Разработка учебной программы ОГСЭ.02 Психология общения для специальности 44.02.02 "Преподавание в начальных классах"
рабочая программа на тему

Венкова Галина Вячеславовна

Разработка учебной программы по дисциплине ОГСЭ 02. Психология общения для специальности 44.02.02 "Преподавание в начальных классах"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_psihologiya_obshcheniya.docx63.73 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное автономное профессиональное

образовательное учреждение

Московской области

 « Губернский колледж»

 «Согласовано»                                                                                                «Утверждаю»

 1-ый заместитель директора                                                                 директор  ГАПОУ МО

  по учебной работе                                                                              « Губернский колледж»

                                                                                                             _________________ А.И.  Лысиков

___________________ Т.Ю. Лебедева                                             «__» _______________ 20___г.

 «__»______________ 20___г                                      

Рассмотрено на заседании                                                                                

ПЦК психолого-педагогических

дисциплин                                                                                                

протокол № __ от _________ 20__г.    

председатель _____________ А.П.Шибаева

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОГСЭ. 02 ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ

программа подготовки специалистов среднего звена

специальности  44.02.02 Преподавание в начальных классах

г. Серпухов 2017г

Составитель:

Венкова Г.В, методист  ГАПОУ МО « Губернский колледж».

Тихонова Г.С., преподаватель ГАПОУ МО «Губернский колледж»

Эксперты:

Внутренняя экспертиза

Техническая экспертиза: Шибаева А.П., руководитель ПЦК психолого - педагогических дисциплин ГАПОУ МО «Губернский коллеж»

Содержательная экспертиза: Шибаева А.П., руководитель ПЦК психолого - педагогических дисциплин ГАПОУ МО «Губернский коллеж»

Рабочая программа  разработана на основе Федерального государственного стандарта среднего профессионального образования по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах, утвержденной приказом Министерства образования и науки РФ от «27» октября 2014 г. № 1353.

Рабочая программа разработана в соответствии с разъяснениями по формированию примерных программ учебных дисциплин начального профессионального и среднего профессионального образования на основе Федеральных государственных образовательных стандартов начального профессионального и среднего профессионального образования, утвержденными И.М. Реморенко, директором Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 августа 2009 года.

                                                       

       

СОДЕРЖАНИЕ

Название разделов

стр.

1. Паспорт рабочей программы учебной дисциплины

4

2. Структура и содержание учебной дисциплины

6

3. Условия реализации учебной дисциплины

11

4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины

13

5. Лист изменений и дополнений, внесенных в рабочую программу

14


1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Название дисциплины

1.1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины – является частью программы подготовки специалистов среднего звена  ГАПОУ МО «Губернский колледж» по специальности СПО 42.02.02 Преподавание в начальных классах, разработанной в соответствии с ФГОС СПО третьего поколения

Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной  подготовке работников в области преподавания в начальных классах при наличии среднего (полного) общего образования.

.

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: Учебная дисциплина Психология общения является общепрофессиональной дисциплиной ОП. 02 профессионального цикла ОГСЭ.00 основной профессиональной образовательной программы подготовки специалистов среднего звена.

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

Базовая часть

В результате освоения дисциплины студент должен уметь:

-применять техники и приемы эффективного общения в профессиональной деятельности;

-использовать приемы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения.

В результате освоения дисциплины студент должен знать:

- взаимосвязь общения и деятельности;

-цели, функции, виды и уровни общения;

- роли и ролевые ожидания в общении;

- виды социальных взаимодействий;

- механизмы взаимопонимания в общении;

- техники, приемы общения, правила слушания, ведения беседы, убеждения;

- этические принципы общения;

- источники, причины, виды и способы разрешения

конфликтов

Вариативная часть – не предусмотрено

        Содержание дисциплины должно быть ориентировано на подготовку студентов к освоению профессиональных модулей ОПОП по специальности 42.02.02 Преподавание в начальных классах и овладению профессиональными компетенциями (ПК) (Приложение 1):

ПК 1.1– определять цели и задачи, планировать уроки;

ПК 1.2–проводить уроки;

ПК 1.3– осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты обучения.

ПК 2.1 - Определять цели и задачи внеурочной деятельности и общения, планировать внеурочные занятия.

ПК 2.2 - Проводить внеурочные занятия

ПК 2.3 - Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты деятельности обучающихся.

ПК 2.4 - Анализировать процесс и результаты внеурочной деятельности и отдельных занятий.

ПК 3.1. - Проводить педагогическое наблюдение и диагностику, интерпретировать полученные результаты.

ПК 3.2. - Определять цели и задачи, планировать внеклассную работу.

ПК 3.3. -  Проводить внеклассные мероприятия.

ПК 3.4. - Анализировать процесс и результаты проведения внеклассных мероприятий.

ПК 3.5. - Определять цели и задачи, планировать работу с родителями.

ПК 3.6. - Обеспечивать взаимодействие с родителями учащихся при решении задач обучения и воспитания.

ПК 3.7. - Анализировать результаты работы с родителями.

ПК 3.8. - Координировать деятельность работников образовательной организации, работающих с классом.

В процессе освоения дисциплины у студентов должны формировать общие компетенции (ОК) (Приложение 2):

ОК 1. - Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. -  Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. -  Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

ОК 4. - Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. - Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

ОК 6. - Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.

ОК 7. – Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса.    

                     

ОК 8. – Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9.  –Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий.

ОК 10. – Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей.

ОК 11. – Строить профессиональную деятельность с соблюдением правовых норм, ее регулирующих.

1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки студента  59 часов, в том числе:

  • обязательной аудиторной учебной нагрузки студента 48 часов;
  • самостоятельной работы студента 11 часов

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной деятельности

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

59

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

48

в том числе:

лабораторные занятия

не предусмотрено

практические занятия

44

контрольные работы

не предусмотрено

курсовая работа (проект)

не предусмотрено

самостоятельная работа студента (всего)

11

в том числе:

Самостоятельная работа на курсовой работой (проектом)

-подготовка эссе по предложенным темам

-подготовка рефератов или презентаций

-повторение материалов лекций, чтение рекомендуемой литературы

- работа со словарем психологических терминов

Итоговая аттестация в форме (указать)

Экзамена

           


2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины ОГСЭ.02 Психология общения

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены)

Объем часов

Уровень

 освоения

Раздел 1.

Основные закономерности процесса общения

18

Тема 1.1.

Характеристика процесса общения

Содержание учебного материала

1

1

Понятие об общении в психологии. Основные аспекты процесса общения

2

Лабораторные работы

Не предусмотрено

Практические занятия

1.Процессы общения

2.Разновидности общения

3.Функции общения

4.Уровни общения

5.Методы исследования общения

6.Анализ ситуаций общения

7.Общение, как основа педагогической деятельности

7

1

1

1

1

1

1

1

Контрольные работы

Не предусмотрено

Самостоятельная работа обучающихся

Подбор диагностических методик

Реферат: «Взаимосвязь общения и деятельности»

2

Тема 1. 2.

Структура процесса общения

Содержание учебного материала

2

Лабораторные работы

Не предусмотрено

Практические занятия

8.Коммуникативная сторона общения

9.Перцептивная сторона общения

10.Интерактивная сторона общения

11.Вербальные средства общения

12. Вербальные средства общения

13.Невербальные средства общения

14. Невербальные средства общения

15.Понимание языка мимики и жестов

16. Понимание языка мимики и жестов

17.Анализ педагогических ситуаций

10

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

Контрольные работы

Не предусмотрено

Самостоятельная работа обучающихся

Работа со словарем психологических терминов

Написание Эссе на тему «Ценность общения в повседневной деятельности педагога»

Повторение материала лекций

3

Раздел 2.

Восприятие и понимание людьми друг друга

16

Тема 2.1.

Взаимодействие в общении

Содержание учебного материала

1

1

Виды социального взаимодействия: кооперация, конкуренция.  Ролевое взаимодействие. Формы социального влияния: конформность, внушаемость.

Механизмы взаимопонимания в процессе общения.

Понятие «конфликта»

2,3

Лабораторные работы

Не предусмотрено

Практические занятия

18.Механизмы взаимодействия и их роль в процессе общения.

19.Характер механизмов взаимодействия

20.Стили взаимодействия в общении

21.Стили взаимодействия в общении

22.Типы социальных ролей в общении

23.Психологические барьеры в процессе взаимодействия

24.Понятие конфликта

25. Понятие конфликта

26.Причины конфликта

27. Причины конфликта

28.Стратегия поведения в конфликте

29. Стратегия поведения в конфликте

30.Методы определения степени конфликта

31.Методы поведения конфликтной личности

32.Технологии разрешения конфликта

15

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

Контрольные работы

Не предусмотрено

Самостоятельная работа обучающихся

Подготовка презентации «Механизмы общения с младшими школьниками»

Эссе на тему «Конфликт в профессиональной деятельности педагога»

Работа со словарем психологических терминов

3

Раздел 3.

Оптимизация процесса общения.

Тема 3.1

Методы развития коммуникативных способностей

14

6

2,3

Лабораторные работы

Не предусмотрено

Практические занятия:

33.Техники для выявления скрытых мотивов и интересов собеседников. Техники поведения в ситуациях конфликта, просьбы и отказа.

34. Техники влияния и противодействия. Техники активного слушания.

35.Техники налаживания контакта.

36. Разработка правил эффективного общения.

37. Разработка и проведение тренинга общения

38. Разработка и проведение тренинга личностного роста.

6

1

1

1

1

1

1

Контрольные работы

Не предусмотрено

Самостоятельная работа обучающихся

Составление эссе на тему: «Эффективное общение глазами учителя»

1

Тема 3.2

Педагогическое общение

Содержание учебного материала

1

Сущность педагогического общения и коммуникаций. Функции, структура и стили педагогического общения.

1

2,3

Лабораторные работы

Не предусмотрено

Практические занятия

39.Сущность педагогического общения

40.Функции и структура педагогического общения

41.Стили педагогического общения.

42.Умения учителя, влияющие на эффективность общения.

43.Личностные особенности учителя

44. Способы развития коммуникативных способностей

7

1

1

1

1

1

1

1

Самостоятельная работа обучающихся

Работа со словарем психологических терминов

Составление презентации «Стили общения в повседневной деятельности педагога»

2

Примерная тематика курсовой работы (проекта)

Не предусмотрено

Самостоятельная работа обучающихся над курсовой работой (проектом) 

Не предусмотрено

Всего:

 48


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета  - «Психология», лабораторий  – «не предусмотрено»

Оборудование учебного кабинета:

  • комплект учебно – методической документации
  • наглядные пособия
  • раздаточный материал для проведения практических занятий
  • интерактивная доска

Технические средства обучения:

  • персональные компьютеры с выходом в Интернет
  • проектор
  • музыкальный центр
  • интерактивная доска

Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории: не предусмотрено

3.2. Информационное обеспечение обучения (перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы)

Основные источники

Для преподавателей

  1.  Мириманова М.С. Конфликтология. – М., 2016. – 52-60 с.
  2. Одинцова О.В. Профессиональная этика – М., 2013 – 80 с.
  3. Панфилова А.П. Психология общения.- М., 2016. – 5-114 с
  4. Панфилова А.П. Теория и практика общения. – М., 2012 – 33-49 с.
  5. Шеламова Г.М. Деловая культура и психология общения – М, 2014. – 25-70

Для студентов

  1. Мириманова М.С. Конфликтология. – М., 2016. – 52-60 с.
  2. Панфилова А.П. Психология общения.- М., 2016. – 5-114 с
  3. Панфилова А.П. Теория и практика общения. – М., 2012 – 33-49 с.
  4. Шеламова Г.М. Деловая культура и психология общения – М, 2014. – 25-70

Дополнительные источники

Для преподавателей

  1. Е.П. Ильин Психология общения  и межличностных отношений – МПб, 2010. – 576с.
  2. В.И. Курбатов. Конфликтология – Ростов-на Дону, 2009. 26с.
  3. Г.М. Шеламова Этикет делового общения – М. 2008, 26-40с.

Для студентов

  1. Е.П. Ильин Психология общения  и межличностных отношений – МПб, 2010. – 576с.
  2. В.И. Курбатов. Конфликтология – Ростов-на Дону, 2009. 26с.
  3. Г.М. Шеламова Этикет делового общения – М. 2008, 26-40с.

Интернет – ресурсы

  1. «Библиотека психологической литературы» BOOKAP

http://bookap.info.

  1.  Психологическая библиотека «Самопознание и саморазвитие» http://psylib.kiev.ua.
  2. «Флогистон: психология из первых рук»

http://flogiston.ru/library

  1. «Психология на русском языке»

http://www.psychology.ru/Library. 

  1. «Библиотека психологического форума MyWord.ru»

 http://psylib.myword.ru с

  1. «Продвинутая психология для несовершеннолетних»

http://psyberia.ru. 

  1. «Библиотека учебной и научной литературы»

http://sbiblio.com/biblio/default.aspx?group=0

  1. Виртуальная библиотека по психологии

http://scitylibrary.h11.ru/Library.htm.

  1. Психотерапевт.ру. http://www.psyhoterapevt.ru/
               КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ

ДИСЦИПЛИНЫ

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки

результатов обучения

- применять техники и приемы эффективного общения в профессиональной деятельности;

- использовать приемы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения;

- понимать сущность взаимосвязи общения и деятельности;

- знать цели, функции, виды и уровни общения;

- иметь представление о роли и ролевых ожиданиях в процессе общения;

- знать виды социальных взаимодействий;

- разбираться в механизмах взаимопонимания в общении;

- иметь представление о технике и приемах общения, правилах слушания, ведения беседы, убеждения;

- знать этические принципы общения;

- разбираться в источниках, причинах и видах конфликта, владеет способами разрешения конфликта

- экспертная оценка работы студента на педагогической практике;

- практическое занятие «Механизмы взаимодействия и их роль в процессе общения»;

- защита реферата «Взаимосвязь общения и деятельности»;

- контрольная работа «Основные закономерности процесса общения»;

- практическое занятие «Типы социальных ролей в общении»;

- практическое занятие «Механизмы взаимодействия и их роль в общении».

- защита презентации «Механизмы общения с младшими школьниками».

- составление эссе на тему «Эффективное общение глазами учителя»

- защита презентации «Стили общения в повседневной деятельности педагога»

- защита эссе на тему «Конфликт в профессиональной деятельности педагога»

Итоговый контроль в форме дифференцированного зачета.

 

ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ, ВНЕСЕННЫХ

В РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ

№ изменения,  дата внесения изменения; № страницы с изменением;

.

БЫЛО

СТАЛО

Основание:

Подпись лица внесшего изменения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ.02 «История» для специальности 080114 «Экономика и бухгалтерский учёт ( по отраслям)»

Учебная дисциплина ОГСЭ.02 «История» включена как обязательная часть общего гуманитарного и социально-экономического цикла ОПОП СПО базовой подготовки. Изучением дисциплины достигается формирование у ...

Рабочая программа УД Психология общения

Программа учебной дисциплины «Психология общения» представляет собой часть основной профессиональной образовательной программы,  она составлена на основании требований ФГОС СПО для специальности ...

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС МДК 01.01 Теоретические основы организации обучения в начальных классах ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 01 Преподавание по программам начального общего образования по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах

Составлен в соответствиис Федеральным государственным образовательным стандартомдля специальности «Преподавание в начальных классах»,программой  МДК 01.01 Теоретические основы организ...

Методические рекомендации по выполнению практических работ по дисциплине "Психология общения" по специальности 25.02.08 Эксплуатация беспилотных авиационных систем

Методическая разработка может быть полезна преподавателям, работающим по специальностям, включенным в списокТОП-50...

Сборник практических заданий по УД ОГСЭ.02 Психология общения для специальности 44.02.01 Дошкольное образование

Методические указания для студентов колледжа по выполнению практических заданий по учебной дисциплине ОГСЭ.02 Психология общения разработаны на основе рабочей программы Федерального государственного о...

Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ.06 Введение в специальность: общие компетенции профессионала по специальности СПО 29.02.04 «Конструирование, моделирование и технология швейных изделий»

Рабочая  программа учебной  дисциплины ОГСЭ.06 Введение в специальность: общие компетенции профессионала разработана на основе  требований Федерального государственного образовательного...

ПРОГРАММА факультатива Психология общения

вводится курс факультативных занятий для обучающихся первого курса.На этих занятиях необходимо дать им возможность высказать свое мнение, научить их анализировать различные ситуации, использовать полу...