Диалог культур в изучении экономической и социальной географии в среднем профессиональном образовании.
статья

Диалог как двусторонняя информационная смысловая связь является важнейшей составляющей процесса обучения. В педагогической культуре выделяется внутриличностный диалог (противоречие сознания и эмоций), диалог как речевое общение людей (коммуникация) и диалог культурных смыслов, на котором и строится технология диалога культур.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dialog_kultur.docx17.2 КБ

Предварительный просмотр:

Диалог культур в изучении экономической и социальной географии в среднем профессиональном образовании.

Вся история человечества - это диалог. Диалог пронизывает всю нашу жизнь. Он является по своей действительности средством осуществления коммуникационных связей, условие взаимопонимания людей. Взаимодействие культур, их диалог - наиболее благоприятная основа для развития межэтнических, межнациональных отношений. Диалог - это понимание своего “Я” и общение с другими. Взаимодействие культур и цивилизаций предполагает и какие-то общие культурные ценности. Диалог культур может выступать как примиряющий фактор, предупреждающий возникновение войн и конфликтов. Он может снимать напряженность, создавать обстановку доверия и взаимного уважения. Понятие диалога особенно актуально для современной культуры. Сам процесс взаимодействия и есть диалог, а формы взаимодействия представляют собой различные виды диалогических отношений.

Изучение развития и размещения населения и хозяйства в мире в целом, в отдельных регионах и странах на уроках экономической и социальной географии затрагивает вопросы международных отношений, глобальных проблем человечества и взаимодействия общества и природы.

Одной из форм диалога культур служат международные отношения. Существуют различные международные организации типа ООН, ЮНЕСКО, ЕС, АТЭС и т.д.

Современная ситуация показывает возрастание межнациональных конфликтов в мире. В связи с тем, что конфликты на национальной почве формируются в течение длительного времени, причины их возникновения разные, при этом все они могут быть между собой взаимосвязаны. Хотя эта связь условна, но благодаря преобладанию тех или иных интересов и причин, их можно подразделить на политические, экономические, географические, социальные, культурные. К примеру, 2008 год был годом межкультурного диалога как год разрешения существующих конфликтов в пространстве Европейского Союза, а 2012г. — годом диалога КНР и Европейского Союза. Данный факт говорит о том, что на арену общественной жизни выходит международный диалог культур, который «усиливает взаимопонимание между народами, дает возможность лучшего познания собственного национального облика». Данный вид диалога культур определяет, что значимым становится культурный аспект внешней политики, а диалогическое развитие становится частью международного диалога культур, который способствует взаимопониманию, дает возможность раскрытию собственного облика культур народов, вступающих в международный диалог. Мировая общественность проводит встречи, симпозиумы и конференции по сохранению культурного наследия и благодаря неформальному общению укрепляются взаимоотношения.

Диалог как двусторонняя информационная смысловая связь является важнейшей составляющей процесса обучения. В педагогической культуре выделяется внутриличностный диалог (противоречие сознания и эмоций), диалог как речевое общение людей (коммуникация) и диалог культурных смыслов, на котором и строится технология диалога культур.[3]

Выпускник колледжа должен иметь знания о мире, о своих способностях и уметь самореализовываться в жизни.

Исходя из своего опыта преподавания общеобразовательных дисциплин, считаю, что для реализации данного подхода наиболее близка технология диалога культур.

Использование данной технологии позволяет решить насущные проблемы современного образования:

- формирование ключевых компетенций и универсальных учебных действий, таких как осознанное изучение государственного и родного языка, освоение исследовательской культуры разных народов мира;

- познание самого себя;

- своевременный и грамотный выбор профиля дальнейшего обучения.

Школа диалога культур предполагает развитие коммуникативных, творческих, рефлексивных способностей.

Структура диалога культур может быть реализована через следующую систему методических и дидактических приемов: микродискуссия, устный «поединок», работа в парах, формулировка собственных суждений, дидактические игры, тренинги, дебаты, решение проблемных вопросов, свободный микрофон, рождение авторского текста, схем и рисунков.

На уроке-диалоге у преподавателя нет решения на поставленную проблему, он её ищет вместе с обучающимися. В этом заключается существенная разница между проблемным обучением и уроком-диалогом.

Таким образом диалог культур был и остается главным в развитии человечества. На протяжении веков и тысячелетий происходило взаимообогащение культур, из которых складывалась уникальная мозаика человеческой цивилизации. Процесс взаимодействия, диалога культур носит сложный и неравномерный характер. Потому что не все структуры, элементы национальной культуры активны для усвоения накопленных творческих ценностей.

Список использованных источников:

  1. КиберЛенинка: https://cyberleninka.ru/article/n/ot-dialoga-kultur-k-mezhdunarodnomu-dialogu-kultur
  2. Лавров С.В. Диалог культур и партнерство цивилизаций: становление глобальной культуры // «Международный диалог культур». Дипломатическая программа чтений [Электронный ресурс].
  3. «Образовательная технология «Школа диалога культур» на уроке литературы» http://nsportal. ru/shkola/literatura/library/obrazovatelnaya-tehnologiya-shkola-dialoga-kultur-na-uroke-literatury

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ «ПОРТФОЛИО» В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН

Данная статья посвящена вопросам совершенствования учебно-воспитательного процесса по экономическим дисциплинам с помощью использования технологии «Портфолио». Автор описывает общую характеристику тех...

Рабочая программа учебной дисциплины «Основы философии» для специальностей среднего профессионального образования социально-экономического профиля.

Рабочая программа учебной дисциплины «Основы философии»  разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) по специальности (специальностям) среднего профессио...

Рабочая программа учебной дисциплины «Экономика» для специальностей среднего профессионального образования социально-экономического профиля.

Рабочая программа учебной дисциплины «Экономика»  разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) по специальности (специальностям) среднего профессиональног...

Рабочая программа по английскому языку по социально-экономическому профилю для учреждений среднего профессионального образования,отделения по подготовке квалифицированных рабочих и служащих

Представлена Рабочая программа по английскому языку по социально-экономическому профилю для учреждений среднего профессионального образования,отделения по подготовке квалифицированных рабочих и с...

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК» для специальностей среднего профессионального образования общеобразовательный цикл социально-экономический профиль 1 курс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Методические рекомендации составлены в соответствии с рекомендациями по планированию и организации самостоятельной работы студентов образовательных учреждений среднего...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ БД.05 ИСТОРИЯ Профессия среднего профессионального образования 43.01.02 Парикмахер (социально-экономический профиль)

Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины  БД.05 «История»предназначена  для изучения дисциплины при реализации образовательной программы среднего общего образован...

Проектирование занятий по изучению декоративного искусства коллажа в системе среднего профессионального образования

Проектирование занятий по изучению декоративного искусства коллажа в системе среднего профессионального образования....