Главные вкладки

    Программа экологического воспитания "Это наша с тобою Земля"
    рабочая программа

    Макаревич Любовь Викторовна

    Актуальность программы заключается в том, что в процессе её реализации создаются условия для понимания ребёнком того, что жизнь человека, его ум и здоровье - это превеликая ценность на земле, и, что счастье его самого, родных, близких и окружающих людей, в первую очередь, зависит от желания постоянно работать над собой, стать образованным, духовно - воспитанным и трудолюбивым. Данная программа адаптирована для каждодневной учебно-воспитательной деятельности, причём все материалы соотнесены с актуальными требованиями общества и школы, с реалиями сегодняшнего дня.

       Современная сложная экологическая ситуация в мире, возрастающие масштабы антропогенных воздействий на окружающую природную среду поставили человечество на грань выживания. Экологический кризис обусловлен не только достижениями научно-технического прогресса, но и кризисом нравственности личности, связанной с потерей духовных ценностных ориентиров в отношении природы. В этой связи коренные изменения претерпевает область образования, системообразующим фактором обновления в которой становится экологическое воспитание, направленное на формирование экологической культуры – важнейшего качества личности современного человека.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon programma_vospitaniya_v_nach.shkole_dlya_dogovora.doc113 КБ

    Предварительный просмотр:

    Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

    средняя общеобразовательная школа № 290 Красносельского района

    Санкт-Петербурга

    Рассмотрено

    Председатель Совета Молодёжи при администрации Красносельского района Санкт-Петербурга

                     Давыдова А. М.

    « ___ » _______ 2019г.                          

    Утверждено

    Директор ГБОУ СОШ №290 Красносельского района Санкт-Петербурга:

    _____________М.В. Гуцалова

    Приказ от «     » __________ 2019г

    Согласовано

    Начальник Отдела образования администрации Красносельского района Санкт-Петербурга

    _____________Нестеренкова О. С.

    Приказ от «     » ___________2019г

    .

    ПРОГРАММА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

    «ЭТО НАША С ТОБОЮ ЗЕМЛЯ!»

    в 1-11-х классах

    Автор-составитель:

    учитель начальных классов,

    педагог отделения дополнительного образования

    Макаревич Л. В.

    2019-2020 учебный год

    СОДЕРЖАНИЕ

    1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.................................................................2-3

    1.1. Актуальность и принципы........................................................................3-4

    1.2. Цели и задачи программы............................................................................4

    1.3 Участники программы.........................................................................4

    1.4 Сроки реализации программы............................................................5

    1.5 Виды занятий, применяемых в ходе реализации программы............................................................................................................5

    1.6 Содержание программы……………………………………..…….6-7

    1.6 Ожидаемые результаты……………………………………………...8

    2.  2.1 Методическое обеспечение.....................................................................9

    2.2 Техническое обеспечение………………………………………………….9

    2.3 Интернет ресурсы………………………………………………………..9-15

    1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    Основная идея:

    “Мир – это не окружающая среда, а наш единственный дом, в котором мы только и можем жить! Другого у нас нет и не будет. Для того чтобы обеспечить свое будущее, мы должны знать этот дом и уметь его обустраивать. Для этого служат нам и наш Разум, и наша Воля, способные использовать полученные знания для того, чтобы обеспечить нам возможность жить в этом доме”

    Н. Н. Моисеев   

    Школа призвана посредством воспитания и обучения реализовать заложенные психобиологические задатки, трансформировать их в социально - значимые свойства человеческой личности при самом активном участии ребёнка.

    1.      Актуальность и принципы

    Актуальность программы заключается в том, что в процессе её реализации создаются условия для понимания ребёнком того, что жизнь человека, его ум и здоровье - это превеликая ценность на земле, и, что счастье его самого, родных, близких и окружающих людей, в первую очередь, зависит от желания постоянно работать над собой, стать образованным, духовно - воспитанным и трудолюбивым. Данная программа адаптирована для каждодневной учебно-воспитательной деятельности, причём все материалы соотнесены с актуальными требованиями общества и школы, с реалиями сегодняшнего дня.

       Современная сложная экологическая ситуация в мире, возрастающие масштабы антропогенных воздействий на окружающую природную среду поставили человечество на грань выживания. Экологический кризис обусловлен не только достижениями научно-технического прогресса, но и кризисом нравственности личности, связанной с потерей духовных ценностных ориентиров в отношении природы. В этой связи коренные изменения претерпевает область образования, системообразующим фактором обновления в которой становится экологическое воспитание, направленное на формирование экологической культуры – важнейшего качества личности современного человека.

    В новом Федеральном государственном общеобразовательном стандарте общего образования подчеркнуто, что механизмом перехода к новой модели экологического образования выступает системно- деятельностная парадигма образования, предусматривающая целенаправленное развитие разных сфер личности учащегося посредством освоения им универсальных учебных действий (познавательных, коммуникативных, регулятивных и личностных), как средства реализации общеразвивающей и общекультурной направленности экологического образования.

    В основе программы заложены принципы:

    - ориентация на общечеловеческие ценности (человек, добро, красота, Отечество, семья, культура, знания, труд, мир) как основу здоровой жизни;

    - ориентация на социально-ценностные отношения (способность обнаружить за словами, событиями, действиями, предметами, поступками внутренний мир человека),- субъективность (содействие педагога развитию способности ребенка быть субъектом собственного поведения, а в итоге и жизни)

    - единство сознания, переживания, действия – отражает глубокую взаимосвязь интеллекта, чувств и деятельности в процессе становления развития ответственного отношения личности к окружающей среде;

    - принцип прогностичности – предполагает повседневную заботу каждого о сохранении среды не только для нашей жизни, но и для будущих поколений;

    междисциплинарный подход;

    - принцип гуманизации – отражение в содержании нравственных и правовых нормативов;

    - принцип научности – решение экологических проблем, опираясь на знания о физических, химических, биологических и географических аспектах биосферы;

    - целостности – взаимосвязанного раскрытия глобальных, региональных и локальных аспектов экологии;

    - интеграции – обеспечение взаимодействия всех сфер теоретического и практического сознания и различных видов деятельности учащихся;

    - непрерывности – организация образования по вопросам окружающей среды на всех этапах образования, в их преемственной связи и развитии.

    1.2. Цели и задачи программы

                Цель данной программы - воспитание у школьников экологически целесообразного поведения как показателя экологического мышления и экологической культуры.

                 Задачи воспитания:

    1. Формирование мировоззренческих компетенций, нравственной экологической позиции личности ученика.
    2. Формирование когнитивных компетенций у школьника через изучение богатств природного наследия.
    3. Модификация традиционных, и разработка новых форм реализации исследовательских и познавательных интересов детей, креативных компетенций личности.
    4. Формирование коммуникативных компетенций, включение школьников в экологическое движение, экологически ориентированную деятельность.
    5. Формирование оргдеятельностных компетенций, овладение разнообразными формами и методами поиска знаний, практическими умениями, организаторскими способностями.

    1.3 Участники программы

    Программа предлагается для учащихся 1—11-х классов общеобразовательной школы. В реализации программы участвуют: учащиеся, родители, педагоги, администрация школы, Совет Молодёжи при администрации Красносельского района.

    Участники проекта

    Участники

    Должность в проекте

    Основные обязанности по проекту

    1.

    Макаревич Л. В. –учитель начальных классов, школьный Совет Экологов

    руководитель проекта

    общее руководство и координация работы структур, диагностика и анализ развития, взаимодействие с социальными партнерами, организатор работы с Интернет-технологиями

    2.

    руководитель Молодёжного Совета Красносельского района

    координатор проекта

    взаимодействие с социальными партнерами

    3.

    Классный руководитель, коллектив класса, родители учащихся

    организаторы мероприятий

    разработка и реализация мероприятий проекта, организация работы по повышению инициатив учащихся

    4.

    Классный руководитель

    организаторы деятельности

    организация работы по повышению инициатив учащихся

    5.

    отряд “Эколэнд”

    организаторы и участники мероприятий

    организаторы акций, мероприятий, конкурсов

    6.

    объединение «Юный эколог»

    организаторы и участники мероприятий

    организаторы акций, мероприятий, конкурсов

    7.

    Родительский комитет

    организаторы мероприятий

    организаторы акций, мероприятий

    1.4 Сроки реализации программы

            Программа не ограничена сроками выполнения и по своей сути является бессрочной.

    1.5 Виды занятий, применяемых в ходе реализации программы

    Теоретические занятия:

    • беседы, рассказы;
    • слушание;
    • решение проблем;
    • обсуждение прочитанной литературы;
    • исследование (обучение установлению причинно-следственных связей).

    Практические занятия:

    • игры;
    • съёмки социальных роликов;
    • рассказывание истории, сказок;
    • импровизированные сценки, спектакли;
    • дебаты;
    • изготовление газеты;
    • моделирование;
    • тренинги;
    • опросы, анкетирование.
    • экологические акции;
    • добровольческие акции.

    Экскурсии:

    • посещение библиотек;
    • посещение зоопарка;
    • посещение парка.

       1.6 Содержание программы

    Программа Это наша с тобою Земля – эко-образовательная развивающая программа, направленная на формирование у школьников экологической культуры. В качестве ведущего технологического механизма данного процесса рассматривается развитие экологического мышления, сознания и экологической ответственности учащихся путем проработки жизненно значимого учебного материала, моделирования и осознанного усвоения учащимися образцов экологически целесообразной деятельности. Наличие модели компетентностного подхода позволит обеспечить выполнение социального заказа на экологически культурную личность, подготовка которой в современных условиях высокой социокультурной динамики представляется одним из стратегических направлений российского образования.

    Организационно-педагогические и дидактические условия реализации модели экологического образования применительно к различным формам организации учебной деятельности:

    • “учиться знать” – формирование когнитивных компетенций – изучение природы всего края (осуществляется через работу с ключевыми понятиями, познавательные, репродуктивные, актуализирующие, контрольные, обобщенные и проблемные вопросы и задания; вопросы на рассуждение и повышенной сложности, прикладного характера, ориентирующие на развитие компетентности “учиться познавать живую природу”);
    • “учиться быть” – формирование мировоззренческих компетенций – формирование нравственной экологической позиции личности ученика (осуществляется через задания, предполагающими рефлексию, самопознание (оценка себя как личности), осознание своей самостоятельности, самоутверждения в правильности выбора для дальнейшего жизненного пути);
    • “учиться делать” – формирование креативных и оргдеятельностных компетенций – реализации исследовательских и познавательных интересов детей, овладение разнообразными формами и методами поиска знаний, практическими умениями, организаторскими способностями (осуществляется через задания на создание конкретного продукта, разработку проектов, выполнение лабораторно-практических работ, работ творческого, исследовательского и реферативного характера);
    • “учиться жить” – формирование коммуникативных компетенций – включение школьников в экологическое движение, экологически ориентированную деятельность (осуществляется через задания на взаимодействие с другими людьми, на применение экологических знаний и умений в своей жизни для сохранения здоровья своего и своих близких, для сохранения окружающей среды как среды жизни).

     Деятельность в рамках программы:

    I этап. Анализ проблемы

    1. Анализ существующей воспитывающей среды, выявление общих и индивидуальных проблем компетентности в вопросах формирования экологической культуры.
    2. Определение ключевых направлений в реализации проекта.
    3. Создание банка данных нормативных и правовых документов по организации экологической работы в школе.
    4. Анализ возможностей по формированию и организации деятельности творческих групп педагогов по актуальным направлениям.
    5. Анализ направлений и возможностей по развитию методической и научно-исследовательской работы в области формирования экологической культуры.
    6. Анализ возможностей в расширении информационного обеспечения: периодические издания, Internet.

    II этап. Реализация программы

    1. Анализ потребностей в необходимой информации по разделам: диагностические методики, технологии, тематические разработки.
    2. Обеспечение подготовки педагогических кадров в области экологического воспитания, выпуск научно-методических рекомендаций по формированию экологической культуры.
    3. Сохранение лучших традиций и включение инновационных форм и методов в работу школы.
    4. Развитие системы взаимодействия, в которую включены учащиеся, педагоги и родители.
    5. Развитие возможностей по применению информационно-коммуникационных технологий (информирование, виртуальные мастерские, интерактивные формы, участие в сетевых проектах).

    III этап. Анализ эффективности программы

    1. Анализ информационной базы данных по обеспечению ключевых направлений педагогического сопровождения экологического воспитания: диагностические методики, технологии, тематические разработки.
    2. Совершенствование системы стимулирования инновационных процессов в области педагогического сопровождения экологического воспитания.

    1.7 Ожидаемые результаты

    Долгосрочные результаты:

    •        повышение уровня экологической культуры;

    •        сформированность у школьников когнитивных, мировоззренческих, креативных, оргдеятельностных, коммуникативных компетентностей личности;

    •        получение хорошей базы для самоопределения и профориентации, учащихся в области экологии.

    Краткосрочные результаты:

    •        создание высокоэффективной модели экологического образования в школе;

    •        повышение активности учащихся и родителей в экологических акциях;

    •        увеличение количества проектов экологического направления;

    •        создание группы вк эко-образовательного проекта “ЭКОЛЭНД”;

    •        разработка экологических образовательных маршрутов;

                                         

    2. Методическое обеспечение

    1. К.Фопель. Как научить детей сотрудничать (психологические игры и упражнения).- м.,2000
    2. Дзятковская Е.Н., Захлебный А.Н., Либеров А.Ю. Методические рекомендации по реализации экологического образования в ФГОС второго поколения. М.: Образование и экология, 2011 г.
    3. Ермаков Д.С. Формирование экологической компетентности учащихся. – М.: МИОО, 2009.
    4. Самкова В.А., Прутченков А.С. Экологический бумеранг: Практические занятия. – М.: Новая школа, 1996.
    5. Формирование экологической культуры и развитие молодежного движения / Под. ред. В.М. Захарова. — М.: Акрополь, Центр экологической политики и культуры, Центр экологической политики России, 2008.

    2.2 Техническое обеспечение

    Для реализации программы необходимо наличие:

    отдельных помещений (классов с посадочными местами и столами);

    лабораторного оборудования для проведения экологических исследований;

    компьютерной техники для работы с электронными учебными пособиями, оформления и презентации результатов исследования; применяется персональный компьютер на базе процессора Pentium4), мультимедийный проектор, акустическая система.

                                       

         

    2.3 Интернет ресурсы

    Интернет — ресурсы государственных природоохранных
    органов и учреждений

    Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации
    http://www.mnr.gov.ru

    Наша природа — Федеральная государственная информационная система
    https://priroda-ok.ru/#home:

    Федеральное агентство водных ресурсов Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации
    http://voda.mnr.gov.ru

    Федеральное агентство лесного хозяйства Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации
    http://les.mnr.gov.ru

    Федеральное агентство по недропользованию Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации
    http://www.rosnedra.com

    Федеральная служба по надзору в сфере природопользования Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации
    http://control.mnr.gov.ru

    Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор)
    http://www.gosnadzor.ru/

    Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет)
    www.meteorf.ru

    Федеральное агентство по рыболовству
    http://www.fish.gov.ru

    Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору
    www.fsvps.ru/fsvps

    Федеральный детский эколого-биологический центр
    Дополнительное образование детей эколого-биологической направленности детей в России

    Интернет - ресурсы общественных экологических организаций

     

    Комиссия Общественной Палаты Российской Федерации по экологической политике и охране окружающей среды
    http://oprf.ru/structure/comissions2008/114

    Экология России
    На сайте Общественной палаты Российской Федерации. Включает разделы «Экологические новости», «Контроль», «Горячая линия», «Видео», «Документы»
    http://oprf.ru/1449/1459/

    ЮНЕПКОМ
    Российский национальный комитет содействия Программе ООН по окружающей среде
    http://www.unepcom.ru

    Центр экологической политики и культуры
    Общероссийская общественная организация
    http://www.ecologyandculture.ru/

    Ярославский региональный Центр экологической политики и культуры
    Региональная общественная организация
    http://yaroslavl.ecologyandculture.ru

    Центр экологической политики России
    Профессиональная общественная экологическая организация
    http://www.ecopolicy.ru

    Всемирный фонд охраны дикой природы в России (WWF)
    Международная общественная благотворительная организация в России
    http://www.wwf.ru

    Гринпис России
    Международная общественная экологическая организация в России
    http://www.greenpeace.ru

    Фонд имени В.И.Вернадского
    Благотворительная организация, поддерживающая экологически ориентированные образовательные проекты
    http://www.vernadsky.ru

    Национальная экологическая премия
    http://www.ecoprize.ru

    «Зелёный крест»
    Межрегиональная экологическая общественная организация
    http://www.green-cross.ru

    Центр защиты прав животных ВИТА
    Российская общественная организация за права животных
    http://www.vita.org.ru/

    «Права животных Ru»
    Информационно-аналитический портал
    http://animalrights.ru/

    Коллективное действие
    Объединение общественных организаций
    Кампания «Экология и права животных»
    http://www.ikd.ru/taxonomy/term/38

    Российское представительство Международного фонда защиты животных (IFAW)
    http://www.ifaw.org/ifaw_russia

    Союз охраны птиц России (СОПР)
    Общероссийская общественная организация
    http://www.rbcu.ru/

    Всероссийское общество охраны природы
    Общероссийская общественная организация
    http://www.runature.ru

    Гильдия экологов
    Независимая ассоциация экологических компаний и организаций
    http://www.ecoguild.ru

    Зеленый патруль
    Общероссийская общественная организация
    http://www.greenpatrol.ru

    ЭКА
    Межрегиональная экологическая общественная организация
    http://www.eca-planet.com

    «Зеленая планета»
    Общероссийское общественное детское экологическое движение
    http://www.greenplaneta.ru

    «Мусора. Больше. Нет»
    Общественное экологическое движение
    http://musora.bolshe.net

    «PRO Отходы»
    Некоммерческое добровольное общероссийское объединение общественных организаций, хозяйствующих субъектов и иных форм объединения людей, созданное для решения проблемы отходов
    http://www.proothody.com

    Байкальская Экологическая Волна
    Независимая общественная организация
    www.baikalwave.eu.org

    «ЭкоДело»
    Интернет–ресурс создан с целью популяризации деятельности общественного экологического движения и формирования благоприятной среды для его развития. Он управляется Межрегиональным общественным экологическим фондом «ИСАР-Сибирь».
    http://ecodelo.org/info

    Эколайн
    Общественная организация
    http://www.ecoline.ru
    Поддерживает информационный сайт по системам экологического менеджмента
    http://www.14000.ru

    Центр охраны дикой природы
    Благотворительный фонд по решению природоохранных проблем на территории России и стран СНГ
    http://biodiversity.ru

    «Зеленый мир»
    Общественная экологическая организация
    http://www.greenworld.org.ru

    Россия в окружающем мире
    Международный независимый эколого-политологический университет
    http://www.rus-stat.ru

    Экологический центр «Дронт» (г. Нижний Новгород)
    Информационный портал экологического центра
    www.dront.ru

    Экологическое агентство ИНЭкА г. Новокузнецк
    Агентство, осуществляющее деятельность в области экологического консалтинга
    http://www.ineca.ru

    Родной берег
    Неформальное экологическое общественное движение г. Сосновый Бор Ленинградской области
    http://rodnoj-bereg.ru

    Международный социально-экологический союз
    Социально - экологический сайт
    http://www.seu.ru

    Фонд «Социальная экология»
    Некоммерческая организация
    http://soc-eco.ru

    Киевский эколого-культурный центр
    Общественная природоохранная организация Украины
    http://ecoethics.ru

    Санкт-Петербургская общественная организация содействия экологическому образованию "ЭкО" (ОСЭКО-СПб)
    «Через образование – к устойчивому будущему и гражданскому обществу»
    http://www.aseko.ru/

    «Зеленые»
    Российское общественное экологическое движение
    http://www.greenparty.ru/

    Беллона
    Некоммерческая общественная организация
    http://www.bellona.ru/subjects/o_bellone/aboutusrussection_view

    «Кедр»
    Конструктивно – экологическое движение России
    http://www.dkedr.ru

    Сибирский экологический центр
    Межрегиональная благотворительная общественная организация
    http://www.sibecocenter.ru

    Российский сайт ядерного нераспространения
    http://nuclearno.ru

    Экосфера
    Общероссийское общественное движение
    http://ecosfera-ood.ru

    Центр «Окружающая среда - Риск - Здоровье»
    Автономная некоммерческая организация науки
    http://erh.ru/index.php

    Санкт-Петербургский Экологический союз
    Некоммерческая экологическая организация
    http://www.ecounion.ru/ru/site.php

    Центр по проблемам окружающей среды и устойчивого развития «Эко-Согласие»
    http://www.ecoaccord.org

    Экологическая группа «ГИД»
    Калининградская общественная организация
    http://guideinfo.jimdo.com

    «Экологическая оборона Московской области»
    Неформальное общественное экологическое движение
    http://www.ecmo.ru

    Русское географическое общество
    Всероссийская общественная организация
    Раздел «Живая природа»
    http://www.rgo.ru/zhivaya-priroda

    Подорожник
    Общероссийская общественная экологическая организация
    http://podoroznik.ru

    Друзья Балтики
    Межрегиональная общественная молодежная экологическая организация
    http://baltfriends.ru

    Вернуться к обзо


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Программа экологического воспитания «В СОДРУЖЕСТВЕ С ПРИРОДОЙ»

    Проблема взаимосвязи человека с природой не нова,  она имела место всегда. Формирование экологического сознания - одна из воспитательных   задач  Кинельского государственного техни...

    Программа экологического воспитания «В СОДРУЖЕСТВЕ С ПРИРОДОЙ»

    «Природа, как  бесценный дар, и человек-это единое целое.Только в общении с природой человек может достигнуть нравственного совершенства».В.И. Вернадский АКТУАЛЬНОСТЬПроблема взаимосвя...

    Рабочая программа "Экологические основы природопользования"

    В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:-анализировать и прогнозировать экологические последствия различных видов деятельности;-использовать в профессиональной деятельности представл...

    Программа экологического кружка "Зелёная планета"

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕСРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯШКОЛА № 64...

    Методическая разработка сценария областной эколого-краеведческой конференции «Это наша с тобою Земля!»

    I областная студенческая эколого-краеведческая конференция «Это наша с тобою Земля!» проводится для студентов организаций среднего профессионального образования Московской области....

    классный час: "Это наша с тобой земля"

    устный журнал с элементами викторины...

    экологический проект «Твой след на Земле»

    Экологическое образование и воспитание молодежи - настоятельное тре­бование времени. Чем быстрее растет производство, тем больше про­изводится отходов, растет загрязнение воздуха, поверхностны...