Система работы по развитию творческого воображения учащихся начальных классов на уроках литературного чтения
статья по теме

Раскрывается система работы учителя . Представлены этапы работы по раскрытию творческого воображению учащихся начальной школы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pervye_shagi.docx19.24 КБ

Предварительный просмотр:

Первые шаги

 развития творческого воображения учащихся начальных классов.

Татьяна Ивановна Голикова

Учитель начальных классов, МОБУ «СОШ №1» гп. Пойковский, mumamia@mail.ru

Одним из важнейших условий формирования ребенка младшего школьного возраста является развитие его творческого воображения. Подлинное усвоение любого учебного предмета невозможно без активной деятельности воображения, без умения представить, вообразить то, о чем пишется в учебнике, о чем говорит учитель, без умения оперировать наглядными образами.

            В процессе развития воображения в младшем школьном возрасте совершенствуется воссоздающее воображение, связанное с представлением ранее воспринятого или самостоятельное создание образа. Поэтому  на уроках литературного чтения мы свою работу направляем не только на формирование навыков чтения и анализа произведений, но и на развитие творческого и воссоздающего воображения учащихся, познавательного опыта ребёнка. Изучая произведения, данные в учебнике литературного чтения, ребёнок выступает не просто в роли пассивного читателя, но и соавтора, соучастника. Большое количество творческих заданий учебника способствует развитию фантазии ребёнка, стимулируя его к разным видам деятельности по работе с текстом: дополнить, изменить, предположить, придумать, нарисовать, разыграть по ролям и т.д.

Например, такие задания:

- «Попробуй оживить любой предмет неживой природы».

-«Попробуй сочинить продолжение песенки?»

-«Пофантазируй, о чём может думать: муха на потолке, рыбка в аквариуме, черепаха в коробке…».

-«Предложи своего героя. Сочини рассказ от его лица».

-«Сочини сказку «Путешествие капельки»» и т.д.

«Жила-была голубая капелька. Родилась она высоко-высоко в небе, беззаботно плыла на тучке. Со временем капелька стала тяжёлой, и упала с тучки проливным дождём. Задержалась она на зелёном листе красивого цветка. Но новое пристанище капельки сел мотылёк. Не удержалась она и скатилась в ручеёк. А там уже было много её друзей. Они весело плыли по течению. Их  становилось всё больше и больше. Их  стало так много, что образовался целый океан. Там среди друзей началась интересная жизнь.»          Скшипец Марина, 2 класс

    Таким образом, уроки литературного чтения становятся уроками творчества, фантазии, сочинительства.

1 шаг. Работа с загадкой.

       Мы знаем, что загадка – это замечательное логическое упражнение, при выполнении которого дифференцируются несущественные и существенные признаки загаданного предмета, осмысливаются грамматические формы слов, активизируется смекалка, воображение.

       Работа с загадкой начинается в период обучения грамоте. При чтении загадок происходит анализ текста самой загадки, выделяются её признаки.  Учащиеся путём сравнения двух вариантов выделяют наиболее яркие признаки отгадываемого предмета:

 «Я весь покрыт иголками – колкими, колкими».

«Я вся покрыта колкими зелёными иголками». И варианты ответов (рисунки ежа, ёлки, щётки, кактуса). Чтобы отгадать правильно загадки, надо учесть все названные признаки отгадываемого предмета.

     Уже на следующем этапе в работе над загадкой на уроках литературного чтения  дети пытаются самостоятельно восстанавливать загадки, учатся подбирать сравнения (например: каминная плита – панцирь черепахи и др.), а затем и составлять свои загадки.

Я с ней дружу,

Никуда не хожу.

Ни с кем не играю,

А сижу и читаю!

           Линник Дарина, 1 класс

                                                                       Шкаф открываешь –

                                                                       В Арктику попадаешь.

                                                                        Желобцова Арина, 1 класс

Он тяжёлый и пузатый

Носит фрак свой полосатый.

На макушке хвостик-ус,

Спелый изнутри …..    Хамзина Диана, 1 класс

                                                                       На его шёрстке,

                                                                       Чёрные полоски.

                                                                       Он мяукает, рычит,

                                                                       Очень страшный его вид.

                                                                                               Митюкляева Ангелина, 1 класс

    При работе над загадкой важно, чтобы ученики поняли, что отгадка подбирается путём анализа каждого слова загадки и выделения опорных признаков.  Это  помогает учащимся в составлении своих загадок.

2 шаг. Народный жанр «Частушка»

    Для  следующего шага  развития творческих способностей  своих учеников  используем народный жанр – частушку. Детям интересны и понятны эти четверостишия, которые переносят их в жизнь, заставляют быть наблюдательными и подмечать незаметное в окружающей их действительности,  переносят их от обыденного к шуточному, юмористическому.

На урок спешила я,

Голову задрала.                                      

Оступилась на ступеньках

С лестницы упала.

                Шаталова Аня, 1 класс

    Уже с первых  дней обучения грамоте учим детей наблюдать рифму в знакомых и незнакомых текстах,  подбирать самостоятельно к словам (лежит – бежит, весна – ото сна, красна, сосна, принесла и др.). И вот эти навыки они стараются применить при сочинении частушек. Не всегда получается, но уже есть первый опыт:

    Как из школы прихожу,

    Делаю уроки я.

    А потом гулять иду

    С телефоном «Нокиа».                                 

                    Леонова Ангелина, 1класс        

                                                           В первой школе нас сегодня

                                                           Очень удивили.

                                                           Будут ставить всем пятёрки

                                                           Двойки -отменили.

                                                                                                           Замятина Даша, 1 класс

    Я компьютер изучаю                        

    Посещаю Интернет.

     Столько знаний получаю

     Удивился педсовет!

                                 Хамзина Диана, 1 класс

                                                                        Вот настала перемена,

                                                    Вышли отдохнули.

                                                    В коридоре пол блестел,

                                                    А мы все грязнули.                                                        

                                                                                                 Горбачёв Слава, 1класс

             Ценность этих сочинений также  в том, что их можно использовать и во внеклассной работе, т.к. они взяты из собственной жизни, опыта, где герои сами ребята. Эти частушки близки   по содержанию их возрасту.

3 шаг. Жанр японской поэзии «Хокку»

              Следующая ступенька развития творчества у детей – создание образа, который заставляет воображение рисовать необыкновенные картины. Это хокку, или хайка – жанр японской поэзии. В хокку нет рифмы, не соблюдается строгий  ритм. Часто в финале хокку появляется многоточие. Это принцип японского искусства. Мир вечно изменяется, считают японцы, поэтому и в искусстве не может быть завершённости, не может быть вершины – точки равновесия и покоя.

          В хокку поэт будит фантазию самого читателя. Искусство хокку – это умение сказать многое в нескольких строчках.

        Детям нравится читать хокку, представлять и создавать свой образ. Мои второклассники увлеклись этим видом древней японской поэзии. Они увидели и создали свои картинки и образы.

           Муравей тащит зерно.

           Зачем ему такая тяжесть?

           К зиме готовится…          

                                Алиева Элиза, 2 класс

                                                      Гриб растёт под кустом,

                                                      Он – большой зонт.

                                                      Муравьи спрячутся от дождя.  

                                                                                     Шаталова Аня, 2 класс

           Море такое большое,

           Как доброта у мамы.

           Плещется через край…

                                            Шаталова Аня, 2 класс

                                                      Листья с дерева

                                                      Осенью улетают.

                                                      Как им вернуться…  

                                                                                   Митюкляева Ангелина, 2 класс

 

        Солнца яркий свет.

           Кот уснул, свернувшись тут.

           Скоро холода…              

                                          Сахарчук Никита, 2 класс

4 шаг. Я работаю поэтом.

         Также уроки  литературного чтения невозможно представить без поэзии – особого взгляда на мир, особого переживания. На своих уроках с учениками мы выясняем, что поэт – это тот, кто заставляет увидеть окружающий мир по-новому, увидеть то, что не замечал другой, мимо чего пробегал. Поэт открывает тайну людям. Поэзия – это передача чувств, переживаний, ощущений,  а не просто перечисление фактов и событий, которые человек видел.

           Первый опыт детей 1 класса показал, что их  речь ещё требует богатства красок, образности. Не всегда получается рифма.

Весеннее солнце,

Весело сияет.

А в лесу и в поле

Рыхлый снег уж тает.      

                                      Гирфанова Эллина, 1 класс

                                                       Вот и пришла весна.

                                                      Деревья проснулись ото сна,

                                                      На веточках появились почки,

                                                      Скоро выйдут первые листочки.

                                                      В лесах, на полянках,

                                                      Появилась первая травка.

                                                      В тени снежок лежит,

                                                      А рядом ручеёк бежит.

                                                      Птицы весело щебечут,

                                                      Белки скачут на сосне.

                                                      Очень рады все весне!               Горбачёв Слава, 1 класс

Мы с подружкой очень рады,

Что пришла весна!

Меряем мы палкой лужи –

С самого утра!                  

                            Леонова Ангелина, 1 класс

           Но уже во втором классе опыт приобретает всё более выраженный характер.  Дети проявляют  всё большую самостоятельность, ярче  выражается рифма. В классе появились первые сборники стихов.

           Таким образом,  развитие творческого воображения учащихся способствует решению содержательных задач, связанных с пониманием смысла художественного образа и с тем, какими средствами этот образ создаётся. Помогает воспитывать внимательное и бережное отношение к окружающему миру: людям, животным и растениям, а также вещам, в которых скрыта невидимая простому глазу поэзия, но которую можно научиться видеть. Эта работа пробуждает в ребёнке чувство участия, сочувствия, сопереживания к таким же, как он сам, к животным и птицам, воспитывает в нём чувство прекрасного, которое поможет удержаться от агрессивного поведения по отношению к окружающему миру.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование технологий критического мышления на уроках литературного чтения в начальных классах.

«Процесс учения понимается не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащихся, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нра...

Система работы по развитию творческих способностей обучающихся среднего и старшего звена на уроках русского языка, литературы и во внеурочной деятельности.

Над этой проблемой работаю уже 3 года. Цель работы: вызвать интерес к моему предмету,  развить творческие способности ребёнка, которые ему будут нужны в успешной учебной деятельности. В статье пр...

Мастер-класс как инновационная педагогическая форма обучения и развития творческих способностей учащихся в системе дополнительного образования.

Мастер-класс – это эффективная форма передачи знаний и умений, обмена опытом  обучения и воспитания,  центральным  звеном  которой  является демонстрация  оригинальных...

Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста на уроках литературного чтения

Творческие способности развиваются в процессе деятельности, имеющей творческий характер, которая заставляет учащихся познавать и удивляться, находить решение в нестандартных ситуациях. Одним из услови...

«Коллективные игры как средство развития исследовательского поведения учащихся начальных классов».

Ребенок всегда играет, он есть существо играющее, но игра его имеет большой смысл. Она точно соответствует его возрасту и интересам и включает в себя такие элементы, которые ведут к выработке нужных н...

Методическая разработка на тему: «Система упражнений для развития творческих способностей учащихся, обучающихся французскому языку как второму иностранному."

Целью данной работы является становление личности, усвоившей коммуникативные приёмы и ценности толерантного сознания, умеющей реализовывать их в деятельности. Изучение предмета с точки зрения коммуник...

Тезисы по ВКР "Сборник заданий по разделу "И в шутку и всерьёз", направленных на развитие навыков выразительного чтения обучающихся на уроках литературного чтения во 2 классе".

Тезисы по выпускной квалификационной работе "Сборник заданий по разделу "И в шутку и всерьёз", направленных на развитие навыков выразительного чтения обучающихся на уроках литерату...