Формирование УУД при работе с географическими картами в системе НПО
статья

Павлович Дмитрий Владимирович

В статье предлагаются краткие методологические основы преподавания географии с учетом требований ФГОС. Анализируются основные педагогические технологии преподавания географии, влияние географического образования на духовное развитие личности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Правительство Санкт-Петербурга

Комитет по образованию

Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Колледж Петербургской моды»

   

Преподаватель СПб ГБПОУ КПМ:

Павлович Д.В.

Статья

 «Формирование УУД при работе

в системе НПО с географическими картами»

Санкт-Петербург

2019

Содержание

  1. Введение
  2. Краткие методологические основы преподавания географии с учетом требования ФГОС.
  3. Основные педагогические технологии преподавания географии.
  4. Географическое образование и развитие личности. Особенности преподавания географии в системе НПО.
  5. Краткий обзор УУД для курса географии 10 класса (применительно к системе СПО).
  6. Географическая карта – важнейший «язык» международной географической информации. Картографические ресурсы курса «Экономическая и социальная география мира».
  7. Примеры использования педагогических технологий для работы с географической картой при изучении тем курса.
  8. Краткие выводы.
  9. Заключение.
  10. Список использованных источников.

1. Введение

    Разработка и претворение в жизнь принципов и норм ФГОС задает преподавателю четкие рамки его профессиональной деятельности и нацеливает его на современные и эффективные методы организации процесса обучения, географии в частности.

    Целями этой работы  считаю следующие:

  • Личное осмысление всего того нового в обучении географии, что предусматривает ФГОС третьего поколения.
  • Анализ собственного опыта преподавания географии в системе НПО/СПО с учетом актуальных требований ФГОС и особенно в связи с использованием географической карты как основной знаковой системы курса географии.
  • Обзор некоторых педагогических технологий, которые мне кажутся плодотворными для преподавания курса «Экономическая и  социальная география     мира»  в системе СПО.
  • Актуализация имеющегося опыта использования эффективных технологий преподавания географии, усвоенного мною на курсах повышения квалификации, посещаемых с января по май 2017 года.

  Анализ  массива информации теоретического и  практического содержания положен в основу данной  аттестационной работы.

2. Краткие методологические основы преподавания географии с учетом требований ФГОС.

Особенность современного мира заключается в том, что он меняется всё более быстрыми темпами, поэтому знания, полученные учащимися в школе, устаревают раньше, чем они успевают применить их на практике.

География пожалуй, единственный школьный предмет , относящийся к естественному и гуманитарному циклу, охватывающий всю систему "природа - человек - хозяйственная деятельность".

Современное общество требует скорейшего совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы.

Эти цели сформулированы в Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения как образовательные результаты.

ФГОС нового поколения на всех ступенях образования выдвигает в качестве приоритетного личностно- ориентированный, системно - деятельностный подход. Ключевым аспектом обучения является формирование способа действий, реализуемые через умения. Это может быть сделано в процессе деятельности. УУД в широком смысле слова означают умение учиться, т.е. способность ученика к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Принцип деятельности заключается в том, что формирование личности ученика и продвижение его в развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает знания в готовом виде, а в процессе его собственной деятельности , направленной на "открытие нового знания".

Особенность ФГОС - его деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Формулировки  ФГОС указывают на реальные виды деятельности. Поставленная задача требует перехода к новой системно-деятельностной образовательной парадигме, которая, в свою очередь, связана с принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего новый стандарт. Также изменяются и технологи обучения, внедрение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) открывает значительные возможности расширения образовательных рамок по каждому предмету в общеобразовательном учреждении, в том числе и по географии.

Уход от традиционного урока через использование в процессе обучения новых технологий позволяет устранить однообразие образовательной среды и монотонность учебного процесса, создаст условия для смены видов деятельности обучающихся. Рекомендуется осуществлять выбор технологии в зависимости от предметного содержания, целей урока, уровня подготовленности обучающихся, возможности удовлетворения их образовательных запросов, возрастной категории обучающихся.

На сегодняшний день существует достаточно большое количество педагогических технологий обучения, как традиционных, так и инновационных. Выбор той или иной технологии зависит от многих факторов: контингента учащихся, их возраста, уровня подготовленности, темы занятия и т.д.

Особенность современного мира заключается в том, что он меняется всё более быстрыми темпами, поэтому знания, полученные учащимися в школе, устаревают раньше, чем они успевают применить их на практике.

География пожалуй, единственный школьный предмет , относящийся к естественному и гуманитарному циклу, охватывающий всю систему "природа - человек - хозяйственная деятельность".

Современное общество требует скорейшего совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы.

Эти цели сформулированы в Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения как образовательные результаты.

ФГОС нового поколения на всех ступенях образования выдвигает в качестве приоритетного личностно- ориентированный, системно - деятельностный подход. Ключевым аспектом обучения является формирование способа действий, реализуемые через умения. Это может быть сделано в процессе деятельности. УУД в широком смысле слова означают умение учиться, т.е. способность ученика к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Принцип деятельности заключается в том, что формирование личности ученика и продвижение его в развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает знания в готовом виде, а в процессе его собственной деятельности , направленной на "открытие нового знания".

       Основной целью географии является формирование в сознании учащихся системы взглядов , принципов, норм поведения в отношении к природе, готовность к активной деятельности в быстро меняющемся мире.

Задаются ценностные ориентации, доминирующие установки и смыслы всему процессу обучения. Происходит освоение географических знаний о природе, населении, хозяйстве России, отдельных регионов, мира в целом.

Положительный настрой учащихся обеспечивается за счет таких операций, как:

-      мотивация,

-      умение видеть проблему и находить пути выхода,

-      обобщение и актуализация имеющегося субъективного опыта,

-      коммуникация,

-      рефлексия деятельности.

Все полученные знания обеспечивают фундаментальный базис географической подготовки, способствуют формированию географического стиля мышления.

Для географии, где ведущую роль играет познавательная деятельность, основные виды учебной деятельности ученика на уроке включают умения классифицировать, сравнивать, вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями, проводить эксперимент, давать определение понятиям, моделировать, делать выводы, устанавливать причинно- следственные связи....

Особое значение в географии принадлежит картографическому методу, он дает возможность визуализировать географическую информацию карт и атласов.

 К прикладным задачам географического образования относится:

• становление географической грамотности, в том числе, умение самостоятельно работать с различными источниками географической информации, получать, передавать и анализировать такую информацию, использовать ее для постановки географических вопросов и заданий и ответов на них;

• умение в совершенстве пользоваться важнейшим «языком» международного общения - географической картой для поиска, интерпретации и презентации географической информации;

• умение пользоваться современными информационными технологиями, обладать необходимой компьютерной грамотностью, приобрести начальные навыки моделирования и прогнозирования;

• умение ориентироваться, вести наблюдения и исследования на местности, касающиеся природных и социально-экономических явлений и процессов;

3. Основные педагогические технологии преподавания географии.

В организации образовательного процесса главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника. Одним из факторов включения учащихся в активную деятельность является разнообразие форм организации обучения, использование современных педагогических технологий.

Педагогическая технология – это система функционирования всех компонентов педагогического процесса, построенная на научной основе, запрограммированная во времени и в пространстве и приводящая к намеченным результатам.

Интерактивное обучение – развивающее обучение, где учитель и учащиеся выступают субъектами образовательного процесса, но функции у них разные. Роль учителя более сложная, так как управление взаимодействием требует комплекса способностей, т. е. владение педагогом интерактивной компетентностью.

Для реализации интерактивного обучения в условиях реализации требований ФГОС ООО наиболее актуальными становятся следующие технологии:

1. Работа в малых группах (игровая технология, диалоговое обучение)

2. Проблемного обучения.

3. Модульное обучение

4. Технология развития критического мышления.

5. Технология развивающего обучения

6. Проектная технология.

7. Информационно-коммуникационные технологии.

К наиболее предпочтительным формам учебной работы на занятиях в рамках курса могут быть отнесены:

  • Взаимные вопросы и задания групп.
  • Взаимообъяснение.
  • Беседа.
  • Интервью.
  • Драматизация (театрализация).

Особое внимание хочется обратить на некоторые сквозные виды учебной деятельности учащихся, которые проходят через все уроки в рамках курса, являясь его содержательными и методологическими связующими звеньями.

  • Составление словаря терминов и понятий.
  • Составление галереи образов.

Экспонаты для галереи образов учащиеся собирают и оформляют на протяжении изучения курса.  Учащиеся могут быть объединены в творческие группы, задача каждой из которых – подбор материала в рамках одной из областей. Отобранный материал подвергается коллективному обсуждению или обсуждению в группе. Его присутствие в экспозиции должно быть мотивировано: как конкретно он характеризует изучаемую культуру, чем важен и значим для ее понимания.

 Желательно, чтобы каждый «экспонат», помещенный в экспозицию, сопровождался краткой аннотацией, работа над которыми – еще один этап закрепления теоретических сведений. Написание кратких аннотаций также способствует развитию навыков письменной речи учащихся, навыков работы с источниками информации.

На уроке, завершающем изучение курса, можно провести презентацию галереи образов, в рамках которой представители каждой творческой группы расскажут о своем вкладе в экспозицию. Интересно также будет впоследствии провести экскурсию по галерее для учащихся других классов. Подобная работа не только повысит учебную мотивацию, но и будет способствовать развитию навыков презентации собственного образовательного результата, коммуникативных качеств личности.

 4. Географическое образование и развитие личности. Особенности преподавания географии в системе НПО

География - предмет мировоззренческого характера, формирующий у учащихся комплексное, системное и социально-ориентированное представление о Земле как о планете людей, знакомящий их с территориальным (региональным) подходом как особым методом научного познания и важным инструментом воздействия на социально-экономические процессы посредством региональной политики.

       В условиях современной России, где глубокие изменения общественных отношений сопровождается социальными проблемами, мировоззренческая функция географического образования приобретает особое значение.

Новый ФГОС в нашей стране ориентирован, прежде всего, на становление личностных характеристик выпускника. Их критериями рассматриваются готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме. Целевыми функциями общего образования выступают также духовно-нравственное развитие и социализация обучающихся, профессиональная ориентация и формирование экологической культуры.

      Уникальный характер географии состоит в том, что она синтезирует естественнонаучные и гуманитарные дисциплины. Поэтому география обладает колоссальными образовательными ресурсами, играющими важную мировоззренческую и воспитательную роль. Их значение актуализируется также в связи с интегрированием российского географического образования в мировую геообразовательную систему.

Возможности учебной географии в формировании личностных результатов многогранны. Она реализуются по многим направлениям через содержание курсов и тем (прежде всего, гуманитарно-ориентированных), организацию учебно-воспитательного процесса с использованием деятельностного подхода, интерактивных форм обучения, исследовательских проектов по актуальным темам, ситуационных задач, но также с помощью современных наукоемких педагогических технологий.

Таким образом, теоретическим основанием для проектирования процесса обучения географии в современных условиях должна лежать актуальность для жизни. Во главе угла всего обучающего процесса обязано находиться ценностное отношение к окружающему миру и человеку. Ценностная и личностная ориентация учебной географии требует глубокого взаимодействия всех участников педагогического процесса. Поэтому особое значение приобретает опыт творческой деятельности обучающихся, а также организация учебной и внеурочной деятельности со всеми категориями обучающихся.

Содержание курса географии в старшей школе позволяет формировать и использовать разнообразный спектр видов деятельности и соответственно учебных действий, таких, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы и умозаключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятиям. Сюда же относятся приемы, сходные с определением понятий: описание, характеристика, разъяснение, сравнение, различение, классификация, наблюдение, умения и навыки проведения эксперимента, умения делать выводы и заключения, структурировать материал и др. Эти умения ведут к формированию познавательных потребностей и развитию познавательных способностей. Построение содержания учебного курса «География» в старшей школе осуществляется по принципу его логической целостности, от общего к частному. Поэтому содержание программы структурировано в виде двух основных блоков: «Общая характеристика мира» и «Региональная характеристика мира», в каждом из которых выделяются тематические разделы. В настоящее время курс «Экономическая и социальная география мира» в старших классах средней школы завершает цикл школьного географического образования и призван сформировать у обучающихся представление об окружающем мире, понимание основных тенденций и процессов, происходящих в постоянно меняющемся мире, показать взаимосвязь природы, населения и хозяйства земного шара.

     Цели и задачи курса:

• сформировать у обучающихся целостное представление о состоянии современного общества, о сложности взаимосвязей природы и хозяйствующего на Земле человечества;

развить пространственногеографическое мышление, сформировать представление о географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий;

• воспитать экологическую культуру, бережное и рациональное отношение к окружающей среде, уважение к культурам других народов и стран;

• научить применять географические знания для оценки и объяснения разнообразных процессов и явлений, происходящих в мире.

В условиях современной России, где глубокие изменения общественных отношений сопровождается социальными проблемами, особое значение приобретает мировоззренческая функция географического образования. Мировоззрение представляет собой обобщенную систему взглядов на мир, которые не привязаны к определенным явлениям, но служат основой для понимания общих тенденций гуманитарного развития.

Новый ФГОС в нашей стране ориентирован, прежде всего, на становление личностных характеристик выпускника. Их критериями рассматриваются готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме. Целевыми функциями общего образования выступают также духовно-нравственное развитие и социализация обучающихся, профессиональная ориентация и формирование экологической культуры.

Уникальный характер географии состоит в том, что она синтезирует естественнонаучные и гуманитарные дисциплины. Поэтому география обладает колоссальными образовательными ресурсами, играющими важную мировоззренческую и воспитательную роль. Их значение актуализируется также в связи с интегрированием российского географического образования в мировую геообразовательную систему.

Возможности учебной географии в формировании личностных результатов многогранны. Она реализуются по многим направлениям через содержание курсов и тем (прежде всего, гуманитарно-ориентированных), организацию учебно-воспитательного процесса с использованием деятельностного подхода, интерактивных форм обучения, исследовательских проектов по актуальным темам, ситуационных задач, но также с помощью современных наукоемких педагогических технологий.

Таким образом, теоретическим основанием для проектирования процесса обучения географии в современных условиях должна лежать актуальность для жизни. Во главе угла всего обучающего процесса обязано находиться ценностное отношение к окружающему миру и человеку. Ценностная и личностная ориентация учебной географии требует глубокого взаимодействия всех участников педагогического процесса. Поэтому особое значение приобретает опыт творческой деятельности обучающихся, а также организация учебной и внеурочной деятельности со всеми категориями обучающихся.

Особенности преподавания географии в системе НПО:

  1. Учебные группы сформированы по профессиональному принципу (профессии): художник по костюму, закройщик, парикмахер.
  2. Учебная дисциплина «География» изучается один год на втором курсе обучения: III семестр – 1 час в неделю (17 часов), IV семестр – 2 часа в неделю (42 часа). Общее количеств: 59 часов в год. Курс «Экономическая и социальна география мира».
  3. В составе студентов более 90% девушки. Юноши 1-3 человека в группе или нет вообще.
  4. Среди студентов много иногородних, есть выходцы из зарубежных стран (в среднем 4-5 человек в учебной группе).
  5. Материально-техническая база преподавания географии довольно ограничена. Используются учебники В.П.Максаковской,  Атласы географических карт, Атласы контурных карт. Кабинета географии нет: занятия проходят в разных аудиториях. Мультимедийные комплексы есть не во всех аудиториях.
  6. Итоговый контроль осуществляется в виде Дифференцированного зачета, оценка по которому является промежуточной за период обучения.
  7. Большинство студентов недостаточно мотивированы на цели изучения курса географии, т.к. основную свою задачу видят в овладении профессией и предметами, которые будут востребованы в дальнейшем при поступлении в высшие учебные заведения.

5. Краткий обзор УУД для курса географии  

(применительно к системе НПО)

Регулятивные (учебно-организационные):

УО - 1 - Ставить учебные задачи,

УО - 2 - Вносить изменения в последовательность и содержание учебной задачи;

УО - 3 - Выбирать наиболее рациональную последовательность выполнения учебной задачи;

УО - 4 - Планировать и корректировать свою деятельность в соответствии с ее целями, задачами и условиями .

УО - 5 - Оценивать свою работу в  сравнении с существующими требованиями

УО - 6 - Владеть различными способами самоконтроля.

Познавательные учебно-логические:

УЛ - 1 - классифицировать в соответствии с выбранными признаками.

УЛ - 2 - сравнивать объекты по главным и второстепенным признакам.

УЛ - 3 - систематизировать информацию;

УЛ - 4 - структурировать информацию

УЛ - 5 - определять проблему и способы ее решения;

УЛ - 6 - формулировать проблемные вопросы, искать пути решения проблемной ситуации

УЛ - 7 - владеть навыками анализа и синтеза;

Учебно-информационные:

УИ 1 - поиск и отбор необходимых источников информации;

УИ 2 - представление информации в различных формах (письменная и устная) и видах;

УИ - 3- работа с текстом и внетекстовыми компонентами:

1 - составление тезисного плана, выводов, конспекта, тезисов выступления;

2 - перевод информации из одного вида в другой (текст в таблицу, карту в текст и т.п.);

УИ 4 -использовать различные виды моделирования, исходя из учебной задачи;

УИ 5 -создание собственной информации и её представление в соответствии с учебными задачами;

УИ 6 -составление рецензии, аннотации;

Коммуникативные:

К - 1 - выступать перед аудиторией, придерживаясь определенного стиля при выступлении;

К - 2 - уметь вести дискуссию, диалог;

К - 3 - находить приемлемое решение при наличии разных точек зрения.

6. Географическая карта – важнейший «язык» международной географической информации. Картографические ресурсы курса «Экономическая и социальная география мира»

       Одним из важнейших образовательных   ресурсов является географическая карта. Её можно считать и источником и систематизационной матрицей, и технологической картой, и итогом географического образовательного процесса. Символическая информационная насыщенность карты столь велика, что в среднем, по подсчетам ученых, она содержит в 6 раз больше информации, чем текстовый ресурс.

      Будучи знаковой системой, географическая карта формирует у студентов НПО/СПО

 особые профильные географические навыки формулировать свои мысли профессиональным языком географической науки. Развивается интеллект студентов, особый идеографический язык, создающий международно-понимаемую фиксацию географической информации.

     Как и знание любого языка, работа с географической картой развивает межличностные и социальные качества обучаемых, повышает уровень их коммуникационной доступности, позволяет соединять огромные массивы разрозненной информации в интегрированный межпредметный научный комплекс знаний.

    Ниже будут показаны некоторые пути освоения навыков работы с разными географическими картами при освоении курса «Экономическая и социальная география мира» в системе НПО/СПО.

   Основными типовыми географическими ресурсами обучения являются:

  • Карты учебника В.П.Максаковского «География» 10 класс.
  • Настенные карты: «Политическая карта мира», «Физическая карта материков».
  • Учебные атласы по географии 10 класса
  • Атласы контурных карт, которые имеются у каждого студента.
  • Для некоторых видов работ привлекаются атласы по Новейшей  истории 11 класса, имеющиеся в кабинете истории.
  • Студенты могут использовать интернет ресурсы для выполнения самостоятельных домашних заданий.

7. Примеры использования педагогических технологий для работы с географической картой при изучении тем курса

    Большими технологическими возможностями изучения географии обладает политическая карта мира.

    Студентам предлагается составить свой «географический алфавит», взяв для примера по названию государства на  буквы русского алфавита (можно использовать 27 букв). Названия государств обозначаются на контурной карте. Эта информация может быть основой для обозначения на карте форм правления и форм территориально-государственного устройства стран. На основе данных таблиц учебника В.П.Максаковского (на форзацах) можно попытаться ответить на вопрос о преобладании федеративных государств в таких частях света как Европа и Америка (это рассматривается как цивилизационная проблема).

    Политическая карта мира (далее ПКМ) может быть использована для повторения географических понятий на примере расположения стран мира на карте. Например:

  • Самая  «меридиональная» страна – Чили.
  • Самое  «широтное» государство – Россия.
  • Самые «экваториальные» государства – Бразилия, ДРК, Индонезия.
  • Самое «полушарное» (расположено в четырех полушариях) государство – Кирибати.
  • Самые «тропические» государства – Индия, Египет, Саудовская Аравия, Ливия, Алжир, Китай (в северном полушарии).
  • Находим самую южную и самую северную столицы государств (Веллингтон и Рейкъявик).
  • Находим государство-континент (Австралия).
  • Находим остров, принадлежащий трем государствам (Калимантан).
  • Обнаруживаем государства, столицы которых расположены практически на экваторе (Уганда, Габон).

ПКМ может использоваться для определения географических характеристик и систематизации государств. Например:

  • Государства – региональные центры (10 и более соседних стран -  Россия, Бразилия, Китай, ДРК).
  • Внутриконтинентальные государства, островные государства и т.д.

По данным  атласа издательства «Дрофа» 10 класс (карта «Уровень социально-экономического развития государств») определяем

  • Наиболее и наименее благополучные части света.
  • Наименее развитые государства.
  • Государства «Золотого миллиарда».
  • Наиболее и наименее развитых соседей РФ.
  • По легенде карты определяем во сколько раз различаются худшие и лучшие показатели стран мира (более 86 раз).

     Политическая карта мира дает возможность использовать географическую информацию для установления причин отставания развития ряда стран – недавних колониальных владения.

  • Это искусственные – линейные границы государств.
  • Омонимические названия государств, свидетельствующие о том, что они имеют формальные, не аутентичные названия (Конго, четыре государства с названием Гвинея в разных вариантах).
  • Многие государства носят формально географические названия – наследие колониального прошлого (ЦАР, Южная Африка, Эквадор, Чад и т.д.).

     Курс «Экономическая и социальная география мира» изучает особенности восьми конкретных государств мира и нескольких крупных регионов планеты (Латинская Америка, Юго-западная Азия, Зарубежная Европа). Автором используются в каждом конкретном случае картографические возможности для фронтальной, групповой и индивидуальной работы в учебных группах.

     Одним из широко используемых автором методических приемов является отражение номенклатуры карты в виде филлвордов. Созданы филлворды, содержащие названия 32 государств Азии, 27 государств Африки, 27 штатов США и т.д.

Данные карт с успехом могут использоваться для решения познавательных логических задач. Например:

  • Можно ли считать Данию островным государством?
  • Почему государства, названные в честь святых, почти всегда расположены на островах?

Проводимая промежуточная аттестация (дифференцированный зачет по вариантам и трем уровням сложности) в I варианте из 22 заданий 10 связаны с анализом данных географической карты, а во II варианте из 22 заданий -13.

Таким образом, можно сказать, что большинство компетенций студентов по курсу географии связано с их умением использовать информацию географических карт разной тематики, сравнивать её друг с другом, делать обобщения.

8.  Выводы

     Осмысление принципов ФГОС, их практическое применение в преподавании географии, возможность долговременного наблюдения за изменением географического образования в системе НПО/СПО позволяют сделать следующие выводы:

  1. География как учебный предмет дает исключительно плодотворные и разнообразные возможности для развития личности студентов, для гуманизации их представлений о жизни человеческого сообщества в конкретных географических средах и глубочайшем уровне этих взаимообусловленных влияний друг на друга.
  2. Курс дает возможность формировать целостность восприятия людьми нашего разноликого и разнообразного мира, его взаимообусловленных факторов развития.
  3. Курс «Экономическая и социальная география мира» очень удобен для интегрирования знаний и компетенций студентов в насыщенную специальными знаниями, динамичную, полезную для жизни многоуровневую систему.
  4. Географическая карта при овладении всё новыми технологиями работы с ней, - это основа и сокровищница педагогических и общечеловеческих ценностей, таких как приверженность родной культуре, своей цивилизации, патриотизм, любовь к родной стране, любознательность, желание «мир посмотреть и себя показать», заинтересованность в общении с разнообразными и сложными мирами природы и человеческого общества.
  5. Овладение «языком» географической карты, разной тематики, разной информационной насыщенности сродни овладению новым языком, что открывает людям новые измерения нашего мира, резко увеличивает их возможности обогащает духовно, умственно и социально. Овладение географической картой один из надежных и качественных методов социализации людей.
  6. Курс географии для старшеклассников и студентов системы СПО очень плодотворен с точки зрения развития человеческого общения, сплочения студентов. Курс предполагает большой выбор внеаудиторной деятельности, посещения музеев, экскурсии, походы, исследование объектов природы о объектов культурно-исторического значения в их естественной среде. Курс очень богат межобъектными и  межпредметными связями, позволяет отслеживать живые процессы природного и социального характера как персонально, так и в составе групп.
  7.   География, при умелом использовании возможностей курса, формирует в студентах познавательные интересы, развивает в них все стороны личности, может удовлетворять потребности всех уровней у молодых людей, дает им прочные навыки полезной и результативной деятельности.
  8. География, по моему мнению, постепенно будет выдвигаться на ведущие места среди общеобразовательных и специализированных предметов в разных типах учебных заведений.

География имеет очень хорошие педагогические перспективы.

9. Заключение

     Я считаю, что цели работы: осветить теоретические основы преподавания географии в системе НПО/СПО на основе современных требований ФГОС и рассмотреть некоторые технологии использования географических карт в курсе «Экономическая и социальная география мира» в основном достигнуты.

    Автор работы убедился в новых возможностях, предоставляемых преподавателю географии принципами ФГОС, и по мере сил будет их использовать в своей педагогической деятельности в Колледже Петербургской моды, где он работает преподавателем географии более 15 лет.

10. Список использованных источников

  1. Концепция ФГОС 3 поколения geo/metodist.ru
  2. Kpf/u/ru Федеральный университет ФГОС 3.
  3. Атлас «Экономическая и социальная география » 10 кл. с комплектом контурных карт. Москва, Роскартография 2006.
  4. Атлас «Экономическая и социальная география » 10 кл. М.Дрофа. 2006.
  5. География. Контурные карты ФГОС 10 кл. М., Дрофа, 2014.
  6. Максаковский В.П. География 10 кл. М. Просвещение 2007.
  7. Муштавинская И.В. Технология развития критического мышления СПб СПБГУПМ 2001.
  8. Multiurok.ru – kart-rol-karty-pri


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование творческой личности на уроках физики в системе СПО с учетом требований ФГОС по физике

В работе подробно анализируются основные требования действующего ФГОС по физике, которые имеют целью максимальное развитие творческих способностей обучающихся на уроках физики. Рассмотрены также особе...

КТП по МДК 02.02 Ведение бухгалтерского учета источников формирования имущества, выполнение работ по инвентаризации имущества и финансовых обязательств организации

КТП по МДК 02.02   Ведение бухгалтерского учета источников формирования имущества, выполнение работ по инвентаризации имущества и финансовых обязательств организации...

Формирование готовности выпускников к профессиональной деятельности в системе СПО

Система формирования готовности выпускников представляет собой совокупность процессов мотивационной направленности, обучения и производственной деятельности, результатом которой является готовность вы...

ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ МАТЕМАТИКИ ЧЕРЕЗ РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВОЗДЕЙСТВИЙ, СОДЕРЖАНИЯ ОБУЧЕНИЯ И НАВЫКОВ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ, ОБУЧАЮЩИМИСЯ ПО ПРОФЕССИИ «АВТОМЕХАНИК»

Что побуждает ученика учиться? Какие факторы мотивируют его к учению? Как сделать, чтобы работа учителя пробудила познавательный интерес и желание учиться у обучающегося, а педагог, в свою очередб, см...

Рабочая тетрадь для внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся. Тема:Нервная система. Центральная нервная система

В системе подготовки высококвалифицированных медицинских работников со средним профессиональным образованием приоритетным направлением является самостоятельное освоение обучающимися учебного мате...