Спицин Ю.С., Супрунова Л.Л. ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ КОНЦЕПЦИИ ГРАЖДАНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ИСПАНСКОГО ФИЛОСОФА Х. ОРТЕГА-И-ГАССЕТА (статья ВАК)
статья

Спицин Юрий Сергеевич

В статье раскрывается гуманистический потенциал концепции гражданского образования известного испанского философа X. Ортеги-и-Гасcета. Показано, что мыслитель рассматривал образование в качестве важного средства политического и культурного преобразования общества, формирования у обучающихся основ политической и гражданской культуры. Охарактеризованы базовые гуманистические положения концепции гражданского образования X. Ортеги. Раскрыты основные способы гражданского образования в испанских школах и университетах.

Abstract. The article reveals the humanistic potential of the concept of civic education formulated by the well-known Spanish philosopher  J. Ortega у Gasset.  The thinker treated education as an important means of political and cultural reconstruction of society, as an instrument of developing the students’ moral and legal culture. The basic humanistic ideas of J. Ortega’s concept of civic education are characterized. The main ways of civic education  in the Spanish schools and the universities are shown.

Ключевые слова: гражданское образование, гуманистический потенциал, Испания, культура, философ.

Key words: civic education, humanistic potential, Spain, culture, philosopher.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vak.spitsin_yu._ortega_.doc71.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ КОНЦЕПЦИИ

 ГРАЖДАНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ  ИСПАНСКОГО ФИЛОСОФА

 Х. ОРТЕГА-И-ГАССЕТА

Спицин Ю.С., Супрунова Л.Л.

Пятигорский государственный лингвистический университет

Аннотация. В статье раскрывается гуманистический потенциал концепции гражданского образования известного испанского философа X. Ортеги-и-Гасcета. Показано, что мыслитель рассматривал образование в качестве важного средства политического и культурного преобразования общества, формирования у обучающихся основ политической и гражданской культуры. Охарактеризованы базовые гуманистические положения концепции гражданского образования X. Ортеги. Раскрыты основные способы гражданского образования в испанских школах и университетах.

Abstract. The article reveals the humanistic potential of the concept of civic education formulated by the well-known Spanish philosopher  J. Ortega у Gasset.  The thinker treated education as an important means of political and cultural reconstruction of society, as an instrument of developing the students’ moral and legal culture. The basic humanistic ideas of J. Ortega’s concept of civic education are characterized. The main ways of civic education  in the Spanish schools and the universities are shown.

Ключевые слова: гражданское образование, гуманистический потенциал, Испания, культура, философ.

Key words: civic education, humanistic potential, Spain, culture, philosopher.

В конце 20 – начале 21 века особое значение в модернизации российского образования приобретает выявление гуманистического потенциала образовательных концепций  выдающихся философов прошлого. Важной задачей педагогической науки в современных условиях становится философское обоснование базовых принципов образовательных стратегий модернизации образования, включая новые подходы к формированию ценностных идеалов и основ гражданской культуры молодежи в условиях перехода человечества от индустриального к постиндустриальному, информационному обществу. При этом гуманистический ресурс философского наследия рассматривается многими отечественными и зарубежными исследователями в качестве одного из эффективных источников обновления школы. Как правомерно утверждает индийский исследователь М. Пури, «философия – это основа образования, она необходима для осмысления любого аспекта образования. Без философии образование теряет целенаправленность и жизнеспособность, а философия без образования – бесполезна» [8, 48].

Одной из актуальных проблем теории и практики образования является гражданское образование молодежи. Современный этап развития российского общества характеризуется глубинными переменами во всех сферах жизни, которые повлекли существенные изменения в педагогической теории и практике. Нестабильность, социальная дифференциация экономическая дезинтеграция государства, утрата россиянами духовно-нравственных ценностных ориентиров, деидеологизация воспитательного процесса привели к обострению проблемы воспитания молодежи. Современная жизнь предъявляет к человеку новые требования. Главными среди них являются умение делать осознанный выбор в ситуации неопределенности и нести ответственность за свои действия, независимость убеждений, активная жизненная позиция, владение ценностями гражданского общества, умение адаптироваться в условиях социальных изменений. Эти проблемы во многих странах мира решаются в рамках гражданского образования.

Гражданское образование представляет собой процесс и результат формирования гражданственности как интегративного качества личности. К базовым компонентам гражданственности российские исследователи относят нравственную и правовую культуру.  Основная цель гражданского образования   в Российской Федерации - создание условий для овладения учащимися основами нравственной и правовой культуры, воспитание в человеке нравственных идеалов общества, чувства любви к Родине, уважения ее законов и подчинения им, потребности в деятельности на благо общества, расовой и национальной терпимости [1, 56].

Значительный потенциал для повышения качества гражданского образования  в российских вузах содержится в изучении и творческом использовании гуманистических идей зарубежных мыслителей. В современной Испании многие политики, ученые и деятели образования уделяют большое внимание гражданскому образованию, поскольку эта проблема является наиболее актуальной для испанской школы на протяжении многих десятилетий. Гражданское образование в Испании имеет многовековую историю. Особое значение гражданскому образованию придавалось в 15 - 19 вв., когда испанские мыслители поставили вопрос о необходимости воспитания у подрастающих поколений ответственности, патриотизма, чувства долга перед родиной. В 20в. философская мысль Испании стремилась интерпретировать с  педагогических позиций проблемы взаимосвязи общества и личности, индивидуального и социального в человеке.

Большое внимание вопросам соотношения индивидуального и социального в личности средствами образования, уделял выдающийся испанский философ и педагог X. Ортега-и-Гассет (1883-1955). X. Ортега получил разностороннее образование. Он закончил колледж отцов-иезуитов (Малага, 1897). В 1904 году завершил обучение в Мадридском университете Комплутенсе, защитив докторскую диссертацию. Затем, в течение семи лет изучал философию в университетах Германии. По возвращении в Испанию Ортега получил назначение в Мадридский университет Комплутенсе, где и преподавал до 1936 года, до начала гражданской войны. Являясь убежденным республиканцем, Ортега стал вождём интеллектуальной оппозиции в годы диктатуры Примо де Риверы (1923—1930), играл немаловажную роль в свержении короля Альфонса XIII, был одним из основателей «Республиканского объединения интеллигенции» (1931), избирался гражданским губернатором Мадрида, и по этим причинам был вынужден покинуть страну в период гражданской войны. По возвращении в 1948 году в Мадрид он, совместно с Хулианом Мариасом, создал Гуманитарный институт, где преподавал и сам. До конца жизни знаменитый философ оставался убежденным противником франкизма.

В 1914 году Ортега опубликовал свою первую книгу — «Размышления о Дон-Кихоте» (Meditationes del Quijote) и прочитал знаменитую лекцию «Старая и новая политика» (Vieja y nueva política), в которой изложил позицию молодых интеллектуалов того времени в отношении гражданских и моральных проблем Испании. Свои философские и педагогические позиции Ортега раскрыл также в таких работах, как «Бесхребетная Испания» (1921),  «Тема нашего времени» (1923),  «Дегуманизация искусства» (1925). В прологе к «Размышлениям о Дон-Кихоте» Ортега сформулировал определение сущности человека: «Я есть Я и мое окружение» («Yo soy yo y mi circunstancia»), утверждая, что человек не может рассматриваться в отрыве от окружающих его обстоятельств истории, т.к. люди творят историю и являются продуктом исторического процесса.

В центре внимания философской теории Ортега-и-Гассета стояли социальные проблемы. В своих работах «Дегуманизация искусства» (1925) и «Восстание масс» (1929) учёный впервые в западной философии изложил основные принципы доктрины «массового общества», под которым он понимал духовную атмосферу, сложившуюся на Западе в результате кризиса буржуазной демократии, бюрократизации общественных институтов, распространения денежно-меновых отношений на все формы межличностных контактов.

Изменение массового сознания в сторону духовности философ предлагал с культуроцентристских позиций. Анализ публикаций X. Ортеги позволяет считать, что в качестве важного средства политического и культурного преобразования общества великий испанский мыслитель рассматривал образование. Раскрывая функции политики Ортега утверждал, что политика должна быть направлена прежде всего духовное обновление человека, в котором образование играет ведущую роль. Если это и «политично», возражал он своим оппонентам, то только в том смысле, что «политика для нас стала воспитанием общества, а проблема Испании — проблемой образования» [4, 23].

Наряду с этим, X. Ортега правомерно считал, что образование представляет собой эффективный механизм формирования основ гражданской культуры личности, поскольку оно обеспечивает человеку возможность  овладения мировыми, в первую очередь, европейскими культурными ценностями. Преобразование Испании понималось Ортегой как ее вхождение в европейскую культуру Таким он видел свое общественное призвание как интеллектуала и свое предназначение как воспитателя, или даже социального реформатора: постараться поднять Испанию на одну культурную ступень с остальной Европой  [2, 8].

Ортега выделял две функции педагогики как науки об образовании: первая — объективное определение идеала, которого надо достичь, и вторая, главная, — выявление интеллектуальных, моральных и эстетических средств, которые помогут сделать этот идеал привлекательным для учащегося. В связи с тем, что образование призвано изменить реального индивида, приблизив его к идеалу, то первоочередная задача педагогики  заключается, по мнению Ортеги,  в определении того, что представляет собой идеал человека, достижение которого является целью образования и требует применения определенных способов [2, 18]. Одним из таких способов является гражданское образование.

Для Ортеги гражданское образование,  это процесс принятия индивидом общественных норм, который осуществляется в ходе подготовки учащихся к взрослой жизни, развития нравственности у детей. Гражданин это человек, который не только знает свои права и обязанности, но и уважает права другого, испытывает гордость за свою Родину, ответственно выполняет свой гражданский долг. Однако задачей образования является воспитание человека не только как гражданина, но и как патриота. Патриот осознает свой долг гражданина, исполняет обязанности перед обществом и способен служить этому обществу. Для того чтобы добиться таких результатов, необходимо формирование «внутреннего человека», а именно нравственности [5, 97- 121].

        Проанализированные взгляды Ортеги составляют философию образования, в центре которой находится культурное формирование индивида как члена социального целого. Политическое действие в конечном счете приводит к культурному действию, к воспитанию общества, поскольку человек, как культурное существо, реализуется целиком лишь в социальной жизни, в кооперации и коммуникации.        Придерживаясь этой позиции и утверждая необходимость трансформации испанского общества, Ортега пришел к заключению о том, что возродить Испанию, как государство можно лишь задействовав ее собственную внутреннюю энергию, возможности и историческую реальность. Ортега рассматривал человека как производителя культуры, творца, работающего над созданием культуры, значимой для всего человечества. Важное значение X. Ортега придавал функциям педагога в  становлении личности ребенка. Он считал, что нельзя позволять детям развиваться согласно их собственным наклонностям, т. е. подражая природным инстинктам. Воспитательные действия должны быть осознанны, рефлексивны и направлены на достижение цели, на максимальное содействие наиболее глубокого и животворного потенциала детей. Образование должно стремиться не к передаче культурных норм, а к освоению обучающимися этих норм. Философ считал, что  средствами образования нужно стимулировать такие качества личности, как  смелость и любопытство, любовь и ненависть, сообразительность, стремление к радости и победе, уверенность в себе и в мире, воображение, память [3, 278].  

Ортега справедливо полагал, что образование должно быть направлено на укрепление жизненного здоровья человека, поскольку оно является сущностью здоровья в широком смысле слова.  Под жизненным здоровьем Ортега понимал так же и нравственное благополучие. В связи с этим он писал: «Общее образование должно руководствоваться конечной целью производства наибольшего числа жизненно совершенных людей», т. е. индивидов, чьи духовные импульсы изливаются потоком, наполненным энергией, не ведающей границ, словно эти импульсы сами себя насыщают; индивидов, чьи действия проистекают из богатства их внутреннего мира  [6, 33-34].

        Ортега также обоснованно утверждает необходимость учета в образовании детей их возрастных особенностей.   Философ  критиковал педагогов за то, что они судят о детях, исходя из своих взрослых стандартов, так как считается очевидным, что растущий человек  живет в той же самой среде, что и взрослые. Однако ребенок живет в собственной среде неутилитарных интересов, которые и надо развивать, потому что именно от их развития часто зависит главная жизненная позиция его взрослого существования. «Песнь поэта и слово мудреца, честолюбие политика и подвиг воина всегда являются отзвуком неискоренимого ребенка, заключенного во взрослом». Предметы, которые имеют для детей жизненную ценность, которые занимают и беспокоят их, привлекают их внимание и пробуждают вожделения, страсти и импульсы, — это не только материальные объекты, а любые объекты желания. Независимо от того, материальны они или нет, детей эти предметы интересуют в той мере, в какой они желанны, поэтому их привлекают сказки и легенды, в которых реальность проясняется и превращается в среду, соответствующую их желаниям [3, 300].  

        X. Ортега предложил оригинальную концепцию деятельности университета, в основе которой лежит задача воспитания «культурной личности» за счет приобщения студента к разнообразным областям современного знания, культуры и социальной жизни. В первую очередь, по мнению X. Ортеги, университет должен обучать культуре. При этом понятие «культура» философ рассматривал достаточно широко. Под культурой Ортега понимал систему жизненных идей, которой обладает каждая эпоха: «Эти жизненные идеи" или „идеи, исходя из которых живут", как я их назвал, являются ни больше, ни меньше репертуаром наших действительных убеждений относительно мира и окружающих людей, относительно иерархии ценностей, которыми обладают вещи и действия: какие из них более ценны, а какие менее» [7, 335].   

Человек не может жить, не реагируя на свою среду или мир, не приходя к некоторым выводам относительно себя и возможных способов своего поведения в этом мире. Именно данному ряду идей или выводов относительно Вселенной и людей должен учить университет, утверждал X. Ортега. Сказанное дает основание считать, что философ рассматривал университет как инструмент формирования у студентов гражданственности, которая выражается в сознательном и активном участии в жизни общества, в стремлении совершенствовать свою жизнь и окружающих людей в соответствии с потребностями общества.  

        Ортега оказал огромное  педагогическое влияние на испанское общество и образование. В академической сфере испанской философии он стал одним из наиболее влиятельных педагогов своего времени. Вокруг X. Ортеги и под воздействием его философии, сформировалась Мадридская школа философов. Такие знаменитые ученые, как Мануэль Гарсия Моренте, Ксавьер Зубири и Хосе Гаос вместе с Ортегой преподавали философию в университете Мадрида. С ним сотрудничали Луис Рекасенс, Мария Самбрано, Хоакин Ксирау и Хулиан Мариас.        Все они проводили в жизнь идеи о важности согласования политических и правовых норм с нравственными ценностями.

        В целом, гуманистический потенциал концепции гражданского образования X. Ортеги-и-Гассета заключается в следующих положениях. Первое, гражданское образование должно пониматься как вхождение человека в культуру, а затем и как механизм культурного преобразования общества. Второе, в центр образовательного процесса следует ставить человека, личность обучающегося с его интересами и потребностями, а не общество и закон. Третье, в гражданском образовании человека необходимо рассматривать в его социокультурном окружении, в контексте культуры. Четвертое, важно учитывать в образовательном процессе возрастные и индивидуальные особенности детей. Пятое, гражданское образование следует рассматривать в тесной взаимосвязи с нравственным воспитанием, с духовным развитием личности. Пятое, признавая индивидуальность каждого человека важно иметь в виду, что личность реализует себя полностью только как член общества, во взаимодействии и сотрудничестве с другими людьми.

Список литературы

  1. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике. М., 2005.
  2. Ортега-и-Гассет, Х.          Миссия университета // пер. с исп. М. Н. Голубевой, А.М. Корбута; Гос. ун-т: Высшая школа экономики. — М.: изд. дом Гос. ун-та — Высшей школы экономики, 2010.
  3. Ensayos filosoficos. Biologia y pedagogia. Vol. 2.
  4. I. Zuloaga, «La pedagogía universitaria según Ortega y Gasset».: Homanaje a José Ortega y Gasset (1883—1983), Madrid: Universidad Complutense, 1986.
  5. José Ortega у Gasset 'Qué es filosofía?'/ Revista de Occidente. Madrid, 1972.
  6. L. Luzuriaga, «Las fundaciones de Ortega y Gasset», вкн.: Homanaje a José Ortega y Gasset, Madrid: Edime, 1958.
  7. Mision de la Universidad. Vol. 4.
  8.  Puri M. Great Indian Thinkers on Education. Delhi: APH Publishing, 2012.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование методик гуманистической педагогики в системе дополнительного образования детей

Многочисленные реформы и инновации, которые проводятся сейчас в системе школьного образования пока не решили существенных проблем этой системы, а социально-культурная реальность ставит перед учителями...

Гуманистическая педагогика в стратегии подготовки специалистов среднего звена в условиях модернизации российского образования.

В статье говорится об основных задачах, которые необходимо решить гуманистической педагогике при подготовке специалиста среднего звена в условиях модернизации российского образования....

Гражданское образование в Испании: традиции и современные стратегии развития Л.Л. Супрунова, Ю.С. Спицин (статья ВАК)

В статье рассмотрены традиции гражданского образования, сложившиеся в Испанском государстве; раскрыты современные стратегии формирования у обучающихся гражданской компетентности; на примере испанской ...

Спицин Ю.С. (статья ВАК) Приоритеты гражданского образования в Испании начала XXI века.

В статье раскрываются приоритеты гражданского образования в общеобразовательных учреждениях современной Испании, которые определяют цель, задачи и содержание формирования у испанской молодежи нравстве...

Ю.С. Спицин ГРАЖДАНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ШКОЛАХ РОСИИ И ИСПАНИИ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ (статья ВАК)

В статье раскрываются сущность, цель, задачи и содержание гражданского образования в современной Испании в сопоставительном плане с формированием гражданственности в общеобразовательных учреждениях Ро...

Ю. С. Спицин Гражданское воспитание в Испании: проблемы и их пути решения

Гражданское общество представляет собой одну из ключевых категорий современного обществознания, в том числе и политической науки. В трактовке этого сложного и многопланового явления существует довольн...