как интегративного качества личности, заключающего в себе внутреннюю свободу и уважение к государственной власти, любовь к Родине и стремление к миру, чувство собственного достоинства и дисциплинированность, гармоническое проявление патриотических чувств и культуры межнационального общения.  

Неоценимый вклад в создание теории и практики гражданского и патриотического воспитания внес выдающийся педагог A.C. Макаренко: он впервые в мировой истории осуществил грандиозный эксперимент по гражданскому воспитанию личности. 

Эксперимент, который имел положительные результаты: воспитанники педагога, бывшие беспризорные и несовершеннолетние правонарушители, нашли свое место в жизни, стали настоящими тружениками и гражданами своей страны. Антон Семенович смог создать систему воспитания, которая из людей, презираемых обществом формировала граждан нужных обществу. Все воспитанники А. С. Макаренко стали достойными гражданами своего Отечества, проявили чудеса героизма во время Великой Отечественной войны. Среди воспитанников Антона Семеновича были квалифицированные рабочие, инженеры, летчики, военные, педагоги, юристы, художники, артисты, но всех их действительно можно назвать гражданами в самом высоком смысле этого слова. «Рождение из беспризорников новых духовно - нравственных людей и есть главное достижение педагога». 

Общая цель педагогического творчества А.С. Макаренко – воспитать наиболее полноценного гражданина, достойного своей эпохи.  

Обращение к гражданскому воспитанию личности в творчестве A.C. Макаренко стало особенно актуальным для России в связи с изменением содержания общественных ценностей, влияющих на поведение человека, ростом детской беспризорности и подростковой преступности. Все чаще мы сталкиваемся с проявлением равнодушия, эгоизма, цинизма, немотивированной агрессии, неуважительного отношения к государству. Происходит отчуждение молодежи от отечественной культуры, общественно-исторического опыта своего народа. 

А.Ф. Никитин отмечает, что «в теории и практике А.С. Макаренко весь педагогический процесс подчинялся единой цели – воспитание достойного гражданина»; что особое внимание педагог уделял «самочувствию человека в коллективе, характеру его коллективных связей и реакций», а среди качеств личности им «выделялись дисциплинированность, готовность к действию и торможению, принципиальность и др.». Причем «все эти черты, по мнению Макаренко, синтезируются в качествах политически деятельного и ответственного человека». 

Прежде всего, Антон Семенович выделял такие качества целостной личности, как коллективизма, дисциплинированность, ответственность, трудовая активность, развитое чувство долга и т.д. Он считал, что правовое чувство (правосознание) и связанные с ним эмоции (правовая эмоция, этическая эмоция) тесно сочетаются с идеей (осознанием) долга и с идеей общественной солидарности; сознательное поведение (т.е. следующее правам) – необходимое условие правового государства. 

Свою концепцию воспитания А.С. Макаренко создавал в процессе педагогического опыта. Опыт показал, что, во-первых, методы воспитания должны выводиться из простой и практической цели (воспитание гражданина), во-вторых, «знание психологии, знание души, знание каждого отдельного человека только поможет приложить методом наиболее удобно в одном случае, несколько отлично – в другом». 

Работа с несовершеннолетними правонарушителями и беспризорниками заставила А.С. Макаренко глубоко задуматься над философско-социологической проблемой «личность и общество». Почему общество выбрасывает детей и подростков на задворки жизни и порождает такое явление, как детская преступность? Сегодня общество позволило «возродиться» такому явлению, как детская преступность и беспризорность. Далеко не всегда, подростки, совершившие преступление и направленные на перевоспитание, исправление в специальные воспитательные учреждения, действительно в них исправиться и покинут их правопослушными гражданами, далеко не всегда оправдываются. Опыт пребывания в этих учреждениях может быть и отрицательным. В них завершается криминализация личности. В основной своей массе преступность взрослых вырастает из преступности несовершеннолетних». Предупреждения ученого о быстро нарастающем усилении процесса криминализации российского общества оправдались. 

А.С. Макаренко разработал свою концепцию гражданского воспитания. Гражданин нового общества, – считал Антон Семенович, – это прежде всего человек трудящийся, «в этом его честь, его радость и его человеческое достоинство. Трудовая забота – это не просто дорога к средствам существования, но эта еще и этика, это философия нового мира, это мысль о единстве трудящихся, это мысль о новом счастливом человечестве. Как же мы можем воспитать этого будущего гражданина, если с малых лет не дадим ему возможности пережить опыта этой трудовой заботы и в ней выковать свой характер, свое отношение к миру, к людям, т.е. свою социалистическую нравственность». 

Педагог правильно считал, что трудолюбие и способность к труду не даны ребенку от природы, а воспитываются в нем. Труд должен быть творческим, радостным, сознательным, основной формой проявления личности и заложенных в ней возможностей. 

А. С. Макаренко, отмечал, что трудовая подготовка, воспитание трудового качества человека - это подготовка и воспитание не только будущего хорошего или плохого гражданина, но и воспитание его будущего жизненного уровня, благосостояния. В трудовом усилии воспитывается не только рабочая подготовка человека, но и подготовка товарища, т. е. воспитывается правильное отношение к другим людям,- это уже будет нравственная подготовка. «Только участие в коллективном труде позволяет человеку выработать правильное, нравственное отношение к другим людям - родственную любовь и дружбу по отношению ко всякому трудящемуся, возмущение и осуждение по отношению к лентяю, к человеку, уклоняющемуся от труда». 

Антон Семенович утверждал, что главная польза труда сказывается в психическом, духовном развитии человека, которое составляет главную особенность человека. 

В семейном воспитании Антон Семенович советовал даже самым маленьким детям давать поручения, не разовые, а постоянные, рассчитанные на месяцы и годы, чтобы длительное время дети несли ответственность за их выполнение. Так, например, ребята могут накрывать на стол перед обедом, поливать цветы, производить уборку в комнате, следить за чистотой на письменном столе, ухаживать за цветами или обрабатывать какой-то участок семейного огорода. Однако время от времени надо давать непривычные задания, способные захватить своей новизной и поддерживать интерес к труду. 

В семье должна всегда чувствоваться атмосфера коллективизма, как можно чаще проявляться помощь одних членов семьи по отношению к другим. Воспитать готовность к труду, внимательность к нуждам своего коллектива - значит воспитать настоящего гражданина. 

Трудовое воспитание, по мнению Макаренко, является одним из важнейших элементов воспитания. Участие в производительном труде сразу меняет социальный статус ребенка, превращает его во «взрослого» гражданина. 

Антон Семенович сделал важнейший методологический вывод: «Непосредственного перехода от целого коллектива к личности нет, а есть только переход через посредство первичного коллектива, специально организованного в педагогических целях». Теория педагогики должна уделить особая внимание теории первичного коллектива. Не педагог, а первичный коллектив работает с отдельными воспитанниками («это есть форма воздействия именно на личность»), позволяя тем самыми каждой отдельной личности не чувствовать себя «объектом воспитания». В этом состоит главный смысл закона параллельного педагогического действия, который Антон Семенович разработал и на практике блестяще использовал.  

А. С. Макаренко впервые научно разработал методику воспитания в детском коллективе, рассмотрел такие вопросы, как: строение коллектива; взаимоотношения в коллективе; педагогическое требование, дисциплина, поощрения и наказание; нравственное и трудовое воспитание; стиль работы; самоуправление, традиции; индивидуальный подход к детям. 

Личность и коллектив, коллектив и личность... Развитие их взаимоотношений, конфликты и их разрешение, переплетение интересов и взаимоотношений — стояли в центре, новой педагогической системы. Макаренко выступал за широкую и полную демократизацию воспитания и обучения, за создание нормального психологического климата в детской среде, который дает каждому гарантию защищенности. Гарантию свободного и творческого развития. 

В «Лекциях о воспитании детей» Макаренко говорил: «Мы требуем от нашего гражданина, чтобы он в каждую минуту своей жизни был готов выполнить свой долг, не ожидая распоряжения или приказания, чтобы он обладал инициативой и творческой волей». Каждый член коллектива обязан сознавать и чувствовать свой долг перед коллективом, начиная с первичного коллектива и кончая социалистической Родиной. Он должен обладать чувством чести, гордиться своим коллективом, своей великой Родиной, быть дисциплинированным, так как без дисциплины не может быть крепкого коллектива. 

Макаренко умел развивать у своих воспитанников чувства долга и чести и сочетал это развитие с воспитанием дисциплины. Он упражнял своих воспитанников в выносливости и выдержке. В колонии имени Горького воспитанники приучались легко переносить неудобства и трудности. У них возник и получил всеобщее признание лозунг «Не хныкать, не пищать», всегда быть бодрым и мужественным. Дисциплина в понимании Макаренко — это не только дисциплина торможения, но и дисциплина стремлений, активности. Она не только сдерживает, но и окрыляет, вдохновляет к новым победам и достижениям. 
Макаренко тесно связывает вопрос о дисциплине с воспитанием воли, мужества, твердого характера, которая особенно развивается и крепнет в организованном коллективе. 

Рассматривая дисциплину как результат воспитания, Макаренко различает понятия «дисциплина» и «режим», указывая, что режим является важным средством воспитания. В лекции «Дисциплина, режим, наказания и поощрения» он указывает, что у детей часто наблюдается крикливость, егозливость, «истеричность» и т. п. Педагоги часто говорят: «Ребенок должен кричать, в этом проявляется его натура». Макаренко возражает против этого и требует: дети должны научиться сдерживать себя, режим должен быть глубоко продуманным, устойчивым, должен всеми строго соблюдаться. Отвергая неправильное утверждение педагогов, находившихся под влиянием теории «свободного воспитания», будто «наказание воспитывает раба», А. С. Макаренко указывал, что, применяя наказания, можно воспитать и раба или запуганного, дряблого человека и свободную, полную человеческого достоинства сильную личность. Все дело в том, какие наказания и как применять. 

Большое значение в воспитании гражданина А. С. Макаренко отводил семье. Макаренко пишет лекции для родителей о воспитании, в которых есть общие условия семейного воспитания, пишет о родительском авторитете, о трудовом воспитании в семье, о дисциплине, о половом воспитании. Он пишет «Книгу для родителей», рассматривает проблемы педагогического мастерства и педагогической техники. 

В своих лекциях он неоднократно указывал, что «надо всегда помнить, что ребенок не только ваша радость, но и будущий гражданин, что вы отвечаете за него перед страной. Надо прежде всего самому быть хорошим гражданином и вносить свое гражданское самочувствие и в семью». А поэтому родительское «поведение - самая решающая вещь. Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете его. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы радуетесь или печалитесь, как вы обращаетесь с друзьями и с врагами, как вы смеетесь, читаете газету - все это имеет для ребенка большое значение». 

А. С. Макаренко рассматривал вопрос о структуре семьи. Он утверждал, что воспитание единственного сына или единственной дочери гораздо более трудное дело, чем воспитание нескольких детей. Только в семье, где есть несколько детей, родительская забота может иметь нормальный характер. Она равномерно распределяется между всеми. В большой семье ребенок привыкает с самых малых лет к коллективу, приобретает опыт взаимной связи.  

Следующий вопрос, на который педагог обращает серьезное внимание,- это вопрос о цели воспитания. Каждый отец и каждая мать должны хорошо знать, что они хотят воспитать в своем ребенке. Если надеется на то, что все само собой получится, то и результаты будут всегда случайны. 

Нельзя отделить семейные дела от дел общественных. Активность в обществе или на работе должна иметь отражение и в семье, семья должна видеть политическое и гражданское лицо родителя. Все, что совершается в стране, через душу и мысль родителя должно приходить к детям. Они должны знать, что их родитель - общественный деятель. И только в том случае эта гордость будет здоровой гордостью, а не если дети гордятся просто хорошим костюмом или автомобилем родителей. 

А. С. Макаренко отмечал, что родительское требование к себе, родительское уважение к своей семье, родительский контроль над каждым своим шагом - вот первый и самый главный метод воспитания! 

Есть только один способ воспитать гражданина - включить его с самого рождения в отношения, соответствующие нашему строю, обществу, образу жизни, в отношения гуманности, справедливости. Эти отношения предполагают, с одной стороны, уважение всех окружающих к ребенку, с другой стороны, его уважение ко всем окружающим. 

Значит, семья должна быть подлинным коллективом, где каждый окружен любовью и заботой, каждый имеет и права, и обязанности, где не только взрослые, но и дети участвуют в ведении общего хозяйства, где потребности и взрослых, и детей удовлетворяются разумно. Семья, обладающая всеми признаками коллектива, говорил А. С. Макаренко, - это "организация воспитания и счастья". В такой семье радостно жить. В ней нет деспотизма взрослых и приниженности детей. В ней нет и людей, которые добровольно приносят себя в жертву остальным. Взрослые в такой семье - старшие члены коллектива, ответственные за него перед обществом. В ней каждый готов прийти другому на помощь. Чтобы ребенок рос хорошим человеком, ему очень важно повседневно быть свидетелем и участником самых дружеских, самых справедливых отношений между членами семьи. 

Для A.C. Макаренко воспитание граждан было органически связано со справедливым общественным строем. Свой гуманный подход к воспитанию будущих граждан, к личности, индивидуальности он выразил словами, что нет непосредственного перехода от целого коллектива к личности нет, есть только переход через посредство первичного коллектива, специально в педагогических целях организованного. Не педагог, а первичный коллектив работает с отдельным воспитанником - это и есть форма воздействия именно на личность, позволяя тем самым каждой отдельной личности не чувствовать себя объектом воспитания. В этих словах заключается главный смысл сформулированного A.C. Макаренко закона, смысл которого заключаются в том, что педагог учит ребенка знаниям, трудовым умениям; как старший, он руководит жизнью детей при их же помощи, при их участии. Для него ребенок не только воспитанник (явление педагогическое), а явление общественное и личное. Ребенок должен чувствовать себя не объектом воспитания, а полноправным гражданином, ответственным за себя и свой первичный отряд (свою семью). В этом и заключается основополагающая идея теории и практики гражданского воспитания личности A.C. Макаренко. 

Таким образом, чтобы воспитать у обучающихся гражданственность, по методу А. С. Макаренко, в любом образовательном учреждении должна быть хорошо организованная система пропаганды патриотизма, труда, нравственности, дисциплинированности, героизма. Воспитание таких качеств должно происходить через коллектив. Следовательно, в этом процессе должны участвовать все: обучающиеся, педагоги, детское самоуправление и социум, окружающий данное образовательное учреждение. 

Литература 

  1. Басова Н.В. Педагогика и практическая психология/ Н.В. Басова. – Ростов н/Д: Феникс, 2000. – 416 с. 
  1. Макаренко А.С. Воспитание в советской школе/ А.С. Макаренко. - М.: Просвещение, 2010. - 254с.  
  1. Макаренко А.С. Книга для родителей/ А.С. Макаренко. - М.: Просвещение, 2008. - 359с.   
  1. Макаренко А.С. О воспитании/ Сост. и авт. вступит. статьи В.С. Хелемендик. - М.: Политиздат, 2008. - 256с.   
  1. Педагогика: учеб. пособие / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина. - М.: Академия, 2002. - 576 с. 
  1. Филонов Г.Н. Воспитание гражданина в педагогике А.С. Макаренко. – М.: Академический проект, Альма Матер, 2006. – 967 с. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект: «Психолого – педагогические и медицинские аспекты полового воспитания личности» (Половое воспитание как система в работе классного руководителя)

В рамках проектной деятельности педагога предлагается комплекс мероприятий, в том числе несколько классных часов.      Усилия воспитателей направлены на выработку у подрастаю...

Правовое воспитание как составная часть гражданского воспитания личности

Статья посвящена проблеме правового воспитания студентов. В статье даны определение понятия, цели, задачи правового воспитания, предложены формы, методы и средства правового воспитания подростков....

Правовое воспитание как составная часть гражданского воспитания личности

Статья посвящена проблеме правового воспитания студентов. В статье даны определение понятия, цели, задачи правового воспитания, предложены формы, методы и средства правового воспитания подростков....

Круглый стол по вопросам гражданско – патриотического и духовно – нравственного воспитания Формы и методы гражданского воспитания

Уважаемые гости, студенты! Всем нам понятно, что ключевым качеством в стандартах нового поколения названы гражданственность и патриотизм, любовь к своей малой и большой Родине. И для нас с вами, для т...