Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ.02 «История» для специальности 080114 «Экономика и бухгалтерский учёт ( по отраслям)»
рабочая программа на тему

Учебная дисциплина ОГСЭ.02 «История» включена как обязательная часть общего гуманитарного и социально-экономического цикла ОПОП СПО базовой подготовки. Изучением дисциплины достигается формирование у студентов исторического мышления — способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_ist_b-2112kurs.docx49.85 КБ

Предварительный просмотр:

федеральное казенное профессиональное образовательное учреждение «Кунгурский техникум – интернат»

Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации.

Рабочая программа

учебной дисциплины

ОГСЭ.02 «История»

                                            для специальности  080114                                      «Экономика и бухгалтерский учёт ( по отраслям)»

                                               ( базовая подготовка)

2014

1.ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ  ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«История»

1.1. Область применения рабочей программы

 Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 080114 «Экономика и бухгалтерский учёт ( по отраслям)» , базовая подготовка.                                      

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Учебная дисциплина ОГСЭ.02 «История» включена как обязательная часть общего гуманитарного и социально-экономического цикла ОПОП СПО базовой подготовки. Изучением дисциплины достигается формирование у студентов исторического мышления — способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

В результате изучения учебной дисциплины «История» студент должен уметь:

ориентироваться в современной экономической, политической и культурной ситуации в России и мире;

выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социально-экономических, политических и культурных проблем;

 знать:

основные направления развития ключевых регионов мира на рубеже веков (XX и XXI вв.);

сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце XX - начале XXI в.;

основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) политического и экономического развития ведущих государств и регионов мира;

назначение ООН, НАТО, ЕС и других организаций и основные направления их деятельности;

содержание и назначение важнейших правовых и законодательных актов мирового и регионального значения

Требования к результатам освоения основной профессиональной программы:

 Бухгалтер    должен    обладать    общими компетенциями, включающими в себя способность:

OK 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося - 239 часа, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 165 часа;

самостоятельной работы обучающегося – 74 часов.

2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

239 часов

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

165часов

Самостоятельная работа студента

  74 часов

Практических занятий

  82 часов

Консультаций

  10 часов

Итоговая аттестация в форме зачёта

                

2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины «История»

Наименование    разделов и тем

Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа студентов

Объём часов.

Уровень усвоения

Введение .

История как наука и учебная дисциплина. Источники сведений о прошлом человечества. Типология цивилизаций.

2

1

Самостоятельная работа:

Представить информации

« Виды исторических источников».

2

3

Раздел 1.

Цивилизации древнего мира.

15

Тема 1.1.

Зарождение цивилизаций.

Первобытный мир. Расселение древнейшего человечества.

Зарождение цивилизаций.

Религии спасения.

2

2

Самостоятельная работа:

Проанализировать современные концепции происхождения человека и общества.

2

3

Тема 1.2.

Цивилизации древнего Востока.

Речные цивилизации:

Двуречье  ( государство Шумер, Вавилон, Ассирия) Египет, Индия, Китай.

Восточное Средиземноморье.

2

2

Самостоятельная работа студентов:

Анализ исторической информации – общее и различное в восточных цивилизациях.

2

3

Тема 1.3.

Античные  цивилизации Средиземноморья.

Греция, древний Рим. Экономика Социальная структура. Религия.

2

2

Самостоятельная работа студентов:

Изучить культурное наследие древних цивилизаций.

Составить периодизацию древнейшей истории.

3

3

Урок обобщения и контроля знаний по разделу.

Повторение основных положений раздела, контрольный опрос.

2

Раздел 2.

История Запада и Востока в Средние века.

18

Тема 2.1.

Историография.

Временные рамки. Периодизация.

Историческая карта  средневекового мира.

2

2

Самостоятельная работа студентов:

Анализ понятия

« средневековье».

2

3

Тема 2.2.

Раннее средневековье.

(V– Х век ).

Падение Западной Римской  империи. Византия. Формирование и развитие христианской цивилизации. Великое переселение народов. Возникновение и распространение ислама. Арабский халифат.

2

2

Самостоятельная работа студентов:

Изучение и анализ исторической карты раннего средневековья.

2

3

Тема 2.3.

Классическое

( Высокое) средневековье

(ХI – Х вв.).

Феодализм. Государственное устройство Европы. Церковь.

Сельджуки. Крестовые походы. Экономика. Торговля.

2

2

Самостоятельная работа студентов:

Изучение и анализ исторической карты классического средневековья.

2

3

Тема 2.4.

Позднее средневековье.

( ХVI– нач. ХVIIвв.)

Реформация. Географические открытия. Османская империя.

Западное искусство.

Азия в Средние века. Америка.

Доколумбовы цивилизации.

Практическое занятие - 2часа

Историческая карта Средневекового мира.

4

2

Урок обобщения и контроля знаний по разделу.

Повторение основных положений раздела, контрольный опрос.

2

Раздел 3.

История государства Российского с древнейших времён до ХVI века.

36

Тема 3.1.

О народах, издревле населяющих Россию.

Славяне и другие народы составившие государство Российское.

2

2

Самостоятельная работа:

Анализ исторической карты

России в древние времена.

2

3

Тема 3.2.

Формирование государственности восточных славян.

Киевская Русь. Основание монархии. Киевские князья. Внешняя политика. Культура

Древней Руси.

Практическое занятие - 2часа

Крещение Руси.

4

2

Самостоятельная работа:

Анализ происхождения слова « Русь» и причин возникновения  государства у восточных славян.

4

3

Тема 3.3.

Русские земли и княжества в

ХII – середине ХV вв.

Древняя Русь в эпоху политической раздробленности. Распад Древнерусского государства. Крупнейшие земли и княжества Руси, их особенности. Монгольское нашествие. Золотая Орда.

Агрессия крестоносцев. Куликовская битва. Усиление Московского княжества.

Практическое занятие –2часа

Откуда опасность была сильнее : с Востока или Запада.

8

2

Самостоятельная работа:

Проанализировать политическую и конфессиональную карты Восточной Европы в период с

ХIIв. по середину ХV века.

4

Тема 3.4.

Российское государство во 2-й половине ХV  – ХVI вв.

Политико- территориальное формирование Российского государства. Свержение ордынского ига. Боярская дума. Вклад православной церкви  в укрепление единого государства.

Прекращение династии Рюриковичей.

Практическое занятие - 2часа

Россия в царствование Ивана Грозного.

6

2

Самостоятельная работа студентов:

Определить основные направления внешней политики Ивана Грозного.

4

3

Урок обобщения и контроля знаний по разделу.

Повторение основных положений раздела, контрольный опрос.

2

Раздел 4.

Новое время.

16

Тема 4.1.

Раннее Новое время.

Политические изменения.

Английская революция. Семилетняя война. Технический прогресс. Просвещение.

Великая  Французская революция.

Практическое занятие - 2часа

Последствия великих открытий.

4

2

Самостоятельная работа:

Изменение политической карты мира в 18 веке.

2

Тема 4.2.

Век ХIХ.

Наполеоновские войны.

Венский конгресс. Идейно-политические течения.

Национально-освободительные войны в Европе, Азии, Африке.

Гражданская война в Америке.

Формирование индустриальной цивилизации.

Капитализм.

Практическое занятие - 2часа

Социальные последствия  промышленного переворота.

4

2

Самостоятельная работа студентов:

Научно-технический прогресс.

Технические изобретения.

2

Урок обобщения и контроля знаний по разделу.

Повторение основных положений раздела, контрольный опрос

2

Раздел 5.

Россия в период с ХVII по ХХ  век.

26

Тема 5.1.

Смутное время.

Начало смуты. Борис Годунов.

Кризис власти. Лжедмитрий I.

Интервенция. Борьба с Польско-литовскими и шведскими интервентами.

2

2

Тема 5.2.

Россия в ХVII веке.

Конец Смутного времени. Начало династии Романовых. Соборное уложение 1649г.Самодержавие и церковь. Крестьянская война.

Внешняя политика.

2

2

Тема 5.3.

Россия в период реформ Петра I.

Петровские преобразования. Северная война. Основание Петербурга. Провозглашение империи.

Практическое занятие –2часа

Анализ и оценка деятельности Петра I. Роль Петра I в истории России.

4

1

Тема 5.4.

Россия в ХVIII веке.

Эпоха дворцовых переворотов

Екатерина II. Крестьянская война. Просвещённый абсолютизм. Развитие науки и просвещения.  Павел I.

Практическое занятие –2часа

Великие полководцы.

4

2

Тема 5.5.

Россия в ХIХ веке.

Александр I. Отечественная война 1812 г. Декабристы.

Николай I.

Александр II. Великие реформы 60-70 годов

ХIХ века. Общественное движение. Русско-турецкая война. Русская культура в ХIХ века. Экономика.  Новые территории в составе России.

Практическое занятие -2 часа

Отечественная война 1812 г.

8

2

Тема5.6.

Россия эпохи

Николая II.

Россия на рубеже ХIХ- ХХ веков. Оппозиционные организации. Россия между двумя революциями.

2

2

Самостоятельная работа студентов:

Анализ и оценка деятельности

Императора Николая II.

4

3

Урок обобщения и контроля знаний по разделу.

Повторение основных положений раздела, контрольный опрос.

2

Раздел 6.

Революции 1917 года     и их последствия в России.

14

Тема 6.1.

Октябрьская революция.

Буржуазная революция1917г. Октябрьская революция.

Причины победы большеви-

ков.Создание новой

государственности.

Формирование советского правительства.

Практическое занятие –2часа

Современная оценка октябрьской революции 1917г.

4

1

Самостоятельная работа студентов:

Лидеры большевистского движения, их краткая характеристика.

2

3

Тема 6.2.

Гражданская война и интервенция.

Причины гражданской войны.

Основные этапы. Последствия.

Практическое занятие -2 часа

Причины победы большеви-

ков.

4

1

Самостоятельная работа студентов:

Проанализировать итоги Первой мировой войны.

2

3

Урок обобщения и контроля знаний по разделу.

Повторение основных положений раздела, контрольный опрос.

2

Раздел 7.

Страны западной Европы и США в

1918-1939гг.

( Интербеллум).

12

Тема7.1

Формирование Версальско-Вашингтонской системы.

Революция в Германии. Вашингтонская конференция. Западные демократии. Зарождение фашизма.

2

2

Тема 7.2.

Страны Европы и США в середине и во второй половине 20-х гг.

Период «стабилизации». Промышленный подъём. Перепроизводство.  Трансформация политического механизма.

2

2

Тема 7.3.

Общемировой кризис

1929-1933гг.

Сущность и характерные черты общемирового кризиса.

« новый курс» Рузвельта. Наступление фашизма.

2

2

Тема 7.4.

Страны Азии в 1918-1939гг.

Пробуждение Азии. Революции в Турции и Китае. Национальный конгресс в Индии.

2

3

Тема 7.5.

Мировой порядок на пороге войны.

Мировая политическая карта накануне второй мировой войны

2

2

Урок обобщения и контроля знаний по разделу.

Повторение основных положений раздела, контрольный опрос.

2

Раздел 8.

СССР в 20 – 30 –е годы ХХ века.

8

Тема 8.1

СССР в 20-е годы.

Военный коммунизм. Новая экономическая политика, её сущность. Результаты  НЭПа.

Причины свёртывания НЭПа.

2

2

Тема 8.2.

СССР в 30-е годы.

Индустриализация. Коллективизация. Сталин.

Внешняя политика СССР.

СССР накануне войны.

2

2

Самостоятельная работа студентов:

Анализ политической карты мира перед Второй мировой войной.

4

3

Раздел 9 .

Вторая мировая война.

15

Тема 9.1.

Вторая мировая война.

Масштабы войны и её причины.

2

1

Тема 9.2.

Великая отечественная война.

Нападение Германии на СССР. Ход войны. Основные военные операции.

2

1

Самостоятельная работа студентов:

Знаменитые полководцы и герои Великой Отечественной войны.

4

3

Тема 9.3.

Победа над фашизмом. Разгром Японии.

Капитуляция фашистской Германии.

Капитуляция Японии.

Окончание Второй  мировой войны.

Практическое занятие -2 часа

Определить итоги и последствия второй мировой войны.

3

1

Урок обобщения и контроля знаний по разделу.

Повторение основных положений раздела, контрольный опрос.

2

Раздел 10.

Мир после второй мировой войны.

43

Тема10.1.

Итоги и политические последствия второй мировой войны.

Итоги второй мировой войны. Политические последствия. Изменения политической карты мира. Создание ООН.

Экономический подъём США, Японии, Западной Европы.

Возникновение биполярного мира.

Практическое занятие -2 часа

Формирование биполярного мира – «за» и «против».

12

1

Самостоятельная работа студентов:

Анализ политической карты мира.

2

3

Тема 10.2.

СССР в 1950-80-е годы.

Восстановление экономики.

Власть после войны. Хрущёв Н.С.« Оттепель» . Реформы. Развитие науки, техники и образования. Внешняя политика.

Эпоха Брежнева Л.И.

Практическое занятие -2 часа

Международные отношения во второй половине ХХ века.

10

1

Самостоятельная работа студентов:

Известные современники периода 50-х -80-х годов в области:

- искусства и культуры;

- науки и техники;

- политики.

5

3

Тема 10.3

СССР в период перестройки.

Реформы Горбачёва М.С.

СССР в системе международных отношений.

Распад социалистического лагеря. Прекращение существования СССР.

Практическое занятие -2 часа

Распад СССР или крах великой империи.

8

2

Самостоятельная работа:

Социально – экономические и политические причины осложнившие ситуацию в стране в середине  80-х годов.

6

Раздел 11.

Россия и мир на рубеже ХХ- ХХI веков.

30

Тема11.1.

Российская Федерация на современном этапе.

Становление новой российской государственности. СНГ. Внешняя политика. Экономические реформы.  Курс на укрепление государственности. Интеграция России в западное пространство.

Практическое занятие -2 часа

Характеристика современной России.

Практическое занятие -2 часа

Рыночные реформы и их последствия.

10

1

Тема 11.2.

Мир в ХХI веке.

Новая мировая иерархия. Международный терроризм.

Глобализм. Образование новых экономических и политических центров. Региональные конфликты.

Практическое занятие –2часа

Россия в мировых интеграционных процессах .

8

1

Самостоятельная работа студентов:

Работа над рефератом и его защита.

12

Всего по учебной дисциплине

239

в том числе обязательная аудиторная учебная нагрузка .

165

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

 Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Истории и обществознания».

Оборудование учебного кабинета: - посадочные места по количеству обучающихся;  - рабочее место преподавателя; - комплект учебно-наглядных пособий «История».

Технические средства обучения:

 - компьютер с выходом в сеть Интернет;

 - видеопроектор;

 - презентации;

 - видеофильмы;

 - электронные пособия.

3.2. Информационное обеспечение обучения

 Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.

Интернет-ресурсы:

http://fp.edu.ru/p1.html (Интернет-справочник «Все об учебниках»)

www.fihi.ru (Федеральный институт педагогических измерений)

http:// www.rustest.ru (Федеральный центр тестирования)

http://www.educom.ru – Департамент образования города Москвы

http://www.mioo.ru – Московский институт открытого образования;

www.omczo.org (Окружной методический центр)

http://www.drofa.ru/documents/9405/history.pdf (издательство «Дрофа»)

http://www.russkoe-slovo.ru/catalog2005/o_umk10.shtml (издательство «Русское слово»)

http://www.prosv.ru/Attachment.aspx?Id=7482 (издательство «Просвещение»)

http://www.vgf.ru/tabid/114/Default.aspx(издательство «Вентана-Граф»)

http://www.mnemozina.ru/work/catalog/253/266(издательство «Мнемозина»)

Основные источники:

1. Данилов А.А. Косулина Л.Г. История России, XX век, - Москва, Просвещение, 2010г.

 2. Загладин Н.В. Методика преподавания истории России и мира в 10-11 классах общеобразовательных учреждений,- Москва, Просвещение, 2010г.

3. Загладин Н.В. Симония Н.А. История России и мира с древнейших времён до конца XIX века. 10 кл.,- Москва, Русское слово,2010г.

4. Загладин Н.В. Симония Н.А. История России и мира в XX-начале XXI века. 11кл.,- Москва, Русское слово, 2010г.

5. Крейдер А.А. Новейшая история. XX век, - Москва, Просвещение, 2011г.

6. Ключевский В.О. Краткое пособие по русской истории,- Москва, Дрофа, 2011г.

7. Хачатурян В.М. История мировых цивилизаций,- Москва, Дрофа, 2011г.

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ.

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

 Образовательное учреждение, реализующее подготовку по учебной дисциплине, обеспечивает организацию и проведение промежуточной аттестации и текущего контроля индивидуальных образовательных достижений – демонстрируемых обучающимися знаний, умений и навыков.

 Текущий контроль проводится преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

 Формы и методы промежуточной аттестации и текущего контроля по учебной дисциплине самостоятельно разрабатываются образовательным учреждением и доводятся до сведения обучающихся не позднее начала двух месяцев от начала обучения.

 Для промежуточной аттестации и текущего контроля образовательными учреждениями создаются фонды оценочных средств (ФОС).

 ФОС включают в себя педагогические контрольно-измерительные материалы, предназначенные для определения соответствия (или несоответствия) индивидуальных образовательных достижений основным показателям результатов подготовки (таблицы).

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)        

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Уметь:

Анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);

- тестовый контроль;

-оценка результатов выполнения практических работ;

-оценка результатов устного чтения;

-оценка выполнения домашней работы, контрольных работ.

- тестовый контроль;

-оценка результатов выполнения практических работ;

-оценка результатов устного чтения;

-оценка выполнения домашней работы, контрольных работ.

Различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;

Устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;

Представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;

Использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации;

Соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими формами социального поведения;

Осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России.

Знания:        

знать/понимать:

Основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность отечественной и всемирной истории;

 

Основные исторические термины и даты.        

- тестовый контроль;

- оценка результатов выполнения практических работ;

- оценка результатов устного чтения;

- оценка выполнения домашней

работы, контрольных работ.

Периодизацию всемирной и отечественной истории;

Современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;

Особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по дисциплине "Математика" для специальности 080114 "Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)"

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федеральных государственных образовательных стандартов по профессиям среднего профессионального образования 080114 «Экономика и бухгалт...

Рабочая программа учебной дисциплины "Математика" для специальности 080114 "Экономика и бухгалтерский учет" (1 курс)

Программа учебной дисциплины разработана на основе примерной программы учебной дисциплины «Математика» для профессий начального профессионального образования и специальностей среднего профессиональног...

Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ.01 «Основы философии» по специальности 080114 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)»

Данная программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы и разработана в соответствии с ФГОС СПО по специальности СПО 080114 «Экономика и бухгалтерский у...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ.03 ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК для специальности 38.02.01 ЭКОНОМИКА И БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЁТ (ПО ОТРАСЛЯМ)

Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям)....

Рабочая программа "Маркетинг" по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет по отраслям (по отраслям)

Рабочая программа по дисциплине "Маркетинг" по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям).Программа рассчитана на 50 аудиторных часов....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ.03. «Иностранный язык в профессиональной деятельности» для специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

Учебная дисциплина ОГСЭ.03 Иностранный язык в профессиональной деятельности является обязательной частью гуманитарного и социально-экономического цикла примерной основной образовательной программы в с...