Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ.01 «Основы философии» по специальности 080114 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)»
рабочая программа на тему

Данная программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы и разработана в соответствии с ФГОС СПО по специальности СПО 080114 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_of_bukh.doc117 КБ

Предварительный просмотр:

федеральное казенное профессиональное образовательное учреждение

«Кунгурский техникум-интернат»

Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации

Рабочая программа

учебной дисциплины

ОГСЭ.01 «Основы философии»

по специальности 080114

«Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)»

(базовая подготовка)

2014

1.  Паспорт программы учебной дисциплины ОГСЭ.01 «Основы философии».

  1. Область применения программы:

Данная программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы и разработана в соответствии с ФГОС СПО по специальности СПО 080114 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)».

  1. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Учебная дисциплина ОГСЭ.01 «Основы философии» входит в общий гуманитарный и социально-экономический цикл.

  1. Цели и задачи учебной дисциплины, требования к результатам освоения учебной дисциплины:                

Цель изучения дисциплины «Основы философии»:

- повлиять на становление  и формирование духовной культуры и мировоззренческой ориентации студентов;

- повлиять на осознание цели и смысла социальной и личной активности студентов в обществе;

- выработать ответственность за свои поступки;

Задачи изучения дисциплины «Основы философии»:

- ознакомить студентов с основными законами развития и функционирования природных и общественных систем;

- дать студенту знания, которые будут способствовать формированию у них логического мышления, основ философского анализа;

- сформировать мировоззрение и способность ориентироваться в общественно-политических процессах;

В результате освоения учебной дисциплины студент должен уметь:

- ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста;

В результате освоения учебной дисциплины студент должен знать:

- основные категории и понятия философии;

- роль философии в жизни человека и общества;

- основы философского учения о бытии;

- сущность процесса познания;

- основы научной, философской и религиозной картин мира;

- об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;

- о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий;

Освоение данной учебной дисциплины способствует формированию следующих компетенций:

OK 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

  1. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:

- максимальная учебная нагрузка – 73 часа;

- обязательная аудиторная учебная нагрузка – 48 часов;

- лабораторно - практические занятия – 24 часа;

- самостоятельная работа студентов – 25 часов;

2.  Структура и содержание учебной дисциплины  ОГСЭ.01 «Основы философии».

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы:

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

73

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

48

в том числе:

лабораторно-практические занятия

24

самостоятельная работа студентов

25

консультации

4

Итоговая аттестация в форме

зачет

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы философии»:

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа студентов

Объем часов

Уровень освоения

Раздел 1.

Введение

 в философию

4

Тема 1.1.

Введение

 в философию

Философия, ее предмет и роль в обществе.

2

1

Тема 1.2.

Основной вопрос философии.

Основные категории и понятия. Проблема основного вопроса философии.

2

1

Раздел 2.

Историко- философское введение.

12

Тема 2.1.

Философия античности.

Античная философия до Сократа, её основные идеи.

Классическая   греческая философия. Сократ. Платон. Аристотель.

Послеклассический период в античной философии.

2

2

Тема 2.2.

Философия Древнего Китая и Древней Индии.

Основные понятия философии Древнего Китая. Конфуцианство. Даосизм.

Философия  Древней Индии.

Веды. Основные школы. Буддизм.

2

2

Тема 2.3.

 Философия средних веков. Философия эпохи Возрождения.

Основные черты философии Средних веков. Философские идеи и принципы Средневековья.

Философия  Возрождения. Основные черты. Основные направления. Политическая философия.

2

2

Тема 2.4

Философия эпохи Нового времени. Немецкая классическая философия.

Основные черты. Эпоха Просвещение. Немецкая классическая философия. Марксизм. Западноевропейский иррационализм. « Философия жизни».

2

2

 Тема 2.5.

Основные этапы русской философии.

Рождение русской философии.       Предфилософия.  Философия 18в.

Русская религиозная философия ХIХ века. Западничество.

Философия начала ХХ века.. Философия марксизма.

2

2

Урок обобщения и контроля знаний по разделу. 

Повторение основных положений раздела, контрольный опрос.

2

2

Самостоятельная работа .

О жизни, учениях и изречениях Знаменитых философов

8

Раздел 3.

Систематический курс.

 

32

 

Тема 3.1.

Онтология.

( Учение о бытие)

Категория бытия в философии. Понятие бытия. Эволюция представлений о бытие. Виды бытия. Формы бытия. Понятие материи. Свойства материи. Духовный мир(сознание). Материалистическая трактовка.

Идеалистическая трактовка.

«Третий мир»( объективное содержание мышления.

Практическое занятие-2часа

Основные категории философии.

4

1

Тема 3.2.

Гносеология.

( Теория познания)

Понятие познания. Субъект и объект познания. Уровни познания. Структура познания. Виды познания. Понятие истины.

Методология научного познания.

Практическое занятие-2часа

Основные направления в теории познания.

Познаваем ли мир?

4

1

Тема 3.3.

Философская антропология.

(Учение о человеке)

Философская антропология.

Теории происхождения человека.

Природа человека. Сущность человека. От индивида к личности.

Практическое занятие-2 часа.

Поиск решения вопроса о Смысле Жизни.

4

1

              Тема 3.4.

Социальная философия.

(Философия общества)

Природа общества.

Определение общества. Сферы общественной жизни. Социальная онтология и гносеология.

2

1

 Тема 3.5.

Аксиология.

( теория ценностей)

Основания ценностей.

Потребности, интересы и традиции. Ценности жизни. Ценности культуры.

Классификация ценностей. Счастье как высшее благо.

2

2

Тема 3.6.

Этика.

( Философия морали)

Структура морали. Функции морали. Язык морали. Происхождение и развитие морали. Нормативная этика.

Профессиональная этика.

2

2

Тема 3.7.

 Философия культуры.

Понятие культуры. Материальная и духовная культура.. Система наук о культуре. Культура и цивилизация. Контркультура и массовая культура.

2

2

Тема 3.8.

Теория научного познания.

( Философия науки)

 Три аспекта понятия науки.. Критерии научности. Эволюция научного знания. Развитие философии науки. Лженауки. Философия техники.

2

2

Тема 3.9.

Философия и современность

Основные направления современной  философии.

2

2

Тема 3.10.

Философия и будущее.

Глобальные проблемы современности. Экологическая проблема. Война и мир. Терроризм. Демографическая проблема. Будущее природы человека.

Практическое занятие - 2 часа.

Роль России в решении глобальных проблем цивилизации.

4

1

Семинар.

Роль философии в современном мире.

2

1

Урок обобщения и контроля знаний по разделу. 

Повторение основных положений раздела, контрольный опрос.

2

Самостоятельная работа.

Подобрать примеры-иллюстрации к трем основным законам диалектики.

Философские теории личности.

Роль языка в жизни человека.

Проблемы современной прикладной этики.

Проблема конечного и бесконечного в философии.

Подготовка к семинарскому занятию.

17

 

 

Всего:

73

 

3.  Условия реализации учебной дисциплины ОГСЭ.01 «Основы философии».

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета гуманитарно-общественных дисциплин.

Оборудование учебного кабинета:

Карты, таблицы, иллюстрации (в т. ч. на электронных носителях).

Технические средства обучения:

Система мультимедиа

  1. 3.2Информационное обеспечение обучения:

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы, раздаточный информационный и проверочный материал.

Основные источники:

  1. Горелов А.А. Основы философии. Академия, 2010.
  2. Гуревич П.С. Основы философии. Кронус,2011.
  3. Билялова Э.Р., Гайнуллин Р.В. Смысл жизни. Жизнь и смерть в духовном опыте человека. Учебное пособие. -  М.: ВУНМЦ, 2000.
  1. Губин В.Д. Основы философии. – М. ФОРУМ: ИНФА-М. 2007. – 288 с.
  1. Дмитриев В.В., Дымченко Л.Д. Основы философии. – АНМИ М., 2008 .

6. Сычёв А.А. Основы философии. Учебное пособие. АЛЬФА-М., 2010г.

Дополнительные источники:

  1. Антология мировой философии. В 4 т. – М., 1969.
  2. Асмус В.Ф. Античная философия. – М., 1976.
  3. Афанасьева А.А. История философской мысли. Учебное пособие для учащихся под редакцией А.А. Бородиной. 10 класс – М.: Основы православной культуры, 2005.  – 200 с.
  4. Афанасьева А.А. История философской мысли. Учебное пособие для учащихся под редакцией А.А. Бородиной. 11 класс – М.: Основы православной культуры, 2006. – 312 с.
  5. Балашев Л.Е. Практическая философия. – М., 2001.
  6. Бердяев Н.А. Самопознание. – Л., 1991.
  7. Бибихин В.В. Язык философии. М. Издательская группа «Прогресс» 1993.
  8. Введение в философию. В 2 ч. - М., 1989.
  9. Вернадский В.И. Философские мысли. М., 1988.
  10. Губин В.Д. Философия: актуальные проблемы. Учебное пособие. – М. Омега-Л, 2006. – 370 с.
  11. Журнал "Наука и жизнь" www.nkj.ru/archive .
  12.  Жизнь после смерти. – М.: ЗАО Мздов ЭКСМО-Пресс, 1998.
  13.  Зеленов Л.А., Владимиров А.А. Основы философии. - М.: ВЛАДОС, 2000.
  14.  Золотухина-Аболина Е.В. Страна Философия. – Ростов-на-Дону «Феникс», 1995.
  15.  Кант И. Критика чистого разума. – М.: Мысль, 1994.
  16.  Мамардашвили М. Как я понимаю философию. СПб, 1992.
  17.  Радугин А.А. Философия. – М., 1996.
  18.  Радугин А.А. История философии. - СПб., 1994.
  19.  Радугин А.А.  Философия. Курс лекций. – М.: «Владос», 1995.
  20. Сергеев Б.Ф. Парадоксы мозга. Л. 1985.
  21. Сеченов Н.М. Избранные философские и психологические произведения. М.,1947.

24. Спиркин А.Г. Основы философии.- М., 1991. www.koob.ru/spirkin/filosifya_spirkin www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/Spirk/index.php 

  1.  Философия. Основные идеи и принципы. - М.: Изд-во «Полит. лит- ра.», 1988.
  2. http://platonanet.org.ua/load/knigi_po_filosofii/aksiologija/70  -  Электронная библиотека по философии.
  3.  http://www.nauki-online.ru/filosofija - NAUKI-ONLINE.RU - Наука и техника, экономика и бизнес, раздел Философия.

4.  Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины ОГСЭ.01 «Основы философии»:

Результаты обучения                (освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Умения:

В результате освоения учебной дисциплины студент должен уметь: ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста;

Устный опрос, тестирование, зачет по темам, контрольная работа, самостоятельная работа, работа с литературой, выполнение индивидуальных заданий.

Знания:

 В результате освоения учебной дисциплины студент должен знать: основные категории и понятия философии; роль философии в жизни человека и общества;                                                          основы философского учения о бытии;        сущность процесса познания, основы научной, философской и религиозной картин мира;                                                       об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;           о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий.

Устный опрос, тестирование, зачет по темам, самостоятельная работа, работа с литературой. Выполнение индивидуальных заданий.

            Преподаватель                                       Осадчий С.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ.02 «История» для специальности 080114 «Экономика и бухгалтерский учёт ( по отраслям)»

Учебная дисциплина ОГСЭ.02 «История» включена как обязательная часть общего гуманитарного и социально-экономического цикла ОПОП СПО базовой подготовки. Изучением дисциплины достигается формирование у ...

Рабочая программа учебной дисциплины ОП. 02 Статистика для специальности 080114 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) (базовая подготовка)

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности  080114  Экономика и бухгалтерский учет ...

Программа учебной дисциплины "Информатика и ИКТ" по специальности 0801114 "Экономика и бухгалтерский учет" (по отраслям)

1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ______Информатика __название дисциплины 1.1 Область применения программыПрограмма учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственног...

Программа учебной дисциплины "Информатика и ИКТ" по специальности 0801114 "Экономика и бухгалтерский учет" (по отраслям)

1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ______Информатика __название дисциплины 1.1 Область применения программыПрограмма учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственног...

Рабочая программа учебной дисциплины "Информационные технологии в профессиональной деятельности" 080114 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

Рабочая программа учебной дисциплины Информационные технологии в профессиональной деятельности 080114 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.02 Статистика 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

Рабочая  программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)...