Сценарий классного часа для студентов СПО "Словесность старого времени"
классный час

Снегирева Ольга Александровна

Материал может быть полезен классным руководителям в работе со старшеклассниками и студентами НПО И СПО. Материал представлен в форме сценария для классного часа, который может быть проведен как в группе студентов, так и как общеколледжное мероприятие. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stsenariy_klassnogo_chasa_slovestnost_starogo_vremeni.doc109.5 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час

«СЛОВЕСНОСТЬ СТАРОГО ВРЕМЕНИ»

Цели классного часа:

- представить самобытную словесность старого времени;

- познакомить студентов с преданными забвению жанрами русской словесности;

- приобщать студентов к русскому устному и прикладному народному творчеству, обычаям и традициям древних славян;

- активизировать культурно-досуговую деятельность студентов;

- воспитывать духовно-нравственные качества личности студентов, взаимоуважение девушек и юношей, этических норм поведения.

Оборудование: кубик для проведения игры, ребра которого окрашены в красный, зелёный, синий, жёлтый, оранжевый и белый цвета, презентация «Словесность старого времени», компьютер, проектор, записи русской народной музыки или фольклорные номера для пауз между конкурсами во время работы жюри, секундомер, конверты с правильными ответами на все вопросы для членов жюри, грамоты для команд.

Ход классного часа

Ведущий: Когда с природой я наедине, то различаю языки земные:

Беседуют деревья в тишине. Друг с другом птицы говорят лесные.

Есть говор свой у волн вдали, насвистывает что-то тихий ветер...

Мне не узнать всех языков Земли за краткий срок, отпущенный на свете.

Так тяжко на Земле без языка! Не высказать ни счастья, ни печали...

Безмолвны горы долгие года. О чём они, возвысясь, замечали?

Всё в языке: рожденье, первый шаг, любовь и смерть, и жизнь на новом взлете.

И если вдруг исчезнет мой язык. То и меня вы больше не найдете!

Акылбек Шаясменов

«Земные языки»

Ведущий: Язык существует на планете столько, сколько живут люди. История не знает ни одного человеческого коллектива, который бы не пользовался языком. И это понятно, человек существует в обществе. Он постоянно связан с другими людьми. И общаются люди при помощи языка - передают свои мысли, желания, чувства.

Ведущий: С самого раннего детства и до глубокой старости вся жизнь человека связана с языком. Ребенок ещё не научился говорить, а его чистый слух уже ловит ласковое журчание бабушкиных сказок, материнской колыбельной песенки. Но ведь сказки, прибаутки, песни - это тоже язык.

Студентка:

Родной язык!

Он с детства мне знаком,

На нем впервые я сказала «мама»,

На нем клялась я в верности упрямой,

И каждый вздох понятен мне на нем.

Родной язык!

Он дорог мне, он мой.

На нем ветра в предгорьях наших свищут,

На нем впервые довелось услышать

Мне лепет птиц зеленою весной.

Ведущий: История и культура народа находят отражение, прежде всего, в языке. Русский язык, несмотря на все метаморфозы века XX, является одним из развитых языков мира, по красоте, образности, точности выражения мысли, не уступающий европейским языкам.

В вопросе о происхождении русского литературного языка традиционно противопоставляются две точки зрения. Согласно первой, русский литературный язык по своему происхождению является церковнославянским, а согласно второй точки зрения - «русский литературный язык сложился независимо от древнецерковнославянского языка.

Церковнославянским называют язык, сложившийся в результате адаптации старославянского языка на русской почве в результате взаимодействия с русским языком.

Церковнославянский язык распространялся на Руси, прежде всего, как язык церкви. Поэтому на нем создавалось все, что было связано с церковной тематикой, и, прежде всего, канонические книги Священного Писания (Евангелие, Апостол и Псалтырь).

Ведущий:Что касается древнерусского языка, то изначально он представлял собой совокупность диалектов. При образовании древнерусской народности и государства Киевская Русь с центром в Киеве происходит объединение восточнославянских племен и их диалектов. Разумеется, что полностью диалектные различия не утрачиваются. Но складывается так называемое киевское койне – языковой стандарт.

Киевское койне находит применение в различных сферах: государственной практике (указах князя, договорах, докладах (челобитных)), юридической практике (судебных документах), в практике публичных выступлений (обращение князей и воевод к воинам, речи послов и т.п.). В этих сферах употребления отбиралась соответствующая лексика, вырабатывалась фразеология, синтаксические конструкции. Киевское койне находит отражение и в устном народном творчестве, где также складываются свои художественные приемы.

Ведущий: Таким образом, в Древней Руси сталкиваются два близкородственных языка. Результатом этого взаимодействия было образование древнецерковнославянского языка и собственно русского литературного (письменного) языка. Развитие их идет параллельно.

Таким образом, уже в X–XI вв. на Руси существовал не только исконно русский язык, но и церковнославянский язык (старославянский в своей основе). Между этими двумя языками возникает сложное взаимодействие. О взаимодействии и взаимовлиянии этих языков свидетельствуют многие памятники письменности. Распределение восточнославянских и церковнославянских элементов в письменности было тесно связано с жанрами произведения, а сами жанры в письменности Древней Руси выделялись на основе темы произведения, определялись его предначертанностью.

Ведущий: Древнерусская литература возникла в XI веке и развивалась в течение семи веков, до Петровской эпохи.

В эпоху Киевской Руси происходило становление литературных жанров, закладывались основы всех восточнославянских литератур — русской, украинской, белорусской.

Древнерусская литература не похожа на литературу Нового времени: ее пронизывают иные мысли и чувства, в ней иной способ изображения жизни и человека, иная система жанров. Невозможно провести четкую границу между литературами светской и церковной. Они развивались вместе, не отрицая, а обогащая одна другую.

Ведущий: Все жанры древнерусской литературы развиваются в тесной взаимосвязи с устным народным творчеством. Более всего фольклорная стихия повлияла на летопись. Как и фольклор, древнерусская литература не знала понятия авторского права: каждый книжник мог использовать все, что было написано до него. Это проявлялось в повсеместных текстовых заимствованиях. Писцы стремились оставлять неизменными только тексты богослужебных книг и законодательных актов.

Ведущий: Чудо русского языка в том, что человек даже с небольшой филологической подготовкой может читать древнерусские тексты почти тысячелетней давности. Но часто слова, которые кажутся нам знакомыми, имеют иное значение, встречается много непонятных слов, трудно воспринимаются синтаксические конструкции. Названия предметов, имена, подробности быта, сама логика событий — все требует комментария. Если не вдуматься в смысл произведения, современному читателю может показаться например, «Повесть о Петре и Февронии Муромских» забавной сказкой, и ее богословская проблематика и философская глубина останутся незамеченными.

Ведущий: За последние столетия коренным образом изменились стереотипы общественного сознания, нормы поведения, мышление человека, старые слова обрели новый смысл,поступки наполнились иным содержанием.

Познакомимся с жанрами древнерусской литературы.

Выступления участников

  1. Летопись «Повесть временных лет» - Перцева А.
  2. Житие «Житие С. Радонежского» - Алещенко И.
  3. Поучение «Поучение В. Мономаха» - Лысенко М.
  4. Повесть «Повесть о В. Невском» - Задорожнева Г.
  5. Хождение (Хожение) «Хождение за три моря» - Янченко П.
  6. Слово «Слово о полку Игореве» - Орлова А.
  7. Былины «Три богатыря» - Косилова Ж..

Ведущий: Без знания народной словесности невозможно восприятие письменной словесности, осознание закономерностей ее развития. 

Забывая свои корни, мы разрываем связь времен и поколений, а человек без памяти прошлого, лишенный исторического опыта своего и других народов, способен жить только сегодняшним днем.

 

Ведущий: Должен ли человек любить свою родину? Знать ее историю? Культуру? Владеть родной речью? Хотим ли мы знать о своей стране всё?

Для этого обратимся к ее истории, к давно прошедшим дням, к культуре и искусству русского народа — к фольклору, старинным русским обычаям, шуткам и юмору, играм, пословицам и песням.

Поговорим о наших предках – славянах.

Ведущий: Разговор наш будет проходить в необычной форме – в форме фольклорно-интеллектуальной игры между четырьмя командами, которые уже заранее определены. Содержание заданий и вопросов конкурсов могут быть как серьезными, так и шуточными.

Оценивать нашу игру будет жюри в составе:

1.

2.

3.

Жюри будет следить за правильностью ответов и оценивать студентов по следующим критериям:

  • 1 балл – полный, развернутый, правильный ответ на вопрос;
  • 0,5 балла – ответ дали болельщики команды;
  • 0 баллов – нет ответа на вопрос.

Подготовительный период

В учебной группе формируется несколько микрогрупп. Принцип формирования микрогрупп – добровольный. Единственным условием может быть равное количество студентов в каждой микрогруппе. Каждой микрогруппе заранее сообщается форма проведения кураторского часа, проблемы, по которым будут проводиться конкурсы на каждом из этапов интеллектуально-творческой игры.

Члены жюри будут следить за правильностью ответов и оценивать студентов по следующим критериям:

  • 1 балл – полный, развернутый, правильный ответ на вопрос;
  • 0,5 балла – ответ дали болельщики команды;
  • 0 баллов – нет ответа на вопрос.

В подготовительный период необходимо изготовить большой картонный кубик (ребро кубика до 50 сантиметров). Цвета сторон куба – красный, зеленый, синий, желтый, оранжевый и белый. В каждом из двух туров цвета куба будут соответствовать тематике вопросов. Вопросы в этих турах могут быть как серьезными, так и шуточными.

Конкурс 1: «Пословицей — правда молвится».

Ведущий: Говорят, «живое слово дороже мертвой буквы», а потому пословицы и поговорки — самый распространенный, самый живой жанр устного народного творчества. Мы объявляем первый конкурс «Пословицей — правда молвится».

Я буду называть пословицы и поговорки той или иной страны, а вас прошу найти ей аналог в русской речи, подберите русскую пословицу, аналогичную по смыслу. Ответ оценивается в 1 балл. При неправильном ответе право ответа переходит к другой команде.

  • Арабская пословица: «Бежал от дождя, попал под ливень» («Из огня да в полымя»).
  • Финская пословица: «Тот не заблудится, кто спрашивает» («Язык до Киева доведет»).
  • Иранская пословица: «Где нет фруктовых деревьев, свекла сойдет за апельсин» («На безрыбье и рак — рыба»).
  • Английская пословица: «Все хорошо в свое время» («Делу время — потехе час»).
  • Польская пословица: «Пика не кладется в мешок» («Шило в мешке не утаишь»).
  • Немецкая пословица: «Молчаливый рот — золотой рот» («Слово — серебро, молчание — золото»).
  • Китайская пословица: «Разговорами риса не сваришь» («Гостя баснями не кормят»).
  • Итальянская пословица: «В закрытый рот муха не залетит» («Слово — не воробей, вылетит — не поймаешь»).
  • Немецкая пословица: «Терпение ведет к добру, поспешность — к злу» («Поспешишь — людей насмешишь»).

Конкурс 2: «Удача»

Ведущий: Для проведения второго конкурса игры — «Удача» — приготовлен кубик с шестью цветными сторонами. Команды поочередно бросают кубик. Цвет верхней стороны кубика определяет тему, по которой и будет задан вопрос команде.

Предлагаются следующие темы:

  • народное декоративно-прикладное искусство (красный цвет);
  • русская кухня (зеленый);
  • быт русского народа (синий);
  • русские народные праздники (желтый);
  • славянская мифология (оранжевый);
  • русские былины (белый).

Каждая команда-участница имеет право бросить кубик 5 раз. На обдумывание ответа дается не более 30 секунд. Вопросы, оставшиеся без правильного ответа, будут предложены болельщикам команд. Очки, заработанные ими, могут быть переданы в «фонд» своей команды и принесут ей дополнительные баллы.

Итак, первой бросает кубик…

Народное декоративно-прикладное искусство (красный цвет):

  1. Хохломская роспись имеет три главных цвета. Назовите их. (Красный, желтый, золотой.)
  2. Посватавшись к девушке, жених обязательно дарил ей изделие собственной работы, которое невеста брала на посиделки. Что это? (Прялка.)
  3. На Руси был распространен берестяной промысел. Когда мастера делали заготовку бересты? (В период сокодвижения, когда береста прочная и мягкая.)
  4. Что такое колт? (Височная подвеска.)
  5. Афанасий Никитин, отправляясь в Индию, вез на продажу меха, железные изделия и «узорочье». Что это такое? (Браслеты, бусы – украшения.)
  6. Эту игрушку делали из отходов дерева, ее не раскрашивали, зато она была подвижной: кони передвигали ноги, мужик и медведь пилили бревно. Назовите ее. (Богородская игрушка.)

Русская кухня (зелёный цвет):

  1. Без какого блюда невозможен обед на Руси? (Хлеб.)
  2. Назовите самое главное угощение во время древнерусского праздника Масленица. (Блины.)
  3. Как назывался распространенный на Руси теплый напиток из трав с медом? (Сбитень.)
  4. На Руси был обычай в особых случаях печь и рассылать пироги по домам. Что это означало? (Приглашение на праздник.)
  5. Что такое кулебяка? (Пирог с рыбой.)
  6. Какое блюдо солят трижды? (Пельмени. Соль кладут в тесто, начинку и при варке.)

Быт русского народа (синий цвет):

  1. Назовите самое распространенное на Руси осветительное устройство. (Лучина.)
  2. Какая самая распространенная на Руси обувь? (Лапти.)
  3. Назовите русский сосуд для питья вкруговую. (Братина.)
  4. Чем определялась длина полотенца в русских семьях? (Количеством членов семьи и достатком.)
  5. Русский сосуд для питья самобытной формы, не встречающийся ни в одной из других стран мира. Своим силуэтом он напоминает плывущую птицу. Назовите его. (Ковш.)
  6. Универсальный предмет мебели в русской избе. (Скамья.)

Русские народные праздники (жёлтый цвет):

  1. На какие праздники особенно любили гадать девушки? (Святки.)
  2. Назовите самый короткий народный праздник. (Ночь на Ивана Купала.)
  3. Назовите время года, когда девушки праздновали свой праздник. (Весна, зеленые святки.)
  4. Что это за обряд – «завивание бороды»? (Украшение лентами последнего несжатого снопа.)
  5. Почему при катании с гор в праздник Масленицы ребята соревновались – кто прокатится дальше? (Существовала примета: кто прокатится дальше, у того лён вырастет длиннее.)
  6. Вокруг какого священного дерева объезжал свадебный поезд наших предков? (Вокруг дуба.)

Славянская мифология (оранжевый цвет):

  1. Назовите самого популярного героя русских былин. (Илья Муромец.)
  2. Какой языческий праздник связала народная молва с кошачьим аппетитом? (Масленица – по поговорке «Не все коту Масленица».)
  3. Кто из языческих богов, разгневавшись, метал на землю молнии? (Перун.)
  4. Как звали девушку, которая больше всего боялась Солнца? (Снегурочка.)
  5. Когда, по народным преданиям, цветет папоротник? (В ночь на Ивана Купалу с 23 на 24 июня по старому стилю.)
  6. Кто из славянских языческих богов отвечал за дождь? (Даждь-бог.)

Русские былины (белый цвет):

  1. Назовите столицу былинной Руси. (Стольный Киев-град.)
  2. Кто входил в богатырскую заставу? (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович.)
  3. К кому перешел меч-кладенец Святогора? (Илье Муромцу.)
  4. Кому из русских богатырей в бою смерть не писана? (Илье Муромцу.)
  5. Где произошла первая встреча Садко с Морским царем? (На берегу Ильмень-озера.)
  6. Сколько времени длится богатырский сон? (Три дня и три ночи.)

Ведущий:

А теперь, пока жюри подводит итоги, у нас – «Переменка». Болельщики команд могут принять участие, ответив на небольшие вопросы. За правильный ответ вы можете заработать 1 балл и передать дополнительное очко для своей команды.

Вопрос № 1. Кто такие славяне?

        Славяне – одна из крупнейших в Европе групп, родственных по культуре и языку.

Вопрос № 2. Сколько в настоящее время славян в мире?

        В настоящее время славян насчитывается около 300 миллионов человек.

Вопрос № 3. На какие 3 ветви подразделяются славянские народы?

        Славяне подразделяются на:

  • восточных славян, к которым относятся русские, украинцы и белорусы;
  • южных славян, к которым относятся болгары, сербы, черногорцы, хорваты, боснийцы, македонцы;
  • западных славян, к которым относятся поляки, чехи и словаки.

Вопрос № 4. Кто из перечисленных народов не относится к славянам?

  • белорусы;
  • поляки;
  • немцы;
  • болгары;
  • сербы.

К славянам не относятся немцы.

А теперь слово жюри…

Конкурс 3 «О русских обычаях и традициях в шутку и всерьез»

Ведущий: Переходим к третьему конкурсу «О русских обычаях и традициях в шутку и всерьез» Для проведения этого конкурса используется тот же кубик, только цвета сторон теперь определяют другую тематику:

Предлагаются следующие темы:

  • знатоки старинных монет и мер длины (красный цвет);
  • знатоки поэтических образов птиц (зеленый);
  • знатоки славянских месяцев (синий);
  • знатоки старинных слов (желтый);
  • знатоки славянского мира зверей (оранжевый);
  • знатоки русского музыкального мира (белый).

Так же, каждая команда имеет право бросить кубик 5 раз. На обдумывание ответа отводится не более 30 секунд.

Знатоки старинных монет и мер длины (красный цвет):

  1.   Что такое «алтын»? (Старинная русская медная монета в 3 копейки.)
  2. Что такое «вершок»? (Старинная русская мера длины, равная 4,4 см.)
  3. Что такое «аршин»? (Русская мера длины, равна 71см.)
  4. Что такое «полтина»? (Монета достоинством в 50 коп.)
  5. Что такое «грош»? (Старинная денежная единица, равная 0,5 копейки.)
  6. Что такое «сажень»? (Старинная мера длины, расстояние размаха рук от кончиков пальцев одной руки до кончиков пальцев другой.)
  7. Что такое «косая сажень»? (Старинная мера длины, расстояние от пальцев ног до конца пальцев вытянутой руки по диагонали, равная 216 см.)
  8. Что такое «верста»? (Русская мера длины, равная 500 саженям или 1,066 км.)
  9. Что такое «полушка»? (Старинная медная монета равная 0,25 коп.)
  10. Что такое «десятина»? (Русская единица земельной площади, равная 2400 кв. сажень или 1,09 га.)
  11. Что такое «фунт»? (Старая русская мера веса, равная 409 г.)
  12. Что такое «пуд»? (Русская мера веса, равная 40 фунтам или 16,38 кг.)

Знатоки поэтических образов птиц (зелёный цвет):

  1. Она считалась у славян вещей птицей, посвящалась богине весны и предсказывала начало гроз и дождей. (Кукушка.)
  2. Эта птица жила до трехсот лет и единственная могла приносить живую и мертвую воду. (Ворон.)
  3. В крестьянском быту она почиталась символом небесного огня и одновременно оберегом от него. Ее изображение и сейчас встречается на крышах домов. (Петух.)
  4. Загадочная птица, любительница ночной жизни. Народная молва нарекла ее сторожем кладов и самой мудрой из земных птиц. (Сова.)
  5. С древности эта птица стала символом гордости, могущества и вольности. Мифы рассказывают, что главный бог славян, Перун, появлялся на земле в облике этой птицы. (Орел.)
  6. В него превращались сказочные герои, чтобы мгновенно одолеть немыслимые расстояния, внезапно ударить по врагу или появиться перед красной девицей. (Сокол.)

Знатоки славянских месяцев (синий цвет):

  1. Как древние славяне именовали месяц январь? (Просинец, зимец.)
  2. Как древние славяне именовали месяц февраль? (Снежень, лютый, бокогрей.)
  3. Как древние славяне именовали месяц март? (Протальник, свистун.)
  4. Как древние славяне именовали месяц апрель? (Березозол, цветень.)
  5. Как древние славяне именовали месяц май? (Травень, росенник.)
  6. Как древние славяне именовали месяц июнь? (Изок, липень.)
  7. Как древние славяне именовали месяц июль? (Страдник, сеностав.)
  8. Как древние славяне именовали месяц август? (Серпень, зорничник.)
  9. Как древние славяне именовали месяц сентябрь? (Хмурень, ревун.)
  10. Как древние славяне именовали месяц октябрь? (Грязник, листопадник.)
  11. Как древние славяне именовали месяц ноябрь? (Полузимник, грудень.)
  12. Как древние славяне именовали месяц декабрь? (Студень, волчий.)

Знатоки старинных слов (жёлтый цвет):

  1. Что означает старинное слово «чело»? (Лоб.)
  2. Что означает старинное слово «кудесник»? (Волшебник, колдун.)
  3. Что означает старинное слово «курган»? (Холм над могилой знатного воина.)
  4. Что означает старинное слово «жребий»? (Судьба, участь.)
  5. Что означает старинное слово «отрок»? (Младший воин в дружине.)
  6. Что означает старинное слово «осенина»? (Осеннее время года.)
  7. Что означает старинное слово «сеча»? (Битва с врагом.)
  8. Что означает старинное слово «волхв»? (Языческий жрец, служитель богов.)
  9. Что означает старинное слово «око»? (Глаз.)
  10. Что означает старинное слово «веверица»? (Белка.)
  11. Что означает старинное слово «недуг»? (Болезнь.)

Знатоки славянского мира зверей (оранжевый цвет):

  1. По народным поверьям, он – олицетворение темноты. В него мог оборачиваться главный славянский бог Перун, когда хотел появиться на земле. Этот зверь умел говорить человеческим голосом, был наделен мудростью и действовал во многих русских сказках. (Волк.)
  2. По преданиям, это человек, превращенный злым колдуном в дикого зверя. Он сам на человека никогда не нападает, умеет ходить на задних лапах. В его облике может появляться на земле один из главных славянских богов – Велес. (Медведь.)
  3. Это животное выступает спутником колдунов или колдуний, однако оно очень любимо русским народом. По славянским поверьям, это очень смышленое животное. С ним связано множество примет и пословиц. (Кот, кошка.)
  4. В древние времена, когда обожествлялись силы природы, темная сила выезжала на этом животном черного цвета, а боги света и тепла ездили на таком же животном белой масти. Поэтическое народное слово именует его «крыльями человека». (Конь.)
  5. Об этом своем верном друге наш народ сложил много крылатых выражений, примет, пословиц, загадок. Он одной породы с волком, но с давних пор – его лютый враг. (Пес, собака.)
  6. Самой хитрой она считается среди животных. Однако любит ее русский народ, много сказок о ней сложил, массу пословиц, поговорок, загадок придумал. (Лиса.)

Знатоки русского музыкального мира (белый цвет):

  1. Как называется русский трехструнный щипковый инструмент? (Балалайка.)
  2. Кто такой кощунник? (Певец мифов.)
  3. Как назывался у древних славян пир во время похоронного обряда? (Тризна.)
  4. Каким музыкальным инструментом владел Садко? (Гусли.)
  5. Как называли человека, исполнявшего музыку на церковных колоколах? (Звонарь.)
  6. Какую птицу называют «певцом русских полей»? (Жаворонок.)
  7. Как называется самый популярный жанр русской народной песни? (Частушка.)
  8. Назовите самый распространенный русский народный инструмент, имеющийся и сейчас почти в каждом доме. (Деревянные ложки.)
  9. В лесу выросло,

Из лесу вынесли,

На руках плачет,

А на полу скачет. (Балалайка.)

Ведущий:

Жюри снова подводит итоги, а у нас снова «Переменка», мы вспоминаем русские народные песни. Каждая команда поочередно называет, а лучше пропевает,  свой вариант русской народной песни. Команда, назвавшая наибольшее количество песен, получает 1 балл.

А теперь слово предоставляется нашему жюри…

Конкурс № 4 «Конкурс смекалистых»

Ведущий:

Этот конкурс отличается от предыдущих. Здесь командам необходимо проявить свою смекалку и сообразительность. Каждая команда должна ответить подряд на 7 вопросов. Игроки каждой команды должны быстро сориентироваться и дать правильный ответ. Каждый правильный ответ – это 1 балл. На размышление дается 15 секунд. Надо помнить, что вопросы в данном туре на смекалку, следовательно, они могут быть шуточными или «с подвохом». Если команда за 15 секунд не дает правильный ответ, то озвучивается правильный вариант ответа и задаётся следующий вопрос. Итак, тишина в зале, мы начинаем конкурс.

Экспресс-вопросы:

  • Сплюснутый квадрат. (Ромб.)
  • Его можно съесть или... намазать на сапог. (Крем.)
  • Музыкальный жанр, особенно любимый военными. (Марш.)
  • Скрипичный, водяной, замочный... (Ключ.)
  • Общее между деревом, книгой и.венгерской музыкой. (Лист.)
  • Конструктор первого летательного аппарата на планете, он же – отец первого летчика. (Дедал.)
  • Получеловек, полуконь. (Кентавр.)
  • Балерина и курильщик. Что общего? (Пачка.)
  • Ученый, увидевший насквозь все человечество. (Рентген.)
  • Постоянный обитатель крыши, швед по национальности. (Карлсон.)
  • Русский государь, в чье правление у нас появились салфетки за обеденным столом. (Петр I.)
  • Имя героя комедии Бомарше, ставшее синонимом расторопного слуги. (Фигаро.)
  • Что иногда называют «Русской Америкой»? (Аляску.)
  • Какой узел нельзя развязать? (Железнодорожный.)
  • В каком геометрическом теле может закипеть вода? (В кубе.)
  • Какая река самая «страшная»? (Река Тигр.)
  • Какой месяц короче всех? (Май – три буквы.)
  • Где край света? (Там, где начинается тень.)
  • Может ли страус назвать себя птицей? (Нет, так как он не умеет говорить.)
  • Когда строят новый дом, во что вбивают первый гвоздь? (В шляпку.)
  • Что у человека под ногами, когда он идет по мосту? (Подошва обуви.)
  • Что с земли легко поднимешь, но далеко не закинешь? (Пух.)
  • Сколько горошин может войти в один стакан? (Ни одной – все надо положить.)
  • Каким гребнем голову не расчешешь? (Петушиным.)
  • Что стоит между окном и дверью? (Буква «и».)
  • Что можно приготовить, но нельзя съесть? (Уроки.)
  • Как можно поместить два литра молока в литровую банку? (Надо из молока сварить сгущенку.)
  • Если пять кошек ловят пять мышей за пять минут, то сколько времени нужно одной кошке, чтобы поймать одну мышку? (Пять минут.)
  • Сколько месяцев в году имеют 28 дней? (Все месяцы.)

Ведущий:         Пока жюри подводит итоги блиц-конкурса – у нас конкурс частушек. Максимальное количество баллов, которое может набрать команда за этот конкурс – 5. Оценивается знание частушек и исполнение.

        Слово жюри.

        Ведущий: А теперь, пока подводятся окончательные итоги с учётом последнего конкурса, послушаем музыку.

        Слово жюри. Оценки за конкурс и общие итоги игры.

        Ведущий: на этом наш классный час окончен. Спасибо всем участникам, болельщикам, и жюри за их работу.

Литература:

  1. Дик, Н.Ф. Классные часы в лицее и колледже [Текст] / Н.Ф. Дик. – Ростов н/Д.: «Феникс», 2005. – 288 с. (Сердце отдаю детям)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий классного часа «ПОД КРЫШЕЙ ДОМА СВОЕГО...»

Цели классного часа: создание «социальной ситуации развития»,среды общения в микросоциуме; обучение моделированию взаимоотношений с помощью активных форм деятельности;создание благоприятной образовате...

Сценарий классного часа "Колобок"(В стране музыкальных инструментов)

Сценарий по сказке "Колобок"+ музыкальные инструменты...

Сценарий классного часа "Мир детства в музыке"

Литературно-музыкальные композиции по произведениям М.Мусорского, П.Чайковского, С.Прокофьева....

Сценарий классного часа о В.Высоцком

Данный сценарий могут использовать преподаватели и классные руководители в своей работе...

Сценарий классного часа "Жизнь в реальном времени"

21 век – это век возможностей, технологий, а также время иллюзий. Нам кажется, что с каждым днем возможности возрастают. НО так ли это?...

Сценарий классного часа для участия в конкурсе "Мой лучший классный час 2019"

Классный час "Королева второго плана" посвящен великой талантливой актрисе Фаине Раневской....