ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ С ПРИМЕНЕНИЕМ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
статья

Мифтахова Ания Миннисламовна

Одним из эффективных способов реализации основных требований к современной системе образования - обеспечение требуемого уровня компетентности специалистов, гибкость, непрерывность, открытость и индивидуализация образования, является внедрение инновационных образовательных технологий, особое место среди которых занимает модульная технология профессионального обучения.

Стремительно развивающийся процесс информатизации всех сфер жизни общества делает возможным поднять на новый уровень организацию процесса обучения и качество исследовательской работы в системе образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_arsk.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

Мифтахова А.М., Проснева Ю.Е.

г.Нижнекамск, ГАПОУ «Нижнекамский педагогический колледж», преподаватель информатики, преподаватель психологии

ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ С ПРИМЕНЕНИЕМ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Важнейшей задачей профессионального образования сегодня является формирование у будущих специалистов научного мышления, навыков самостоятельного усвоения и критического анализа новой информации. Исходя из того, что профессиональные знания стареют очень быстро, необходимо их непрерывное совершенствование. Дистанционная форма обучения дает сегодня возможность создания систем массового непрерывного самообучения, всеобщего обмена информацией, независимо от наличия временных и пространственных поясов. Сегодня, когда развитие информационных и коммуникационных средств вышло на новый уровень, электронное обучение (ЭО) и дистанционные образовательные технологии (ДОТ) приобретают особую актуальность. Глубокие преобразования, происходящие в нашем обществе, более остро выдвигают на первый план проблемы развития педагогики, как науки, закладывающий моральный и интеллектуальный фундамент будущего, особенно в период внедрения новых Федеральных государственных образовательных стандартов. Целью изменения содержания образования посредством внедрения новых подходов обучения является обретение студентами когнитивных, эмоционально-ценностных, поведенческих компетенций, которые призваны обеспечить формирование таких качеств будущих учителей, как проактивность (умение найти выход из любой сложной ситуации с помощью творческого подхода, изменяя себя и окружающий мир), поликультурность, толерантность, гражданственность, этичность, способность к принятию самостоятельных решений, умение применять полученные знания на практике, коммуникативность, инициативность, желание и умение профессионально совершенствоваться на протяжении всей жизни.

Одним из эффективных способов реализации основных требований к современной системе образования - обеспечение требуемого уровня компетентности специалистов, гибкость, непрерывность, открытость и индивидуализация образования, является внедрение инновационных образовательных технологий, особое место среди которых занимает модульная технология профессионального обучения.

Стремительно развивающийся процесс информатизации всех сфер жизни общества делает возможным поднять на новый уровень организацию процесса обучения и качество исследовательской работы в системе образования.

В условиях массового внедрения вычислительной техники во все сферы человеческой деятельности умение использовать персональный компьютер, современные информационные технологии в своей будущей профессиональной и научной деятельности является в настоящее время обязательным условием подготовки любого специалиста.

Используя современные обучающие средства и инструментальные среды, можно создать условия и прекрасно оформленные программные продукты, не вносящие ничего нового в развитие теории обучения, но позволяющие наиболее эффективно воспринять и усвоить информационный материал по разным дисциплинам, в том числе и учащимися с ограниченными возможностями здоровья.

Исходя из вышесказанного, разработка программного инструментария, позволяющего наиболее эффективно и продуктивно изучить различные дисциплины для овладения будущей педагогической профессией является обязательным компонентом учебно-воспитательного процесса.

Учитывая требования ФГОС, в данном проекте представлена разработка электронного учебника по психологии на тему «Эмоции и чувства», в котором на наш взгляд достаточно полно применяется информационная и модульная технология обучения. Данный электронный учебник интегрирует в себе знания и умения студентов из таких научных областей как педагогика, психология, информатика, анатомия, нейропсихология, ритмика, технические средства обучения.

К достоинствам данного электронного учебника относятся:

  • Возможность адаптации и оптимизации пользовательского интерфейса под индивидуальные запросы обучаемого с учетом профессиональной направленности будущих специалистов.
  • Возможность использования дополнительных (по сравнению с печатным изданием) средств воздействия на обучаемого (мультимедийное издание), что позволяет быстрее осваивать и лучше запоминать учебный материал. Особенно важным нам представляется включение в текст пособия анимационных моделей.
  • Возможность построения простого и удобного механизма навигации в пределах электронного учебника. В электронном пособии используются гиперссылки и карты-изображения, что позволяет, не листая страниц, быстро перейти к нужному разделу или фрагменту и при необходимости так же быстро возвратиться обратно. При этом не требуется запоминать страницы, на которых были расположены соответствующие разделы.
  • Развитый поисковый механизм не только в пределах электронного учебника, но и вне его. В частности, по гипертекстовым ссылкам можно перемещаться по тексту издания, просматривать рисунки, обращаться к другим изданиям, ссылки на которые имеются в нем (литература и пр.), даже написать электронное письмо автору пособия с просьбой объяснить те или иные положения учебника.
  • Возможность адаптации изучаемого материала к уровню знаний студента, следствием чего является улучшение восприятия и запоминания информации.
  • Главное преимущество электронного учебника это возможность интерактивного взаимодействия между студентом и элементами учебника.

Результатом внедрения подобных электронных учебников по разным дисциплинам, разработанными самими педагогами в соответствии со спецификой учебного заведения и особенностью приобретаемой профессии, на наш взгляд, наиболее эффективно, результативно и продуктивно будет сказываться на формировании общих и профессиональных компетенций будущего специалиста.

Развитие дистанционного образования признано одним из ключевых направлений основных образовательных программ ЮНЕСКО «Образование для всех», «Образование через всю жизнь», «Образование без границ».  Использование дистанционной формы обучения педагогом в своей деятельности современно, так как это диктуется временем, необходимо, так как является фактором взаимосвязанного коммуникативного, социокультурного и личностного развития студентов, и, наконец, рационально, так как создает максимально благоприятные условия для овладения обучающимися социально накопленным опытом, заключенным в содержании обучения.

Работа дистанционно позволяет выстроить бесконфликтную педагогику, вместе с обучающимися вновь и вновь пережить вдохновение творчества, превратить образовательный процесс из скучной принудиловки в результативную созидательную творческую работу. В процессе такой работы происходит самостоятельное освоение участниками проекта комплексных научно-практических знаний и ключевых компетенций.

Список литературы

  1. Десять конференций по проблемам развития особенных детей – десять шагов от инновации к норме // Психологическая наука и образование.- 2005.- № 1.- С. 83
  2. Малофеев Н.Н. Специальное образование в меняющемся мире. Европа. Уч. пос. для студентов пед. вузов. – М.: Просвещение, 2009.
  3. Мультимедийный учебник – универсальное педагогическое средство обучения в современном образовании // Информатика и образование. – 2010. - № 6(26097). – С. 35.
  4. БарахсановаЕ.А., СлободчиковаА.А. Внедрение новых электронных разработок в образовательный процесс в виде спецкурсов // Дистанционное и виртуальное обучение. - 2011. - № 2. - С. 23-27 




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование ключевых компетенций у студентов через применение информационно-коммуникационных технологий

Публикация на тему: «Формирование ключевых компетенций у студентов через применение информационно-коммуникационных технологий» в сборнике материалов I Межрегиональной заочной научно-практической конфе...

О ПРИМЕНЕНИИ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ, В ТОМ ЧИСЛЕ СЕТЕВЫХ И ДИСТАНЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНОЙ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В условиях модернизации системы образования появляются новые проблемы и задачи, над решением которых предстоит работать преподавателям. Одна из проблем - это падение интереса в СПО к таким важным наук...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ - С ПРИМЕНЕНИЕМ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ: МЕНЕДЖМЕНТ НА ТЕМУ: «Сущность и необходимость контроля, виды контроля»

В методической разработке рассмотрены сущность и виды контроля с применением информационно-коммуникационных технологий. Приведены варианты индивидуальных заданий, авторская презентация. Методическая р...

Применение информационно-коммуникационных технологий на уроках специальных предметов электротехнического цикла.

В статье показана необходимость применения информационно-коммуникационных технологий на уроках специальных предметов электротехнического цикла для формирования современных профессиональных компетенций...

Методическая разработка Применение информационно-коммуникационных технологий при изучении дисциплины ОП.08 Основы бухгалтерского учета

Возможности применения информационно-коммуникационных технологий  в образовательном процессе. Использование мультимедийных технологий(презентаций) в образовательном процессе .Измерение результато...

Применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовательном процессе / Программа стажировки учителей технологии образовательных организаций основного образования

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕПРОГРАММАПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ«Применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовательном процессе / Программа стажировки учителей т...