Ю. С. Спицин Гражданское воспитание в Испании: проблемы и их пути решения
статья

Спицин Юрий Сергеевич

Гражданское общество представляет собой одну из ключевых категорий современного обществознания, в том числе и политической науки. В трактовке этого сложного и многопланового явления существует довольно большой разброс мнений и оценок, что характерно как для зарубежной, так и для отечественной научной литературы.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ю. С. Спицин

       аспирант кафедры общей педагогики, история педагогики и образования.

                                                             

                                                науч. рук. к.п.н., доктор Супрунова Л.Л.

        Гражданское воспитание в Испании: проблемы и их пути решения.

        Гражданское общество представляет собой одну из ключевых категорий современного обществознания, в том числе и политической науки. В трактовке этого сложного и многопланового явления существует довольно большой разброс мнений и оценок, что характерно как для зарубежной, так и для отечественной научной литературы.

        Возрождение интереса к проблематике гражданского общества на Западе пришлось на вторую половину 70-х – 80-е годы ХХ века. Это было связано с процессами расширения в мире ареала либеральной демократии, распространения демократических ценностей, принципов и институтов на новые страны и регионы. Речь шла, прежде всего, о Европе, где во второй половине 70-х – 80-е гг. народы Греции, Испании и Португалии вступили на путь демократических преобразований, а в конце 80-х – начале 90-х начался демократический транзит восточноевропейских стран и постсоветских государств. Эти события стали частью “третьей волны” демократизации, которая охватила и многие страны развивающегося мира.

        Гражданское воспитание- это формирование гражданственности как интегративного качества личности, позволяющего человеку ощущать себя юридически, социально, нравственно и политически дееспособным. К основным элементам гражданственности относится нравственная и правовая культура, выражающаяся в чувстве собственного достоинства, внутренней свободе личности, дисциплинированности, в уважении и доверии к другим гражданам и к государственной власти, способности выполнять свои обязанности, гармонические сочетания, патриотические, национальные и интернациональные чувства. Нравственная культура базируется на общечеловеческих моральных ценностях, а правовая культура выступает в качестве субъективной основы и предпосылки существования правового государства, для которого характерна высокая степень востребованности гражданских качеств людей.

        С детства дети манипулируют понятиями, которые позволяли бы им противостоять общественным проблемам, научившись манипулировать своими эмоциями и, через привычки, достигнуть контроля, чтобы противостоять жизненным ситуациям. Также  частью гражданского образования является внедрение ценностей в людей с  детства. Идея состоит в том, чтобы они развили чувства сочувствия и чувства солидарности, кроме способности службы. Цель состоит в том, чтобы помогать индивиду развивать способности находить решение ( выход ) в проблеме посредством теоретического и практического обучения.

Согласно исследованиям, гражданское образование в детстве разделяется на три важных фактора: образование личности, совместного проживания и гражданства.

        Образование личности старается готовить детей, к тому, чтобы уметь сталкиваться с проблемами, которые им предоставляет жизнь. Развиваются такие средства как привычки и знание ценностей, способность устанавливать различия между ними и достигнуть изучение благодеяния ценностей и как использовать их в обществе.

        Образование совместного проживания имеет общее с поведением, которое есть у ребенка с остальными людьми, как с его семьей, так и с его друзьями и приятелями. Целью является то, чтобы удалось отшлифовать в ребенке чувства сотрудничества, солидарности и защиты себе подобных. Также необходимо, чтобы были изучены и внесены в практику такие понятия как правосудие, уважение, и все то, что было бы связано с этической ценностью .

        Образование гражданства считает целью показывать несовершеннолетнему процедуру, которая переживается в городе, привыкать к ним и как выбираться из затора лучше в его прогрессивной интеграции в жизни в городе и связанного с ним.

         В Испании разгорелась дискуссия по вопросу о преподавании в школе обязательного предмета " Гражданское воспитание ".

После долгих споров правительство Испании признало, что обязательный школьный предмет «Гражданское воспитание», действительно, навязывает моральный релятивизм и принижает роль семейного воспитания. 11 января 2011 г.

Предмет защищает первенство государства в воспитании и «отбирает у родителей отцовскую власть», пишет HazteOir.org.

Два года назад родители одной из испанских школьниц отказались от посещения их дочерью предмета «Гражданское воспитание» по причине того, что его содержание идет вразрез с убеждениями и моральными принципами, которые, по их мнению, должны лежать в основе воспитания их дочери.

К сентябрю 2010 г. уже более тысячи испанских детей не посещали предмет «Гражданское воспитание». Родители отказались от посещения своими детьми предмета, который «предполагает вторжение в моральное сознание учеников и их родителей», пишет aciprensa.

В Страсбургский суд по правам человека и в Конституционный суд Испании были поданы многочисленные требования об отмене обязательного посещения предмета в школах.

С тех пор, как предмет начали вводить в школьный план, в Испании зарегистрировано около 52 000 возражений.

Дела долго изучались в судах, пока, наконец, 27 декабря 2010 г. министерство юстиции Испании представило в Конституционный суд ряд ссылок, доказывающих, что предмет действительно предполагает воздействие на моральное сознание школьника и навязывает моральный релятивизм: «Идеологическая свобода несовершеннолетнего не может оставаться без внимания до тех пор, пока он не сделает выбор, каким жизненным принципам следовать». «Мы не сможем добиться успехов в образовании, пока родители помогают детям выбирать жизненные принципы, — говорится в документе. — Сложно предоставить правам родителей ту защиту, о которой они просят, пока остается без внимания идеологическая свобода детей».

Социалистическое правительство Сапатеро считает, что родители не должны касаться образования детей и воспитывать в них жизненные ориентиры. Правительство защищает государство как единственное имеющее законную власть обучать. Таким образом, нарушается отцовская власть, закрепленная в конституции Испании: «Органы власти гарантируют право родителей в выборе такой формы воспитания для своих детей, которая соответствует их собственным моральным и религиозным убеждениям».

Спикер испанской ассоциации «Профессионалы за этику» Леонор Тамайо предупредил, что «Гражданское воспитание» учит подростков 10-17 лет тому, что в области этики нет ни объективного «хорошо», ни объективного «плохо», все относительно, у каждого человека своя мораль. Следовательно, ни о какой идеологической нейтральности в школе не может быть речи.

Верховный суд Андалусии (TSJA) своим решением от 15 октября 2010 г. установил, что учебник по «Гражданскому воспитанию» противоречит статьям 16.1 и 27.3 конституции Испании, гарантирующими идеологическую и религиозную свободу индивида и право родителей дать детям моральное и религиозное образование, согласное с их собственными убеждениями.

Гражданское воспитание и Права человека: суждение Совета государства.

Другая полемическая новизна в законе - новый предмет Гражданское воспитание и Права человека. Согласно законному тексту, это будет обязательный предмет и включён в основном в начальное образование и степени бакалавриат.

Совет министров 7 декабря 2006,  принял Королевский указ  о Минимальном Образовании начального образования, первый шаг развития закона об образовании.

Этот регламент вводит в конце концов новый предмет гражданское образование  и права человека, которые  будет считать минимумом 50 учебных часов и будет обязательная на первых 2 курсах первичного образования. Чтобы компенсировать увеличение учебных часов он сокращает 25 часов  языка и литературы, и уменьшает учебный минимальный груз предмета религии (как в его конфессиональной версии, так и в его светской версии), что сократит с  210  часов до 175 учебных часов, оставаясь с тем же числом учебных часов, что и физическое образование.

        Гражданское образование -  предмет, разработанный в Испании для последнего цикла Начального образования и всего Второстепенного  Испанским Парламентом в соответствии с Конституционным законом об Образовании. Этот предмет состоит из обучения учеников демократическим и конституционным ценностям.

        Одобрение, которое  прошло в школьных аудиториях, разбудило боязнь между консервативными секторами, потому что они понимают, что государство принимает моральное образование учеников. С другой стороны, такое образование получило одобрение различных ассоциаций, так как они считают, что необходимо, чтобы была показана ученикам серия общих правил, чтобы они могли сосуществовать как достойные граждане.

Аргументы против предмета.

        Предмет не говорит о рабочем движении, о жизни в общем для достижения равенства людей на протяжении истории. Наоборот, эффективно - эмоциональное образование - это  постоянные огромные тексты, где не определяется и практически не даётся понятие человек, что является важным и основным ключевым словом для образования и создания хороших граждан.

        Церковь также показала своё недовольство с  введением  такого предмета как гражданское воспитание, заверив, что этот предмет и права человека пробуют установить снова старое противостояние между католицизмом и антиклерикализмом. Они готовы использовать "возражение сознания" в том случае, если Правительство не допустит, чтобы этот предмет был предпочтением  на уроках религии, и, если докажут, что содержание предмета, которое дается в обязательном порядке, захватывает область добра и зла.

    Аргументы за предмет гражданское воспитание и права человека.

        В пользу  гражданского воспитания в школах выступили несколько ассоциаций (CEAPA, FAEST), так как они согласны с тем, что  молодежь, должна  приобрести несколько общих ценностей для того, чтобы стать  хорошими гражданами страны, а именно, принимая предмет гражданское воспитание и  права человека как модальность, ученики уже приобретают все хорошие качества человечества (уважение, солидарность, патриотизм). Предмет не ищет способ захватить идеологическую область, гражданское воспитание ищет способ усиливать ценности, уже начатые родителями.

        Предмет гражданское воспитание- один из главных образовательных компромиссов Правительства, как утвердила в свое время министр, Мерседес Кабрера, и повторяет сейчас Генеральный Секретарь Образования, Алехандро Тиана.  Гражданское воспитание  уже функционирует как автономный предмет в Объединенном Королевстве, Франции, Германии, Польше и Ирландии и в  ряде других европейских стран. В Испании, добавляет Tiana, он был введён частично так как образовательная система меняется.

        Но гражданское воспитание приступает также к передаче моральных ценностей внутри которых существуют толерантность и уважение к другим национальностям. И именно здесь начинаются проблемы. Для Правительства, не достаточно считать понятие "человек", если он другого пола, расы или религии. Равенство подразумевает также полное понимание любого выбора без дискриминации. Алехандро Тиана это объясняет так: "Необходимо, чтобы дети поняли, как организовано общество, в котором они живут, и какие процессы происходят внутри самого общества. Отрицать их значит отрицать реальность".

        В последние двадцать лет Народная партия и Социалистическая Партия испанских рабочих не были способны соглашаться с основным законом об образовании, и за каждым изменением правительства следовало полное изменение образовательной политики.

Но уже не нужно переживать больше. Правительство решило, что оно сделает образовательную реформу, чтобы исправлять ошибки прошлого. Правительство приняло решение  создать предмет Гражданское воспитание, что ни больше, ни меньше, чем "перемещает в государство максимальную ответственность в передаче человеческих ценностей."

        Существуют в Испании много групп, ассоциаций, родителей, преподавателей, учеников, которые борятся за право на возражение против предмета гражданское воспитание, так как этот предмет ущемляет  права собственной свободы.

        Что такое возражение против предмета гражданское воспитание?

        Это право, которое помогает всем гражданам  отказываться соблюдать мандат или юридическую норму, когда это входит в конфликт с их собственными и личными убеждениями, в которых видны насилия силой закона или  нарушения норм. Возражение и отказ  от предмета гражданское воспитание -  это право, защищенное самой Испанской Конституцией и юриспруденцией Конституционного суда.

        Как возразить против гражданского воспитания?

        Возможно возразить против предмета гражданское воспитание формальным способом, посредством предъявления документа, направленного  директору школьного центра во время поступления в него. Если это  родители, которые выдвигают возражение, они должны представлять документ за каждого ребёнка. Кроме того, в документе должно указываться постоянство о том, что ученик будет пребывать в школьном центре, и  будет участвовать активно в другой сфере, вместо предмета гражданское воспитание.

        Если это ученик, который принимает решение прибегнуть к помощи в его конституционном праве и возразить против гражданского воспитания, он должен представить также документ, направленный  директору школы, где он зарегистрирован. Но необязательно, чтобы документ был удостоверен родителями, так как это является индивидуальным универсальным правом.

        Согласно опросу в 2009 году, более половины  опрошенных испанцев думают, что этот предмет необходим, чтобы обучать учеников моральным и общим ценностям

        Таким образом, гражданское воспитание это тот предмет, который направлен на усиление в молодежи гражданских и общих ценностей, делая их хорошими гражданами. Можно учить  всех, потому что гражданство присутствует во всех сферах жизни, так же  гражданское воспитание и права человека, это ключь для образования и воспитания некоторых ценностей, свойственных гражданству.

                Библиографический список:

1.Педагогический словарь. Гражданское воспитание - Режим доступа:http://www.enc-dic.com/pedagogics/Grazhdanskoe-Vospitanie-420.html [ электронный ресурс ].

2.Qué es la educación cívica ? - Режим доступа:http://www.misrespuestas.com/que-es-la-educacion-civica.html [электоронный ресурс].

3. В Испании разгорелась дискуссия по вопросу о преподавании в школе обязательного предмета «Гражданское воспитание» - Режим доступа:http://www.verav.ru/common/message.php?table=news&num=17234 [электронный ресурс].

4.Educacion para la ciudadania - Режим доступа:http://html.rincondelvago.com/educacion-para-la-ciudadania.html [электронный ресурс].

5.Los escolares aprenderán los distintos tipos de familia en una nueva asignatura - Режим доступа:http://www.elpais.com/articulo/sociedad/escolares/aprenderan/distintos/tipos/familia/nueva/asignatura/elpporsoc/20060714elpepisoc_3/Tes [электронный ресурс].

6.Burbuja-  Режим доступа:http://www.burbuja.info/inmobiliaria/burbuja-inmobiliaria/17987-le-educacion-de-los-espanoles-una-digresion.html [электронный ресурс].

7.Educacion para la ciudadania- Режим доступа: http://educacionparalaciudadania.wordpress.com/educacion-para-la-ciudadania-objecion/ [электронный ресурс].


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гражданское образование в Испании: традиции и современные стратегии развития Л.Л. Супрунова, Ю.С. Спицин (статья ВАК)

В статье рассмотрены традиции гражданского образования, сложившиеся в Испанском государстве; раскрыты современные стратегии формирования у обучающихся гражданской компетентности; на примере испанской ...

Спицин Ю.С. (статья ВАК) Приоритеты гражданского образования в Испании начала XXI века.

В статье раскрываются приоритеты гражданского образования в общеобразовательных учреждениях современной Испании, которые определяют цель, задачи и содержание формирования у испанской молодежи нравстве...

Ю.С. Спицин ГРАЖДАНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ШКОЛАХ РОСИИ И ИСПАНИИ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ (статья ВАК)

В статье раскрываются сущность, цель, задачи и содержание гражданского образования в современной Испании в сопоставительном плане с формированием гражданственности в общеобразовательных учреждениях Ро...

Ю. С. Спицин Гражданское воспитание в системе школьного образования в Испании

Гражданское общество - один из феноменов современного общества, совокупность социальных образований (групп, коллективов), объединенных специфическими интересами (экономическими, этническими, культурны...

Ю.С. Спицин ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГРАЖДАНСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ШКОЛАХ СОВРЕМЕННОЙ ИСПАНИИ

Гражданское воспитание- воспитание личности как гражданина правого демократического государства. Гражданское воспитание вводит личность в систему прав и обязанностей гражданина, формирует  опыт д...

Ю. С. Спицин Задачи гражданского образования в Испании в контексте интреграционных процессов Европейского Союза

В течение многих веков Западная Европа была местом многочисленных кровавых войн, ожесточенных религиозных конфликтов, межнациональной вражды  Экономические и политические противоречия существуют ...

Спицин Ю.С.Подходы испанских ученых и политиков к решению проблемы гражданского воспитания в школах Испании

Гражданское образование - это образование, нацеленное на подготовку человека к тому, чтобы он стал ответственным гражданином, активно участвовал в политической жизни государства и был способен внести ...