Ю.С. Спицин ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГРАЖДАНСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ШКОЛАХ СОВРЕМЕННОЙ ИСПАНИИ
статья

Спицин Юрий Сергеевич

Гражданское воспитание- воспитание личности как гражданина правого демократического государства. Гражданское воспитание вводит личность в систему прав и обязанностей гражданина, формирует  опыт деятельности на благо государства и общества, готовность выполнять гражданский долг. Гражданское воспитание сочетается с формированием у личности нравственной ответственности за окружающее жизненное пространство. Гражданское воспитание направлено на регулирование системы отношений субъектов права в условиях гражданского общества. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ю.С. Спицин

Аспирант кафедры общей педагогики, ПГЛУ

научн. рук. д.п.н. Супрунова Л.Л.

г. Пятигорск

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГРАЖДАНСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ШКОЛАХ СОВРЕМЕННОЙ ИСПАНИИ

Гражданское воспитание- воспитание личности как гражданина правого демократического государства. Гражданское воспитание вводит личность в систему прав и обязанностей гражданина, формирует  опыт деятельности на благо государства и общества, готовность выполнять гражданский долг. Гражданское воспитание сочетается с формированием у личности нравственной ответственности за окружающее жизненное пространство. Гражданское воспитание направлено на регулирование системы отношений субъектов права в условиях гражданского общества. (Педагогический словарь: учебное пособие для студентов высших учебных заведений/ В.И. Загвязинский, А.Ф. Закирова, Т.А Строкова; под ред. В.И. Загвязинского, А.Ф. Закировой.- М.: Издательский центр "Академия", 2008.- с. 78.)

Гражданское общество трактуется в гуманитарном знание,  как совокупность социальных образований (групп, коллективов), объединенных специфическими интересами (экономическими, этническими, культурными и т.д.), реализуемыми вне сферы деятельности государства и позволяющими контролировать действия государственного управления. Гражданское общество - общество с развитыми экономическими, культурными, правовыми и политическими отношениями между его членами, которые способствуют образованию обратных связей между обществом и государством. (Montesino, P. Manual para los maestros de escuelas de párvulos. 3 – ra ed. Bilbao: Imp. J. E. Delmas, 1864. – P. 6 – 37.)

Что же явилось причиной такого обсуждения нового предмета “Гражданское воспитание» в Испании? Во-первых, многие испанские семьи считали, что новый предмет очень сильно влияет на воспитание детей в семье, меняет и противоречит традициям, идеям испанской семьи. Во- вторых, в содержании предмета «Гражданское воспитание» было указано, что необходимо дать свободу и равенство гососексуалистам, разрешить однополые браки, что противоречило религии, и католическая церковь была противником введения такого предмета.

После долгих дискуссий, полемик и конфликтов против  «Гражданского воспитания» в Испании, 28 января 2009 Верховный суд Испании, через два с половиной дня решений, унифицировал доктрину, показывая свое мнение за введение нового предмета в школьную программу в широком большинстве, прибегнув к выборам с результатом 22 голоса "за" и 7  против. (http://www.elmundo.es/elmundo/2009/01/28/espana/1233149624.html)

31 января 2012, министр образования нового правительства Народной партии, Хосе Игнасио Верт, объявил, что предмет нужно назвать «Гражданское и Конституционное образование», которое согласно министру будет «свободно от спорных вопросов». Ассоциации католических родителей согласились с названием нового предмета. Чтобы защитить это изменение министр призвал к тому, чтобы в этот предмет были включены книги "Гражданское воспитание, "Демократия", "Капитализм и правовое государство" Карлоса Фернандес Лириа. Ещё одной причиной по которой Верт и его Правительство приняло решение об изменении названия предмета явилось то, что предыдущий предмет «был политизирован и базировался на идеологической доктрине социалистов». В качестве примера, Министр образования привел очень интересную цитату о капитализме, которая стала поводом для изменения названия предмета и его содержания.

( http:// www.elpais.com )

Тема «Гражданское воспитание и Права человека»  была одной из

главных новшеств в Законе об образовании в Испании.

В связи с глобализацией и изменением качества образования в Европе, стало необходимым введения  этического-гражданского воспитания в школах Испании, независимо от моральных качеств, религиозных взглядов  и политики каждого человека.

Несмотря на то, что новый предмет называется «Гражданское и Конституционное воспитание», в некоторых автономных областях Испании, предмет называется по-другому.

В автономной области Каталуния, предмет «Гражданское воспитание» имеет название «Этико- гражданское воспитание», который был введен в систему образования и школы в 2006 году, согласно Закону об образовании от 3 мая 2006 года.

Первоначально, название предмета было «Этика». Предмет изучается в школах автономной области Каталуния в старших классах.

Когда существовал предмет «Этика», стоял вопрос о том, что  не являлся ли этот предмет сторонником религии , или это был предмет независимый.

В проекте Конституционного Закона об образовании и в содержании предмета «Этико- гражданское воспитание», основной целью является создание благоприятных условий для становления учеников школ Испании ответственными гражданами страны, способных принимать  решения в различных ситуациях, относиться толерантно к людям других национальностей и религий.   По словам Аделы Кортины  Ортс, испанский философ:  «формировать ответственных граждан, начиная со школы - оптимальный результат  достижения поставленных целей в современном демократическом мире, а так же, единственный способ создания хороших профессионалов».

(http://elpais.com/elpais/2012/11/23/opinion/1353664266_768081.html)

С точки зрения Альберта Саласара, координатора Министерства Образования Каталонии: «Предмет Этико- гражданское воспитание, это не угроза испанскому обществу, а возможность и  необходимость для улучшения личных качеств человека и нации».

Саласар оценивает как “очень положительный” предмет, и, который  полностью совместим с идеологией каталанцев.  Есть семьи, которые против предмета из-за “политического  выбора”, но их очень мало. (Los maristas de Cataluña a favor de Educación Para la Ciudadanía    http://www.germinansgerminabit.org )

Предмет «Гражданское воспитание и права человека» был введен в систему школьного образования в автономной области Страна Басков, согласно закону от 7 декабря 2006 года. (http://www.elmundo.es/elmundo/2012/08/04/espana/1344071841.html    La nueva Educación para la Ciudadanía, sin 'igualdad', 'sexismo' o 'racismo' ).

Несмотря на то, что предмет «Гражданское воспитание и Права человека» изменил свое название на «Гражданское и Конституционное образование», Министерство Образования Страны Басков решило сохранить первоочередное название.

Департамент  Образования баскского Правительства приняло решение не применять изменения в новом предмете. Ответственные за образование в Стране Басков отрицают изменения, проводимые  Народной Партией, но, кроме того, доказывают, что у них не было достаточно времени, чтобы разрабатывать новую программу для предмета «Гражданское воспитание и Права Человека». Эта тенденция позволяет Министерству Образования вместить новые программы и темы в предмет, не меняя реформы.

Советник Образования Страны Басков, Исабель Селаа высказала свое мнение по поводу изменений в предмете: «Правительство Народной Партии забывает о том, что у баскского общества уже есть предмет, который был введен в школьную систему образования, и любое решение должно приниматься по взаимному согласию и составленная в форме диалога на Конгрессе Министров Образования Испании».

Советника образования автономной области беспокоит то, что , в программе «Гражданское и Конституционное образование» будут убраны такие проблемы и понятия как «эмпатия к жертвам», «диалог как инструмент для решения конфликтов», «важность универсального подхода к образованию» или «уважение к различным типам семей», что является фундаментальной частью программы предмета, которые изучаются в школах Страны Басков. (  http://www.elcorreo.com/vizcaya/v/20120806/pvasco-espana/gobierno-vasco-aplicara-cambios-20120806.html  El Gobierno vasco no aplicará los cambios de Educación para la Ciudadanía)

Однако, пока новая реформа разрабатывалась в Министерстве Образования Испании, Совет министров Страны Басков предпочел не ждать и принял серию изменений внутри предмета, и которые, следовательно, будут применимыми к началу изучения предмета.

Министерство Образования исключает из содержания предмета такие темы как: бедность в мире, феминизм и вводит вместо этого такие проблемы как: мировые конфликты, терроризм, религиозный фанатизм и национализм, которые постепенно появляются в автономной области.  

Согласно официальному сообщению Министерства Образования Страны Басков, ученики будут так же изучать этику, управление публичных дел, уважение собственности в рамках предмета «Гражданское воспитание и Права человека».

(http://www.elmundo.es/elmundo/2012/08/04/espana/1344071841.html    La nueva Educación para la Ciudadanía, sin 'igualdad', 'sexismo' o 'racismo' ).

 Так же, Баскский советник Образования, Исабель Селаа, высказался  в Министерстве Образования Испании с явным акцентом на то, что: «Изменения, которые выдвигает Народная Партия  не будет иметь никакого эффекта в системе образования в школах Страны Басков поскольку, Правительство Испании  уже не имела успеха в области реформ создания предмета «Гражданское воспитание и Права человека».  Этот предмет имеет новые темы, такие как диалог и эмпатия, связь между мужчинами и женщинами, ненависть к иностранцам, сексистам, но в новом содержании нет ни слова о патриотизме, понятия Родина, традиции и культуры страны».

В то время как Народная Партия  настаивает на  изменения в содержании предмета, чтобы избежать  «спорных и восприимчивых для всей Испании вопросов», сообщества, возглавляемые Социалистической Партией Испании считает все иначе. «Речь идет о том, чтобы удовлетворить Испанскую Католическую  Церковь, которая не имеет ничего реального и близкого с образованием в Стране Басков»-, подчеркнул  советник образования Celaá.

(http://www.diariovasco.com/v/20120525/al-dia-sociedad/euskadi-hace-valer-competencia-20120525.html Euskadi hace valer su competencia y no cambiará Educación para la Ciudadanía ).

         Гражданское воспитание и Права человека был введен в систему школьного образования в автономной области Валенсия, согласно утвержденному Закону в 2006 году. Новый предмет изучается в школах Валенсии в средних и старших классах. Основными задачами предмета являются изучение демократических ценностей и Конституции Испании.

        Целью «Гражданского воспитания и Прав человека» является способность развивать свободных и демократичных  людей через консолидацию самоуважения, личного достоинства, свободы и ответственности и образование будущих граждан с собственным критерием взгляда на мир.

Министерство Образования Валенсии и Правительство Испании предмет «Гражданское воспитание и Права человека» является существенной и главной миссией не только в самой Испании, но и во всей Европе. Цель этой миссии состоит в том, чтобы создать свободное, терпеливое и справедливое общество, способное защищать моральные ценности и свободу, уважать права человека и правовое государство, которое строит основы демократии. Для этого Правительство Испании, всех автономных областей и Государства-члены Европейского Союза делают из образования приоритетную цель политики и создают воспитательные реформы и Законы.

        Предмет «Гражданское воспитание и Права человека» вводится в систему школьного образования Испании Законом от 7 декабря 2006 года (№ 1513), в области Валенсия от 29 декабря 2006 года (№ 1631).

        В средних классах школ Валенсии и Испании изучаются следующие темы:

        - Индивиды, межличностные и общественные связи

        - Жизнь в области и сообществе

        - Жить в  демократическом обществе

В старших  классах школ Валенсии и Испании изучаются следующие темы:

        - Межличностные связи и участие в жизни страны

        - Обязанности и гражданские права

        - Демократическое общество XXI века

        - Гражданское воспитание в глобальном мире

(http://es.wikipedia.org/wiki/Educación_para_la_Ciudadanía_en_España  Educación para la Ciudadanía en España)

        Министерство Образования автономной области Арагон начинает создавать предмет и содержание предмета «Гражданское воспитание и Права человека» в связи с Законом от 9 мая 2007 года и новый предмет появляется в школьных программах Валенсии 12 декабря 2012 года согласно Закону № 176 от 29 августа 2012 года.  Согласно школьной программе, учащиеся школ Валенсии должны изучать предмет в средних и старших классах. (Modificación curriculos Primaria y Secundaria (Educación para la ciudadanía y los derechos humanos y Educación Ético-Cívica http://www.educaragon.org/noticias/noticias.asp?idNoticia=8043)

«Предмет «Гражданское воспитание и Права человека»  начал изучаться в школах Арагона  один раз в неделю не только в школах, но в других воспитательных центрах  автономной области Арагон, и  уже стал составной частью школьной программы»-,  заявил член Правительства Арагон  Кармен Мартинес.  Новый предмет ведется  в пятых  и шестых классах и в 9 - 11 классах.

У нового предмета  создались  учебники различного типа, поскольку каждый центр или школы выбрали ту программу, которая, по их мнению является более оптимальной для изучения предмета.

По словам Франсиска Хавьер Веласкеса, генеральный директор Гражданской обороны и Чрезвычайных происшествий: «предмет «Гражданское воспитание и Права человека»  включит так же в содержание тему, связанную с гражданской обороной». (http://www.elperiodicodearagon.com/noticias/aragon/educacion-para-ciudadania-se-dara-en-tercero-proximo-curso_320750.html  Educación para la Ciudadanía se dará en tercero el próximo curso).

Основными целями, которые поставило Министерство образования Арагона для младших классов является:

-  Совместное проживание в стране и обществе

- Цена вопроса сотрудничества и договора между людьми.

- Свобода и уважение людей различных национальностей и религий

- Важность верности государству

- Политика Арагона, его демократический и представительный характер

- Обязанность служения стране и общие интересы арагонцев.

Основными целями, которые поставило Министерство образования Арагона для старших  классов является:

- Развивать личную инициативу, беря на себя ответственность

- Уважение, сотрудничество, договор, согласие между обществами и людьми

- Уважение к родителям

 - Отталкивание в насилие, стереотипы и предрассудки.

- Знать, принимать и оценивать права и  

обязательства, которые происходят в современном мире

- Испанская Конституция и Устав Автономии Арагона

(J. MUGUERZA, “La alternativa del disenso”, en J. Muguerza y otros, El fundamento de los derechos humanos, Madrid, Debate, 2012, pp. 19.)

Таким образом, реформы  и Законы по созданию школьного предмета «Гражданское воспитание» в Испании оказывают существенное влияние на политику и воспитание гражданина страны. Каждая автономная область Испании  имеет свою собственную культуру, традиции, историю. Общественная потребность в гражданском воспитании личности зафиксирована в ряде документов Министерства образования Испании. В них формирование гражданина определяется как единство обучения и воспитания, как процесс овладения правилами и нормами общепринятых отношений между индивидом и обществом, между областями. При этом целью гражданского воспитания выступает подготовка учащихся к ответственной и осмысленной жизни и деятельности в демократическом правовом государстве, гражданском обществе.

Важно помнить, что гражданское воспитание тесно связано со многими учебными дисциплинами, в которых речь идет об общей культуре, воспитании гражданственности, межкультурном воспитании, что так же играет немаловажную роль. В условиях демократических преобразований в Европе и Испании гражданское воспитание должно обеспечивать развитие самосознания, гражданской ответственности, общественной инициативности и активности.

Библиографический список

1. Загвязинский В.И. , Закирова А.Ф.  Педагогический словарь: учебное пособие для студентов высших учебных заведений/ В.И. Загвязинский , А.Ф. Закирова.- М.: Издательский центр "Академия", 2008.- с. 78.

2. Montesino, P. Manual para los maestros de escuelas de párvulos/   P Montesino 3 – ra ed.- Bilbao.- 1864. – P- 37.

3.Ciudadanía será obligatoria y no cabe ninguna objeción de conciencia contra ella.// Режим доступа: URL: http://www.elmundo.es/elmundo/2009/01/28/espana/1233149624.html [электронный ресурс].

4. Wert sobre la educacion para la ciudadania.// Режим доступа: URL:  http:// www.elpais.com [электронный ресурс].

5. Ética en la escuela.// Режим доступа: URL: http://elpais.com/elpais/2012/11/23/opinion/1353664266_768081.html  [электронный ресурс].

6. Los maristas de Cataluña a favor de Educación Para la Ciudadanía.// Режим доступа: URL: http://www.germinansgerminabit.org [электронный ресурс].

7. La nueva Educación para la Ciudadanía, sin 'igualdad', 'sexismo' o 'racismo'.// Режим доступа: URL: http://www.elmundo.es/elmundo/2012/08/04/espana/1344071841.html [электронный ресурс].

8. El Gobierno vasco no aplicará los cambios de Educación para la Ciudadanía.// Режим доступа: URL: http://www.elcorreo.com/vizcaya/v/20120806/pvasco-espana/gobierno-vasco-aplicara-cambios-20120806.html [электронный ресурс].

9. La nueva Educación para la Ciudadanía, sin 'igualdad', 'sexismo' o 'racismo'.// Режим доступа: URL: http://www.elmundo.es/elmundo/2012/08/04/espana/1344071841.html [электронный ресурс].

10. Euskadi hace valer su competencia y no cambiará Educación para la Ciudadanía.// Режим доступа: URL:

http://www.diariovasco.com/v/20120525/al-dia-sociedad/euskadi-hace-valer-competencia-20120525.html [электронный ресурс].

11.Educación para la Ciudadanía en España.// Режим доступа: URL: http://es.wikipedia.org/wiki/Educación_para_la_Ciudadanía_en_España  [электронный ресурс].

12. Modificación curriculos Primaria y Secundaria (Educación para la ciudadanía y los derechos humanos y Educación Ético-Cívica.// Режим доступа: URL:  http://www.educaragon.org/noticias/noticias.asp?idNoticia=8043 [электронный ресурс].

13. Educación para la Ciudadanía se dará en tercero el próximo curso.// Режим доступа: URL: http://www.elperiodicodearagon.com/noticias/aragon/educacion-para-ciudadania-se-dara-en-tercero-proximo-curso_320750.html  [электронный ресурс].

14. MUGUERZA J. La alternativa del disenso. El fundamento de los derechos humanos/ J. Muguerza.-Madrid, Debate, 2012.- p.19.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесбережение - одно из основных направлений учебно-воспитательной работы в современном образовательном учреждении

Принцип «не навреди» сегодня одинаково актуален как для медицины, так и для педагогики. Сохранение физического и психического здоровья обучающихся сегодня является одним из важнейших ориентиров в совр...

Вопросы и задания для промежуточной аттестации экзамен по дисциплине ОП.08 Основные направления эстетического воспитания

Министерство сельского хозяйства и продовольствия Самарской областиГБПОУ «Сергиевский губернский техникум»  РАССМОТРЕНОна заседании ПЦКпрофессиональные модули специальностей гуманитарного и ...

Здоровьесбережение - одно из основных направлений учебно-воспитательной работы в современном образовательном учреждении

Принцип «не навреди» сегодня одинаково актуален как для медицины, так и для педагогики. Сохранение физического и психического здоровья обучающихся сегодня является одним из важнейших ориен...

Ю.С. Спицин МЕТОДИЧЕСКИЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГРАЖДАСНКОГО ВОСПИТАНИЯ В ШКОЛАХ СОВРЕМЕННОЙ ИСПАНИИ

В современной Испании, многие политики, ученые и деятели образования уделяют большое внимание гражданскому воспитанию, поскольку эта проблема является наиболее актуальной в  системе образования З...

Ю. С. Спицин ФОРМЫ И МЕТОДЫ ГРАЖДАНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ШКОЛАХ СОВРЕМЕННОЙ ИСПАНИИ

В современном обществе важную роль играет гражданское образование. Многие ученые и политики считают, что решение задач гражданского образования в школах и вузах является залогом успешного развития дем...

Спицин Ю.С.Подходы испанских ученых и политиков к решению проблемы гражданского воспитания в школах Испании

Гражданское образование - это образование, нацеленное на подготовку человека к тому, чтобы он стал ответственным гражданином, активно участвовал в политической жизни государства и был способен внести ...