"Развитие творческого воображения посредством театрализованных игр"
опыты и эксперименты

Ростяженко Олеся Николаевна

Проблема творческого воображения актуальна и тем, что этот психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности человека, его поведения в целом. Игнорирование или формальный подход к решению данной проблемы в дошкольном возрасте чреваты не восполняемыми потерями в развитии личности в последующие годы. Именно творческое воображение – одно из психических новообразований в дошкольном возрасте, поэтому развитие творческого воображение одна из главных задач дошкольного воспитания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teatralizatsiya_v_dou.docx103.99 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА

ДЕТСКИЙ САД №96 «АЛЕНУШКА»

Развитие творческого воображения

посредством театрализованной деятельности в детском саду

Старший воспитатель

Ростяженко Олеся Николаевна

Новосибирск 2019


             «Игра, как и сказка, учит ребенка     проникаться мыслями и чувствами изображаемых людей, выходя за круг обыденных впечатлений в более широкий мир человеческих стремлений и героических поступков».

А. В. Запорожец

Актуальность темы

Мое направление в работе направлено на развитие творческого воображение детей дошкольного возраста, посредством театрализованных игр, так как игра является самым главным в развитии и познании у детей.

Актуальность данной темы обусловлена тем, что социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы.

В связи с этим перед дошкольными образовательными учреждениями, встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения с учетом психологических закономерностей всей системы познавательных процессов.

Проблема творческого воображения актуальна и тем, что этот психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности человека, его поведения в целом. Игнорирование или формальный подход к решению данной проблемы в дошкольном возрасте чреваты не восполняемыми потерями в развитии личности в последующие годы. Именно творческое воображение – одно из психических новообразований в дошкольном возрасте, поэтому развитие творческого воображение одна из главных задач дошкольного воспитания.

Поставили перед собой цель: развивать творческое воображение у детей среднего дошкольного возраста посредством театрализованных игр.

 Чтобы добиться этой цели поставили перед собой следующие задачи:

  1. Продолжать развивать и поддерживать интерес детей к театрализованной игре путем освоения более сложных игровых умений и навыков (способность воспринимать художественный образ, следить за развитием и взаимодействием персонажей).
  2. Развивать творческое воображение детей, содействовать дальнейшему развитию режиссерской игры.
  3. Развивать умение обустраивать место для  самостоятельной театрализованной игры, воплощаться в роли используя выразительные средства (интонация, мимика), атрибуты.

Творческое воображение зависит от многих факторов: возраста, умственного развития и особенностей развития (присутствия какого-либо нарушения психофизического развития), индивидуальных особенностей личности (устойчивости, осознанности и направленности мотивов, оценочных структур образа «Я», особенностей коммуникации; степени самореализации и оценки собственной деятельности; черт характера и темперамента), и, что очень важно, от разработанности процесса обучения и воспитания.

Воображение у ребенка начинает развиваться довольно рано, оно слабее, чем у взрослого, но оно занимает больше места в его жизни.

Соглашусь с высказываниями Л.С. Выготского, что игра - наиболее доступный и интересный для ребёнка способ переработки, выражения эмоций, впечатлений. Детство проходит в мире ролевых игр, помогающих ребёнку освоить правила и законы взрослых. Игры можно рассматривать как импровизированные театральные постановки, в которых кукла или сам ребёнок имеет свой реквизит, игрушки, мебель, одежду.

Поэтому театрализованной деятельности уделяем особое внимание, всем видам детского театра (Приложение 1), что поможет сформировать правильную модель поведения в современном мире, повысить культуру ребёнка, познакомить его с детской литературой, музыкой, изобразительным искусством, правилами этикета, обрядами, традициями.

Театрализованная игра - одно из эффективных средств социализации дошкольника в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного произведения, участия в игре, создающей благоприятные условия для развития чувства партнёрства.

В своей работе учим детей разыгрывать несложные представления по знакомым литературным произведениям, используя бытовые, героические, исторические, фантастические сюжеты: применяя для воплощения образы, известные выразительные средства (интонацию, мимику, жест).

В работе используем разные виды театрализованных игр. (Приложение 2)

Побуждаем детей к инициативе и самостоятельности в выборе роли, сюжета, средств перевоплощения;

Предоставляем возможность для экспериментирования при создании одного и того же образа. Учим чувствовать и понимать эмоциональное состояние героя, вступать в ролевое взаимодействие с другими персонажами.

Создаем условия для развития творческой активности детей, поощряю исполнительское творчество;

- знакомим с устройством театра, театральными жанрами, с разными видами кукольных театров.

При проектировании театрализованной деятельности, учитываем:

- индивидуальные социально-психологические особенности ребенка;

-особенности его эмоционально-личностного развития;

- интересы, склонности, предпочтения и потребности;

Способствуем разностороннему развитию детей в театрализованной деятельности путем прослеживания количества и характера исполняемых каждым ребенком ролей.

Дети начинают проявлять творчество и фантазию, придумывают содержание игры, определяют ее участников, что содействует дальнейшему развитию режиссерской игры, предоставляя место, игровые материалы и возможность объединения нескольких детей в длительной игре.

Ребёнок постепенно переходит от:

-  игры " для себя " к игре, ориентированной на зрителя;

- игры, в которой главное - сам процесс, к игре, где значимы и процесс и результат;

- игры в малой группе сверстников, исполняющих аналогичные роли, к игре в группе из пяти-семи сверстников, ролевые позиции которых различны (равноправие, подчинение, управление);

- создания в игре-драматизации простого образа к воплощению целостного образа, в котором сочетаются эмоции, настроения героя, их смена.

В своей работе мы опираемся на такие источники, как Губанова Н. В. “Игровая деятельность в детском саду”, Артемова Л.В. "Театрализованные игры дошкольников", Маханева М.Д. «Занятия по театрализованной деятельности в детском саду».

   Содержательную основу составляют игровые этюды:

 «Угадай, что я делаю»

Цель: развитие психических качеств у детей: воображения, мышления, памяти, восприятия.

«Изобрази жестом»

Цель: развитие внимания, координации движений.

«Ласка»

Цель: развитие выразительности жестов (движений и мимики).

«Вкусная конфета»

Цель: развитие восприятия, артистизма.

«Угадай, кого встретил щенок»

Цель: изобразить имитацию движений, развитие памяти, внимания, воображения.     

Импровизационность становится основой работой на этапе обсуждения способов воплощения образов героев, и на этапе анализа результатов театрализованной игры, детей подвожу к идее о том, что одного и того же героя, ситуацию, сюжет можно показать по-разному.

Сначала организовываем совместные игры по коротким стихам и рассказам, характеризующимся динамикой, доступностью сюжетов, близостью персонажей, однотипностью действий персонажей, малым участием речи. Затем для освоения предлагались произведения,  предполагающие разнообразные действия и более развернутые речевые диалоги персонажей.

Например, читаем стихотворение Б. Заходера «Ёжик»:

-  Что ж ты, Еж, такой колючий?

-  Это я на всякий случай:

      Знаешь, кто мои соседи?

     Лисы, волки и медведи!

Предлагаем разыграть сценку. Выбираем, кто хочет быть ежиком. Вызываем желающего ребенка, надеваем на него элементы костюма. Сами берем на себя роль зайца, разыгрывали ролевой диалог. Потом детям предлагалось самостоятельно поиграть. Костюмы передавали друг другу по желанию, таким образом устанавливалась очередность. Сценка разыгрывалась по мере сохранения к ней интереса. Возможен вариант, когда дети разыгрывают ролевой диалог своими словами. Здесь детям предоставляется полная свобода. Если ребенок молчит, подсказывала слова.

Если говорит тихо, невнятно, громко повторяет его высказывания.

Такая игра-драматизация  сначала  выступает  как  форма  совместной  деятельности детей и педагога. Взрослый участвует в ней в качестве равноправного партнера, который помогает ребенку усвоить содержание речи персонажей стихотворения, последовательность произнесения реплик и формирует способность к ролевому поведению – умение принять на себя роль, действовать в соответствии с ролью, вступать в ролевое взаимодействие (ролевой диалог) с партнером по игре. Игра-драматизация могла разворачиваться по другой схеме.  Спрашиваем детей,  знают ли они, что некоторые животные меняют весной шубку. Зимой зайка белый, а весной  –  серый. Белочка  зимой  серая,  а  весной  и  летом  – рыженькая. Предлагаем послушать об этом якутскую народную сказку «Как белка и  заяц друг друга не узнали».

  Выслушиваем высказывания детей и сообщаем название сказки. Затем предлагаем поиграть в эту сказку. Мы произносим вводные слова и  разыгрываем ролевой диалог с мягкими игрушками (рыженькая белочка и  серый  заяц),  затем предлагаем разыграть сценку с игрушками одному ребенку, а потом паре детей. При этом соблюдается принцип добровольности. Использование игрушек при инсценировке выступает как способ, помогающий построению пересказа.

Далее ролевой диалог разыгрывали дети, используя элементы костюмов зайца и белочки. Очередность в игре определяют сами дошкольники, передавая  друг  другу элементы костюмов. Игра продолжалась по желанию детей. Предоставление детям права передавать по своему усмотрению игрушки и  элементы костюма, с одной стороны, дает возможность проявить свою волю и симпатию к сверстнику, с другой  –  отдает  право назначения на роль ребенку и вносит тот случайный характер, благодаря которому на роль выдвигаются не только активные, но и менее активные дети. Назначение сверстником на роль в игре делает этот выбор не по обязанности (взрослый  приказал),  а  по  желанию (сверстник принял в свою игру).  

Наличие элементов костюма облегчает ребенку вхождение и выполнение игровых действий сопровождать речью. Атрибутика помогает погружению ребенка в воображаемую ситуацию и облегчает восприятие сверстника в роли и диалог с ним. Большинство дошкольников группы охотно откликались на предложение «поиграть в сказку». Были и такие дети, которые не могли усидеть  на  месте  и выбегали для участия. Когда приглашаема принять участие в игре, если ребенок отказывался, его не принуждаем, так как он имеет право на уход от ответа.

Как правило, наступал эмоционально значимый момент, когда ребенок изъявлял желание участвовать в игре. Очень важно в данной ситуации поддержать детскую инициативу, дать возможность почувствовать уверенность в себе. В некоторых инсценировках и играх-драматизациях использовались пластические этюды на различные игровые ситуации и сюжеты, обогащающие опыт детей в развертывании ролевых диалогов. Таким образом строилась работа, когда  организовывалась игра по мотивам сказки «Как коза избушку построила». Педагог  принимает на себя роли деревьев, а троих детей приглашает на роль козы  с  козлятами.   (Дети использовали элементы костюмов.)

Подводили детей к еловой ветке и предлагали попросить у елки разрешения построить избушку. В случае необходимости подсказывали слова, отвечали козе от имени елки.

Аналогично разыгрывались другие эпизоды сказки.

Игра по мотивам русской народной сказки «Как коза избушку построила»  очень красивая, она вызвала у детей бурю положительных эмоций. В игре-драматизации приняли участие все дети. Очень хорошо говорили в диалоге  свои  слова  девочки,  они пытались импровизировать. Мальчики в игре повторяли слова за педагогом. Дети, исполнявшие роль козлят, были активны в звукоподражаниях.

Пластические этюды исполнялись детьми очень выразительно. Дети придумали много слов о делах козлят в избушке (варили кашу, суп из свеклы и щавеля, пекли пироги, стирали, играли). Пластические этюды оживляют игру, будят фантазию детей, вызывают бурю эмоций. Эмоциональные контакты между детьми, их личностное общение обеспечивается не только и даже не столько при помощи речи, а прежде всего использованием несловесных средств: взглядов, мимики, жестов, поз, предметных действий.

      Наблюдение природы в разные времена года, в разную погоду.

Проведение развлечения, посвященные временам года. Конспект развлечения «Весна - красна пришла! Что она нам принесла?» Цель: Закреплять знания о временах года, вызвать радостное настроение и желание импровизировать. (Приложение 3).

       

Особое внимание хотелось обратить на то,  что результатом проделанной работы было выступление наших детей на методическом объединении с драматизацией сказки  В.Г. Сутеева «Под грибом». Дети чувствовали свою ответственность и очень постарались. Приглашенные гости были в восторге. Так же дети участвовали в районном смотре-конкурсе по противопожарной безопасности, где с гордостью заняли 2 место.

    Участие родителей в игровой и театрализованной деятельности было важным показателем, что им небезразлично всестороннее развитие их детей. В том числе и театрализованная деятельность.

Родители всегда оказывают помощь в изготовлении и оформлении декораций, помогают с костюмами, атрибутами. Также родители сами принимают участие в праздниках, развлечениях, различных конкурсах.

В наше дошкольное учреждение  приглашаем театральные студии, которые показывают детские спектакли. И ребята после спектакля обязательно или рисуют свои впечатления, или с удовольствием играют в театр, с увлечением рассказывают вечером родителям о спектакле.

В работе с родителями предлагаем  анкету, на выявление их отношения к театрализованным играм в домашних условиях. (Приложение 4).

   Проводим диагностика в начале и конце учебного года. В мае 2019 г. диагностировали 24 детей в возрасте 4-5 лет. ( Приложении 5).

Заключение

В ходе нашей деятельности мы наблюдали за детьми во время игровой деятельности и в результате выяснили, что дети время игры ведут себя по разному: кто-то как «ребенок-режиссер», кто-то как «ребенок-актер» или «ребенок-зритель». Нами были проанализированы анкеты родителей детей, где результат показал, что им важно творческое развитие их детей. Ежедневно мы с детьми уделяем достаточно времени на игровую деятельность, которая способствует развитию воображения.

В дальнейшем планируем продолжить работу в этой области. Продолжать развивать воображение, что позволит детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно разворачиваемые истории.

Активно вовлекать детей в игровые действия и усложнять игровой материал за счет более перспективных задач.

Будем стараться создавать условия для творческого самовыражения детей. Создавать атмосферу творчества и доверия, обеспечения каждому ребенку возможности высказываться по поводу подготовки к выступлению.

Воспитывать артистические качества и раскрывать творческий потенциал детей главная моя задача на будущее.

Еще главная задача-это работа с родителями. Так же, в дальнейшем, привлекать их к подготовке к различным праздникам и развлечением. Что бы родители полностью могли участвовать в творческом развитии своих детей.

Очень хотелось бы с помощью родителей посетить с детьми различные театры, например, сходить в театр кукол и другие. Думаю, детям будет интересно, посетить театр коллективно. Будем идти к поставленной цели.

Еще главное, что необходимо для работы и развития детей это пополнение различных театров: настольных, кукольных, пальчиковых, плоскостных и т.д. Так же необходимо обновление и пополнение костюмов, атрибутов, соответствующих возрасту и интересу ребенка.

Приложение 1

                           

Приложение 2

Театрализованные игры

                                           

                       

                                                 

                                                                                             

Приложение 3

Конспект развлечения «Весна - красна пришла! Что она нам принесла?»
(для детей средней группы)

Цель: закрепить представления детей о весне; воспитывать интерес к окружающей природе; учить составлять рассказы о весенних изменениях в природе.

Ход занятия:

-Была у нас в гостях Осень золотая, была матушка-Зима. А сегодня мы отправимся к Веснянке. (Звучат в грамзаписи голоса птиц).

-Слышите, как весело поют птицы. Они радуются Весне. Чем ближе мы будем подходить к её домику, тем громче и веселее они будут петь.

-Здесь живёт Весна. Если Весна Живая, кто её оживил?

-Давайте позовём весну.

Хором:Весна, Весна красная!

Приди, Весна, с радостью,

С великой милостью:

Со льном высоким,

С корнем глубоким,

С хлебом обильным!

Выходит  Весна (девочка ст. гр.)

Весна: Расскажите, где вы шли,

Чего интересного нашли.

Где раньше бывали,

Какие приметы весны видали?

Беседа о Весне. Чтение стихов о Весне.

Дидактические игры: «Цепочка слов»(о весне), «Хорошо - плохо».

Хоровод «Веснянка». Детям дают конверты. В каждом из них по 3 кружка разного цвета, сочетания для каждого ребёнка разные. Задание: придумать рассказ или сказку весеннего содержания.

Весна: А вот от меня подарок. Воспользуйся им, как вернётесь домой. В этих баночках спрятались мои весенние капельки. Дети «возвращаются». Берут по целому альбомному листу.

Воспитатель капает на листок и рассказывает:

-Тебе, Даша, капелька солнечная (жёлтая).

-Тебе, Костя, от Зари-зарницы (красная).

-Ванечке от голубой водицы, -Саше от зелёной травинки, А тебе, Оля, Какую подарить?

(Дети двигаются под музыку Вивальди, капельки растекаются по листу).

-Положили листочки на стол. Посмотрите, на что или на кого они похожи?

Обсуждение. Затем дети фломастерами завершают рисунок

Приложение 4

Анкета для родителей

1.Сколько лет вашему ребенку?

2. В течение какого периода он посещает дошкольное учреждение?

3.В каких формах у ребенка проявляется творчество?

4.Делится ли он своими впечатлениями о театрализованных представлениях, занятиях, праздниках, проводимых в детском саду?

5.Вызывают ли эмоциональный отклик у него кукольные спектакли?

6.Есть ли в доме детские кассеты, диски с записями сказок?

7.Устраиваете ли вы дома театрализованные представления?

8.Были ли вы со своим ребенком в театре?

9.Ваши пожелание и предложения по театрализованной деятельности  в нашем саду

Большое спасибо!

Вывод: Опрос родителей показал, что 67% родителей интересуются творческой жизнью ребенка, участвуют сами в творческом развитии своего ребенка;

13% редко уделяют , из-за нехватки времени;

 21% уделяют творческому развитию по возможности

Приложение 5


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы по развитию творческого воображения учащихся начальных классов на уроках литературного чтения

Раскрывается система работы учителя . Представлены этапы работы по раскрытию творческого воображению учащихся начальной школы...

"Развитие творческого потенциала учащихся через разнообразные формы театрализованной деятельности"

В данной статье говорится об эффективности воздействия театрального творчества на личность ребенка, рассматриваются разные форматы театрализованной деятельности из опыта работы автора....

Проект: Театрализованные игры для развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста

Проект – это одна из самых успешных форм для развития творческих способностей ребенка. Проектная деятельность помогает наладить общение и взаимодействие детей и взрослых. Именно в проектной деят...

Игры и упражнения для развития воображения (творческого воображения)

Воображение можно развивать с помощью различных упражнений....

Проект: Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей студентов, участников Творческого клуба «Вдохновение»

Данный проект ориентирован на организацию досуговогой занятости. Творческиий клуб "Вдохновение " организован на базе "Камского строительного колледжа" с целью привлечения талантлив...

Возрастные особенности развития творческого воображения детей младшего школьного возраста

Воображение играет важную роль в психическом развитии младшего школьника. Оно дополняет восприятие элементами прошлого опыта, собственными переживаниями ребенка, преобразует прошлое и настоящее за сче...

ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У УЧАЩИХСЯ ЮНОШЕСКОГО ВОЗРАСТА

Несмотря на то, что юношеский возраст в возрастной и социальной психологии ХХI столетия изучался достаточно подробно, современные молодежь отличаются от сверстников предыдущих поколений рядом социальн...