Ю. С. Спицин Гражданское воспитание в системе школьного образования в Испании
статья

Спицин Юрий Сергеевич

Гражданское общество - один из феноменов современного общества, совокупность социальных образований (групп, коллективов), объединенных специфическими интересами (экономическими, этническими, культурными и т.д.), реализуемыми вне сферы деятельности государства и позволяющими контролировать действия государственной машины. Гражданское общество - общество с развитыми экономическими, культурными, правовыми и политическими отношениями между его членами, которые способствуют образованию обратных связей между обществом и государством.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ю. С. Спицин

       аспирант кафедры общей педагогики, история педагогики и образования.

                                                             

                                                науч.рук. к.п.н., доктор Супрунова Л.Л.

Гражданское воспитание в системе школьного образования в Испании.

        Гражданское общество - один из феноменов современного общества, совокупность социальных образований (групп, коллективов), объединенных специфическими интересами (экономическими, этническими, культурными и т.д.), реализуемыми вне сферы деятельности государства и позволяющими контролировать действия государственной машины. Гражданское общество - общество с развитыми экономическими, культурными, правовыми и политическими отношениями между его членами, которые способствуют образованию обратных связей между обществом и государством.

        Впервые термин «гражданское общество» был подробно рассмотрен Гегелем в его работе «Философия права». Гегель предложил рассматривать общество в рамках 3х уровней: семья, гражданское общество, государство.

        В соответствии с Гегелем, гражданское общество есть множество свободных индивидов, взаимодействующих между собой с целью удовлетворения своего общего интереса (общий интерес по Руссо). (Educación para la Ciudadanía. Antecedentes. Режим доступа: http://filosofiaweb20.blogspot.com/2008/11/educacin-para-la-ciudadana-antecedentes.html [электронный ресурс] ).

        Один из вопросов, который возникает среди детских преподавателей, первичных и второстепенных школьных образований всей Испании в последний год - это, почему сейчас говорят так о гражданском воспитании в реформе системы образования, которая уходит и внедряется с новым образовательным ( воспитательным ) законом. Преподаватели всех воспитательных этапов - в ожидании новой области знаний, которая породилась в политической дискуссии в течение последних двух лет. Идёт ли речь сейчас о полностью новом предмете ? Откуда происходит его воспитательная важность? Почему породились дискуссия, такая острая по поводу этого нового предмета?

        Чтобы ответить на все эти вопросы соответствующим образом и на другие вопросы, связанные с гражданским воспитанием и правам человека, уместно пересмотреть немного историю образования в Испании в последние годы. Необходимо повторно пересмотреть чувство гражданского и этического воспитания в философии образования, которое внедрилось в Испанию с Общим законом об обязательном образовании; речь идёт о  точном понятии образования и воспитания в общем законе об обязательном образовании и отнесенный к ценностям и к позициям, которые, согласно тому закону, были должны наполнять всю систему образования и школьные учреждения.

        Идея введения нового предмета с пересечением с другими предметами не была ни манией социалистических правительств и партий, ни профессиональной деформацией группы педагогов, она происходит от лучшей воспитательной традиции и морали Испании: Институт Свободного Образования (1876). У его основателя, Франсиска Хинер Риос, преподавателя философии права в Университете Мадрида, была всегда идея об образовании, связанного с гражданством, с моральной ценностью и с культурным, политическим и моральным возрождением испанских граждан. Его философия образования, основанная на идеалах светской этики и таких ценностях как свобода, равенство и правосудие продолжает быть самой важной вдохновляющей составной частью этой воспитательной новизны, названной гражданское воспитание и права человека.

        Его идея о терпимости и толерантности, о нейтральности государства перед религиями и его оценивание по всем моральным и религиозным традициям продолжают быть тем, что уже прошло в жизни, и работа педагогов, лучший антидот против фанатизма, ксенофобии, нетерпимости и насилия, которые угрожают современной демократии.

        Однако, гражданское образование не только вопрос, который интересовал бы воспитательные испанские власти. В европейских системах образования, под различными названиями и моделями, существует уже много лет тип области и предмета, который приступает к тем же темам, что и наша новая область знаний. В странах как Бельгия, Швеция, Италия и Германия этот предмет поперечный (cross curricular, на английском); и в других, как Франция и Англия, это специальный предмет во второстепенном образовании; но во всех этих странах это тема, к которой воспитательные власти проявляют большой интерес. Из-за этого, на протяжении всего 2005 года, прошёл по всей Европе Европейский Год Гражданства, вызванный Советом Eвропы, и в течение этого года осуществились во многих странах встречи, семинары и активность, в которых говорилось об образовании европейского гражданина.

        Европа, как континент и, прежде всего как Европейский Союз, сталкиваются с серией общих проблем как общественная связь, иммиграция, религиозный и моральный плюрализм, перед которыми нуждаются в том, чтобы основываться на систему образования, чтобы создавать гражданское демократическое сознание, которое сотрудничало бы в предотвращении возможных конфликтов в лоне его общества. Речь идёт не о меньшем деле, но ставится в игре политическое, юридическое и этическое тождество демократических европейских систем. Было бы достаточно вспомнить проблему отталкивания в некоторых странах европейской Конституции, которая парализует общественные и политические продвижения всего Союза.

        Общественная связь, участие в демократической жизни школьного центра, воспитание в уважении к сексуальному, культурному, моральному и религиозному разнообразию всех учеников и учениц - это составные части, которые требует гражданское образование, будь оно поперечным предметом наряду с другими предметами или же специальным предметом. Это теоретические и практические вызовы, с которыми сталкивается гражданское воспитание и образование в Испании и во всей Европе; поэтому, правы те, кто указывают на то, что гражданская ценность и демократическое поведение не должны быть изученными только как теория, но это прежде всего практика, знание делать, знание жить; но также у них есть хорошие причины, которые утверждают, что очень уместно, что существует должность преподавателя- специалиста, который размышлял бы специально над этими темами и проблемами и который сообщал бы и формировал соответствующим образом детей и подростков в теоретическом плане на основах демократии и гражданской доблести.

        Чтобы действовать демократично - нужно знать теоретические, исторические и общественные составные части, которые пожертвовали строительству демократии в Испании и в мире; потому что демократическое поведение не является спонтанным и необдуманным, это не врожденная позиция в индивиде, но ценности и демократическая процедура нуждаются в обучении в семейной и школьной области для того, чтобы гражданство осознало и созрело.

        Модель пересечённости гражданского воспитания с другими предметами не принесла плоды, что ожидалось, ввиду различных причин. Неудача была очевиднее в школах второстепенного образования, а именно в тех, в которых традиция должности преподавателя-специалиста не смогла приспособиться легко к новым требованиям нынешнего образования. Закон об образовании выбрал смешанную модель гражданского образования, которая собирает лучшее из опыта, которое произвела в последние годы, но которая также погружается в школы второстепенного образования, в основы этико-гражданского образования и демократии и который усиливает участие всех в школьной жизни. Этико-гражданское образование не только теоретический вопрос, но у него есть и практический очень важный размер. Если добьются того, чтобы должность преподавателя поняла и приняла хорошо предложение министерства и была сформирована соответствующим образом, чтобы внедрить новый предмет, то испанская система образования и демократическое качество нашего общества улучшатся значительно. (Луис Мария Сифуентес Перес - преподаватель Философии и член Основания гражданственности  и Испанской Лиги  Образования и Народной культуры.-Режим доступа: elpais.com [электронный ресурс] ).

        Гражданское воспитание, как новая область знаний, которая входит

в общий закон об образовании в школьной системе, был одобрен

Парламентом Испании 6 апреля 2006 года, но, который превратился в "заминированное поле" предрассудками и подозрениями. Казалось, что это было новое политическое недоразумение. Однако, на этот раз, оспаривается

большое воспитательное согласие,  с теми же конечными целями образования, и даже законность его актеров. (Ley Orgánica de Educación, (LOE), 6 abril.- Режим доступа: http://www.fespinal.com/espinal/llib/es149.pdf

[электронный ресурс] ).

        Когда испанский Парламент предлагает  “ внедрить детей и молодежь

для развития гражданственности ”или“ включить новый предмет в сфере образования, ассоциируемый с демократическими понятиями общественной и политической организации ”, то это не является бредом, это обдуманное намерение. Пока существуют такие ценности как свобода, благочестие, сочувствие, безвозмездность, уважение, любовь к равенству, общительность, будет существовать чувство демократического выживания.

        В настоящих дискуссиях по поводу гражданского воспитания происходит феномен, который противопоставляет две группы, с неравными силами: дом (семья) и аудитория (школа). Для одних , естественное место для формирования гражданина - семья, дом или родители; для других, его естественное местожительство, это аудитория. Если речь идёт о том, чтобы изучать Конституцию с его правами и процедурами, говорят одни, то его место - аудитория; если говорится о том, чтобы обучать любви,

привязанности и эмоциям, его место - семья.

        Дом, пространство жизни, где ребенок выражает его чувства и он понимает его эмоции, в то время как в аудитории  чувства гаснут и замораживаются связи аффективные: пока дом - семья, это очаг и настоящий знак доброты и любви, то аудитория наоборот, это символ мастерской, место обучения, фабрика, производитель знаний и несчастья.

        Следствия тяжелые уже тем, что клеймят воспитательные пространства

между хорошими и плохими, между пышностью и злосчастием. Однажды произойдёт раскол, который безразлично распадётся на части. Кто считали, что семья это естественное место невинности доброты, они сохраняют право в обучении ценностей, тем временем как аудитория, место, где он изучал бы

понимание, сердечность или нежность, это условие для испытания ценности.

Если все в ребенке является общественным приключением, любая попытка отделить то, что объединено, - обречено на неудачу. Не нужно думать, что

аудитория не смогла быть местом проживания, коммуникации,  где делятся чувства, эмоции и позиции. Действительно, каждая аудитория - мастерская, это не дом и не очаг, ребенок сам устанавливает, что есть аудитория и семья, в которых он умирает от холода и отсутствия общения. Разум делает ставку на гражданское воспитание.

        Было бы более подходящим использовать возможность для аффективного строительства аудитории и демократического строительства

семьи. Лишь только потому, что в каждом обучении есть одно

взаимодействие, невозможно, что, в большей или меньшей мере, не будьте природы волнений, эмоций. (Журнал: "Cuadernos de Pedagogía", тема: “Educación para la ciudadanía" № 366 (2007).

        XXI век был открыт двумя большими предвидениями: решительная власть образования и фундаментальная роль гражданства и гражданина. Качество жизни и личное развитие зависят в большей части от качества образования; оно определяет жизненный маршрут; ставка учения и школьная неудача - указатели человеческого развития. Сюда можно включить активное гражданство, высота демократии, политическая стабильность, экономическое благосостояние и общественные возможности.

        Гражданство - результат одной длинной истории опыта и традиций

которые могут ориентировать и даже активизировать участие молодежи. Гражданство соразмеряло существенные ядра посредством открытого процесса в постоянном взаимодействии с историческим и общественным контекстом.

        Гражданство будет одним из этих компасов для молодежи, если будет

способно присоединить различные традиции что учредили его, и его черные дыры и пробелы.

        Когда оценивается разделенное общее, мы можем оценивать собственное, как двигатель личного и общественного тождества. Гражданство ссылается на человека, который принимает решение независимое и свободное и участвует в решениях, которые затрагивают его.         Современное гражданство рождается, чтобы заканчиваться в условиях подданного, вассала. “Защита индивида и его моральная автономия является цивилизацией, которая может быть целью педагогики свободы в воспитательной области и также в общественной и политической ”. (El País PECES-BARBA MARTÍNEZ, G., “Volver a la Ilustración”, 16 de abril, 2007.).

Противопоставление обосновывается на том, что с начала "новый предмет" был политическим, не воспитательным проектом, социалистического Правительства, более того, самого Сапатеро, предназначаемый для того, чтобы делать пропаганду серий идей и политики, которые совсем не имеют общего с общественным согласием.

        Официальное содержание предмета и, прежде всего, учебников, дало повод. Она не оставалась оправданной в силу сознания католиков на счёт содержания предмета, противоречащее их религиозной вере, как старалась сделать видеть это социалистическая партия Испании, но предмет был грудой ненужных тем и относящихся к разным культурам, как возможно  было видеть в любой книге. Организация " Основание для Анализа и Общественных Исследований" ( FAES ) напечатало тогда краткие содержания главных учебников, и было видно, что не только они содержали противоречащие католической морали ценности, но также экономике, рынку или даже западной цивилизации. Многокультурность, государство благосостояние или перераспределение ренты, представлялась универсальной ценностью. Потом не только у католиков, но и также  у либералов были причины в избытке чтобы возразить, и эти причины не выделялись единственной книгой или единственной точкой в тематике предмета, а всей сущности, которая пропитывала все с предметом "Гражданское воспитание".

        Министр образования, Ангэль Габилондо, попросил у воспитательных организаций, принадлежащих Школьному Совету государства его предложения для создания Договора Государственного образования. На предмете "Гражданское воспитание", Демократический Союз Студентов - одна из организаций, которая защитила семьи поддержала то же положение, что и тогда, да организация попросила его упразднение и представила альтернативу. Всё предложения от организации были переданы Министерству, где состояли бы в добавлении к Договору следующих предложений, условий:

        - будет обязательный характер у образования испанской Конституции и Универсального Заявления Прав человека на всех воспитательных этапах.

         - как на начальном образовании, так и во второстепенном образовании “Образование для Гражданства”предмет будет устранен  и, на его месте,  сформируют учеников на их правах и гражданских обязанностях посредством предмета "Введение в Право", и приступят к изучению западной мысли в предмете "Этика и Цивилизация".

        - бакалавры, будут изучать такие  обязательные предметы как "Философия", "История Философии", "Западная Цивилизация" и "Испанское Конституционное право".

         -будет внесено предложение о добровольной форме конфессионального образования религии, оно будет гарантировано ученикам, которые не будут желать уроки религии , который предотвращает культурный дефицит и, поэтому, происходит воспитательная дискриминация этих учеников. (UDE sí pide la supresión de Educación para la Ciudadanía. Режим доступа: http://blogs.libertaddigital.com/cien-mil-objeciones/ [электронный ресурс] ).

        Только определив цель, можно очертить нормативное содержание гражданского воспитания. Однако, как показывает анализ реального состояния гражданского воспитания учеников в целостном педагогическом процессе школы, необходимость системного, целевого подхода к управлению процессом формирования гражданственности учеников в практике современной школы не выполняется.  

        Таким образом, основными социально-педагогическими качествами, лежащими в основании развития гражданственности учащихся, являются активность, стремление к реализации себя и сознательное принятие идеалов общества, превращение их в глубоко личные для данного человека ценности, убеждения, потребности.

        Следовательно, гражданское воспитание это тот предмет, который направлен на усиление в молодежи гражданских и общих ценностей, делая их хорошими гражданами. Можно учить  всех, потому что гражданство присутствует во всех сферах жизни, так же  гражданское воспитание и права человека, это ключь для образования и воспитания некоторых ценностей, свойственных гражданству.

        Гражданское воспитание, фундаментальное для образования ответственных и критических граждан с их реальностью. Признаётся способность ученика оценивать адекватно возможности участия гражданства Оценивается также предприимчивая способность разрабатывать, планировать, развивать и оценивать доклад. С другой стороны, кроме того, что оценивается знание наднациональных, национальных и региональных учреждений, оценивается понимание политической организации и государственного строя , которые регулируют испанские общественные связи.

         Развитие гражданского ответственного поведения может быть сформировано с  очень раннего возраста.

        Гражданское воспитание, которое включает обучение прав и обязанностей граждан, уважение к демократической ценности и к правам человека, а так же важность солидарности, терпимости и участие в демократическом обществе, считалось одним из инструментов для того, чтобы дети и молодежь превратились в ответственных и активных граждан. (La educacion para la ciudadania en el contexto escolar europeo. Режим доступа: http://www.faest.org/images/epc/contexto-europeo.pdf [электронный ресурс] ).

                Библиографический список:

1.  Газета El País PECES-BARBA MARTÍNEZ, G., “Volver a la Ilustración"  [текст ] //- 2007.

2. Журнал: "Cuadernos de Pedagogía", тема: “Educación para la ciudadanía" № 366 [текст ] //- 2007.

3. Луис Мария Сифуентес Перес - преподаватель Философии и член основания гражданственности  и Испанской Лиги  Образования и Народной культуры. Режим доступа: elpais.com [электронный ресурс].

4. Educación para la Ciudadanía. Antecedentes. Режим доступа: http://filosofiaweb20.blogspot.com/2008/11/educacin-para-la-ciudadana-antecedentes.html [электронный ресурс].

5. La educacion para la ciudadania en el contexto escolar europeo. Режим доступа:http://www.faest.org/images/epc/contexto-europeo.pdf [электронный ресурс].

6. Ley Orgánica de Educación, (LOE), 6 abril.- Режим доступа: http://www.fespinal.com/espinal/llib/es149.pdf

[электронный ресурс].

7. UDE sí pide la supresión de Educación para la Ciudadanía. Режим доступа: http://blogs.libertaddigital.com/cien-mil-objeciones/ [электронный ресурс].


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности воспитания в системе дополнительного образования

Воспитание представляет собой многофакторный процесс, т.к. формирование личности происходит под влиянием семьи, образовательных учреждений, среды, общественных организаций, средств массовой информации...

Проблемы духовно-нравственнго воспитания в системе современного образования

Материал городской научно-практической конференции...

Гражданское образование в Испании: традиции и современные стратегии развития Л.Л. Супрунова, Ю.С. Спицин (статья ВАК)

В статье рассмотрены традиции гражданского образования, сложившиеся в Испанском государстве; раскрыты современные стратегии формирования у обучающихся гражданской компетентности; на примере испанской ...

Спицин Ю.С. (статья ВАК) Приоритеты гражданского образования в Испании начала XXI века.

В статье раскрываются приоритеты гражданского образования в общеобразовательных учреждениях современной Испании, которые определяют цель, задачи и содержание формирования у испанской молодежи нравстве...

Ю. С. Спицин Гражданское воспитание в Испании: проблемы и их пути решения

Гражданское общество представляет собой одну из ключевых категорий современного обществознания, в том числе и политической науки. В трактовке этого сложного и многопланового явления существует довольн...

Ю.С. Спицин ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГРАЖДАНСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ШКОЛАХ СОВРЕМЕННОЙ ИСПАНИИ

Гражданское воспитание- воспитание личности как гражданина правого демократического государства. Гражданское воспитание вводит личность в систему прав и обязанностей гражданина, формирует  опыт д...

Спицин Ю.С.Подходы испанских ученых и политиков к решению проблемы гражданского воспитания в школах Испании

Гражданское образование - это образование, нацеленное на подготовку человека к тому, чтобы он стал ответственным гражданином, активно участвовал в политической жизни государства и был способен внести ...