Конспект ООД в подготовительной группе по ФЦКМ и ФЭМП на тему «Удивительное путешествие»
план-конспект занятия

Коноваленко Елена Николаевна

Конспект ООД  в подготовительной группе по ФЦКМ и ФЭМП

на тему «Удивительное путешествие»

 

Цель:

- расширить и обогатить кругозор детей о морских жителях, об их образе жизни;

- закрепить представление детей о формах рыб и других жителях подводного мира, закрепить первоначальное представление о море.

Задачи:

Обучающие: 
- продолжать расширять знания детей о планете Земля, об обитателях моря, их особенностях, внешнем виде, питании, передвижении;
- познакомить детей с полезными свойствами морской воды;
- обогащать и активизировать словарный запас детей словами и понятиями: модель Земли, морские обитатели, названия океанов и морей.

Развивающие:

-развивать познавательный интерес к природе.

-развивать  навыки  проведения  лабораторных  опытов,  навыки  работы

растворами.                                                                                                                               -продолжать закреплять навыки счёта в пределах «10»;

- развивать у детей сообразительность, память, внимание, мышление, воображение;

Воспитательные :
- воспитывать потребность детей в общении с живой природой, повышать интерес к познанию ее законов;

-воспитывать интерес к опытно-экспериментальной деятельности.

- воспитывать уважение друг к другу в процессе совместного познания. 

Материалы, оборудование:

Диск с записью шума моря, картинки с изображением обитателей подводного мира, пресная вода в стаканчиках,  магнитная доска, магниты, посылка с ракушками, глобус, соль,

Предварительная работа. 
Рассматривание глобуса, карты, книг и иллюстраций на тему «Подводный мир», беседы «Морские обитатели», чтение познавательной литературы о морских глубинах и его обитателях.

ХОД.

 Организационный момент.

Дети входят в группу, здороваются.

В. Здравствуйте, мои непослушные дети!

Д. Нет, мы послушные.

В. Доброе утро, грустные дети!

Д. Нет, мы веселые!

В. Приветствую вас, ничего незнающие дети!

Д. Нет, мы все знаем!.

В. Здравствуйте, мои самые послушные, самые веселые, самые знающие дети.

В: -Ребята, сегодня к нам в детский сад пришла посылка. Давайте посмотрим, что же нам прислали? (Дети рассматривают содержимое посылки) Какие красивые ракушки! Возьмите ракушку, послушайте их шум. Рассмотрите ракушку. Откуда она появилась, где ее место обитания? (Ответы детей).

В:А на чем мы можем увидеть все моря и океаны? Отгадайте загадку.

 «На ноге стоит одной, 
Кружит-вертит головой. 
Нам показывает страны, 
Реки, горы, океаны»
Что же это такое? (Глобус) 
Воспитатель: А что он изображает? (Модель Земли)
Если быстро раскрутить глобус, покажется, будто он разноцветный. Какой краски больше? (Голубой), (голубой краски больше, чем желтой, белой, зеленой, коричневой). 
Воспитатель: Что изображено голубой краской? 
Ответы детей.
Воспитатель: 
Вода занимает большую часть поверхности Земли. Это бесчисленные озера, реки и речки, это моря и океаны. Существует 5 океанов. Какие?
Ответы детей: Тихий, Индийский, Атлантический, Северный Ледовитый, Южный.
В: Какие вы знаете моря?
Ответы детей: Средиземное, Черное, Азовское, Красное, Мертвое, Белое.

В: Их очень много и всех невозможно перечислить. А какая вода в море, можно ли ее пить?
Ответы детей.
В:
 А где можно применять морскую воду?
Ответы детей: Морская вода очень полезная, она содержит много минеральных веществ. Ею можно полоскать горло. С ней принимают лечебные ванны. Из морской воды добывают специальные вещества, из которых делают лекарства, мази. Из морской воды добывают морскую соль и продают в аптеках.
В: Предлагаю вам подумать и сказать, можно ли сделать морскую воду самому ? (Ответы детей).

 В: Ну что ж, давайте сделаем морскую воду. (Проводится опыт с водой).

В: А теперь взвесим простую воду и морскую, и узнаем одинаковая она по весу или нет? (Проводится взвешивание воды).

В:-Я хотела бы узнать, а все ли моря одинаково соленые?

Ответы детей: Мертвое море, в котором очень много соли, и где нет животного и растительного мира: и все предметы не тонут, а остаются на поверхности. А остальные моря обитаемые и там есть жизнь.

В: - А давайте  отправимся в морское путешествие? (ответы детей). Чего же нам не хватает? Как же мы попадем в морские глубины? (ответы детей). Правильно, нам нужен корабль, но не простой а подводный! А для того чтобы узнать на чем мы погрузимся в море, вам нужно выполнить задание «Соедени по точкам».

- У вас на столах лежат листочки с изображением точек, а над каждой точкой стоит цифра. Соединив точки по порядку, от первой до последней, вы увидите на чем мы отправимся в путешествие! (дети выполняют задание).

В: Что же у вас получилось? Правильно, на морское дно можно опуститься в батискафе. Он намного легче подводной лодки, проще в управлении. А наблюдать за подводным миром через иллюминатор удобнее и безопаснее, чем плавать среди рыб и акул с аквалангом. Согласны?

- Занимаем свои места согласно билетам (блоки Денеша) и погружаемся в море.

 Воспитатель: Прежде, чем опуститься на дно, исследователи делают дыхательную гимнастику, делаем глубокий вдох через нос, выдыхаем ртом.
В.  Можно закрыть пока глаза и представить себе картину моря. Звучат звуки моря. На этом фоне воспитатель читает стихотворение А.Парошина «Подводный мир».

Про подводные глубины
Посмотрела я кино:
В батискафе опустились
Ихтиологи на дно.
Впереди большого ската,
Наблюдает командир:
В небольшой иллюминатор,
Виден весь подводный мир.
Словно жизнь на миг заснула

В океанской глубине.
Вот зубастая акула

С батискафом наравне.
Всюду — красные кораллы,
Очень тихо и темно.
Много нового узнала
Я из этого кино!

В: - Открывайте глаза. Мы погрузились не глубоко. А вы знаете, что обитатели океана живут как в многоэтажном доме, каждый на своем этаже? Некоторые обитатели могут жить только на верхних этажах, другие на средних, в толще воды, а кто-то приспособился жить на самых нижних этажах, на большой глубине.  Мы находимся на самом верхнем этаже подводного мира. Здесь светло и тепло, так как этот этаж освещает и согревает солнце.

В: -. Сможем ли мы дышать под водой?

Д: - Нет. У человека нет жабр.

В: - Как же можно путешествовать?

Д:Надеть акваланги.

В: - Итак, надеваем акваланги . Выходим из корабля.

В:-Смотрите, вот плывёт чудо-великан.

Выглядит огромной глыбой.
Плавает, хоть и не рыба.
Воздух с силой выдыхает –
Вверх фонтанчики пускает. (Кит)

-А что вы знаете о китах?

Ответы детей

В:- Молодцы! Очень интересно!

- Ребята, смотрите, мелькнуло еще одно морское животное.

Подставляют людям спины,

В море нас спасут …(Дельфины)

 - Дельфины – это небольшие киты. Киты и дельфины – это млекопитающие животные  они кормят детёнышей молоком. Дельфины дышат не жабрами, а воздухом. Они никогда не покидают море. У них острые зубы, а их голова заканчивается ртом, похожим на птичий клюв. Основная пища дельфинов – рыба, моллюски и мелкие морские животные. Дельфины – очень умные  и быстрые животные.

Задание «Сосчитай сколько?» Каждому ребенку из команды показывают картинку, он должен сосчитать сколько на ней морских обитателей.

Вам нужно молча посчитать и поднять цифру.

В:- Что-то задержались мы на верхнем этаже. Нужно опуститься  поглубже. Здесь уже темнее и вода стала прохладнее. Как вы думаете, почему?

Д:Солнечные лучи сюда пробираются с трудом.

 В.: Путешествие продолжается.

По волнам гуляет зонтик

Если встретите – не троньте!

Вот так чудо, вот так диво!

Зонтик жжется, как крапива.(Медуза)

Посмотрите, какие красивые медузы.

-  Медузы – загадочные и очень красивые обитатели морей и океанов планеты Земля.  Медузы могут жить лишь в солёной воде, поэтому их среда обитания — это океаны, моря. У медузы 24 глаза. Увеличиваются в размерах медузы всю жизнь, а конечный их размер зависит от вида. Есть — малюсенькие, а есть гиганты. Их окрас может быть белым, розовым, желтым, оранжевым, красным, голубым, зеленым и многоцветным. Питаются медузы  мелкими морскими организмами, ракообразными и иногда другими медузами.

 Задание : «Найди отличия»

Ребята, посмотрите, что это? (картинки с медузами).  Нужно найти 10 отличий.

Молодцы, ребята. Отправляемся дальше.

В:- В океанах и морях,

Хищница та проживает,

 Видом грозным она всех,

 Обитателей пугает!  Акула

 -Расскажите, что вы знаете об акулах.

В: - А сейчас давайте немножко отдохнем.

Физкультминутка: Что такое море!
Что такое море? - пожать плечами
Чайки на просторе. - помахать руками
Скалы-великаны, - поднять руки вверх
Холодные туманы. - потереть руками плечи
Волны трёхэтажные, - соединить ладони на уровне груди и
сделать круг руками
Моряки отважные. - на месте пошагать
Акулы зубастые, - пальцами показать
Киты головастые. - на голову показать
Камней подводных глыбы, - волну одной рукой
Диковинные рыбы. -волну другой рукой
Кораллы, осьминоги, - волну одной рукой
Медузы и миноги, - волну другой рукой
А на дне темно, - закрыть глаза руками.
Как в кино…

В:Ну что, поплыли дальше? Вот мы и оказались на морском дне.

 - Ты со мною не знаком?

Я живу на дне морском,

Голова и восемь ног,

Догадались …(Осьминог)

Смотрите, вот и осьминог!

-Что вы можете рассказать об осьминоге?

Задание: «Вопросы осьминога»

 1. Какое самое крупное животное живет в море?( синий кит)

2. Какие морские обитатели не воспитывают детей?( рыбы)

3. Название этой морской рыбы совпадает с названием тонкого острого предмета, используемого для шитья?(рыба-игла)

4. Поют ли киты?(да, очень громко)

5. Спят ли дельфины?( считается, что дельфины не спят)

6. Сколько ног у кита? (ни одной)

7. Как называются рыбы, которые умеют вырабатывать электрический ток в своём теле? (электрические угри, скаты).

8. Сколько лучей у морской звезды? (5)

9. Как называются самые крупные рыбы, обитающие на планете? ( акулы)

10. Сколько ног у осьминога? (8)

Задание . «Сложи узор» .Нужно сложить рыбку, звезду  из счетных палочек по образцу.

В.:В глубине морской живет,

Быстро под водой плывет,

Много у неё иголок,

Как у ёжика и ёлок. Кто это?(Рыба-ёж)

Морские ежи могут уколоть ядовитым шипом и, уколовшись, человек почувствует жгучую боль. С помощью игл морские ежи не только защищаются от врагов, но и передвигаются с большой скоростью, можно даже сказать, что он не ходит, а бегает по морскому дну.

В: Посмотрите  кто-то лежит на дне. Кто это? 
Дети: Морская звезда.
Дети рассматривают морскую звезду.
В: Почему она так называется?
Это рыба или морское животное? Почему вы так думаете? ( Ответы детей уточняются)
-Правильно, морская звезда — животное.
Какого она цвета?
Когда она живая, она розового цвета или красного, а погибает — становится коричневато-бежевого цвета, твердая на ощупь. (Все ответы детей уточняются, поясняются) 
Во время передвижения ей помогают конечности - щупальца, снизу покрытые иголочками. Морская звезда — хищник, питается живыми организмами: мелкими рыбками, морскими червяками, креветками

Задание  «Сложи картинку».( Обитатели глубин).

В: -Ну чтож ребята нам пора возвращаться. Прошу занять свои места и отправиться домой.

-Где мы сегодня побывали?

-Что интересного узнали?

- Каких морских обитателей мы встретили?

-Вам понравилось наше путешествие или нет?

В:-Вот мы и вернулись. А за то, что вы были  такие молодцы, я вас угощу морскими конфетами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_ftskm_i_femp.docx27.48 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект ООД  в подготовительной группе по ФЦКМ и ФЭМП

на тему «Удивительное путешествие»

Цель: 

- расширить и обогатить кругозор детей о морских жителях, об их образе жизни;

- закрепить представление детей о формах рыб и других жителях подводного мира, закрепить первоначальное представление о море.

Задачи:

Обучающие: 
- продолжать расширять знания детей о планете Земля, об обитателях моря, их особенностях, внешнем виде, питании, передвижении;
- познакомить детей с полезными свойствами морской воды;
- обогащать и активизировать словарный запас детей словами и понятиями: модель Земли, морские обитатели, названия океанов и морей.

Развивающие:

-развивать познавательный интерес к природе.

-развивать  навыки  проведения  лабораторных  опытов,  навыки  работы

растворами.                                                                                                                               -продолжать закреплять навыки счёта в пределах «10»;

- развивать у детей сообразительность, память, внимание, мышление, воображение;

Воспитательные :
- воспитывать потребность детей в общении с живой природой, повышать интерес к познанию ее законов; 

-воспитывать интерес к опытно-экспериментальной деятельности.

- воспитывать уважение друг к другу в процессе совместного познания. 

Материалы, оборудование:

Диск с записью шума моря, картинки с изображением обитателей подводного мира, пресная вода в стаканчиках,  магнитная доска, магниты, посылка с ракушками, глобус, соль,

Предварительная работа. 
Рассматривание глобуса, карты, книг и иллюстраций на тему «Подводный мир», беседы «Морские обитатели», чтение познавательной литературы о морских глубинах и его обитателях.

ХОД.

 Организационный момент.

Дети входят в группу, здороваются.

В. Здравствуйте, мои непослушные дети!

Д. Нет, мы послушные.

В. Доброе утро, грустные дети!

Д. Нет, мы веселые!

В. Приветствую вас, ничего незнающие дети!

Д. Нет, мы все знаем!.

В. Здравствуйте, мои самые послушные, самые веселые, самые знающие дети.

В: -Ребята, сегодня к нам в детский сад пришла посылка. Давайте посмотрим, что же нам прислали? (Дети рассматривают содержимое посылки) Какие красивые ракушки! Возьмите ракушку, послушайте их шум. Рассмотрите ракушку. Откуда она появилась, где ее место обитания? (Ответы детей).

В:А на чем мы можем увидеть все моря и океаны? Отгадайте загадку.

 «На ноге стоит одной, 
Кружит-вертит головой. 
Нам показывает страны, 
Реки, горы, океаны»
Что же это такое? (Глобус) 
Воспитатель: А что он изображает? (Модель Земли)
Если быстро раскрутить глобус, покажется, будто он разноцветный. Какой краски больше? (Голубой), (голубой краски больше, чем желтой, белой, зеленой, коричневой). 
Воспитатель: Что изображено голубой краской? 
Ответы детей.
Воспитатель: Вода занимает большую часть поверхности Земли. Это бесчисленные озера, реки и речки, это моря и океаны. Существует 5 океанов. Какие?
Ответы детей: Тихий, Индийский, Атлантический, Северный Ледовитый, Южный.
В: Какие вы знаете моря?
Ответы детей: Средиземное, Черное, Азовское, Красное, Мертвое, Белое.

В: Их очень много и всех невозможно перечислить. А какая вода в море, можно ли ее пить?
Ответы детей.
В: А где можно применять морскую воду?
Ответы детей: Морская вода очень полезная, она содержит много минеральных веществ. Ею можно полоскать горло. С ней принимают лечебные ванны. Из морской воды добывают специальные вещества, из которых делают лекарства, мази. Из морской воды добывают морскую соль и продают в аптеках.
В: Предлагаю вам подумать и сказать, можно ли сделать морскую воду самому ? (Ответы детей).

 В: Ну что ж, давайте сделаем морскую воду. (Проводится опыт с водой).

В: А теперь взвесим простую воду и морскую, и узнаем одинаковая она по весу или нет? (Проводится взвешивание воды).

В:-Я хотела бы узнать, а все ли моря одинаково соленые?

Ответы детей: Мертвое море, в котором очень много соли, и где нет животного и растительного мира: и все предметы не тонут, а остаются на поверхности. А остальные моря обитаемые и там есть жизнь.

В: - А давайте  отправимся в морское путешествие? (ответы детей). Чего же нам не хватает? Как же мы попадем в морские глубины? (ответы детей). Правильно, нам нужен корабль, но не простой а подводный! А для того чтобы узнать на чем мы погрузимся в море, вам нужно выполнить задание «Соедени по точкам».

- У вас на столах лежат листочки с изображением точек, а над каждой точкой стоит цифра. Соединив точки по порядку, от первой до последней, вы увидите на чем мы отправимся в путешествие! (дети выполняют задание).

В: Что же у вас получилось? Правильно, на морское дно можно опуститься в батискафе. Он намного легче подводной лодки, проще в управлении. А наблюдать за подводным миром через иллюминатор удобнее и безопаснее, чем плавать среди рыб и акул с аквалангом. Согласны?

- Занимаем свои места согласно билетам (блоки Денеша) и погружаемся в море.

 Воспитатель: Прежде, чем опуститься на дно, исследователи делают дыхательную гимнастику, делаем глубокий вдох через нос, выдыхаем ртом.
В.  Можно закрыть пока глаза и представить себе картину моря. Звучат звуки моря. На этом фоне воспитатель читает стихотворение А.Парошина «Подводный мир».

Про подводные глубины
Посмотрела я кино:
В батискафе опустились
Ихтиологи на дно.
Впереди большого ската,
Наблюдает командир:
В небольшой иллюминатор,
Виден весь подводный мир.
Словно жизнь на миг заснула

В океанской глубине.
Вот зубастая акула

С батискафом наравне.
Всюду — красные кораллы,
Очень тихо и темно.
Много нового узнала
Я из этого кино!

В: - Открывайте глаза. Мы погрузились не глубоко. А вы знаете, что обитатели океана живут как в многоэтажном доме, каждый на своем этаже? Некоторые обитатели могут жить только на верхних этажах, другие на средних, в толще воды, а кто-то приспособился жить на самых нижних этажах, на большой глубине.  Мы находимся на самом верхнем этаже подводного мира. Здесь светло и тепло, так как этот этаж освещает и согревает солнце. 

В: -. Сможем ли мы дышать под водой?

Д: - Нет. У человека нет жабр.

В: - Как же можно путешествовать?

Д: - Надеть акваланги.

В: - Итак, надеваем акваланги . Выходим из корабля.

В:-Смотрите, вот плывёт чудо-великан. 

Выглядит огромной глыбой.
Плавает, хоть и не рыба.
Воздух с силой выдыхает –
Вверх фонтанчики пускает.
 (Кит)

-А что вы знаете о китах?

Ответы детей

В:- Молодцы! Очень интересно!

- Ребята, смотрите, мелькнуло еще одно морское животное.

Подставляют людям спины,

В море нас спасут …(Дельфины)

 - Дельфины – это небольшие киты. Киты и дельфины – это млекопитающие животные  они кормят детёнышей молоком. Дельфины дышат не жабрами, а воздухом. Они никогда не покидают море. У них острые зубы, а их голова заканчивается ртом, похожим на птичий клюв. Основная пища дельфинов – рыба, моллюски и мелкие морские животные. Дельфины – очень умные  и быстрые животные.

Задание «Сосчитай сколько?» Каждому ребенку из команды показывают картинку, он должен сосчитать сколько на ней морских обитателей.

Вам нужно молча посчитать и поднять цифру.

В:- Что-то задержались мы на верхнем этаже. Нужно опуститься  поглубже. Здесь уже темнее и вода стала прохладнее. Как вы думаете, почему?

Д: - Солнечные лучи сюда пробираются с трудом.

 В.: Путешествие продолжается.

По волнам гуляет зонтик

Если встретите – не троньте!

Вот так чудо, вот так диво!

Зонтик жжется, как крапива.(Медуза)

Посмотрите, какие красивые медузы.

-  Медузы – загадочные и очень красивые обитатели морей и океанов планеты Земля.  Медузы могут жить лишь в солёной воде, поэтому их среда обитания — это океаны, моря. У медузы 24 глаза. Увеличиваются в размерах медузы всю жизнь, а конечный их размер зависит от вида. Есть — малюсенькие, а есть гиганты. Их окрас может быть белым, розовым, желтым, оранжевым, красным, голубым, зеленым и многоцветным. Питаются медузы  мелкими морскими организмами, ракообразными и иногда другими медузами.

 Задание : «Найди отличия»

Ребята, посмотрите, что это? (картинки с медузами).  Нужно найти 10 отличий.

Молодцы, ребята. Отправляемся дальше.

В:- В океанах и морях,

Хищница та проживает,

 Видом грозным она всех,

 Обитателей пугает!  Акула

 -Расскажите, что вы знаете об акулах.

В: - А сейчас давайте немножко отдохнем.

Физкультминутка: Что такое море!
Что такое море? - пожать плечами
Чайки на просторе. - помахать руками
Скалы-великаны, - поднять руки вверх
Холодные туманы. - потереть руками плечи
Волны трёхэтажные, - соединить ладони на уровне груди и
сделать круг руками
Моряки отважные. - на месте пошагать
Акулы зубастые, - пальцами показать
Киты головастые. - на голову показать
Камней подводных глыбы, - волну одной рукой
Диковинные рыбы. -волну другой рукой
Кораллы, осьминоги, - волну одной рукой
Медузы и миноги, - волну другой рукой
А на дне темно, - закрыть глаза руками.
Как в кино…

В:Ну что, поплыли дальше? Вот мы и оказались на морском дне.

 - Ты со мною не знаком?

Я живу на дне морском,

Голова и восемь ног,

Догадались …(Осьминог)

Смотрите, вот и осьминог!

-Что вы можете рассказать об осьминоге? 

Задание: «Вопросы осьминога»

 1. Какое самое крупное животное живет в море?( синий кит)

2. Какие морские обитатели не воспитывают детей?( рыбы)

3. Название этой морской рыбы совпадает с названием тонкого острого предмета, используемого для шитья?(рыба-игла)

4. Поют ли киты?(да, очень громко)

5. Спят ли дельфины?( считается, что дельфины не спят)

6. Сколько ног у кита? (ни одной)

7. Как называются рыбы, которые умеют вырабатывать электрический ток в своём теле? (электрические угри, скаты).

8. Сколько лучей у морской звезды? (5)

9. Как называются самые крупные рыбы, обитающие на планете? ( акулы)

10. Сколько ног у осьминога? (8)

Задание . «Сложи узор» .Нужно сложить рыбку, звезду  из счетных палочек по образцу.

В.:В глубине морской живет,

Быстро под водой плывет,

Много у неё иголок,

Как у ёжика и ёлок. Кто это?(Рыба-ёж)

Морские ежи могут уколоть ядовитым шипом и, уколовшись, человек почувствует жгучую боль. С помощью игл морские ежи не только защищаются от врагов, но и передвигаются с большой скоростью, можно даже сказать, что он не ходит, а бегает по морскому дну.

В: Посмотрите  кто-то лежит на дне. Кто это? 
Дети: Морская звезда.
Дети рассматривают морскую звезду.
В: Почему она так называется?
Это рыба или морское животное? Почему вы так думаете? ( Ответы детей уточняются)
-Правильно, морская звезда — животное.
Какого она цвета?
Когда она живая, она розового цвета или красного, а погибает — становится коричневато-бежевого цвета, твердая на ощупь. (Все ответы детей уточняются, поясняются) 
Во время передвижения ей помогают конечности - щупальца, снизу покрытые иголочками. Морская звезда — хищник, питается живыми организмами: мелкими рыбками, морскими червяками, креветками

Задание  «Сложи картинку».( Обитатели глубин).

В: -Ну чтож ребята нам пора возвращаться. Прошу занять свои места и отправиться домой.

-Где мы сегодня побывали?

-Что интересного узнали?

- Каких морских обитателей мы встретили?

-Вам понравилось наше путешествие или нет?

В:-Вот мы и вернулись. А за то, что вы были  такие молодцы, я вас угощу морскими конфетами.

1 Ребёнок: - Синий кит - самое крупное животное нашей планеты. Синий кит может вырастать до 33 м в длину и весить 150 т. Он встречается практически во всех районах Мирового океана. Название своё синий кит получил благодаря своей шкуре – она у него серого цвета, с голубым отливом. Плавает этот великан довольно медленно. Жить они предпочитают в одиночестве, потому что нескольким китам трудно прокормиться на одной территории. Питается кит рачками, водорослями, мелкой рыбешкой. Кит медленно плывёт, открывая пасть, куда вместе с водой попадает огромное количество пищи.

4 Ребёнок: - У осьминога мягкое тело не имеет костей и может свободно изгибаться в разные стороны. Назвали осьминога так потому, что от его короткого туловища отходят восемь конечностей. Живут осьминоги у дна, скрываясь в расщелинах между камнями или в подводных пещерах. Осьминоги – настоящие хищники. По ночам они выбираются из своих укрытий и отправляются на охоту. Осьминоги могут не только плавать, но и, переставляя щупальца, ходить по дну. Обычная добыча осьминогов – креветки, крабы и рыбы, которых они парализуют ядом. Своим клювом они могут разбить даже крепкие панцири крабов и раков или раковины моллюсков. Добычу осьминоги уносят в укрытие, где не спеша поедают. Среди осьминогов есть очень ядовитые, укус которых может быть смертельным даже для человека.

Акула - самые большие и прожорливые рыбы. Живут на средних этажах, в толще воды. Они нападают на всё, что движется в воде. Акулы имеют очень много зубов, которые расположены в несколько рядов.