Гражданское образование в Испании: традиции и современные стратегии развития Л.Л. Супрунова, Ю.С. Спицин (статья ВАК)
методическая разработка

Спицин Юрий Сергеевич

В статье рассмотрены традиции гражданского образования, сложившиеся в Испанском государстве; раскрыты современные стратегии формирования у обучающихся гражданской компетентности; на примере испанской школы охарактеризованы задачи, содержание, технологии гражданского образования, которые реализуются в рамках комплексной образовательной программы, позитивный опыт испанских педагогов.

The traditions of civil education, that has been developed in the Spanish state, are described in the article; modern strategies of forming civil competence of the students are exposed. Within the framework of the complex educational programme the authors characterized objectives, content, technologies of civil education, and also positive experience of Spanish educators, taking as an example the secondary school of Spain.

Ключевые слова. Гражданское образование, Испания, школьники, студенты, гражданская компетентность, традиции, стратегии, комплексная образовательная программа, позитивный опыт педагогов.

   Civil education, Spain, students, civil competence, traditions, strategies, comprehensive educational program, positive experience of Spanish educators.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vak._l.l._suprunova_yu.s._spitsin_statya_v_pedagogiku.doc145.5 КБ

Предварительный просмотр:

Сведения об авторах:

Супрунова Людмила Леонидовна, д.п.н., профессор, профессор кафедры межкультурной коммуникации, лингводидактики, педагогических технологий обучения и воспитания ФГБОУ ВПО «Пятигорский государственный лингвистический университет».

Ставропольский край, 357538 г. Пятигорск, ул. Бутырина  1,  кв. 104.

8 962 440 62 85; 8 919 743 14 90; vedasup@mail.ru

Спицин Юрий Сергеевич,  к.п.н., учитель английского и испанского языков МБОУ СОШ № 29 «Гармония» г. Пятигорска.

Ставропольский край, 357524 г. Пятигорск, ул. Аллея Строителей 6, кор. 3, кв. 74

8 903 444 45 21, amigo_kmv@mail.ru

Гражданское образование в Испании: традиции и современные стратегии развития

Л.Л. Супрунова, Ю.С. Спицин

Аннотация. В статье рассмотрены традиции гражданского образования, сложившиеся в Испанском государстве; раскрыты современные стратегии формирования у обучающихся гражданской компетентности; на примере испанской школы охарактеризованы задачи, содержание, технологии гражданского образования, которые реализуются в рамках комплексной образовательной программы, позитивный опыт испанских педагогов.

The traditions of civil education, that has been developed in the Spanish state, are described in the article; modern strategies of forming civil competence of the students are exposed. Within the framework of the complex educational programme the authors characterized objectives, content, technologies of civil education, and also positive experience of Spanish educators, taking as an example the secondary school of Spain.

Ключевые слова. Гражданское образование, Испания, школьники, студенты, гражданская компетентность, традиции, стратегии, комплексная образовательная программа, позитивный опыт педагогов.

        Civil education, Spain, students, civil competence, traditions, strategies, comprehensive educational program, positive experience of Spanish educators.

Повышение функций гражданского общества в современной России, интеграция Российской Федерации в мировое образовательное пространство усиливают потребность отечественных ученых в научном осмыслении зарубежного опыта формирования у растущего человека основ гражданской культуры. Практика показывает, что изучение педагогической теории и практики в других государствах служит существенной предпосылкой повышения качества обучения и воспитания в российских учебных заведениях. Большой опыт в сфере гражданского образования накоплен испанскими педагогами. Испания – одна из немногих стран мира, в которой стратегии гражданского образования четко определены в законодательных документах на уровне государства и автономных областей. В испанском государстве сложились многовековые традиции гражданского образования. На протяжении нескольких веков школа Испании являлась своеобразной экспериментальной лабораторией для западноевропейских стран, где проходили проверку временем новые подходы к гражданскому становлению личности взрослеющего человека. В XXI веке ведущие испанские политики и деятели образования (А. Кортина, Э. Лера, Л. Тамайо, Р. Фернандес  и др.)  ведут поиск эффективных способов приведения качества гражданского образования в соответствие с современными реалиями, в целях успешной интеграции детей и молодежи в демократическое общество.

Для российского педагогического сообщества значимость знакомства с опытом гражданского образования в Испании определяется также тем, что в России и Испании имеется ряд сходных социокультурных факторов, которые позволяют сравнивать и критически использовать достижения испанских педагогов в отечественной педагогике: героические традиции борьбы с иноземными завоевателями, тоталитарное прошлое, полиэтнический и многоязычный состав населения, многообразие форм культурной жизни.

Историко-педагогический анализ публикаций испанских и российских специалистов по образованию дает основание считать, что современная система гражданского образования Испании сформировалась в результате многовекового и сложного взаимодействия экономических, политических, социальных, культурных и собственно педагогических факторов. На основе типологизации этих факторов мы выделили основные модели гражданского образования, сложившиеся в ходе возникновения и развития испанского государства: гражданина-аристократа, благочестивого гражданина, гражданина-гуманиста, гражданина-борца за свои политические и социальные права, гражданина реформатора, гражданина авторитарного и гражданина демократического государства. Эти модели отличаются по целям и стратегиям, но, в целом, они характеризуют, на наш взгляд, последовательную деятельность испанских мыслителей и педагогов по развитию у личности гражданских качеств, востребованных в определенном историческом и социокультурном контексте. В рамках названных моделей складывались различные традиции подготовки молодежи к жизни и деятельности в обществе.

Истоки гражданского образования в этой стране, как и во многих других европейских государствах, восходят к периоду господства на Пиренеях Римской империи, в составе которой испанские провинции считались одними из самых развитых в культурном отношении районов (III до н.э. - IV век н.э.). Как обоснованно считают российские историки педагогики: Европа «унаследовала не только территорию греко-римского мира, многие его государственные учреждения и правовые понятия, но и многообразное духовное содержание в виде основ наук, искусств, разнообразных идей» [1, c. 41]. Подданные Рима были знакомы с идеями Платона и Аристотеля о демократическом государстве, сущность которых заключалась в подчинении личных интересов общему благу. Важными добродетелями гражданина в Древнем Риме считались законопослушность, честность, активная деятельность в органах самоуправления. В образовании большое значение придавалось изучению основ права, подготовке растущего человека к исполнению гражданских обязанностей, которые понимались, прежде всего, как защита интересов Империи, готовность к активному участию в деятельности институтов государственной власти, ответственность за свои поступки, строгое соблюдение законов, умение подчинить свои желания интересам государства. В рассматриваемый период зародилась традиция связи гражданского образования и нравственного воспитания и сложилась модель законопослушного гражданина-аристократа, в рамках которой государством должны управлять лучшие представители государства на основе избрания их в законодательные органы. Вместе с тем, в основу управления государством в Римской империи был положен принцип ограниченной демократии только для свободных граждан, а женщины и рабы, составлявшие большинство населения, были лишены политических и социальных прав и поэтому не могли считаться полноправными подданными государства.

Другая модель гражданского образования - благочестивого гражданина превалировала в средневековой Испании (V-XIV вв.). На этом этапе развития испанского государства превыше всего в гражданине ценились: знание церковных канонов, соблюдение религиозных обрядов, преданность идеалам католической церкви, стремление бороться с инакомыслящими, а также готовность беззаветно служить своему королю и господину. Образование носило сословный характер. Учащихся, принадлежавшие к различным сословиям (духовенство, феодалы-рыцари, третье сословие: крестьяне, торговцы и ремесленники), посещали разные типы учебных заведений, где их обучали и воспитывали в соответствии с правами и обязанностями, закрепленными в законодательных документах государства. Вместе с тем, представители всех сословий воспитывались в духе   преклонения перед богом, верности идеалам католической церкви и беспрекословного подчинения своему господину. В средневековых школах и университетах особое внимание уделялось изучению латыни и толкованию священных христианских текстов, заучиванию молитв, формированию у детей и молодежи умений грамотно исполнять религиозные обряды. Все это способствовало закреплению в сознании обучающихся понятий католического вероучения, формированию религиозного самосознания и укреплению веры в божественный промысел.

В раннем средневековье большое влияние на формирование идеала гражданина в Испании оказали идеи Исидора Севильского, который выступал против бездумного заучивания обучающимися религиозных текстов, утверждая необходимость осознанного постижения божественной истины на основе взаимосвязи лучших античных традиций и достижений науки и культуры [2, c. 380]. В характеризуемый период сложилась, а впоследствии получила развитие традиция преданности духовным идеалам общества на основе религиозных канонов, которая особенно ярко проявилась в деятельности педагогов Католического ордена иезуитов, основанного в 1534 г. Игнатием Лойолой. Однако, нацеленная на воспитание преданных слуг католической церкви, эта система подвергалась резкой критике со стороны мыслителей Эпохи Просвещения. Чрезмерная регламентация образовательного процесса, выхолащивание античных традиций, недостаточное внимание к естественным и точным наукам, ограничение воспитания религиозными догмами привели к отставанию содержания образования от запросов жизни, к снижению качества образования в иезуитских учебных заведениях и, в конечном итоге, к ослаблению их влияния в обществе. Вместе с тем, система иезуитского воспитания способствовала введению в гражданское образование принципов приоритетности духовных идеалов над материальными, подчинения личных интересов коллективным; воспитанию у обучаемых ответственности за свое поведение перед обществом, формированию умений общаться и конструктивно взаимодействовать в коллективе.

Дальнейшее влияние на развитие гражданского образования в Испании оказали арабы, носители высокоразвитой восточной культуры, в период своего правления на Пиренейском полуострове (711-1492 гг.). Арабские правители открыли на территории Испании ряд учебных заведений: начальные, средние специальные школы и высшие учебные заведения (философские, медицинские и астрономические академии), в которых обучающихся знакомили также с основами права. Содержание этих курсов было направлено на воспитание у местного населения чувства преданности правителю и Аллаху. Важное значение придавалось изучению ценностей и норм поведения, принятых в мусульманской культуре [3, c. 189].

В XV-XVII веках, в эпоху Возрождения в Испании получил развитие гуманистический подход к гражданскому образованию, в рамках которого в теории и практике обучения и воспитания были заложены традиции уважения к ребенку, обучения на родном языке, связи обучения с жизнью, что способствовало воспитанию у молодежи национального духа и стремления активно участвовать в жизни государства. Гуманистические идеи в сфере культуры и образования Испании развивались в условиях укрепления монархии, ослабления влияния церкви на общественно-политическую жизнь страны, в ходе Реконкисты (борьбы за освобождение испанских территорий от арабских завоевателей). В рассматриваемый период постепенно сформировалась модель гражданина-гуманиста, в рамках которой человек рассматривался мыслителями прогрессивными педагогами как главная ценность Вселенной, со всеми его достоинствами и недостатками.  Сущностью этой модели была вера в безграничные возможности личности, которые следовало развивать на основе изучения трудов античных авторов и современных достижений культуры, посредством включения в содержание образования практико-ориентированного знания, а также в ходе самообразования и самосовершенствования.

В образовании Испании идеологом ренессансного гуманизма стал Х.Л. Вивес, философ и педагог, который в своих работах подчеркивал значимость формирования у подрастающих поколений гражданской культуры. Основными критериями такой культуры, по Вивесу, являются: владение растущим человеком родным языком, знание основ  гражданского права,  сформированость гуманного отношения к другим и требовательность к себе [4, c. 112-114]. Однако до середины XVIII века гражданское образование носило сословный и элитарный характер, т.к. целенаправленно осуществлялось в образовательных учреждениях лишь для высших сословий и было направлено на защиту привилегий правящих слоев населения.

Утверждение в Испании позиций буржуазной демократии и развитие педагогической мысли в русле эпохи Просвещения (вторая половина XVIII-XIX вв.) послужили импульсом для распространения в теории и практике гражданского образования идей о необходимости формирования у молодежи умений защищать свои социальные права, о воспитании у подрастающих поколений потребности в преобразовании общества на демократических началах. В этот период в гражданском образовании сложилась модель гражданина-борца за свои политические и социальные права, зародилась традиция воспитания у растущего человека готовности к защите личных прав и свобод. Большое влияние на характер гражданского образования на данном этапе оказали воззрения и практическая деятельность испанских педагогов-просветителей Г.М. Ховельяноса, П.Р. Кампоманеса, Х. Санса дель Рио, Ф. Хинера, которые выступали против господства церкви во всех сферах общественной жизни, боролись за ограничение власти монархии представительными органами, за предоставление политических и гражданских прав широким слоям населения, а также за распространение просвещения среди народных масс [5, c. 46].

На практике модель подготовки гражданина-борца за свои политические и социальные права получила выражение по следующим направлениям: стремление широких слоев населения к образованию; вытеснение латыни национальными языками в учебных заведениях различного типа; использование в образовании форм и методов обучения, стимулирующих гражданскую активность молодежи.

Вступление Испанского государства на путь капиталистического развития (вторая половина XIX - начало XX вв.) привело к формированию в образовании модели гражданина-реформатора. Эта модель сложилась под воздействием педагогических воззрений философов и педагогов А. Манхона, Ф. Феррера Гуардиа, X. Ортега-и-Гассета и его последователей, которые сформулировали и на практике осуществляли положения о важности согласования политических и правовых норм с нравственными ценностями в гражданском образовании, об ответственности каждого гражданина за демократическое преобразование общества [6, c. 38]. Именно в это время в гражданском образовании Испании формируется традиция воспитания у молодежи потребности к реформированию общества и государственных институтов на основе демократических принципов. Воспитанные в духе реформаторской традиции молодые испанцы принимали активное участие в политических событиях 1930-х годов: в создании Второй республики и в Гражданской войне 1936-1939 гг., где особенно ярко проявился высокий уровень гражданственности большинства населения Испании.

Поражение Народного фронта в Гражданской войне и установление в Испании диктатуры Ф. Франко (1936-1975) привели к формированию в образовании модели законопослушного гражданина тоталитарного государства. Во многом по образцу фашистской Италии государство в Испании было организовано как «корпоративное, централизованное, патерналистское». Отличительными чертами этого государства стали территориальное единство и жесткая вертикаль государственного управления, где не было места ни для региональной автономии, ни для идей этнокультурной идентичности народов, населявших Испанию [7, c. 137-138]. Отличительной чертой системы образования в Испании в период диктатуры Франко (1939-1975 гг.) было воспитание учащихся в духе беспрекословного подчинения власти под эгидой католицизма – единственной и официальной религии франкистского государства. Такая стратегия осуществлялась в образовании, в ходе преподавания в образовательных учреждениях учебного предмета «Формирование национального духа», а также посредством вовлечения детей и молодежи в такие общественные организации тоталитарного типа, как «Фронт молодежи», «Маргаритки», «Стрелы» и др. Вместе с тем, демократически настроенные представители интеллигенции, студенчества и трудящихся вели в этот период систематическую борьбу с тоталитарным режимом, постепенно ослабляя власть диктатора и подготавливая почву для демократических перемен.         

Разработка современной, демократической модели гражданского образования началась в Испании в конце XX века, на этапе перехода страны на демократический путь развития. Проведенный нами сравнительный анализ государственных документов и научной литературы по исследуемой проблеме позволяет считать, что стремление испанских политиков, ученых и педагогов-практиков обновить гражданское образование на основе демократических идей было связано с процессами распространения в мире концепций либеральной демократии и либеральных демократических ценностей на новые страны и регионы, а также с готовностью большинства населения страны жить в демократическом обществе [8, c. 104]. Одним из важных инструментов государственной политики по реализации идей либеральной демократии в Испании стала общеобразовательная школа. В 1984 году в содержание школьного образования, начиная с 4 класса, была введена учебная дисциплина «Основы права и политики», в рамках которой школьники изучали этические аспекты права, законодательные положения о правах и обязанностях гражданина Испании. Однако, в 1996 г. Министерство образования, культуры и спорта Испании отменило преподавание данной дисциплины, поскольку, по мнению многих политиков и ученых, она была нацелена в основном на преподавание теории права, а не на усвоение школьниками демократических законов, правил и норм поведения в обществе. В связи с этим, Правительством было принято решение о введении в содержание школьного образования двух учебных дисциплин: «Основы права» и «Основы морали» [9, c. 102]. Дальнейшая практика преподавания этих дисциплин показала, что в их содержании не в полной мере учитывались сложившаяся в европейских странах новая социокультурная реальность, а также усиливающиеся в мире процессы глобализации и интернационализации.

В 2002 г., руководствуясь Рекомендациями Совета Eвропы, правительство Испании предложило ввести в содержание школьного образования учебную дисциплину «Гражданское образование и права человека», которая отличается от «Основ права» тем, что данная дисциплина направлена на формирование у школьников гражданской компетентности, т.е. на практическое применение знаний, полученных в ходе изучения курса [10]. С учетом рекомендаций Совета Eвропы Министерство образования, культуры и спорта Испании сформулировало три основных задачи гражданского образования в школе, которые должны способствовать развитию у обучающихся гражданской компетентности:

– овладение знаниями, раскрывающими сущность демократии и прав человека, которые обеспечивают эффективное формирование  гражданской позиции личности;

– развитие умений и навыков корректного поведения в демократическом обществе;

– формирование гражданских качеств личности, позволяющих активно участвовать в жизни общества [11, c. 355].

В 2002 г. был принят Закон «О качестве образования в Испании», в который внесены поправки, касающиеся гражданского  образования. Согласно названному Закону учебный предмет «Гражданское образование и права человека» стал обязательным для изучения в начальной, средней и старшей школе [12]. Таким образом, Закон от 2002 года нацелил органы управления образованием и педагогов на формирование у школьников гражданской компетентности, как совокупности социальных и гражданских компетенций, в ходе преподавания всех учебных дисциплин для их активного участия в жизни демократического общества.

Последующие меры по повышению качества гражданского образования в школах Испании реализуются в рамках «Основного закона об образовании» от 2006 г. Наши беседы с испанскими педагогами, изучение публикаций специалистов по этой проблеме свидетельствуют о том, что до принятия названного закона задачи гражданского образования решались в образовательных учреждениях недостаточно системно и последовательно. В «Основном законе об образовании» сформулированы цели и задачи гражданского образования:  образование в духе мира, уважения прав, свобод человека и формирование у школьников активной гражданской позиции, а также положение о том, что гражданская компетентность является одной            из ключевых компетентностей, приобретаемых школьниками в ходе начального и среднего образования, которые необходимы для осуществления демократической, ответственной, свободной и активной гражданской деятельности. Кроме того, в «Основном законе об образовании» от 2006 года прописаны уровни гражданской компетентности учащихся на различных этапах обучения и инструменты оценивания этой компетентности [13, c. 632]. В целях повышения качества гражданского образования в 2010-2012 гг. Министерство образования, культуры и спорта Испании инициировало в обществе широкую дискуссию по этой проблеме. На обсуждение общественности был вынесен ряд вопросов, связанных с поиском эффективных путей формирования у школьников гражданской компетентности на основе сложившихся в гражданском образовании традиций и рекомендуемых Советом Европы инноваций. Среди таких вопросов были следующие:

1. Как соединить теорию и практику образования, направленного на развитие у обучающихся гражданской компетентности с учетом испанских традиций?

2. Какой вклад в обучение школьников демократическим ценностям может внести решение социальных проблем?

3. Какие стратегии следует разрабатывать и осуществлять для повышения качества гражданского образования в русле демократических идей? [14, c. 128].

В результате обсуждения данных вопросов Правительством Испании были определены следующие стратегии повышения качества гражданского образования:

– разработка инновационных подходов, нацеленных на развитие у обучающихся гражданской компетентности на основе реализации в содержании образования и образовательном процессе идей, характеризующих демократические ценности в контексте сложившихся традиций и инноваций;

– поощрение саморазвития гражданских качеств личности и самооценивания образовательных учреждений в указанном направлении;

– поддержка инновационной практики демократического управления общеобразовательными учреждениями;

– создание в школах демократической образовательной среды, включение в принятие решений по социальным проблемам учеников, студентов, родителей, преподавателей, представителей общественности.

Кроме того, были разработаны меры по контролю и оценке качества образования, направленные на формирование у обучающихся гражданской компетентности, а также на повышение уровня подготовки по этому направлению как будущих педагогов, так и уже работающих преподавателей. Были предложены способы объединения усилий правительственных и общественных организаций по использованию имеющегося у них опыта в решении данной проблемы, в числе которых выделим следующие:

– создание экспериментальных площадок как центров демократического развития, позволяющих школьникам и студентам непосредственно включаться в процесс принятия социальных решений;

– апробация инновационных подходов и образовательных стратегий, направленных на воспитание у обучающихся демократической гражданственности, и повышение качества образования в области   прав человека, с учетом сложившихся в этой сфере традиций;

– реализация проектов по ненасильственному разрешению конфликтов в обществе и образовательной среде через диалог, переговоры, консенсус, сотрудничество;

– разработка специальных проектов, направленных   на воспитание у обучающихся демократической гражданственности и образование в области прав человека в социально неблагополучных регионах;

– содействие реализации политики равных возможностей и гендерного равенства в образовательных учреждениях;

– поощрение сетевого взаимодействия и гражданского партнерства в образовании, нацеленного на воспитание гражданственности, и просвещения в области прав человека [15].

Охарактеризованные стратегии повышения качества подготовки молодежи к жизни в гражданском обществе и правовом государстве дают основание считать, что испанские политики и деятели образования рассматривают гражданское образование как комплексную образовательную программу, основанную на демократических ценностях, в реализации которой должны быть заинтересованы не только педагоги, но и все слои населения, а также органы власти. Важно отметить, что с конца XX века по настоящее время приоритеты в гражданском образовании испанских школьников и студентов под влиянием общественных и политических сил, педагогического сообщества и родителей претерпели существенные изменения.

Так, если в 1990-х годах в содержании гражданского образования в школах и вузах, в соответствии с рекомендациями Совета Европы и Европейского Союза, основное внимание уделялось формированию гражданских качеств личности с позицией либеральной демократии, то в XXI веке отчетливо выделяется тенденция формирования у школьников гражданской компетентности на основе согласования сложившихся в этой сфере традиционных ценностей, сформулированных в Конституции Испании, и инноваций, рекомендуемых европейским сообществом. Например, во втором десятилетии XXI века по требованию религиозных деятелей, некоторых политиков, педагогов и родителей в большинстве учебных заведений Испании из содержания гражданского образования были исключены вопросы, характеризующие права сексуальных меньшинств, что, с одной стороны, ограничило распространение идей гомосексуализма в образовательной среде, а с другой - лишило учителей возможности обсуждать со обучающимися риски, связанные с гомосексуальной ориентацией.

Проведенный нами анализ нормативных документов учебных заведений в городах Барселона, Валенсия, Реус свидетельствует о том, что формированию у обучающихся гражданской компетенции важное значение придается на всех этапах образования. В младших классах испанских школ развитие гражданской компетенции направлено на формирование у детей способности осознавать себя членом семьи и школьного коллектива, жителем города; на воспитание любви к родному дому, школе, своему государству, уважения к сложившимся традициям, бережного отношения к природе. В значительной степени этому способствует изучение школьниками с четвертого класса образовательной дисциплины «Гражданское образование и права человека».  Как отмечается в методических рекомендациях, разработанных учеными под эгидой Министерства образования, культуры и спорта Испании, содержание данной дисциплины, «позволяет получить представление о демократических ценностях, приобщаться к социально одобряемым нормам, активно включаться в социально преобразующую деятельность» [16, c. 16-17]. В средних классах основное внимание учителей направлено на формирование у школьников исторической памяти, национального самосознания на основе изучения родного и общенационального языка, традиций, идеалов, сложившихся в различные периоды исторического развития Испании, в процессе освоения норм общения с различными этническими обществами и их представителями. Формирование гражданской компетенции в средних классах испанских школ осуществляется в рамках всех образовательных дисциплин и направлено на становление активной жизненной позиции, культуры общения и ответственности обучающихся. Особое внимание в этот период уделяется формированию у растущего человека миротворческого мышления, развитию чувства толерантности к людям других религий и наций, готовности жить и трудиться в поликультурном и демократическом мире [17, c. 18-19].

В старших классах и в высших учебных заведениях гражданское образование реализуется на основе изучения Конституции Испании, в ходе ознакомления школьников и студентов с демократическими ценностями, этикой межличностных отношений. Преподавание гуманитарных дисциплин нацелено на обучение умениям ориентироваться в социальной реальности. Обучающиеся должны осознавать свою социальную роль в обществе, проявлять уважительное отношение к иному мнению, развивать в себе чувство толерантности, уметь вести культурный диалог с людьми разного возраста, разной этнической и конфессиональной принадлежности, быть способны конструктивно разрешать конфликтные ситуации, уметь делать правильный выбор в сложных ситуациях.

Для того, чтобы школьники и студенты могли применять полученные знания на практике, в образовательном процессе многих испанских школ и вузов широко применяются интерактивные и практико-ориентированные формы и методы, а также информационные образовательные технологии.  Как показали наши наблюдения за познавательной деятельностью школьников, а также беседы с учителями и учащимися, в младших и средних классах ведущими формами и методами гражданского образования являются: метод положительного героя, анализ конкретной ситуации, проблемный вопрос, виртуальная экскурсия, сюжетно-ролевая игра, сочинение-размышление, презентация и др. В старших классах школ и в вузах доминируют импровизация, ролевая игра, мозговой штурм, дискуссия, дебат, исследовательский и социально-преобразующий проект, скайп и квест-технологии. Интерактивный подход к решению задач гражданского образования способствует развитию у школьников умений критически мыслить, анализировать и осознавать существующие социальные проблемы, готовности к сотрудничеству с людьми, представляющими различные слои населения, воспитанию уважения к правам окружающих людей, и стремлению отстаивать свои права.

 Во внеклассной и внеаудиторной работе особое внимание уделяется способам гражданского образования, которые позволяют практически реализовать приобретенные на учебных занятиях знания, умения, навыки, ценностные ориентации, стимулируя гражданскую активность взрослеющего человека. Наиболее распространенными формами и методами формирования гражданской компетентности здесь являются акции, проекты, социально-ориентированные программы, дни науки, культуры, экологии, труда, День Солидарности с третьим миром, День Конституции и др., направленные на демократическое преобразование окружающей действительности и развитие у учащихся социальной ответственности.

Основные механизмы формирования гражданской компетентности во внешкольной деятельности – скаутское и волонтерское движения, участвуя в которых растущий человек приобретает качества, необходимые гражданину демократического государства: учится пользоваться предоставленными государством правами, согласовывать свои действия с интересами других людей, действовать в сотрудничестве, проявлять толерантность к носителям других культур, оказывать помощь попавшим в беду. Эти качества развиваются в ходе реализации таких социальных и культурных программ, как Здоровье, Жизнь в обществе, Образование, Спорт [18, с 10- 13]. В решении задач гражданского образования молодежи активное участие принимают Национальный молодежный совет Испании, региональные молодежные, политические и религиозные организации, школьные советы, родители.

Данные испанских ученых и педагогов, а также наше знакомство с образовательной практикой на основе посещения занятий в испанских школах, бесед с учителями, учащимися и их родителями, анкетирования педагогов, преподающих учебную дисциплину «Гражданское образование и права человека», позволяют считать, что решение задач гражданского образования на школьном, региональном и центральном уровнях осложняется многими проблемами, среди которых мы выделили следующие: преобладание в содержании образования идей либеральной демократии, что приводит к ослаблению взаимосвязи индивидуальных и социальных аспектов в сознании растущего человека; доминирование в образовательном процессе практико-ориентированных форм и методов преподавания, не всегда обеспечивающих системность и прочность в усвоении знаний, в формировании социальных способностей; слабая обеспеченность образовательного процесса учебными и методическими материалами; недостаточное привлечение электронных ресурсов и местного материала для развития у обучающихся гражданской компетентности; недостаточная подготовленность некоторых педагогов к преподаванию учебной дисциплины «Гражданское образование и права человека».

Вместе с тем, заслуживает внимание позитивный опыт испанских педагогов, который, на наш взгляд, целесообразно использовать в отечественной педагогике в ходе решения задач гражданского образования. Во-первых, наличие основательной нормативно-правовой базы гражданского образования в законах и постановлениях правительства об образовании, что дает возможность политикам, ученым, педагогам иметь ориентиры для определения и реализации образовательных стратегий на центральном, региональном и институциональном уровнях. Во-вторых, систематическое взаимодействие педагогов, политических, общественных, религиозных организаций, родителей в определении стратегий повышения качества гражданского образования, что создает благоприятные предпосылки для поиска оптимальных решений и консенсуса не только в образовательной политике, но и в обществе в целом. В-третьих, комплексный подход к реализации идей гражданского образования в учебной, внеучебной и социально-значимой деятельности, который обеспечивается общей целью и требованиями к уровню подготовки обучающихся в сфере гражданского образования во всех звеньях образовательной системы; осуществлением междисциплинарных связей в учебном процессе, подготовкой педагогов к реализации идей демократической гражданственности. В-четвертых, создание общего образовательного пространства для развития у растущего человека качеств гражданина демократического общества и правового государства в учебных и культурно-просветительных заведениях, в молодежных общественных и политических организациях. В-пятых, ориентация испанских педагогов и учащихся на широкое использование в образовательном процессе практико-ориентированных, интерактивных и информационных технологий, что позволяет решать задачи гражданского образования в широком социокультурном контексте.

 

     

ЛИТЕРАТУРА

  1. История педагогики и образования / под ред. З.И. Васильевой. 5-е изд. М.: Академия. 2009. 432 с.
  2. Исидор Севильский // Российская педагогическая энциклопедия: в 2-х т. М.: БРЭ. 1993. Т. 1. 607 с.
  3. Mariano Carderera. Diccionario de educación y métodos de enseñanza. Tomo I. Imprenta de A. Vicente. Madrid. 2011. 269 p.        
  4. Тарасова О.А. Педагогические идеи Х. Вивеса // История и современные проблемы сравнительной педагогики. Пятигорск: ПГЛУ. 2004.  Вып. 2. С. 112-118.
  5. Menéndez y Pelayo. Historia de los heterodoxos españoles. Madrid. 1981. Lib. 8, cap. III. 210 p.
  6. José Ortega у Gasset. '¿ Qué es filosofía?' // Revista de Occidente. Madrid. 1972. 45 p.
  7. Гарсия Х. Испания XX века. М.: Мысль. 1967. 486 с.
  8. Макферсон К.Б. Жизнь и времена либеральной демократии / пер. с англ. А. Кырлежева. М.: Изд. дом Гос. ун-та – Высшей школы экономики. 2011. 176 с.
  9. Consejo Escolar del Estado. Ministerio de Educación, Cultura y Deporte. Datos y Cifras. Cursos escolares 1980/1990. Catálogo de publicaciones del Ministerio de Educación. Madrid, 2010. 200 p.   
  10. Una iniciativa de servicio. Profesionales por la ética // URL: http://www. profesionalesetica.org/wpcontent/uploads/downloads/2012/10/EpC_20_cuestiones.pdf (дата обращения: 14.06.2013).
  11.  Estelania Lera J.L. Evolución externa del centro у calidad educativa. Madrid, 2003. 356 p.
  12.  Jares X.R. Educación para la Ciudadanía. 2005. URL: http://www.educacionciudadania.mec.es/documentos/escue26.pdf (дата обращения: 27.04.2014).
  13. Ministerio de Educación y Ciencia. Real Decreto 1631/2006, de 29 de diciembre, por el que se establecen las enseñanzas mínimas correspondientes a la Educación Secundaria Obligatoria. BOE №  5 de 5 de enero de 2007. Madrid. 2007. P. 677.
  14. Birzea, C. Actividades en el contexto escolar más amplio// Dirección General de Educación y Cultura de Europa. 2011. 130 p.            
  15. Educación para la Ciudadanía: la polémica, fuera del aula. URL: http://www.elmundo.es/elmundo/2012/02/03/ espana/  (дата обращения: 30.05.2014).
  16. Castro Prieto, Paloma, Pureza, Jose Manuel. La educación para la ciudadanía y conciencia medioambiental en Espana. Madrid, 2011. 99 p.
  17.  La libertad posible: ideas para una educación para la ciudadanía - URL: www.mecd.gob.es/dctm/revista-de-educacion/re35824.pdf (дата обращения: 14.04.2012).
  18. Esteban Morsillo. Sobre la educación para la ciudadanía y los derechos humanos. El patriotismo en las escuelas de España. Madrid, 2013. 70 p.

  1. История педагогики и образования / под ред. З.И. Васильевой. 5-е изд. М.: Академия. 2009. 432 с.

Istoriya pedagogiki i obrazovaniya/ pod red. Z.I.Vasilievoi. 5-e izd. Moscow, Academia, 2009, 432 p.

  1. Исидор Севильский // Российская педагогическая энциклопедия: в 2-х т. М.: БРЭ. 1993. Т. 1. 607 с.

Isidor Sevilskii // Rossiiskaya pedagogicheskaya entsiclopedia: v 2-h t. Moscow, BRE, 1993, T.1, 607.

  1. Mariano Carderera. Diccionario de educación y métodos de enseñanza. Tomo I. Imprenta de A. Vicente. Madrid. 2011. 269 p.        
  2. Тарасова О.А. Педагогические идеи Х. Вивеса // История и современные проблемы сравнительной педагогики. Пятигорск: ПГЛУ. 2004.  Вып. 2. С. 112-118.

Tarasova O.A. Pedagogicheskie idei H. Vivesa [Pedagogical ideas of H. Vives] // Istoriya i sovremennie problem sravnitelnoi pedagogiki. Piatigorsk, PGLU, 2004, Vip.2, 112-118.

  1. Menéndez y Pelayo. Historia de los heterodoxos españoles. Madrid. 1981. Lib. 8, cap. III. 210 p.
  2. José Ortega у Gasset. '¿ Qué es filosofía?' // Revista de Occidente. Madrid. 1972. 45 p.
  3. Гарсия Х. Испания XX века. М.: Мысль. 1967. 486 с.

Garcia H. Ispaniya XX veka [Spain of the 20 th. century], Moscow, Misl, 1967, 486 p.

  1. Макферсон К.Б. Жизнь и времена либеральной демократии / пер. с англ. А. Кырлежева. М.: Изд. дом Гос. ун-та – Высшей школы экономики. 2011. 176 с.

Makferson K.B. Zhizn i vremena liberalnoi demokratii [Life and times of liberal democracy]/ per. s angl. A. Kirlezheva, Moscow, Izd. dom Gos. Universiteta- Visshei shcoli ekonomiki, 2011, 176 p.

  1. Consejo Escolar del Estado. Ministerio de Educación, Cultura y Deporte. Datos y Cifras. Cursos escolares 1980/1990. Catálogo de publicaciones del Ministerio de Educación. Madrid, 2010. 200 p.   
  2. Una iniciativa de servicio. Profesionales por la ética // URL: http://www. profesionalesetica.org/wpcontent/uploads/downloads/2012/10/EpC_20_cuestiones.pdf (дата обращения: 14.06.2013).
  3.  Estelania Lera J.L. Evolución externa del centro у calidad educativa. Madrid, 2003. 356 p.
  4.  Jares X.R. Educación para la Ciudadanía. 2005. URL: http://www.educacionciudadania.mec.es/documentos/escue26.pdf (дата обращения: 27.04.2014).
  5. Ministerio de Educación y Ciencia. Real Decreto 1631/2006, de 29 de diciembre, por el que se establecen las enseñanzas mínimas correspondientes a la Educación Secundaria Obligatoria. BOE №  5 de 5 de enero de 2007. Madrid. 2007. P. 677.
  6. Birzea, C. Actividades en el contexto escolar más amplio// Dirección General de Educación y Cultura de Europa. 2011. 130 p.            
  7. Educación para la Ciudadanía: la polémica, fuera del aula. URL: http://www.elmundo.es/elmundo/2012/02/03/ espana/  (дата обращения: 30.05.2014).
  8. Castro Prieto, Paloma, Pureza, Jose Manuel. La educación para la ciudadanía y conciencia medioambiental en Espana. Madrid, 2011. 99 p.
  9.  La libertad posible: ideas para una educación para la ciudadanía - URL: www.mecd.gob.es/dctm/revista-de-educacion/re35824.pdf (дата обращения: 14.04.2012).
  10. Esteban Morsillo. Sobre la educación para la ciudadanía y los derechos humanos. El patriotismo en las escuelas de España. Madrid, 2013. 70 p.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Спицин Ю.С. (статья ВАК) Приоритеты гражданского образования в Испании начала XXI века.

В статье раскрываются приоритеты гражданского образования в общеобразовательных учреждениях современной Испании, которые определяют цель, задачи и содержание формирования у испанской молодежи нравстве...

Спицин Ю.С., Супрунова Л.Л. ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ КОНЦЕПЦИИ ГРАЖДАНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ИСПАНСКОГО ФИЛОСОФА Х. ОРТЕГА-И-ГАССЕТА (статья ВАК)

В статье раскрывается гуманистический потенциал концепции гражданского образования известного испанского философа X. Ортеги-и-Гасcета. Показано, что мыслитель рассматривал образование в качестве важно...

Ю.С. Спицин ГРАЖДАНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ШКОЛАХ РОСИИ И ИСПАНИИ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ (статья ВАК)

В статье раскрываются сущность, цель, задачи и содержание гражданского образования в современной Испании в сопоставительном плане с формированием гражданственности в общеобразовательных учреждениях Ро...

Ю. С. Спицин Гражданское воспитание в системе школьного образования в Испании

Гражданское общество - один из феноменов современного общества, совокупность социальных образований (групп, коллективов), объединенных специфическими интересами (экономическими, этническими, культурны...

Ю. С. Спицин Задачи гражданского образования в Испании в контексте интреграционных процессов Европейского Союза

В течение многих веков Западная Европа была местом многочисленных кровавых войн, ожесточенных религиозных конфликтов, межнациональной вражды  Экономические и политические противоречия существуют ...

Ю.С. Спицин Скаутское движение как форма гражданского образования в школах Испании.

В XXI веке в европейских странах особое внимание уделяется гражданскому образованию школьников. Наряду с обучением конкретным дисциплинам педагоги решают важную задачу подготовки школьников к будущей ...

Ю. С. Спицин ФОРМЫ И МЕТОДЫ ГРАЖДАНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ШКОЛАХ СОВРЕМЕННОЙ ИСПАНИИ

В современном обществе важную роль играет гражданское образование. Многие ученые и политики считают, что решение задач гражданского образования в школах и вузах является залогом успешного развития дем...