Спицин Ю.С.Подходы испанских ученых и политиков к решению проблемы гражданского воспитания в школах Испании
статья

Спицин Юрий Сергеевич

Гражданское образование - это образование, нацеленное на подготовку человека к тому, чтобы он стал ответственным гражданином, активно участвовал в политической жизни государства и был способен внести вклад в развитие своей страны. Независимо от того, какая политическая ситуация складывается в стране, это трудная задача. Воспитать гражданина сложно, но в то же время и с необходимо, особенно в тех странах, где жители долгое время не имели возможности участвовать в демократическом управлении государством. По словам американского педагога Гораса Манна, "великая духовная потребность участвовать в управлении страной не может быть воспитана в человеке за один день; и если в ребенке с детства не воспитывать это качество, не стоит ожидать, что оно появится у взрослого человека".

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon spitsin_yu.s.statya_na_moloduyu_nauku_2013_-_kopiya.doc63.5 КБ

Предварительный просмотр:

Спицин Ю.С.

аспирант кафедры общей педагогики ПГЛУ

научн. рук. д.п.н., профессор кафедры общей педагогики, Супрунова Л.Л.

Подходы испанских ученых и  политиков   к   решению проблемы гражданского воспитания в школах Испании.

Гражданское образование - это образование, нацеленное на подготовку человека к тому, чтобы он стал ответственным гражданином, активно участвовал в политической жизни государства и был способен внести вклад в развитие своей страны. Независимо от того, какая политическая ситуация складывается в стране, это трудная задача. Воспитать гражданина сложно, но в то же время и с необходимо, особенно в тех странах, где жители долгое время не имели возможности участвовать в демократическом управлении государством. По словам американского педагога Гораса Манна, "великая духовная потребность участвовать в управлении страной не может быть воспитана в человеке за один день; и если в ребенке с детства не воспитывать это качество, не стоит ожидать, что оно появится у взрослого человека".

Что касается Испании, то новые реформы и вклад в развитие воспитания детей появился в период правления Франко ,где  новый предмет являлся способом для  объединения в единое целое, в единую Испанию, хоть был новым и  не являлся независимым. В Конституционных Законах от 1978 года предмет установил дистанцию между предыдущей диктатурой Франко и демократией. Учебный предмет "Образование Национального Духа" не являлся  демократической моделью в политике, в то время как "Гражданское образование и права человека" стремится к тому, чтобы сформировать свободных граждан в демократическом обществе.

Долгое время гражданское воспитание в Испании представляло долгий и противоречивый процесс, особенно после диктаторского режима Франсиско Франко, который установил в стране фашисткий режим. В 1978 была принята Новая Испанская Конституция, с новыми Законами и реформами. В последующие годы различные Законы об образовании  изменили систему школьного образования и содержание предмета «Образование Национального Духа», до тех пор, пока Правительство социалистической партии Испании, под управлением Фелипе Гонсалеса, не продвинуло реформу, которая гласила об Общем Конституционном Законе Системы образования. Новой системе образования, в начальных классах школ Испании школьники изучали естественные и общественные науки; в средних и старших классах продолжалось изучение общественных наук, а так же же были включены географи я и  история. В 2002 году, Президент Хосе Мария Аснар и его Правительство Общественной Партии внесли новый  образовательный Закон о качестве образования, который не был изменен существенно после 1978 года. С 1997 Совет Eвропы давал определенные рекомендации странам по созданию гражданского воспитания в Европе, и в 2006 году, когда новое Правительство социалистической партии Испании, возглавляемое Хосе Луис Родригесом  Сапатеро, подбирает серию рекомендаций, которые, вводятся в  Конституционный Законом об Образовании, и вводит в систему образования специфический предмет «Гражданское образование и права человека».

По словам Луис Мария Сифуентес Перес - преподавателя Философии и член Основания Граждан и Испанской Лиги  Образования и Народной культуры: «Один из вопросов, который придает огромное значение для преподавателей, младших и старших классов всех школ  Испании в последний год - это, почему сейчас очень много говорят о гражданском воспитании в системе образования Испании? Почему предмет «Гражданское воспитание и Права человека так долго вводился в школьную образовательную систему и в  Закон об образовании? Суть в том, что  преподаватели всех школ  в ожидании результатов введения нового предмета, который был настолько острым и полемичным с 2009- 2010 гг . В этой связи появилось много вопросов: Идёт ли речь сейчас о полностью новом предмете? Откуда появилась такая важность введения этого предмета? Почему долгое время была дискуссия, вокруг нового предмета?

        Чтобы ответить на всё это соответствующим образом и на другие вопросы, связанные с Гражданским воспитанием и Правам человека, уместно пересмотреть немного историю образования в Испании  в последние годы. Необходимо  пересмотреть чувство гражданского долга и этического образования в философии образования. Ведь речь идёт об образовании, о человеческих ценностях и человеческих позициях и отношению к миру, которые, согласно Закону об образовании и новому предмету, должны улучшать новые основы гражданина современного демократического общества с новыми законами, правилами и жизнью.

        Воспитание в школьниках  терпимости и толерантности, отношение  государства к религиям, к межкультурному обществу Испании с их традициями и обычаями продолжают оставаться вопросами воспитания, несмотря на то, что уже эти темы были рассмотрены много раз. В настоящее время работа педагогов в воспитании школьников Испании, это лучший выход против фанатизма, ксенофобии, нетерпимости и насилия, которое угрожает современной демократии в стране.

        Гражданское воспитание ,это вопрос, который интересует и имеет значение не только в Испании. В европейских системах образования, под различными названиями и моделями, существует уже много лет предмет, который  рассматривает те же проблемы и вопросы, что и испанское «Гражданское воспитание и Права человека». В таких странах как Бельгия, Швеция, Италия и Германия это общеобразовательная область, которая включает в себя несколько предметов; а во Франции и Англии, это специальный предмет в старших классах, который изучается факультативно и вызывает огромный интерес среди учащихся. В связи с этим, на протяжении 2005 года, по инициативе Совета Европы, прошел Европейский Год Гражданства,  и в течение этого года проводились встречи, семинары, в школах и Университетах Европы где обсуждались пути и способы реализации гражданского воспитания.        Европа, как континент и, прежде всего, Европейский Союз, сталкиваются с серией  таких проблем как общественная связь, иммиграция, религиозный и моральный плюрализм. Чтобы предотвратить возможные конфликты в европейском обществе, необходимо        основываться на систему образования, которая создает необходимые условия и  гражданское воспитание.

        Чтобы действовать демократично и правильно воспитать достойных граждан - важно знать теоретические, исторические и общественные основы, которые стремились к демократии в Испании и в мире. Демократия, явление не спонтанное, это не врожденная позиция в индивиде. Ценности и гражданское воспитание нуждаются в обучении в семье и школах для того, чтобы школьник мог осознать значимость демократии.

        В Испании, Закон об образовании выбрал смешанную модель гражданского воспитания, которая собрала лучшие традиции и опыт, произошедшие в последние годы.  Этическо- гражданское образование не только теоретический вопрос, но у него есть и практический очень важный аспект. Если добьются того, чтобы должность преподавателя была сформирована соответствующим образом, внедрение нового предмета в испанскую систему образования улучшится значительно.

По словам Серхио Хименеса Крус, профессора Университета Испаленсе (Севилья), система образования и Правительсво Испании решило улучшить качество образования и воспитание  учеников в социальных отношениях, культурных ценностях, которые делятся в обществе. Гражданское воспитание конкретизирует связь и понятия между людьми страны и всего мира ,рассматривая ситуации в аудиториях испанских школ.

         Гражданское воспитание отличается от этическо-гражданского воспитания тем, что не только описывает характер современного мира, но и учитывает историю страны, духовную мораль, а так же указывает на законодательную основу демократии.

        Согласно словам Альвареса Ластра , представителя Министерства образования Испании, на первом этапе создания нового предмета, название было похоже из-за его формального родства с предметом "Образование Национального Духа", который напомнил диктаторский  режим Франсиско Франко из-за его доктрины и идеологического характера. В связи с этим, еще долгое время «Гражданское воспитание»  имел большую актуальность, негатив, из- за которого возник конфликт между Правительством, школами, народом и церковью на национальном уровне.

        Стоит отметить тот факт, что «Образование Национального Духа», как предмет, появился вслед за послевоенным периодом, чтобы узаконить доктринальную, авторитарную власть Франко и его режим не только в политике, но и в образовании. Следовательно, несмотря на  формальную схожесть обоих предметов они являются абсолютно разными, даже в понятиях  как «демократия»  и «диктатура».

        В содержании предмета гражданское воспитание выделяется моральное и гражданское воспитание, образование для мира и равенства, возможностей между полами и политическими позициями, которые стимулировали бы: а) интеллектуальную терпимость, б) осознание  фактов, которые подразумевают  сексуальную, расовую, общественную дискриминацию, в) объяснение настоящих событий в его социально-исторических аспектах, г) критическая оценка сексистов предрассудков, присутствующих в привычках современного мира, восстановление и интеграция культурного наследия женщин, д) оценка прав человека, как историческое завоевание и отталкивание любой формы нарушения, также как и всех видов дискриминации по причинам возраста, пола, расы, национальности и религии, согласно доктрине по Правам человека.

        Рафаэль Агилера Порталес , профессор, исследователь, факультета права и прав человека и криминологии, ученый Центра юридических и правовых систем: "рядом с этими началами, ввиду социологическому испанскому контексту, появляется необходимость стимулировать полезные привычки, сконцентрированные на образовании  здоровья и воспитания. Это не пустые слова, так как молодежь затронута размножением и потреблением кокаина и другими  синтетическими наркотиками, потребление которых уподоблено молодежью как нормальная практика, не имеющая общественного риска".

        С точки зрения Правительства Испании и закона об обязательном образовании от 29 декабря 2006 года: "Гражданское воспитание направлено к тому, чтобы побуждать развитие людей свободных и целых через консолидацию самоуважения, личного достоинства, свободы, ответственности и образования будущих граждан с собственным критерием для того, чтобы знали свои права, взяли на себя ответственность и обязанности и развивали гражданские навыки с целью  осуществления гражданства в эффективной и ответственной форме в Испании.

        Закон общего образования, как воспитательная реформа, ввиду светского характера испанской системы, стремилось к созданию ценностей через  актуальные темы, а именно, ценности, которые  затрагивали и заполняли все аспекты современного демократического мира.

Таким образом, гражданское воспитание в Испании это тот предмет, который направлен на усиление в молодежи гражданских и общих ценностей, делая их хорошими гражданами. Можно учить  всех, потому что гражданство присутствует во всех сферах жизни, так же  гражданское воспитание и права человека, это ключ для образования и воспитания некоторых ценностей, свойственных гражданству.

Библиографический список

1. Воскресенская Н. и ШехтерС. При участии А.Иоффе и Ч.Уайта. Гражданское образование: содержание и активные методы обучения / Н. Воскресенская и С. Шехтер. При участии А.Иоффе и Ч.Уайта. - М. : Третье, переработанное издание, 2004.- 157 с.

2.Educación para la Ciudadanía. Antecedentes.// Режим доступа: URL: http://filosofiaweb20.blogspot.com/2008/11/educacin-para-la-ciudadana-antecedentes.html [электронный ресурс].

3. Educación para la Ciudadanía.// Режим доступа: URL: www.elpais.com  [электронный ресурс].

4.Sergio Jiménez Cruz. Licenciado en Filosofía y Ciencias de La Educación por la Universidad Hispalense, (Sevilla, España) y profesor en el IES Victoria Kent (Marbella), Málaga, 2007.- 205-206 с.

5.Ministerio de Educación y Ciencia. / La educación para la ciudadanía y los derechos humanos: el desarrollo de la LOE, Madrid: MEC.Una educación de calidad para todos y por todos. Ministerio de Educación y Ciencia, Madrid, 2006.- 378-381 с.

6.Álvarez Lastra M. y E. Deorte Martínez, F.E.N, impartida en segundo curso de bachillerato y también Cf. Benedicto, Jorge."La construcción de la ciudadanía democrática en España". Madrid, 2006  (Edic.1977-2004).- 265-266 с.

7.No todos los colectivos han adoptado una actitud positiva ante la reforma. Cf. Amnistía Internacional. (2005). El Gobierno español incumple las recomendaciones de Naciones Unidas sobre Educación en derechos humanos en el Proyecto de Ley de Educación, Madrid: Amnistía Internacional Edic

8.Aguilera Portales, R./ “Educación democrática y civismo político en una sociedad postmoderna” en Formación ciudadana. Una mirada plural, Cecite NL, Monterrey.133-154 с.

9.Real Decreto 1631/2006, de 29 de diciembre, por el que se establecen las enseñanzas mínimas correspondientes a la Educación Secundaria Obligatoria (BOE 5 de enero) y alude a estos objetivos del currículo.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ю.С. Спицин ГРАЖДАНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ШКОЛАХ РОСИИ И ИСПАНИИ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ (статья ВАК)

В статье раскрываются сущность, цель, задачи и содержание гражданского образования в современной Испании в сопоставительном плане с формированием гражданственности в общеобразовательных учреждениях Ро...

Ю. С. Спицин Гражданское воспитание в Испании: проблемы и их пути решения

Гражданское общество представляет собой одну из ключевых категорий современного обществознания, в том числе и политической науки. В трактовке этого сложного и многопланового явления существует довольн...

Ю. С. Спицин Гражданское воспитание в системе школьного образования в Испании

Гражданское общество - один из феноменов современного общества, совокупность социальных образований (групп, коллективов), объединенных специфическими интересами (экономическими, этническими, культурны...

Ю.С. Спицин ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГРАЖДАНСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ШКОЛАХ СОВРЕМЕННОЙ ИСПАНИИ

Гражданское воспитание- воспитание личности как гражданина правого демократического государства. Гражданское воспитание вводит личность в систему прав и обязанностей гражданина, формирует  опыт д...

Ю.С. Спицин Скаутское движение как форма гражданского образования в школах Испании.

В XXI веке в европейских странах особое внимание уделяется гражданскому образованию школьников. Наряду с обучением конкретным дисциплинам педагоги решают важную задачу подготовки школьников к будущей ...

Ю.С. Спицин МЕТОДИЧЕСКИЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГРАЖДАСНКОГО ВОСПИТАНИЯ В ШКОЛАХ СОВРЕМЕННОЙ ИСПАНИИ

В современной Испании, многие политики, ученые и деятели образования уделяют большое внимание гражданскому воспитанию, поскольку эта проблема является наиболее актуальной в  системе образования З...

Ю. С. Спицин ФОРМЫ И МЕТОДЫ ГРАЖДАНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ШКОЛАХ СОВРЕМЕННОЙ ИСПАНИИ

В современном обществе важную роль играет гражданское образование. Многие ученые и политики считают, что решение задач гражданского образования в школах и вузах является залогом успешного развития дем...