Программа экологического воспитания «В СОДРУЖЕСТВЕ С ПРИРОДОЙ»
методическая разработка на тему

Мишина Татьяна Николаевна

 

«Природа, как  бесценный дар, и человек-это единое целое.

Только в общении с природой человек может

достигнуть нравственного совершенства».

В.И. Вернадский

 

АКТУАЛЬНОСТЬ

Проблема взаимосвязи человека с природой не нова,  она имела место всегда. Но сейчас, в настоящее время, экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также воздействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой и  приняла огромные масштабы.  Планету может спасти лишь деятельность людей,  совершаемая на основе глубокого понимания законов  природы, учет многочисленных взаимодействий в природных сообществах, осознание того, что человек - это всего лишь часть природы. Это означает,  что эколого-нравственная проблема встает сегодня не только как проблема сохранения окружающей среды от загрязнения и  других отрицательных влияний хозяйственной деятельности человека на Земле.  Она вырастает в проблему предотвращения стихийного  воздействия людей на природу, в сознательно, целенаправленно, планомерно развивающееся взаимодействие с нею. Такое взаимодействие осуществимо  при  наличии  в  каждом человеке достаточного уровня эколого-нравственной культуры,  экологического и нравственного  сознания, формирование которых начинается с детства и продолжается всю жизнь.

Исследуемая проблема широка, она ставится не впервые. В развитие теории нравственного воспитания в процессе общения с природой большую лепту внесли известные деятели педагогической науки и просвещения К.Д.Ушинский, В.Г.Огородников, В.А.Сухомлинский и др.

Формирование экологического сознания – одна из воспитательных   задач  Кинельского государственного техникума. Процесс формирования экологического сознания должен  охватить все курсы обучающихся.

Поэтому, данная программа предусматривает вовлечение в деятельность студентов 1-3 курсов.Также программа позволяет осуществить основные требования, предъявляющиеся к организации деятельности студентов, проживающих в общежитии, а именно:

1.     вовлечение всех обучающихся, проживающих в общежитии с учётом их интересов; и способностей;

2.     общественно-полезная направленность, увлекательность мероприятий;

3.     повышение роли самих обучающихся, органов самоуправления;

4.     взаимодействие с  иными учреждениями и общественными организациями;

5.     развитие познавательных интересов обучающихся, их творческих способностей;

6.     проводить профессиональную ориентацию.

 

Считаю, что  окружающая среда  является  важнейшим педагогическим средством воспитания личности, а формирование у обучающихся экологической культуры – одним из путей  их развития.   

Условием эффективности экологической культуры служат осознанность, глубина и прочность знаний о явлениях, процессах и законах природы, понимание диалектики взаимодействия общества и биосферы, готовность к конкретным действиям, улучшающим состояние окружающей среды своей местности, и реальный вклад в это дело.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_po_ekologii_attestaciya.doc141 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

 среднего профессионального образования

«Кинельский государственный техникум»

  Программа экологического воспитания

«В СОДРУЖЕСТВЕ С ПРИРОДОЙ»

                                                  Автор программы:

    Мишина Татьяна Николаевна,

                                                                    воспитатель ГБОУ СПО КГТ

Принято на Методическом совете ГБОУ СПО КГТ.

Протокол № 1 от 30  января 2012 года

г. Кинель, 2012 


        «Природа, как  бесценный дар, и человек-это единое целое.

Только в общении с природой человек может

достигнуть нравственного совершенства».

В.И. Вернадский

АКТУАЛЬНОСТЬ

Проблема взаимосвязи человека с природой не нова,  она имела место всегда. Но сейчас, в настоящее время, экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также воздействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой и  приняла огромные масштабы.  Планету может спасти лишь деятельность людей,  совершаемая на основе глубокого понимания законов  природы, учет многочисленных взаимодействий в природных сообществах, осознание того, что человек - это всего лишь часть природы. Это означает,  что эколого-нравственная проблема встает сегодня не только как проблема сохранения окружающей среды от загрязнения и  других отрицательных влияний хозяйственной деятельности человека на Земле.  Она вырастает в проблему предотвращения стихийного  воздействия людей на природу, в сознательно, целенаправленно, планомерно развивающееся взаимодействие с нею. Такое взаимодействие осуществимо  при  наличии  в  каждом человеке достаточного уровня эколого-нравственной культуры,  экологического и нравственного  сознания, формирование которых начинается с детства и продолжается всю жизнь.

Исследуемая проблема широка, она ставится не впервые. В развитие теории нравственного воспитания в процессе общения с природой большую лепту внесли известные деятели педагогической науки и просвещения К.Д.Ушинский, В.Г.Огородников, В.А.Сухомлинский и др.

Формирование экологического сознания – одна из воспитательных   задач  Кинельского государственного техникума. Процесс формирования экологического сознания должен  охватить все курсы обучающихся.

Поэтому, данная программа предусматривает вовлечение в деятельность студентов 1-3 курсов.Также программа позволяет осуществить основные требования, предъявляющиеся к организации деятельности студентов, проживающих в общежитии, а именно:

вовлечение всех обучающихся, проживающих в общежитии с учётом их интересов; и способностей;

общественно-полезная направленность, увлекательность мероприятий;

повышение роли самих обучающихся, органов самоуправления;

взаимодействие с  иными учреждениями и общественными организациями;

развитие познавательных интересов обучающихся, их творческих способностей;

проводить профессиональную ориентацию.

Считаю, что  окружающая среда  является  важнейшим педагогическим средством воспитания личности, а формирование у обучающихся экологической культуры – одним из путей  их развития.    

Условием эффективности экологической культуры служат осознанность, глубина и прочность знаний о явлениях, процессах и законах природы, понимание диалектики взаимодействия общества и биосферы, готовность к конкретным действиям, улучшающим состояние окружающей среды своей местности, и реальный вклад в это дело.

ПРАВОВАЯ  БАЗА  ПРОГРАММЫ:

- Конституция РФ;

- Закон «Об образовании РФ»;

-Федеральный закон об охране окружающей среды (от 2002г.)

- Конвенция  о правах ребенка;

- Методические рекомендации Министерства образования РФ о    взаимодействии  образовательного учреждения с семьей

- Экологическое воспитание строится на  основе  рекомендаций, разработанных Международным Конгрессом по образованию и воспитанию в области окружающей среды,  который проходил под эгидой  международных организаций  ЮНЕСКО И ЮНЕП. "http://www.edudic.ru/eco/153/-ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

ЦЕЛЬ:

формирование экологической культуры обучающихся

ЗАДАЧИ:

формировать у обучающихся научное экологическое мировоззрение;

воспитывать созидательное отношение  к окружающей среде;

прививать необходимые  практические навыки  и умения поведения на природе;

вырабатывать умение предвидеть  возможные  последствия своей деятельности;

формировать духовную потребность в общении с природой, осознание ее облагораживающего воздействия, стремление  к познанию окружающей природы в единстве с переживаниями нравственного характера;

развивать интерес к экологии как к науке;

формировать потребность в здоровом образе жизни.

При этом под экологической культурой понимается качество личности, включающее в себя следующие компоненты:

интерес к природе;

знания о природе, взаимосвязях в природе, воздействии человека на природу;

чувства эстетические и нравственные;

позитивная деятельность и поведение в природе;

мотивы деятельности в природе (познавательные, эстетические, санитарно-гигиенические и др.)

 

 Перечень приоритетных мероприятий

         Методы:

вовлечение в деятельность

стимулирование

увлечение

доверие

сотрудничество

соревнование

метод переключения (занятие подростка трудом, учебой, спортом, новой общественной деятельностью, поисковой деятельностью).

экологическое исследование

убеждение

дискуссия

поручение

создание воспитывающей ситуации

поощрение

        Формы:

экологическое занятие

викторина

лабораторная работа

практическая работа

общешкольное мероприятие

беседа

лекция

спортивная игра

соревнование

конкурс

КВН

экологическая сказка

экскурсия

      Ожидаемые результаты

Участие в выявлении экологических проблем Родного края.

Расширение воспитательного и культурного пространства для самореализации, саморазвития  экологической культуры обучающихся студентов.

Умение применять теоретические знания в решении практических задач.

Воспитание чутких и внимательных к окружающему миру людей, способных удивляться красоте и совершенству природы, ответственных за ее сохранение

Развитие физических качеств, выработка у обучающихся потребности в здоровом образе жизни;

Достаточное обеспечение необходимой информацией для экологического воспитания обучающихся и педагогов.

Программа  экологического воспитания «В СОДРУЖЕСТВЕ С ПРИРОДОЙ» рассчитана на три  учебных года  2011 – 2012 учебный год, 2012 – 2013 учебный год , 2013 – 2014 учебный год.

Программа составлена в  соответствии с особенностями обучающихся ГБОУ СПО «Кинельский государственный техникум»  и воспитательной системой техникума.

ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ

ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

В основе экологического воспитания лежат  общепедагогические и  специфические  принципы:

целенаправленность;

взаимосвязь глобального, регионального и краеведческого подходов к раскрытию современных экологических проблем

связь с  жизнью;

системность в воспитании;

демократизм и  гуманизм;

единство интеллектуального, эмоционального восприятия окружающей среды и практической деятельности по ее улучшению;

приоритет общечеловеческих ценностей: доброты,  уважения, ответственности,  готовности прийти на помощь,  старательности, добросовестности;

принцип успешности.

 

ПУТИ  РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

 «В СОДРУЖЕСТВЕ С ПРИРОДОЙ»

Направ-ление

Задачи

Формы и методы  воспитания

Сроки

Ответственные

« Изучаем природу своего края»

Реализовать познавательные интересы и потребности обучающихся через изучение  природы  своей малой и  большой Родины

Экскурсия «Осень в берёзовой роще. Познай природу, рассматривая дерево»


сентябрь 2011г.

зам. по УВР,воспитатели

Проект «Мое дерево»

сентябрь 2011г.

зам. по УВР,воспитатели,экологический штаб

Экология в нашем  доме и экомир моей семьи

октябрь 2011г.

зам. по УВР, воспитатели,

Экология и экономия в собственном
кошельке.

октябрь2011г.

воспитатели

Праздничное мероприятие «Осенний бал» Дефиле нарядов из природного материала,выставка поделок «Дары природы»

октябрь 2011г.

зам. по УВР, воспитатели,

экологический штаб

Конкурс чтецов «Природа в поэзии»

ноябрь 2011г.

библиотекарь ,воспитатели,

экологический штаб

Игра-соревнование «Кто лучше знает природу родного края»

декабрь 2011г.

 воспитатели,

экологический штаб

Выставка «Реклама книг о природе»

январь 2012г.

Библиотекарь,группа продавцов-консультантов

Литературно-экологическая встреча

 «Земля - наш родной дом»

февраль 2012г.

зам. директора по УВР,воспитатели библиотекарь

Практическое занятие «Птицы - наши друзья» (изготовление и развешивание кормушек)

февраль 2012г.

воспитатели,

экологический штаб

Лекция «Изучаем способы охраны природы»

март 2012г.

библиотекарь, воспитатели

Праздник «День Земли»

март 2012 г.

зам. директора по УВР, экологический штаб общежития

Экологический десант

Уборка прилегающей территории

апрель 2012г.

воспитатели, экологический штаб

Конкурс рисунков  «Наша Природа»

апрель 2012г.

воспитатели, экологический штаб

Видеолекторий «Край ты мой-земля Кинельская»

май 2012г.

библиотекарь, воспитатели

Игра «Кто лучше знает природу родного края»

сентябрь 2012г.

экологический штаб

Проект «Сажаем многолетники»

октябрь 2012г.


экологический штаб

Праздничное мероприятие  «Королева Осени»

Выставка поделок из природного материала «Дары осени»

ноябрь 2012г.

воспитатели, экологический штаб

Видеолекторий с использованием  сюжетов о техногенных катастрофах в   природе

декабрь 2012г.

воспитатели

Эколого-краеведческая  олимпиада для обучающихся и преподавателей «Природа родного края»


январь 2013г.

библиотекарь,воспитатели, директор краеведческого музея

«Сохранить природу – значит сохранить Родину»    М.М. Пришвин

Направ-ление

Задачи

Формы и методы  воспитания

Сроки

Ответственные

«Сохраним  удивительный мир природы»

Формировать бережное отношение к природе

Конкурс рисунков  «Природа будущего»

февраль 2013 г.


воспитатели,библиотекарь


Видеосюжеты «Изучаем способы охраны природы»

март 2013г.

библиотекарь, воспитатели

Видеолекторий «Охраняемые животные и растения нашего края»

март 2013г.

воспитатели

Экологический турнир «Экопланета»

апрель 2013г.

зам. директора по УВР, экологический штаб общежития

Конкурс стихотворений,рассказов, рефератов «Красная книга природы»

апрель 2013 г.

воспитатели

Глобальные экопроблемы современности-беседа  с просмотром видеосюжетов

апрель 2013 г.

воспитатели, экологический штаб

Экологический десант

«Сделаем планету чище»

май 2013

воспитатели, экологический штаб

«Сохранить природу – значит  сохранить жизнь» (брифинг)

май 2013г.

преподаватель экологии, воспитатели

Агитзанятие "Не засоряйте берега водоема"

май 2013г.

воспитатели, экологический штаб

«…Для того, чтобы наслаждать сокровищами природы, человек должен  быть здоровым, сильным и умным».

                                                                    И.П. Павлов

Направ-ление

Задачи

Формы и методы  воспитания

Сроки

Ответственные

«Сбережём своё здоровье»

Приобщать  обучающихся  к здоровому образу жизни через  взаимодействие с природой.

Диспут «Экология и здоровье»

сентябрь 2013 г.

воспитатели

Выявление, охрана и разведение лекарственных растений на территории техникума и общежития

сентябрь 2013г.

преподаватель экологии, воспитатели, экологический штаб

Классный  час «7 Докторов природы»

(о лекарственных растениях)

октябрь 2013 г.

преподаватель экологии, воспитатели

Участие в озеленении территории  техникума и общежития

ежегодно, апрель-май

зам. директора по УВР,воспитатели

Экскурсия в краеведческий музей  г.

Кинеля и г.Самары

  октябрь 2013 г.

воспитатели

Конкурс рефератов  по теме: «Ядовитые растения, произрастающие на территории   Кинеля и Кинельского района»

ноябрь 2013г.

преподаватель экологии, воспитатели

Влияние транспорта на окружающую среду

Диспут «Есть ли выход из экологического бедствия?»

ноябрь 2013г.

преподаватель экологии, воспитатели

Участие в работах по уходу за комнатными растениями в кабинетах техникума, в комнатах общежития. Конкурс на лучший зеленый кабинет и комнату.

ноябрь 2013г.

преподаватель экологии, воспитатели

Чай для здоровья

декабрь 2013г.

воспитатели,библиотекарь

Определение общего количества примесей в отобранных пробах воды

январь 2014

воспитатели,библиотекарь

О роли и пользе воды.

Одушевлённая вода-видеосюжет

февраль 2014

воспитатели,библиотекарь

Проектная деятельность «Пути выхода из глобального кризиса»

февраль -май 2014 г.


воспитатели,библиотекарь


Спасение - артезианская вода!

Минеральные воды

март 2014г.

преподаватель экологии, воспитатели

Правила употребления чистой воды

март 2014г.

преподаватель экологии, воспитатели

День здоровья

  апрель 2014г.

руководитель физвоспитания

Выставка фотографий «Я и Природа»

апрель 2014г.

Зам.по УВР,

Представление проектов «Пути выхода из глобального кризиса»

май 2014г.

Зам.по УВР,воспитатели,преподаватель экологии

Природа Самары как отражение мирового экологического кризиса

май 2014г.

преподаватель экологии, воспитатели

Совместные походы  с преподавателями на природу Кинельского района

май2014г.

Зам.по УВР, преподаватель ОБЖ, руководитель физвоспитания

«Нельзя допустить, чтобы люди направляли на свое уничтожение те силы природы, которые они сумели открыть и покорить».

     Ф. Жолио – Кюри

МОДЕЛЬ  ВЫПУСКНИКА  КИНЕЛЬСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ТЕХНИКУМА

(в контексте  программы)

Выпускник должен:

Соблюдать  правила поведения в окружающей среде.

Заботиться о тех  или иных  представителях  животного и растительного мира.

Самостоятельно выбирать объекты своей экологической деятельности.

Быть готовым  оказать помощь нуждающимся в ней.

 Участвовать в той или иной  деятельности  вместе с взрослыми  с проявлением самостоятельности и творчества.

Уметь правильно вести себя в минуту опасности.

Уметь общаться с  взрослыми, сверстниками.

Уметь отвечать за свои поступки.

Уметь жить в гармонии с окружающим миром.

 Обладать способностью дарить людям радость.

ДИАГНОСТИКА  РЕЗУЛЬТАТОВ

Основным критерием эффективности работы по формированию экологической культуры    обучающихся является  единство их экологического сознания и поведения.

Диагностика результатов будет  проводиться в конце каждого учебного года путем  анкетирования обучающихся, родителей, подведения итогов деятельности в рамках программы.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Суворова В.М. «Опыт экологической работы со школьниками». – Волгоград, 2009

Фадеева Г.А. «Химия и экология».- Волгоград,2005

Формирование экологической культуры жителей города / Народная школа №5,2004

Экологический турнир / Последний звонок №12, 2002

Урок экологии в тридевятом царстве / Педсовет №5, 2006

Экологическая сценка / Педсовет №9, 2008

День птиц / Педсовет №1, 2005

Свалка по имени Земля / Педсовет №11, 2005

Частушки на экологическую тему / Педсовет №7, 2009

Всемирный день Земли / Педсовет №2, 2010

Экологическая сказка / Педсовет № 6, 2003

Экологические игры / Пед. творчество №9, 2007

Экологические сказки / Педсовет № 11, 2004

Здравствуйте пернатые, Наш дом – планета Земля / Педсовет № 8, 2008

Экология в филологии / Педсовет №11, 2007

Экологическая игра «Лик Земли» / Последний звонок №12, 2007

На крыльях весну принесли / Последний звонок №1, 2005

Война как фактор ухудшения среды обитания, игровые задачи по экологии / Последний звонок №8, 2005

Земля – наш общий дом / Последний звонок №12,2005

Интернет – ресурсы http://ecology.aonb.ru/razrabotka-obrazovatelnyh-programm-i-ciklov-po-ekologii1.html

http://kalitina.okis.ru/programmi.html

http://festival.1september.ru/articles/412705/

Энциклопедия для детей «Биология» - М.: 2002

 Энциклопедия для детей «Человек» - М.: 2002

 Джинни Джонсон «Животные (млекопитающие, птицы, рыбы). – М.: АСТ, 2001

Перина М./О роли и пользе воды: книга для всей семьи/Марина Перина.-Самара:ООО»Офорт»,2009.-94с.:илл.

Семья

Общественные организации

Техникум

Учебная деятельность в КГТ

Деятельность в общежитии

Кружковая  работа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа экологического воспитания «В СОДРУЖЕСТВЕ С ПРИРОДОЙ»

Проблема взаимосвязи человека с природой не нова,  она имела место всегда. Формирование экологического сознания - одна из воспитательных   задач  Кинельского государственного техни...

ДОКЛАД «Экологическое воспитание на уроках химии. Место человека в системе живой природы»

Рекомендован для преподавателей учреждений среднего профессионального образования с целью формирования у учащихся экологического мышления и развития экологической культуры при изучении химии....

«Методическая разработка экологической игры на территории памятника природы «Комаровский берег»

В статье описана экологическая игра на особо охраняемой природной территории "Комаровский берег".Целью игры является приобщение к экологической культуре, повышению эколого- биологического образования....

Экологическая акция "В гармонии с природой"

Цель акции:  формирование у детей   чувства сопричастности ко всему живому, гуманное отношение к окружающей среде и стремление проявлять заботу о сохранении природы своего края....

Программа экологического воспитания "Это наша с тобою Земля"

Актуальность программы заключается в том, что в процессе её реализации создаются условия для понимания ребёнком того, что жизнь человека, его ум и здоровье - это превеликая ценность на земле, и, что с...

Статья по теме: «Экологическое воспитание в условиях детского дома «Природа – наше богатство»

Экологическое образование и воспитание детей – это не дань моде, а веление времени, продиктованное самой жизнью: для того чтобы сегодня выжить и обеспечить существование человека в будущем, ныне...

Программа экологического воспитания "Природа и Я - Друзья" для детей разновозрастной группы

Цель программы: сформировать экологическое мировоззрение и культуру поведения воспитанника в окружающей  природной среде.расширить объем интереса к природеразвить личностно – значимое ...