Дополнительная образовательная общеразвивающая программа «Профессия в моих руках»
рабочая программа

Основная цель программы "Прифессия в моих руках" – формирование целостного, систематизированного представления о профессиональной карьере, формирование правильного отношения к труду, профессии, повышение профессиональной мотивации в сознании обучающихся и подготовка к осознанному выбору жизненного пути с ориентацией на профессиональную карьеру.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_pedagoga_psihologa_ko.doc231 КБ

Предварительный просмотр:

Санкт-Петербургское государственное бюджетное

профессиональное образовательное учреждение

«Колледж Петербургской моды»

Рассмотрено и принято

на заседании Педагогического Совета

        СПб  ГБ ПОУ «Колледж Петербургской моды»

Протокол № 1 от «30» августа 2019г.

Утверждаю

председатель Педагогического Совета  

Директор

СПб ГБ ПОУ «Колледж Петербургской моды»

_______________________ А.И. Капанин

 «30» августа 2019г.

Дополнительная образовательная общеразвивающая программа

«Профессия в моих руках»

для обучающихся по профессии 16909 ПОРТНОЙ

на базе: основной общеобразовательной программы

коррекционно-развивающей направленности 8 вида

Санкт – Петербург

2019

Дополнительная образовательная общеразвивающая программа , реализуемая в СПБ ГБ ПОЛУ КПМ «Колледж Петербургской моды», представляет собой систему документов, разработанную и утвержденную Методическим советом колледжа с учетом требований рынка труда, на основе «Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам», утвержденного приказом № 499 от 1 июля 2013 года Минобрнауки РФ. 

Организация-разработчик: СПб ГБ ПОУ «Колледж Петербургской моды»

Разработчики:      

Никитина М.Н., педагог-психолог СПб ГБ ПОУ «Колледж Петербургской моды».

Рассмотрено и одобрено на заседании Методической комиссии СПБ ГБ ПОУ «Колледж Петербургской моды»

Протокол № 1  от «27» августа 2019г.

Председатель МК_____________________А.Н. Заглядова

Рекомендовано Методическим Советом СПб ГБ ПОУ «Колледж Петербургской моды».

Протокол № 1  от «28»августа  2019г.

Председатель МС_____________________ Ю.И. Сереброва

       

СОДЕРЖАНИЕ

1. ПАСПОРТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ

4

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ

7

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ

17

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ  ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ

19


  1. 1. ПАСПОРТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ

1.1 Область применения программы.

Дополнительная образовательная общеразвивающая программа, реализуемая в СПБ ГБ ПОЛУ КПМ «Колледж Петербургской моды», представляет собой систему документов, разработанную и утвержденную Методическим советом колледжа с учетом требований рынка труда, на основе «Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам», утвержденного приказом № 499 от 1 июля 2013 года Минобрнауки РФ.

Программа регламентирует цели, ожидаемые результаты, содержание, условия и технологии реализации а также оценку проведенной коррекционной работы.

1.2. Нормативные документы для разработки программы 

 Федеральный Закон Российской Федерации от29.12.2012 г. №273-ФЗ « Об образовании в Российской Федерации»

 ‒Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до2025года»;

‒ Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р «Об утверждении Концепции дополнительного образования детей»

‒приказ Минестерства образования и науки Российской Федерации от 9 ноября 2018г.№ 196 « Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;

‒письма Минобрнауки РФ от 11.12.2006 №06-1844 «о примерных требованиях к программам дополнителного образования детей»;

‒Распоряжения Комитета по образованию Санкт-Петербурга «Об утверждении Методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ в государственных образовательных организациях Санкт-Петербурга, находящихся в ведении Комитета по образованию» от 01.03.2017№ 617-р;

‒Положения о организации и осуществлении образовательной деятельности по программам дополнительного образования в СПБ ГБ ПОЛУ КПМ «Колледж Петербургской моды»;

 Устав СПБ ГБ ПОЛУ КПМ «Колледж Петербургской моды» ;

‒лицензии СПБ ГБ ПОЛУ КПМ «Колледж Петербургской моды» на образовательную деятельность по реализации программ дополнительного образования детей и взрослых;

 Локальный акт Положение о структурном подразделении «Специальное коррекционное отделение лиц коррекционно-развивающей направленности 8 вида»;

‒иные локальные нормативные акты учреждения.

1.3. Цели и задачи – требования к результатам освоения:

Цель – коррекция недостатков познавательной и эмоционально-личностной сферы детей средствами изучаемого программного материала.

Задачи:

-создание условий для развития сохранных функций;

- формирование положительной мотивации к обучению;

- повышение уровня общего развития, восполнение пробелов предшествующего развития и обучения;

- коррекция отклонений в развитии познавательной и эмоционально-личностной сферы;

- формирование механизмов произвольности в процессе осуществления заданной деятельности;

- развитие коммуникативных навыков.

1.4. Основные направления работы

— выбор оптимальных для развития обучающегося  с ограниченными возможностями здоровья коррекционных программ/методик, методов и приѐмов обучения в соответствии с его особыми образовательными возможностями;

— организацию и проведение специалистами индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, необходимых для преодоления дезадаптации и трудностей обучения;

— системное воздействие на учебно-познавательную деятельность обучающегося в динамике образовательного процесса, направленное на формирование универсальных учебных действий и коррекцию дезадаптивных проявлений;

— коррекцию и развитие высших психических функций;

— развитие эмоционально-волевой и личностной сфер обучающегося;

1.5. Этапы реализации программы

Этап сбора и анализа информации (информационно-аналитическая деятельность). Результатом данного этапа является оценка контингента обучающихся для учѐта особенностей развития детей, определения специфики и их образовательных потребностей; оценка образовательной среды с целью соответствия требованиям программно-методического обеспечения, материально-технической и кадровой базы учреждения.

Этап планирования, организации, координации (организационно-исполнительская деятельность). Результатом работы является организованный образовательный процесс, имеющий коррекционно-развивающую направленность и процесс специального психолого-

педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья при созданных условиях обучения, воспитания, развития, социализации рассматриваемой категории обучающихся.

Этап диагностики коррекционно-развивающей образовательной среды (контрольно-диагностическая деятельность). Результатом является констатация соответствия созданных условий и выбранных коррекционно-развивающих и образовательных программ образовательным потребностям обучающегося.

Этап регуляции и корректировки (регулятивно-корректировочная деятельность). Результатом является внесение необходимых изменений в образовательный процесс и процесс сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, корректировка условий и форм обучения, методов и приѐмов работы.

Направления

Ожидаемые

результаты коррекционной работы

Диагностическое

Характеристика образовательной ситуации в школе.

Диагностические портреты детей (карты психолого-педагогической диагностики, диагностические карты школьных трудностей).

Характеристика дифференцированных групп учащихся

Проектное

Индивидуальные карты сопровождения ребѐнка с ОВЗ.

Аналитическое

Оптимизация коррекционной работы в рамках колледжа.

1.4. Количество часов на освоение программы:

- максимальной нагрузки  30 часов, в том числе:

-  групповой  нагрузки 20 часов;

          -  индивидуальной  нагрузки 10 часов.


  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ

2.1. Объем и виды коррекционной работы

Вид коррекционной работы

Количество часов

Максимальная нагрузка (всего)

30

в том числе:

Первичная диагностика

3

Практические занятия

25

Итоговая диагностика

2

2.2. Тематическое планирование

п/п

Название темы

Всего часов

Практические занятия

1

Первичная диагностика

3

3

Индивидуальные занятия

 «Коррекция эмоционально-личностной сферы» 1-2 курс

1

«Знакомство»

1

1

2

«Образ агрессии»

1

1

3

«Развитие»

1

1

4

«Зеркало»

1

1

5

« Образ  Я»

1

1

6

«Мой страх»

1

1

7

«Обида»

1

1

8

«Наши чувства

1

1

9

«Жизненный путь»

1

1

10

«Все грани гармонии»

1

1

Групповые занятия

«Формирование представлений о будущем и

 жизненных ценностей» 2 курс

  1. 12

 « Я и моя воля»

1

1

 «Социальные роли»

1

1

«На самом деле я такой…»

1

1

«События моей жизни»

1

1

«Цели и желания»

1

1

«Мой выбор»

1

1

Групповые занятия «Моя профессия» 1 курс

Вводное  занятие. Самооценка и уровень притязаний.

1

1

 Темперамент и профессия. Определение темперамента.

1

1

Чувства и эмоции.

1

1

Стресс и тревожность.

1

1

Интересы и склонности в выборе профессии. Профессионально важные качества.

1

1

Способности к профессиям социального типа.

1

1

Мотивы и потребности.

1

1

Навыки самопрезентации. Стратегия выбора профессии.

1

1

Обобщающий урок.

1

1

Итоговая диагностика

2

2

                                                           Итого

30

30

2.3. Содержание дополнительной образовательной общеразвивающей программы

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

1

2

3

Первичная диагностика

Цель: Определение особенностей эмоционально-личностной  сферы подростка с использованием  методик:

  • «Диагностика принятия других» В. Фей;
  • тест Люшер;
  • диагностика самооценки. Ч. Д. Спилберг, Ю. Л. Ханина;
  • измерение уровня тревожности Тейлора, адаптация Т. А. Немчинова

3

Индивидуальные занятия

 «Коррекция эмоционально-личностной сферы» 1-2 курс

«Знакомство»

Содержание:

1

Установление с подростком доверительных отношений. Создание благоприятного настроя на дальнейшую работу. Проведение диагностики для выявления уровня тревожности и самооценки подростка.

  1. Приветствие;
  2. первичное тестирование;
  3. упражнение «Знакомство»;
  4. упражнение «Маска»;

 5.обратная связь

 «Образ агрессии»

Содержание:

1

Снятие напряжения и разрешение внутренних конфликтов у подростка. Познакомить подростка с понятием гнев, его проявлениями и последствиями.

Научить контролировать свои вспышки гнева.

  1. Приветствие;
  2. упражнение «Нарисуй свое настроение»;
  3. беседа «Образ агрессии»;
  4. упражнение «Рубка дров»;

обратная связь.

«Развитие»

Содержание

1

Снятие эмоционального напряжения у подростка, внутреннего дискомфорта. Активизация работы обоих полушарий мозга.

  1. Приветствие;
  2. упражнение «Левша»;
  3. упражнение «Развитие»;

 4.обратная связь

«Зеркало»

Содержание:

1

Создание эмоционально-положительной атмосферы на занятии, повышение уровня доверия. Развития чувства эмпатии.

  1. Приветствие;
  2. упражнение «Зеркало»;
  3. аутотренинг;

обратная связь.

« Образ  Я»

Содержание:

1

Создание эмоционально-положительной атмосферы на занятии, повышение уровня доверия. Создание «Образа Я»

  1. Приветствие;
  2. упражнение «Первое впечатление»;
  3. коллажирование «Образ Я»;

обратная связь.

«Мой страх»

Содержание:

1

Создание эмоционально-положительной атмосферы на занятиях. Познакомить подростка со способами взаимодействия со страхами. Поиск ресурсов подростка, с помощью которых он мог бы избавиться от своих страхов.

  1. Приветствие;
  2. беседа о страхах;
  3. упражнение «Взаимодействие со страхом»;
  4. упражнение «Рисунок страха»;

обратная связь.

«Обида»

Содержание:

1

Знакомство с чувством обиды. Поиск ресурсов подростка, с помощью которых он мог бы избавиться от обиды.

  1. Приветствие;
  2. беседа об обиде,
  3. «Сказка про обиду»;
  4. упражнение «Обида»;

обратная связь.

«Наши чувства»

 

Содержание:

1

Отработка навыков коммуникативного поведения. Коррекция эмоциональной сферы подростка на основе навыков адекватного эмоционального реагирования.

  1. Приветствие;
  2. упражнение « Наши чувства»;
  3. упражнение «Учимся говорить НЕТ»;
  4. релаксация «Полет к звезде»;

обратная связь

«Жизненный путь»

Содержание:

1

Формирование эмоционально-положительной атмосферы на занятии. Поиск личностных ресурсов подростка.

  1. Приветствие;
  2. упражение  «Сокровищница жизненных сил»;
  3. упражнение «Реконструкция жизненного пути»;
  4. обратная связь.

«Все грани гармонии»

Содержание:

1

Формирование эмоционально-положительной атмосферы на занятии. Поиск личностных ресурсов ребенка. Итоговая диагностика по окончанию индивидуальной программы.

  1. Приветствие;
  1. упражнение  «Все грани гармонии»»;
  1. упражнение «Мое настроение»;
  2. итоговая диагностика;

обратная связь.

Групповые занятия

«Формирование представлений о будущем и

 жизненных ценностей» 2 курс

« Я и моя воля»

Содержание:

1

 Создание  положительной мотивации; освоение приемов самодиагностики.

Упражнение 1 «Это мое имя»

Упражнение 2 «Круг воли».

Упражнение 3. Части моего «Я».

Упражнение 4 «Учимся расслабляться»

«Социальные роли»

Содержание:

1

поддержка дальнейшего самораскрытия, самопознания, прояснения «Я-концепции»; осознание своих социальных ролей (кто «я» в этом мире); активизация механизмов творческого воображения.

Упражнение 1 (Разминка).  «Мое имя».

Упражнение 2 «Метафорический автопортрет».

Упражнение 3 «Ролевая карта».  

Упражнение 4  «Учимся расслабляться»

«На самом деле я такой…»

Содержание:

1

осознание своих сильных и слабых сторон; получение позитивной обратной связи для укрепления самооценки

Упражнение 1. «Китайская рулетка»

Упражнение 2. «Мой дракон»

Упражнение 3.  «Самореклама»

  «События моей жизни»

Содержание:

1

Ориентация подростков на поиск истинных целей жизни, формирование позитивного настроя, взгляда в будущее.

Упражнение 1. «В поисках смыслов жизни».

Упражнение 2. «События моей жизни».

Упражнение 3 «Формула удачи»

«Цели и желания»

Содержание:

1

Создание плана действий для достижения жизненных целей.

Упражнение 1. «Цели и дела»

Упражнение 2 «Закончи предложения»

Упражнение  3 «Волшебная подушка»

Упражнение  4 «Четыре сферы»

«Мой выбор»

Содержание:

1

Развитие навыков свободного выбора, актуализация знаний, полученных на занятиях всего цикла, подведение итогов

Упражнение 1. «Должен или выбираю»

Упражнение 2 «Чемодан в дорогу».

Упражнение 3 «Я  - подарок человечеству»

Групповые занятия «Моя профессия» 1 курс

Вводное  занятие. Самооценка и уровень притязаний.

.

Содержание:

1

Работа по самопознанию: кто я, какой я? Анкетирование, идеографический тест.

Темперамент и профессия. Определение темперамента

Содержание:

1

Свойства нервной системы. Темперамент , Тест Айзенка. Определение экстравертированности, устойчивости нервной системы и типа темперамента. Учет темперамента в выборе профессии.

Чувства и эмоции.

Содержание:

1

Эмоции и чувства. Игра «Назови эмоцию». Тест эмоций

Стресс и тревожность.

Содержание:

1

Что такое стресс? Как управлять своими эмоциями?

Интересы и склонности в выборе профессии. Профессионально важные качества.

Содержание:

1

Основные требования к профессионалу в профессиях

 Способности к профессиям социального типа.

Содержание:

1

Ознакомление с понятиями «способность» и «профессиональная пригодность». Обобщение знаний о профессиях и соотнесение этих знаний со своими возможностями. Матрица выбора профессии.

Мотивы и потребности.

Содержание:

1

Правила составления личного профессионального плана.

Навыки самопрезентации. Стратегия выбора профессии.

Содержание:

1

Что такое самопрезентация.

Обобщающий урок.

Содержание:

1

Подведение итогов. Выполнение итоговой работы .

Итоговая диагностика

Содержание:

2

Цель: Определение результативности проведенной работы и наличие изменений эмоционально-личностной  сферы подростка с использованием  методик:

«Диагностика принятия других» В. Фей;

тест Люшер;

диагностика самооценки. Ч. Д. Спилберг, Ю. Л. Ханина;

измерение уровня тревожности Тейлора, адаптация Т. А. Немчинова.

Итого

30

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы возможна в кабинете теоретического обучения

Оборудование учебного кабинета:

* посадочные места по количеству обучающихся;

* рабочее место преподавателя;

* комплект презентаций, электронных ресурсов.

Технические средства обучения:

* компьютер с лицензионным программным обеспечением,

* мультимедиапроектор.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1.  А.В. Микляева, П.В. Румянцева  «Трудный класс» Диагностическая и коррекционная работа»  Речь, С-П, 2007
  2. Битянова М.Р. «Практикум по психологическим играм с детьми и подростками». – СПб.: Питер, 2006. 
  3. Возрастные и индивидуальные особенности подростков,  под ред. Эльконина Д. Б./ Драгуновой Т. В. – М. просвещение 1967 г.
  4. И. Васильева, П. Борозенец.  Набор психологических открыток с притчами «Все грани гармонии». Издательство «Речь», 2012
  5.  Л.А.Ясюкова Прогноз и профилактика проблем обучения, социализация и профессиональное самоопределение старшеклассников (часть 1): Методическое руководство, Спб: «ИМАТОН», 2005
  6. М. Шевченко. Я рисую успех и здоровье. Арт – терапия для всех. Серия «Сам себе психолог», СПб.: Питер, 2007.-96с.
  7.  Н.А. Сакович «Практика сказкотерапии. Сборник сказок, игр и терапевтических программ», Речь С-П, 2005.
  8.  Прихожан А.М. Развитие уверенности в себе и способности к самопознанию у детей 10-12 лет (программа курса занятий) // Развивающие и коррекционные программы для работы с младшими школьниками и подростками / Под ред. И.В. Дубровиной. Москва-Тула, 1993
  9.     Пряжников Н.С. “Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники (8–11 классы). — М.: ВАКО, 2005.
  10.  Резапкинна Г. В., Я и моя профессия: Программа профессионального самоопределения для подростков: Учебно-методическое пособие для школьных психологов и педагогов. – 2-е изд., исправл. – М.: Генезис, 2004. – 125 с.
  11.  Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы – теория и практика. М., 1990
  12.  Савченко М.Ю. Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам (9–11 класс): Практическое руководство для классных руководителей и школьных психологов / Под науч. ред. Л.А. Обуховой.- М.: «Вако», 2005.
  13. Т. Зинкевич-Евстегнеева Набор психологических карт «Сокровищница жизненных сил». Издательство «Речь», 2012.
  14. Т. Зинкевич-Евстегнеева, Грабенко Т.М. Чудеса на песке. Практикум по песочной терапии. СПб.: Речь, 2010. - 340 с.
  15. Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту/ под ред. И. В. Дубровиной М. 2007г
  16.  Шрайнер К. Как снять стресс., 1993

Интернет-источники:

  1. Ped-kopilka.ru
  2. http://metodkabi.net.ru/index.php?id=1#ur Методический кабинет профориентации

 

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ

Контроль и оценка результатов дополнительной образовательной общеразвивающей программы педагогом-психологом осуществляется в процессе проведения итоговой диагностики.

№ п/п

Название раздела

Форма проведения

Методы и приемы проведения занятий

Дедактические материалы мат-техн.

база

Форма подведения итогов

Коррекция эмоционально-личностной сферы

Психогимнастика, музыкотерапия, танцевальная терапия, телесная терапия, пальчиковые игры, игротерапия, сказкотерапия.

практический,

наглядный,

словесный,

демонстрационный

Стимульный материал, тестовый материал,

видеозаписи, музыкальная фонотека

Беседа, наблюдение,

результаты итоговой диагностики

Формирование представлений о будущем и

 жизненных ценностей

Игротерапия, сказкотерапия, проигрывание ситуаций, этюды, групповая дискуссия,

арт-терапия, беседы, круглый стол.

практический,

наглядный,

словесный,

демонстрационный

Стимульный материал, тестовый материал,

видеозаписи, музыкальная фонотека

Беседа, наблюдение,

результаты итоговой диагностики

Формирование представлений о будущей профессии

Игротерапия, сказкотерапия, проигрывание ситуаций, этюды, групповая дискуссия,

арт-терапия, беседы, круглый стол.

практический,

наглядный,

словесный,

демонстрационный

Стимульный материал, тестовый материал,

видеозаписи, музыкальная фонотека

Беседа, наблюдение,

результаты итоговой диагностики


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социальный проект "Моё будущее в моих руках!?"

Как жить? В этой работе можно найти ответ на этот вопрос. Ученица строит программу своей жизни. Она продумывает, какую работу она выберет, в каком доме и где она будет жить, сколько у неё будет детей ...

Дополнительная образовательная общеразвивающая программа социальной направленности «Азбука кухни»

1.    Целевой раздел 1.1. Информационно-аналитические данные об образовательном учреждении.Муниципальное казённое образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая програма социальной поддержки «Клуб добрых сердец»

Во время реализации добровольческих проектов студенты взаимодействуют с людьми, имеющими различные отклонения здоровья, которые в обыденной жизни им не известны, сталкиваются с мифами в обществе о дон...

Рабочая программа ДО по футболу Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Школа футбола»

Рабочая программа ДО по футболу. Дополнительная  общеобразовательная общеразвивающая программа «Школа футбола»...

Методическая разработка классного часа "Мое здоровье - в моих руках" апрель 2018

Классный час в форме брифинга о здоровом образе жизни....