Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы по УД Материаловедение
методическая разработка

Голубина Марина Анатольевна

Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы по УД Материаловедение

Скачать:


Предварительный просмотр:

Новый точечный рисунок (2)

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ  ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ «МОСКОВИЯ»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА:

13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрическогого и  электромеханического оборудования (по отраслям)

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы

 обучающихся

по учебной дисциплине

«Материаловедение»

п. Развилка, 2019

Настоящие рекомендации по внеаудиторной самостоятельной работе обучающихся предназначены в качестве методического пособия при выполнении внеаудиторных самостоятельных работ обучающихся по программе учебной дисциплины ОП.05. Материаловедение  для специальности СПО 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям) (базовая подготовка).  

Методические рекомендации составлены в соответствии с требованием Федерального государственного образовательного стандарта по специальности: 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям) (базовая подготовка)

Составитель:

______________________________________

Рецензент:

__________________________________

«СОГЛАСОВАНО»

Заместитель директора по УМР __________________П.А. Феоктистов

«ОДОБРЕНО»

Председатель предметно цикловой комиссии

Протокол № ___ от «____» _______________20___

   

Председатель П(Ц)К _________________

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

1. Пояснительная записка………………………………………………...

4

2. Методические рекомендации по работе  с литературой…………...

8

3. Методические рекомендации по составлению конспекта…………

9

4. Методические рекомендации по подготовке доклада……………...

5. Методические рекомендации по подготовке реферата…………….

9

11

6. Методические рекомендации по подготовке сообщения…………..

7. Методические рекомендации по подготовке презентации………..

13

17

8. Темы и задания самостоятельной работы…………………………...

26

Пояснительная записка

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по программе учебной дисциплины ОП.05. Материаловедение  для специальности СПО 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям) (базовая подготовка)   представляют собой особым образом структурированную информацию, определяющую порядок, логику и акценты изучения какой-либо темы, проведения практического занятия.

 Цель методических рекомендаций - оказание помощи студентам в выполнении самостоятельной работы по программе учебной дисциплины «Материаловедение».

Настоящие методические рекомендации содержат работы, которые позволят студентам самостоятельно овладеть основными знаниями по материаловедению, и направлены на формирование следующих компетенций:

Общие компетенции:

ОК1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;

ОК2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество;

ОК3.  Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность;

ОК4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;

ОК5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности;

ОК6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями;

ОК7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий;

ОК8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации;

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий вт профессиональной деятельности

ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

Профессиональные компетенции, соответствующие основным видам профессиональной деятельности:

Организация технического обслуживания и ремонта электрического и электромеханического оборудования.

ПК 1.1. Выполнять наладку, регулировку и проверку электрического и электромеханического оборудования.

ПК 1.2. Организовывать и выполнять техническое обслуживание и ремонт электрического и электромеханического оборудования.

ПК 1.3. Осуществлять диагностику и технический контроль при эксплуатации электрического и электромеханического оборудования.

Выполнение сервисного обслуживания бытовых машин и приборов.

ПК 2.1. Организовывать и выполнять работы по эксплуатации, обслуживанию и ремонту бытовой техники.

ПК 2.2. Осуществлять диагностику и контроль технического состояния бытовой техники.

ПК 2.3. Прогнозировать отказы, определять ресурсы, обнаруживать дефекты электробытовой техники.

 

В результате освоения общих и профессиональных компетенций по программе учебной дисциплины ОП.05. «Материаловедение»  обучающийся должен:

 уметь:

- распознавать и классифицировать конструкционные и сырьевые материалы по внешнему виду, происхождению, свойствам;

- определять виды конструкционных материалов;

- выбирать материалы для конструкций по их назначению и условиям эксплуатации;

- проводить исследования и испытания материалов;

- рассчитывать и назначать оптимальные режимы резанья;

 знать:

- закономерности процессов кристаллизации и структурообразования металлов и сплавов, основы их термообработки, способы защиты металлов от коррозии;

- классификацию и способы получения композиционных материалов;

- принципы выбора конструкционных материалов для применения в производстве;

- строение и свойства металлов, методы их исследования;

- классификацию материалов, металлов и сплавов, их области применения;

- методику расчета и назначения режимов резания для различных видов работ.

Данные умения студент использует в широком спектре студенческих учебно-исследовательских и научно-исследовательских работ. К таким работам относятся: рефераты, доклады, контрольные работы, практические занятия, курсовые и дипломные проекты.

Все названные виды исследовательских работ являются зачетными; к ним предъявляется ряд определенных требований по самому содержанию и по оформлению работ.

Общие подходы к этапам выполнения исследовательских работ:

  • выбор и утверждение (или согласование с преподавателем) темы и определение исследовательского аппарата;
  • составления плана исследования;
  • анализ научной литературы по изучаемой проблеме;
  • изучение теории и истории рассматриваемой проблемы в опубликованных изданиях;
  • осмысление собранного материала и выдвижение гипотезы;
  • организация опытно-экспериментальной работы и набор методов для ее проведения;
  • анализ и обобщение полученных результатов эксперимента;
  • текстовое оформление работы;
  • публичное выступление с результатами исследования или защита работы.

Для получения дополнительной, более подробной информации по изучаемым вопросам, приведено учебно-методическое и информационное обеспечение.  

Критерии оценки отчёта по практическому занятию:

  • актуальность темы исследования;
  • соответствие содержания теме;
  • глубина проработки материала;
  • правильность и полнота использования источников;
  • соответствие оформления реферата принятым требованиям.

Перед выполнением практического занятия преподаватель проводит консультацию с определением цели задания, его содержания, сроков выполнения, основных требований к результатам работы, критериев оценки, форм контроля и перечня литературы.

Согласно требованиям государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования и плана учебного процесса каждый студент обязан выполнить по каждой УД определенный объем внеаудиторной  самостоятельной   работы.

№ п.п.

Перечень  видов самостоятельной работы

Форма контроля

1

Проработка конспектов занятий

Самоотчет

2

Конспектирование

Конспект

3

Подготовка и написание докладов

Защита доклада

4

Подготовка и написание сообщения

Защита сообщения

5

Подготовка презентации

Защита презентации

6

Оформление отчёта по практическому занятию и подготовка к защите

Отчёт по практическому занятию

2. Методические рекомендации по работе с литературой

 Важной составляющей самостоятельной внеаудиторной подготовки является работа с литературой ко всем видам занятий: лабораторным, практическим, при подготовке к зачетам, экзаменам, тестированию. Умение работать с литературой означает научиться осмысленно пользоваться источниками. Существует несколько методов работы с литературой.

Один из них - метод повторения: прочитанный текст можно заучить наизусть. Простое повторение воздействует  на память механически и поверхностно. Полученные таким путем сведения легко забываются.

Изучение научной учебной и иной литературы требует ведения рабочих записей. Форма записей может быть весьма разнообразной:  план, тезисы, цитаты, конспект.

План  - первооснова, каркас какой-либо письменной работы, определяющий последовательность изложения материала. План является наиболее краткой и потому самой доступной и распространенной формой записей содержания исходного источника информации. По существу, это перечень основных вопросов, рассматриваемых в источнике. План может быть простым и развернутым. Их отличие состоит в степени детализации содержания и, соответственно, в объеме.

Цитаты -  дословные записи мыслей автора, содержащие в себе основу прочитанного.

Тезисы – сжатое изложение содержания изученного материала в утвердительной (реже опровергающей) форме.

Конспект – сложная запись содержания исходного текста, включающая в себя заимствования (цитаты) наиболее примечательных мест в сочетании с планом источника, а также сжатый анализ записанного материала и выводы по нему.

3. Методические   рекомендации  по составлению конспекта

Внимательно прочитайте текст. Уточните в справочной литературе непонятные слова. При записи желательно вынести справочные данные на поля конспекта.

Выделите главное, составьте план.

Кратко сформулируйте основные положения текста, отметьте аргументацию автора.

Законспектируйте материал, четко следуя пунктам плана. При конспектировании старайтесь выразить мысль своими словами. Записи следует вести четко, ясно. Грамотно записывайте цитаты. Цитируя, учитывайте лаконичность, значимость мысли.

В тексте конспекта желательно приводить не только тезисные положения, но и их доказательства. При оформлении конспекта необходимо стремиться к емкости каждого предложения. Мысли автора книги следует излагать кратко, заботясь о стиле и выразительности написанного. Число дополнительных элементов конспекта должно быть логически обоснованным, записи должны распределяться в определенной последовательности, отвечающей логической структуре произведения. Для уточнения и дополнения необходимо оставлять поля.

4. Методические рекомендации по подготовке доклада

Доклад – публичное сообщение, представляющее собой развёрнутое изложение определённой темы.

Этапы подготовки доклада:

  • определение цели доклада;
  • подбор необходимого материала, определяющего содержание доклада;
  • составление плана доклада, распределение собранного материала в необходимой логической последовательности;
  • общее знакомство с литературой и выделение среди источников главного;
  • уточнение плана, отбор материала к каждому пункту плана;
  • композиционное оформление доклада;
  • заучивание, запоминание текста доклада, подготовки тезисов выступления.

Доклад состоит из следующих элементов: вступление, основная часть, заключение.

Вступление помогает обеспечить успех выступления по любой тематике.

Вступление должно содержать:

  • название доклада;
  • сообщение основной идеи;
  • современную оценку предмета изложения;
  • краткое перечисление рассматриваемых вопросов;
  • интересную для слушателей форму изложения;
  • акцентирование оригинальности подхода.

Основная часть, в которой выступающий должен раскрыть суть темы, обычно строится по принципу отчёта. Задача основной части: представить достаточно данных для того, чтобы слушатели заинтересовались темой и захотели ознакомиться с материалами.

Заключение - это чёткое обобщение и краткие выводы по излагаемой теме.

5. Методические рекомендации по подготовке реферата

Одним из наиболее распространённых видов самостоятельной исследовательской работы является реферат и данные рекомендации направлены для оказания помощи студентам по организации этой работы.

Реферат – это краткое изложение в письменном виде ряда литературных, научных источников по теме исследования с анализом и критикой соответствующих научных теорий, с высказыванием собственного мнения по анализируемым вопросам.

Как правило, реферат имеет научно-информационное назначение, но в реферате могут содержаться помимо анализа, и критика соответствующих научных теорий

Другими словами реферат (лат. refero буквально – пусть он доложит, докладываю) “представляет краткое изложение в письменном виде или в форме публичного выступления содержания прочитанной книги, научной работы, сообщение об итогах изучения научной проблемы; доклад на определенную тему, освещающий ее вопросы на основе обзора литературных и других источников.

Рефераты можно классифицировать по следующим направлениям:

  • по полноте изложения: информативные (рефераты-конспекты) и индикативные (рефераты-резюме);
  • по количеству реферируемых источников: монографические и обзорные;
  • по читательскому назначению: общие (ориентация на широкую аудиторию); и специализированные (ориентация на специалистов);
  • по составителям: авторефераты и рефераты, составленные группой исследователей.

и научные выводы.

Реферат является одной из начальных форм представления результатов исследования в письменном виде.

В реферате обычно раскрываются:

  • теоретическое и практическое значение темы,
  • анализируются публикации по теме,
  • дается оценка и выводы по проанализированному научному материалу.

Реферат должен показать эрудицию студента-исследователя, его умение самостоятельно анализировать, систематизировать, классифицировать и обобщать существующую научную информацию.

        Специфика реферата заключается в том, что в нем нет развернутых доказательств, сравнений, рассуждений, оценок; он дает ответ на вопрос, что нового, существенного содержится в тексте.

Основными этапами работы над рефератом являются:

  • выбор темы исследования;
  • подборка и изучение основных источников по теме;
  • составление библиографического списка литературы по теме;
  • выбор объекта и предмета исследования;
  • разработка плана реферата и его написание строго по этому плану;
  • выступление с результатами исследования.

Требования к написанию реферата:

  • автор реферата должен в начале работы обосновать выбор данной темы, ее актуальность, четко определить терминологию данной темы;
  • в реферате должны быть представлены и проанализированы различные точки зрения ученых на проблему, являющуюся темой реферата;
  • автор реферата выбирает одну из представленных точек зрения или формирует свой взгляд на проблему, детально обосновывая свой выбор;
  • материал реферата излагается по предварительно составленному плану;
  • в конце реферата должен быть представлен список использованной литературы (автор реферата должен использовать от 4 до 10 источников);
  • реферат должен быть написан систематически грамотно, не допускается использование научных терминов в разном значении или отличное от принятого в науке;
  • на протяжении всей научно-исследовательской деятельности студента рядом с ним научный руководитель – преподаватель. Он ответит на все вопросы студента и поможет разобраться во всех сложностях современной науки;
  • в содержание реферата включаются: введение, основной текст, заключение, библиография;
  • реферат не должен отражать субъективных взглядов референта на излагаемый вопрос, а также давать оценку тексту.

6. Методические рекомендации по подготовке сообщения

Регламент устного публичного выступления – не более 10 минут. Искусство устного выступления состоит не только в отличном знании предмета речи, но и в умении преподнести свои мысли и убеждения правильно и упорядоченно, красноречиво и увлекательно.

Любое устное выступление должно удовлетворять трем основным критериям, которые в конечном итоге и приводят к успеху: это критерий правильности, т.е. соответствия языковым нормам, критерий смысловой адекватности, т.е. соответствия содержания выступления реальности, и критерий эффективности, т.е. соответствия достигнутых результатов поставленной цели.

Работу по подготовке устного выступления можно разделить на два основных этапа: подготовка выступления и взаимодействие с аудиторией.

Работа по подготовке устного выступления начинается с формулировки темы. Лучше всего тему сформулировать таким образом, чтобы ее первое слово обозначало наименование изучаемой проблемы или полученного в ходе выполнения работы  результата (например, «Технология изготовления…»,  «Система управления…», «Критерии отбора…» и пр.). Тема выступления не должна быть перегруженной, нельзя "объять необъятное". Охват большого количества вопросов приведет к их беглому перечислению, к декларативности вместо глубокого анализа. Неудачные формулировки, как правило, слишком длинные или слишком краткие и общие, очень банальные и скучные, не содержащие проблемы, оторванные от дальнейшего текста и т.д.

Само выступление должно состоять из трех частей – вступления (10-15% общего времени), основной части (60-70%) и заключения (20-25%).

Вступление включает в себя представление авторов (фамилия, имя отчество, при необходимости место учебы/работы, статус), название доклада, расшифровку подзаголовка с целью точного определения содержания выступления, четкое определение стержневой идеи. Стержневая идея выступления понимается как основной тезис, ключевое положение. Стержневая идея дает возможность задать определенную тональность выступлению. Сформулировать основной тезис означает ответить на вопрос, зачем говорить (цель) и о чем говорить (средства достижения цели).

Требования к основному тезису выступления:

  • фраза должна утверждать главную мысль и соответствовать цели выступления;
  • суждение должно быть кратким, ясным, легко удерживаться в кратковременной памяти;
  • мысль должна пониматься однозначно, не заключать в себе противоречия.

В речи может быть несколько стержневых идей, но не более трех.

Самая частая ошибка в начале речи – либо извиняться, либо заявлять о своей неопытности. Результатом вступления должны быть заинтересованность слушателей, внимание и расположенность к выступающему и будущей теме.

К аргументации в пользу стержневой идеи проекта можно привлекать фото-, видеофрагметы, аудиозаписи, фактологический материал. Цифровые данные для облегчения восприятия лучше демонстрировать посредством таблиц и графиков, а не злоупотреблять их зачитыванием. Лучше всего, когда в устном выступлении количество цифрового материала ограничено, на него лучше ссылаться, а не приводить полностью, так как обилие цифр скорее утомляет слушателей, нежели вызывает интерес.

План развития основной части должен быть ясным. Должно быть отобрано оптимальное количество фактов и необходимых примеров. Если используются специальные термины и слова, которые часть аудитории может не понять, необходимо дать краткую характеристику каждому из них, когда они впервые употребляются в процессе выступления.

Самые частые ошибки в основной части доклада - выход за пределы рассматриваемых вопросов, перекрывание пунктов плана, усложнение отдельных положений речи, а также перегрузка текста теоретическими рассуждениями, обилие затронутых вопросов (декларативность, бездоказательность), отсутствие связи между частями выступления, несоразмерность частей выступления (затянутое вступление, скомканность основных положений, заключения).

В заключении необходимо сформулировать выводы, которые следуют из основной идеи (идей) выступления. Правильно построенное заключение способствует хорошему впечатлению от выступления в целом. В заключении имеет смысл повторить стержневую идею и, кроме того, вновь (в кратком виде) вернуться к тем моментам основной части, которые вызвали интерес слушателей. Закончить выступление можно решительным заявлением. Вступление и заключение требуют обязательной подготовки, их труднее всего создавать на ходу. Психология утверждает, что лучше всего запоминается сказанное в начале и в конце сообщения ("закон края"). Поэтому вступление должно привлечь внимание слушателей, заинтересовать их, подготовить к восприятию темы, ввести в нее (не вступление важно само по себе, а его соотнесение с остальными частями). А заключение должно обобщить в сжатом виде все сказанное, усилить и сгустить основную мысль, оно должно быть таким, "чтобы слушатели почувствовали, что дальше говорить нечего" (А.Ф. Кони).

После подготовки текста (плана) выступления полезно проконтролировать себя вопросами:

  • Вызывает ли мое выступление интерес?
  • Достаточно ли я знаю по данному вопросу, и имеется ли у меня достаточно данных?
  • Смогу ли я закончить выступление в отведенное время?
  • Соответствует ли мое выступление уровню моих знаний и опыту?

При подготовке к выступлению необходимо выбрать способ выступления: устное изложение с опорой на конспект (опорой могут также служить заранее подготовленные слайды) или чтение подготовленного текста. Отметим, однако, что чтение заранее написанного текста значительно уменьшает влияние выступления на аудиторию. Запоминание написанного текста заметно сковывает выступающего и привязывает к заранее составленному плану, не давая возможности откликаться на реакцию аудитории.

Кроме того, установлено, что короткие фразы легче воспринимаются на слух, чем длинные. Лишь половина взрослых людей в состоянии понять фразу, содержащую более тринадцати слов. А третья часть всех людей, слушая четырнадцатое и последующие слова одного предложения, вообще забывают его начало. Необходимо избегать сложных предложений, причастных и деепричастных оборотов. Излагая сложный вопрос, нужно постараться передать информацию по частям.

Во время выступления важно постоянно контролировать реакцию слушателей. Внимательность и наблюдательность в сочетании с опытом позволяют оратору уловить настроение публики. Возможно, рассмотрение некоторых вопросов придется сократить или вовсе отказаться от них. Часто удачная шутка может разрядить атмосферу.

После выступления нужно быть готовым к ответам на возникшие у аудитории вопросы.

7. Методические рекомендации по подготовке презентации

Электронная презентация - электронный документ, представляющий набор слайдов, предназначенный для демонстрации проделанной работы.

Целью любой презентации является визуальное представление замысла автора, максимально удобное для восприятия.

Электронная презентация должна показать то, что трудно объяснить на словах.

Задачи презентации:

  • привлечение внимания аудитории;
  • предоставление необходимой информации, достаточной для восприятия результатов проделанной работы без пояснений;
  • предоставление информации в максимально комфортном виде;
  • акцентирование внимания на наиболее существенных информационных разделах.

Электронная презентация, выполненная в среде Microsoft PowerPoint или ее аналогах - удобный способ преподнести информацию.

Основным преимуществом презентации является возможность демонстрации текста, графиков (фотографий, рисунков, схем), анимации и видео в любом сочетании без необходимости переключения между различными приложениями - программой для просмотра изображений, видеопроигрывателем и т. д.

Для проведения успешной презентации, способной завоевать внимание слушателей и произвести на них должное впечатление, необходимо подготовить грамотную речь, правильно ее озвучить, соблюдая правила поведения при публичном выступлении, а также уделить внимание оформлению слайдов.

Презентация начинается со слайда, содержащего название работы (доклада) и имена авторов. Эти элементы обычно выделяются более крупным шрифтом, чем основной текст презентации. В качестве фона или изображения первого слайда можно использовать рисунок или фотографию, имеющую непосредственное отношение к теме презентации (фото лаборатории, наиболее запоминающийся элемент исследования и т. п.), однако текст поверх такого изображения должен читаться очень легко. Подобное правило соблюдается и для фона остальных слайдов. Тем не менее, монотонный фон или фон в виде мягкого градиента будет смотреться на первом слайде тоже вполне эффектно. Необходимо учесть, что наиболее контрастный текст - черный на желтым.

План презентации

Титульный слайд: на первый слайд целесообразно поместить: изображение, рисунок или фотографию, имеющую непосредственное отношение к теме презентации или логотип учреждения, от лица которого делается презентация.

Введение: Очерчивает круг вопросов, о которых пойдет речь в презентации. Во введении определяется актуальность темы, дается характеристика направления исследования. Можно оформить в виде гиперссылок (для интерактивности презентации).

Основная часть: Формулируются задачи, которые предстоит разрешить в процессе работы с презентацией. Рассматриваются варианты решения поставленных задач. Это должна быть не сама содержательная информация, но пояснения к ней - рисунки, схемы, основные тезисы, которые могут записать слушатели. Содержательную информацию должен излагать докладчик. Вначале может быть приведено современное состояние проблемы и схематическое представление основных физических эффектов, на которых основано исследование.

Далее приводится экспериментальная часть и обсуждение результатов. Здесь можно показать экспериментальную установку, схематическое изображение эксперимента, необходимое для понимания результатов и т. д. После этого на нескольких слайдах приводятся основные результаты проделанной работы. Желательно приводить схематические рисунки, поясняющие эксперимент.

Заключение: В заключении в 3-5 тезисах кратко излагаются результаты представленной работы.

Список использованных источников: Список использованной литературы является составной частью справочного аппарата научной работы и помещается после заключения. Содержит библиографическую информацию об основных рассматриваемых или рекомендуемых документах.

Обратная связь (подпись): В презентации может содержаться слайд, содержащий информацию о составе коллектива, выполнившего работу. Здесь может быть указана контактная информация (e-mail) для того, чтобы: кто-то хотел бы подробнее обсудить интересующие вопросы после выступления.

Благодарности: на этом слайде может быть написана благодарность людям, которые немного помогли в работе и не попали в список авторов. Будьте осторожны: надо спросить разрешение на запись благодарности у лица, которому выносится благодарность. 

Общие требования к оформлению слайдов:

  • средний расчет времени, необходимого на презентацию ведется исходя из количества слайдов. Обычно на один слайд необходимо не более двух - трех минут;
  • максимальное использование пространства экрана (слайда) - например, растянув рисунки. По возможности используйте верхние 3Л площади экрана (слайда), т.к. с последних рядов нижняя часть экрана обычно не видна;
  • дизайн должен быть простым и лаконичным;
  • каждый слайд должен иметь заголовок;
  • слайды могут быть пронумерованы с указанием общего количества слайдов в презентации;
  • завершать презентацию следует кратким резюме, содержащим ее основные положения, важные данные, прозвучавшие в докладе, и т. д.

Назначение заголовка - однозначное информирование аудитории о содержании слайда. Сделать это можно, по меньшей мере, тремя способами: озвучив тему слайда, лаконично изложив самую значимую информацию слайда или сформулировав основной вопрос слайда. В заголовке нужно указать основную мысль слайда. Из одного слайда можно вынести много смыслов и тезис в заголовке делается для того, чтобы слушатель понял, что именно он должен понять.

Все заголовки должны быть выполнены в едином стиле (цвет, шрифт, размер, начертание):

  • текст слайда для заголовков должен быть размером 24 — 36 пунктов;
  • точка в конце заголовков не ставится;
  • заголовки не должны быть длинные;
  •  слайды не могут иметь одинаковые заголовки.

Общие требования к выбору шрифтов. Для оформления презентации следует использовать стандартные, широко распространенные пропорциональные шрифты, такие как Arial, Tahoma, Verdana, Times New Roman, Georgia и др. Использование шрифтов, не входящих в комплект, устанавливаемый по умолчанию вместе с операционной системой, может привести к некорректному отображению вашей презентации на другом компьютере, т. к. нестандартные шрифтов, которые решили использовать вы, там может просто не оказаться. Кроме того, большинство дизайнерских шрифтов, используемых обычно для набора крупных заголовков в печатных изданиях, оформления фирменного стиля, упаковок и т. д., в рамках презентации смотрятся слишком броско, отвлекают внимание от ее содержания, а порой и просто вызывают раздражение аудитории.

В одной презентации допускается использовать не более 2-3 различных шрифтов, хотя в большинстве случаев вполне достаточно и одного. Размер шрифта для информационного текста 18-22 пункта. Шрифт менее 16 пунктов плохо читается при проекции на экран. При создании слайда необходимо помнить о том, что резкость изображения на большом экране может быть ниже, чем на мониторе. Чрезмерно крупный размер шрифта затрудняет процесс беглого чтения. Прописные буквы воспринимаются тяжелее, чем строчные. Жирный шрифт, курсив и CAPS LOCK используйте только для выделения.

Не стоит увлекаться созданием надписей с помощью объектов WordArt, что позволяют делать многие приложения пакета Microsoft Office, в том числе и PowerPoint. Такие надписи, подкупающие разработчика презентации причудливой формой, возможностью использовать разнообразные тени и объем, как правило, лишь ухудшают восприятие слайдов.

Гарнитуры с засечками легче воспринимаются читателем и способствуют лучшему пониманию прочитанного. (Гарнитуры - объединение разных по кеглю (размеру) и начертанию, но одинаковых по характеру рисунка шрифтов; засечки представляют собой небольшие элементы на концах штрихов букв). Цифры лучше воспринимаются, если они образованны прямыми линиями.

Цветовая гамма и фон. Для презентации изначально необходимо подобрать цветовую гамму: обычно это три - пять цветов, среди которых могут быть как теплые, так и холодные. Любой из этих цветов должен хорошо читаться на выбранном ранее фоне.

В выборе цветовой палитры должны быть учтены эргономические требования: значения цветов должны быть постоянны и соответствовать устойчивым ассоциациям. Психологические моменты: основное свойство «теплых» цветов - вызывать возбуждение, они стимулируют интерес человека к внешнему миру, общению и деятельности. «Холодные» цвета вызывают торможение. Это успокаивающие и снимающие возбуждение цвета, они вносят в поведение человека рассудочность, рациональность.

При совмещении активных и пассивных цветов нужно учитывать, что активные цвета всегда воспринимаются ярче и лучше запоминаются, поэтому для достижения равновесия они должны подаваться в меньших пропорциях.

Цвета сине-голубой части хроматического круга считаются наиболее тяжелыми для восприятия. Желтый цвет выглядит, наоборот, наиболее легким и воздушным.

Назначив каждому из текстовых элементов свой цвет, например: крупным заголовкам - красный, мелким заголовкам - зеленый, подрисуночным подписям - оранжевый и т.п., нужно следовать такой схеме на всех слайдах.

Выделение различными цветами слов в составе заголовка или абзаца основного текста допускается только с целью акцентирования на них внимания: например, если вводится новый термин или приводятся важные численные значения. «Раскрашивание» текста только из эстетических соображений, как и неудачный выбор шрифтов, могут привести к отвлечению внимания слушателей и их раздражению. Основной текст рекомендуется набирать нейтральным цветом — черным, белым или серым различных оттенков, в зависимости от яркости фона. Следует избегать использования текста, графики и фона одного цвета, со сходной насыщенностью цвета и одинаковой яркости. Поддерживайте высокий контраст.

Слайды могу иметь монотонный фон, а также фон-градиент или фон- изображение. Выбор фона полностью определяется художественными предпочтениями автора презентации, однако следует помнить, что чем меньше контрастных переходов содержит фон, тем легче читать расположенный на нем текст. Следует избегать фонов, перегруженных графическими элементами. Картинки на заднем плане, полоски, клеточки - это лишняя нагрузка для глаза. Чем сложнее объект, тем больше времени требуется, чтобы его рассмотреть и понять. Комфорт при чтении, как правило, является определяющим фактором для человека, знакомящегося с вашей презентацией, и неудачно выбранный фон нередко может просто вынудить часть аудитории смотреть куда угодно, только не на экран.

Следует использовать минимум текста. Текст не является визуальным средством. Правда, использование текста не избежать, когда нужны поясняющие подписи к рисункам или предъявление перечня чего-либо.

Ни в коем случае не стоит стараться разместить на одном слайде как можно больше текста. Для того, чтобы прочесть мелкий текст, многим необходимо существенно напрягать зрение, и, скорее всего, по своей воле никто этого делать не будет. Поэтому, чем больше текста на одном слайде вы предложите аудитории, тем с меньшей вероятностью она его прочитает.

Рекомендуется помещать на слайд только один тезис. Распространенная ошибка - это представление на слайде более чем одной мысли. Следует сокращать предложения, так как чем меньше фраза, тем она быстрее усваивается.         Способы сокращений:

  • удаление слов, без которых смысл не потеряется;
  • замена слов на более короткие, использование аббревиатур (ОАО, ROI, KPI);
  • использование символов вместо слов ( $ - доллар, % - процент).

Текст на слайдах форматируется по ширине. Для лучшей компоновки текста на слайде целесообразно использовать функции, предлагаемые в среде Microsoft PowerPoint: интервалы, линейка и др.

Размер и цвет шрифта подбираются так, чтобы текст был хорошо виден. Подчеркивание не используется, т.к. оно в документе указывает на гиперссылку. Элементы списка отделяются точкой с запятой. В конце обязательно ставится точка.

Обратите внимание, что после двоеточия все элементы списка пишутся с маленькой буквы. Если список начинается сразу, то первый элемент записывается с большой буквы, далее — маленькими.

На схемах  и таблицах текст лучше форматировать по центру. Обычный текст пишется без использования маркеров списка. Выделяйте главное в тексте другим цветом (желательно все в едином стиле).

Следует избегать эффектов анимации текста и графики, за исключением самых простых, например медленного исчезновения или возникновения полосами, хотя и они должны применяться в меру.

Если возможно, лучше использовать структурные слайды вместо текстовых. В текстовом слайде пункты перечислены в столбик, в структурном - к каждому пункту добавляется значок, блок-схема, рисунок - любой графический элемент, позволяющий лучше запомнить текст. В идеале каждому пункту из списка можно добавить образ. Тогда запоминание информации произойдет быстрее.

Использование образов и метафор, добавление рисунка, наглядно демонстрирующего основную мысль, сделает материал запоминающимся.

Целесообразно выводить информацию на слайд постепенно. Пусть слова и картинки появляются параллельно вашей "озвучке": так понятнее, чем вести рассказ по статичному слайду.

Использование формул, иллюстраций и других наглядных материалов. Можно оставить общую форму записи и/или результат, а отображать всю цепочку решения не надо. Большое количество формул на слайде не читается.

Обязательно иллюстрируйте презентацию рисунками, фотографиями, наглядными схемами, графиками и диаграммами. Яркие картинки привлекают внимание эффективнее, чем сухой текст или, порой, даже очень неплохая речь.

Изображению всегда следует придавать как можно больший размер; если это возможно, иллюстрации стоит распределить по нескольким слайдам, нежели размещать их на одном, но в уменьшенном виде. Изображение должно занимать не более 60% размера слайда. Иллюстрации должны быть подписаны на языке представления работы. Подписи вполне допустимо располагать не над и не под изображением, а сбоку, если оно, например, имеет вертикальную ориентацию. Используйте горизонтальное направление текста. Размер шрифта для надписей - обозначений на рисунке на объектах не ниже 12 пунктов.

У диаграммы должно быть название или таким названием может служить заголовок слайда и занимать все место на слайде. Линии и подписи на диаграмме должны быть хорошо видны. Таблицы должны иметь название и цельность восприятия.

ПОМНИТЕ! Демонстрация презентации на экране - это вспомогательный инструмент, иллюстрирующий вашу речь при докладе. Старайтесь не использовать текст на слайде как часть вашей речи; лучше поместите туда важные тезисы и лишь один-два раза обернитесь к ним, посвятив остальное время непосредственной коммуникации с вашими слушателями. Не переписывайте в презентацию свой доклад. В идеале вообще ни одно слово доклада не должно дублироваться на слайдах - кроме темы и имен собственных, названий графиков и таблиц.

8. Тематика и задания самостоятельной работы

           

 Темы самостоятельных работ входят в тематику календарно-тематических планов по программе учебной дисциплины «Материаловедение» и формируются следующим образом:

Раздел I. Закономерности формирования структуры материалов.

Тема 1.1. Структура и свойства материалов.

Самостоятельная работа № 1. Свойства металлов.

Задача

Оформление реферата на тему: анизотропность и спайность кристаллов.

Форма

контроля

Защита реферата.

Литература

1.Адаскин А.М., Зуев В.М. Материаловедение, М.:ИЦ Академия, 2014

2.Моряков О.С. Материаловедение, М., издательский центр «Академия», 2008 год

3.Никифоров В.М. Технология металлов и других конструкционных материалов: Учебник для техникумов.-8-е изд., перераб. и доп. – СПб.: Политехника, 2003

4. Никифоров В.М. Технология металлов и конструкционные материалы», Л.: «Политехника», 2000

Самостоятельная работа № 2.  Дефекты кристаллических решеток.

Задача

Составление тезисного плана конспекта лекций

Форма

контроля

обсуждение материала лекций

Литература

1.Адаскин А.М., Зуев В.М. Материаловедение, М.:ИЦ Академия, 2014

2.Моряков О.С. Материаловедение, М., издательский центр «Академия», 2008 год

3.Никифоров В.М. Технология металлов и других конструкционных материалов: Учебник для техникумов.-8-е изд., перераб. и доп. – СПб.: Политехника, 2003

4. http://window.edu.ru

Самостоятельная работа № 3. Строение металлов

Задача

Подготовка презентаций на темы: Строение металлов.

Форма

контроля

защита презентации в аудитории

Литература

1.Адаскин А.М., Зуев В.М. Материаловедение, М.:ИЦ Академия, 2014

2.Моряков О.С. Материаловедение, М., издательский центр «Академия», 2008 год

3.Никифоров В.М. Технология металлов и других конструкционных материалов: Учебник для техникумов.-8-е изд., перераб. и доп. – СПб.: Политехника, 2003

Самостоятельная работа № 4.  Свойства металлов и методы их испытаний.

Задача

Оформление рефератов на темы (по выбору): физические свойства металлов; испытания на растяжение; испытания на ударный изгиб, испытания на усталость; технологические  испытания (пробы)

Форма

контроля

защита реферата в аудитории

Литература

1.Адаскин А.М., Зуев В.М. Материаловедение, М.:ИЦ Академия, 2014

2.Моряков О.С. Материаловедение, М., издательский центр «Академия», 2008 год

3.Никифоров В.М. Технология металлов и других конструкционных материалов: Учебник для техникумов.-8-е изд., перераб. и доп. – СПб.: Политехника, 2003

4. http://fcior.edu.ru

Тема 1.2. Формирование структуры литых материалов

Самостоятельная работа № 5.  Процесс кристаллизации металлов и сплавов

Задача

Выполнение схемы дендритного строения слитка  по Чернову

Форма

контроля

Отчет по работе

Литература

1.Адаскин А.М., Зуев В.М. Материаловедение, М.:ИЦ Академия, 2014

2.Моряков О.С. Материаловедение, М., издательский центр «Академия», 2008 год

3.Никифоров В.М. Технология металлов и других конструкционных материалов: Учебник для техникумов.-8-е изд., перераб. и доп. – СПб.: Политехника, 2003

4. http://window.edu.ru

Тема 1.3. Диаграммы состояния металлов и сплавов

Самостоятельная работа № 6.  Диаграммы фазового равновесия.

Задача

Подготовка устных сообщений (по выбору): диаграмма состо-яния «железо-графит», первичная кристаллизация сталей и чугунов; вторичная кристаллизация сталей и чугунов

Форма

контроля

 Устное выступление в аудитории

Литература

1.Адаскин А.М., Зуев В.М. Материаловедение, М.:ИЦ Академия, 2014

2.Моряков О.С. Материаловедение, М., издательский центр «Академия», 2008 год

3.Никифоров В.М. Технология металлов и других конструкционных материалов: Учебник для техникумов.-8-е изд., перераб. и доп. – СПб.: Политехника, 2003

4. http://window.edu.ru

Самостоятельная работа № 7.

Диаграмма состояния железоуглеродистых сплавов

Задача

Подготовка презентации на тему: Диаграмма состояния

 «железо – цементит».

Форма

контроля

защита презентации в аудитории, обсуждение материала

Литература

1.Адаскин А.М., Зуев В.М. Материаловедение, М.:ИЦ Академия, 2014

2.Моряков О.С. Материаловедение, М., издательский центр «Академия», 2008 год

3.Никифоров В.М. Технология металлов и других конструкционных материалов: Учебник для техникумов.-8-е изд., перераб. и доп. – СПб.: Политехника, 2003

Тема 1.4. Формирование структуры деформированных

металлов и сплавов.

Самостоятельная работа № 8.  Пластическая (остаточная) деформация.

Задача

Подготовка и оформление реферата на тему: виды обработки металлов и сплавов  давлением.  

Форма

контроля

защита реферата в аудитории, обсуждение материала

Литература

1.Адаскин А.М., Зуев В.М. Материаловедение, М.:ИЦ Академия, 2014

2.Моряков О.С. Материаловедение, М., издательский центр «Академия», 2008 год

3.Никифоров В.М. Технология металлов и других конструкционных материалов: Учебник для техникумов.-8-е изд., перераб. и доп. – СПб.: Политехника, 2003

Тема 1.5. Термическая обработка металлов и сплавов

Самостоятельная работа № 9.  Термическая обработка металлов и сплавов

Задача

Подготовка и оформление рефератов на темы (по выбору): термохимическая обработка, термоциклическая обработка сталей

Форма

контроля

Защита реферата

Литература

1.Адаскин А.М., Зуев В.М. Материаловедение, М.:ИЦ Академия, 2014

2.Моряков О.С. Материаловедение, М., издательский центр «Академия», 2008 год

3.Никифоров В.М. Технология металлов и других конструкционных материалов: Учебник для техникумов.-8-е изд., перераб. и доп. – СПб.: Политехника, 2003

Раздел 2. Материалы, применяемые в машино- и приборостроении

Тема 2.1. Конструкционные материалы

Самостоятельная работа № 10.  Маркировка сталей и чугунов

Задача

оформление раздаточного материала по маркировке сталей и чугунов

Форма

контроля

отчет по практическому занятию

Литература

1.Адаскин А.М., Зуев В.М. Материаловедение, М.:ИЦ Академия, 2014

2.Моряков О.С. Материаловедение, М., издательский центр «Академия», 2008 год

3.Никифоров В.М. Технология металлов и других конструкционных материалов: Учебник для техникумов.-8-е изд., перераб. и доп. – СПб.: Политехника, 2003

Тема 2.3. Износостойкие материалы

Самостоятельная работа № 11.  Антифрикционные материалы

Задача

Подготовка и оформление рефератов на темы (по выбору): баббиты;  антифрикционные чугуны

Форма

контроля

Защита реферата в аудитории

Литература

. 1.Адаскин А.М., Зуев В.М. Материаловедение, М.:ИЦ Академия, 2014

2.Моряков О.С. Материаловедение, М., издательский центр «Академия», 2008 год

3.Никифоров В.М. Технология металлов и других конструкционных материалов: Учебник для техникумов.-8-е изд., перераб. и доп. – СПб.: Политехника, 2003

Тема 2.4. Материалы с малой плотностью

Самостоятельная работа № 12. Легкие сплавы.

Задача

подготовка устных сообщений на тему: спеченные алюминиевые порошки (САП)

Форма

контроля

Устное выступление в аудитории

Литература

1.Адаскин А.М., Зуев В.М. Материаловедение, М.:ИЦ Академия, 2014

2.Моряков О.С. Материаловедение, М., издательский центр «Академия», 2008 год

3.Никифоров В.М. Технология металлов и других конструкционных материалов: Учебник для техникумов.-8-е изд., перераб. и доп. – СПб.: Политехника, 2003

4. http://fcior.edu.ru

Тема 2.5. Материалы, устойчивые к воздействию температуры и рабочей среды

Самостоятельная работа № 13.  

Коррозионностойкие сплавы. Жаростойкие и жаропрочные сплавы.

Задача

Подготовка устных сообщений на темы (по выбору): коррозия металлов, методы борьбы с ней,   литейные сплавы.

Форма

контроля

Устное выступление в аудитории

Литература

1.Адаскин А.М., Зуев В.М. Материаловедение, М.:ИЦ Академия, 2014

2.Моряков О.С. Материаловедение, М., издательский центр «Академия», 2008 год

3.Никифоров В.М. Технология металлов и других конструкционных материалов: Учебник для техникумов.-8-е изд., перераб. и доп. – СПб.: Политехника, 2003

4. http://fcior.edu.ru

Тема 2.6. Неметаллические конструкционные материалы

Самостоятельная работа № 14.  Пластмассы. Резины.

Задача

подготовка презентаций на темы: Пластмассы. Резины.

Форма

контроля

Защита презентаций в аудитории

Литература

1.Адаскин А.М., Зуев В.М. Материаловедение, М.:ИЦ Академия, 2014

2.Моряков О.С. Материаловедение, М., издательский центр «Академия», 2008 год

3.Никифоров В.М. Технология металлов и других конструкционных материалов: Учебник для техникумов.-8-е изд., перераб. и доп. – СПб.: Политехника, 2003

4. http://fcior.edu.ru

Раздел 3. Материалы с особыми физическими свойствами

Тема 3.1. Материалы с особыми магнитными свойствами 

Самостоятельная работа № 15.  

Материалы с особыми магнитными свойствами.

Задача

Подготовка и оформление реферата на тему: низкочастотные магнитомягкие материалы.

Форма

контроля

защита реферата в аудитории, обсуждение материала

Литература

. 1.Адаскин А.М., Зуев В.М. Материаловедение, М.:ИЦ Академия, 2014

2.Моряков О.С. Материаловедение, М., издательский центр «Академия», 2008 год

3.Никифоров В.М. Технология металлов и других конструкционных материалов: Учебник для техникумов.-8-е изд., перераб. и доп. – СПб.: Политехника, 2003

Тема 3.2. Материалы с особыми тепловыми и электрическими свойствами.

Самостоятельная работа № 16.  

Материалы с особыми электрическими свойствами.

Задача

Подготовка презентации на темы: проводники, полупро-водники, диэлектрики.

Форма

контроля

защита презентации в аудитории, обсуждение материала

Литература

 1.Адаскин А.М., Зуев В.М. Материаловедение, М.:ИЦ Академия, 2014

2.Моряков О.С. Материаловедение, М., издательский центр «Академия», 2008 год

3.Никифоров В.М. Технология металлов и других конструкционных материалов: Учебник для техникумов.-8-е изд., перераб. и доп. – СПб.: Политехника, 2003

4. http://fcior.edu.ru

Самостоятельная работа № 17.

Материалы с особыми электрическими свойствами.

Задача

Подготовка  докладов на темы: сверхпроводники; электроизоляционные лаки, эмали, компаунды

Форма

контроля

Защита докладов в аудитории

Литература

1.

Раздел 4. Инструментальные материалы.

Самостоятельная работа № 18.  Стали для режущих инструментов.

Задача

Подготовка и оформление рефератов на темы: сверхтвердые инструментальные материалы, металлокерамические твердые сплавы

Форма

контроля

Защита рефератов

Литература

1.Адаскин А.М., Зуев В.М. Материаловедение, М.:ИЦ Академия, 2014

2.Моряков О.С. Материаловедение, М., издательский центр «Академия», 2008 год

3.Никифоров В.М. Технология металлов и других конструкционных материалов: Учебник для техникумов.-8-е изд., перераб. и доп. – СПб.: Политехника, 2003

4. http://fcior.edu.ru

Раздел 5. Порошковые и композиционные материалы

Тема 5.1.  Порошковые материалы

Самостоятельная работа № 19.  

Порошковые материалы.

Задача

Подготовка и оформление рефератов на темы: виды порошковых материалов

Форма

контроля

Защита рефератов

Литература

. 1.Адаскин А.М., Зуев В.М. Материаловедение, М.:ИЦ Академия, 2014

2.Моряков О.С. Материаловедение, М., издательский центр «Академия», 2008 год

3.Никифоров В.М. Технология металлов и других конструкционных материалов: Учебник для техникумов.-8-е изд., перераб. и доп. – СПб.: Политехника, 2003

4. http://fcior.edu.ru

Тема 5.2. Композиционные материалы

Самостоятельная работа № 20. Композиционные материалы с металлической матрицей и   неметаллической матрицей

Задача

Составление тезисного плана конспекта лекций  

Форма

контроля

обсуждение материала лекций

Литература

1.Адаскин А.М., Зуев В.М. Материаловедение, М.:ИЦ Академия, 2014

2.Моряков О.С. Материаловедение, М., издательский центр «Академия», 2008 год

3.Никифоров В.М. Технология металлов и других конструкционных материалов: Учебник для техникумов.-8-е изд., перераб. и доп. – СПб.: Политехника, 2003

4. http://fcior.edu.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы раздела ПМ 2. Взаимодействие классного руководителя с родителями /МДК 03.01. Теоретические и методические основы деятельности классного руководителя/

заданий Методические рекомендации содержат задания различного уровня сложности: обязательные и дополнительные, а также пояснения к их выполнению....

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ ЭКОНОМИКА ОРГАНИЗАЦИИ (методические указания к курсовой и к контрольной работе)

Цель курсовой работы состоит в том, чтобы закрепить и проверить знания, полученные студентами в процессе изучения учебного материала, а также выявить умение применять на практике методы анализа конкре...

Методические рекомендации к внеаудиторной самостоятельной работе по дисциплине "Материаловедение"

Данные методические указания помогают лучше подготовиться к предстоящим занятиям, закрепить полученные знания и умения.В состав методических указаний входят разделы: цель самостоятель­ной работы, план...

Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы по ПМ. 02 Производство рекламной продукции МДК 02.01 Выполнение рекламных проектов в материале

Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы по  МДК 02.01 Выполнение рекламных проектов в материале разработаны для студентов 2-4 курсов по специальности 42.02.01 Реклама и пре...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ ПО ДИСЦИПЛИНЕ ПМ.05 «ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТ ПО ПРОФССИЯМ РАБОЧИХ «МАНИКЮРША». «ПЕДИКЮРША» МДК 05.01 «ТЕХНОЛОГИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ МАНИКЮРА»

методические рекомендации по выполнению самостоятельных работ по дисциплинеПМ.05 «Выполнение работ по профссиям рабочих «Маникюрша». «Педикюрша»МдК 05.01 «Технологи...

Методические рекомендации по выполнению самостоятельных работ по ПМ.05 Выполнение работ с прикладным программным обеспечением

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы студентов при изучении междисциплинарного курса МДК.05.01 «Технология использования прикладного программного обеспече...

Методические рекомендации по выполнению самостоятельных работ и по проведению практических занятий по ПМ.05 Методическое обеспечение образовательного процесса

Методические рекомендации  для обучающихся по выполнению самостоятельных работ и по проведению практических занятий по ПМ.05 Методическое обеспечение образовательного процесса...