Рекомендации по организации самостоятельной учебной работы студентов ЕН 03. Экологические основы природопользования по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах
методическая разработка

Рекомендации по организации СУРС

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon samostoyatelnaya_rabota.doc183.5 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования, науки и инновационной политики Новосибирской области

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Новосибирской области

«Новосибирский педагогический колледж №2»


 Рекомендации  по  организации

самостоятельной учебной работы студентов

                ЕН 03. Экологические основы природопользования

                 по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах

 

Новосибирск, 2017

                                             Пояснительная записка

Учебно-методические рекомендации к самостоятельной работе по учебной дисциплине (вариативная часть) ЕН 03. Экологические основы природопользования по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах направлены на формирование профессиональных умений, установленных Государственными требованиями, а также на формирование общих и профессиональных компетенций, соответствующих видам деятельности.

УД ЕН 03. Экологические основы природопользования (72 час.) в соответствии с ФГОС СПО по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах

Согласно ФГОС программа по УД ЕН 03. Экологические основы природопользования в условиях педагогического колледжа включает темы (разделы):  «Особенности взаимодействия общества и природы», «Основные принципы и методы рационального природопользования», « Важнейшие экологические проблемы», «Мероприятия окружающей среды и рационализации природы», Результаты глобального моделирования» ,«Международные объекты охраны окружающей среды» Темы (разделы) данного курса включают как теоретические часы (72 часа), так и практические работы (10 часов), самостоятельную работу (24 часа)

    В соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта в условиях изучения УД ЕН 03. Экологические основы природопользования обучающийся должен уметь:

     У1 -владеть экологической лексикой;

У2 -решать экологические задачи;

     У3 -быть способным самостоятельно и эффективно решать проблемы в области охраны природы;

     У4 -быть готовым к приобретению новых знаний;

      У5 -прогнозировать изменения в экосистеме под влиянием человеческой деятельности;

      У6 -разрабатывать модели малоотходных технологий и защищать их;

      У7 -использовать дополнительную литературу по экологии, охране природы при написании рефератов, творческих работ.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

З1условия устойчивого состояния экосистем и причинах возникновения экологического кризиса;

З2 природные ресурсы России и мониторинге окружающей среды;

З3 экологические принципы рационального природопользования;

З4 основы Конституции РФ, правовые нормы, регулирующие отношение общества к природе;

З5 иметь представление о современном мире как экологической целостности, осознавать себя и свое место в современном мире

     При этом воспитатель детей дошкольного возраста должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Оценивать поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий

Воспитатель детей дошкольного возраста должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими видам деятельности:

5.2.3. Организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образования.

ПК 3.1. Определять цели и задачи, планировать занятия с детьми дошкольного возраста.

ПК 3.2. Проводить занятия с детьми дошкольного возраста.

ПК 3.3. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты обучения дошкольников.

ПК 3.4. Анализировать занятия.

ПК 3.5. Вести документацию, обеспечивающую организацию занятий.

5.2.5. Методическое обеспечение образовательного процесса.

ПК 5.1. Разрабатывать методические материалы на основе примерных с учетом особенностей возраста, группы и отдельных воспитанников.

ПК 5.2. Создавать в группе предметно-развивающую среду.

ПК 5.3. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области дошкольного образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.

ПК 5.4. Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.

ПК 5.5. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области дошкольного образования.

  Основной целью изучения курса является формирование знаний об отношении человека с окружающей средой, формирование глубокого понимания проблем, возникающих в системе «общество – природа».

        

Рекомендации

по планированию, организации и проведению самостоятельных работ по Экологическим основам природопользования в образовательных учреждениях среднего профессионального образования.

  Самостоятельная работа является одним из видов учебной работы студентов.

Самостоятельная работа студентов проводится с целью:

  • систематизации и закрепления полученных теоретических знаний в области экологии и природопользования;
  • углубления и расширения теоретических знаний в области экологического воспитания и развития личности;
  • формирования умений использовать нормативную, правовую, справочную, методическую и специальную литературу;
  •  развития познавательных способностей и активности студентов: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;
  • формирования самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;
  • развития исследовательских умений.

В учебном процессе среднего специального учебного заведения выделяют два вида самостоятельной работы:

  • аудиторная;
  • внеаудиторная.

Аудиторная СУРС по Экологическим основам природопользования выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию.

Внеаудиторная СУРС по Экологическим основам природопользования выполняется студентами по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Материалы для СУРС по Экологическим основам природопользования составлены с учетом разного уровня общепедагогических знаний и умений студентов. В зависимости от этого различают три уровня самостоятельной деятельности студентов:

  • репродуктивный (тренировочный) уровень;
  • реконструктивный уровень;
  • творческий, поисковый уровень.

Тренировочные самостоятельные работы выполняются по образцу: решение экологических ситуаций, заполнение таблиц, составление структурно-логических схем и т.д. Познавательная деятельность студента проявляется в узнавании, осмыслении, запоминании. Их цель — закрепление знаний, формирование умений и навыков.

Реконструктивные самостоятельные работы учат студентов видеть причины экологического кризиса в природе и находить пути решения противоречий между обществом и природой. На этом уровне выполняются рефераты, доклады, сообщения.

   Творческая самостоятельная работа требует анализа проблемной ситуации, получения новой информации. Студент должен самостоятельно произвести выбор средств и методов решения (разработка проектов , модели безотходного производства,  курсовые и дипломные работы).

Виды заданий для внеаудиторной самостоятельной работы по Экологическим основам природопользования, их содержание и характер имеют вариативный и дифференцированный характер:

  • для овладения знаниями: чтение текста (учебника первоисточника, дополнительной литературы);   работа со словарями, справочниками, энциклопедиями; учебно-исследовательская работа; использование аудио- и видеозаписей, компьютерной техники и Интернета и др;
  • для закрепления и систематизации знаний: работа с конспектом составление  тематических кроссвордов,  решение экологических задач. Моделирование безотходного производства;
  • для формирования умений: решение экологических задач; определять причины возникновения экологических проблем; составлять анкеты, проводить социологические опросы, анализировать их результаты и делать выводы; подготовка курсовых и дипломных работ и т.д.

В качестве форм и методов контроля внеаудиторной СУРС используются семинарские занятия,  зачеты, тестирование, самоотчеты, контрольные работы,  составление проектов , защита творческих работ,  и т.д.

Критериями оценки результатов внеаудиторной СУРС являются:

  • уровень усвоения студентами учебного материала.
  • умения студента использовать теоретические и практические знания при проектировании   моделей устойчивого развития общества, безотходного производства и др.;
  • умения пользоваться научно-популярной литературой.


Самостоятельная работа студентов

занятия

Содержание самостоятельной работы

Кол-во

часов

Форма задания

Форма отчёта

1.

Раздел 1.

История взаимодействия общества и природы

4

Подготовить сообщения: (одно на выбор)

- воздействие человека на природу в эпоху охотничье-собирательной культуры;

- воздействие человека на природу в аграрный период;

- воздействие человека на природу в индустриальный период;

- воздействие человека в постиндустриальный период.

Выступление на занятии

Презентация

2.

Раздел 1.

Воздействие человека на окружающую среду

2

Решение экологических задач

Задачи

3.

Раздел 2.

Природно-ресурсный потенциал

2

Подготовить вопросы-суждения

Вопросы-суждения

4.

Раздел 2

Природно-ресурсный потенциал НСО

2

Экскурсия в краеведческий музей. Природные ресурсы НСО.

Выступление на занятии.

Творческий отчет.

5.

Раздел 2

Основные принципы и методы рационального природопользования

2

Подобрать примеры, отражающие принципы рационального природопользования

Выступление на занятии

6.

 Раздел 3.

Проблема перенаселения планеты

4

Составить презентацию по теме

Решение экологических задач

Презентация Выступление на занятии

7. 

  Раздел 3.

Загрязнение окружающей среды

2

Определить химические соединения, которые могут быть опасны для здоровья человека и состояния окружающей среды

Выступление на занятии

8.

Раздел 3.

Экологические проблемы г.Новосибирска и области

2

Составить конспект занятия для детей младшего школьного возраста по теме.

Конспект

урока

9

Раздел 4

Понятие мониторинга, виды мониторинга.

4

Провести эколого-санитарную оценку помещения колледжа

Отчет практической  работы.

10.

Раздел 4

Охраняемые природные территории.

2

Разработка и проведение социологических опросов населения

Анализ анкетирования

11.

Раздел 4.

Особо охраняемые территории НСО

2

Подготовить презентацию по теме

Презентация Выступление на занятии

12.

Раздел 5.

Международные организации природоохранной деятельности

2

 1.Составить таблицу

«Сфера деятельности природоохранных организаций»

2. Определить основные направления деятельности программы ООН по окружающей среде.

Выступление на занятии

Итого

30

           

 

                Самостоятельная работа студентов

Самостоятельная работа № 1

Тема: История взаимодействия общества и природы

 Цель: расширить знания студентов о  воздействии человека на природу в                                 различные исторические периоды.

                                           

1.Подготовить сообщения с презентацией: (одно на выбор)

- воздействие человека на природу в эпоху охотничье-собирательной культуры;

- воздействие человека на природу в аграрный период;

- воздействие человека на природу в индустриальный период;

- воздействие человека на природу в постиндустриальный период. 

Общий план подготовки выступления.

  1. Анализ литературы по теме.
  2. Подготовка информационного, иллюстративного  материала.
  3. Составление презентации.
  4. Составление выступления с проблемными вопросами.
  5. Время выступления 3-5 минут.

         

                  Самостоятельная работа №2.

Тема. Воздействие человека на окружающую среду

Цель: научиться определять причины возникновения экологических проблем и пути их решения

               Решение экологических задач

  1. Вам поручили установить, когда в данной местности должна быть запрещена охота на некоторого зверя или птицу. О полном прекращении охоты, к сожалению, речь не идет. Все, что вы можете сделать, - это выбрать временной интервал (один или несколько) в течение года, когда негативное воздействие охотников будет минимальным. Какими соображениями вы станете руководствоваться?

  1. Весьма популярными мелиоративными мероприятиями являются осушение чрезмерно увлажненных почв и орошение тех участков, где наблюдается недостаток воды. Однако эти, казалось бы, полезные действия могут вызвать неблагоприятные последствия. Какие?

  1. Одним из видов антропогенных загрязнений окружающей среды считается тепловое загрязнение. На первый взгляд эта идея кажется странной – разве организмы пострадают  от того, что перегреются «с помощью» промышленного предприятия или электростанции? В чем может состоять негативное действие тепловых загрязнений?

  1. Антропогенные воздействия часто приводят к ухудшению качества почвы. В связи с этим возникает серьезная проблема: как установить почвы, пострадавшие от деятельности человека в наибольшей и наименьшей степени? Некоторые экологи пытаются даже оценивать разные  почвы по «проценту деградации». Однако ясно, что подобный подход весьма схематичен, и в действительности исследователь должен принимать  во внимание много разных параметров. Какие сведения, по вашему мнению, необходимы для сравнительной оценки того, насколько разные почвы пострадали от деятельности человека? Какие способы восстановления  исходных свойств почв вы могли бы порекомендовать для разных случаев?

  1. В деревнях, городах  да и просто в лесу и на лугу весной можно видеть большие площади выжженной земли. Благотворно ли такой «пал» воздействует на местные растения и животных?

  1. С осени на полянах и вокруг домов осталось очень много сухой желтой травы. Сквозь нее никак не пробиться молодой зелени. Лучше всего старую траву поджечь и проследить, чтобы ничего от нее не загорелось. Таким образом, мы дадим простор для прорастания

зелени.

  1. Люди никому не желают зла: не выдергивают в массе растения из земли, не устраивают просто так массовую бойню животных. Они просто строят свои города, засевают свои поля полезными растениями, пасут  свои стада. Почему же оказываются столь плачевными результаты человеческой деятельности для множества безразличных человеку растений и животных?
  2. В горных ландшафтах скалы обычно покрыты разнообразной и разноцветной мозаикой из лишайников. Почему же мы не видим на заборах и каменных стенах домов в нашем городе никаких лишайников? Они ведь все равно голые и никем не заняты.
  3. Город растет и стареет. Старые парки, древние здания занимают все больше площади, да еще и становятся охраняемыми памятниками старины. Как меняется биоценоз города с его возрастом?
  4.  Город совершенно не похож на луг или лес. Да  и на горы он походит только внешне, а не по сути. Это построенное человеком искусственное местообитание, и в нем живет в большой мере собранный человеком биоценоз. Есть ли общие черты у этой искусственной экосистемы с естественными?
  5.  В красивом и очень рыбном пруду вывелось множество комаров. Для борьбы с их личинками применили пестициды. Концентрацию их сделали безобидной для рыб, но достаточной для уничтожения комаров. Описать результаты применения пестицидов для животных этого пруда.
  6.  Чтобы защитить яблоню от плодожорки, мы опрыскали яблоню пестицидом. В этом случае мы убили бабочек и гусениц вредителя, но одновременно повредили себе и помогли плодожорке. Объясните почему?
  7.  В книге известных ученых-зоологов А. Банникова и А. Рустамова «Охрана природы» приведены такие сведения: из всех животных исчезнувших с лица Земли В ХХ веке , 28% видов явились жертвами прямого преследования человеком, косвенное воздействие определило исчезновение 72% видов. Какие косвенные факторы могут воздействовать на фауну?
  8.  В журнале «Курьер ЮНЕСКО» сообщалось, что на Земле 1 млн. видов живых организмов находится под угрозой вымирания. Все они взяты под охрану, т.е. прямое уничтожение со стороны человека им не грозит. Почему же многим видам организмов все же грозит исчезновение?

                         Самостоятельная работа № 3.

Тема Природно-ресурсный потенциал

Цель: расширить знания студентов о природных ресурсах России

Задание.

  1. Анализ литературы по теме.
  2. Подготовка информации о природных ресурсах России.
  3. Подготовить вопросы-суждения по теме

В каком случае, что…

Когда?

Вследствие чего…

Почему?

  1. Составление выступления.
  2. Время выступления 3-5 минут.

                    Самостоятельная работа  №4.

               Экскурсия в Краеведческий музей

Цель: познакомиться с природными условиями НСО и основными природными ресурсами.

                               Ход работы

  1. Описать природные условия НСО.
  2. Отметить на контурных картах водные, почвенные ресурсы НСО, животный и растительный мир.
  3. Определить причины и пути решения экологических проблем в регионе.
  4. Составить тезисы-сообщения по данной теме

                         

                      Самостоятельная работа № 5.

Тема.  Основные принципы и методы рационального природопользования

Цель: расширить знания студентов о науке природопользования, разрабатывающая принципы рационального природопользования

Общий план подготовки выступления.

  1. Анализ литературы по теме.
  2. Подготовка информации о принципах рационального природопользования, иллюстративного  материала.
  3. Составление презентации.
  4. Составление выступления.
  5. Время выступления 3-5 минут.

                 Самостоятельная работа № 6.

Тема Проблемы перенаселения планеты

Цель: расширить представления студентов о населении нашей планеты.

Общий план подготовки выступления.

  1. Анализ литературы по теме.
  2. Подготовка информации о принципах рационального природопользования, иллюстративного  материала.
  3. Составление презентации.
  4. Составление выступления.
  5. Время выступления 3-5 минут.

                       Самостоятельная работа № 7.

Тема. Загрязнение окружающей среды

Цель: определить химические вещества, которые могут быть опасны для здоровья человека и состояния окружающей среды

Задание.

  1. Анализ литературы по теме
  2. Подготовить информацию о загрязнении окружающей среды
  3. Составить таблицу « Химические вещества, загрязняющие окружающую среду»

Химические вещества

Влияние химических веществ на окружающую среду

                Самостоятельная работа № 8.

Тема Экологические проблемы г.Новосибирска и области

Цель: Составить конспект занятия для детей дошкольного возраста по теме

Задание.

  1. Анализ литературы по теме.
  2. Подготовка информации об экологических проблемах города
  3. Составить конспект НОД


КОНСПЕКТ ОРГАНИЗАЦИИ НЕПРЕРЫВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ             ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (НОД)

Приоритетная образовательная область __________________________________________________________________

Тема: __________________________________________________________________________________________________

Интеграция с другими образовательными областями __________________________________________________________

Цель: __________________________________________________________________________________________________

Задачи (должны отвечать программным задачам, отражать интегрируемые ОО):

  1. Воспитательные (формирование нравственных качеств личности) ___________________________________
  2. Развивающие (развитие познавательного интереса, познавательных процессов) ________________________
  3. Дидактические (повышение уровня развития ребенка; учет характера НОД: формирующий - сообщение нового знания, тренировочный - итоговый)  _____________________________________________________________

Формы организации образовательной деятельности детей ______________________________________________________

Дидактические средства __________________________________________________________________________________

Интерактивное оборудование____________________________________________________________________________

СОДЕРЖАНИЕ НОД

Этапы НОД

Деятельность воспитателя (действия и операции с ними)

Деятельность воспитанников

(действия и операции с ними)

Планируемые результаты (целевые ориентиры)

  1. Мотивационно-целевой

  1. Процессуальный, деятельностный

  1. Рефлексивный

                         Самостоятельная работа №9.

Тема. Понятие мониторинга окружающей среды, виды мониторинга.

          Цель: оценить санитарно-гигиеническое состояние помещения колледжа.

Задание 1.

Определение полезной площади классной комнаты.

          Оборудование  рулетка.

Выполнение работы.

  1. С помощью рулетки измерьте длину, ширину и высоту комнаты.
  2. Рассчитайте площадь пола кубатуру помещения.
  3. Определите площадь и кубатуру в перерасчете на одного студента, разделив полученные результаты на количество посадочных мест.
  4. Обработка результатов.
  5. выводы о соответствии полученных результатов санитарно-гигиеническим нормам.

               Таблица

Площадь и кубатура помещения, приходящиеся на одного студента.

Помещение  

площадь

кубатура

Результат

Санитарно- гигиеническая норма

Результат

Санитарно- гигиеническая норма

             Задание.

Оценка внутренней отделки помещения

                 Выполнение работы

Дайте характеристику внутренней отделки помещения по плану

  -- отделка стен (окрашены, оклеены обоями и т.д.)

  -- цвет стен, потолка

  -- качество покрытия пола

  -- чистота стен.

Обработка результатов и выводы.

Оцените внутреннюю отделку кабинета, учитывая следующие данные

-- любые полимерные покрытия выделяют в атмосферу вредные для организма человека вещества.

-- при южной ориентации помещений рекомендуются более холодные тона окраски их стен (светло-голубой, зеленоватый, светло-сиреневый), при северной – более теплые (желтовато-охристые, светло-розовый, бежевый)

Таблица

          Отражающая способность окрашенных поверхностей стен.

    Цвет поверхности            

Отражающая способность

Белый

 80%

Светло-желтый                      

60%

Светло-зеленый                    

40%

Светло-голубой                      

30%

Темно-голубой                      

6%

       Загрязненные стены отражают света в « раза меньше, чем только что выкрашенные или вымытые.

Задание.

Изучение естественной освещенности помещения колледжа.

          Оборудование.    Рулетка.

           Выполнение работы.

  1. С помощью рулетки измерьте высоту и ширину окон.
  2. Рассчитайте общую площадь окон.
  3. Рассчитайте площадь застекленной части окон (10% общей поверхности окон приходится на переплеты).
  4. Измерив длину и ширину помещения, рассчитайте площадь пола.
  5. Подсчитайте световой коэффициент (СК) по формуле

          6. Определите коэффициент заглубления, т.е. отношение высоты верхнего края окна над полом к глубине (ширине) помещения колледжа.

7.Обработка результатов и выводы.

Таблица

Естественная освещенность помещения колледжа.

               

Помещение

Световой коэффициент

Коэффициент затемнения

Результат

Санитарно- гигиеническая норма

Результат

Санитарно- гигиеническая норма

 

     

                  Самостоятельная работа №10.

Тема. Охраняемые природные  территории .

Цель: составить анкеты, провести социологический опрос населения города, проанализировать результаты .

                                         Задание

  1. Определите и сформулируйте цель вашего социологического опроса, например, «Отношение человека к природе».
  2. Сформулируйте вопросы, ответы на которые могли бы дать представление об отношении человека к изучаемой проблеме.
  3. Разработать наиболее простой, элементарный «ключ» к социологическому опросу. Подсчитайте количество ответов «да», «нет», «не знаю» и дайте свое отношение к полученным результатам.

Образец анкеты  «Я и природа».

Предлагаем вам ответить на ряд вопросов, используя в качестве ответов один из трех вариантов: «да», «нет», «не знаю» (или «не всегда»).

  1. Хорошо ли вы относитесь к природе?
  2. Умеете ли вы отличать красивые явления от некрасивых?
  3. Всегда ли вы бережете красоту вокруг себя?
  4. Замечаете ли вы окружающую природу по дороге на работу, гуляя в парке?
  5. Зависит ли ваше настроение от состояния природы?
  6. Сделаете ли замечание постороннему, если увидите, что он ломает ветку, срывает цветы с клумбы и т.п.?
  7. Любите ли вы заниматься садоводством, собирать грибы или рыбу?
  8. Когда вы читаете книгу, внимательно ли вы читаете описание природы?
  9. Любите ли вы рассматривать в музеях пейзажную живопись?
  10. Отмечаете ли вы изменения в природе?
  11. Знаете ли вы музыкальные произведения, посвященные природе?
  12.  Приходилось вам сочинять стихи о природе?
  13.  Всегда ли вы добросовестно ухаживаете за домашними животными?
  14.  Регулярно ли вы поливаете комнатные растения?
  15.  Любите ли вы рисовать цветы, деревья, животных?

  1. Обработка анкеты(рекомендуется ответу «да» присваивать 2 балла; ответу «нет» -- 0 баллов; ответам «не знаю», « не всегда» -- 1 балл);

25—30 баллов – у тебя чувствительная душа, ты любишь природу и заботишься о ней.

30—20 баллов – в целом ты хорошо относишься к природе, но должен быть более активен в ее охране и заботе о ней.

8—10 баллов – ты не сентиментален, но расположен к природе, понимаешь ее значение для человека, тебе хорошо в природе.

  1. Разработайте анкету социологического опроса по проблеме отношения человека к окружающей среде.
  2. Проведите социологический опрос , обработайте результаты анкеты, сделайте анализ и выводы.

                         Самостоятельная работа № 11.

Тема Особо охраняемые территории НСО

Цель: расширить знания студентов об охраняемых территориях Новосибирской области

                                           

1.Подготовить сообщения с презентацией: (одно на выбор)

1. Заказники Новосибирской области

2. Животные Красной книги Новосибирской области

3. Растения Красной книги Новосибирской области

Общий план подготовки выступления.

  1. Анализ литературы по теме.
  2. Подготовка информационного, иллюстративного  материала.
  3. Составление презентации.
  4. Составление выступления с проблемными вопросами.
  5. Время выступления 3-5 минут.

                           Самостоятельная работа № 12.

Тема.  Международные организации природоохранной деятельности

Цель: расширить знания об основных объектах охраны окружающей среды, о международных организациях, занимающихся проблемами рационального природопользования.

Задание. Заполнить таблицу.

Сфера деятельности природоохранных организаций

Название

Сфера деятельности

Организация Объединенных Наций (ООН) по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО)

Руководство межправительственными Программами

Учет и организация охраны природных объектов, отнесенных к Всемирному наследию

Оказание помощи в развитии экологического образования

Задание. Заполнить схему.

Основные направления деятельности Программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП), 1994 г.

            Список

                 

Решение экологических задач для проведения занятий с детьми

дошкольного возраста. (У 2+ПК 3.2+ОК 2+ОК 4+ОК 5+ОК 6)

           

           Задание 1. Решить экологические задачи

           Задание 2. Составить конспект занятия, используя содержание экологических задач, для детей дошкольного возраста, используя схему конспекта организации НОД

           Рекомендации. Внимательно прочитайте задание ;   все задания выполняются устно и письменно, выполняйте задания, опираясь на материал   учебников ФГОС ДО.

            Экологические  задачи

    1.Человек вспахал землю и посеял пшеницу. Почему через несколько лет на этом поле пшеница расти не хочет.

    2. Весной я привез из леса и посадил у своего окна в центре города молодую осинку. Она не стала расти и погибла. Я привез другую, поливал и подкармливал ее. Тот же результат. Еще несколько таких посадок привели меня к мысли, что этому дереву в городе чего-то не хватает. В чем же дело.

     3. На огороде растет капуста и дружно живут тли, гусеницы и бабочки капустной белянки, голые слизни, насекомоядные птицы, жабы, мыши и полевки. Залетают на огород дневные и ночные хищные птицы, да хорек здесь часто появляется. По ночам над огородом летают летучие мыши и козодои. Однажды мы опрыскали нашу капусту пестицыдами, чтобы прогнать гусениц. Как вы считаете, кто сильнее всего пострадал от нашего яда из огородных обитателей.

  1. По берегу реки рос лес. Во время лесозаготовок он был полностью

вырублен на значительном расстоянии. Что произошло с этой рекой.

  1. Пойменные луга имеют прекрасную черноземную плодородную почву.

Трава на ней вырастает почти в рост человека. Стало быть, пшеницу или овес такая земля родит не хуже. Мы превратили этот заливной луг в высокоурожайную пашню. Вспахали, засеяли. Каковы экологические результаты такого превращения.

  1. Наше озеро не достаточно богато рыбой. В нем мало фитопланктонных

организмов. Станут ли лучше расти эти одноклеточные растения, если мы удобрим – добавим в воду пруда навоза. Вот и начался бурный рост водорослей. Что будет дальше и когда начнется избыток рыбы.

  1. Человек участвует в природных процессах, в частности, в цепях

питания. Экологи называют его хищником высшего порядка. Доказать, что это название соответствует действительности.

  1. Человек, особенно в последние годы, перевозил очень многие растения

с континента на континент, выращивал их в новых, чуждых для них сообществах. Какие трудности испытывали эти акклиматизированные растения.

  1. На реке построены плотины, зарегулирован сток. Каковы последствия

этой деятельности для речных биоценозов.

  1.  Стремясь увеличить урожай картофеля у себя на поле в Сибири,

крестьянин закупил партию сортовых клубней в Европе. Но почему – то получил далеко не тот урожай, на который рассчитывал. Почему постигла неудача этого земледельца.

  1.  В глухой тайге живет охотник, один-одинешенек, капканы ставит, и

ружья постреливает. Кем в пищевых сетях таежного сообщества он является. Как бы вы определили его экологическую роль.

  1.  В горных ландшафтах скалы обычно покрыты разнообразной и

разноцветной мозаикой из лишайников. Почему же мы не видим на заборах и каменных стенах домов в нашем городе никаких лишайников. Они ведь все равно голые и никем не заняты.

  1.  В городе множество зданий и построек. Можно предположить, что

здесь живут разнообразные виды животных. Хорошо ли защищены они от суровых условий и хищников.

  1.  Домовая мышь живет в нашей квартире, а ее родственница – полевая

мышь – обитает на лугах и на опушках леса. У которой из мышей более комфортабельное жилье и как это доказать.

  1.  Город захламляется продуктами жизнедеятельности жителей. Несмотря

на службу очистки городов от отбросов, последние накапливаются как в самом городе, так и на его окраинах. Как могут помочь решить эту проблему городские биоценозы при правильной их конструкции Что даст человеку полная утилизация ресурсов в городе.

  1.  В нашем старом городе почти нет крыс и мышей. Зато, кроме одичавших кошек и собак, здесь можно встретить куницу, ежика, наткнуться на хорька, а также часто увидеть хищных птиц – пустельгу и коршуна, разных сов по вечерам. Состав хищников здесь очень разнообразен и почему-то давно не изменяется. Почему насыщенное сообщество не пополняется новыми видами.
  2.  Возможности самоочищения водоемов сильно снижается при сбросе в

них теплых промышленных вод. Это же приводит к тепловому загрязнению и заморам рыб в водоемах. Отчего же вымирают рыбы Ни от перегрева же.

  1.  В окрестностях дымящих промышленных предприятий в лесах стала

накапливаться подстилка. Почему это происходит и какое предположение можно высказать о судьбе этих лесов.

                  Литература

 1.Арустамов Э.А. Экологические основы природопользования. Учебник,- М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2007.—316с.

2. Большаков В.Н. Экология: Учебник М.: Университетская книга, Логос. 2001. -- 504с.

3. Колесников С.И. Серия «Шпаргалки». Ростов-на-Дону: Феникс, 2004 – 160с.

4. Коробкин В.И., Передельский Л.В. Экология. –Ростов-на-Дону: Издательство «Феникс», 2000. –160с.

5. Константинов В.М., Челидзе Ю.Б. Экологические основы

природопользования: Учебное пособие.—М.: Мастерство, 2002. –208с.

6. Купров, В.Д. Экологическое образование дошкольников [Текст] / В.Д.Купров // Дошкольное образование.- №7 - 2000.- С.94.

7. Экологические основы природопользования (Серия «Учебники ХХ1 века») – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2001. –384с.

8. booka.ru›search?page=8§ion_id=633

9 .litras.ru›sitefiles.html

10. DeAgostini

11. www.deagostini.ru

12. contact@deagostini

13. BestReferat.ru›referat-192547.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка учебной программы ОГСЭ.02 Психология общения для специальности 44.02.02 "Преподавание в начальных классах"

Разработка учебной программы по дисциплине ОГСЭ 02. Психология общения для специальности 44.02.02 "Преподавание в начальных классах"...

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС МДК 01.01 Теоретические основы организации обучения в начальных классах ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 01 Преподавание по программам начального общего образования по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах

Составлен в соответствиис Федеральным государственным образовательным стандартомдля специальности «Преподавание в начальных классах»,программой  МДК 01.01 Теоретические основы организ...

Методические рекомендации по организации самостоятельной внеаудиторной работы студентов по дисциплине История по специальностям 44.02.02 Преподавание в начальных классах 44.02.01 Дошкольное образование

Методические рекомендации по планированию и организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов разработаны в соответствии с требованиями  ФГОС СПО по специальностям  44.02.02 Препода...

Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы по ОУД.06 Физическая культура специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы для студентов по дисциплине ОУД.06 Физическая культура для специальности 44.02.02   Преподавание в начальных клас...

Методические указания по выполнению практических работ по ОУД.06 Физическая культура специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах

Введение данной учебной дисциплины предопределено ее значимостью в изучении теоретического аспекта физической культуры личности, формирующей мировоззренческую систему научно-практических зна...

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы по общепрофессиональной дисциплине «Педагогика» студентов специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах (углубленная подготовка)

Целью представленных материалов является оказание методической и организационной помощи обучающимся при выполнении  самостоятельных работ при освоении содержания рабочей программы общепрофе...