Ю.С. Спицин Скаутское движение как форма гражданского образования в школах Испании.
статья

Спицин Юрий Сергеевич

В XXI веке в европейских странах особое внимание уделяется гражданскому образованию школьников. Наряду с обучением конкретным дисциплинам педагоги решают важную задачу подготовки школьников к будущей жизни, воспитания будущих граждан демократического общества. Результатом решения этой задачи стало создание системы этико-правового образования, которая способствует развитию гуманистических ориентиров личности школьника, формированию правовой и политической культуры, развитию демократических ценностей современного общества.  Гражданское образование направлено на то, чтобы школьники развили в себе комплекс этических, правовых и политических знаний, навыков, умений для интеграции в демократическое общество. Работу в этом направлении активно поддерживает Совет Европы. Одним из направлений деятельности Совета Европы является воспитание у молодежи  демократической гражданственности 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ю.С. Спицин

Скаутское движение как форма гражданского образования в школах Испании.

В XXI веке в европейских странах особое внимание уделяется гражданскому образованию школьников. Наряду с обучением конкретным дисциплинам педагоги решают важную задачу подготовки школьников к будущей жизни, воспитания будущих граждан демократического общества. Результатом решения этой задачи стало создание системы этико-правового образования, которая способствует развитию гуманистических ориентиров личности школьника, формированию правовой и политической культуры, развитию демократических ценностей современного общества.  Гражданское образование направлено на то, чтобы школьники развили в себе комплекс этических, правовых и политических знаний, навыков, умений для интеграции в демократическое общество. Работу в этом направлении активно поддерживает Совет Европы. Одним из направлений деятельности Совета Европы является воспитание у молодежи  демократической гражданственности [1]. В доктрине образования Испании в качестве приоритетной выдвинута задача воспитания гражданина,  активного участника современного демократического общества. Система образования призвана обеспечить школьников всем необходимым для того, чтобы будущий гражданин Испании уважал права и свободу личности и обладал высокой нравственностью.  В Законе «Об образовании» Королевства Испания подчеркивается, что одним из принципов современной государственной политики в области образования является формирование у школьников гражданственности в духе уважения к правам и свободам человека, любви к семье, уважении к людям других конфессий, наций [2].

В настоящее время на историческую арену выходит новый социальный тип личности.  Обществу XXI века требуются  люди деловые, уверенные в себе, независимые, с яркой индивидуальностью. В то же время в обществе ощущается «дефицит нравственности». Одним из характерных таких проявлений низкой культуры выступает потеря моральных ценностей человека.  В последние годы наблюдается отчуждение подрастающего поколения  от национальной культуры, общественно-исторического опыта своего народа.  В связи с этим идея воспитания гражданственности у молодежи приобрела в Испании государственное значение. Для того, чтобы помочь школьнику стать полноценным гражданином правового государства, опираясь на традиции и опыт разных стран, в Испании разработаны специальные программы, появились новые формы и методы воспитания у школьников чувства гражданственности. Одной из таких форм явилось скаутское движение.

Идея вовлечения подрастающего поколения в скаутское движение была заимствована испанскими педагогами у англичан. В 1907 году в Великобритании офицер, Роберт Баден-Пауэлл издает свою книгу под названием "Разведка для мальчиков", в которой выдвинул основные принципы развития нового метода внешкольного воспитания гражданской культуры у детей. Используя свой опыт в Индии и Африки, он создает программу для работы со школьниками во внеурочное время.  Основной целью было воспитание людей, способных справляться с  трудностями; сильных духом, честных, добропорядочных граждан, стремящихся к таким высоким идеалам как служение стране, ближним и обществу[3].

В современном мире, скаутская организация — это добровольное, общественное движение, которое помогает молодежи учиться самостоятельному мышлению, ответственности за свои поступки, оказывать помощь нуждающимся в ней. Миссия скаутинга, это содействие воспитанию у молодежи чувства гражданственности, правовой культуры через систему культурных ценностей, основанных на Скаутском обещании, чтобы помочь построить справедливый мир, в котором каждый человек является личностью самореализованной и участвует в преобразовании общества на демократических началах. Это достигается следующим образом:

— скаут вовлекается в неформальный образовательный процесс;

— сутью данного процесса является саморазвитие личности школьника, при котором скаут становится основным действующим лицом собственного развития как самостоятельной, ответственной, культурной и  целеустремлённой личности;

— скауту оказывается содействие в формировании самого себя и системы культурных ценностей, которые основываются на духовных, социальных и личных принципах, выраженных в Законе и правилах скаутского движения [4]. Стоит отметить, что скаутское движение играет огромную роль в современном испанском обществе. Это движение имеет многолетние традиции, оно было создано в Испании в 1912 году.  Его основателями стали капитан кавалерии Теодоро Ирадьер и писатель Артуро Куиас – и - Арменголь. В этом же году была  учреждена первая группа организаторов скаутского  движения в Витории. В Барселоне. Пере Россельо создает группу под названием “Барселонские исследователи”.

Известным идеологом скаутского движения стал Артуро Куиас – и - Арменголь, написавший в 1924 году книгу, посвященную этой форме работы с молодежью, в которой он подчеркивал значимость для скаутов таких качеств, как толерантность, взаимоуважение, взаимопонимание, гражданский долг, патриотизм. Он считал, что скаутское движение должно быть направлено на воспитание чувства гражданственности испанских школьников. Но так же Артур Куйас уделял большое внимание теме патриотизма[5]. В настоящее время по мнению Правительства Испании и исследователей организация скаутов является наиболее эффективной формой гражданского образования  для подростков и юношества. Скаутизм в Испании - это система воспитания подрастающего поколения во внеурочное время[6]. Целью скаутизма в Испании является развитие у молодых людей интеллектуального, физического, общественного потенциала, становление их как граждан демократического государства.

Организаторы движения скаутов Испании создают для детей подвижные игры, организуют для них походы. Они развивают в школьниках инициативу, которая  способствует проявлению как физических, так и духовных сил. Огромное внимание организаторы уделяют умственному воспитанию учащихся, нацеливают на развитие памяти зрительной, осязательной, образной. Испанские бойскауты расширяют и совершенствуют  знания и умения, которые приобретают на уроках труда, изобразительного искусства и черчения: фотография, авиамоделизм и другие занятия [7]. Министерством Образования и Движением Скаутов в 2010 году была разработана  и реализуется «Программа по развитию скаутского движения», целью которой является формирование у школьников основ гражданственности (El programa por el desarrollo del movimiento de scouts). Программа делится на три блока:

Здоровье. В рамках этого блока школьники учатся составлять и осуществлять свои личные программы, которые нацелены на формирование здорового образа жизни, обсуждаются проблемы здоровья, способы преодоления трудностей,  связанных с вредными привычками, развиваются полезные умения и навыки, способствующие повышению качества жизни.  

Жизнь в обществе. Цель данного блока программы состоит в том, чтобы побуждать школьников участвовать в  реализации мер по оказанию помощи окружающим людям, , формированию способности реагировать на проблемы людей из группы риска, приходить им на помощь, развивать терпимость и толерантность к людям, относящимся к другой нации, расе, вероисповеданию.

Образование. Данная программа нацелена на формирование у школьников стремления и способности к  самостоятельному овладению знаниями, поиску адекватных решений в трудных ситуациях для того, чтобы, стимулировать развитие у молодежи основ гражданской культуры, желания к преобразованию общества на демократических началах [8].

Во время каникул скауты собираются в специально построенных  спортивных лагерях для формирования основ гражданской культуры?. Большое внимание организаторы скаутского движения уделяют нравственному воспитанию школьников. При этом они используют мультимедийные средства, посредством которых показывают документальные фильмы, презентации, видео, где отображены проблемы современного мира. После просмотра проводятся беседы на различные нравственные темы или же учащиеся пишут сочинения-размышления по определенной проблеме, актуальной для современного испанского общества. Много времени в период летних каникул посвящается активной спортивной деятельности: физическим упражнениям,  гребле, рыбалке, походам  или скалолазанию. Во время таких мероприятий подростки также учатся взаимопомощи, эмпатии, состраданию [9]. Таким образом,  скаутизм является воспитательной системой школьников, задача которой  организовать досуг детей и подростков для воспитательных и образовательных целей. Вся работа скаутского движения осуществляется под девизом: «Делать жизнь лучше, ярче, веселее», что стимулирует испанских педагогов на поиск интересных, инновационных форм и методов работы.

Одним из нововведений в гражданском образовании стало создание Правительством Испании совместно с движением скаутов двух компьютерных игр для скаутов. В первой игре отображаются социальные проблемы, связанные с толерантностью, уважением к людям, независимо от пола, расы, вероисповедания, а также с насилием и жестокостью. Дети, просмотрев ситуацию, стараются ее  оценить с демократических позиций и выбрать способ ее [10]. Во второй компьютерной игре, проблемы связаны с окружающей средой. Детям предлагается выбрать место, в котором они будут играть (лес, горы, река, море). В каждом из этих мест возникают проблемы,  для решения которых школьники должны выбрать оптимальную стратегию действий, способы решения этих проблем и реализовать свои действия в виртуальной реальности для гуманного преобразования мира [11]. Представители скаутского движения Испании (Hernández Díaz, José María Ortega, Esteban José, Cieza García, José Antonio) утверждают, что в современных условиях главным приоритетом в образовании является обучение человека-гражданина, с высокой правовой и политической культурой. Современный школьник должен уметь осуществлять выбор ценностей и модели поведения, которые не подавляет интересы других людей.  

В скаутском движении в Испании используются различные формы и методы для формирования гражданской культуры школьников. Одной из форм воспитания школьников являются экскурсии в музеи. Эта форма гражданского образования направлена на осмысление школьниками культуры и ценностей своей страны, ее прошлого и настоящего. Походы в музеи направлены на воспитание у школьников чувства патриотизма, любви к своей Родине. Каждая экскурсия имеет свою определенную тему и цель. Целями экскурсии в скаутском движении являются:

- воспитание патриотизма;

- интернациональное воспитание;

- экологическое воспитание;

- показ исторической роли города или области в истории страны;

- знакомство с творчеством выдающихся испанских архитекторов и художников, которые внесли вклад в мировую культуру;

Другая форма гражданского образования школьников Испании называется «Акт милосердия». Несколько раз в году в Испании проводятся благотворительные акции, посвященные Дню здоровья, Дню ребенка, Дню родителей. Во время «Акта милосердия» испанские скауты собирают деньги для обездоленных и проведения своих акций, организовывают концерты и другие мероприятия в домах для детей-инвалидов, в пансионах престарелых. Целью этой программы является помощь ближнему, уважение к людям с физическими или умственными особенностями, уважение к старшим.

Для того, чтобы понять как школьник видит этот мир и его будущее, организаторы скаутского  движения проводят выставки детских рисунков. По мнению представителей этого движения, такая форма гражданского образования помогает осознать какие проблемы и вопросы интересуют школьников, каким образом  они хотели бы внести свой вклад в развитие демократического общества. Мир, глазами ребенка может дать четкую картину тех проблем, которые являются наиболее актуальными не только для Испании, но и для всего мира.

В скаутском движении экологическое воспитание школьников также нацелено на  формирование гражданской культуры. Каждое лето скауты с лозунгом «Спаси себя и близких» организовывают субботники в городах, ходят в походы в горы, очищая природу от мусора, встречаются с представителями экологических служб, которые проводят с ними различные беседы на темы, связанные с окружающей средой.

Одна из форм гражданского образования в скаутском движении направлена на развитие правовой культуры школьников. Лозунг, под которым выступают скауты называется: «Мы- это наше будущее и будущее нашей страны». Правовая культура современного общества обеспечивает свободу и безопасность каждого человека, гарантирует его правовую защиту и формирует гражданскую активность. Цель формирования правовой культуры, создание образовательных, информационных и правовых условий для формирования правовой культуры испанского школьника, для его социализации, для вхождения в современное демократическое и  правовое общество.  В данной форме гражданского образования используются мультимедийные средства, в которых показывают проблемы современного мира, проводятся встречи и лекции с представителями полиции, Департамента юстиции, с государственными деятелями [12].

Таким образом, современные школьники Испании, участвующие в скаутском движении, приобретают значительный ресурс для полноценного включения в социальную жизнь современного общества, направленную на решение социальных задач, формирования культуры гражданского общества  Испании.  Это выражается в личностной заинтересованности школьников в благотворительных и общественных видах деятельности, в понимании актуальных проблем современного общества и путей их решения, в готовности посвятить себя служению другим и обществу в целом.  Основа успешной работы скаутской организации Испании в достижении цели, постоянное следование своей миссии. Данная организация в Испании стала одной из ключевых форм гражданского образования школьников во внеурочное время.

Библиографический список

  1. Andrés de Francisco. Ciudadanía y democracia/  Andrés de Francisco.- Salamanca. 2011.
  2. David Pérez i Pérez. La enseñanza y el aprendizaje de las Ciencias Sociales/  David Pérez i Pérez.- España. 2009.
  3. Isidoro González Gallego. Historia del Escultismo/ Isidoro González Gallego.-  Chile. 2012.
  4. Antonio Ernesto Gómez Rodríguez. Ciudadanía y enseñanza de las Ciencias Sociales./ Antonio Ernesto Gómez Rodríguez.- Argentina, Buenos Aires, 2012. P. 45).
  5. XXX Aniversario de la Fundación de la Asociación "Scouts Baden-Powell de España (1969-1999). Centro de Codificación e Información Escultista.-  Madrid, 1999.
  6. Antonio Trucharte. Adultos en el Movimiento Scout/ Antonio Trucharte.-  Madrid, 2009.
  7. Isidoro González Gallego. Algunas reflexiones sobre la Educación Cívica en la historia/ Isidoro González Gallego.-  Barcelona. 2010.
  8. Antoni Santisteban Fernández. Formación de la ciudadanía y educación política/ Antoni Santisteban Fernández.- Madrid, 2010.
  9. Alfonso Ligardo Moreno. World Federation of Independent Scouts/ Alfonso Ligardo Moreno.-  España, 2012.
  10. Saavedra R. Manuel S. Tendencia psicopedagógica que postula una educación centrada en los intereses de los alumnus/ Saavedra R. Manuel S.-  Bilbao, 2011.
  11. Savater, Fernando. Escultismo para muchachos/ Savater, Fernando.-  Salamanca, 2011.
  12. Antonio José Lucas Ruiz. La educacion en valores desde el escultismo/ Antonio José Lucas Ruiz.-  Andalucia, 2012.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гражданское образование в Испании: традиции и современные стратегии развития Л.Л. Супрунова, Ю.С. Спицин (статья ВАК)

В статье рассмотрены традиции гражданского образования, сложившиеся в Испанском государстве; раскрыты современные стратегии формирования у обучающихся гражданской компетентности; на примере испанской ...

Спицин Ю.С. (статья ВАК) Приоритеты гражданского образования в Испании начала XXI века.

В статье раскрываются приоритеты гражданского образования в общеобразовательных учреждениях современной Испании, которые определяют цель, задачи и содержание формирования у испанской молодежи нравстве...

Ю.С. Спицин ГРАЖДАНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ШКОЛАХ РОСИИ И ИСПАНИИ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ (статья ВАК)

В статье раскрываются сущность, цель, задачи и содержание гражданского образования в современной Испании в сопоставительном плане с формированием гражданственности в общеобразовательных учреждениях Ро...

Ю.С. Спицин ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГРАЖДАНСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ШКОЛАХ СОВРЕМЕННОЙ ИСПАНИИ

Гражданское воспитание- воспитание личности как гражданина правого демократического государства. Гражданское воспитание вводит личность в систему прав и обязанностей гражданина, формирует  опыт д...

Ю. С. Спицин Задачи гражданского образования в Испании в контексте интреграционных процессов Европейского Союза

В течение многих веков Западная Европа была местом многочисленных кровавых войн, ожесточенных религиозных конфликтов, межнациональной вражды  Экономические и политические противоречия существуют ...

Ю. С. Спицин ФОРМЫ И МЕТОДЫ ГРАЖДАНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ШКОЛАХ СОВРЕМЕННОЙ ИСПАНИИ

В современном обществе важную роль играет гражданское образование. Многие ученые и политики считают, что решение задач гражданского образования в школах и вузах является залогом успешного развития дем...

Спицин Ю.С.Подходы испанских ученых и политиков к решению проблемы гражданского воспитания в школах Испании

Гражданское образование - это образование, нацеленное на подготовку человека к тому, чтобы он стал ответственным гражданином, активно участвовал в политической жизни государства и был способен внести ...