Контроль знаний обучающихся при преподавании технических дисциплин
статья

Кобзева Ирина Федоровна

В российском образовании провозглашен сегодня принцип вариативности, который дает возможность педагогу выбирать и конструировать педагогический и методический процессы по любой модели, включая авторские. Именно в этом направлении идет процесс образования: разработка различных вариантов его содержания; использование возможностей современной науки в повышении эффективности образовательных и методических структур; научная разработка и практическое обоснование  новых идей и технологий.

Соответственно, и критерий оценки знаний должен выйти на новый уровень.

Проблема контроля постоянно привлекает к себе внимание педагогов и методистов, т.к. именно в нем кроются разнообразные и далеко неисчерпанные  возможности воспитывающего обучения.

Основные недостатки при осуществлении контроля знаний:  неправильное понимание его функций,  неоправданно  переоценивается  его  роль   в   процессе обучения,

контроль  превращается  в  самоцель   на   уроке;   использование однообразных  методов   контроля  ; субъективизм   в   выставлении  оценок, отсутствие чётких,  обоснованных  критериев.

Цель данной работы – раскрыть комплексный подход к системе контроля в обучении и выделить основные средства его реализации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon текст ссылки на файл150.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                         

СПб ГБ ПОУ «Колледж «Красносельский»

Доклад

«Контроль знаний обучающихся при преподавании

технических дисциплин

Докладчик: Кобзева Ирина Федоровна

Мастер производственного обучения –

преподаватель специальных дисциплин

                                                

Санкт – Петербург

2018

Содержание:

Введение..............................................................................................................................3

1.  Цели и функции контроля знаний в учебном процессе…………………………….5

2.  Формы контроля……………………………………………………………………….8

3.  Виды контроля…………………………………………………………………………14

Заключение………………………………………………………………………………..17

Список используемой литературы………………………………………………………19

Приложение

Введение

В российском образовании провозглашен сегодня принцип вариативности, который дает возможность педагогу выбирать и конструировать педагогический и методический процессы по любой модели, включая авторские. Именно в этом направлении идет процесс образования: разработка различных вариантов его содержания; использование возможностей современной науки в повышении эффективности образовательных и методических структур; научная разработка и практическое обоснование  новых идей и технологий.

Соответственно, и критерий оценки знаний должен выйти на новый уровень.

Проблема контроля постоянно привлекает к себе внимание педагогов и методистов, т.к. именно в нем кроются разнообразные и далеко неисчерпанные  возможности воспитывающего обучения.

Основные недостатки при осуществлении контроля знаний:  неправильное понимание его функций,  неоправданно  переоценивается  его  роль   в   процессе обучения,

контроль  превращается  в  самоцель   на   уроке;   использование однообразных  методов   контроля  ; субъективизм   в   выставлении  оценок, отсутствие чётких,  обоснованных  критериев.

Цель данной работы – раскрыть комплексный подход к системе контроля в обучении и выделить основные средства его реализации.

При помощи контроля определяется исходный уровень для дальнейшего овладения знаниями, умениями и навыками, изучается глубина и объем их усвоения.  Сравнивается планируемое с действительными результатами, усваивается эффективность используемых преподавателем методов,  форм и средств обучения.

Отсюда, задачи, которые стоят перед нами, можно сформулировать следующим образом:

- выявить цели и функции контроля знаний и  умений  студентов на разных этапах обучения, предусмотренных программой;

- систематизировать формы и виды контроля, на наш взгляд, отвечающие всем требованиям преподавания технических дисциплин;

Содержание доклада представлено введением, тремя разделами и заключением.

В первом разделе определены цели и функции контроля знаний, которые должен ясно представлять каждый педагог при выборе форм и организации контроля.

Второй раздел «Формы контроля» содержит материал о фронтальном и индивидуальном,  устном и письменном контроле,  приведены примеры использования определенных форм контроля с применением методов на разных этапах обучения.

В третьем разделе «Виды контроля»  приводятся основные виды контроля,  применяемых в системе обучения технических дисциплин. А также представлена диагностика качества и степени обученности входного, промежуточного и итогового контроля при использовании указанных форм по МДК.02.02 профессии 11.01.02 Радиомеханик.

В заключении обобщается материал предыдущих разделов, подводятся итоги практического применения представленных видов и форм контроля.

1. Цели и функции контроля знаний в учебном процессе.

Основная    цель    контроля   знаний  и   умений  состоит   в обнаружении достижений, успехов      учащихся,    в    указании     путей совершенствования, углубления знаний, умений,  с  тем,   чтобы  создавались   условия   для последующего включения студентов   в   активную   творческую деятельность.

Эта    цель,   в   первую    очередь,   связана    с  определением качества усвоения учащимся учебного  материала  –  уровня   овладения   знаниями, умениями  и навыками          предусмотренных          программой         по  предмету.  

Во-вторых,  конкретизация    основной     цели     контроля     связана    с обучением

студентов приемам    взаимоконтроля     и    самоконтроля,   формированием потребности  в самоконтроле    и    взаимоконтроле.    

В-третьих,   эта    цель предполагает воспитание    у    учащихся   таких   качеств   личности,    как ответственность  за выполненную работу, проявление инициативы.

Если    перечисленные   цели   контроля   знаний   и   умений реализовать,  то можно говорить о том, что контроль, как и все другие компоненты учебного процесса выполняет следующие функции:

      - контролирующую;

      - обучающую;

      - диагностическую;

      - прогностическую;

      - развивающую;

      - ориентирующую;

      - воспитывающую;

1. Контролирующая функция состоит в  выявлении  состояния  знаний  и  умений учащихся, уровня  их  умственного  развития,  в  изучении  степени  усвоения приемов познавательной деятельности, навыков рационального учебного труда.

2.  Обучающая функция контроля заключается в  совершенствовании  знаний  и умений,  их  систематизации.  В  процессе  проверки  учащиеся  проверяют   и закрепляют изученный материал. Они не только воспроизводят ранее  изученное, но и применяют знания и умения в новой ситуации.

      Проверка помогает учащимся  выделить  главное,  основное  в  изученном материале, сделать проверяемые знания  и  умения  более  ясными  и  точными. Контроль способствует также обобщению и систематизации знаний.

3.  Сущность диагностической функции контроля – в получении информации  об ошибках, недочетах и пробелах в  знаниях  и  умениях  учащихся  в  овладении учебным материалом, о числе, характере  ошибок.  Результаты  диагностических проверок помогают выбрать наиболее интенсивную методику  обучения,  а  также уточнить направление  дальнейшего  совершенствования  содержания  методов  и средств обучения.

4.  Прогностическая  функция  проверки   служит   получению   опережающей информации в учебно-воспитательном процессе. В результате проверки  получают основания для прогноза  о  ходе  определенного  отрезка  учебного  процесса: достаточно ли сформированы конкретные знания, умения и навыки  для  усвоения последующей порции учебного материала ( раздела, темы ).

       Результаты  прогноза  используют  для  создания  модели   дальнейшего поведения учащегося, допускающего сегодня ошибки данного типа  или  имеющего определенные проблемы в системе приемов познавательной деятельности.

      Прогноз помогает получить верные выводы для  дальнейшего  планирования и осуществления учебного процесса.

5.  Развивающая функция контроля состоит в  стимулировании  познавательной активности  учащихся,  в  развитии  их  творческих  способностей.   Контроль обладает исключительными  возможностями  в  развитии  учащихся.  В  процессе контроля развиваются речь, память, внимание, воображение,  воля  и  мышление студентов. Контроль оказывает  большое  влияние  на  развитие  и  проявление таких качеств личности, как способности, склонности, интересы, потребности.

6.  Сущность ориентирующей функции контроля –  в  получении  информации  о степени достижения цели обучения отдельным учащимся  и  группой  в  целом  – насколько  усвоен  и  как  глубоко   изучен   учебный   материал.   Контроль ориентирует учащихся в их затруднениях и достижениях.

       Вскрывая  пробелы,  ошибки  и  недочеты  учащихся,  он  указывает  им направления приложения сил по совершенствованию знаний  и  умений.  Контроль помогает  учащемуся  лучше  узнать  самого  себя,  оценить  свои  знания   и возможности.

7.  Воспитывающая  функция  контроля  состоит   в  воспитании  у  учащихся ответственного отношения к учению, дисциплины, аккуратности, честности. Проверка побуждает студентов более серьезно и регулярно контролировать  себя при выполнении заданий.  Она  является  условием  воспитания  твердой  воли, настойчивости, привычки к регулярному труду.

Выделение функции контроля подчеркивает его роль и знание  в  процессе обучения.  Также функции контроля, заключаются в получении информации об уровне подготовки учащихся, поэтому их можно назвать функциями обратной связи, которые позволяют педагогу управлять учебным процессом, действовать осмысленно и систематически обеспечивать учащихся закреплением материала.

В учебном процессе сами функции проявляются  в  разной  степени  и различных  сочетаниях.  Реализация  выделенных  функций  на  практике   дает контроль более эффективным, а также эффективней становится  и   сам  учебный процесс.

     

2. Формы контроля.

      В зависимости от  того,  кто  осуществляет  контроль  за  результатами деятельности учащихся, выделяют следующие  три типа контроля:

  - внешний (осуществляется преподавателем над деятельностью учащегося);

  - взаимный (осуществляется учащимся над деятельностью товарища);

  - самоконтроль (осуществляется учащимся над собственной деятельностью);

Мы отдаем все-таки предпочтение первому, где контроль знаний студентов осуществляется со стороны преподавателя, и выставляемая  им оценка является результатом обработки той информации, которая  поступает к нему в ходе обратной связи в системе «преподаватель-учащийся», что, в свою очередь, отражает уровень достижений учащегося.

      Учебные  планы  и  программы  колледжа предусматривают  следующие  формы  организации  контроля  знаний  и   умений учащихся:  обязательные  и домашние контрольные работы,   зачеты,   защиту курсовых и  дипломных  проектов  (работ),  семестровые экзамены и  итоговый междисциплинарный экзамен по специальности.

      Проверка осуществляется в  различных  формах  итогового  контроля,  во многом определяется характер контрольных заданий и  информацией  заключенной в них, что требует тщательного и обоснованного составления  заданий.

      Задание всегда должно отражать цели изучения предмета при подготовке специалиста

и соответствовать  требованиям  учебных  программ.  Контрольные работы проводятся, чаще всего после завершения  изучения  тем, разделов  или таких вопросов, которые являются особо значимыми для усвоения других учебных  предметов. Контрольные   работы могут быть:

- теоретическими,   позволяющими   проверить   усвоение  основных теоретических  понятий,   закономерностей,   умение   выделять   характерные признаки, особенности процессов и явлений;

- практическими, с  помощью  которых проверяют умение применять полученные знания для решения вычислительных, логических и т. д. задач;

- комплексными, содержащие задания  как  теоретического,  так  и  практического характера.

Зачет, как итоговая форма  контроля,  применима  как по окончании изучения разделов внутри предмета или самой дисциплины, так и в  период производственной  практики.   По   результатам   учебной,   производственной технологической и производственной преддипломной практики учащиеся  получают зачет с дифференцированной оценкой.

      Зачет служит также одной из форм контроля за  выполнение  лабораторных и практических работ, предусмотренных учебным планом и программами.

Курсовое и дипломное проектирование наряду с обучающей функцией выполняет  в учебном процессе и функцию  контроля,  являясь  важной  формой  проверки овладения  учащимися  теоретическими  знаниями,  практическими  умениями   и навыками.

       Дипломное  проектирование,  является и   завершающим  этапом  обучения  и заключительной формой контроля, обеспечивает наиболее глубокую  и  системную проверку подготовленности студентов к профессиональной деятельности.

Семестровые  экзамены  являются  ведущими,  наиболее  значительными  формами

контроля.  В  ходе  их  проводится  итоговая  проверка  результатов  учебной деятельности учащегося  по изучению конкретной дисциплины и выявляется  уровень сформированности знаний и умений.

Итоговый междисциплинарный экзамен по специальности – самая заключительная форма  контроля,  направленная  на комплексную  проверку  подготовки  будущего   специалиста   к   работе,   на определение степени овладения знаниями, умениями и навыками  в  соответствии с характером и требованиями профессиональной деятельности .

 Выбор форм контроля зависит от используемых методов контроля, т.е. от способов деятельности преподавателя  и  студентов.

  В колледже можно  использовать  такие методы контроля  знаний, умений и навыков учащихся как:

- устный и письменный опрос;

-  практические, лабораторные, самостоятельные работы;

-  контрольные работы и домашние контрольные работы;

-  рефераты;

Общее назначение этих методов заключается в том, чтобы наилучшим  образом обеспечить своевременную и всестороннюю обратную  связь  между  студентами  и преподавателем,  на  основании  которой    устанавливается,   как   учащиеся воспринимают и усваивают учебный материал.  Цели  контроля  определяют  выбор методов, которые могут  применяться во всех видах  контроля.  Каждый метод  контроля  имеет свои достоинства и недостатки, область применения, ни один из них  не  может быть признан единственным, и только правильное и   комплексное  их применение    позволяет    регулярно   и   объективно   выявлять    степень усвоения материала и  формирования системы знаний и умений учащихся.

   Устный опрос – наиболее распространенный метод контроля, устанавливает   непосредственный   контакт   между преподавателем  и  студентом,  с учетом индивидуальных  особенностей   усвоения учащимися учебного материала.

Устный опрос требует от преподавателя большой предварительной подготовки: тщательного отбора содержания, всестороннего продумывания вопросов, задач  и примеров, которые будут  предложены,  путей  активизации  деятельности  всех учащихся  группы  в  процессе  проверки,  создания  на  занятии  деловой   и доброжелательной обстановки.

Письменный опрос повышает объективность оценки.  Применение  этого  метода  дает

возможность  в  наиболее  короткий  срок  одновременно  проверить   усвоение  материала  всеми  учащимися  группы,  определить  направление  для индивидуальной работы с каждым. Письменная проверка используется во всех видах контроля и  осуществляется как в аудиторной, так  и  во  внеаудиторной  работе  (выполнение  домашних  заданий).

Письменные работы по содержанию и форме могут быть самыми разнообразными: диктанты ( технические, терминологические  и  др.), ответы  на  вопросы,  решение  задач  и примеров, выполнение  различных графиков, схем,  и т..д.

Различают   фронтальный,   индивидуальный   и   комбинированный    опрос. Достоинством фронтального опроса является то,  что  в  активную умственную работу можно вовлечь всех  учащихся  группы.  С  его помощью можно  проверить  выполнение домашнего задания и письменного,  выяснить готовность группы  к  изучению  нового материала, определить сформированность  основных  понятий,   а также усвоение  нового учебного  материала,  который  только   что   был   разобран   на   занятии.

Целесообразно  использовать  фронтальный  опрос  также   перед   проведением лабораторных  и  практических  работ,  так  как   он   позволяет   проверить подготовленность учащихся к их выполнению.

  Индивидуальный опрос предполагает объяснение, связные ответы учащихся  на вопрос, относящийся к  изучаемому  учебному  материалу,  поэтому  он  служит важным средством развития речи, памяти, мышления учащихся. Чтобы сделать такую проверку более  глубокой,  необходимо  чтобы вопросы были   четкими,   ясными, конкретными, емкими, имели прикладной характер и охватывали  основной,  ранее пройденный материал программы. Их содержание должно  стимулировать  учащихся логически мыслить, сравнивать, анализировать сущность  явлений,  доказывать, подбирать  убедительные  примеры,   устанавливать   причинно-следовательнные связи,  делать  обоснованные  выводы  и  этим  способствовать   объективному выявлению знаний учащихся. Вопросы обычно задаются всей группе и после  небольшой  паузы,  необходимой для того, чтобы все учащиеся поняли его и приготовились к  ответу,  вызывается для ответа конкретный учащийся. Для  того  чтобы  группа   слушала   ответ   можно использовать разные  приемы.  Например,  учащимся  предлагается составить план в виде рецензирования  по ходу ответа, и оценить его. Эта  работа  первоначально сложна для  учащихся,  поэтому  их  следует  обучить  элементарным  правилам рецензии по плану (полнота ответа, его    правильность,  последовательность изложения,  выявить    ошибки,    недочеты). В  таких  случаях  оценить  можно  не  только отвечающего у доски, но и тех, кто участвовал в обсуждении.

  Можно использовать и такой прием,  вызывающий  интерес  к  проверке,  как постановка вопросов учащемуся, отвечающему у доски. Когда студент начинает испытывать затруднения, преподаватель  предлагает  группе  задавать вопросы в такой последовательности, чтобы ответы на них позволили  полностью и логично раскрыть содержание полученного задания.

Важное  значение  имеет  умение  преподавателя  управлять  опросом.   Оно заключается  в  умении  слушать  учащегося,  наблюдать  за   процессом   его деятельности,  корректировать  эту  деятельность.  Преподаватель  не  должен торопить или без особой  надобности  прерывать  учащегося.  Это  допускается только в тех случаях, когда учащийся делает грубые ошибки, либо отвечает  не по существу. Если отвечающий не  в  состоянии  понять  и  исправить  ошибку, преподаватель вызывает другого учащегося для ее исправления или пытается наводящими   вопросами   помогать   отвечающему,   не подсказывая ему правильного ответа.

Для углубления и расширения знаний учащихся,  можно  дать  индивидуальные задания исследовательского характера,  например,  подготовить  сообщение  по проблемным вопросам учебного материала, по истории вопроса. Заключительная часть устного опроса – подробный анализ ответов  учащихся. Преподаватель  отмечает  положительные  стороны,  указывает  на   недостатки ответов, делает вывод о том, как изучен учебный материал. При оценке  ответа учитывает его правильность и полноту, сознательность,  логичность  изложения материала,  культуру  речи,  умение  увязывать  теоретические  положения   с практикой, в том числе и с будущей профессиональной деятельностью.

Устный опрос как метод контроля знаний, умений и навыков требует  больших затрат времени, Поэтому  в   целях   рационального использования учебного времени я стараюсь проводить  комбинированный, уплотненный  опрос, сочетаю устный опрос с другими методами: письменным опросом по карточкам заданий, тестам, с самостоятельной работой. Все это  позволяет  при  тех  же  затратах  времени проконтролировать  работу  большого  количества  учащихся.  Так,  пока  одни работают у доски, другие – решают  задачи  на  доске,   письменно отвечают на поставленные задания,  отвечают на поставленные вопросы с места. В зависимости от темы, по которой проводится опрос, побуждаю студентов использовать при ответе схемы, диаграммы, различные таблицы.

Используя приемы письменного опроса для текущего контроля, уделяю большое внимание диктантам (техническим, терминологическим) и тематическим тестам, при составлении которых  подбираю  вопросы,  не  требующие  длительного  обдумывания, и на которые можно  очень  кратко  записать  ответ.  Это позволяет также рационально использовать время урока, и эффективно опросить весь контингент группы.

При выполнении контрольных  работ рекомендуется предлагать методику выполнения заданий на конкретном примере, что обеспечивает самостоятельность учащихся, при этом трудность контрольных вопросов и задач для  всех  вариантов  должна быть одинакова. Можно  давать и индивидуальные задания.

После проверки и оценки контрольных письменных  работ  необходимо проводить  анализ

результатов их выполнения, выявить типичные ошибки и  причины,  При  большом  количестве  однотипных  ошибок, что свидетельствует о недостаточном усвоении материала большинством, следует  провести  разбор этого материала. К тому же здесь, важное значение для обучения  и  воспитания  учащихся,  имеет  анализ контрольных работ, выполненных на «4» и  «5»,  с  точки  зрения  полноты  и оригинальности предложенного решения или ответа.

Практическая проверка занимает особое место в моей системе контроля, т.к. это не только проверка знаний, но и   формирование профессиональной готовности  решать  практические и  производственные  задачи. Она  позволяет мне выявить,  как учащиеся умеют применять полученные  знания  на  практике,  насколько  они овладели  умениями.

В процессе выполнения практических заданий студент еще и обосновывает  принятое решение, что позволяет установить уровень усвоения теоретических основ, т.е. одновременно с проверкой осуществляется проверка знаний. Этот метод практической проверки мною широко используется  на  лабораторных  и практических занятиях, при выполнении курсовых  проектов, что позволяет выявить самостоятельность и последовательность выполнения действий, умения  обращаться  с  оборудованием,  производить измерения, выполнять расчеты, анализировать  полученные  результаты,  делать выводы, оформлять отчет о проделанной работе.

  За   последние    годы    значительно    активизировалась    работа    по совершенствованию методов  и  средств  контроля.  результатом этого стало широкое применение в нашем колледже тестового  контроля  усвоения, как обычным  способом так и с использованием компьютеров.

В своей практике я широко, и думаю эффективно, использую метод обычного тестирования, причем вариаций его проведения несколько.

1) Избирательный контроль с альтернативой выбора. Применяю в тех  случаях,  когда  на  предложенный вопрос  учащийся  должен  ответить  «да»-«нет», «согласен»-«не согласен», «истинно утверждение» или «ложно».  В  связи  с   большой вероятностью  угадывания  ответа  альтернативные  задания  используют   реже других избирательных заданий.

2) Избирательный контроль множественного выбора. На специальных карточках записаны различные вопросы или ситуации с вариантами возможных ответов для каждого из них (не мене трех). Проверка  знаний происходит  в форме выбора одного- двух правильных ответов из предложенных.

3) Задания перекрестного выбора  состоят в установлении  соответствия  между  несколькими   вопросами   и   несколькими ответами, записанными в произвольном порядке.

4) Задания с конструируемыми ответами выполняются путем внесения соответствующих дополнений в схемы или текст задания вместо соответствующих пробелов.

формул,  определений  и  т.п.  

 Такой контроль   дает    возможность   при   незначительных   затратах аудиторного времени  проверить  знания всех  учащихся.  Но и  недостатком  этого контроля считаю –ограниченность применения, т.к. он не позволяет  проверить развернутый  смысловой  ответ,   характеризующий   уровень  усвоения материала учащимися, логику  профессионального мышления.  Поэтому, считаю, целесообразно использовать тестовую проверку при текущем контроле, по мере изучения тем.

Поэтому применять этот метод следует  в  органическом  единстве  с устной, письменной и практической проверкой знаний, умений и навыков.

Использование в своей деятельности совокупности выделенных мной  методов  контроля,  позволяет  получить  более точную и объективную картину состояния обучения учащихся.

3. Виды контроля.

Различают следующие виды контроля:  входной,  текущий,  рубежный (промежуточный),  и итоговый.

Основанием  для  выделения  этих  видов   контроля   является   специфика дидактических задач на разных этапах обучения:

- текущий контроль  проводится  в процессе  усвоения  нового  учебного  материала;

- рубежный   применим   для проверки  усвоения  значительного   объема   изученного   материала   (темы, раздела);

- итоговый контроль выявляет  степень  овладения  учебным материалом по предмету  и ряду дисциплин  (на  экзаменах,  при защите курсового, дипломного проекта ).

  Входной контроль осуществляется перед началом изучения дисциплины, с целью выявления  исходного  уровня  знаний, умений и особенностей мышления студента. На основании  данных  этого предварительного  контроля,  преподаватель  вносит  коррективы  в планы урока и определяет каким вопросам при изучении темы,  следует  уделять  больше внимания,  намечает  пути   устранения выявленных проблем в знаниях учащихся.  Проверка исходных знаний проводится, с одной стороны, для определения наличия знаний и навыков, без которых процесс обучения затруднен или вообще невозможен, а с другой – для выявления таких тем курса, которыми студент уже хорошо владеет. Таким образом, для каждого студента изначально может быть сформирован индивидуальный подход при обучении.

  Текущий контроль является одним из основных видов проверки знаний, умений и  навыков  учащихся.  И задачей его является  регулярное управление учебной деятельностью учащихся и ее корректировка.  Он  позволяет получать  непрерывную  информацию  о  ходе  и  качестве  усвоения   учебного материала, анализировать и вносить изменения в учебный  процесс. Такой контроль обеспечивает стимуляцию  регулярной, напряженной деятельности; определение уровня  овладения  учащимися  умениями самостоятельной работы и создание условий для их формирования. Текущий контроль как часть полного учебного процесса,  тесно  связан  с  изложением,  закреплением,  повторением   и практическим применением учебного материала; и осуществим  во  всех организационных формах обучения.  Данный  вид контроля может быть индивидуальным и групповым.

    Текущий контроль должен занимать небольшую часть учебного занятия,  чтобы не  приводить  к  спешке  при  изложении  нового  материала  и   закреплении полученной информации. В случае больших интервалов в контроле учащиеся перестают регулярно готовится к занятиям,  а  следовательно, и систематически закреплять пройденный материал.

Рубежный контроль позволяет определить качество  изучения учащимися учебного материала по разделам,  темам  предмета.  Такой  контроль можно проводить несколько раз в семестр, используя контрольные работы, обобщающие  уроки, зачеты по лабораторным работам, а также в виде устного  опроса,  небольших  письменных,  графических,  практических  работ.  Он позволяет проверить прочность усвоения  полученных знаний и приобретенных умений, так как он проводится  через  продолжительный период времени и не по отдельным дозам  учебного  материала.  Так как при этом виде контроля охватываются значительные по объему  разделы курса,  то от   студентов  требуется  большая  самостоятельная  деятельность учащихся всей группы..

С помощью рубежного  контроля  обобщается  и  усваивается  целый  раздел  (тема),  выявляются  логические  взаимосвязи   с  другими разделами, другими предметами.

  Итоговый контроль направлен на проверку конкретных результатов  обучения, выявление степени овладения учащимися системой  знаний,  умений  и  навыков,   полученных в процессе изучения отдельного предмета или ряда дисциплин.

Итоговый контроль –  это  контроль  интегрирующий,  именно  он  позволяет судить об общих достижениях  учащихся.  При  подготовке  к  нему  происходит более углубленное  обобщение  и  систематизация  усвоенного  материала,  что позволяет знания и умения поднять на новый  уровень.  При  систематизации  и обобщении  знаний  и  умений  учащихся  проявляется  в  большей  степени   и развивающий эффект обучения, поскольку на  этом  этапе  особенно  интенсивно формируются интеллектуальные умения и навыки.

Каждый из вышеназванных видов контроля может быть реализован  с помощью различных форм.

Таблица 1.

Формы контроля

Виды контроля

Формы контроля

Входной контроль

Тестирование (письменное/ компьютерное);

Текущий контроль

Письменный опрос/ контрольная работа;
Устный (фронтальный) опрос;

Комбинированный опрос;
Выполнение практических заданий;
Решение задач, упражнений, построение схем;
Технические диктанты;

Промежуточный контроль

Тестирование (письменное/ компьютерное);
Контрольная работа;
Защита лабораторных работ;

Самостоятельные работы;

Итоговый контроль

Экзамен (устный/ письменный/ комбинированный);
Тестирование (письменное/ компьютерное);
Защита курсовой, дипломной  работы;

Таблица 2.

Диагностика качества успеваемости и степени обученности  по ПМ.02  МДК.02.02

в группах 41-рм – выпуск 2015г.

41-рм – выпуск 2017г.

Виды контроля

41-рм - 2015

41-рм - 2017

Качество, %

Степень

обученности

Качество, %

Степень

обученности

Входной контроль

13

25

33

38

Текущий контроль

21

33

25

36

Промежуточный контроль

8,6

22

23

42

Итоговый контроль

56,5

61

43,7

57,2

Заключение.

При рассмотрении вопросов организации контроля мы должны прежде всего различать контроль, слитый с обучением, и контроль, отделенный от обучения,  - контроль как особую задачу урока.

Первый вид контроля используется как при проверке теоретических знаний, так и при выполнении задач прикладного характера, практических, второй вид – только для контроля практических умений.

В преподавании технических дисциплин могут использоваться как устная, так и письменная формы контроля, хотя в целях развития технической грамотности, умения обосновывать и выражать правильно мысли наших учащихся, предпочтение нужно отдавать устным формам контроля.

В обучении техническим навыкам и в контроле, слитом с обучением, наиболее целесообразны фронтальные формы работы, при проверке же умений решения ситуационных, практических и лабораторно-исследовательских задач необходимы индивидуальные формы. Индивидуальный контроль может комбинироваться и с фронтальным. Устранить недостатки индивидуального контроля при недостаточной степени устного контроля помогает использование технических средств. Поэтому наряду с традиционными формами контроля целесообразно использовать компьютерное тестирование.

      Основным  в  организации  контроля  является  обеспечение  его тесной связи со всеми основными этапами  обучающего процесса, придание контролю  следящего  характера. Только  в  этом  случае  будут реализованы  свойственные  контролю  коммуникативно – обучающие возможности.

      Отсюда  вытекают  следующие  правила, которыми  следует неукоснительно  руководствоваться  при  проведении  контроля :

      1) Контроль  должен  носить  регулярный  характер.

      2) Контроль  должен  охватывать  максимальное  количество  учащихся за  единицу  времени.  Поэтому  в  каждом  отдельном  случае  он  не должен  занимать  много  времени.

      3) Объём  контролируемого  материала  должен  быть небольшим,  но достаточно  емким , чтобы  по  степени  его  усвоения/неусвоения, владения/невладения  им  учащимися  можно  было  судить , приобрели  ли они  необходимые  навыки  и  умения.

      4) Так  как  обучение  и  контроль  тесно связаны между собой  связаны , то при проведении  контроля  следует  отталкиваться  от  конкретных  задач и целей  урока.

       Таким образом проверку знаний, умений и навыков преподаватель должен осуществлять при всех видах работ с учащимися, т.к. это один из методов установления в процессе обучения, что играет важную роль в руководстве преподавателем процессом обучения.

Список используемой литературы

1. Бытов А. А. – Методика преподавания технических дисциплин. – М.: Высшая школа, 2015.

2. Вяткин  Л.Г. - Методика проблемного обучения. – М : Советское радио, 2018.

3.  Михеев О.В. – Проблемы контроля знаний в психолого-педагогической литературе: учебное пособие.- Самара: СГАУ, 2015.

4. Миньяр-Белоручев Р.К. - Вопросы теории контроля в обучении  в средних специальных учебных заведениях  - М.:, 2014.

5. Информатика и образование: подписное издание  № 8 - М.: , 2014.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контроль знаний обучающихся по дисциплине МДК.01.02 «Организации работ по сборке, монтажу, и ремонту электрооборудования промышленных организаций.»

Контроль знаний обучающихся по дисциплине МДК.01.02 «Организации работ по сборке, монтажу, и ремонту электрооборудования промышленных организаций.» ...

Экспериментальная работа по использованию системы видов и методов контроля знаний обучающихся при изучении общепрофессиональных дисциплин

Педагогический контроль является одним из основных компонентов управления образованием и управления качеством образования. Для того чтобы управлять образовательным процессом реально, а не формально, п...

ПАКЕТЫ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 35.02.08 Электрификация и автоматизация сельского хозяйства и результаты освоения обучающимися образовательных программ по итогам мониторингов, проводимых организацией

Контроль успеваемости обучающихся – одна из составляющих оценки качества освоения образовательных программ, направленный на проверку знаний, умений и навыков обучающихся....

Система контроля знаний обучающихся по дисциплине «Техническая механика»

Контроль знаний и умений студентов - один из важнейших элементов учебного процесса....

Методическая разработка для проверки текущего контроля знаний по общеобразовательной учебной дисциплине ОДБ.08 «Физика» для обучающихся по специальности 43.02.15 Поварское и кондитерское дело

Методическая разработка учебной дисциплины ОДБ.08  Физика разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) среднего общего образования с использованием пример...