Литературное исследование "Земляки, которыми гордится наш край"
презентация к уроку

Эвергетова Валентина Степановна

Многое связывает человека с местом, где он живет. Родной край, его люди становятся частью человеческой судьбы. Где бы мы ни жили, на каком бы языке ни говорили, Россия – наша общая, большая и единственная Отчизна.

Место, в котором мы родились, несравнимо ни с чем другим. Это наша малая родина. А бывает и так, что человек по воле судьбы покинул родной край и поселился в другом, не менее прекрасном уголке нашей огромной страны. И теперь уже он стал малой родиной для него. О таком поэте я и хочу рассказать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл irina_drozhzhina.rar2.07 МБ

Предварительный просмотр:

Областной семинар-практикум для учреждений СПО Московской области

«Земляки, которыми гордится наш край»

литературное исследование

Автор исследования:

                                                                                                                                                                     Эвергетова Валентина Степановна,

преподаватель русского языка и литературы

Луховицкого аграрно-промышленного техникума

Московской области

Луховицы,2018

СОДЕРЖАНИЕ

Введение
Глава I. Жизненный путь и творчество Ирины Дрожжиной
Заключение

 Введение

Земляки, которыми гордится наш край

Многое связывает человека с местом, где он живет. Родной край, его люди становятся частью человеческой судьбы. Где бы мы ни жили, на каком бы языке ни говорили, Россия – наша общая, большая и единственная Отчизна. Место, в котором мы родились, несравнимо ни с чем другим. Это наша малая родина. А бывает и так, что человек по воле судьбы покинул родной край и поселился в другом, не менее прекрасном уголке нашей огромной страны. И теперь уже он стал  малой родиной для него. О таком поэте я и хочу рассказать.

  Актуальность темы своего литературного исследования  я вижу в том, что в наше трудное время, в век новых технологий лирика местных поэтов помогает всем нам не забывать о том, что живы ещё чувства сострадания, любви к Родине, своему городу и друг к другу. Считаю, что материал моей работы может вызвать интерес к поэзии «малой родины», своего района, города,  потому что рядом с нами жили  люди, обладающие удивительным даром - дарить свою душу, мысли, переживания и себе, и окружающим. Хоть они и не получили мировую славу, зато они писали  стихи, которые берут за душу. Мы, к сожалению, мало о них знаем, так как у современной молодёжи другие интересы и ценности.

Считаю, что крайне важно знать и читать стихи самобытных поэтов.

В своей исследовательской работе мне хотелось бы рассказать о талантливом поэте-земляке Ирине Дрожжиной.

Проблема исследования: важно изучать литературу родного края, чтобы иметь представление об особенностях своей малой родины, гордиться своим краем. Литература родного края – это часть национальной литературы.

В связи с этим, на мой взгляд, появилась необходимость привлечь интерес к творчеству местного поэта, потому что часто наше общество вспоминает о заслугах граждан своей страны слишком поздно, не успев выразить слова благодарности за талант, за творческое наследие.

Объект исследования: литературное исследование;

Предмет исследования: творческое наследие поэта-земляка Дрожжиной Ирины.

Цель работы: 1)  исследование творческого пути поэта – земляка  Ирины Дрожжиной через знакомство с литературным наследием;

2)   ​ популяризация имени поэта, привлечение интереса учащихся к её творчеству;

Задачи исследования:

​  Собрать информацию о биографии и творчестве поэта;

​  Проанализировать её стихотворения и выделить основные темы и мотивы  лирических    произведений;

​  Выявить взаимосвязь биографии поэта с темами произведений;

​  Вызвать интерес к личности поэта – земляка.

 Практическая значимость состоит в том, что собранный материал  может быть использован на уроках литературы, на тематических конференциях, литературных конкурсах, викторинах,  с ним можно будет выступить на вечере, посвящённом поэтам-землякам. В этом я вижу общественную значимость литературной краеведческой деятельности.

Этапы работы над проектом:

1. Организационный

​ ​  Разработка плана исследования.

2. Сбор информации

​  Сбор информации по теме исследования в библиотеке; 

  Ксерокопирование  стихотворений из сборника, вырезок газет.

3. Практический

​  Создание презентации по данной теме, написание исследовательской работы;

​  Выступление по теме исследовательской работы;

​  Публикация материалов по данной теме в сети Интернет.

 


Глава I

Не каждому бывает суждено родиться в святой день. Ирина Дрожжина родилась 21 сентября, в святой день Рождества Святой Богородицы. Может быть уже тогда определилась ее судьба.

Если у меня все будет гладко,

И на сердце будет хорошо,

Вот тогда скажу я - все в порядке,

Каждый, что искал, то и нашел.

На меня обиды не держите,

За глаза - нет худшего греха,

Вы обидных слов не говорите,

Их передадут наверняка.

Вспоминайте. Может не однажды

Буду я не раз себя винить:

Ошибаться в жизни может каждый

Главное - ошибки находить.

Как с обрыва, с берега крутого

Я бросаюсь в бездну с высоты,

Может, поздно начинать все снова,

И теперь уже не до мечты.

Не сбылась, когда-то не свершилась

Та мечта, что в юности была.

И потом прийти не торопилась,

С облаками по небу плыла.

А теперь нагрянула внезапно

И дождем весенним пролилась.

Может, оттого я так несчастна

И слезой горючей залилась.

И терзают душу мне сомненья,

И саднит обида и тоска.

Кружит ветер надо мной весенний,

Сразу стали ближе облака.

Вот и все - так коротко, понятно

На прощанье каждому скажу,

Чтоб объять, что в жизни необъятно,

Я от Вас в дорогу ухожу.

Что там ждет меня за поворотом.

Дней, ночей бессонных разве счесть!

Знаю только — до седьмого пота

Мне трудиться, чтобы хлеб свой есть.

От былого откажусь отныне,

Мне упрямства впредь не занимать,

Помните о Дрожжиной Ирине,

Чтобы ей о вас не забывать…

Судьба вела ее по жизни, наделив ярким талантом. Еще маленькой девочкой, школьницей, начала она писать стихи. Участвовала в конкурсах, писала в «Пионерскую правду», в областную газету «Ленинское знамя». Ей прочили славу поэта...

Но простая крестьянская семья не могла, не в состоянии была дать ей то, что она заслужила. Надо было работать, утверждаться в жизни, получать специальность, которая, по мнению родителей, обеспечила бы благополучие в жизни. А стихи... это развлечение, баловство. И она уезжает из своего родного Озерского края, из своего села Белые Колодези. Многое взяла она из родного села для своих стихов: богатейшие зеленые дубравы и быструю речку Оку, а самое главное — родниковые ключи, которые били у каждого дома, и рябиновые ветки, которые стучались в самые окна. Уже в зрелые годы родилось стихотворение о родном доме.

«ТРИ РЯБИНЫ»

Три рябины под окном у дома

По весне отец мой посадил.

И сказал: «Их шум ветвей зеленых

Помни, дочка, в сердце береги!»

Те рябины подросли, окрепли,

Ветки, будто крылья, обрели,

Словно символ и зимой, и летом

Верности, надежды и любви.

Я, с какой - то грустью очень нежной,

О рябинах думала не зря,

Не теряла никогда надежды,

Что есть всюду верные друзья.

От любви к теплу родного дома,

К матери, встающей на заре,

Оттого, что с детства так знакомо,

Было легче в жизни мне вдвойне.

Иногда вдруг становилось больно,

Знала: наяву или во сне

Три рябины под окном у дома

Мне протянут ветви по весне.

Пусть они растут и в небо рвутся,

Твердо на земле всегда стоят.

И во мне живут и остаются,

Наливаясь гроздьями, горят.

И она приезжает в Луховицы, поступает  работать на машиностроительный завод, идет учиться в вечерний авиационный техникум, получает диплом «технолога».

Но талант, ее поэтический дар не слабел, наоборот, усиливался, утверждался, вел к цели и находил выход. В заводской газете стали часто появляться ее стихи, ее сердце откликалось на каждое заводское событие: будь то юбилей труженика, или просто заводской праздник.

Каждый поэт считает своим долгом написать хотя бы одно стихотворение о родине, о России. У Ирины тоже есть несколько таких стихов. О чем они? Да все о той же многострадальной России. Одно из них так и называется: «Чем помогу тебе, Россия?»

Чем помогу тебе, Россия?

Спрошу себя в который раз,

Когда сама теряю силы,

В сей трудный год, и трудный час.

И с правдой чтоб не разминуться,

Не знаю, где мой верный путь,

Чтобы, опять не обмануться,

Чтобы с дороги не свернуть.

Чем помогу тебе, Россия?

Я заблудилась, как во сне,

Я сколько раз уже просила,

Молила Бога в тишине

Не оставлять нас, не отринуть,

Тебя, Россия, сохранить.

И мне вовеки не постигнуть,

Как можно прошлое забыть.

Выходит, жили мы напрасно,

За что боролись - все не в счет!

Когда же день пройдет ненастный,

И пелена с души спадет?

Чем помогу тебе, Россия,

Когда я вижу с каждым днем

Обман и ложь берут засилье,

Все покупается рублем.

И как смогу я по-иному

На жизнь прошедшую взглянуть,

Как память об отце родном мне

Навек в душе перечеркнуть?

Нет, не смогу. Я знаю точно,

Что он других не предавал,

Не за себя и днем, и ночью,

А за Россию воевал.

И в 45-ом, в День Победы,

Покинув раньше медсанбат,

Он жил надеждою и верой,

Твой сын, защитник и солдат.

Невзгоды горькие осилив,

Победу одержав в войне,

Он все отдал тебе, Россия,

Чтоб краше стала и сильней.

Чтобы и мы, и наши внуки,

Спокойно жили на земле.

Теперь в цене другие руки,

И не в мозолях, а в дерьме.

Так что же с нами всеми сталось?

Чего хотим - не разберем,

И равнодушье, и усталость,

Одолевают с каждым днем.

Мы ждем заморскую подачку,

Что привезут из-за бугра,

Все эти «сникерсы» и жвачки,

И остальная ерунда.

Собрать бы вас, сгрести в охапку,

Поганым веником смести,

Глядишь, и зажили б в достатке.

Прости нас, Родина, прости.

Прости, Россия, если сможешь,

Как ты прощала и не раз,

Чтоб невозможное — возможным

Осуществлять в тяжелый час.

Чтоб не давили больше стены,

Не жгло под ложечкой в груди,

Скорей задумаемся все мы —

Что с нами будет впереди?

Устав от злобы и насилья,

Чтоб в ступе воду не толочь,

Должны мы все тебе, Россия,

Должны, родимая, помочь.

Во многих стихах поэтессы много картин природы. Это не случайно! Часто она рассказывала на страничках газеты «Знамя» о своем родном крае, говорила, что все, что связано с природой, это у нее от отца, умелого охотника, заядлого рыболова, знающего грибника... Именно ей, любимице, передал он умение слышать музыку природы, передавать ее в стихах, песнях.

Плачет осень холодным дождем,

Словно не было бабьего лета.

И опять ожиданьем живем

И тепла, и весеннего света.

Незадача, но чем объяснить,

Что природа сама сговорилась

С той печалью, что стали мы жить,

Ей во всем отдаваясь на милость.

С тем смятеньем, что души нам жжет,

И лишает надежд и покоя.

Осень! Осень! Безрадостный год,

Где стоим на краю преисподней.

Окропить бы нас всех, чтобы вновь

Обрели мы в житейском ненастье .

И достоинство русских лесов,

И защиту от разных напастей.

Чтоб завидя на тропке лесной

Белый гриб, впали мы в удивленье,

И воскликнули: «Боже мой!

В красоте только наше спасенье».

Уже давно нет на белом свете отца, выдержав все невзгоды, ранение и лишения Великой Отечественной, проработав всю жизнь в колхозе, он умер or сердца внезапно, на колхозном поле. В одном из стихотворений, посвященных своему маленькому сыну, она очень тепло расскажет об отце:

Кем бы ты ни стал

и кем бы ни был.

Я, сынок, хоту тебе сказать.

Что вкусней всего —

краюха хлеба.

Что тебе протягивает мать.

Не тянись ты к сладостям

заморским,

Что в них проку! -

чаще вопрошай

Помни, что когда - то

хлебосольством

Отличалась русская душа

Чтоб враги не смели надругаться

Сапожищем землю растоптать.

Дед твой шел за Родину сражаться

И с фашистской силой воевать.

Но зато в блокадном Ленинграде,

Все, кто выжил, до сих пор хранят

Не зефир, не вафли в шоколаде, -

Корку хлеба в виде сухаря.

Ты еще узнаешь цену хлеба,

Многое осилишь и поймешь,

Если расскажу тебе о деде,

Что растил пшеницу, сеял рожь.

Выходил в поля не досыпая ,

Битву вел за каждый урожай,

Расскажу, как нес он, прижимая

Первый испеченный каравай.

Только там есть счастье и достаток, -

Он любил частенько повторять, -

Где не бросят хлебного остатка,

Где не покупают хлеб зазря

Где ребенка с самого рожденья

Приучают в семьях с малых лет

Относиться к хлебу с уваженьем,

И писать с заглавной буквой -

Хлеб!

Нет его, но с истиною этой

Я, сынишка, спорить не берусь,

Потому что знаю -

Только с хлебом

Возродит свое величье Русь!

Так держи ее - краюху хлеба,

Прижимайся к ней щекой своей,

Кем бы ты ни стал

И кем бы ни был,

Нет краюхи слаще и вкусней.

Так уж бывает в жизни, что мать пережила свою дочь и несла всю боль за безвременно ушедшую Ирину. Редко ездила она к матери, много причин этому: работа, дети, семья, неудобная дорога.

И вот появляется ее стихотворение — исповедь «Я еду к маме со своей бедой», в котором она все тепло своей души отдает ей, матери.

Я еду к маме со своей бедой,

Не замечая суеты вокзала,

Решила ей довериться одной,

Чтобы она, что делать, подсказала.

Мне нужен так совет ее теперь,

Она поймет, она меня поддержит,

Скорей бы распахнул автобус дверь,

И я бы в путь отправилась как прежде.

А вот и мама встала у крыльца,

Растеряна, растрогана - и в слезы,

И все твердит одно мне без конца –

Ну, как ты, дочка! Вся, поди, замерзла!

У теплой печки не кидает в дрожь,

До самой ночи тянется беседа,

Но спросит тихо мама: «Как живешь?»

Уж перед самым сном и напоследок.

И разве я могу ей все сказать!

Зачем? Я огорчать ее не стану,

Примусь в ответ шутить и хохотать,

Что за вопрос ты задаешь мне, мама?

Тема матери часто звучит в творчестве Ирины Дрожжиной, своему маленькому сыну Саше она даст стихотворное напутствие:

Запомни, сынок желанный,

То, что во все времена,

Все начинается с мамы,

Начало всему - она!

У Ирины Дрожжиной была одна ценнейшая особенность: она умела откликаться на каждое событие в жизни города, страны. Так появился цикл стихов о Чечне, и вообще, о всех молодых парнях, которым завтра идти служить. К 23 февраля в заводской многотиражке появилось стихотворение «Растет мой мальчик, набирает силы

Растет мой мальчик,

набирает силы,

Но я себя заставить не могу

Не думать,

не печалиться о сыне,

Мне так тревожно

за его судьбу.

Что будет с ним,

когда он станет взрослым,

И час пробьет,

и позовет труба.

Уйдет служить -

солдатом ли, матросом,

Мой сын.

И мне неведомо, куда?

Кого он будет защищать,

родимый?

Кого хранить,

и от кого спасать?

И страшно мне становится

за сына,

что могут навсегда его отнять.

«Поэт в России больше, чем поэт». Поэтам верят, но только тем, кто живет рядом с нами, кто живет, как мы, не в шикарной квартире за семью замками, а ходит вместе с вами по одной грешной земле, дышит вместе с нами одним воздухом. Тогда - верят!

Ирина Дрожжина... Необыкновенной души человек. Нет ее. А может вовсе и не была она поэтом, ведь почти нигде, кроме заводской газеты, не печатали ее. Просто что — то ей дано от Бога, того, чего нам не досталось. Может поэтому она и обращалась часто к Богу, благодарила его, что он дал ей такое прозрение видеть все, что другие не видят, и говорить так, чтобы слушали…

Мне страшно, Боже, страшно, я боюсь,

Никто меня за это не осудит,

Не за себя - за падших я молюсь,

За тех молюсь, кто души свои губит.

В стране, где беспредел, где продают,

Меняют все, что и нельзя, и можно,

В стране, где убивают, предают,

Без страха жить сегодня невозможно,

Ответь, Господь: как выстоять? - скажи,

И силы дай с коленей приподняться,

Спаси от лицемерия и лжи,

Не дай совсем без совести остаться.

В 1994 году в газете появляется статья Ирины Дрожжиной, посвященная столетию со дня рождения русской поэтессы Марины Цветаевой. В статье она ставит вопрос о трагической кончине Марины; о чем думала та в те мгновения, когда, оставив ребенка в сенцах нетопленого и полуразваленного дома, завязывала  петлю? Она, любившая жизнь и предсказавшая столь раннюю кончину в своих стихах? Почему рядом с ней в ту роковую минуту не оказалось человека, способного понять, поддержать, облегчить и без того тяжелую участь. Над этими вопросами еще предстоит поразмыслить не одному поколению.

Почему ты шагала не в ногу?

Не кричала - долой царя!

Не пошла, как другие, дорогой

Под знаменами Октября?

И поэтому столько страдала,

Ты от сборища темных сил,

И жила - не жила-умирала,

Все обиды в душе сносив.

Бог за это тебя не осудит,

На Руси испокон веков

Умирали поэты от пули,

От петли, от тяжелых оков.

И не могла остаться равнодушной Ирина к тому историческому факту, что недалеко от Луховиц находится родина певца природы и любви Сергея Есенина. Ведь проезжал он через наш город, когда впервые ехал в Москву, чтобы прославиться и заявить о себе, ведь наш город - шестая часть той российской земли, которую он воспел в своих стихах.

Под Рязанью, где луга в зарницах,

В домике с покошенным крыльцом,

Видно было суждено родиться

Мальчику с задумчивым лицом.

И не знали тихие березы,

Что не раз к ним прибегал весной

Худощавый маленький Сережа,

С русою, курчавой головой.

Проработала Ирина Дрожжина на заводе 28 лет, гордилась заводом, ставшим частью ее судьбы, мечтала о том дне, когда по праву займет место в рядах ветеранов труда. Она была настолько артистична и эмоциональна, что не вписывалась в эти громыхающие механизмы цеха. Полностью, как казалось, она раскрывалась, когда участвовала в художественной самодеятельности, читала стихи, пела песни. Стихами она могла выразить то, что чувствовали все заводчане, а вот сказать так емко, красиво, точно, не могли.


Заключение

Ушла из жизни Ирина Дрожжина в 46 лет, на самом взлете ее жизненного пути, пламя жизни задул ветер смерти. Необыкновенной души человек. ...И в душе что-то оборвалось, когда ее не стало. Неожиданно. Жить бы и жить. Ради близких, ради маленького сына, ради друзей. Ради многих, очень многих людей, с которыми была знакома и дружна. Поэтом себя не считала, говорила, что только учится. Но так и не пришлось доучиться... Как бы подводя итог себе, как бы оправдываясь, что не все еще гладко, она незадолго до ухода из жизни написала стихотворение «А дни бегут, как за строкой строка».

А дни бегут, как за строкой строка,

В которых есть и радость, и волнение.

Я почему - то верую пока

В большое чувство — чувство вдохновения.

Я верю в миг удачливого дня,

Когда он незаметно угасает,

То я сажусь тихонько у огня.

Пишу стихи и слов узор сплетаю.

Они и неказисты, и просты,

И рифма не всегда в словах бывает,

Но в них мои стремленья и мечты,

Которые мне в жизни помогают.

Пусть не поймет их кто - нибудь,

Иной с усмешкой скажет: «Чепуха какая».

Но уплывают с талою водой

Слова обидные, я это твердо знаю:

И потому пишу их всей душой.

И не могу сказать себе - не надо.

Стихи в многотиражке заводской

Моим волненьям высшая награда.

Библиография

1.Газета Луховицкого машиностроительного завода «Знамя».

2.Газета «Луховицкие вести».

3.Фотоархив семьи Дрожжиных.

4.Статьи Луховицкой  межпоселенческой  библиотеки.

5. Воспоминания жителей города Луховицы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Край в котором мы живем

Классный час "Край в котором мы живем"Подготовка будущего специалиста педагога дошкольного учреждения к воспитанию у детей важных качеств, как любовь к Родине, гражданственности, национального самосоз...

Литературный клуб «во вторник на Сенной»: совместный творческий проект педагогического коллектива ГБПОУ РО «РСК» и поэтов донского края

Современное содержание литературного образования не может состояться без изучения литературной жизни исторически сложившегося региона, в котором живут и учатся студенты на­шей области, без чтения худо...

Методическая разработка литературно-музыкальной композиции: « Милее нет родного края », посвящённая Дню независимости России

Открытое мероприятие «Милее нет родного края» посвящено одному из самых «молодых» государственных праздников в  нашей стране «Дню независимости России», которы...

Познавательно-игровая программа «Край, в котором я живу»,

Здравствуйте, ребята! Я рада вас приветствовать на познавательно- игровой программе "Край в котором я живу", посвященной 80- летию Ямало-Ненецкого автономного округа. Первые сведения о ямаль...

Который год живет под мирным небом Курский край, родимая земля!

Сценарий музыкально-литературной композиции урока-концерта обучающихся общего фортепиано (отделение хорового пения)....

Методическая разработка внеклассного мероприятия - литературной гостиной "Звезда, в которую он верил...", посвящённой творчеству А.В. Вампилова

Данный материал содержит методическую разработку литературной гостиной, посвящённой творчеству русского писателя и драматурга А.В. Вампилова....

Методическая разработка разноуровневых заданий на тему: "Край, в котором я живу"!!!

пппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппп...