Ю.С. Спицин МЕТОДИЧЕСКИЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГРАЖДАСНКОГО ВОСПИТАНИЯ В ШКОЛАХ СОВРЕМЕННОЙ ИСПАНИИ
статья

Спицин Юрий Сергеевич

В современной Испании, многие политики, ученые и деятели образования уделяют большое внимание гражданскому воспитанию, поскольку эта проблема является наиболее актуальной в  системе образования Западной Европы на протяжении десятилетия.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Симпозиум 15. Актуальные проблемы педагогической антропологии и кросскультурного образования

Ю.С. Спицин

(Пятигорск, Россия)

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГРАЖДАСНКОГО ВОСПИТАНИЯ В ШКОЛАХ СОВЕРМЕННОЙ ИСПАНИИ

В современной Испании, многие политики, ученые и деятели образования уделяют большое внимание гражданскому воспитанию, поскольку эта проблема является наиболее актуальной в  системе образования Западной Европы на протяжении десятилетия.

По словам Мануэля Исидро Сандоваль Самуэля: «воспитание, - несомненно, одна из первых и, может быть, самая важная проблема,  которая появляется в школах или воспитательных учреждениях.  Дело в том, что школа появляется и развивается с целью развития ребенка, с целью его воспитания и образования. Если вначале воспитание, процесс влияния на детей в период их развития, то со временем, это необходимость, которую нужно регулировать и организовывать. Просто воспитать школьника становится  недостаточным, поскольку, школьники  становятся более сложными и менее управляемыми по причине изменения современного общества, с его новыми законами, правилами.  Уровень личного опыта преподавателя недостаточен, поскольку сам преподаватель должен понимать, что, как, почему, и,  который должен все правильно и целесообразно передавать школьникам, увеличивать жизненный опыт».

Согласно словам Рафаэля Лоренса Алькесара, профессора кафедры философии Университета Сарагосы : «предмет “Гражданское воспитание и права человека” начал внедряться в школьную программу Испании в средних и старших классах в нескольких автономных областях в

в  2007-2008 гг».

По словам Рубэна Бенедикта Родригеса, доктора философских наук, профессора кафедры философии Университета Сарагосы:  «Целью предмета "Гражданское воспитание и Права человека" состоит в том, чтобы научить правильно анализировать школьников некоторые проблемы, касающиеся не только Испании, но и мировые проблемы, изучить фундаментальные характеристики и функционирование демократического режима, изучить Законы, установленные Испанской Конституцией, ознакомиться с европейскими декларациями, знать права и обязанности гражданина Испании, воспитать и развить в школьниках общие ценности, которые являются подходящими для современного общества. Новый предмет позволит преподавателям сформировать новых граждан».

В соответствии с планами и программами школьного Образования, "Гражданское и Этическое Образование" присутствует от средних классов до старших классов испанской школы.

На этом этапе, преподаватели школ стремятся к тому, чтобы ученики научились принимать решения как индивидуальные, так  и коллективные, приобрели знания и развили умения, но прежде всего позиции и ценности, которые позволяли бы им улучшать потенциал в обществе.

С этой целью был разработан предмет “Гражданское воспитание и Пава человека", а так же и "Этическое Воспитание".

Для того, чтобы преподаватели могли научить школьников гражданскому воспитанию, была разработана  методическая программа для гражданского и этического воспитания. Целью  разработки послужило то, чтобы учителя смогли от базового уровня обогатить программу, опираясь на свои умения, опыт и навыки, умели правильно планировать уроки в средних и старших классах школ. Структуру предмета объединяют две тематические единицы, разделенные на пять подтем или сессий:

Тематическая единица I. Важность Гражданского и Этического воспитания в школьных программах Испании. Стремление к тому, чтобы преподаватели проанализировали сущность и значимость понятий

 гражданское и этическое воспитание, разработка программ и уроков.

В тематической единице II. Дидактическая методика гражданского и этического воспитания на начальном уровне. Здесь необходимы стратегии,

дидактика, которая может служить преподавателю путеводителем. Кроме того, анализируется целесообразность качественной оценки в школе по этому предмету.

Предмет "Гражданское воспитание и Права человека" объединен двумя документами: "Описание предмета и курса" и "Материал  участника". В первом документе находятся тема предмета, содержание предмета. Во втором документе  включается чтение и тематика предмета с его соответствующими выводами и целями.

Стоит отметить, что каждая из тематических единиц имеет свою специфику и цель:

Тематическая единица I. Важность гражданского и этического воспитания:

- изучение различных нормативных документов, планов и

программ для изучения предмета в средних классах школ Испании, которые  преподаватели школ должны изучить, оценить важность этих документов.

- дидактическая последовательность изучения тем со школьниками средних и старших классов.

Тематическая единица II. Дидактическая методика гражданского и этического воспитания на начальном уровне

- посредством документального анализа, школьники  узнают и изучают мораль, ценности, стратегии

гражданского и этического воспитания, для его возможного применения в аудитории.

- анализ программы гражданского и этического воспитания в аудитории, чтобы разрабатывать дидактику,  подходящую для определенной автономной области Испании.

Для того, чтобы преподаватели школ и школьники Испании понимали сущность и важность предмета «Гражданское воспитание и Права человека», тематические вышеупомянутые единицы в методике под название «Trayecto Formativo» были разделены на следующие темы:

Тематическая единица I. Важность гражданского и этического воспитания:

• Установка;

• Важность гражданского и этического воспитания на начальном уровне;

• нормативные документы, акты, которые поддерживают гражданское воспитание;

• содержание гражданского и этического воспитания в планах и программах для средних классов;

• подходящие темы для развития гражданского и этического воспитания;

Тематическая единица II. Дидактическая методика  гражданского и этического воспитания на начальном уровне:

• Уровни развития морального суждения Лоуренса Кольберга.

• пять “e” Кевина Райана.

• Стратегии и техники морального воспитания.

• Разнообразие материалов  с целью развития гражданского и этического воспитания

• Намерения, подходы к проблемам гражданского воспитания.

• Мой опыт с оценкой и развитием гражданского воспитания.

•: Что, как, и когда необходимо оценивать?

•  Договоренность с людьми.

В связи с разделением методики на единицы и темы, необходимо понять суть такой разработки:

Тематическая единица I. Важность гражданского и этического воспи-тания (разработка для учителя):

Содержание

Материал/ учебники

Расположение материала

Установка

сочинение

Приложение 1

Важность гражданского и этического воспитания

ежедневные новости

Приложение 1, газеты

Содержание гражданского воспитания. Планы и программы.

Статья 3 Конституции Испании, Закон об образовании (ст. 7,8), Программа по формированию гражданской культуры

Нормативные документы, Конституция Испании. Законы об Образовании

Подходящие темы для гражданского воспитания

Планы и программы для средних классов (начальный уровень), Программа по формированию гражданской культуры

Нормативные документы, Конституция Испании. Законы об Образовании, методические разработки.

Начиная с различных нормативных документов и планов, преподаватели смогут оценить важность «Гражданского воспитания и Права человека». Кроме того, преподаватели школ Испании смогут анализировать содержание предмета, цели и задачи, поставленные Министерством Образования Испании.

Таким образом, гражданское  воспитание в Испании в современных условиях – это целенаправленный, обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, участию в управлении социально ценными делами, к реализации прав и обязанностей в целях достижения жизненного успеха.

Комплексное методическое обеспечение для преподавателей школ позволит систематизировать воспитательный процесс, повысить его эффективность в школах современной Испании. Материалы, собранные и разработанные Министерством Образования Испании, содержат в себе одно из основных направлений воспитательной работы - идеологическое воспитание учащейся, подготовку личности  к жизненному и профессиональному самоутверждению.

По словам Эфраин Алкала Лопеса, преподавателя Наицонального Педагогического Университета: «Согласно новой образовательной парадигме, Законам, реформам в Испании, независимо от специализации и характера работы, любой начинающий специалист, а особенно преподаватель должен обладать фундаментальными, общеобразовательными и специальными знаниями. Задача образования и гражданского воспитания сводится к тому, чтобы создавать условия для формирования граждан, с новыми демократическими ценностями, которые происходят в Испании и в Европе, и, которые обеспечат выпускнику личностную и профессиональную самореализацию».

Библиографический список

1.La Organización Escolar. .// Режим доступа: URL:

http://www.monografias.com/trabajos14/orgesco/orgesco2.shtml [электронный ресурс].

2. A. BOLÍVAR BOTIA, Educación para la ciudadanía. Algo más que  una asignatura, Barcelona, Grao, 2007 с. 17

3. STAKE, Robert E. 2007. Investigación con estudio de casos. Madrid Morata, 2007. 314 p.

4. Efraín Alcalá López, María Magdalena Álvarez Moctezuma,Rosa Imelda Aranda Márquez, María de Lourdes Carmona Aguiñaga «Trayecto formativo. Programa nacional para la actualizacion permanente de los maestros de educacion basica en servicio». Madrid, 2007.-  p.9-16

Сведения об авторе:

Спицин Юрий Сергеевич, аспирант кафедры общей педагогики ПГЛУ, научн. рук., доктор педагогических наук, профессор, Супрунова Л.Л.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ю.С. Спицин ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГРАЖДАНСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ШКОЛАХ СОВРЕМЕННОЙ ИСПАНИИ

Гражданское воспитание- воспитание личности как гражданина правого демократического государства. Гражданское воспитание вводит личность в систему прав и обязанностей гражданина, формирует  опыт д...

Спицин Юрий Сергеевич ИЕЗУИТСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В ИСПАНСКОЙ ШКОЛЕ КАК ИНСТРУМЕНТ ГРАЖДАНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Усиление взаимодействия стран и народов в современном глобальном мире, интенсивные  процессы реформирования образования в мировом сообществе  объективно усиливают потребность академического ...

Ю. С. Спицин ФОРМЫ И МЕТОДЫ ГРАЖДАНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ШКОЛАХ СОВРЕМЕННОЙ ИСПАНИИ

В современном обществе важную роль играет гражданское образование. Многие ученые и политики считают, что решение задач гражданского образования в школах и вузах является залогом успешного развития дем...

Спицин Ю.С.Подходы испанских ученых и политиков к решению проблемы гражданского воспитания в школах Испании

Гражданское образование - это образование, нацеленное на подготовку человека к тому, чтобы он стал ответственным гражданином, активно участвовал в политической жизни государства и был способен внести ...

Статья в сборник Проект “Современная школа”. Современный урок: эффективные педагогические технологии и приемы.“Использование современных компьютерных технологий (интерактивная доска с программой «3D Инструктор 2.0» и интерактивный автотренажер “Форсаж”) в

Хорошо известно, что научно-техническое творчество, как система человеческих ценностей, находят достойное отражение в образовательном процессе, являясь одним из важнейших направлений работы с детьми в...

Методические рекомендации по проведению комплексного экзамена по профессиональному модулю ПМ.04. Методическое обеспечение образовательного процесса в начальной школе

В сборнике представлены основные требования к результатам освоения профессионального модуля, форма проведения экзамена, регламент, критерии оценки для студентов очной форы обучения Государственного бю...