Ю.С. Спицин ГРАЖДАНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ШКОЛАХ РОСИИ И ИСПАНИИ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ (статья ВАК)
статья

Спицин Юрий Сергеевич

В статье раскрываются сущность, цель, задачи и содержание гражданского образования в современной Испании в сопоставительном плане с формированием гражданственности в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации. Гражданское образование в России и в Испании имеет как сходные, так и отличительные черты. Общим для обеих государств является то, что гражданское образование в России и в Испании нацелено на формирование нравственной и правовой культуры молодежи, особенности гражданского образования в каждой из этих стран обусловлены культурными традициями, социально- экономическими и политическими факторами.

Ключевые слова:  воспитание, гражданственность, гражданское образование, Испания, правительство, Российская Федерация, учебник, школа.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ю.С. Спицин

Пятигорск

ГРАЖДАНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ШКОЛАХ РОСИИ И ИСПАНИИ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ

Аннотация. В статье раскрываются сущность, цель, задачи и содержание гражданского образования в современной Испании в сопоставительном плане с формированием гражданственности в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации. Гражданское образование в России и в Испании имеет как сходные, так и отличительные черты. Общим для обеих государств является то, что гражданское образование в России и в Испании нацелено на формирование нравственной и правовой культуры молодежи, особенности гражданского образования в каждой из этих стран обусловлены культурными традициями, социально- экономическими и политическими факторами.

Ключевые слова:  воспитание, гражданственность, гражданское образование, Испания, правительство, Российская Федерация, учебник, школа.

В современной педагогической науке особую актуальность  приобретает вопрос о формировании у подрастающего поколения гражданских качеств. В конце 20-го – начале 21 века заметно усилилось внимание отечественных педагогов и деятелей образования к теоретическому обоснованию проблем гражданского воспитания. В понятие «гражданское образование» исследователи включают социальную ответственность гражданина; нравственную, политическую и правовую культуру (выражающуюся в чувстве собственного достоинства, внутренней свободы личности); осознание гражданственности в качестве духовной ценности; гражданскую позицию, включающую морально-нравственные установки, патриотическое мировоззрение; гражданское поведение, предполагающее наличие у личности готовности      исполнять свои гражданские обязанности, гармонично сочетать национальные чувства с социальной и этнической толерантностью. Гражданственность понимается в российской педагогике как критерий и одновременно итог социальной и этнической самоидентификации, то есть осознание личностью своей принадлежности к определенному государству, обществу, этносу; принятие законов и правил мультикультурного общества [3: 9], [4: 7]. В условиях формирования глобального мирового сообщества некоторые ученые определяют приоритеты гражданского образования исходя из общечеловеческих ценностей: гуманизма, толерантности к другим расам, религиям, культурным традициям и социальным укладам, готовности помогать людям; взаимодействия и сотрудничества. Гражданственность рассматривается как ядро национального патриотизма и средство воспитания законопослушного гражданина [1: 3]. В этом контексте важно осмыслить научные и прикладные основы гражданского образования, определить его сущность, цели, задачи и содержание в русле процессов, развивающихся в образовательных системах других стран.

Как показал анализ научной педагогической литературы и государственных документов об образовании, целью гражданского образования в России является формирование у личности гражданственности [9]. По своей сути, гражданственность — нравственное качество личности, характеризующее политическое и нравственно-правовое сознание личности, проявляющееся в сознательном и активном выполнении человеком гражданских обязанностей и долга перед государством, обществом, народом, в сознательной и инициативной деятельности на благо общества; разумное использование своих гражданских прав, точное соблюдение и уважение законов страны [6: 34].

Вместе с тем понятие гражданское образование, рассматривается учеными и   педагогами разных стран по-разному. Так, гражданское образование в России трактуется, чаще всего, как процесс и результат формирования гражданственности как качества личности. К основным элементам гражданственности относятся нравственная и правовая культура. Основная цель гражданского образования — воспитание в человеке нравственных идеалов общества, чувства любви к Родине, уважения ее законов и подчинения им, формирование у личности потребности в деятельности на благо общества, в расовой и национальной терпимости [7: 23]. Во Франции гражданское образование понимается как осознание личностью своих прав и обязанностей как члена демократического общества, развитие у молодых людей осознанного принятия гражданского долга [2]. В Испании ученые включают в понятие «гражданское образование» создание условий для осознания школьниками свободы и ответственности, прав и обязанностей гражданина, развития у них способности активного участия в демократизации общества [17].

Общим во всех приведенных понятиях является то, гражданское образование, нацеленное на формирование гражданственности как интегративного качества личности, позволяет человеку ощущать себя юридически, социально, нравственно и политически дееспособным. К основным  элементам гражданственности относятся нравственная и правовая культура, выражающиеся в чувстве собственного достоинства, внутренней свободе личности, дисциплинированности, в уважении и доверии к другим гражданам и к государственной власти, способности выполнять свои обязанности, в гармоничном сочетании патриотического, национального и интернационального чувств.

Нравственная культура базируется на общечеловеческих моральных ценностях, а правовая культура выступает в качестве субъективной основы и предпосылки существования правового государства, для которого характерна высокая степень востребованности гражданских качеств людей. Формирование гражданственности личности определяется не только субъективными усилиями воспитателей, но прежде всего объективным состоянием общества, уровнем развития демократии, гуманности. Основные черты гражданского облика личности закладываются в детском, подростковом, юношеском возрасте на основе опыта, приобретаемого в семье, школе, социальной среде, и в дальнейшем формируются на протяжении всей жизни человека [11].

В Испании имеются многовековые традиции гражданского образования, которые менялись на протяжении различных эпох. Испанская система просвещения в конце 18-начале 19 вв. объективно играла роль своеобразной экспериментальной лаборатории, где наглядно проявлялись и проходили проверку жизнью новые тенденции развития народного образования. В настоящее время ведущие испанские политики и деятели образования заинтересованы в использовании имеющегося потенциала гражданского образования для сохранения единства и конкурентоспособности государства.

Гражданскому образованию в школах как России, так и  Испании способствует изучение предметов, которые раскрывают  различные аспекты современного мира. Что касается школьной программы в Российской Федерации, то в ней имеются специальные предметы, которые нацелены на формирование у обучающихся гражданственности и воспитание гражданина. Эти предметы входят в предметную область «Общественно- научные предметы» (основное общее образование) и «Общественные науки (среднее (полное) общее образование). Особую значимость в названных  областях имеют «Обществознание» (средние классы) и «Право» (старшие классы).  «Обществознание» включает в себя основы общественных наук (философии, социологии, социальной психологии, правоведения, экономики, политологии и др.) и сосредоточивает обучающихся на специальных знаниях, которые необходимы для эффективного решения наиболее типических проблем в социальной, экономической, политической, духовной сферах жизни. Характерной особенностью курса обществознания является то, что общественные науки рассматриваются в нем не в изолированном виде, а как тесно связанные между собой дисциплины, составляющие единое целое. Если каждая отдельная наука предлагает свой фрагмент знаний об обществе и человеке и свою точку зрения на него, то обществознание позволяет сложить из этих фрагментов и позиций целостную и объемную картину социального мира [13: 5]. Основными целями предмета обществознание являются:

- развитие личности в ответственный период социального взросления человека (10-15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; развитие нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;

- воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;

- освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;

- овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных социальных ролях, характерных для подросткового возраста;

формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; в межличностных отношениях, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.

    Задачи названного предмета включают: содействие самоопределению личности, создания условий для её реализации;  формирование человека-гражданина, интегрированного в современную действительность и нацеленного на её совершенствование, ориентированного на развитие гражданского общества и утверждение правового государства;  воспитание гражданственности и любви к Родине; формирование у учащихся целостных представлений о жизни общества и человека в нём, адекватных современному уровню научных знаний. Кроме того   обществознание направлено на выработку основ нравственной, правовой, политической, экологической культуры; содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами, различными расовыми, национальными, этническими и социальными группами; помощь в реализации права учащихся на свободный выбор взглядов и убеждений;  ориентацию учащихся на гуманистические и демократические ценности [8: 10;12].

Предмет обществознание изучается в школах России 5 по 9 классы и был введен в школьную программу в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования; одобрен решением коллегии Минобразования России и Президиума Российской академии образования от 23 декабря 2003 г. № 21/12; утвержден приказом Минобразования России “Об утверждении федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования” от 9 марта 2004 г. № 1312 [10]. В состав образовательной программы по данному предмету входят шесть разделов, которые в совокупности рассматривают 35 основных тем, касающихся семьи, общества, человека, прав и правопорядка, Конституции РФ, политики [12: 6;7].

В Испании образовательная дисциплина, направленная на формирование у учащихся гражданственности, называется «Гражданское образование и права человека». Правительство Испании считает, что гражданское образование должно способствовать развитию свободных людей, воспитание у учащихся чувств самоуважения, личного достоинства, свободы, ответственности.  

Гражданское образование является важным механизмом демократизации общества. В  статье первой Конституции  Испании сказано, что гражданственность поддерживает общественное сосуществование, основанное на свободе, правосудии, равенстве и политическом плюрализме. В статье 14 подчеркивается равенство всех граждан перед законом, отрицается любая дискриминация по признаку  расы, пола или религии, утверждаются общечеловеческие ценности [19]. Согласно статье 18 Закона об общем образовании и королевскому указу № 1631 образовательная дисциплина «Гражданское образование и Права человека» была введена в школьные программы, а согласно статье 25 закона, эта дисциплина является обязательной для всех школ [14].

Министерство образования Испании сформулировало ряд основных задач гражданского образования (2010):

- овладение учащимися знаниями, характеризующие  теорию и практику демократии и прав личности, формирование у школьников гражданской позиции;

- воспитание ответственного гражданина, формирование у школьников умения мирно разрешать конфликты;

- умение работать в коллективе, ценить приобретаемый жизненный опыт;

- овладение  письменным и устным как государственным испанским (кастильским) языком, так и официальным языком своего Автономного сообщества;

 - умение знать и уважать историю, культуру и ценности не только своей страны;

- умение ценить и охранять окружающую среду [20]. 

В результате изучения предмета "Гражданское образование и права человека" испанские школьники должны знать: понятия "свобода" и "ответственность",  "права" и "обязанности"; историю и этические ценности; роль религии, философии в жизни человека, знать права человека и законы конституции Испании,  права и обязанности детей и подростков.

        Кроме того, учащиеся должны иметь представление о политической структуре Испании и основные понятия прав, экономики, политики и этики страны, уважать людей других национальностей, развивать чувство патриотизма, развивать понятие "хороший гражданин".

        На данный момент эти цели в гражданском воспитании являются достаточно общими. В будущем планируется конкретизация  целей и задач данного  предмета [21]. Наше знакомство с организацией гражданского образования в школах Валенсии (2013г.) показало, что предмет «Гражданское образование и права человека» изучается в образовательных учреждениях Испании в основном в младших и средних классах. Например, в 5 классах учебник содержит 5 блоков, в которые входят 31 тема. Большое внимание в ходе изучения предмета «Гражданское образование и права человека» уделяется правам и свободам, развитию личности, демократии, [15: 11].

Сравнение тематики и блоков образовательных дисциплин, направленных на формирование у учащихся гражданственности в школах России и Испании дает основание считать, что в содержании образования по этим дисциплинам имеются существенные отличия.

Так, в российских школах в 6 классе изучаются следующие темы: Человек (7 ч); Семья (4 ч); Школа (4 ч); Труд (4 ч); Родина (5 ч);  Добродетели (4 ч); Резерв учебного времени (7 ч)  [4: 7;8]. В испанскую школьную программу входят такие темы, как: Основные понятия гражданства (5ч); Разум и Свобода: понимание другого человека (7ч);  Правовое государство и разделение полномочий (7ч); Капитализм и Гражданство (6 ч); Капитализм и Социализм. Правовое государство и иллюзия гражданства в условиях капитализма (10 ч)  [16: 12].

Анализируя две программы по гражданскому воспитанию в России и Испании, можно сделать вывод о том, что понятие, сущность, цели задачи и содержание по этим предметам существенно различаются. Если в российской школе в предмете «Обществознание» значительный акцент сделан на понимании человека, как носителя определенных ценностей, качеств и индивидуальности, на его семью, на соблюдение прав и свобод в семье, школе, на коллективе, роли образования в жизни человека, патриотическом воспитании, толерантности, то в школьном предмете «Гражданское образование и права человека» (Испания) речь идет, прежде всего, о свободе человека, его правах и обязанностях, о государстве, как едином целом, о Конституции Испании, демократии в мире и в стране, о внешней и  внутренней политике, о законах современного общества, гражданской политике и выживании в современных условиях, а также об этическом воспитании.

Библиографический список

1. Антонова Е.С. Гражданское воспитание в современной школе Франции. Диссертация кандидата педагогических наук: 13.00.01. Волгоград, 2009. 170 с.

2. Антонова Е. С. Роль и значение гражданского воспитания во Франции. URL:   http://cyberleninka.ru/article/n/rol-i-znachenie-grazhdanskogo-vospitaniya-vo-frantsii (дата обращения: 19.06.2013)

3. Беккер, С.Н. Социально-педагогические условия эффективности системы гражданского воспитания учащихся. автореферат. Новокузнецк, 2007. 16 c.

4. Боголюбов Л. Н. , Городецкая Н. И., Л. Ф. Иванова, А. И. Матвеев. Сборник программ по курсу «Обществознание 6- 9 классы». М.: Просвещение, 2009. 60 с.

5. Болотина Т.В. Певцова Е.А. Права человека 10- 11 классы. Методическое пособие для учителя. М., 2006. 96 с.

6. Кичева И.В. Краткий словарь педагогических терминов.  Пятигорск: ПГЛУ, 2009. - 250 с.

7. Кравченко А.И. Обществознание. Учебник для 6 класса. Допущено Министерством образования РФ. М.: ООО ТИД  Русское слово, 2009. 98 с.

8. Лебедева О.В. Развитие гражданского образования в России. Киров, 2006. URL:   http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-01/dissertaciya-razvitie-grazhdanskogo-obrazovaniya-v-rossii (дата обращения: 19.06.2013)

9. О преподавании учебного предмета “Обществознание” в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования. URL: www.ed.gov.ru/d/ob-edu/noc/rub/standart/mp/08.doc (дата обращения: 19.06.2013)

10.Педагогическая энциклопедия. URL:   http://www.otrok.ru/teach/enc/txt/4/page91.html (дата обращения: 19.06.2013)

11. Рабочая программа педагога по предмету  «Обществознание» для 6 класса. Базовый уровень. М., 2010.  35 с.

12. Сычев А. А. Обществознание. М.:Альфа-М, ИНФРА-М., 2010. 86 с.

13.  Boletin oficial del Estado. Ministerio de educacion, cultura y deporte. № 186. Madrid, 2010. 55692 c.

14. Carlos Fernandez Liria, Pedro Fernandez Liria. Educacion para la Ciudadania: Democracia, capitalismo y Estado de Derecho. Manual. Madrid, 2008. P. 249.

15. Carlos Fernandez Liria, Pedro Fernandez Liria. Educacion para la Ciudadania: Democracia, capitalismo y Estado de Derecho. Manual. Madrid, 2010. P. 249.

16. Educación para la Ciudadanía en España. URL:   http://es.wikipedia.org/wiki/Educación_para_la_Ciudadanía_en_España  (дата обращения: 20.06.2013)

17. El sistema educativo en España. URL www.mizarmultimedia.com/.../N3_Cultura.pdf‎  (дата обращения: 20.06.2013)

18. Ley Orgánica 10/2002, de 23 de diciembre, de Calidad de la Educación. URL: https://www.boe.es/buscar/doc.php?id=BOE-A-2002-25037 (дата обращения: 19.06.2013)

19. JARES, X. R. (2005): "Educación para la Ciudadanía".de junio, 26. URL :http://www.educacionciudadania.mec.es/documentos/escue26.pdf (дата обращения: 19.06.2013)

20. Necesidad y constitucionalidad de la asignatura “Educacion para la ciudadania ” en el curriculum  de; sistema educativo espanol. URL:http://institucional.us.es/revistas/cuestiones/21/art_5.pdf  (дата обращения: 19.06.2013)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гражданское образование в Испании: традиции и современные стратегии развития Л.Л. Супрунова, Ю.С. Спицин (статья ВАК)

В статье рассмотрены традиции гражданского образования, сложившиеся в Испанском государстве; раскрыты современные стратегии формирования у обучающихся гражданской компетентности; на примере испанской ...

Спицин Ю.С. (статья ВАК) Приоритеты гражданского образования в Испании начала XXI века.

В статье раскрываются приоритеты гражданского образования в общеобразовательных учреждениях современной Испании, которые определяют цель, задачи и содержание формирования у испанской молодежи нравстве...

Ю. С. Спицин Гражданское воспитание в системе школьного образования в Испании

Гражданское общество - один из феноменов современного общества, совокупность социальных образований (групп, коллективов), объединенных специфическими интересами (экономическими, этническими, культурны...

Ю.С. Спицин ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГРАЖДАНСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ШКОЛАХ СОВРЕМЕННОЙ ИСПАНИИ

Гражданское воспитание- воспитание личности как гражданина правого демократического государства. Гражданское воспитание вводит личность в систему прав и обязанностей гражданина, формирует  опыт д...

Ю.С. Спицин Скаутское движение как форма гражданского образования в школах Испании.

В XXI веке в европейских странах особое внимание уделяется гражданскому образованию школьников. Наряду с обучением конкретным дисциплинам педагоги решают важную задачу подготовки школьников к будущей ...

Ю. С. Спицин ФОРМЫ И МЕТОДЫ ГРАЖДАНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ШКОЛАХ СОВРЕМЕННОЙ ИСПАНИИ

В современном обществе важную роль играет гражданское образование. Многие ученые и политики считают, что решение задач гражданского образования в школах и вузах является залогом успешного развития дем...

Спицин Ю.С.Подходы испанских ученых и политиков к решению проблемы гражданского воспитания в школах Испании

Гражданское образование - это образование, нацеленное на подготовку человека к тому, чтобы он стал ответственным гражданином, активно участвовал в политической жизни государства и был способен внести ...