Методическая разработка на тему: «Система упражнений для развития творческих способностей учащихся, обучающихся французскому языку как второму иностранному."
методическая разработка на тему

Целью данной работы является становление личности, усвоившей коммуникативные приёмы и ценности толерантного сознания, умеющей реализовывать их в деятельности. Изучение предмета с точки зрения коммуникативного подхода мы связываем не с трансляцией определённой порции социокультурной информации, а с социальным развитием каждого учащегося в процессе его продуктивной учебной деятельности, с развитием его творческих способностей и способностей к самостоятельной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodich._razrabotka.docx30.84 КБ

Предварительный просмотр:

  Целью данной работы является становление личности, усвоившей коммуникативные приёмы и ценности толерантного сознания, умеющей реализовывать их в деятельности. Изучение предмета с точки зрения коммуникативного подхода мы связываем не с трансляцией определённой порции социокультурной информации, а с социальным развитием каждого учащегося в процессе его продуктивной учебной деятельности, с развитием его творческих способностей и способностей к самостоятельной деятельности.

Принципы деятельности по развитию творческих способностей учащихся и проявления ими активности:

 - создание ситуации успеха;

 - принцип сотворчества, сотрудничества;

 - принцип субъективности;

 - принцип целостности;

  -принцип системы и системности.

Исходя из опыта работы, был выработан определённый алгоритм работы, включающий в себя следующие этапы:

На этапе усвоения материала: создание на уроках проблемных ситуаций, ставящих учащихся в ситуацию выбора, заставляющих проявить своё отношение к проблеме, аргументировать его. Задания на сравнение реалий современной жизни России и Франции способствуют проявлению интереса учащихся к стране изучаемого языка, желание узнать побольше о том или ином аспекте жизни Франции, критически оценить и сопоставить их.  

На этапе применения изученного материала в нестандартных ситуациях эффективной   формой работы являются монологические и диалогические высказывания учащихся по различной тематике, в которых школьники также могут проявить свою точку зрения. На этом же этапе учащимся предлагаются различные письменные задания проблемного характера (заполнить анкету, ответить на письмо, вписать данные в таблицу и т.д.) Работая с такими заданиями, учащиеся приобщаются к особенностям современной Франции, учатся делать что-то так, как это делают французы, а также проявить творчество и коммуникативную активность.

                               

                     Система упражнений

Одним из приоритетов в работе учителя иностранных языков является создание специально разработанной системы упражнений, выполняя которые обучающиеся ощущали бы результат своей деятельности.
В систему включаются упражнения для активизации и закрепления лексического или грамматического материала, а также упражнения, связанные с прочтением текста, главное —они должны иметь творческий характер, вызывать интерес у обучающихся.

1.Активизация и усвоение лексики: Наряду с традиционными лексическими упражнениями важно использование творческих заданий.

-Упражнения на усвоение формы ЛЕ: провести звуко-буквенный анализ слова, установить соотношение между произношением слова и его написанием, добавить упражнения. в которых нужно выбрать слова с частично сходными звуками нескольких известных учащемуся языков, где он должен определить, на каком языке произнесено слово с соответствующим звуком; прочитать слова, сходные в произношении, «готовые речевые формы» :скороговорки, пословицы, небольшие стихотворения, песни 

-.Упражнения, направленные на усвоение операций выбора ЛЕ: подобрать слова к картинкам, сгруппировать лексику по теме, отметить в группе слова, которые тематически к ней не подходят, распределить слова по указанным темам ,объединить слова сходные по форме в различных известных учащемуся  иностранных языках

- Упражнения, направленные на усвоение операций сочетания ЛЕ: составить сочетание из указанных слов, назвать все, что можно сочетаться с данным глаголом, составить предложение, пользуясь данными словами, дополнить предложение, начать данное предложение, ответить на вопросы, расширить предложение за счет включения в него указательных слов и словосочетаний

-.Упражнения, направленные на речевую задачу: описать сюжетную картинку по теме, сделать устное сообщение по теме, составить ситуацию по ключевым словам, убедить товарища заняться спортом и т. добавить в качестве творческого задания  при закреплении новой  лексики составить небольшой рассказ или сочинить синквейн из этого лексического материала

-.Упражнения, грамматически направленных ситуаций ( например. Тема «Рабочий день» Упражнение1.Расскажите, что было сделано членами вашей семьи по дому а) сегодня утром, б) вчера вечером, в) в прошлые выходные. Упражнения 2. Расспросите о том своего товарища. Упражнение 3. Расскажите, что было сделано вами в день генеральной уборки.)

Проблемные задания для активизации мыслительной деятельности при чтении и интереса к пониманию содержания:

Упражнения на отгадывание; на подстановку слов; упражнения, требующие анализа. вывода; упражнения, требующие определения причины и следствия; упражнения, требующие определения последовательности фактов; упражнения, требующие оценки фактов, изложенных в тексте; упражнения, требующие сравнения.

Задания, направленные на обучение письму: составить и записать слова из данных букв; составить и записать предложение из данных слов; списывание слов и предложений; кроссворды; заполнение пропусков; ведение словаря, сочинения, эссе; рефераты, доклады; открытки; заполнение анкет, таблиц; резюме.

Задания, направленные на обучение аудирования: Упражнения перед прослушиванием текста: 1.Попробуйте предсказать тему текста по картинкам, другому наглядному материалу. 2.Прослушайте следующие слова и поднимите руку, услышав слово со звуком…3. Прослушайте предложения и поднимите руку, услышав вопросительное (утвердительное, отрицательное) предложение; 4.Прослушайте ряд речевых формул, назовите (на родном или иностранном языке) ситуации, в которых они могут употребляться.   Упражнения во время прослушивания текста:                         1. Прослушайте начало рассказа и постарайтесь догадаться о том, что произошло дальше. 2.Рассмотрите рисунок, прослушайте начало рассказа, постарайтесь догадаться о последующем содержании. 3. Прослушайте рассказ и перескажите ту его часть, которая является описанием данного рисунка.4. Запишите названные в тексте слова и словосочетания, относящиеся к изучаемой теме. Упражнения после прослушивания текста: 1.Упражнения типа верно/неверно.2.Заполнить пропуски.3. Прослушайте рассказ и ответьте на вопросы.4. Прослушайте текст и подберите к нему заглавие.5. Прослушайте текст и изложите его содержание двумя-четырьмя предложениями.6.Прослушайте текст и выразите свое отношение к прослушанному.

  Примеры заданий для развития творческих способностей и самостоятельной работы учащихся по развитию устной речи:

Проблемные речевые ситуации:

Тема «Знакомство».

Vous voulez faire connaissance avec un jeune homme. Présentez -vous et demandez-lui comment il s’appelle.de quoi il s’occupe.s’il fait ses études supérieures ou bien s’il travaille.quelle est sa profession. à  quoi il s’ intéresse.d’ou il vient. quelle langue étrangère il parle.

Тема «Город. Виды городского транспорта»

Vous avez été temoin d’un évènementVous le racontez au passé composé en donnant les circonstances  à I’imparfait (Utilisez entre autres les verbes suivants se promener, s'arrêter ,se trouver, se regarder,se parler,se séparer ,se sauver)

Тема «Здоровье, здоровый образ жизни»

Vous avez de mauvaises habitudes lesquelles vouz avez réussi   à vous en débarrasez. De quelle manière? Donnez vos conseils aux autres.

Тема «Культура и искусство. Телевидение, пресса»

Imaginez que vouz allez tournez un film pour le presenter au concours de films d’amateur. Dites quel sujet vous choisirez, où vous irez et ce que vous ferez.

Тема «Условия жизни»

Racontez comment vous figurez la vie dans l’avenir: le travail, les villes et leurs habitants, les moyens de transports, les enfants, les repas, les loisirs.

Тема  «Межличностные отношения»

Discutez des phrases:

Il ne faut laisser croitre l’herbe sur le chemain de l’amitié.

Il n’est qu’un luxe veritable, et c’est celui des relations humaines.

Формирование навыков и умений говорения на примере уроков по теме «Спорт»

Первое занятие

Задачи:

1.Учить воспринимать на слух монологическую речь. построенную на знакомом лексическом материале.

2.Учить давать аргументированные ответы на проблемные вопросы.

Оснащение урока: слайды по теме.

Занятие начинается с беседы о роли спорта в нашей стране. Цель беседы: привлечь внимание учащихся к данной теме, используя изученную ранее лексику.

-Chers amis, aujourd’hui nous parlons du sport et nous discutons les problèmes concernant le sport. Notre pays contribue au developpement de l’éducation physique et du sport de masse. On construit beaucoup d’installation sportives: les terrains de sport, les salles, les piscines, les stades ou on peut pratiquer les sports differents.On organize des clubs sportifs et des sections sportives pour donner plus de possibilites aux gens de pratiquer le sport. L’éducation physique est une discipline obligatoire dans toutes les établissements scolaires de notre pays. Dans plusieures établissements ilya des sections sportives.

-Et vous, intéressez - vous au sport? Pourquoi? Quels sports connaissez-vous? Pratiquez-vous la culture physique? Quels sports pratiquez-vous? Où  pratiquez-vous le sport? Fréquentez-vous une section sportive? Quelle est votre sport préféré?  Et pourquoi? Quels sports sont populaires chez nous, à l’étranger? Quelles compétitions sportives connaissez-vous?

Проблемные вопросы и задания

1. Quelle est  la difference entre le sport et la culture physique (quant  à la culture physique- chacun peut la pratiquer, tandis que le sport –ce sont des entraînements reguliers, des compétitions, des records. Le but de la culture physique est le devéllopement du corps, la fortification de la santé.

2. Votre ami veut pratiquer le sport, mais il ne sait pas par quoi il faut commencer. Quel sport vous lui conseilleriez  à choisir? Où doit-il s’adresser?

3. Supposons que dimanche vous êtes libre. On vous propose d’allez au théâtre, au cinema, au stade pour regarder des compétitions ou jouer au tennis sur le terrain sportif. Que choisirez-vous et pourquoi? Expliquez votre choix.

4. Votre ami est un grand amateur de sport. Il aime beaucoup de natation.Un jour il est allé à la piscine pour regarder des compétitons. Il est revenu triste. Qu’en pensez-vous, pourquoi? Aurgumentez votre reponse.

5. Votre ami qui n’aime pas le sport dit que faire du sport c’est perdre son temps. Que lui repondriez- vous?

Аудирование: текст об истории Олимпийских Игр

Домашнее задание дифференцированное

  1. Составить рассказ о любимом виде спорта.
  2. Найти в газетах статью о событиях спортивной жизни в нашей стране. Составить пересказ.

Второе занятие.

Задачи: 1. Развивать монологическую и диалогическую речь на французском языке.

2.Учить переводу и чтению.

 Беседа, обмен мнениями учащихся о своих любимых видах спорта по следующим вопросам:

-Qu’en penser-vous, quel rôle joue le sport dans notre vie (un bon moyen de passer son temps libre, aider  à fortifier sa santé, a developer le corps, le sport nous rend plus sains, habilles, adroit, forts, disciplinés, aide  à mieux organizer notre vie)? Croiez-vous que le sport est le meilleur moyen de passer nos loisirs? Est-ce seuleument un passe-temps agréable? Pourquoi le sport provoque un grand intérêt dans le monde entire? Quel sport croyez-vous le plus intéressant? Argumentez votre choix.

Работа в группах

Составить диалоги по ключевым словам по теме «Спорт»

Первый тип речевого упражнения для группы с приблизительно одинаковой языковой подготовкой, которой предлагается несколько тем. Например: «Interview entre un sportif célèbre: et un journaliste», «La valeur du sport», «Nous aimons le sport»

Второй тип речевого упражнения для группы с разной языковой подготовкой. Цель упражнения-оказать помощь учащимся с более слабой подготовкой в процессе овладения лексикой по теме «Спорт». Группам предлагается одна тема.  Например: написать «Interview entre un sportif célèbre et un journaliste»

Коментирование и поиск эквивалентов пословиц (или одну из них по выбору, либо ту, которая наиболее подходит, по их мнению к обсуждаемой теме)

«Une âme saine un corp sain»

(В здоровом теле здоровый дух.)

«La patience vient  à bout de tout».

(Терпение и труд все перетрут)

«Santé passe richesse»

(Здоровье дороже денег)

«Tel ne peut qui ne veut»

(Где хотенье там и уменье)

Работа с газетой

1.Учащийся читает заголовок, придуманный дома, учащиеся пытаются определить, о чем идет речь в заметки. Учащийся рассказывает содержание статьи (рассказ может быть: подробным, в виде краткого резюме, изложение главной мысли заметки). После подробного пересказа можно предложить дать оценку содержания статьи (интересна? актуальна? информативна?), изложить главную мысль.

2.Работа в парах. Учащиеся обмениваются заметками, читают и пересказывают друг другу

Домашнее задание дифференцированное

1.Написать письмо зарубежному другу о роли спорта в нашей жизни.

2.Для сильных учащихся: предложить два аутентичных текста о спорте во Франции для последующего пересказа и обсуждения на уроке

Формирование навыков и умений чтения: работа над статьёй в СМИ

Qu'est-ce qui manque aux étrangers à Moscou ?

« En Russie, les gens ne sourient pas. Ils ne vous laissent pas passer, ne vous indiquent pas le chemin si vous êtes perdu, et vous bousculent dans les transports sans s'excuser. ]e ne me sens pas en sécurité ici. Je ne sais pas ce qui va se passer si, par exemple, je tombe en syncope dans la rue. En France, je suis sure de me réveiller à l'hôpital. Les rapports humains ici sont plus frontaux, pIus directs. On s'habitue, et même on apprécie avec le temps, mais le processus d'acclimatation est douloureux ».

Le docteur Bagot parle de dépression à cause « environnementale » ou  «psychologique » : «Moscou est la plus grosse agglomération d'Europe avec embouteillages, pollution et bousculades dans les immenses stations de metro. D'autre part, la capitale russe est difficile d'accès du fait d'une langue non familière et d'un environnement peu polyglotte. Déménager à Moscou peut causer un réel choc culturel ».

Elisabeth Ruffini, psychologue à la clinique SOS International insiste également sur les particularités moscovites et russes en général, qui complipliquent encore l'adaptation : « On ne sait pas forcément en arrivant que la Russie est bien plus éloignée de l'Europe occidentale, de ses valeurs et ses habitudes, que ce que le simple éloignement géographique peut laisser supposer », affirme-t-elle.

«Confrontation avec un environnement peu amical qui se superpose aux obstacles  et aux difficultés qu'implique inévitablement l'expatriation...le risque de dépression est réel ! Surtout chez les personnes fragiles, présentant un terrain génétique déjà « favorable ».

Comment se relever ? D'abord ne pas hésiter à recourir à des professionnels, seuls capables de distinguer un simple coup de blues d’ une véritable dépression. Mais aussi « mobiliser ses capacités intérieures psychiques», comme le conseille Mme Ruffini. « Dans notre culture occidentale, on veut souvent tout tout de suite, et il nous est très difficile de nous résoudre à la moindre perte ou tout simplement à un peu de patience, poursuit le médecin. Il faut être toujours heureux, réussir admirablement vie privée et carrière. Le moindre moment de faiblesse est vécu comme un échec insurmontable. Nous devrions apprendre pourtant à relativiser, et à se permettre de n'être pas toujours au mieux de notre forme. Et il ne faut surtout pas se replier sur soi et sur ses soucis. Il est indispensable s'intéresser plus aux autres, d'être ouvert à la nouveauté. Ce changement d'attitude peut aider une personne dépressive à  retrouver plus rapidement un équilibre ».

Questions à disquter:

De quoi pourrait-il s’agir dans l’article paru sous ce titre? Faites vos suggestions!

Relevez dans le texte ce que les étrangers reprochent aux Russes.

Étes-vous d’accord avec cette vision des Russes? Est-ce que l’image est plutôt objective ou plutôt subjective?

Par quoi s’explique, selon vous, qu’on perçu de la sorte?

En Frence on entend partout «bonjour» «pardon» «je vous en prie», «au revoir»! Faut-il imiter les occidentaux dans ces manifestations?

Que peut-on faire, selon vous, por inculquer aus bonnes habitudes de politesse?

Écrivez un petit article - déni au sujet de la compréhension de lecture ou un article où vous voudrez présenter les russes tout à fait différemment

 Формирование навыков и умений аудирования: Тема: «Повседневная жизнь. Les courses»

Les courses

Pour faire leurs courses, les Français ont beaucoup de choix. Comme dans la plupart des autres pays d’Europe, les hypermarchés* sont de plus en plus nombreux à la périphérie des grandes villes. Ils sont généralement situés dans des centres commerciaux* ou dans des galeries marchandes* où on peut trouver d’autres boutiques et services. On vient lа en voiture pour faire les achats de la semaine ou du mois

Les grands magasins

Les grands magasins traditionnels, par exemple le Printemps, les Galeries Lafayette, les Nouvelles Galeries se sont très bien adaptés à l’évolution des habitudes d’achat. Ils restent très fréquentés par les Français comme par les touristes qui viennent y chercher des produits de luxe (vêtements, parfums, etc.). Il existe aussi des magasins bon marché et, depuis quelques années, les magasins de dépôt-vente ont beaucoup de succès. Dans ces magasins, on peut déposer ou acheter des vêtements déjа utilisés ou dégriffés

Les magasins de proximité

On peut faire ses courses alimentaires aux supermarchés (Monoprix, Franprix, Champion…), dans les commerces de proximité* (boulangerie, pậtisserie, charcuterie, boucherie, poissonnerie, alimentation générale…), ou encore au marché, où tous les produits sont frais et de saison. Les marchés (en plein air ou fermés) ont lieu, dans la plupart des cas plusieurs fois par semaine. Pour les Français, aller au marché est un plaisir : souvent, on va le week-end«faire le marché » pour l’ambiance

 Les achats par Internet

Beaucoup de Français se servent d’Internet pour faire leurs achats. C’est confortable et ça prend moins de temps.

Les horaires d’ouverture des magasins en France sont variables : les grands centres commerciaux et les supermarchés sont ouverts de 10 heures à 19 heures et parfois le dimanche matin de 10 heures à 13 heures. Dans les grandes villes, ils sont ouverts jusqu’à 22 heures.Les petits commerces ouvrent de 8 heures à 20 heures, mais ils ferment généralement entre 12 heures et 14 heures. De plus, certains magasins d’alimentation, souvent tenus par des Maghrébins (Tunisiens, Algériens, Marocains), sont ouverts jusqu’à 22 heures parfois plus.Un magasin de proximité.Le marché commence tôt le matin (vers 7 h 30-8 heures) et se termine aux alentours de 13h30 : c’est alors l’heure des bonnes affaires! Les commerçants soldent les produits frais invendus

Les devoirs:

Regardez ces images et supposez ce qui sera discuté dans le texte.

 Nommez les lieux dans lesquels vous pouvez faire des achats.

Notez appelés dans le texte les mots et expressions qui se rapportent au sujet de l'étude.

Écoutez le texte et dites comment les français font des achats.

Comment  on fait des achats chez nous en Russie?

Complétez les phrases:

Pour faire leurs courses, les Français ont…..

Les grands magasins traditionnels se sont très bien adaptés à l’évolution…

Il existe aussi des magasins….

On peut faire ses courses alimentaires…..

Beaucoup de Français se servent….

Les horaires d’ouverture des magasins en France sont….

Écoutez le texte et présentez le contenu de deux à quatre phrases.

Формирование навыков и умений письменной речи.

Тема: «Межличностные отношения» Анкета «Ta chambre est-elle ton jardin secret?»

Les devoirs: 1.Travaillez le texte lexicalement; 2.Répondez au questionnaire; 3.Proposez aux parents de répondre à ces mêmes questions; 4.Associez des opinions de différentes générations; 5.Écrivez un petit article –commentaire sur les résultats du questionnaire.

  1. Sur la porte de ta chambre, ilya une inscription:
  1. Entrez
  2. Frappez avant d’entrez
  3. Entrez interdite.
  1. Sur les murs de ta Chambre ilya:

         а)  Des posters des stars

              b) Il n’y a pas de posters

              c) Des photos d’art ou de voyage.

  3. Dans ta chamber, avec tes copains et copines:

             a) Vous écoutez de la musique

             b) Vous faites des devoirs

             c) Vous parlez des secrets.

  4. Ton objet préferé est:

           a) Ton ordinateur

           b) Ton lit

       c) Ton journal intime.

 5. Sur tes étagères il y a:

      a) Tes livres d’études

    b) Des affaires en desordre

     c) Ta chaine hi-fi et tes CD.

 6. Toi, dans ta chambre, tu es:

      a) Alonge(e) sur ton lit

      b) Assis(e) devant ton bureau

      c) Par terre

  7. Tes vêtements sont:

     a) Sur une chaise

      b) Partout: par terre.sur, sous et à coté de ton lit

      c). Dans ton placard.

                    Resultats

Maximum de c) Ta chambre est ton jardin secret: c’est privé! On n’entre pas: il y a tous secrets!

Maximum de a) Ta chambre est ouverte. Tu aimes bien inviter tes copains et tes copines ou tes frères et tes soeurs, mais tu aimes aussi être avec ta famille dans les autres pièces de la maison.

Maximum de b) Ta chambre est une pièce de la maison comme les autres. Il n’y a pas de secrets. Tu aimes aussi être avec ta famille dans les autres pièces de la maison.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к статье "Использование зарубежного опыта при обучении французскому языку как второму иностранному".

Презентация к статье "Использование зарубежного опыта при обучении французскому языку как второму иностранному"....

Система работы по развитию творческих способностей обучающихся среднего и старшего звена на уроках русского языка, литературы и во внеурочной деятельности.

Над этой проблемой работаю уже 3 года. Цель работы: вызвать интерес к моему предмету,  развить творческие способности ребёнка, которые ему будут нужны в успешной учебной деятельности. В статье пр...

Мастер-класс как инновационная педагогическая форма обучения и развития творческих способностей учащихся в системе дополнительного образования.

Мастер-класс – это эффективная форма передачи знаний и умений, обмена опытом  обучения и воспитания,  центральным  звеном  которой  является демонстрация  оригинальных...

Экологическое воспитание как средства развития творческих способностей учащихся на занятиях по английскому языку.

Воспитание экологического образа жизни должно рассматриваться как одна из важнейших воспитательных задач на занятии. Воспитание на занятиях английского языка целенаправленно подводит учащихся к осозна...

Развитие творческих способностей учащихся на уроках иностранного языка

Развитие творческих способностей учащихся на уроках иностранного языка...

Мастер-класс как эффективная форма обучения и развития творческих способностей учащихся в системе дополнительного образования

Главной и основной целью дополнительного образования является формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравст...

Дидактическое пособие для воспитателей Картотека игр и упражнений на развитие творческих способностей

laquo;Чем может быть…»Цель: учить придумывать новое применение знакомым предметам.Педагог раздает детям палочки, пуговицы, трубочки, колечки и др. Дети выполняют задание....