Педагогический консилиум как форма эффективного взаимодействия классного руководителя и учителей-предметников
методическая разработка

Раиса Дроздова

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Республики Татарстан

ГАПОУ «Нижнекамский педагогический колледж»

Педагогический консилиум как форма эффективного взаимодействия  классного руководителя и учителей-предметников

Методическая разработка

Преподаватель педагогики

Дроздова Р.Ю.

г. Нижнекамск, 2018

Педагогический консилиум как форма эффективного взаимодействия  классного руководителя и учителей-предметников

 Дроздова Р.Ю., преподаватель педагогики

Государственного автономного профессионального

образовательного учреждения

«Нижнекамский педагогический колледж»

Взаимодействие классного руководителя с учителями–предметниками – важнейшее условие повышения качества учебно-воспитательной работы. Каждый педагог заинтересован в профессиональном и воспитательном результате, который можно повысить, если объединить или скоординировать свои усилия с действиями коллег. Важен тот факт, что классный руководитель выполняет роль организатора и координатора педагогической работы с учащимися и коллективом.

С одной стороны, классный руководитель использует различную информацию, которую получает о детях от учителей, учитывает ее при организации воспитательной работы, с другой — обогащает представления учителей о ребенке, предлагая им свою информацию, которая может отрегулировать действия педагога, его методы работы с учеником.

Согласно ФГОС среднего профессионального образования учитель начальных классов должен обладать профессиональными компетенциями, включающими в себя способность координировать деятельность работников образовательной организации, работающих с классом.

К концу изучения профессионального модуля ПМ 03. Классное руководство  обучающийся должен иметь практический опыт использовать разнообразные методы, формы и приемы взаимодействия с членами педагогического коллектива, представителями администрации по вопросам обучения и воспитания обучающихся класса.

При подготовке  будущих  преподавателей в педагогическом колледже в программу учебной и производственной практики включены такие виды деятельности как разработка схемы взаимодействия учителя начальных классов с предметниками, педагогами дополнительного образования и другими педработниками школы, а также разработка «Педагогического консилиума».

Педагогический консилиум - организационная форма взаимодействия классного руководителя и педагогического коллектива, обеспечивающая единство действий и способствующая выработке единых подходов к обучению и воспитанию ребенка. Здесь формируется всесторонний взгляд на ребенка. Все, кто работает с учеником, получают информацию о психическом, физическом, умственном развитии ребенка, его индивидуальных способностях, возможностях и трудностях. Педагоги анализируют результаты наблюдений за учеником, обмениваются информацией, договариваются о способах решения возникающих проблем и распределяют функции в работе с ребенком.

Организация педагогического консилиума особенно эффективна для решения вопросов обеспечения  преемственности начального и среднего общего образования. Как правило, классный руководитель обращается к данной организационной форме взаимодействия с учителями-предметниками при обсуждении проблем, связанных с переходом учащихся 5-х классов на раннее предметное обучение, т.к. организация перехода из начального в среднее звено традиционно считается одной из наиболее сложных педагогических проблем, а период адаптации – одним из труднейших периодов школьного обучения. 

Представляю примерную программу педагогического консилиума по теме «Проблемы адаптации учащихся 5 класса к обучению в средней школе»,  разработанную ходе учебной практики со студентами 4 курса. 

Цель консилиума: реализовать единую линию развития ребенка на этапах начального и среднего школьного образования, придав педагогическому процессу целостный, последовательный и перспективный характер.

Задачи:

  • выработка единых требований, форм и методов работы с детьми, индивидуального подхода к ученикам и классу в целом;
  • привлечения внимания к проблеме сохранения здоровья всех участников процесса;
  • повышение компетенции классного руководителя и учителей-предметников в вопросах адаптации учащихся 5 классов в средней школе;
  • выявление проблем адаптации учащихся 5 классов и причин, вызывающих затруднения у учеников и учителей, преподающих в классе;
  • разработка учебно-воспитательных мер по устранению этих причин как в отношении класса в целом, так и в отношении отдельных учащихся.

Участники консилиума: администрация школы, психолог, социальный педагог, учитель начальных классов, классный руководитель 5 класса, учителя-предметники (при необходимости – родительский комитет).

Методическое сопровождение: аналитические материалы, глоссарий, памятки для родителей, учащихся, рекомендации учителю, работающему с пятиклассниками.

Проведению педагогического консилиума должна предшествовать большая подготовительная работа, начиная с 4 класса.

I. Подготовительная работа

  • посещение учителями-предметниками уроков в 4 классе, начиная с третьей четверти;
  • разработка и проведение учителями-предметниками и учителя начальных классов совместных уроков в 4 классах;
  • посещение и принятие участия классного руководителя будущих 5- классников в проведении классных часов и родительских собраний;
  • подготовка учителя начальных классов пакета документов для классного руководителя и учителей-предметников  по предложенным формам:

- индивидуальная карта развития личности ребенка;

- карта-схема психолого-педагогической характеристики класса; 

  • посещение уроков в 5 классе классного руководителя и учителя начальных классов; 
  • проведение родительского собрания для родителей 5 класса с целью выявления проблем адаптационного периода пятиклассников, анкетирование родителей;
  • диагностика психологического состояния учеников для изучения уровня и характера тревожности, связанной с переходом в 5 класс (психолог может использовать тест школьной тревожности Филипса);
  •  проведение классным руководителям анкетирования учащихся в 5 классе для выявления отношения детей к учителям, учебным предметам и выявления трудностей при изучении предметов;
  • анкетирование учителей-предметников с целью получения информации об уровне подготовленности класса к получению знаний в среднем звене, выявления одаренных и проблемных детей.  

II. Организационный момент  

  1. Приветствие.
  2. Объявление темы, целевая установка.

III. Основная часть

1. Выступления участников педагогического консилиума:  

          - классного руководителя 5 класса (анализ работы с ученическим и родительским коллективом, характеристика класса, социальный паспорт класса);

- школьного психолога (анализ учебной мотивации, отношений учащихся к разным учебным предметам, к школе, классу, к самому себе, определение уровня школьной тревожности);

- учителя начальных классов (анализ взаимодействия учителей начального и среднего звена в адаптационный период, индивидуально-психологические особенности учащихся, которые необходимо учесть учителям среднего звена);

- учителей-предметников (анализ уровня сформированности УУД у учащихся, прогнозируемые результаты обучения в 5 классе).

- заместителя директора по учебной части (анализ результатов промежуточной аттестации учащихся 4 класса, анализ качества знаний, динамика показателей учебной деятельности и успеваемости по классу).

2.  Выступление учителя-предметника на тему «Современный урок математики с использованием игровых технологий».

3.  Педагогическая игра «Клубок проблем» по обсуждению проблем взаимодействия классного руководителя и учителей – предметников. В ходе игры участники консилиума определяют пути и формы решения выявленных проблем.

4. Анализ  результатов анкетирования учащихся, учителей-предметников и родителей - выявление наиболее острых проблем адаптационного периода пятиклассников.

III. Заключительная часть

  1. Анализ и обобщение информации участниками педконсилиума. Принятие решения.
  2. Составление годового цикла  взаимодействия классного руководителя с учителями – предметниками:
  • анализ динамики успеваемости по предмету (четверть, полугодие, год);
  • посещение уроков классным руководителем, анализ уроков;
  • совместное проведение предметных недель, месячников, внеклассных мероприятий по учебным предметам;
  • организация встреч с родителями (родительские собрания, вечера вопросов и ответов, индивидуальные беседы);
  • малые педсоветы «Проблемные учащиеся моего класса»;
  • психолого-педагогические консилиумы;
  • индивидуальные беседы (совместный поиск решения той или иной проблемы);
  • подготовка «Портфельчика с рекомендациями» (разработка памяток для учащихся  по учебным предметам и рекомендаций для родителей);
  • анкетирование  учащихся с целью выявления отношений учащихся к учебному предмету.
  1. Подведение итогов. Проведение цветовой рефлексии, оценка работы педконсилиума по 10-бальной шкале.

Список использованных источников

1. Бабанский, Ю. К. Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических институтов/ Ю. К. Бабанский. -  М.: Просвещение, 1983.

2. Битянова, М.Р. Организация психологической работы в школе./ М. Р. Битянова— М.: Совершенство, 1997. — 298 с.

3. Зимняя, И. А. Педагогическая психология: учеб.пособие / И. А. Зимняя. – Ростов н/Д.: Феникс, 1997. – 480 с.

4. Родионов, В.А. Взаимодействие психолога и педагога в учебном./ В.А. Родионов Ступницкая М.А.  - Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2001.

5. Тарасова, С.В. Образовательная среда школы: проблемы и перспективы развития : Материалы Шестой науч.-практ. конф. / Орг. Гимназией № 168 Санкт-Петербурга; [Науч. ред. С. В. Тарасов]. - СПб. : Образование-Культура, 2001. - 152 с

6. Практическая психология в образовании. http://psychlib.ru/mgppu/bit/bit-001-.htm#hid26 

7. http://www.myshared.ru/slide/782418/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий союз с родителями, учителями-предметниками, администрацией, организатором.

В своей статье, я как воспитатель учебного курс, нашего училища расказываю, как я провожу воспитательную работу по сплочению коллектива, вновь набранных суворовцев....

Рекомендации классным руководителям и учителям – предметникам по работе со студентами с высоким и повышенным уровнем тревожности

Тревожность определяется как устойчивое отрицательное переживание беспокойства и ожидания благополучия со стороны окружающих. Она является глубинным эмоциональным состоянием, возникающим в результате ...

Рекомендации для учителя-предметника по организации педагогического сопровождения профильного и профессионального самоопределения одаренных школьников»

Современная экономическая и политическая обстановка заставляет предъявлять все более высокие требования к индивидуальным психофизиологическим особенностям человека. Рыночные отношения кардинально меня...

Активная роль младшего школьника в учении как основное условие преемственности в учебно-воспитательной работе учителей начальных классов и учителей предметников.

Всякий раз, работая в 4 классе, я уже в начале учебного года задумываюсь о подготовке к переходу в основную школу моих воспитанников.Встречаясь с коллегами-предметниками, мы обсуждаем, как осуществить...

Доклад для школьного методического объединения учителей предметников по теме: Нравственное воспитание как фактор воспитательного процесса в школе

Доклад раскрывает  понятие  воспитательного процесса и значение нравственного воспитания вэтом процессе.....

Доклад к педагогическим чтениям на тему: «Эффективные технологии, формы и методы работы на уроке как ресурс качественной подготовки рабочих кадров»

Данный материал был представлен к первому этапу педагогических чтений, который проходил в филиале № 7 ФКП образовательного учреждения № 79 в октябре 2022 г....