Организация проектной деятельности в образовательных учреждениях СПО в условиях реализации ФГОС при изучении ПМ 04 Взаимодействие с родителями (лицами их заменяющими) и сотрудниками образовательной организации
статья

Статья "Организация проектной деятельности в образовательных учреждениях СПО в условиях реализации ФГОС при изучении ПМ 04 Взаимодействие с родителями (лицами их заменяющими) и сотрудниками образовательной организации"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx26.5 КБ

Предварительный просмотр:

Организация проектной деятельности в образовательных учреждениях СПО в условиях реализации ФГОС при изучении ПМ 04 Взаимодействие с родителями (лицами их заменяющими) и сотрудниками образовательной организации

Преподаватель специальных дисциплин  ГПК ГГТУ Ефремкина М.В.

Современный преподаватель СПО должен в совершенстве владеть не только содержанием предмета, методами, средствами и формами организации учебного процесса, но и современными технологиями обучения, которые способствовали бы формированию общих и профессиональных компетенций у будущих специалистов. Достичь желаемого возможно, применяя технологию модульного обучения, которая интегрирует всё  прогрессивное, что накоплено в педагогической теории и практике Проблему формирования компетенций  студентов успешно помогает  решать метод проектов.

В России метод проектов знали ещё в 1905 году, в тридцатые годы этот метод позабыли на полвека.  С развитием компетентностного подхода метод проектов переживает второе рождение,  так как проектная деятельность решает актуальные задачи образования.  ФГОС СПО поставили перед педагогами профессиональных образовательных организаций ряд проблем, среди которых выделяется формирование общих и профессиональных компетенций.

В ходе проектной деятельности решение задачи достигается через детальный анализ проблемы, который завершается практическим результатом. Решение проблемы предполагает практическое применение имеющихся и приобретённых знаний. Метод проектов соединяет теоретические знания с практическим опытом, что соответствует требованиям образовательных стандартов. Подготовка будущего специалиста к творчеству в процессе получения им профессионального образования в учреждениях СПО должна складываться в определенную систему обучения и прежде всего дидактическую.

В Федеральных государственных образовательных стандартах среднего профессионального образования отмечено, что образовательными учреждениями должны быть созданы условия для максимального приближения программ текущей и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплинам и междисциплинарным курсам профессионального цикла к условиям их будущей профессиональной деятельности. Проектная деятельность студентов и преподавателей направлена на совершенствование качества профессиональной подготовки специалистов, развитие у них познавательного процесса и творческой познавательной активности.

 Цель проектной работы – создать условия, при которых студенты самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников:

- учатся использоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;

- приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;

- развивают исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения);

- развивают системное мышление.

Образовательный процесс строится в логике деятельности, имеющей личностный смысл для студента, что повышает его мотивацию в учении. По М. Е. Брейгиной, проекты могут подразделяться на: монопроекты, коллективные, устно-речевые, видовые, письменные и итернет-проекты. В реальной практике зачастую приходится иметь дело со смешанными проектами, в которых имеются признаки исследовательских, творческих, практико-ориентированных и информационных. Метод проектов способствует развитию активного самостоятельного мышления и ориентирует на совместную исследовательскую работу. Проектное обучение актуально тем, что учит сотрудничеству, а обучение сотрудничеству воспитывает такие нравственные ценности, как взаимопомощь и умение сопереживать, формирует творческие способности и активизирует обучаемых. В процессе проектного обучения, прослеживается неразрывность обучения и воспитания.

Студенты в процессе работы над проектом расширяют свой кругозор, учатся ориентироваться в  выбранной Программе дошкольного образования соответствующей ФГОС, получают опыт практической подготовки проектов, учатся  взаимодействовать и  понимать друг друга при защите проектов. Работа над проектом – процесс творческий, но преподавателю необходимо дать алгоритм составления проекта. Работа над проектами развивает воображение, фантазию, творческое мышление, самостоятельность и другие личностные качества.

Все эти теоретические постулаты необходимо освоить для того, чтобы использовать  теоретические знания и практические умения работы над проектами в ходе освоения  профессионального модуля и в дальнейшем перенести их в практику взаимодействия с родителями воспитанников той или иной возрастной группы.

         Согласно требованиям ФГОС ДО (требования к условиям реализации основной

образовательной программы дошкольного образования):

– необходимо создать условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности;

– обеспечить поддержку родителей (законных представителей) в воспитании детей,

охране и укреплении их здоровья;

– наладить взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.

Внедрение новых стандартов переводит работу с родителями в новое русло – русло взаимодействия, сотрудничества. Совместное творчество детей и родителей формирует хорошие доверительные отношения между ними, оказывает положительное влияние на развитие ребенка и приучает его сотрудничать. Творческий процесс стимулирует всестороннее развитие ребёнка. Совершенствуются его моторные навыки, формируется воображение, раскрывается творческий потенциал. Помимо этого совместная творческая деятельность – это интересное и увлекательное времяпровождение. Приоритетной функцией сотрудничества дошкольного учреждения и семьи являются приобщение родителей к нормативным компонентам дошкольного образования, информирования их о задачах, содержании и методах воспитания в детском саду.

Формирование коммуникативных  компетенций студентов является залогом успешного взаимодействия с семьями воспитанников.   Сначала необходимо обучать составлению проектов совместной деятельности триады: воспитатель, дети, родители, а затем на практике воплощать их в жизнь. Взаимодействие – универсальная форма движения, развития, определяет существование и структурную организацию любой материальной системы.

Доказано, что действенной формой повышения воспитательной культуры родителей и модернизацией информационно-просветительской функции сотрудничества

может считаться метод проектов. Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел). Поэтому в воспитательно-образовательном процессе дошкольной образовательной организации проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также на добровольной основе вовлекаются родители и другие члены семьи.  По ходу решения поставленных задач компетентный взрослый помогает найти ребенку необходимые для этого средства и способы, а зачастую знакомит детей с новым, еще не известным ему.

Опираясь на помощь взрослых, дети ищут решение проблемы через вопросы к родителям, совместные походы в библиотеку, чтение детских познавательных и справочных изданий; поездок, походов; наблюдений и экскурсий, занятий в кружках и студиях по интересам. Совместно с родителями они занимаются продуктивными видами

деятельности: собирают коллекции, оформляют семейные альбомы, рисуют, лепят, шьют,

мастерят, стряпают, экспериментируют, изобретают и сочиняют. При этом очень важно, чтобы взрослые ничего не делали за детей, не мешали их возможности проявлять максимум способностей, самостоятельности, инициативы и творчества. Как правило, темой проектов становится определенный раздел образовательной программы. Но если

она возникла по инициативе самих детей, это очень ценно и обязательно должно найти

поддержку со стороны взрослых.

         Преподаватели СПО должны помогать студентам: определять примерные темы проектов, методически грамотно определять актуальность проблемы, которая определяется с помощью диагностических методик.  А вот составление технологической карты проекта должно быть выполнено студентами самостоятельно. Сначала в группе, по предложенному алгоритму, а затем и самостоятельно. Данные задания могут быть использованы на квалификационном экзамене по профессиональному модулю, демонстрационном экзамене, а также могут быть использованы в качестве заданий на профессиональных конкурсах, таких как  «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia).

         Важнейшим качеством квалифицированного специалиста, является компетентность – актуальное качество личности, проявляющееся совокупностью компетенций.  Но формируя компетенции соответствующие Профессиональному стандарту важно, чтобы  будущие профессионалы усвоили и затем довели до родителей важную мысль  В.А. Сухомлинского: «Главный смысл и цель семейной жизни – воспитание детей».

Нормативно-правовое и методологическое обеспечение  

 - Федеральные государственные образовательные стандарты среднего

профессионального образования по специальностям;

Используемая литература:

1. А.А. Темербекова, В.В.Бондарь Информационная компетентность личности учителя как

социально - педагогическая проблема: монография.- М.: МГУП, 2008.-193с.

2. Качество среднего профессионального образования (проблемы и пути обеспечения).

Научно - методический сборник. – М.: ИПРСПО. 2008.- 60 с.

3. Л.Д. Морозова «Педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к практике».

Издательство «Творческий центр Сфера » - Москва, 2013

4. А.А. Майер, О.И. Давыдова «555 идей для вовлечения родителей в жизнь детского

сада». Издательство «Творческий центр Сфера » - Москва, 2015

6. В.С. Гайнуллова, Е.М. Зотова «Детский сад и Школа Будущего: основы сотрудничества и партнерства». Издательство «Творческий центр Сфера » - Москва, 2014

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОС ПМ.04 Взаимодействие с родителями (лицами, их заменяющими) и сотрудниками образовательной организации. по специальности 44.02.01 «Дошкольное образование»

Комплект  контрольно - оценочных  средств  по  профессиональному  модулю разработан  на  основе  федерального  государственного  образовательного стан...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ.04 ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ (ЛИЦАМИ, ИХ ЗАМЕНЯЮЩИМИ) И СОТРУДНИКАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

  Рабочая программа профессионального модуля ПМ.04 Взаимодействие с родителями (лицами, их заменяющими) и сотрудниками образовательной организации разработан на основе Федерального государ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА профессионального модуля ПМ.04 ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ (ЛИЦАМИ, ИХ ЗАМЕНЯЮЩИМИ) И СОТРУДНИКАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ. Специальность 44.02.01 Дошкольное образование

Рабочая программа профессионального модуля является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 44.02.01 Дошкольное образование (углубленной п...

Методические рекомендации по выполнению самостоятельных работ и по проведению практических занятий по ПМ.04 Взаимодействие с родителями (лицами, их заменяющими) и сотрудниками образовательной организации

Методические рекомендации для обучающихся  по выполнению самостоятельных работ и по проведению практических занятий по ПМ.04 Взаимодействие с родителями (лицами, их заменяющими) и сотрудниками об...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ.04 ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ (ЛИЦАМИ ИХ ЗАМЕНЯЮЩИМИ) И СОТРУДНИКАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 44.02.01. Дошкольное образование

Рабочая программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (...

Учебная практика в области ПМ.04. "Взаимодействие с родителями (лицами, их заменяющими) и сотрудниками образовательного учреждения"

Учебная практика в области ПМ.04. "Взаимодействие с родителями (лицами, их заменяющими) и сотрудниками образовательного учреждения"...

Производственная практика ПМ.04. "Взаимодействие с родителями (лицами, их заменяющими) и сотрудниками образовательного учреждения"

Производственная практика ПМ.04. "Взаимодействие с родителями (лицами, их заменяющими) и сотрудниками образовательного учреждения"....